LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Математическая логика (кибернетика)

современная диалектическая
математика логика
Декарт Лейбниц



арифметика геометрия логика диалектика
До Декарта арифметика и геометрия развивались как самостоятельные математические дисциплины. Координатная плоскость Декарта позволила создать современную математику с взаимными переходами от алгебры к геометрии и обратно. Аналогично до Лейбница существовали логика и диалектика. Но они не были такими реальными технологиями, как арифметика и геометрия. Лейбниц указал направление интеграции этих наук диалектической логикой. Средством для этого были названы сориты, и он разработал много соритов, которые изданы в оригинале, но не переведены на русский язык. В то время еще не было термина "диалектическая логика", но именно она осуществляется посредством соритов. Это важный вклад Лейбница в понимание качества объектов (в отличие от количественного их аспекта).
Другая идея Лейбница состояла в том, чтобы интегрировать математику и диалектическую логику в математическую логику (или кибернетику, говоря современным языком) как средство познания. В результате возникла символическая и математическая логики. И их содержание позитивно для определенных направлений науки. Однако они не стали нормой всех наук. Более того, они не решают поставленной Лейбницем проблемы. Эту идею Лейбница можно назвать и утопией. Не следует этого делать с тем, чтобы не дискредитировать данную постановку проблемы. Может быть, общество когда-либо и решит эту проблему. Но для этого нужно опережающе решить много проблем научного познания. В частности, диалектическая логика должна стать нормой обыденного сознания. "Самоучитель мышления" решает в определенной мере эту проблему, что не отрицает его относительности и необходимости развивать ТДМ по всем возможным направлениям. Но проблемы теоретической философии не ограничиваются только методологической ее функцией.
Интеллектика решает проблему начала реформы философии, "к которой стремился Декарт: "... превратить философию в универсальную математику" [47.87]. "Декарт не столько искал непосредственного применения математического метода к философии, сколько видел в научном характере математики идеал, к которому должны стремиться все остальные науки и, прежде всего, философия ..." [там же]
Р. Луллий (1235-1315) предпринял попытку разработать логическую машину, моделировавшую логические операции. Ее подвергли критике многие авторитеты, а у Лейбница она вызвала воодушевление.
У Платона математика - высшая форма мудрости [см. 227.4. 442 и далее].
Математика стала обыденным инструментом. Ее критика минимальна, хотя Гегель в "Феноменологии духа" подверг сомнению математику. Математика остается во многом неопределенной наукой. Сейчас никто из ее профессионалов не знает ее всю. Н. Бурбаки отмечал: "даже сами математики не могут постичь ее во всей полноте" [306.58].
Давно назрела необходимость качественного скачка математики, который возможен на основе использования диалектической логики и теоретизации математики. В таком случае математика станет системной, более обозримой, более доступной не только профессионалам, но и остальным ученым.
Главный же скачок математики зависит от опережающего освоения диалектической логики, которая объясняет качество объектов. "Что является предпосылкой всего лишь количественного различия вещей? Одинаковость их качества" [181.46.1.117].
Для теоретизации математики надо поставить проблему "Что такое математика?" и построить кладограмму - систему мега-, макро-, микросоритов. Р. Курант, Г. Роббинс [153] ставили эту проблему в 1939 году. С тех пор математика шагнула вперед, а поэтому следует систематизировать современную математику. Математики могут воспользоваться диалектической логикой для решения этой проблемы.
Анализ идей Лейбница
По Лейбницу философствование представляет собой ничто иное, как применение логики, обучение логическому (и диалектическому) мышлению. "... Истинная логика не только является инструментом, но и в какой-то мере содержит в себе принципы и истинный метод философствования ..." [158.3.63].
Все великие философы того исторического периода (Бэкон, Локк и др.) указывали на неопределенность терминологии, которая препятствует пониманию действительности. "... В строгом философствовании следует пользоваться только конкретными терминами" [158.3.76]. Он далее указывал на негативную страсть к неопределенным, неконкретным терминам при философствовании: "определенно известно, что именно эта страсть к выдумыванию абстрактных слов затемнила нам чуть ли не всю философию, хотя философское рассуждение прекрасно может обойтись без них" (там же). "Итак, говоря по правде, я никогда не видел какой-нибудь серьезной пользы от абстрактных терминов для строгого философского стиля, злоупотреблений же ими, и притом больших и весьма опасных, великое множество" [158.3.77].
1000-летнее господство логики и диалектики завершилось в ХVI веке. В результате модной стала их критика как схоластики, которая обернулась против Аристотеля. Лейбниц исходил из признания исторического вклада Аристотеля в развитие философии, логики, интеллектуальной технологии, философского исчисления [158.3.87]. Для него вклад Аристотеля в философское исчисление непререкаем. Иными словами, Лейбниц признает логику как науку об уме [158.3.91]. Идеи Лейбница базируются на таком отношении к логике Аристотеля. По Лейбницу, Платон и Аристотель заложили начало философского исчисления: "Аристотель, опираясь на мысли своих предшественников, первым, насколько известно, придал логике форму некоего математического знания, так что она стала доказательной" [158.3. 449].
Обратите внимание на то, как в приведенном положении, Лейбниц соотносит понятия "доказательства", "логики", "математики"! Логика - это и есть форма математики (математического исчисления). И только в силу этого она доказательна.
Аристотель действительно дал образец большого таланта, способного к открытию сокровенных истин и доказательств. Он совершил великое деяние, заложив первоначальные основы той науки, которая некоторым образом оживляет и делает достоверным все остальные науки [см. 158.1.194-195]. "Нельзя поэтому удивляться, что та основная наука, которая величается названием первая философия, о необходимости создания которой говорил уже Аристотель, до сих пор остается в области чаемого" [158.1.244].
Некоторые современные философы уничижительно относятся к логике Аристотеля. Например, философ США Р.А. Уилсон говорил: "Большая часть людей все еще думает в этих категориях, включая даже некоторых ученых, которые, казалось бы, должны быть в курсе, что аристотелевская логика окончательно устарела. Мне кажется, что это трагично и опасно" [282].
Лейбниц продолжил линию Декарта по разработке "Правил для руководства ума". Его собственные правила напоминают правила Декарта. Следует выделить три уровня его идеи "философского исчисления":
Идея Лейбница
-----------+-----------¬
замысел приемы факт применения
Замысел.
Лейбниц отмечал возникновение главной его идеи в детстве и ее поиск всю жизнь. В этой связи приведу только одну его фразу - "Боже милостивый, сколько бумаги я перевел ..." [158.3.413]. Людям, далеким от писанины, кажется, что главная трудность - процесс писания, а не поиск идей, которые следует написать. Можно вспомнить выражение Маяковского - о "тысячах тонн словесной руды, единого слова ради". И это так. И как тяжело было ранее без компьютеров...
Лейбниц исходил из нищеты духа [158.3.464] и решал проблему упорядочивания идей духа [158.3.415]. Возможную находку он называл по-разному. "Но для того, чтобы создать эту письменность, или, иначе, характеристику, заключающую в себе столь удивительное исчисление, нужно искать точные определения понятий" [158.3.492].
"Но пока не найден метод, посредством которого можно было бы в естественных науках получить из имеющихся данных все выводы, какие могут быть сделаны, подобно тому как это происходит по определенному порядку в арифметике и в геометрии. ... Если люди научатся действовать так же и в натуральной философии - а они этому научатся, когда захотят поразмыслить, - то, вероятно, удивятся, что так долго оставалось неизвестным то, незнание чего следует вменить в вину не лености или слепоте предшественников, а отсутствию правильного метода, который один только может пролить необходимый свет" [158.3.230]. В связи с этим он и вел поиск интеллектуальных приемов, которые позволили бы понять объект. Эти приемы названы им по-разному, в том числе производным словом от слова "знак", число, язык [158.3.412]. Эти методы должны быть универсальными, и они должны позволять упорядочивать понятия, объекты. Они должны быть одинаковыми для всех народов. "Очень важно, чтобы выводы человеческой мысли были упорядочены какими-то, похожими на математические, правилами" [158.3.186]. Эти методы должны обеспечить переход от смутных представлений к понятиям [158.3.402]. "Свести все человеческие рассуждения к некоторому виду исчисления, которое служило бы для установления истины" [158.3.491]. Это должно быть нечто вроде нового органона [158.3. 416]. "Я бы желал, чтобы наши беседы послужили поводом кому-нибудь найти эти истинные пособия для искусства рассуждения..." [158.2.498].
Приемы
Обыденному уму вряд ли покажутся эвристичными идеи Лейбница - слова о них он может посчитать пустыми. Особенно это касается соритов. О них написано в самоучителе мышления и здесь не пересказываю то, что может быть основанием для понимания их значения.
В современной литературе идет разный перевод с греческого одного и того же слова. Один раз его заменяют русским, а другой раз пишут его греческое звучание русскими словами (транслитеризация). В результате у непосвященного читателя не возникает целостной картины по данному вопросу. Более того, сам феномен называют порой софизмом, т.е. приемом для сознательного обмана других, а не эвристичным приемом, который показывает процесс превращения одного в другое и возникающие в связи с этим трудности.
Звучание этого греческого термина близко к определенному русскому слову, которого люди часто стесняются. Аналогично, звучание этого греческого термина ассоциируется (по крайней мере, у студентов) с таким же названием непопулярного явления. В результате, часто все это ведет к смеху и пожеланиям заменить эти слова чем-либо другим. Иногда, это приходится делать, но не следует идти на поводу у некомпетентных людей.
Древнегреческие мыслители иллюстрировали процесс превращения одного явления в другое тем, что клали зерно (или камушек) на стол и спрашивали "Куча?". Затем добавляли постепенно по зерну до тех пор, пока человек не приходил к мнению о том, что данное множество зерна является кучей. Тем самым они показывали процесс превращения одного феномена (не кучи) в другой (кучу) и необходимость отображения этого превращения понятиями. Как писал Ленин - проблема не в том, что есть развитие, а в том, как его выразить в логике понятий. И такой прием иллюстрации был назван словом "сорит" от древнегреческого "сорос" (куча). Сорит и является приемом, который служит объяснению объекта на основе его развития. Иными словами, сориты показывают процесс превращения количественных изменений объекта в качественные.
В материалах Лейбница имеется слово "сорит". Но переводчик использовал и слово "куча" [158.3.238], а в сноске указано, что это софизм [158.3.676]. Лейбниц использовал понятие "куча" как определенный род рассуждения древних. Для них сорит ? непрерывный силлогизм, что сейчас называют полисиллогизмом.
Лейбниц использовал понятие "сорит" в качестве беспрерывной цепи слов [158.3.66] или "особой цепи силлогизмов" [158.2.493]. У Дж. Локка возникла идея превращения записи силлогизмов в ряд, который становился эволюционным рядом. Именно такая трактовка соритов дана в "Логике" Баумейстера ХVIII века (последователя Лейбница). Такую их трактовку ведут от Цицерона. В конце эпохи схоластики соритом называли систему предложений, в которой сказуемое предыдущего является подлежащим последующего предложения. С тех пор в науке укрепился способ показывать развитие объекта названием его промежуточных форм цепочкой слов через стрелку. Сориты показывают переход количественных в качественные изменения. Тем самым отражение развития объекта последовательностью его состояний позволяет адекватно определить содержание каждого из них, построить системное их объяснение или их теорию. Это и есть главный прием аналитики, комбинаторики, диалектики и т.п.
Силлогизмы "это своего рода универсальная математика, все значение которой еще недостаточно понято. Можно сказать, что в ней содержится искусство непогрешимости, если умеют правильно пользоваться им ..." [158.2.492-493].
Тогда соритами фактически называли полисиллогизмы. Современная логика ушла от этого значения слова "сорит" и пользуется термином "полисиллогизмы". Соритом же называют то, как в живой (устной) речи люди пользуются этим приемом мышления ? сокращенно, опуская многие промежуточные формы данного рассуждения. Сегодня соритом называют сокращенный полисиллогизм.
Факт
Технология открытия Лейбница аналогична руководству для ума Декарта и "Об управлении разумом" Локка. Она соответствует ТДМ в целом [158.3.98 и далее].
Фактом ДЛ Лейбница являются его "Размышления о познании, истине и идеях". Он дал постановку проблемы одним абзацем, затем показал в целом все формы, а затем конкретное их объяснение. Все это легко представляется в форме дихотомной модели [158.3.101]. Фактом сорита является и объяснение понятия "справедливость" [156.3.493].
Лейбниц разработал много соритов. И многие из них собраны и опубликованы [см.158.3.701], но на русский язык эти работы не переведены.
Проблема "всеобщего исчисления" [158.3.474]
Замысел Лейбница состоит в том, чтобы разработать общую (всеобщую) науку как искусство открытия [158.3.443 и 479, 487], "усовершенствовать искусство открытия в целом" [158.3.491]. "... В искусстве мыслить, как и во всех других искусствах, есть свои секреты. И в этом состоит предмет всеобщей науки, которую я намерен изложить" [158.3.490]. Метод решения проблем - свести рассуждение к некоторому виду исчисления. Тем самым сделать метод доступным всем. Предмет этой всеобщей науки ? мышление [158.3.490]. Она должна обеспечить анализ понятий [158.3.572], искать способы точного определения понятий [158.3.492]. Задача исследователя - вывести значение слова через беспрерывную цепь, так сказать, через сориты [158.3.66]. Сориты обеспечивают не только ясность слов, но ясность конструкции речи, текста [158.3.65].
Ядро диалектической логики можно свести к следующему ряду проблем:
сориты полисиллогизмы теория.
В повседневной жизни речь людей неполна, содержит много пропусков в рассуждениях и т.п. Люди говорят и соритами, даже не подозревая об этом. В связи с этим надо кратко пояснить ядро логики.
1. Энтимемы эпихейремы сориты

2. Суждения силлогизмы полисиллогизмы.
Первый ряд - сокращенные формы разговорной, обыденной речи, а второй ряд указывает полную форму соответствующей мысли. Сориты разворачивают в полисиллогизмы, но это можно сделать, только восприняв диалектическую логику. И сегодня это не стало нормой не только устной речи, но и письменного объяснения. И идущая с древности идея состоит в том, что доказательство - это и есть полисиллогизм или теория в строгом смысле слова. И только теория позволяет одинаково понимать объект, выявлять (по примеру математики) ошибочные элементы доказательства и т.п. Для этого следует обеспечить разработку понятия как такого феномена, который строго отражает свойства объекта. Содержание понятия однозначно. Оно существует в голове человека, и проблема в том, как его вывести на бумагу таким образом, чтобы все его свойства были отражены, осознаны в качестве признаков объекта.
Лейбниц, как и до него Декарт, не верил в чудо. Он полагал, что только указывает направление решения проблемы. Результат его поисков приведет к нужному "через много столетий" [158.3.396]. Но решение проблемы состоит в исчислении или оперировании [158.3.503], в логическом или философском исчислении понятий. И продвинуться в этом замысле можно разработкой соритов [158.3.493], которые являются скелетом рассуждений - длинной цепью доказательств [158.3.450]. Только в таком случае "цепь рассуждений развертывается так, что дает нам полную уверенность в выводах и указывает безошибочный путь в дальнейшем" [158.3. 446]. "Дай Бог, чтобы удалось сделать из нее (логики - ВАГ) нечто большее, чем то, что она представляет собой теперь, и найти в ней те истинные пособия для разума, о которых говорил Гукер и которые подняли бы людей высоко над их теперешним состоянием" [158.2.502].
"Правила для руководства ума" Декарта дали наставление по использованию развития в качестве основы понимания объекта, особенно в пятом правиле (и третьем правиле работы о методе). На этой основе Лейбниц разрабатывал сориты как способ интеллектуального исчисления свойств объектов. Это является диалектической логикой.
Построение эволюционных рядов (соритов) требует адекватного понимания самого развития. Поэтому последователи Лейбница все более переходили от шаблонного руководства к объяснению главного свойства объекта ? его развития как основы его понимания. И. Кант сформулировал наставление по этому вопросу, когда указал на необходимость идти не только "назад" в объяснении, но и "вперед", по сравнению с конкретной формой объекта ? искать не только предшественников, но и последователей. Но такое наставление недостаточно. Надо найти более адекватную основу, а поэтому продолжить построение нового органона или новой философии. Прежняя форма философии господствовала, а поэтому Кант направил все свои усилия на утверждение необходимости новой философии, написав к ней вступление (пролегомены). Эту же мысль выразил Фихте утверждением - новую философию следует назвать наукоучением. На его основе Гегель разработал диалектическую философию, что и привело в последующем к диалектической логике. История ДЛ полна превратностей, и здесь нет необходимости ее отражения.
Философия возникла как учение о мудрости и постоянно уточняет свой объект, все более приближаясь к истине. Философия третьего тысячелетия не может не быть основанием науки - теорией интеллекта (интеллектикой) и наукой о науке вообще (метанаукой). Философия и наука идут в этом направлении, даже если не используют данной терминологии. Особенно укажем на биологию как наиболее теоретичную науку, которая строится на основе систематики как современной формы комбинаторики. Системный бум с 1960-х оказался простой модой и "холостым выстрелом" тех, кто руководствуется принципом "обойдемся без философии". Практическая систематика биологии - кладистика (кладизм). Она является фактом ДЛ и имеет универсальное значение.
И пятое правило Декарта, и сориты, и кладограммы (я убежден и многое другое из духовного наследства науки) - разные аспекты одного и того же, что и следует считать содержанием ДЛ. В связи с этим надо переформулировать слова Лейбница. Он писал "... Вместо того чтобы спорить, можно будет сказать: посчитаем!" [158.3.492]. А сейчас надо сказать ? "вместо спора построим сорит, кладограмму любого понятия"!
"В заключение я готов признать, что схоластическая форма аргументации обычно неудобна, недостаточна, громоздка, но одновременно с этим я утверждаю, что нет ничего более важного, чем искусство аргументировать по логике, т.е. полно с точки зрения содержания и ясно с точки зрения порядка и формы выводов как самоочевидных, так и доказанных раньше" [158.2.498].
В произведении "О приумножении наук" [158.1.164 и далее] Лейбниц надеялся на восстановление наук будущими поколениями исследователей. И основанием для этого он полагал философию.
Современные исследования проблемы философского исчисления существуют в форме исследований операций. Их оценка дана Акоффом: "Будущее исследования операций уже в прошлом" [330.398]. Эти исследования не опираются на диалектическую логику Лейбница, а поэтому оказалась бесплодными.
Интересны тезисы В.П. Кохановского на 3РФК - "Универсальный метод Готфрида Лейбница" см. [335.1.53]. В частности, следующее: "Из сказанного следует, что универсальный метод Лейбница, его "Новый органон" есть единство формальной логики и диалектического метода, о котором зачастую просто забывают, говоря о методе немецкого мыслителя".



5.5. ТРЕТИЙ ФИЛОСОФСКИЙ КОНГРЕСС РОССИИ

Динамизм философии проявляется не только в восходящих, но и в нисходящих процессах - ветвях упадка. В связи с этим всегда актуальна проблема выбора философии. Ее наиболее ярко показал Лукиан в произведении "Гермотим, или О выборе философии". Нужно игнорировать ненаучные формы философии, теоретизировать саму философию, педагогически ее проработать на уровне последних достижений науки и техники с тем, чтобы сделать ее нормой обыденного рассудка, прагматичной.
Имеется десятки инновационных философских поисков, в том числе представленных на 3РФК. Имеется и десяток версий метанауки, не всегда по названию, а по существу. Они написаны представителями разных наук и подходов к ним. Используя их, нужно идти далее так как они не решают главной проблемы философии. Поэтому и приходится упорствовать в своем поиске версии метанауки, которая нужна обществу. Основанием этому считаю и почти всеобщее мнение о недостатке современной философии.
Очень многие современники и не только профессиональные философы адекватно обращают свои взоры к философии как к тому ключу, который только и откроет дверь в светлое будущее общества. И пусть они порой противоположны в тех или иных философских идеях, но многие из них верят в силу, могущество, эвристичность духовного наследия философии. Обществу, особенно нашей стране, практически больше не на что надеяться. Как сделать философию прагматичной?
Важно учесть следующее положение издателя В. Анашвили: "То есть иллюзия начала 90-х - что мы издадим, всё, что было хорошего на Западе, и у нас философия расцветет - себя не оправдала". По его мнению "Довольно скучно сейчас в философии", "Наверное, просто неясна роль философии сейчас - то есть зачем здесь у нас, философствовать" [336].
Большинство философов заменили философию ее историей. Бесплодны истории безобъектного феномена. Эта истина видна и на примере философии. История ценна тогда, когда излагается на основе определенной концепции объекта. Если же результат исторического развития равен нулю (как это получается у некоторых философов - есть история философии, но нет самой философии), то как писать историю. Исходя из концепции теоретической философии можно ставить проблему написания ее истории.
Обилие историй философии поразительно и показательно. Их пишут без души и эмоций. И их ценность скорее отрицательная. И только лекции Гегеля по истории философии воодушевляют в этом плане.
трактовки ? первоисточники ? теоретическая
истории по философии философия
философии
Если ограничиться только сферой философии, то проблема трактовки истории философии зависит от адекватного знания оригинальных работ главных философов прошлого и современности и разработки гипотезы теоретической философии. И все это происходит одновременно.
Для понимания судеб философии важны материалы 3РФК. Он состоялся на рубеже второго и третьего тысячелетия (сентябрь 2002 года). На нем присутствовало немного менее тысячи человек, примерно 1/3 членов РФО. Изданные к нему три тома материалов включили тысячи тезисов. Но они составляют часть - ожидается еще 2 тома, а также публикация пленарных докладов, которые не были изданы к 3РФК.
В приветствии ректор РГУ А.В. Белоконь призвал к такой модернизации высшего образования, в которой философия имела бы ключевую роль. Развернул эту идею руководитель региональной секции РФО В.Е. Давидович. Его доклад: "Судьбы философии на рубеже тысячелетия" полностью подтверждает истинность представленной здесь метанауки.
Месяц спустя 3РФК можно высказать только начальные оценки полученных его материалов. Но они вполне аргументируют предлагаемую здесь парадигму философии.
По сравнению с предшествующим философским конгрессом России, 3РФК в большей мере содержит собственно философские идеи. Не считая философскими по природе большинство тезисов, не отрицаю их значимости вообще, в том числе и для себя лично. Просто они не имеют отношения к философии как науке наук.
Нет возможности отразить содержание первых трех томов материалов 3РФК здесь, ограничимся только некоторыми положениями главным образом первого тома. Дадим их в форме собственных идей авторов тезисов. Некоторые из них приведены для иллюстрации противоположных идей по сравнению с отстаиваемыми здесь положениями. Умный оппонент полезнее безликого адепта. Не трудно найти и собственное место каждой из этих идей при их интеграции в единую концепцию метанауки.
"Любые попытки заменить философию синергетикой являются столь же иллюзорными, как и предпринимавшиеся в свое время подобные усилия в отношении кибернетики и теории систем. Синергетика не является никакой новой философией и ничего качественно нового в общие фундаментальные философские положения не вносит" [А.С. Борщов: 335.1.17].
"Вопрос о регулятивной роли философских идей в научном познании является одним из наиболее важных вопросов в метанаучной рефлексии нашего времени". [Ю.Б. Дмитриев:335.1.32].
"Наше время отмечено небывалыми успехами науки, возросшим престижем научной рациональности. Однако, противоречие современной культуры состоит в том, что одновременно происходит резкий рост антисциентизма, ценность научного знания искусственно занижается" [В.В. Казютинский: 335.1. 41].
"Дух коллективизма не мыслим без понимания людьми друг друга, а значит прямо или косвенно взывает к сознанию каждого человека искать основания этого единства" [В.Л. Киссель: 335.1.44].
"В западной философской мысли уже давно, а в отечественной с некоторых пор, получило распространение мнение о том, что диалектическая логика как философская дисциплина существовать не может ..." [В.М. Левин: 335. 1. 59].
"Критика рационализма прочно была обозначено не только в науке, но и в духовной истории Европы 19 и 20 столетий. Её сущностная составляющая и должна стать предметом тщательного анализа. Ибо логика развития науки и ее методологические проблемы должна стать предметом тщательного анализа. Ибо логика развития науки и её методологические проблемы должны быть поняты по существу. И прежде всего в отношении Логики как теории развития знания. Именно к ней отношение было неоднозначным, а иногда и просто превратным.
Эти обстоятельства лишь укрепляют истинность общеизвестного положения о том, что для философа исследование философских и методологических проблем естествознания есть занятие несомненно могущее приносить пользу лишь при условии философской малограмотности самих естественников, и становится ненужным и даже вредным как только естественники получают себе на вооружение подлинную логику как методологию познания. Уроки классической философии здесь имеют абсолютный характер. С ней можно спорить (и даже нужно!), но нельзя не принимать в расчет. На то она и классика". [А.Г. Новохатько: 335. 1.69].
"В современном научном познании высвечивается противопоставление двух проектов науки - античного и современного (западноевропейского). Такое противопоставление находит отражение в концепциях различения типов цивилизационного развития (традиционного и техногенного; "Восток" - "Запад"); типов социального устройства (коллективисткого и индивидуального); бинарности ценностных установок в науке (наука может быть ориентирована на познание мира с целью приспособления человека к гармонии или с целью овладения этим миром) и т.д.". Автор тезисов отстаивает первый проект. [С.Ю. Пискорская: 335.1.75].
"Общее, что роднит научное знание и философское, как мировоззренческое, это их теоретичность. Философия по своей сути есть теоретическое знание, и научное знание в своей высшей форме представлено теорией... Системность как научного, так и философского знания не вызывает сомнения" [А.Н. Соколов: 335.1. 86].
"В связи с проблемой осмысления роли и места комплексного подхода в познавательной и практической деятельности, нельзя не отметить, что многие авторы считают понятие комплексности синонимом системности, зачастую подменяя комплексный подход системным и наоборот. Но даже, когда они не смешиваются друг с другом, то все равно остается неясным - как они соотносятся друг с другом" [В.Н. Фомин: 335.1.94].
"Философия науки это не только ретроспективный анализ методов научного познания, но и выявление перспективных направлений развития науки с учетом современной реальности. Не отказ от науки, как это делают сторонники постмодернизма, а расширение научной рациональности, эпистемологического горизонта, поиск новых форм научности" [И. В. Черникова: 335.1.100].
"Одной из наиболее значительных и остро дискутируемых проблем современной философии является проблема поиска новой эпистемологической парадигмы... Складывается впечатление, что философские исследования познания постепенно утрачивают свое значение, и на этот раз оправдаются прогнозы тех философов, которые говорили о неизбежной гибели эпистемологии....Станет ли философия ХХI века только "назиданием" (Р. Рорти), или обретет иной статус, во многом будет зависеть от решения эпистемологиеских проблем" [Е.Н. Ищенко: 335.1.125]
"Известно, что философия издавна пыталась помочь человеку понять существо вопроса средствами знания и еще глубже проникнуть в непознанное. Однако, постепенно, философия потеряла свое лидерство а познавательном процессе... Сегодня ученый, берясь решать какую-либо проблему оказался без тыловой поддержки философской методологии ввиду того, что сама философия по той же причине дифференцированности и нецелостности знания не смогла вырасти до состояния самодостаточной науки, а значит не смогла сформулировать общетеоретические принципы развивающегося знания. Несмотря на многосторонний философский охват опыта челоческой деятельности продолжают оставаться непознанными основы этого опыта - исходные принципы знания. Есть ли выход из философского кризиса? Какова должна быть теория познания? Автор тезисов считает... необходимо масштабно иициировать разработку общего метода развития (ОМР) ... К сожалению, современный философский кризис мышления, отчужденность философии от естественных наук и не желание ее многих представителей разрабатывать философию как методологическую науку в русле ОМР не дает шансов философам создать теорию познания как таковую". [Б.П. Козадаев 335.1. 128].
Ю. Ротенфельд. Возродить философию! [335.1.150].
"Большинство авторов философско-исторических текстов (от античных до современных) об эволюции, антропогенезе, ноогенезе сходятся, в целом, что суть этих сфер познания "схоронена" в труднодостпных "горах" (варианты: на "дне морском" или в"болоте"?) под общим шифром РАЗВИТИЕ. На "вершине" (в "пещере"?) ПРОТИВОРЕЧИЙ. Как назвать ту "заоблачную скалу" ("Замок" - "башню"?) со "шкатулкой"? Тут мнения расходятся по мере возвышения (углубления) поиска. Хотя все стремятся к самым важным "яйцу" с "иголкой"". [Ю.В. Сафрошкин. 355.1.154].
"За последнее столетие наиболее значимые философские идеи были выдвинуты не философами, а специалистами разных научных направлений..." [И.Г. Зенец.355.1.207]
"Искушение философствованием... Философствование как феномен не сводимо к технологии воспроизведения мысли в форму всеобщности, оно скорее является специфическим усилием ... Иначе говоря, философствование вовсе не требует профессионализма, владения философскими технологиями мышления - знаний профессиональной "кухни философствования"... Таким образом, современную ситуацию в философии можно назвать философствованием вне философии ..." [И.Г. Зенец.355.1.207].
"Понимание - это главная проблема современной науки" [Т.Г. Кислицына: 355.1. 212].
Суркова Л.В. Философия в современном мире: поиск собственных оснований. [335.1.249].
Дюбенок Ю.Л. О реформе философского образования для подготовки строителей человеческого общества. [335.1.371]
"В рационализированной среде все меньше находится места благородству, милосердию, состраданию, любви, служению отчизне. И все же альтернативы Разуму нет. Ни одна проблема современного мира не может быть решена вне Разума" [В.М. Таланов: 335.1. 410].
"Философское образование как важнейшая составная часть высшего образования призвано формировать самостоятельное мышление студентов развивать их способность к рефлексии... Однако заметное преобладание в философском образовании филосоведения над философствованием не позволяет эффективно решать этих задачи". [Е. В. Романенко.335.2.262].
На съезде была презентация и продажа книги В.П. Кохановский, Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. Философия для аспирантов. (Ростов н/Д, 2002). Она фактически является версией предлагаемого здесь подхода. В связи с этим моя её оценка:
Достоинства книги:
* Ограничили объект философии только наукой;
* Обобщили современные идеи по вопросу, сохраняя преемственность и с диалектикой;
* Написали как учебное пособие для тех, кто специализируется по науке.
Недостатки книги:
* Книга максимально противоречива, скажем соотнесение философии и науки. Можно встретить у них разные положения: философия - наука и философия не наука;
* Не показывают необходимости философствовать и, тем более, не дают технологии философствования;
* Не говорят о проблеме мышления и не дают его технологии;
* Это частно научный опыт в виду обобщения опыта прежде всего физики, а не всех наук;
* Они приняли искренне произошедшую смену идеологических парадигм, и перешли на восхваление новых "богов" гуманитарных наук как мэйнстрим философии [см. например, антиподов 355.1. 93 и 125].
Мой подход отличается следующим:
* Надо решить множество проблем, поставленных предшествующими исследователями
* Нужна научная, интеллектуальная, педагогическая революции, нужны перевороты некоторых догм по Б.М. Кедрову (скажем, философия порождает науки или наука порождает философию).
* Авторы ограничивают объект философии без специального обсуждения такой возможности. На мой взгляд, нужно это делать и т.д.
На 3РФК господствовал плюрализм, что свидетельствует о том, что пора жить своим умом, толерантно относясь к тем, кто высказывает иные мнения по вопросу. Тем не менее, сейчас много тех, кто верит в философию, надеется на неё. Особенно много таких среди не профессиональных философов, которые дают свои видения её проблем и т.п. Хотелось бы верить, что все философы действительности объединяться для решения проблемы философствования и обеспечат обществу ее идеал, поэтически представленный философом-поэтом Ростова-на-Дону - Сушковым Иваном Митрофановичем ( в последней строке я бы опустил слово "будет").

Сушков Иван Митрофанович. 2002 г.

ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИЧНА

Наука в истинах дана,
И в философском рассуждении.
Страна будь ими спасена,
От тьмы невежд предубеждений.
Философия практична?
Да! Но если вся этична!
Кант был прав, сказав об этом.
Владей, Мораль, всем белым Светом!
Философия практична?
Да! Но если эстетична!
Гегель прав, сказав об этом.
Красота, владей всем Светом!
Знают все, знай и ты,
Человек мир свой строит
"И по законам красоты" (К. Маркс)
Бытие людей практично.
Познай его философично!
Придёт духовное прозрение -
Всегда практичное мировоззрение.
Известно - истина не лжет.
Следуй ей! - Быть достижениям!
Тот лишь с Будущим живет,
Кто из "партии движения" (А.И. Герцен)
Будь с наукой! Двигайся! Стремись!
Всегда вперед! И только ввысь!
Свет философии бесценен!
Живой стратегией богат.
Ты в жизни будешь самоценен,
Делам разумным только рад!
Свет философии извечен,
Благими мыслями объят.
Твори мир истин! Бесконечен!
Им кто привержен! Тот в народе будет свят!





Часть 2. ПРИЗНАКИ НАУКИ

6. СВОЙСТВА НАУКИ

Наука представляет один из элементов современного мира (действительности, бытия, реальности). Возрастание значения науки в общественном развитии ведет ко все большему ее познанию. Понимание науки служит основой предвидения ее развития и научно более обоснованного развития общества. Исходным пунктом для такого подхода к науке выступает познание самой науки, т.е. ее функций и свойств как объекта общественного развития.
Наука ? один из наиболее развитых объектов общественного прогресса. Глубокое познание науки предполагает использование принципиально новых решений данного вопроса. "Еще Джон Бернал обратил внимание на то, что научные исследования проводятся самым хаотическим образом: по его оценке, коэффициент полезного действия ученых составляет примерно 2%. Бернал считал, что повысить эту величину можно, только создав что-то радикально новое в самой науке" [301].
Поиск общего подхода к науке как наиболее развитого идеального отражения мира, представляет весьма сложное дело, особенно, если учитывать желательность избрания его на основе отстаиваемых положений о науке.
"Главная проблема, которая сейчас стоит перед наукой, - это проблема создания фундаментальных теорий, с помощью которых можно увидеть целостную картину существования предметов. В конечном итоге, эта проблема сводится к образованию единой науки о мире" [11. 4].
Науку определяют по-разному. Номенклатура современных ее определений насчитывает полторы сотни дефиниций [см. 201]. Их все можно считать адекватными действительности и в комплексе дающими достаточно полное понимание науки. В то же время их набор оказывается недостаточным для исследователей, и поэтому творчество новых дефиниций продолжается. В общем, такой подход малоэффективен. Поэтому здесь принят другой подход.
Наука характеризуется многими свойствами. Из них в настоящий момент наиболее важен ряд. Именно эти свойства и рассматриваем в данной работе.
Свойства - признаки - параметры.
Научное отражение любого объекта предполагает построение идеальных моделей (систем), которые никогда не адекватны отраженным объектам. Построение идеальных систем предполагает выявление совокупности свойств рассматриваемых явлений
Свойства
--------+------¬
неизвестные ? известные
--------+------¬
некаталогизированные ? каталогизированные
--------+------¬
неклассифицированные ? классифицированные
--------+------¬
несистематизированные ? систематизированные
Свойства любого объекта обнаруживают при его соотнесении с другими объектами. В зависимости от наличия общих свойств совокупность объектов образует ряд. Из всей совокупности объектов выделяют в виде родовой совокупности те объекты, которые имеют общее свойство. Одновременно каждый объект может быть отнесен к различным множествам.
Свойства науки многообразны, и их невозможно четко все перечислить. Поэтому предварительная группировка поможет исследовать их в целом с тем, чтобы в последующем полнее раскрыть. При объяснении следует изложить те свойства, которые достаточны для принятия данной концепции. Затем данного изложения может оказаться недостаточно вообще, либо оно покажется недостаточным некоторым исследователям, и в зависимости от этого следует показать и другие моменты объясняемого.
При объяснении не рассматривают более общих свойств явления также как и всех свойств явления, а только те из них, которые считают достаточными для понимания рассматриваемого явления. Множество объясняемых свойств объекта не может быть одинаковым для всех людей и во все времена. Разные исследователи ранжируют свойства объекта по-разному. Одновременно, изменение объекта ведет к изменению значимости их свойств для общества.
Первоначальное познание свойств науки предполагает ознакомление с основными ее свойствами. Свойства научного элемента действительности должны быть познаны в порядке уменьшения их общности и одновременно возрастания их значимости для понимания науки как элемента мира.
Общность свойств


Значимость свойств
Субстанциональность. В соответствии с принятой здесь философской онтологией исходной категорией научного отражения всей действительности выступает субстанция. Термином "субстанция" обозначаем только лишь один момент всей действительности (в том числе и науки) ? факт ее существования в нашем мозгу. Действительность может быть любой, в том числе вымышленной (виртуальной, вроде понятия демона и т.д.). Двумя основными формами субстанции выступают материя и идея, из них материя первична, идея ? вторична. Последняя представляет свойство только для более развитой формы материи и не
есть абсолютный дух какого-либо вида. Ничего более конкретного о субстанциональности идеи (науки в частности, как и любого иного объекта мира) нельзя сказать. Тем самым, субстанциональность представляет самую "тощую" категорию всего научного понимания действительности и в то же время имеющую громадное значение в качестве исходного интегрирующего элемента всей науки о мире. Наука фактически существует, хотя и в качестве вторичного, идеального вида субстанции. Это ее свойство и служит основой ее познания.
Отражательность науки делает ее наиболее развитым видом многообразнейших явлений отражения в природе. Сущность этого свойства науки можно познать также только при системном подходе ко всем другим свойствам и, прежде всего, при ознакомлении с систематикой форм отражения и местом их в науке. Теория отражения дает достаточно основания для понимания этого свойства науки. Не представляется возможным кратко раскрыть данное свойство науки, в связи с этим, обращая на него внимание, следует помнить об этом его свойстве при изучении всего последующего и постоянно обращать на него внимание в самых различных планах.
Сигнальность науки также представляет одно из важнейших свойств общего плана. Не только наука и даже идея, но и многие другие менее развитые явления современного мира характеризуются этим свойством. Сигнальный характер отражения представляет атрибутивное свойство живой материи. Наука выступает наиболее развитым видом сигналов. Сущность данного свойства науки также не может быть понята обособленно и предполагает обращение внимания на эту сторону явлений.
Знаковость науки представляет еще более узкое свойство ее. Знаковость сигнальных систем выступает, вероятно, только свойством сигнальных систем на надорганизменном уровне жизни.
Идеальность науки представляет одно из атрибутивных ее свойств. Место этого свойства среди других свойств науки не вполне еще определено, что зависит от исходной гипотезы.
Эволюционность науки - ее динамизм, как и всего сущего.
Информационность науки - еще более узкое ее свойство, присущее ей только как виду идеального компонента общественного развития. Познание этого свойства в настоящий момент представляет злободневную проблему, обсуждаемую во всех видах печати, на конференциях и т.д.
Обоснованность науки вытекает из ее прагматической функции - быть основой принимаемых решений как фактора сознательной деятельности.
Системность представляет свойство высшей формы науки и в зависимости от исходной гипотезы может рассматриваться в разных местах метанауки. Если считать системность атрибутом материи (как это утверждают некоторые авторы), то тогда данное свойство должно быть рассмотрено после субстанциональности и диалектичности. Здесь исходим из того, что системность есть результат диалектического мышления. Наука достигает ее только переходом к теории. Теоретическая наука (теория) - системная трактовка объектов.
Формализованность науки. Наука ? модель особого типа. Наиболее развитый тип моделирования может быть предложен на основе обобщения существующих способов схематизации, особенно кладограмм.
Количественность НКМ и меганауки приобретает все большее значение и без него далее наука не может успешно развиваться. Ее раскрывают наукометрией.
Интегративность науки сводится к тому, что каждый элемент действительности объясняется всей меганаукой, а поэтому весьма важно исследовать, когда и как обеспечивается ее единство.
Прагматизм, онтологизм, методологичность науки. Наука прагматична - служит средством обоснования деятельности людей. Происходит это различно. Онтология - позитивные знания объектов, которые важно учитывать в жизни людей. Методология - те знания, которые представляют собой отражение технологии деятельности людей.
Сложным моментом в изложении свойств науки выступает то, что каждое из них раскрывается на основе выводов не только предыдущих, но и последующих.
Рассматривая свойства науки, располагаем их в последовательности общности - от общих к частным. Каждый из них рассматриваем с учетом всех остальных.




7. РЕАЛЬНОСТЬ НАУКИ
Свойство "реальности" условно в том плане, что с этой точки зрения рассматривается несколько нетождественных подходов к науке. Проблема этих различных подходов к науке проявляется в частом использовании в качестве синонимов таких терминов, как "субстанциональность", "реальность", "действительность", "бытие". Конечно, вполне возможно их употреблять в качестве только синонимов, но желательно придать им собственное значение вообще, в том числе применительно к науке. Гипотезу такого подхода и постараемся показать здесь.
Различие собственного содержания указанных терминов лежит в степени конкретности подхода к науке:
субстанциональность ? реальность ? действительность ? бытие.
Намеченный подход различной конкретности к науке нуждается в специальной проработке на основе учета различных мнений и т.д. Такой подход может быть отражен и иной схемой.
Субстанциональность
----+----¬
просто ? реальность
-----+----¬
просто ? действительность
----+----¬
просто ? бытие
Каждое последующее есть более частный подход к науке, более содержательный и т.д.
В соответствии с таким подходом исходным выступает признание субстанциональности науки. О субстанциональности любого объекта, в том числе и науки, ничего нельзя сказать более конкретного, кроме признания факта его существования. Науку можно рассматривать, только подходя к ней, как к нечто существующему.
Реальность науки представляет более конкретный подход к ней и должен учитывать тот факт, что наука по природе идеальна. Исследование науки как реальности утвердилось в общественном сознании. Б.С. Дынин показал некоторые аспекты философского исследования науки под общим названием "Реальность теоретического мира" [79.135-239].
Подход к науке как к реальности, вероятно, предполагает уточнение соотнесения таких явлений, как субъективное, объективное и общественное сознание. Это и является собственным содержанием рассмотрения реальности науки.
Субъективное сознание представляет все то, что каждый человек "знает" об окружающей его действительности и о самом себе. Объем и содержание субъективного сознания различны у отдельных людей. Оно возникает в детстве и постоянно развивается: на первоначальном этапе возрастает, а на завершающем уменьшается и отрицается вместе со смертью человека.

Общественное сознание
Субъективное сознание


Каждое субъективное сознание возникает на основе восприятия общественного сознания. Общество учит индивидов. Субъективное сознание всегда меньше общественного. Причиной частичности отражения субъективным сознанием общественного можно считать недостаточную емкость субъективного сознания и недостаточную скорость восприятия людьми информации.
Объективное Творческое
Субъективное Объективное


"... Сознание с самого начала есть общественный продукт, и остается им, пока вообще существуют люди" [181.3.29].
Общественное сознание не представляет нечто существующее вне субъективного сознания. Оно проявляется в субъективном сознании. В то же время объективное сознание есть нечто особенное по сравнению с субъективным сознанием.
В жизни людей общественное сознание - объективное условие, определяющее их индивидуальное сознание. Человек воспринимает в той или иной мере общественное сознание. При этом общественное сознание неодинаково во всех частях мира, а различно в той или иной мере. Воспринимаемое людьми общественное сознание неодинаково, а отсюда неодинаковы сознания людей.
Субъективное сознание людей вторично по сравнению с общественным сознанием. Тем не менее, оно развивает общественное сознание. Общественное сознание более полно по сравнению с субъективным сознанием.
Общественное сознание с развитием различных материальных носителей информации обособилось от субъективного сознания и хранится частично в виде информационных систем. Это увеличивает объем общественного сознания. Специфика хранимого таким образом общественного сознания несомненна. Информационное бытие общественного сознания, обособленное от индивидов, требует специального рассмотрения.
Ранее субъективное сознание обогащалось, непосредственно контактируя с другим субъективным сознанием. С развитием информационного хранения идей обогащение субъективного сознания происходит, прежде всего, не от непосредственного соприкосновения с другим индивидуальным сознанием, а с субъективным сознанием, информационно выраженным на каком-то носителе информации и хранимом различными способами.
Субъективное сознание обычно гораздо меньше соответствует действительности, чем общественное сознание. Эти две формы сознания изоморфны структурами, хотя и имеют различия.
Объективное идеальное различно в каждый данный период времени. Субъективное сознание различно у разных людей и изменяется от полного нуля до высокого уровня на основе научного отражения действительности у гениев, опережающих общественное сознание по частной проблеме.
Субъективное идеальное у каждого человека возникает заново и вместе с ним исчезает. Объективное идеальное не зависит от познания его конкретными индивидами. Объективное идеальное пассивно и получает свою активность только через субъективное идеальное. Объективное идеальное прогрессирует на основе субъективного и существует в виде более или менее завершенной идеальной системы. Субъективное идеальное может обгонять объективное, в таком случае оно "аутсайдер" своего времени.
"Общество не обладает какой-либо особой психической деятельностью, отличной от психической деятельности отдельных людей. С этой точки зрения, общественное сознание неотделимо от индивидуального сознания. Оно связано с индивидуальным сознанием как общее и отдельное, не существует без индивидуального сознания, но и не охватывает его полностью, не включает в свое содержание результат отражения в сознании индивида личных условий его жизни, его индивидуального бытия, или, например, своеобразие индивидуальных чувств и переживаний. Общественное сознание - сущность индивидуального сознания. Одновременно общественное сознание связано с индивидуальным сознанием как целое и часть. Поэтому индивидуальное сознание не может охватить собой всего богатства содержания общественного сознания. Общественное же сознание, в свою очередь, нельзя свести к сознанию отдельного индивида. Носителем общественного сознания выступает не человек, а человечество" [115.42].
Степень овладения людьми идеальным зависит от способа бытия общественного сознания и степени его развития. Например, до выработки позиционной системы счисления овладение счетом требовало значительных усилий, и было уделом немногих. Внедрение позиционного счета облегчило овладение счетом, позволило обучать счету всех нормальных людей. В свою очередь, это стало основой качественного роста степени овладения научным отражением действительности индивидами. Общество стоит перед необходимостью такого же качественного роста степени овладения научным отражением действительности каждым человеком. Все это может произойти на основе распространения диалектического мышления, перестройки систем обучения и информации. Основой такому переходу может быть теоретизация науки, что нельзя обеспечить без разработки науки о науке. Наука о науке должна послужить основой для перестройки всей системы науки, выработке диалектического способа представления знаний, в т.ч. теории.
Развитие общественного сознания, придание ему новой формы послужит более эффективному и полному познанию им людьми, т.е. позволит сделать качественный скачок субъективного сознания к общественному, объективному, сознанию. При этом речь не идет о возможности их выравнивания.
Действительность науки представляет более конкретный подход к ней по сравнению с субстанциональностью и реальностью. Собственным содержанием такого подхода к науке, вероятно, выступает вычленение науки из других форм сознания. В таком случае сужается сфера рассмотрения и в большей мере ограничивается только научным элементом мира. Реализация этого подхода затруднена рядом обстоятельств. С одной стороны, необходимые для этого знания выступают содержанием скорее психологии, а с другой, последняя не дает достаточно оснований для диалектического их рассмотрения.
Говоря о структуре сознании, его составными элементами называют такие явления идеального как эмоции, мысли, воля, наука, искусство, мораль. Неоднозначность этих подходов и трудности единого рассмотрения свойств и составляет сложную проблему в познании действительности науки.
Науку невозможно познать адекватно без осознания субординации свойств форм сознания, т.е. выявления общих и особенных свойств их всех. Это дело специальных исследований. Здесь выскажем только гипотезу.



Психика
-----+----¬
подсознательная ?сознание
-----+---¬
инстинкты? интуиция
Сознание - главный элемент жизни людей. Его строение можно представить в целом на основе схемы:
Сознание
-----+---¬
нравственность? менталитет
-----+---¬
искусство ? наука
-----+---¬
эрудиция ? интеллект
Все названные явления характеризуют личность человека. В то же время они показывают различные свойства личности. Эмоции скорее представляют физиологическое явление. Они рефлекторны, бессознательны. Сопоставление искусства и науки показывает меньшую сложность первого, т.е. его меньшую развитость. Наука возникнет после искусства и более сложна. В целом, сопоставляя науку, искусство и мораль, высказывают следующее мнение. "Проблема истины в прямом, узком смысле слова - центральная в научном познании; проблема художественного образа - в искусстве; проблема нормы с ее оценочным и императивными аспектами - в развитой морали" [195].
Основная трудность в субординации этих явлений и в определении места эмоций среди них. Решение этой проблемы, вероятно, может быть только сложным и предполагает выделение в эмоциях нескольких видов состояния.
Чувства
--------+------¬
индивидуальные ? общественные (мораль)
--------+------¬
эмоции ? нравственность
Чувство - не социальное, а биологическое явление. Чувства представляют врожденные явления, функционируют на основе врожденных механизмов. Мораль представляет более сложное явление; она сложнее чувств и приобретается в процессе жизни. Чувства менее развиты по сравнению с мыслями (идеями) и предшествуют им. Они могут быть поняты вне зависимости от идей. Что касается морали, то она вторична по сравнению с идеями. Чувства поддаются регулированию человеком в меньшей мере, чем мораль. Нравственность есть более развитое явление, чем мораль. Нравственность есть общественная мораль. Развитая нравственность возникает на основе науки, она есть вторичное отражение.
Мораль и нравственность есть отражение отражения. Если идеи представляют просто отражение, то мораль и нравственность есть отражение отражения, т.е. вторичное отражение.
Бытие науки представляет более конкретный подход к ней. Наука не только идеальное явление в современный период. Наука во все большей мере становится идеологией - исходным фактором для преобразования природных явлений в ноосферные, и тем самым во многом наука материализуется в разнообразнейших материальных явлениях. Это материализованное состояние науки своеобразно, специфично. Поэтому наука выступает не только непосредственно в качестве развитого феномена, но и опосредовано в качестве материальных, в том числе вещных объектов общества.






8. ОТРАЖАТЕЛЬНОСТЬ, СИГНАЛЬНОСТЬ,
ЗНАКОВОСТЬ НАУКИ
8.1. Отражение, сигналы, знаки
Многообразные явления представляют отражения. Отражение есть фундаментальное свойство материи и повсеместно в ней. Отражение не ограничено только природными явлениями. Не обходится без него и жизнь, которая базируется на отражении мира. Оно имеет место в биологических и социальных, в том числе идеальных явлениях. Отражение ? запечатление свойств одного объекта другим объектом. С его помощью можно узнать свойства первого объекта. Наука есть также определенное, наиболее развитое отражение действительности:
отражение ? сигнал ? знак ?звук? голос? слова ? ?язык?мышление?исчисление?методология? технология
Специфика биологического отражения состоит в том, что оно служит основой для сигналов. Сигналы есть биологическая форма отражения. Вне жизни нет сигналов и жизни нет без сигналов.
Сигналы
--------+------¬
просто ? звуковые
--------+------¬
негортанные? голосовые
--------+------¬
нечленораздельные ?речи (вербальные)
--------+------¬
слова ? термины
--------+------¬
просто?категории
Сигнал есть один из видов отражения, используемый живыми существами. Только в таком случае имеет место то, что определено в следующей дефиниции сигнала. "Вкратце сигнал можно определить как физический процесс, распространяющийся в пространстве и во времени, находящийся в изоморфном отношении к структуре предметов и процессов, от которых он исходит, несущий информацию от них и используемый для управления ими" [251.115].
Отражение выступает в форме сигналов не только в обществе людей. Сигналы ? атрибут (неотъемлемый признак) жизни в любой форме. Они существуют на доорганизменном и надорганизменном уровнях жизни и во всех видах сообществ последнего (например, в муравейниках, улье).
Изучение сигнальных систем может быть сведено к познанию основных их свойств: материальной основы сигналов, структуры физических процессов сигналов и их жизненного значения.
Материальная основа сигналов многообразна. Жизнь использует все основные свойства материи для сигнализации: свет, запах, электричество и т.д. Соответственно развиты и чувства (рецепторы). Материальная основа сигналов людей уже всех видов сигналов жизни и определяется органами чувств людей. В то же время, люди научились использовать в качестве сигналов и такие процессы, которые непосредственно не воспринимают их органы чувств (например, использование людьми чувств других форм живых существ). Сигнальные системы в жизни людей многообразны. Их особенности определяются многими факторами. В частности, важно учитывать следующее. Жизнь людей зависит от адекватности отражения мира, имеющего различное значение для людей.
Визуальные и звуковые сигналы - главные для людей. Из них исходными являются позы, жесты и т.п. На их основе создаются и специальные формы такого выражения идей, например, пляски, танцы [см. 171.685], а в новое время - балет, пантомима. И все такие жестовые системы сигналов имеют самостоятельное значение в жизни людей. Их надо специально системно объяснять. Наука также представляет сигналы, к сожалению, все более напоминающие вавилонское столпотворение ввиду неоднозначного использования терминов.
Люди отражают соотнесения элементов действительности многообразно. Особое значение для них имеют неиндифферентные последовательности (имеющие для них значение), которые непосредственно определяют их жизнедеятельность. При этом учет их необходим для того, чтобы избежать или минимизировать воздействие вредных последовательностей и оптимизировать полезных.
Соотнесение элементов
действительности
--------+------¬
непоследовательности ? последовательности
--------+------¬
неустойчивые ? устойчивые
--------+------¬
индифферентные? неиндифферентные
--------+------¬
вредные ? полезные
Люди отражают действительность посредством следующих сигнальных систем:
сигнальные системы
людей
--------+------¬
врожденные ? приобретаемые
(безусловные рефлексы) --------+------¬
жесткие ? мягкие
(рефлексы) (психика)
I сигнальная система II сигнальная система
Наиболее важные в начальный период жизни устойчивые типы соотнесений элементов мира организм человека учитывает на основе врожденных безусловных рефлексов. Последние представляют жесткую систему организма, позволяющую учитывать ограниченное число необходимых для жизни соотнесений действительности. Вся предшествующая история человечества привела к тому, что каждый нормальный человек обеспечен этим врожденным элементом отражения действительности.
Для овладения другими важными (особенно в первый период жизни) соотнесениями элементов мира люди располагают таким элементом системы отражения, как условные рефлексы. С помощью условных рефлексов организм человека быстро приучается фиксировать определенные соотнесения мира, накапливать этот опыт и исходить из него в последующей деятельности. Этот элемент отражения позволяет быстро усваивать, а если надо, то и изменять набор соотнесений действительности, из которых должен исходить человек в жизни. Условные рефлексы частично не зависят от воли человека, частично возникают в результате целесообразной деятельности по овладению ими. Условные рефлексы позволяют отражать больший объем соотнесений действительности по сравнению с безусловными рефлексами.
Число соотнесений среды, на основе которых человек действует, значительно превосходит возможности рефлексов. К тому же, последние не всегда пригодны ? не способны адекватно отразить всех аспектов действительности. Поэтому в дополнение к ним возник и третий элемент системы учета действительности ? сознательное отражение действительности. По мере становления человека сознание выходит на первый план в жизнеобеспечении человека, становится специфической формой отражения людьми действительности. В рамках этого элемента отражения человек осваивает основную массу соотнесений действительности, которые необходимы ему в повседневной жизни. Этот элемент "мягче" по сравнению с условными рефлексами и его возможности больше. Он позволяет учитывать постоянно изменяющиеся соотнесения действительности. Тем самым он позволяет человеку более гибко приспосабливаться к быстро меняющейся ситуации.
Знаки. Осознанное психическое отражение - идеальное представление о действительности ? является наиболее развитым элементом человеческого отражения действительности. Формой данного отражения действительности, т.е. сигнала, служит знак.
Знак ? частная форма сигнала. Знаки ? сигналы в общество людей. "Знак есть сигнал, но лишь функционирующий в обществе, связанный с системой социально выработанных значений" [143.45].
Знаковая форма сигнальных систем имеет ряд особенностей по сравнению с другими видами сигнальных систем. Научное овладение знаковыми системами предполагает познание их свойств ? общих и особенных.
Многообразие знаковых систем не получило полного раскрытия. Наиболее развитым видом знаков можно считать слова, а также символы и их системы. Они ? особые типы знаковых систем. Их развитие породило языки. "Язык ? форма существования знаний в виде системы знаков" [142.192].
8.2. Язык в жизни людей
Прежде всего, следует выявить сущность языка вообще. Ранее и сейчас данным словом называют разные явления. Обособим:
языки? мышление ? моделирование.
У этих трех уровней систем знаков отражения свои правила. Предшествующее может существовать без последующего, а последующее не может существовать без предшествующего.
Языки возникают стихийно и являются средством рассудка. Это - разные формы национальных языков. Их средство - слова. Мышление - не язык, но оно происходит с помощью языка. Средством мышления являются понятия, а не слова. Ранее математику называли обычно языком. На самом же деле это не язык, а форма мышления. Моделирование, обычно называемое искусственными языками, следует считать более сложным явлением. Моделирование является превращенной формой языка и мышления, но не сводится к ним. Средством каждого из них являются различные приемы, способы выражения идей.
Основой языковых систем служат названия, слова. "Что же такое название? Отличительный знак, какой-нибудь бросающийся в глаза признак, который я делаю представителем предмета ..." [см.: 161. 38. 28]. "Название какой-либо вещи не имеет ничего общего с ее природой. Я решительно ничего не знаю о данном человеке, если знаю только, что его зовут Яковом" [181.23.110].
"На "духе" с самого начала лежит проклятие ? быть "отягощенным" материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков ? словом в виде языка. Язык есть практическое, существующее ... действительное сознание" [181.3.29]. Идеи не существуют оторвано от языка.
Язык имеет важное значение в жизни людей. В то же время, он не единственный вид используемых людьми сигнальных систем. "Язык является материальной оболочкой мысли, формой его реального существования" [3.26].
"Язык ? это звуковая материальная оболочка мысли" [135.4]. Назначение языка состоит в том, чтобы опосредовать психическое отражение человеком основных соотнесений мира и тем самым обеспечить адекватный действительности учет основных соотнесений окружающей среды. Особое значение язык имеет для наиболее важного вида идеального отражения действительности ? научного. "Вообще невозможна какая бы то ни была наука, если она не является системой ... определенных научных понятий, относящихся к исследуемым ею вещам и явлениям" [220.59].
И.М. Бахтин считал философию метаязыком всех наук и всех видов познания и сознания [см. 21.384].
Средством научного отражения действительности выступают различные языки. Язык или языковые системы моделируют явления природы и их соотнесения. Тем самым они обеспечивают учет человеком среды и эффективную в ней деятельность. Языковая форма идеального вообще, в том числе его наивысшей формы ? науки, представляет одну из особенностей данного отражения по сравнению с более простыми элементами отражения человеком действительности.
Языковая форма идеального ? продукт не биологического, а социального развитая людей. "В свете данных генетики сейчас видно, что конкретные языковые формы биологического не обусловлены. Все люди обладают общей генетической детерминацией мозга к общению символами ? речью, однако какова будет конкретная речь, это целиком определяется воспитанием. Сколько бы тысячелетий предки данного человека ни говорили на определенном языке, например, на китайском, это никак не записывается в генах. Рождающиеся дети не обладают никакими генетически закрепленными способностями к конкретным словам. Язык неразрывно связан с мышлением" [162.3.73].
Язык ? средство отражения действительности в голове человека. Свойства действительности и мозга определяют закономерности отражения. Познание языковой формы сознания и закономерностей выражения языком действительности в сознании людей предполагает познание закономерностей возникновения и развития языка.
Языком называют естественные и искусственные, первичные и вторичные сигнальные системы. Язык представляет определенную знаковую систему, в которой и посредством которой человек отражает действительность. Знаковая система является средством идеального отражения. С ее помощью люди не только фиксируют идеальное, но и определенным образом оперируют им, передают друг другу.
Сущность языковой формы идеального состоит в знаковой, символической определенности данного вида идеального отражения. "Языковой системой обычно называют знаковую систему, предназначенную для выполнения функции обозначения (сигнификативной) и сообщения (коммуникативной)" [223.10]. "Метод знакового моделирования ? построение некоторой языковой системы (модели), отображающей огрубленно, упрощенно, идеализированно" [201.15].
Язык есть средство сигнально-знаковой формы отражения. Язык ? знаковая система, предназначенная для идеального обозначения действительности и сигнализации.
Интеллектуальное развитие людей предполагает последовательное прохождение ими ряда стадий: овладение языком, познание мира на основе языка, обучение применению данных знаний в поведении, конструировании новой техники, технологии, организации и в отношениях к другим людям. Данная последовательность показывает очередность решения задач, при одной оговорке ? все предыдущие стадии не проходят единовременно, а имеют место всю жизнь. Иными словами, надо всю жизнь совершенствовать знание родного языка, развивать свою эрудицию и т.п.
Знаковые системы есть форма выражения мысли. "Знаковая система ? материальная отражательная система, предназначенная для активного использования этой системой информации" [176]. Язык обеспечивает мышление. Уровень интеллекта соответствует степени овладения языком *. Человек учится мыслить с помощью различного рода знаков, внешне выступающих в качестве символов. Чем сложнее объект, тем более сложным типом знаковой системы он может быть адекватно отражен. Соответственно, для понимания соответствующей действительности следует овладеть более сложным языком. "Язык, применяемый для описания анализа объекта, должен соответствовать реальной сложности объекта" [222.5].
"Зависимость научной теории от ранее выбранного языка (математического аппарата и другого интеллектуального инструментария) является неоспоримым фактом" [141.29]. "Строгость в науке прямо зависит от применяемого языка" [30.7].
Язык есть форма и средство выражения сознания. Мышление не может быть вне языка. Языковое существование любого идеального, в том числе науки, приводит к тому, что развитие идеального предполагает совершенствование языковой формы. Познание идеального происходит по мере познания людьми языковой формы.

*) "Лингвисты подсчитали, что люди низкой культуры обходятся словарем, едва превышающим тысячу слов. Образованный человек пользуется в своей речи словарем от трех до пяти тысяч слов. Поясним: речь идет не о том, сколько слов пассивно знает и понимает каждый, а о количестве слов, при помощи которых люди выражают свои знания, страсти, переживания, потребности. Ораторы и мыслители, стремящиеся к точности выражения, имеют в запасе до десяти тысяч слов" [9.339].

По Аристотелю - "Если же у слов нет определенных значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с
другом, а в действительности ? и с самим собой, ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить каждый раз что-нибудь одно ...".
Познание идеального происходит по мере познания людьми языковой формы, соответственно, познание науки происходит по мере познания языка науки. Без овладения им невозможно изучить идеальное. Познание языка людьми далеко от совершенства и потребностей развития общественного производства. По оценке социологов, большинство людей (70%) знает точное значение только 30% используемых ими слов. Особенно сложное положение в гуманитарных науках, в которых, как утверждают, 50% слов являются метафорами.
Первоначальное познание языка происходит не в связи с наукой. "Повседневный язык существует до того, как он изучен, ? в форме языковых навыков" [46.178]. Люди первоначально познают язык без понимания того, что такое язык и что такое наука. И исторически общество возникло с эмпирического формирования и пользования языком, и каждый человек повторяет историю развития человечества.
На определенном этапе развития языка были сформированы специальные науки о нем. Наука объясняет не только содержание отражаемых предметов, но и одновременно показывает языковую форму. Для отдельных индивидов на определенном этапе их развития также необходимо изучать науки о языке и на этой основе совершенствовать языковую форму своего сознания. Первоначально неосознанное овладение языком служит его последующему осознанию, и на этой основе люди познают науку о науке и саму науку. Прогресс овладения наукой предопределен прогрессом познания языка науки.
В научном подходе к идеальному необходимо уяснить закономерности идеального отражения действительности и закономерности функционирования самой языковой формы идеального.
"Язык есть непосредственная действительность мысли. Так же, как философы обособили мышление в самостоятельную силу, так должны были они обособить и язык в некое самостоятельное, особое царство" [181.3. 448-449].
Изучением состава и закономерностей отражения действительности языковыми системами занято несколько наук. Прогресс осознания всей системы наук и развития их на этой основе во многом зависит от развития новых наук о языке, таких как: семиотика, синтактика, семантика, прагматика. В них отражен фундаментальный уровень языков, рассматривают языки как знаковые системы вообще, абстрагируясь от их специфики. Семиотика ? наука о знаковых системах вообще, синтактика ? наука о передаче знаковых систем (принять сведения), семантика ? наука о содержании знаковых систем (понять принятое), прагматика ? наука о практической ценности знаковых систем (оценить принятое).
Имеет значение познание языка как символической знаковой сигнализации людей. В таком случае исследуют форму языка. "Характерной чертой формально-логического анализа научных знаний является подход к ним, как существующим реально в виде "внешних структур", т.е. знаковых форм. В литературе обычно выделяют два аспекта анализа знаковых систем, фиксирующих научное значение: 1) со стороны структуры и 2) со стороны значения" [179.23].
Знаковые системы бывают разных типов. Два основных их типа вытекают из различий глубины отражения действительности. Простейшим типом было вербальное (словесное) отражение действительности, показывающее качественную сторону действительности, т.е. наиболее существенные различия элементов действительности. Соответственно возник и способ такого знакового отражения. В последующем на этой основе зародился более адекватный способ отражения действительности на основе учета менее существенных различий между элементами действительности или, иными словами, количественного аспекта действительности. Основой этому стал вторичный тип знаковых систем - первая форма мышления. Первый, в общем, существует в качестве лингвистического, вербального языка, второй - в качестве математики как формы мышления.
Систематика языков требует адекватного изучения учебных пособий по филологии, стилистике и т.п. Ее основы заложил Гегель в "Философии духа". Проблема - представить систему языков формализовано кладограммой. Опираясь на его мысли и другую информацию, гипотезу представим так:
Языки
---+---¬
Первичные вторичные
---+---¬
Мнемоника музыка
Конкретизируем первичные (естественные) языки:
Языки
---+---¬
зрительные - звуковые
---+---¬
речь письменные
---+---¬
Графические знаковые
---+---¬
Буквенные цифровые
Звуковые языки (речь) может быть разговорной, в том числе просторечием и литературной... Зрительные языки - позы, жесты, для глухих... Графические языки следует конкретизировать на пиктографические (сегодня широко их используют в спортивном деле), иероглифические (Китай), знаки химической науки и минералогии...
Графические языки
---------+--------¬
образы ? схемы ? модели
(рисунки) (обычные) (кладограммы)

8.3. Лингвистика (наука о языке)
Простейшей формой языка можно считать повседневный, национальный (естественный) язык. Познание национальных языков происходит в детстве и совершенствуется в юности на основе изучения лингвистических дисциплин.
Традиционные науки о родном развитом языке включают:
орфографию ? науку о написании слов,
морфологию ? науку о строении слов,
синтаксис ? науку о строении предложений,
пунктуацию ? науку о знаках препинания,
стилистику ? науку о строе (стиле) изложения,

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign