НОВОСТИ

Безопасность в путешествиях

Общее понятие безопасности н направления ее организации
Важным аспектом деятельности туристских предприятий является обеспечение безопасности туристов во время их путешествия.
Требования по обеспечению безопасности туристов и экс-KypcairroB определены Государственным стандартом России (ГОСТ Р 50644-94 «Турнстско-экскурснонное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»). Этот стандарт устанавливает требования к туристским и экскурсионным услугам, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья туристов, методы их контроля, и предназначен для целей обязательной сертнфикащш туристских услуг, т. е. без соблюдения требований ГОСТа по безопасности туристский продукт не будет сертифицирован, а фирма не сможет его продавать и работать.
Риск для жизни и здоровья человека в туристеко-экскурснон-ном обслуживании возникает в условиях: существования источников риска; проявления данного источника на опасном для человека уровне; подверженности человека воздействию источников опасности. Поэтому главной задачей туроператора при организахши тура и обслуживании туристов является зашита нх от возможных источников риска.
Источники риска могут быть разнообразными - это и трав-моо пас ность, и воздействие окружающей среды, и пожароопас-ностъ. и биологические и психофизиологические воздействия, и нагрузки. Кроме того, в туризме существуют и прочие специфические факторы риска, обусловленные информационным обеспечением, уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала, туроператора.
Организация безопасности - понятие комплексное, включающее ряд аспектов, являющихся равно важными для туристов.
Работу но организации и обеспечению безопасности туристов в путешествии условно можно разделить по следующим направлениям:
1. Борьба с природными и техногенными катастрофами в туристских центрах и предотвращение рисков для туристов.
2. Предупреждение эпндемиатогнческнх. бактериологических и других медицинских рисков и соблюдение соответствующих формальностей.
3. Организация безопасности туристов во время перевозки.
4. Страхование туристов в путешествии, а также профессио-
нальной ответственности турпредприятнй.
5. Создание туристской полиции и секьюритн.
При этом необходимо серьезно относиться к предупреждению так называемых специфических факторов риска в туризме, связанных прежде всего с квалификацией туристских кадров, начиная с контактного обслуживания, завершая высшим звеном управления. От этих людей напрямую зависит безопасность туристов, так как она обеспечивается грамотным планированием маршрутов и трасс передвижения, надежным обслуживанием, достоверным н исчерпывающим информированием туристов о возможных рисках во время путешествия и т. д.
В России так же, как и в других развитых государствах, принимаются меры по предупреждению возможных рисков при совершении путешествий в страны, не благополучные по политической обстановке. Принято постановление Правительства Российской Федерации «О комплексе мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 1994 Г-Jfe 1451. Приняты законодательные акты, которыми на федеральные органы исполнительной власти возлагается обязанность информировать турагентов, туроператоров и туристов об угрозе безопасности, в том числе через 1тзсударственные средства массовой информации.
Природные и техногенные катастрофы и предотвращение рисков для туристов
Природные н техпогенные катастрофы в туристских центрах представляют собой серьезную опасность для туристов. Однако при грамотном и ептзетственном подходе к данной проблеме туристская фирма способна свести к минимуму такие риски.
В ГОСТ Р 50644-94 указаны меры по предупреждению и снижению ряда природных и техногенных факторов риска, которые в туризме обусловлены:
• возможностью возникновения в зоне размещения туристского птзедтгоиятня или маршрута гпзнродных, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций (в том числе связанных с состоянием общественного порядка в районе обслуживания туристов). Необходимо отслеживать, контролировать такие ситуации в районах отдыха и путешествий туристов, а также информировать нх о предстоящих рисках. В каждом туристском предприятии должны быть разработаны и утверждены планы действий персонала в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и др.), включающие взаимодействие с местными органами управления, участвующими в спасательных работах;
• техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы (туристских гостиниц, баз, кемпингов, канатных дорог и бугельных подъемников, туристских трасс, архитектурных, природных достопримечательностей). Безопасность пользования материально-технической базой обеспечивается соблюдением требований строительных норм и правил при прое1тфовании и строительстве объектов обслуживания туристов, при их технической эксплуатации, а также она обеспечивается техническим оснащением, соответствующим действующим нормативам. Транспортные перевозки туристов во время путешествий, экскурсий, походов должтш осуществляться в соответствии с требованиями действующих правил обслуживания пассажиров на конкретных вилах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и т. д.);
• сложностью рельефов местности (речными порогами, горными склонами, моренными, скальными, ледовыми участками туристских трасс и т. п.). Подготовка маршрутов, туристского снаряжения и инвентаря, применяемого при обслуживании туристов, должна соответствовать требованиям, установленным действующей нормативной документацией на эти виды маршрутов и снаряжения;
• уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (гидов, инструкторов, экскурсоводов и др.). Необходимо обеспечивать работу на маршруте с туристами квалифицированными, обученными кадрами, владеющими профессиональными навыками, методикой и умениями:
• подготовкой туристов к передвижению по маршруту определенного вида н конкретной категории сложности. Перед каждым маршрутом с туристами должен проводиться инструктаж. Для них должны быть предоставлены соответствующая безопасная экипировка, страховочное снаряжение и т. д.;
• информацношгым обеспечением. Необходимо проводить четкую и понятную туристам маркировку трасс маршрутов. Туристские предприятия обязаны ознакомить туристов с элементами рнска конкретной туристской услуги и мерами по его предотвращению.
Информация, необходимая для туристов в целях охраны их жизни н здоровья, должна предоставляться заблаговременно, до начала отдыха, а также в процессе обслуживания.
Информация о природных сложностях туристской трассы, необходимом уровне личной физической подготовки туриста, об особенности индивидуальной экипировки должна содержаться в рекламно-информационных материалах и в тексте информационного листка к туристской путевке,
В туризме существует еще ряд техногенных н природных факторов риска. Прежде всего это пожароопасность. Эксплуатацию объектов обслуживании необходимо осуществлять в строгом соответствин с требованиями нормативных документов. Правил пожарной безопасности. Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. Hs 69-ФЗ.
В предприятиях размещения туристов необходимо оборудовать специальные системы пожаротушения и должен быть вывешен план эвакуации на случай пожара, разработан план мероприятий по спасению туристов и персонала н пр.
Опасные излучения — повышенный уровень ультрафиолетового и радиологического излучения.
Туристские маршруты допускается прокладывать и эксплуатировать согласно ГОСТ Р 50644-94 только в местностях с благоприятными характеристиками радиационного состояния.
Ультрафиолетовое излучение сопровождает туристов в путешествиях достаточно часто: в южных странах, на пляжах, в горах. В ГОСТе говорится:
«Предупреждение опасности ультрафиолетовой радиации на туристских маршрутах обеспечивается:
• информированием туристов о воздействии ультрафиолетового излучения на человека;
• использованием средств индивидуальной зашиты (защитные маски, кремы, одежда, закрывающая тело, руки, ноги, солнцезащитные очки н пр.).
Необходимо учитывать действие данного фактора риска при планировании графика движения по маршруту (по открытым, неэатсненным участкам маршрута в горных, водных, лыжных и других поездках и походах))).
Химические факторы риска - токсические, раздражающие, сенсибилизирующие. Для предотвращения действия данных факторов риска в обслуживании туристов необходимо:
• осуществлять регулярный контроль за содержанием вредных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания и других физиологических средах;
• осуществлять строительство и размещение объектов для обслуживания туристов в благоприятной с точки зрения химических факторов риска среде;
• применять препараты для дезинфекции и дезинсекции в строгом соответствии с инструкцией по использованию, исключая возможность контактов туристов с этими средствами.
Повышенная запыленность и загазованность. Уровень вредных веществ в воздухе зон обслуживания туристов, помещений, транспортных средств должен быть не ниже санитар-но-гигиенических норм, установленных соответствующими строительными ГОСТами, санитарными нормами н правилами. Безопасность обеспечивается соблюдением требований к оснащению помещений, транспортных средств вентиляцией с очисткой воздуха.
Всемирная туристская организация (ВТО) уделяет вопросам безопасности в туризме большое значение. Так. в декабре 1998 г. во Владивостоке прошел региональный семинар ВТО. посвященный вопросам безопасности в сфере туризма. Участники секции по вопросам борьбы с природными и техногенными катастрофами в туристских центрах подчеркнули необходимость информирования туристов о правилах поведения в критических ситуациях.
В 1993 г. было принято постановление Правительства РФ о создании Федеральной службы по метеорологии и мониторингу окружающей среды. В особо опасных районах были созданы противолавинные центры, работают поисково-спасательные службы (ПСС). Их задачами также являются исследование, прогнозирование н информирование населения и туристов о необходимых мерах предосторожности.

Эпидемиологическая н бактериологическая безопасность туристов
В этой части учебника речь пойдет о предотвращении инфекционных заболеваний туристов, посещающих определенные регионы Земли, о рисках и соблюдении санитарных формальностей туристами, гигиене питания в туристских центрах, снижении травмоопасности и т. д. В туризме в этом направлении должна вестись серьезная работа. В нашей стране, как и во многих других, введен строгий эпидемиологический контроль. Выезжая в страны Юго-Восточной Азии, Африки н Латинской Америки, наряду с паспортно-визовыми каждый турист должен соблюсти санитарные формальности.
Под санитарными формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими границу, установленных требований по вакцинации. Для предотвращения распространения опасных заболеваний (чумы, холеры, лихорадки, оспы и др.) органами здравоохранения могут вводиться особые меры санитарного контроля. Они регламентируются Законом РСФСР «О санитарном и эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г. и постановлением Правительства РФ «Об утверждении Федеральной целевой программы по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсических веществ на 1994-1997 годы» от 5 июня 1994 г. № 624.
В соответствии с данными документами предполагается открыть более 100 кагзантинных пунктов, оборудовать санитар-но-контрольные пункты аэропортов, морских и речных портов, вокзалов, автовокзалов, где осуществляются международные перевозки.
При поездке в страны, являющиеся «зоной желтой лихорадки», туристу следует сделать прививки, а также получить заключение врача об отсутствии противопоказаний для посещения этих стран.
Выезжающим в страны Африки н Южной Америки необходимо сделать прививку от желтой лихорадки и обновить прививку от дифтерии. Прививка от желтой лихорадки обеспечивает иммунитет на протяжении 10 лет, начиная с 10-го дня после вакцинации.
Тем, кто выезжает на длительное время в страны Итшокитая или Юго-Восточной Азии, такие прививки следует сделать от холеры и малярии.
Аналогичные ограничения существуют для туристов, выезжающих в некоторые регионы Сибири или на Камчатку в мае-июне. При этом следует сделать прививки против энцефалитного клеща. Некоторые прививки по установленным правилам следует сделать не позже чем за месяц до отъезда.
Вакцинация оформляется международным сертификатом, выдаваемым туристу медицинским учреждением. Без него туриста вернут с рейса в соответствии с медико-санитарными правилами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Турист-нарушитель может быть помешен в изолятор на инкубационный период. В случае противопоказания к прививкам (при беременности, простудных заболеваниях, аллергии на яичный желток и др.) турпоездка в названные страны полностью закрыта.
Туристская фирма обязана проинформировать туристов о необходимых ограничениях и недопущении приема в пиигу неизвестных, непривычных или непривычно приготовленных продуктов. Большое количество заболеваний связано с употреблением в пищу недостаточно термически обработанного мяса, рыбы и других продуктов. Например, стоит задуматься перед употреблением так называемого «пьяного» краба в Китае (если для местных жителей замоченный в вине сырой краб - обычная пища, то для европейца этот деликатес может быть очень опасен).
К сожалению, многие турфирмы не ннструктируют своих клиентов перед отправкой в экзотические страны, в лучшем случае ограничиваются их страхованием. Лучше всего, когда туристская фирма на основании рекомендаций медиков строго инструктирует своих клиентов о правилах соблюдения личной санитарно-эпидемиологической безопасности.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в последние годы отмечается значительное ухудшение эпидемиологической ситуации по чуме (Индия, 1994 г.); контагиозной вирусной геморрагической лихорадке Эбола (Заир, Гана -1995-1996 гг., Россия - 1999 г.) В 1998 г. зарегистрировано около 100 тыс. заболеваний холерой, в 3694 случаях со смертельным исходом. Наиболее крупные вспышки холеры были отмечены в Боливии, Гондурасе, Перу. Конго, Коморских Островах, Заире, Руанде, Танзании. Уганде и др. В отдельных странах СНГ также регистрируются случаи заболевания холерой.
Очаги заболеваний желтой лихорадкой обнаружены в странах Южно-Американского и Африканского континентов. Всего определено 47 стран этих континентов, где имеются неблагополучные территории и регистрируются заболевания желтой лихорадкой.
Вызывает беспокойство рост заболеваемости СПИДом, особенно в странах Европы и Америки. Случаи холеры, СПИДа, малярии, различных паразитарных заболеваний ежегодно регистрируются среди москвичей.
Учитывая сложнвитуюся ситуацию, санэпидемслужба Москвы с 1995 г. проводит целенаправленную подготовку специалистов туристских фирм, агентств, ассоциаций по профилактике карантинных, особо опасных инфекций и паразитарных заболеваний.
В рамках этой работы были подготовлены:
• программа специальных семинарских занятий для работников туристской отрасли;
• практические рекомендации туристским фирмам по профилактике карантинных и паразитарных заболеваний;
• рекомендации гражданам, выезжающим в зарубежные страны, касающиеся личной профилактики инфекционных заболеваний;
• памятка гражданам, отъезжающим в страны, неблагополучные по особо опасным инфекциям.
По этому поводу было выпущено постановление «О проведении внеочередной аттестации специалистов туристских фирм и агентств по профилактике кара!гтннных и паразитарных заболеваний в 1998 году» от 2 февраля 1998 г. № 3, подписанное Главным государственным врачом по г. Москве. В соответствии с п. 3.2 данного постановления руководители туристских фирм обязаны «проводить инструктаж всех отъезжающих в эндемичные страны по профилактике карантинных и паразитарных заболеваний с выдачей индивидуальной памятки ((Гражданам, отъезжающим в страны, неблагополучные по особо опасным инфекциям (чума, холера, желтая лихорадка, ВИЧ-инфекция, малярия)», заверенной подписью туроператора и печатью турфирмы.
Пункт 3.3 постановления гласит, что руководители туристских фирм должны также обеспечить граждан, отъезжающих в эндемичные страны, препаратами для хнмнопрофнлактики малярии под личную роспись клиента в договоре с турфирмой в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения.
В п. 3.4 говорится о запрещении работы с клиентами специалистам турфирм, не прошедшим внеочередную аттесташпо по профилактике карантинных и паразитарных заболеваний.
Данным постановлением поручено главным врачам ueirrpOB Госсанэпиднадзора в админнсгративных округах провести проверку деятельности туристских фирм по организации работы с гражданами, выезжающими в эндемичные страны во исполнение действующих нормативных документов (п. 4.2)
Главным врачам iieirrpoB Госсанэпиднадзора в аэропортах «Шереметьево II» и «Внуково» предписывается «обеспечить саннтарно-карантинный досмотр граждан, выезжающих в эндемичные страны, на наличие: международного свидетельства о вакцинации против желтой лихорадки; памятки «Гражданам, выезжающим в страны, не благополучные по особо опасным инфекциям» с отметкой турфирмы о гпзоведенном инструктаже; лекарственных препаратов для химиопрофилактнки малярии» (п. 5.1), а также «проводить регистрацию граждан, не имеющих индивидуальных памяток и лекарственных препаратов для хнмиопрофилактики, с указанием направляющей турфирмы и ежедневным представлением сведений в Цешгральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ЦГСЭН) в г. Москве» (п. 5.2).
В соответствии с экологическим законодательством России неисполнение постановления Главного санитарного врача по г. Москве может повлечь за собой административную, дисциплинарную или уголовную ответственность.
К не прошедшим аттестацию работникам турфирм могут быть применены экономические санкции в виде штрафов до трех месячных доходов. При особо серьезных нарушениях фирма может быть закрыта.
Все турфирмы обеспечиваются памятками для туристов и «Практическими рекомендациями по профилактике карантинных и паразитарных заболеваний».
Наличие документа, подтверждающего подготовку сотрудников по профилактике особо опасных инфекций, учитывается при лицензировании и сертификации деятельности турфирмы.
Перед поездками данного типа в обязательном порядке с туристами должен проводиться ннструтстаж. И только после него каждому туристу следует выдавать индивидуальную памятку, заверенную подписью туроператора и печатью турфирмы (рис 3.1). Голограмма на иен является подтверждением, что информация соответствует последним обновленным данным. По ксерокопии это определить невозможно, поэтому ксерокопированные копии являются недействительными.
После прохождения туристом инструктажа н вручения ему памятки необходимо получить от него письменное подтверждение об этом. Кроме того, в договоре с клиентом нужно предусмотреть пункт о расторжении или приостановлении его действия в случае, если обязательства фирмы не смогут быть исполнены из-за возникновения очагов инфекционных заболеваний в стране назначения. При этом обязательно должна быть ссылка на соответствующий законодательный акт.
При обнаружении выезжающего туриста без памятки фиксируется фирма, которая выпустила его в эндемичную страну. Меры будут применяться к ней. а не к туристу.

Оплата перевозки животного (как за лишний вес багажа) производится независимо от того, сколько вест багаж пассажира, и даже в том случае, если багажа нет.
Санитарно-эпидемиологический контроль на пограничтгых пунктах осуществляется специальными санитарными службами.
Кроме того, существуют еще факторы риска для туристов: травмоопасность, воздействие окружающей среды на организм человека, биологические и психофизиологические факторы риска.
Траамоопасностъ может возникнуть в результате перемещения механизмов и предметов, сложного рельефа местности, перемещения горных пород (камнепадов, селей, лавин); неблагоприятных эргономических характеристик используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (например, неудобная обувь вызывает потертости ног у туристов и т. п.); опасных атмосферных явлений.
Снижение травмоопасности обеспечивается:
• защ!ггнымн устройствами и ограждениями при использовании подвижных механизмов, предметов, опасных участков территории (подъемников, канатных дорог, участков осыпей в горах, у водоемов и т. д.);
• использованием средств индивидуальной зашиты при пересечении сложных участков туристского маршрута (страховочных веревок, обвязок, головных шлемов, ледорубов, крючьев и прочего страховочного снаряжения);
• соблюдением эргономических требований к туристским маршрутам (продолжительность, протяженность и сложность), снаряжению н инвентарю. Конструкции предоставляемого туристам снаряжения и инвентаря, используемые транспортные средства, мебель, личное снаряжение и другие предметы оснащения должны соответствовать физиологическим и психологическим возможностям туристов;
• соблюдением требований строительных норм и правил к жилым и общественным зданиям, соответствующих нормативных документов к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, плавсредств и пр.), правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников, тележек и прочего);
• упреждающим информированием туристов о факторах риска. Туристы должны быть информированы о том, как избежать возможные травмы и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы.
Воздействие окружающей среды обусловлено повышенными или пониженными температурами, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания туристов, резкими перепадами атмосферного давления.
Показатели микроклимата в помещениях обслуживания туристов, а также в транспортных средствах должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям. Предупреждение вредных воздействий данного фактора риска обеспечивается:
• выбором благоприятного времени года, суток для проведения туристского мероприятия;
• рациональным проектированием трассы туристского маршрута;
• учетом погодных особенностей района;
• сооружением на трассах туристских маршрутов укрытий от непогоды;
• оснащением помещении и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации:
• обеспечением соответствующей экипировки туристов, включая средства индивидуальной зашить!;
• своевременным информированием туристов о реальных н прогнозируемых условиях на маршруте (в том числе климатических условиях, перепадах высот).
Биологические факторы риска ~ патогенные (болезнетворные) микроорганизмы и продукты нх жизнедеятельности, ядовитые растения, вызывающие ожоги, аллергические и другие токсические реакции, пресмыкающиеся, насекомые и животные, являющиеся переносчиками инфекционных заболеваний. Воздействие данных факторов риска на туристов предупреждается:
• соблюдением установленных санитарных норм и правил обслуживания;
• применением оборудования и препаратов для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, автоматизации производственных процессов;
• использованием знаков безопасности и необходимой маркировки на предметах оснащения и сооружениях, используемых при обслуживании туристов (посулы, кухонного инвентаря, в том числе для приготовления пиши в походе, мест водозабора, колодцев и пр.);
• проведением предварительных и периодических медицинских осмотров обслуживающего персонала;
• упреждающим информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, растениях, ареалы распространения которых совпадают с туристским маршрутом, о том. как избежать нежелательных контактов и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы (контакта).
Психофизиологические факторы риска — физические и нервные перегрузки. Исключение или снижение воздействия психофизиологических факторов риска достигается:
• раннональным построением программы обслуживания туристов и графиков перемещена по маршруту, предусматривающих достаточные условия для нормальной жизнедеятельности человека (сна, приема пищи, удовлетворения санитарных н бытовых потребностей);
• учетом психофизиологических особенностей туристов при формировании туристской группы;
• соблюдением эргономических требований к используемому туристскому снаряжению и инвентарю, транспортным средствам, мебели.
В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов должны соблюдаться установленные в нормативных документах требования по хранению, транспортированию и приготовлению пищевых продуктов в соответствии с СанПнН 42-123-5774. И хотя не все вышеобозначенное входит в сферу деятельности туроператора, он должен все об этом знать и контролировать ситуацию в зонах обслуживания туристов. Необходимо предупреждать возможные риски для туристов своевременным информированием, грамотным и правильным выбором мест отдыха, маршрутов, а также поставщиков услуг. При необходимости туроператор должен произвести замену поставщиков у-слуг или мест обслуживания.

Безопасность туристов во время перевозки
Туризм всегда связан с транспортом (авиационным, железнодорожным, автомобильным, теплоходным). Поэтому необходимо уделять серьезное внимание вопросам безопасности туристов во время перевозок. Для доставки их к месту отдыха или началу путешествия и обратно, а также во время самого путешествия используются разнообразные виды транспорта; от авиационного до гужевого. Самолеты, теплоходы, поезда, автобусы, автомобили, канатные дороги, фуникулеры, трамваи и троллейбусы, воздушные шары, яхты и катера, лошади и верблюды - вот неполный перечень видов транспортировки туристов в путешествиях н на экскурсиях.
В каждом конкретном случае необходимо предусматривать меры по предупреждению рисков для туристов, связанных с травмоопасностъю. контактом с движущимися механизмами или с животными и т. д.
Чтобы избежать риска травматизма туроператору, прежде всего, необходимо следить за рейтингом транспортных компаний в отношении безопасности, интересоваться у них принимаемыми мерами, а также своевременно информировать туристов о соблюдении мер личной безопасности во время перевозки.
В рамках каждой транспортной отрасли существуют свои нормы и правила обеспечения безопасности пассажиров. Рассмотрим правила обеспечения безопасности перевозки туристов на авиационном и автобусном (внутрнмаршрутном) транспорте.

Обеспечение безопасности пассажиров при авиаперевозках
Более трети из 85 крупных международных авиакомпаний мира можно считать безопасными, ибо за последние 20 лет на нх рейсах не произошло ни одной катастрофы. К таким компаниям можно отнести «Souihwest» (США), KLM (Голландия), «Finnain> (Финляндия), «Anscit» (Австралия) и некоторые другие. Несколько хуже обстоят дела у азиатских авиакомпаний.
Российская национальная компания «Аэрофлот», хотя и имеет опыт авиакатастроф и происшествий, сегодня считается одной из безопасных. В 1995 г. была проведена проверка по безопасности этой авиакомпании 12 международными экспертами. Уровень работы «Аэрофлота» признан соответствующим уровню международных стандартов.
Авиакомпании серьезно подходят к вопросу обеспечения безопасности перевозок пассажиров. Среди мер, предпринимаемых в этих целях:
• постоянное повышение квалификации летного состава;
• медицинский контроль за состоянием здоровья пилотов;

• совершенствование авиационной техники н систем безопасности:
• меры по контролю и досмотру экипажа и пассажиров на борту самолета перед посадкой с целью недопущения диверсионных и угодных действий и т. д.
Кроме того, сам авиационный билет по нормам Международной ассоциации воздушного транспорта (LATA) является «страховой гарантией» безопасности жизни, здоровья и багажа пассажиров, т. е. страховым полисом на время полета.
В соответствии с решением Варшавской конвенции 1929 г. авиакомпании несут ответственность перед пассажиром в случае его смерти, ранений или потери багажа во время перевозки. Страховая сумма доходит до 20 тыс. долл. США. Это соглашение является основой для страхования пассажиров, почты и багажа на международных авиаперевозках. В каждом буклете авиационного билета содержится соответствующая выдержка из Варшавской конвенции, подтверждающая страховые гарантии безопасности во время полета.
Работники туристских фирм должны знать правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях, правила безопасности полетов и инструктировать туристов о мерах обеспечения личной и общественной безопасности в полетах.
Туристы должны знать, что в качестве незарегистрированного багажа (ручной клали) разрешается иметь при себе необходимые в полете вещи (портфели, сумки и пр.), общий вес которых не должен превышать 5 кг В исключительных случаях (по разрешению авиакомпании) в качестве незарегистрированного багажа можно также перевозить вещи, требующие особых мер предосторожности при их перевозке.
На незарегистрированный багаж (ручную кладь) при регистрации вешают бирку «ручная клады), без которой посадка пассажиров в самолет с этими вешами не производится.
В целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей гражданских воздушных судов органам гражданской авиации, милиции, таможенным учреждениям и пограничным войскам предоставляется право производить досмотр багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов.
Туристы должны быть заранее проинформированы о целях проведения досмотра, предметах н веществах, запрещенных к перевозке на воздушных судах, н об ответственности за нарушение правил перевозки.
Запрещается перевозить в качестве багажа:
• огнестрельное и холодное оружие всех видов:
• взрывчатые вешесгва и предметы ими начиненные, средства взрывания;
• сжатые и сжиженные газы;
• легковоспламеняющиеся жидкости и твердые вещества;
• любые ядовитые и отравляющие вещества;
• едкие и коррозирующие вещества.
Пассажир несет ответственность за перевозку в багаже предметов, запрещенных к перевозке или сданных без соблюдения особых ее условий.

О всех случаях нарушений составляются акты. Веши, запрещенные к перевозке, перелаются государственным органам или уничтожаются.
Багаж, в упаковке которого имеются острые торчашне предметы (гвозди, концы окантовочных металлических лент, проволоки н т. п.), а также багаж в неисправной упаковке принимать к перевозке запрещено.
В целях обеспечения безопасности в аэропорту, на летном поле н в полете следует также предупредить туристов:
• о недопущении принятия от посторонних граждан для перевозки в самолете посылок и других предметов;
• о необходимости упаковки своего багажа самостоятельно или под личным наблюдением;
¦ о запрещении курения на перроне и у воздушного судна (а на ряде международных линий - и на борту самолета на протяжении всего полета);
• о том, что при неявке пассажира на досмотр, посадку отправка его багажа категорически запрещена;
• о том, что при явке пассажира к отправлению в нетрезвом виде он отстраняется от полета (пассажир направляется на медицинскую экспертизу, и составляется акт);
• рекомендовать вкладывать в багаж карточку с указанием фамилии, имени, отчества пассажира н его домашнего адреса.
Пассажир отстраняется от полета при отказе предъявить к досмотру незарегистрированный багаж (ручную кладь) и при отсутствии документов для въезда в погранэону.
На борту самолета пассажиры должны строго соблюдать правила безопасности полета на воздушном транспорте, с которыми нх ознакомит стюардесса, а также выполнять все распоряжения командира воздушного судна или членов экипажа.

Обеспечение безопасности на автотранспорте

По количеству аварий и их жертв наиболее опасным видом транспорта является автомобильный. Это является следствием того, что имеется большая степень риска на автодорогах.
Анализ автотранспортных происшествий показывает, что наибольшее их количество происходит из-за 1Шрушсния водителями правил дорожного движения (превышения скорости движения, несоблюдения правил проезда перекрестков, правил обгона и выезда на левую сторону дороги).
Безопасность движения обеспечивается исправностью н хорошим техническим состоянием автотранспортного средства, квалификацией водителя и знанием правил дорожного движения той страны, в которой проходит путешествие.
При организации автобусных |гутешествнй. проходящих по территории нескольких стран, туроператор должен серьезно относиться к выбору транспортных средств, подбору н подготовке водителей и их инструктажу.
Особую сложность составляет движение по дорогам зарубежных стран, правила движения в которых несколько отличаются от российских, а также по улицам незнакомых городов.
В целях облегчения работы водителей туристских автобусов и обеспечения безопасности перевозок туристов Министерство транспорта РФ приняло решение «О применении унифицированного комплекта листов поездки (контрольный документ с номером) на международном нерегулярном пассажирском автобусном сообщении между Россией н европейскими странами: Бельгией, Германией, Голландией, Испанией, Польшей, Словенией, Чехией и Югославией» от 07.02.97 г. № ЛШ-6/60. Этот документ разработан на основании используемого в Европе с 1982 г. контрольного документа для автобусных туров (travel lists — листов поездок) и является аналогом российского «Паспорта автобусного маршрута», введенного в действие в 1974 г. с целью обеспечения порядка и безопасности на российских маршрутах автомобильных путешествий. Эти документы должны находиться на борту автобуса во время перевозки туристов по маршрутам.
Водители автобуса должны знать содержание данного документа, включающего информацию по обеспечению организованного движения и по безопасности на маршруте:
• маршрут поездки;
• графическую схему маршрута;
• наличие дорожных и линейных сооружений по маршруту,
• остановочные пункты, расстояния между ними;
• расчет времени движения автобуса;
• виды и состояние дорог,
• другие сведения.
При планнрованнн туров по Европе туроператору следует учитывать скоростные и другие ограничения, существующие в разных странах. В России установлены ограничения скоростей: на автомагистралях - до 110 км/час, на обычных дорогах -90 км/час, в городской местности - 60 км/час. Во Франции со01ветс1венно 130, 90 н 50 кч/час. В Германии скорость рекомендуют ограничивать на обычных дорогах до 100 км/час. в городской местности - 50 км/час.
При планировании маршрута необходимо учитывать наличие на нем автозаправочных станций.
При поездках за рубеж на каждый автобус должна быть оформлена страховка автогражданской ответственности («зеленая карта»). гара1пируюшая возмещение ущерба, причиненного жизни и имуществу третьих лиц.
Хорошо, если застрахован сам автобус, т. е. оформлена так называемая автомобильная ассистанция, поскольку она га-рантвфует возмещение расходов владельца автотранспортного средства на ремонт машины в случае неисправности, дорожно-транспортных происшествий, а также возмещение остаточной ее стоимости в случае угона.
С партнерами необходимо договориться об обеспечении для автобуса охраняемых стоянок по всем остановочным пунктам маршрута.
В соответствии с решениями Европейской конвенции по работе экипажей транспортных средств с 24 апреля 1995 г. все автобусы с числом мест более 9 (включая водительское место) должны быть оборудованы тахографами. Это требование относится ко всем транспортным средствам, участвующим в международных перевозках. В случае его невыполнения эксплуатация автобуса запрещается.
Тахограф - это бортовой прибор для объективного контроля и учета работы автомобиля и водителя. Он автоматически показывает н записывает скорость движения, текущее время, километраж пробега, периоды труда и отдыха водителя. Записи производятся на именных диаграммных дисках (тахограмыах) и лают полную картину всего рабочего дня водителя.
К водителю туристского автобуса предъявляются особые требования. К управлению ими на туристских марищутах допускаются лица не моложе 20 лет. водители I класса, которые должны тщательно изучить схему маршрута, знать трассу движения и ее участки, требующие особой осторожности (затяжные подъемы и спуски, крутые повороты, железнодорожные переезды и т. д.).
Непосредственно перед выездом на маршрут автобус должен быть тщательно проверен на предмет исправности всех его узлов и механизмов. Исправность автобуса перед выездом на маршрут подтверждается подписью водителя в путевом листе.
В целях обеспечения безопасности на автобусных турах водителю запрещается:
• выезжать в рейс в болезненном или утомленном состоянии;
• управлять транспортным средством в состоянии даже самого легкого алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
• самовольно отклоняться от маршрута, указанного в графике движения, путевом листе, если это не вызвано ухудшением дорожных или климатических условий;
• передавать управление автобусом другим лицам, не вписанным в ггутевые документы;
• отдыхать или спать в кабине или салоне автобуса во время стоянки при работающем двигателе.
Особые требования безопасности предъявляются при организации детских туров. При перевозке детей (школьных групп) используются автобусы последних лет выпуска. Детей должны сопровождать ответственные лица (не менее I взрослого на 15 детей).
Если организовано движение в колонне, то в светлое время суток независимо от условий видимости должны быть установлены специальные опознавательные знаки желтого цвета впереди и позади автобуса и включен ближний свет фар. Движением колонны, как правило, управляет руководитель группы, который определяет порядковое место каждой машины (с записью в путевом журнале), дает команду на начало движения, устанавливает места и время остановок, скорость движения.
Движение в колонне, с одной стороны, ограничивает возможности более опытных водителей, а с другой - учитывает интересы менее подготовленных, а в целом вырабатывает чувство сптзегственности и товарищеского долга и обеспечивает большую безопасность и выполнение графика движения.
Не рекомендуется проведение автобусных путешествий в период от 0 до 4 часов, так как в это время замедляются все физиологические процессы, в том числе реакция.
При разработке туристского маршрута необходимо составлять график движения автобуса с учетом скорости движения не более 70 км/час.
В случаях стихийных явлений или изменений дорожно-клима-тнческнх условий на маршруте движение туристских автобусов может быть временно прекращено. Правилами дорожного движения установлен Перечень особо опасных гидрометеорологических явлений (туман, ливень, град, пыльная буря, гололед в сочетанин с большой скоростью ветра н т. д.). О причинах и времени прекращения движения автобуса по туристскому маршруту делается специальная запись в путевом листе водителя и наряде.
Если на маршруте произошло дорожно-транспортное происшествие, угрожающее жизни и здоровью туристов, водитель автобуса и пи должны организовать нх экстренную эвакуацию из автобуса.
В соответствии с Правилами дорожного движения при дорожно-транспортных происшествиях, приведших к несчастному случаю, водитель, обнаруживший это, независимо от назначения его автомобиля и выполняемой работы обязан немедленно принять необходимые меры для оказания помощи потерпевшим: сообщить органам здравоохранения, милиции, предоставить автомобиль под перевозку пострадавших к месту оказания помощи. На других видах транспорта имеются свои правила обеспечения безопасности перевозки туристов и пассажиров.

Страхование туристов н профессиональной ответегаенностн туроператора
Страховая зашита (страхование медицинских и прочих рисков) необходима путешествующим туристам. Это обусловливается тем. что в абсолютном большинстве туристских регионов медицинская помощь является платной. Медицинское страхование гарантирует тур нету ее предоставление почти в любом уголке мира. Страхование туристов — одно из установившихся правил туристского рынка.
Рынок страхования в России на сегодня практически сложился. Для многих страховых компаний страхование туристов стало одним из ведущих направлений работы.
Страхование - это система экономических отношений по защите имущественных интересов физических или юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых рисков или случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых или уплачиваемых из страховых взносов путем выплаты страхового возмещения.
Основные российские документы, регламентирующие страхование туристов, следующие:
• Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (с изменениями от 31 декабря 1997 г.);
• Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ:
• Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ;
• Указ Президента России «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 7 июля 1992 г. № 750 (в редакции от 6 апреля 1994 г. №667);
• Указ Президента России «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 6 апреля 1994 г. №667;
• постановление Правительства РФ «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации» от 11-12 декабря 1998 г. № 1488 и др.
Страхование осуществляется на основе определенных правил, в которых приводятся порядок заключения, изменения, прекращения н срок действия договора страхования; определены страховые риски и случаи, а также страховая сумма, страховой взнос и страховое обеспечение, права и обязанности сторон. Эти правила указываются в договоре страхования. При заключении договора страхования страхователь (застрахованный) получает соответствующий полис страхования.
К основным видам страхования в сфере туризма относятся:
• страхование туриста и его имущества, в том числе страхование жизни и здоровья (медицинское страхование);
• страхование профессиональной ответственности;
• страхование риска турфирм.
Хотя страхование туристов и их имущества считается добровольным, законодательство многих стран требует обязательного наличия медицинского полиса у российских туристов, посещающих нх территорию. Особенно это относится к развитым странам Европы и Америки.
Страхова1Шс риска турфирмы добровольно н заманчиво как вид защиты своего бизнеса от возможных рисков.
Специфическими (дополнительными) вилами страхования в туризме являются:
• страхование на случай задержки транспорта;
• страхование на случай плохой погоды во время нахождения застрахованных лиц на отдыхе;
• страхование от непредоставления или ненадлежащего предоставления туристских услуг, указанных в путевке (ваучере);
• страхование от невыдачи въездной визы;
• страхование личного транспортного средства («автомобильная асенстанцня») и др.
Эти виды страхования являются добровольными. И нх оформление зависит от воли туриста.
Особое место в системе страхования туристов занимает страхование пассажиров регулярного транспорта н автогражданской ответственности ((пеленая карта»).
Страхование пассажиров на транспорте является обязательным и производится автоматически без согласования с ними. Во время поездки на любом виде транспорта российский турист также автоматически страхуется от несчастных случаев, которые могут произойти во время поездки. Указом Президента России «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страховання» от 6 апреля 1994 г. № 667 установлено, что сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа или путевки и взимается с пассажира, туриста, экскурсанта при продаже проездного документа или путевки. Размер страховой суммы по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) установлен в пределах 120 минимальных размеров оплаты труда (п. 4 Указа).
Кроме того, согласно положению Варшавской конвенции любой международный авиабилет является одновременно страховым полисом пассажира на время полета со страховой гарантией до 20 тыс. долл. США.
Законодательства большинства стран мира предусматривают обязательное страхование гражданской ответственности водителей н владельцев автотранспорта (автотуристов), поэтому автотурист при пересечении границы обязан оформить страховой полис.
В туризме встречаются все виды страховання. Страхование пассажиров транспорта является обязательным. Личное страхован не жизни и здоровья туриста в путешествии относится к добровольному страхованию. Однако следует помнить, что ряд стран требует обязательного наличия страхового полиса у российских туристов. Страхование может быть осуществлено на индивидуальной основе (когда каждый турист имеет отдельный страховой полис) и может быть групповым (полис оформляется целиком на группу). У каждого вида страховання свои специфические правила. Однако основным видом страховання в туризме является добровольное медицинское страхование туристов на период нх путешествия.
Договоры добровольного медицинского страхования заключаются в соответствии с правилами, утвержденными страховой компанией, которые не должны противоречить российскому законодательству. Компания выступает в качестве страховщика, а туристы - в качестве страхователя (застрахованного).
Факт заключения договора страхования удостоверяется полисом, передаваемым страхователю страховщиком. Договор страховання может быть заключен на любой срок. В туризме это - срок путешествия. Дети до 2 лет и лица старше 75 лет не страхуются,
Под страховым случаем понимается свершившееся в период действия договора страхования событие, предусмотренное договором, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести выплату страхового обеспечения.

Страхование выезжающих за рубеж туристов
Одной из функций инициативного туроператора является страхование туристов, выезжающих за рубеж. Страховка туристам обычно оформляется в турагентстве'. Но турагентство часто покупает у инициативного туроператора готовый пакет, в который входит и страховка. Поэтому работа со страховщиками - один из видов взаимодействия туроператора с партнерами - поставщиками услуг.
Чтобы оценить, надежность страховой компании, туроператору при се выборе для сотрудничества в данном направлении (отправка) следует убедиться в наличии лицензии у страховой компании. Лицензия одним из видов страховання должна содержать страхование жизни и здоровья граждан, выезжающих за рубеж. Если нет лицензии, то в наличии должен быть договор перестрахования, или агентский договор. В случае возникновения сомнений в надежности страховой компании можно связаться с Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ или обратиться к другому страховщику; узнать, каковы продолжительность и опыт работы компании на этом рынке услуг н есть ли у нее партнерские связи за рубежом.
«Асснстанс» — сервисное обслуживание договора страхования. Во время пребывания туриста за границей могут потребоваться значительные суммы, которых у туриста может не быть в наличии, не только для оплаты лечения и медицинских услуг, но и на дополнительные услуги по транспортировке и эвакуации, решению визовых проблем н т. д. Решение всех этих

' См.: Ильина Е- Н. Туризм - путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учебник. - М.: РМАТ. 1998.
проблем берет на себя так называемая сервисная компания «ас-систанс».
Российские страховые компании не должны самостоятельно оказывать такие услуги. Дп^ этого созданы сервисные компании с региональными центрами! в различных городах по всему миру. Клиентам страховых компаннй они круглосуточно организуют помощь в случае возникнувення v них медицинских, юридических и иных проблем во ЦреМЯ путешествия. Одной из самых известных и престижных Сервисных служб считается сеть «1п-tcrnationat SOS Assisians». обслуживающая около 25 млн чел. во многих странах мира.
Во время пребывания за границей туристы должны иметь при себе страховой полис с v казан нем компании «ассистанс». Например, на обложке стр^цого буклета компании «РЕСО-Га-рантия» указано название компании «асснстанс» - «Coris», а на второй странице полиса приведен список адресов н представительств «ассистанс» в разн|||Х странах.
Оценка экономической стабильности компании дается на основе оптимального соотношсння цены> качества и объема предоставляемых услуг, уровця выплат клиентам, размера собственных денежных средств, резервного фонда н целого ряда других показателей.
Размер страховой сумму (лимит ответственности страховой компании) зависит от географического направления, на котором работает компания. Для Г^цин, Турции, Кипра. Египта и других стран достаточно суммы (5 тыс. долл. США. Для стран Европейского союза (Франштн. Испании, Германии н др.) сумма должна быть не менее 25 >Ь1С_ долл США. Для США. Каналы, Японии н Австралии - не. менее 50 тыс. долл. США. Размер страховой суммы опрсдо1яется требованиями принимающей страны и зависит от стоцМОсти медицинского обслуживания в конкретной стране
Величина страховой пт%мнн (страхового взноса) в среднем у различных компаний кочеблстСя от 0,6 до I долл. США за каждый день пребывания з^ границей.
Страховой период - перИОд, в течение которого страховая компания несет ответственность По страховому ПОЛИСУ. Как правило, все компании оплачивают лечение после окончания страхового периода и только t, ТОм случае, если лечение началось в период страхования. Прц обращении за медицинской помощью после окончания страхового периода (даже если заболевание возникло в период страхования» страховая компания отказывает в оплате лечения. Поэтому нужно согласовывать со страховщиком даты начала и окончания страхового периода, чтобы они совпадали с датами начала и окончания поездок.
Не следует пренебрегать и такого рода информацией, как мнение ваших знакомых, родных, уже испытавших на себе уровень обслуживания той или иной компании.
Необходимо позвонить в офис страховой компании или посетить его и постараться оценить, насколько компетещно сотруд-никн компании ответят на ваши вопросы, связанные с оформлением страхового полиса.
Страховой полис должен быть отпечатан в вищ буклета на русском языке (а не на языке принимающей страны)
Существуют жесткие требования Росстрахнадюра к содержанию страхового полиса. Прежде всего на паспортной части полиса (т. е. на обложке) полностью указывают^ реквизиты страховой компании и подробно описываются рисцза которые страховая компания отвечает. В основной части полиса приводятся правила страхования, объем ответственносщ н тарифы. Самым распространенным видом страхования путешественникое является страхование медицинских расходов, Ыэннкающих при внезапном заболевании или несчастном случае.
Согласно Федеральному закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ страховой полис должен содержать:
а) наименование документа;
б) наименование, юридический адрес н банкокще реквизи-
ты страховщика;
в) фамилию, имя или наименование страхователи его адрес;
г) указание объекта страхования;
д) размер страховой суммы;
е) указание страхового риска;
ж) размер страхового взноса, сроки и порядок еговнесения;
з) срок действия договора;
и) порядок изменения и прекращения договора;
к) другие условия по соглашению сторон, в том числе дополнения к правилам страхования либо исключения из них; л) подписи сторон;
м) в полисе страховання поездки за рубеж - наименование компании «асснстанс», адреса и телефоны ее предспвительств.
Условия страхования могут быть различными Например, в страховой компании «РЕСО-Гарантия» предлагаются ч варианта полисов по категориям: «А», «В», «С», «L\ каждый из которых предлагает различные условия страхования при разных страховых взносах (стоимостях страховки).
Сумма страхового взноса в страховой компании может быть различной и зависит:
• от разновидности тарифов, содержащих разные гарантии и суммы покрытия;
• от срока поездки - чем она продолжительней, тем выше стоимость страховки;
• от количества человек в туристской группе. С одиночек взнос всегда больше;
• от возраста туриста. Для лиц старше 70 лет сумма страхового платежа обычно в два раза выше.
На сумму страхового взноса также может повлиять оговоренная территория действия страхового полиса. Так, в «РЕСО-Гарантия» имеются два варианта территориального действия страхового полиса:
• 1-й вариант - все страны мира (за исключением Ливии, США,-Канады, Японии, Австралии и страны постоянного проживания);
• 2-й вариант - все страны мира (кроме Ливии и страны постоянного проживания).
Какие возможности предоставляет страховая компания владельцу страхового полиса? Это можно рассмотреть на примере одной из самых крупных российских страховых организаций -«Промьшшенно-страховоЙ компании» (ПСК) .
Во-первых, турист по страховому полису ПСК может получить медицинскую, в том числе экстренную стоматологическую, помощь. Компания также оплачивает амбулаторное лечение, экстренную доставку больного в медицинское учреждение и размещение его в стационаре. В экстренной ситуации (при несчастном случае) ПСК организует визит родственников пострадавшего, берет на себя заботу об отправке оставшихся без присмотра детей и багажа, оплачивает телефонные разговоры, необходимость которых вызвана страховым случаем, и т. д.
Во-вторых, ПСК гарантирует предоставление юридической помощи своим клиентам. При необходимости владелец страхового полиса имеет возможность связаться с адвокатом, который поможет урегулировать возникшие проблемы.
В-третьих, владелец страхового полиса ПСК может рассчитывать на оказание административной помощи, в том числе по оформлению новых документов взамен утерянных н доставке нх клиенту, а также по урегулированию вопросов, связанных с утерей багажа по вине трпнспортной компании.
Можно назвать еще некоторые вилы дополнительного страхования 1гутешественннков за рубежом: от несчастного случая и внезапного заболевания, невозможности совершения поездки или сокращения ее сроков, на случай опоздания на отправку в тур, потери паспорта, денег, задержки багажа, природных катастроф и др.
Дополнительные виды страхового покрытия требуют увеличения сумм при оплате страховки. Чем шире вариантность глэедложснных видов страховання, тем выше уровень сервиса и лучше обслуживание, тем шире круг клиентуры. Британские турфирмы, например, привязывают продажу полиса к существенным скидкам на путешествия: купил полис - получил скидку. При этом они пролают полис в 1,5 раза дороже, чем прямые страховщики. Однако для туриста, клиента турагентства, гораздо удобнее и надежнее приобрести полис в турагентстве одновременно с пакетом тура. И по мнению крупных страховщиков, специализирующихся на страховании путешественников, прямое страхование менее эффективно, чем продажа полисов через турагентства.
Существуют две формы туристского страхового обслуживания: компенсационное и сервисное.
Первая форма предусматривает оплату всех медицинских расходов самим туристом с последующей их компенсацией по возвращении в Россию. Это крайне неудобно, поскольку туристу следует иметь при себе значительную сумму «неприкосновенного запаса» на случай болезни или несчастья.
При сервисном туристском страховании, заключив договор или контракт со страховой компанией, достаточно позвонить в одну из указанных диспетчерских служб, сообщить номер своего полиса, фамилию - и потерпевшему будет оказана необходимая помошь.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельностн в Российской Федерации» четко определил границы ответственности турфирмы и страховщика: «туроператор (турагент) обязан предоставить гарантии оплаты медицинской помощи в стране временного пребывания туриста», гарантией в данном случае является страховой полис. Кроме того, в Законе (ст. 17) сказано: «Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступленни страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания». Эта статья Закона положила конец так называемому компенсационному страхованию
Выполнение страховых обязательств организуется следующим образом. Если клиенту нужна помощь, страховая компания обращается к своему партнеру - сервисной компании Владелец страхового полиса может связаться по телефону с говорящими по-русски операторами и врачамн-коордннаторамн, которые организуют для клиента помощь и направят к соответствующим врачам.
Очень важно, чтобы страховая компания, с которой сотрудничает туристская фирма, имела партнерские договоры с сервисными компаниями. В табл. 3.1 дается перечень некоторых российских страховщиков, работающих на туристском рынке, и нх партнеров, компаний «асснстанс» .

Изучая правила и порядок страхования выезжающих туристов, следует рассматривать случаи, которые могут создавать проблемы для обеспечения страхового обслуживания.
Помощь туристам по страховому полису могут оказывать разные врачи. Страховая компания может принять к оплате их счета- Однако в большинстве случаев предпочтительно, чтобы это были врачи из сервисных компаний «асснстанс» или из сотрудничающих с ними лечебных заведений. Это помогает страховым компаниям избежать злоупотреблений, фиктивных счетов и убытков, а турфирмам - неприятностей всякого рода.
Страховщиками для предупреждения злоупотреблений предпринимаются различные меры. В основном это введение 30-50-долларовой франшизы, т. е., первые 30-50 долл. своих расходов турист оплачивает сам, а сумму, требуемую сверх этих расходов, уже берет на себя страховая компания.
Некоторые страховщики отаазываются от работы напрямую с клиниками и действуют только через сервисные службы. Оплата сторонних счетов производится только в исключительных случаях, когда ясно, что связаться с представителями страховщика нет никакой возможности.

Страхование внутреннего и въездного туризма
На территории нашей страны практически отсутствует бесплатное медицинское обслуживание. Те виды медицинских услуг, за которые не платят наши граждане в своей стране, также не являются бесплатными. Всем известно, что нх оплачивают страховые компании, полисы которых имеются у всех граждан России.
Рассматривая въездной туризм, следует заметить, что до недавнего времени при въезде на территорию Российской Федерации от иностранных туристов не требовалось наличия полиса медттцинского страхования.
С 1999 г. обязательным условием въезда в Российскую Федерацию стало наличие медтптинской страховки для граждан стран, подписавших Шенгенекое соглашение, а также для граждан Израиля, Фннля1шии и Эстонии.
Если иностранное государство вводит порядок, по которому медицинская страховка является обязательным условием въезда россиян на его территорию, МИД России в соответствии с постановлением Правительства РФ «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации» должен ввести аналогичные условия для въезжающих в нашу страну граждан этого государства.
Зарубежным консульствам РФ предписано не выдавать визу въезжающим в Россию иностранным гражданам данных государе 1в. не имеющим медицинской страховки на все время пребывания на территории Российской Федерации. Для граждан других стран наличие медицинской страховки во время путешествия по территории РФ - мера рекомендательная.
Упомянутое постановление также утвердило «Положение о медицинском страховании». В нем говорится, что медицинское страхование приезжающих к нам иностранцев должно осуществляться теми страховыми компаниями, которые заключили договор перестрахования либо с российскими страховыми, либо с сервисными организациями, т. е. иностранные страховщики должны перестраховывать свои риски в российских компаниях. Так как по российскому законодательству иностранные страховые компании не могут напрямую работать на территории России, они должны заключить договор с российскими страховщиками, которые и будут обслуживать их клиентов. Среди российских компаний, предлагающих услуги перестрахования, можно назвать: «Ингосстрах», «РОСНО», «Спасские ворота», «Промышленно-страховую компанию», «РЕСО-Гарантню».
Страховая компания обычно заключает договор на сервисное обслуживание с компетентной и профессиональной сервисной организацией, располагающей необходимой сетью медицинских учреждений, следит за качеством обслуживания и покрывает расходы, связанные с обслуживанием своего клиента или создает свою сервисную систему. Такая система в нашей стране сейчас формируется.
В 1999 г. прошел учредительный съезд Международной ассоциации компаний по страховому ассистансу (МАКСА). Тогда в ассоциацию вошли 60 страховых, перестраховочных и сервисных компаний, а также фирмы, которые заттмаются туризмом н смежным с ним бизнесом - транспортными перевозками, оказанием медицинских и правовых услуг. Они представляют десять стран Восточной Европы, среди которых преобладают российские, белорусские и украинские фирмы. Среди них можно назвать такие российские страховые компании, как «Спас-скис ворота», «Ингосстрах», «Интерсервис», «Русский асснстанс», «КЛАСС-асснстанс», «Медэкспресс-сервнс», и др. Членом МАКСА также стал Всероссийский союз страховщиков. Новая ассоциация планирует объединить сервисные компании Восточной Европы и создать на постсоветском пространстве альтернативный рынок сервисных услуг.
Каждый гражданин России имеет медицинский полис, действительный на территории всей страны. И первое, о чем нсобходимо инструктировать туристов, совершающих посадки по родной стране, это то, что им всегда необходимо иметь с собой в поездке свой мешилннский полис.
Иногда в туристских путешествиях могут возникнуть специфические факторы риска. И тогда необходимо дополнительное страхование.
Страховые программы для внутреннего туризма можно рассмотреть на примере программы «Ингосстраха». Опыт, накопленный при страховании российских туристов за пределами страны, был в полной мере учтен при разработке программы страхования медицинских и медико-трщюпортных расходов, предусматривающей круглосуточное предоставление услуг сервисного центра. Эта программа гарантирует организацию помощи и оплату амбулаторного и стационарного лечения в лучших российских клиниках при внезапном заболевании или несчастном случае, выписанных врачом медикаментов. Она га-pairrapyeT также организацию услуг и оплату расходов по транспортировке автомашиной скорой помоши. по экстренной медицинской эвакуации (включая расходы на сопровождающую медицинскую бригаду или сопровождающее лицо) и других расходов.
В турпакст также входит программа страхования несчастного случая, предусматривающая единовременные выплаты в случае получения травмы, инвалидности н при других обстоятельствах.
В дополнение к перечислешшм предлагается программа страховання багажа, которая обеспечивает не только возмещение ущерба при краже, повреждении или пропаже застрахованного имущества, но и оплату услуг по поиску и пересылке вещей, а также по экспертизе и ремонту поврежденного багажа.
«Ингосстрах» располагает разветвленной сетью филиалов и представительств, а также дочерних компаний, входящих в состав одноименной транс национальной страховой группы. Круглосуточный сервисный центр по оказанию экстренной медицинской и прочей помощи, оборудованный в Москве на базе дочерней компании «Ингосстраха» «ТИМ-Асснстанс», через разветвленную корреспондентскую сеть оказывает помошь любому' застрахованному, даже в самом отдаленном уголке нашей страны. Сеть включает медицинские учреждения, транспортные компании, а также локальных врачей-координаторов. Затраты нв экстренный звонок в сервисный центр компенсируются «Ингосстрахом».
Для граждан Российской Федерации в зависимости от наоора страховых услуг и страховой суммы «Ингосстрах» предлагает три вида полисов: индивидуальный, туристский, профессиональный.
Профессиональный нолне применяется для страхования спортсменов, отправляющихся на тренировки и соревнования, а также лиц. выезжающих для работы на участках повышенного риска (водителей автотранспорта, электромонтаж нн ко в, шахтеров н т. д.). Для организованных групп и детей предусмотрена гибкая система скидок.
Сотрудничество с «Ингосстрахом» можно оформить в московских офисах, региональных представительствах и филиалах «Ингосстраха», дочерних компаниях.
Туроператоры и агентства, занимающиеся внутренним туризмом, должны относиться к пакету услуг как гарантии нх безопасности. Это относится ко всем видам маршрутов, но особенно к таким, которые связаны с повышенным риском (спортивные, походные1 горные маршруты, охота, рыбалка н т. д.) и с посещением регионов повышенного риска (Сибири. Камчатки, Урала, Алтая, Забайкалья, Северного Кавказа и др.). Причиной несчастного случая может быть не только физическая травма, но и укус ядовитого животного или растения, отравление ядовитыми грибами или ягодами н многое другое.
При оформлении полиса учитывается степень риска в путешествии. И в зависимости от степени риска устанавливается страховой взнос. Например, в походе 6-й категории сложности риск гораздо больше, чем в походе меньшей категории сложности. По статистике в водных и горных походах травматизм, а следовательно, и риск гораздо выше, чем, например, в пеших н лыжных. При этом коллективное страхование (группы, тур-секции) обходится дешевле.
Следует заметить, что страховое движение полезно и в другом смысле. Так, компании, занимающиеся страхованием в сфере туризма, часто вкладывают средства в предупреднтелыиде мероприятия, например обеспечивают туристов радиостанциями. Порой выгоднее за счет компании установить ограждение у какого-то обрыва, чем потом выплачивать страховую премию упавшему с него клиенту. Этому способствует тесное сотрудничество туроператоров и страховых компаний в области обслуживания туристов.
Интересен опыт Краснодарского края (г. Сочи) по организации страхования приезжающих туристов. Материальная база и возможности «бесплатной» медицины Сочи (обеспечивающей общероссийские страховые полисы) в значительной степени ниже тех возможностей, которые могут быть востребованы туристами в пиковый сезон. Однако коммерческие медицинские заведения готовы обслуживать приезжающих туристов и оказывать им своевременную и качественную медицинскую помощь на определенных условиях
В 1997 г. был принят Закон Краснодарского края «О туристской деятельности в Краснодарском крае» № 89, в соответствии с которым было создано Сочинское соглашение, предлагающее новый страховой продукт: «Комплексное страхование туристов и отдыхающих на курорте г. Сочи». В список медицинских учреждений, оказывающих услуги застрахованным гражданам в рамках программы комплексного страхования туристов, вошли восемь iicirrpoB, среди которых станция скорой помощи, многопрофильная детская н инфекционная больницы, центр хирургии н реабилитации и др.
Полис предусматривает добровольное медицинское страхование н страхование от несчастного случая. Страховой взнос составляет 5 руб. в сутки. Страховая ответственность в первом случае составляет 5 тыс. руб. При страховании от несчастного случая ответственность - 10 тыс. руб. Конечно, такие суммы страховой ответственности чрезвычайно малы. Бывают, к сожалению, такие случаи, когда требуется гораздо большее покрытие. Но здесь уже вступают в действие схемы общероссийского медицинского полиса, а данный вид страхования выполняет в этом случае роль страховой франшизы.
Введение в действие программы комплексного страхова-
ния не исключает возможности получения бесплатной меди-
цинской помощи. Кроме того, в полном соответствии с норма-
ми антимонопольного законодательства зга программа не за-
прещает гражданам покупать полисы других страховых ком-
паний, не являющихся участниками Сочинского соглашения.
Этот вариант следует оценивать как один из видов страхово-
го продукта, который служит для повышения гарантий оказа-
ния помощи туристам. Турист при покупке тура, выбирая
предлагаемый спектр страховок, может решить, что ему бо-
лее всего подходит и кто будет гарантом медицинского об-
служивания. ь
На российском рынке страховання туристов внедряются новые его формы. Так. страховая компания «РЕСО-Гарантия» предлагает программу страхования невохножности совершить поездку. Что же покрывается страховкой, т. е. какие случаи являются страховыми?
Страховым покрытием не могут обеспечиваться халатность туриста или форс-мажорные обстоятельства. Например, если турист опоздал на самолет, был отменен рейс или сотрудники авиакомпании начали забастовку, то никакая страховая компания не будет за это платить.
Страховыми случаями являются: болезнь клиента или близкого родственника, смерть близкого родственника, неполучение визы (только при подтверждении факта невыдачи консульской службой), повестка в суд. военкомат. Это стандартный перечень условий.
Выгода этой страховой программы заключается в первую очередь в том. что страховая компания становится своего рода буфером или посредником между турфирмой и клиентом. По условиям договора возвращаемая сумма варьируется в зависимости от того, за какое время до начала поездки турист уведомляет о своем отказе. Фирма сумеет, с одной стороны, создать приятное впечатление о своей работе, а с другой - избежит финансовых проблем.
В настоящее время рынок страхования туристских услуг находится в стадии становления. Существует определенная конкуренция между страховыми компаниями Средствами конкурентной борьбы являются качество сервиса, разнообразие услуг, иены и тарифы. Одним из способов снижения страхового тарифа является франшиза.
Франшиза - предусмотренное условиями страховання освобождение страховщика от возмещения убытков в определенном размере. Значит, часть убытка клиент оплачивает сам. Большинство компаний уже давно работают с франшизой. Она стала неотъемлемой частью страхования. Поездка иностранных туристов начинается, как правило, с того, что гид предлагает им еще раз внимательно прочитать страховой полис, уделяя особое внимание пункту о франшизе. В западных странах франшиза обычно составляет примерно 50 долл. Откуда же берется эта сумма? Это стоимость первого визита к врачу и общего медицинского осмотра, которую оплачивает сам турист. Вес остальные расходы обеспечивает страховая компания. Такие программы предлагают «РЕСО-Гарантия» и некоторые другие страховые компании.
Многие страховые компании стремятся выработать единую политику, единые тарифы.

Страхование профессиональной ответственности
На международном и отечественном туристском рынке возрастают требования к ответственности туроператоров перед туристами. Эксперты Европейского союза настаивают на неукоснительном соблюдении мер безопасности, прописанных в документах Союза. Операторы несут прямую ответственность за ущерб, козгорый может быть нанесен туристам в гостинице и во время оказания других услуг. В некоторых случаях, когда в результате /действия или бездействия принимающей компании клиенту причиняется серьезный вред, деятельность туроператора может быть прекращена. Это положение полностью совпадает с российским законодательством.
В связи с этим серьезное значение приобретает страхование профессиональной ответственности туроператоров. Необходимость такого рода страховання назрела давно. Рекламации довольно часто оборачиваются для турфирмы не только потерей престижа, но и довольно существенными материальными расходами, и лаже в тех случаях, когда турфирма не виновна в том нлн ином нарушении договора с клиентом (например, неожиданная замена отеля, произошедшая по вине партнеров, или отмена заранее оплаченных экскурсий и т. д.).
Кроме того, страхование профессиональной ответственности, введенное законодательно, способно защитить потребителей от недобросовестных турфирм, а турфирмы - от недобросовестной конкуренции.
Страховка выплачивается туристам в покрытие суммы ущерба по обоснованным рекламациям, т. е. туроператор страхует свою профессиональную ответственность напрямую перед клиентом, так как атпгы покупают единый пакет услуг, в который входит и стграховка.
Конкретные условия договора и сумма страхового покрытия по этому виду страховання оговариваются индивидуально, поскольку зависят от многих факторов (от страны, с которой работает фирма, объемов продаж и т. д.).
Страхование профессиональной ответственности служит еще одним свидетельством надежности турфирмы.

Copyright © Design by: Sunlight webdesign