LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Развитие философии на Востоке и Западе при всей их самобытности и специфичности имеет
ряд общих закономерностей:
• зарождение в лоне мифологии (путь становления философии от мифа к Логосу);
• философия формируется как форма общественного сознания с возникновением классового об-
щества и государства (Древняя Индия –
1 тыс. до н.э. – формирование рабовладельческого общества; Китай –
V – IV вв. до н.э. – процесс классового расслоения общества; Греция – VII – VI вв. до н.э. – развитие ра-
бовладельческого государства);
• она обращена к общечеловеческим ценностям (проблемы добра и зла, прекрасного и безобраз-
ного, любви и ненависти и др.);
• ей присущ мировоззренческий характер философского знания;
• она стремится к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость
(стихийно применяемые философами древности два основных метода – диалектика и метафизика, на-
пример, диалектические моменты философии Гераклита, Сократа, Аристотеля, философии «Упанишад»,
даосизма и др.; метафизический метод исследований Парменида, Мелисса, последователей Конфуция –
Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.)
Необходимо отметить и отличия философских учений Востока и Запада:
• Восток концентрирует свое внимание в основном на проблемах человека, а философия Запада
является скорее многопроблемной: это натурфилософские, онтологические, гносеологические, методо-
логические, эстетические, этические и другие вопросы;
• специфика в разработке категориального аппарата: в философии Востока органически воспри-
нимаются категории, предложенные мифологией (инь – женское начало, ян – мужское начало, нирвана
– высшее состояние души и др.), хотя есть и традиционно-философские категории, которыми в основ-
ном пользуется западная философия (сущность, количество, качество, время и др.);
• в западной философии в основном разработаны проблемы логики (Сократ, Платон, Аристотель),
на Востоке этим занималась школа ньяя (санскр. буквально – правило, рассуждения, логика);
• при решении социальных проблем восточная философия занимается проблемой Вселенского
человека (у Конфуция – иерархия социальной структуры через обращение к Небу), западная же – про-
блемами государства, закона, управления, власти и т.п.

2.2 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Гибель античной философии следует понимать как исторически неизбежный результат в развитии
философской мысли, связанный с вхождением человечества в новую цивилизацию, часто называемую
европейской традицией в философии.
Узловые пункты ее развития:
• переход от языческой религии к монотеистической;
• перенесение центра философской проблематики от чувственно-материального Космоса к иссле-
дованию проблем бытия Бога (Филон Александрийский, Ориген, Климент, Августин и др.); христиан-
ская мораль становится неотделимой от веры и религии;
• одной из центральных проблем средневековья становится спор об универсалиях в разных вари-
антах его решений (Боэций: универсалии бестелесны и существуют только в общем, но не в индивидах;
П. Абеляр: каждому имени соответствует реальная сущность; Бонавентура: универсалии есть лишь сло-
ва);
• схоластическая философия (Ф. Аквинский) выдвигает проблему соотношения философии и
теологии (философия способна предоставить полезное знание о божественной сущности, использование
которого поможет праведному человеку в достижении непосредственного созерцания Бога).

2.3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV – XVI вв.)

В эпоху Возрождения философское мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в
частности, через новое прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной культу-
ры; эстетический подход играет здесь доминирующую роль, особенно, у гуманистов
(Э. Роттердамский, М. Монтень, Т. Мор, Л. Валла и др.).
Основные черты философии Ренессанса (Возрождения):
• гуманизм (лат. humanus – человечный), основанный на принципах равенства, справедливости,
человечности отношений между людьми; это мировоззрение проникнуто любовью, уважением к чело-
веческому достоинству;
• осмысление проблем государства и права (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк), социальные
проекты переустройства общества
(Т. Мор, Т. Кампанелла);
• натурфилософия (Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.); формируются
основы современного естествознания, современный образ науки.

2.4 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

В философии Нового периода можно выделить две основные проблемы, занимавшие умы фи-
лософов:
проблема метода в познании (эмпиризм – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, рационализм – Р. Декарт, Б. Спи-

ноза);
проблема субстанции (substantia (лат.) – первооснова, сущность); она разрешалась в рамках ра-

ционализма (Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций; Р. Декарт: учение о существовании
двух субстан-
ций – материальной и духовной).
Для философии Нового времени характерна ориентация на науку –
с одной стороны, и юридически-правовую сферу – с другой.

2.5 ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И
ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII в.

В философии Просвещения необходимо сделать акцент на просветительскую тенденцию, в которой
провозглашается культ Разума и придается большое значение знаниям в социальном развитии (Ш. Мон-
тескье,
Ж-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро). Основная проблема философии решается, в основ-
ном, материалистически.
Еще одна важная черта – «просветительский атеизм», критика религиозного мировоззрения в це-
лом, и религиозных социальных институтов, священников как «выразителей и проводников данного
ложного мировоззрения».
В теории познания французские материалисты выступали с метафизических и сенсуалистических
позиций, основанных на абсолютизации роли созерцания и ощущений.

2.6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

С конца XVIII в. начинается критический пересмотр принципов Просвещения. Одним из наиболее
глубоких критиков просветительского понимания науки и разума выступил родоначальник немецкого
идеализма
И. Кант, чье мировоззрение сформировалось в русле просветительских идей. Он создает гносеологиче-
ское направление в философии, именуемое агностицизмом (непознаваемость «вещей в себе»), развива-
ет этику, базирующуюся на понимании человека как высшей ценности.
Классическая немецкая философия получила свое наиболее полное выражение в идеалистических
философских системах. Основными ее заслугами можно считать:
• развитие и применение диалектического метода в познании (Г.В.Ф. Гегель конструирует диа-
лектику как систему, формируя основные законы и категории диалектики применительно к развитию
Абсолютной Идеи; И.Г. Фихте развивает учение о диалектическом способе мышления);
• использование принципа историзма в идеалистических системах (практическая философия Ф.
Шеллинга исследует проблему человеческой свободы и приходит к выводу о необходимом характере
исторических законов; Гегель создает грандиозную философскую систему всей духовной культуры че-
ловечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа).
Несмотря на то, что немецкая классическая философия в основном развивалась в русле идеалисти-
ческих систем, в ее недрах и на ее фундаменте возникла одна из мощнейших материалистических кон-
цепций. Это материализм Л. Фейербаха, который за начало бытия берет природу как конечное, опреде-
ленное, реальное; в центре построения его философской системы находится человек, как высшее творе-
ние природы.

2.7 ПАНОРАМА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX в.
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Философские предпосылки философии марксизма:

французский материализм второй половины XVIII в.;

немецкая классическая философия, в особенности диалектика Гегеля, переработанная К. Мар-

ксом и Ф. Энгельсом на основе материалистических принципов;
• антропологический материализм Фейербаха.
Особенности философии марксизма:
основной вопрос философии решается материалистически;

истина понимается как результат совпадения представлений человека и действительности; кри-

терием истины является практика, взятая в историческом развитии; предпочтение отдается предметно-
чувствительной деятельности человека;
• диалектика трактуется как теория и всеобщий метод познания;
• провозглашается требование тесного союза философии и естествознания.
Марксизм как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи –
П. Лафарг, А. Лабриола, А. Грамши и др. Наиболее видными марксистами в России были Г.В. Плеханов
и В.И. Ленин.

2.8 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

Основные этапы развития:
1 фИЛОСОФИЯ ХI – ХVII ВВ. ДОПЕТРОВСКОГО ПЕРИОДА, ИЛИ ДРЕВНЕРУССКАЯ
ФИЛОСОФИЯ; ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВПЛЕТЕННОСТЬЮ В ТКАНЬ РЕЛИГИОЗНОГО МИ-
РОВОЗЗРЕНИЯ, СВЯЗЬЮ С МИРОВОЙ ФИЛОСОФИЕЙ И С ПРОЦЕССОМ ХРИСТИАНИЗА-
ЦИИ (МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН, КНЯЗЬ ВЛ. МОНОМАХ, МАКСИМ ГРЕК, НИЛ СОРСКИЙ
И ДР.). В XVI В. ФОРМИРУЕТСЯ РУССКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ МЕССИАНСТВО; ЮРИЙ КРИ-
ЖАНИЧ ПОЛОЖИЛ НАЧАЛО ПРОЦЕССУ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ ФИЛОСОФИИ, ОСВОБОЖ-
ДЕНИЮ ЕЕ ОТ ЦЕРКОВНОГО ВЛИЯНИЯ, РАССМАТРИВАЯ ФИЛОСОФИЮ КАК «МИР-
СКОЕ ЗНАНИЕ».
2 Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. и связан с рефор-
мами Петра Великого. Первыми пропагандистами научного знания и философии Нового времени на Ру-
си были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов (заложил основы материалистической
традиции), А.Н. Радищев (провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в каче-
стве основного стержня светской общественной мысли).
3 Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х годов); в этот период
начинается самостоятельное философское творчество, представленное П.Я. Чаадаевым (центральное
место в его философии занимает проблема человека и философия истории), славянофилами – А.С. Хо-
мяковым (утверждение православия как вечного начала), И.В. Киреевским, Ю.Ф. Самариным, И.С. Ак-
саковым и др.; западниками, ориентировавшимися на западноевропейскую цивилизацию (А.И. Герцен,
Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин и др.).
4 Русская философия конца XIX – начала ХХ вв.; этот этап связан с возникновением философских
систем (Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев,
Н.О. Лосский, Б.Н. Чичерин и др.). Характерными особенностями периода являются антропоцентризм и
гуманизм, религиозный характер философии, а также космизм (теологический в лице Н.Ф. Федорова,
Вл.С. Соловьева, П.А. Флоренского и естественнонаучный, представленный К.Э. Циолковским, В.И.
Вернадским).
5 Большое значение в развитии русской философии имел период, который часто называют духов-
ным ренессансом начала ХХ в. Из многочисленных представителей можно отметить В.В. Розанова, С.Н.
Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, П.А. Флоанского, С.Н. Трубецкого, А.Ф. Лосева и других. Этих
философов волновали проблемы экзистенциального порядка, проблемы творчества, бытие Бога, «рус-
ская идея», проблемы социального устройства и другие.
В заключение следует отметить, что русская философия сравнительно молода, она впитала в себя
лучшие философские традиции и школы европейской и мировой философии. Вместе с тем она, несо-
мненно, самобытна и обладает неповторимым обаянием.
2.9 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Существуют различные точки зрения по поводу развития современной философской мысли. Со-
гласно первой, основными моделями современного философского мышления являются позитивизм,
марксизм, неотомизм, экзистенциализм и другие. Возникнув на рубеже XIX – XX вв., они до сих пор
имеют единое проблемное поле и общечеловеческую ценность, так как исследуют проблемы человече-
ского бытия и его смысла. Позитивизм рассматривает традиционную проблему соотношения чувствен-
ного и рационального в познании, и новые проблемы – проблему факта, веры, познания и творчества,
логики познания и др. Позитивизм сегодня представлен «критическим рационализмом» К. Поппера,
теорией «научных революций» Т. Куна, концепцией «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда,
теориями структурализма, концепциями герменевтики и др. Неотомизм продолжил христианскую тра-
дицию в русле католицизма. Современный неотомизм претерпел существенные изменения: в нем поя-
вились концепции аналитической философии религии, эпистемология религии, философско-
антропологические концепции и др. Экзистенциализм возник как учение о поиске человеком подлинно-
го существования и обратил к изучению современных проблем человеческого бытия, культуры, иссле-
дованию переживаний субъекта, его внутреннего мира (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Ка-
мю). Марксизм выступает в разных концепциях – от догматического до творческого, вбирающего в себя
синтез различных мировоззренческих ориентаций.
Существует другая точка зрения, согласно которой в современной философии, в отличие от класси-
ческой, на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выде-
ление и локализация отдельных философских проблем. Они-то и оформляются в отдельные философ-
ские направления.
Все это создает определенную сложность в понимании и изложении историко-философского мате-
риала, так как резко увеличивается само количество философских концепций и даже простое их пере-
числение довольно затруднительно. Авторы последней точки зрения предлагают рассматривать основ-
ные направления современной философии сквозь призму сциентизма и антисциентизма.
Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивыс-
шая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного бы-
тия (неокантианство в лице Г. Когена, феноменология Э. Гуссерля, неопозитивизм Л. Витгенштейна, Р.
Карнапа и др., прагматизм, представленный Ч. Пирсом).
Антисциентизм – социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки как соци-
ального института и как формы постижения мира. В нем наука рассматривается как «демон, выпущен-
ный из бутылки», угрожающий существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтерна-
тивы науке, научному познанию, а в некоторых случаях вообще рациональному взгляду на мир выдви-
гаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы постижения бы-
тия. Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм (М. Хайдег-
гер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.), а также творчество таких мыслителей XIX в., как А. Шопенгауэр, Ф.
Ницше,
А. Бергсон и др. Их взгляды были направлены против принципа антропологического рационализма, а
теоретические исследования подвергли анализу роль и значение психических процессов, не осознаю-
щихся человеком.
Серьезный вклад в развитие вышеупомянутой проблемы был внесен психоанализом, представлен-
ным:
• теорией бессознательного З. Фрейда, утвердившего бессознательное как важнейший фактор че-
ловеческого измерения и существования;
• теорией «коллективного бессознательного» К.-Г. Юнга, где коллективное бессознательное яв-
ляется отражением опыта предшествующих поколений;
• социологизированием бессознательного в концепции А. Адлера;
• «экзистенциальной дихотомией» Э. Фромма.
Современный микропсихоанализ вышел на уровень рассмотрения таких философских категорий,
как «пустота» и «попытка», связывая психическое бессознательное человека с космической пустотой
(С. Фанти).
В «философии жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон) жизнь представлена как поток интуи-
тивно постигаемой реальности, слияние человека со стихией жизни. В философии Ф. Ницше, направ-
ленной на критику христианской морали и создание новой морали «сверхчеловека», проповедуется ин-
дивидуализм, волюнтаризм и иррационализм. Воззрения
А. Бергсона можно определить как генеральное возражение против материалистически-
механистического и позитивистского направления философской мысли. В качестве субстанции Бергсон
утверждает жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа.
Существует еще одна тенденция в развитии философии – коммунологическая (от «коммуникация»
– общение). К. Ясперс пишет о «философской коммуникации», Г. Гадамер говорит о необходимости
вести философский диалог, Ю.М. Лотман и Д.С. Лихачев развивают идею «диалога культур». В этом же
направлении развиваются концепции Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда и др.
Плюралистичность различных концепций современной философии достигает наивысшего подъема
и на едином проблемном поле возникают самые разнообразные варианты решения конкретных фило-
софских проблем. Это побуждает философов вступать в диалог, а не отворачиваться друг от друга в си-
лу разности принципов, методов и подходов.
Основными моделями современного философского мышления являются позитивизм, марксизм, не-
отомизм, экзистенциализм и другие. Эти философские модели возникли на рубеже XIX – XX вв., но и
сегодня, благодаря тому, что рассматриваемые ими проблемы имеют общечеловеческую ценность, ока-
зались востребованными.


3 ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

900 – 700 гг. до н.э. – слагаются ранние книги древнееврейской Библии
– слагаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера
624 г. до н.э. – родился Фалес, родоначальник философии, ставящей вопросы о первоначале всего су-
щего «Все есть вода»
610 г. до н.э. – родился Анаксимандр, утверждавший, что первоначалом сущего является ненаблюдае-
мый и неопределенный «апейрон», единое безграничное вместилище, в котором вырисовыва-
ются контуры границ различных аспектов бытия
ок. 590 г. до н.э. – родился Махавира Вардхамана Джина, легендарный основатель джайнизма (умер
ок. 527 г. до н.э.)
585 г. до н.э. – родился Анаксимен, милетский натурфилософ, создавший физическую теорию перехо-
дов «воздуха» («туманности») из одного состояния в другое, благодаря которым зарождается
целое органическое единство мира
583 г. до н.э. – родился Сидтхартха Гаутама Шакьямуни – будущий Будда, основатель буддизма
ок. 580 г. до н.э. – родился Пифагор, основатель школы пифагорейцев, утверждавших, что в основе
всех вещей лежат математические структуры и отношения
570 г. до н.э. – Анаксимандр разрабатывает космологию и учение об «апейроне»
– родился древнегреческий философ и ученый Пифагор, первым давший себе название «фило-
соф», вместо обычного – мудрец, сводивший всю действительность к числам: «Все есть число»
551 г. до н.э. – родился Цю Чжунни – будущий Конфуций, создатель системы рационализированной
этики, социально-философского учения о «правильном поведении» граждан государства
545 г. до н.э. – Анаксимен создает учение об изменении и преобразовании первоматерии – «воздуха»
520 г. до н.э. – родился древнегреческий философ Гераклит, утверждавший, что все находится в со-
стоянии постоянного изменения («Все течет, все изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и
ту же реку»)
– родился древнегреческий философ Парменид, развернувший дискуссию о противополож-
ности бытия-небытия (Бытие есть, небытия нет»)
500 г. до н.э. – родился Мо-Цзы, основатель моизма
– родился Анаксагор, основатель риторики, выдвинувший концепцию гомеомерий – «семян
вещей»
490 г. до н.э. – родился Зенон Элейский, любимый ученик Парменида, известный своими апориями, с
помощью которых пытался доказать невозможность движения
– родился Эмпедокл, древнегреческий мыслитель, которому принадлежит гипотеза о четырех
составляющих действительности: земле, воде, воздухе, огне
– родился Протагор, один из первых софистов, считавших невозможным для человека су-
дить ни о Богах, ни о Бытии, поскольку в своем мышлении он не может выйти за пределы само-
го себя
483 г. до н.э. – смерть («нирвана») Будды
– родился будущий софист Горгий, выдающийся оратор, отрицавший возможность истинно-
го познания и сводивший задачу человека к поискам логических доказательств своей точки
зрения и рациональному переубеждению собеседника
ок. 481 г. до н.э. – родился будущий софист Протагор («Человек есть мера всех вещей»
479 г. до н.э. – умер Конфуций
470 г. до н.э. – Парменид утверждает логическую противоположность между видимостями и неизмен-
ной единой действительностью («Бытие есть, а небытия нет»)
469 (470) г. до н.э. – родился Сократ, опровергавший скептицизм софистов, отрицавший необходи-
мость натурфилософии и посвятивший свою жизнь разработке проблем этики и эпистемологии
(«Познай самого себя!»)
ок. 460 г. до н.э. – родился Демокрит, основоположник атомистического учения («Мир состоит из
атомов и пустоты»)
450 г. до н.э. – начинается деятельность первых софистов в Греции
430 г. до н.э. – возникновение атомистического учения Демокрита
ок. 427 г. до н.э. – родился Платон, основоположник объективного идеализма, создавший учение об
идеях – архетипах или моделях вещей, «учитель человечества»
ок. 425 г. до н.э. – расцвет философии софистов – Протагора, Горгия и др.
412 г. до н.э. – родился ученик Антисфена Диоген, прославившийся своим эпатажным поведением, ед-
ким остроумием и аскетическим образом жизни (по преданию, он жил в бочке)
400 г. до н.э. – родился основоположник легизма Шэнь Бухай
399 г. до н.э. – суд над Сократом и его казнь
399 – 347 гг. до н.э. – написание Платоном «Диалогов»
384 г. до н.э. – родился Аристотель, самый выдающийся ученик Платона, создавший концепцию
происхождения вещей из соединения формы и материи
387 г. до н.э. – Платон основал в Афинах Академию
370 (371) г. до н.э. – родился Мэн Цзы, продолжатель учения Конфуция
347 г. до н.э. – смерть Платона
341 г. до н.э. – родился Эпикур, в своем этическом учении обосновавший право человека на счастье и
указавший пути его достижения («Наслаждайся, но обдуманно!»)
335 г. до н.э. – Аристотель основал Лицей в Афинах
ок. 333 г. до н.э. – родился Зенон из Китиона, основоположник учения стоиков (от того Пестрого Пор-
тика – Stoya Poikile, в котором Зенон преподавал свое учение), понимавших философию как
изучение и упражнение, приводящее к благополучной добродетельной жизни
323 г. до н.э. – смерть Аристотеля
– смерть Александра Македонского
320 г. до н.э. – расцвет философии Пиррона из Элиды – основателя скептицизма
306 г. до н.э. – Эпикур основал в Афинах школу эпикурейцев
300 г. до н.э. – Зенон Китионский основал в Афинах школу стоиков
ок. 300 г. до н.э. – родился Ашока, один из самых великих индийских монархов, благодаря которому
буддизм развился в мировую религию
300 – 100 гг. до н.э. – расцвет Александрии – центра эллинистической культуры, развитие гумани-
стического просвещения, науки, астрологии
295 г. – «Начала» Евклида – свод классической геометрии
270 г. до н.э. – смерть Эпикура
106 г. до н.э. – родился Марк Туллий Цицерон, выдающийся римский мыслитель, политический дея-
тель, применивший греческую философию к осознанию новых проблем, давший определение
культуры не как простое «возделывание почвы», но прежде всего как «возделывание души»
60 г. до н.э. – Лукреций в поэме «О природе вещей» изложил атомистическую теорию Вселенной Эпи-
кура
6 (4) г. до н.э. – родился один из наиболее выдающихся римских стоиков Луций Анней Сенека, призы-
вавший жить в согласии с логосом, не вмешиваясь в происходящее, поднявший проблему гре-
ховности человека («Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо»)
25 г. – родился Филон Александрийский, создавший первую картину мира, в которой были синтезиро-
ваны элементы мифологии, христианской религии и античной философии
29 (30) г. – казнь Иисуса
50 г. – родился один из последних римских стоиков Эпиктет, исследовавший проблему отношения
между судьбой и свободой, утверждавший, что умение размышлять освобождает человека от
страстей («Свободен тот, кто умеет размышлять»)
121 г. – родился Марк Аврелий, римский император, последний крупный представитель стоической
философии, утверждавший, что сущность человека не зависит от богатства и чинов, но
исключительно от того, как он сам оценивает самого себя
150 г. – Юстин Мученик осуществил в своем учении синтез христианства и платонизма
190 г. – Секст Эмпирик обобщает классическое учение скептицизма
216 г. – родился пророк Мани (Ману), основатель манихейства
265 г. – зарождение неоплатонизма, сочинения и учительство Плотина в Риме, создавшего учение об
экстазе, как сверхчувственном состоянии, к которому душа переходит от чувственного своего
состояния
270 г. – смерть Плотина
354 г. – родился Августин Блаженный (Аврелий Августин), богослов, христианский философ
370 г. – родилась Гипатия – выдающаяся женщина-ученый, философ-платоник (убита в 415 г.)
400 г. – «Исповедь», 413 – 427 гг. – «О Граде Божьем» Августина
430 г. – смерть Августина
ок. 479 г. – родился Мо Цзы (Мо Ди), основоположник моизма, придавав- шего культу Неба не религи-
озный, а гуманистический смысл, утверждавшего идеи всеобщей любви
485 г. – умер Прокл – последний крупный философ-язычник Греции
500 г. – труды Псевдо-Дионисия Ареопагита – христианина-неоплатоника
ок. 675 г. – родился Иоанн Дамаскин, византийский мыслитель, разработавший учение о философии
как о системе теоретического и практического знания, чьи идеи пользовались большой извест-
ностью на Руси
800 г. – родился арабский приверженец идей Аристотеля аль-Кинди, позже перешедший к неоплато-
низму
860 г. – «О разделении природы» Иоанна Скота Эриугены, в котором он объединяет Бога и мир в еди-
ном понятии «сущего»
870 г. – умер аль-Кинди
– родился аль-Фараби, философ и ученый-энциклопедист Востока, крупнейший представи-
тель перипатетизма, комментатор Аристотеля и Платона ум. в 950)
980 г. – родился Авиценна (Ибн Сина), ученый, философ, врач, представитель восточного аристоте-
лизма (ум. в 1037)
1033 (1034) г. – родился Ансельм Кентерберийский, теолог, представитель схоластики, понимавший
веру как предпосылку рационального знания («Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую,
дабы уразуметь»)
1053 г. – родился Владимир Мономах, автор «Поучения сыновьям», в котором он обратился к теме ре-
лигиозного смысла власти
1054 г. – умер Киевский митрополит Иларион, автор «Слова о законе и благодати»
1058 г. – родился ал-Газали, представитель мусульманской традиции рационального богословия, де-
ливший знание на «науку поведения» и «науку откровения»
1079 г. – родился Пьер Абеляр, французский философ, теолог и поэт, выступавший против крайнего
реализма и номинализма, сформулировавший учение концептуализма
нач. XII в. – «Повесть Временных лет» Нестора
1116 г. – «Повесть Временных лет» в редакции Сильвестра
1117 г. – «Да и нет» Пьера Абеляра, в котором он разработал схоластический метод анализа противо-
положных суждений по одному вопросу
1126 г. – родился Аверроэс (Ибн Рушт), соединивший греческую философию с исламом
1130 г. – родился Кирилл Туровский, прозванный Златоустом, русский религиозный мыслитель, епи-
скоп, в своих сочинениях проповедовавший достижение спасения главной целью человеческой
жизни
1142 г. – смерть Пьера Абеляра
1150 г. – на латинском Западе заново обнаруживают сочинения Аристотеля
1185 г. – «Слово о полку Игореве»
1191 г. – умер ас-Сухраварди, представитель суфизма, создавший учение ишракизм (от арабского иш-

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign