LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

знания этих законов для познания конкретных
объектов. Последнее знание также ступенчато:
В1. стихийное диалектическое мышление;
В2. сознательный диалектический метод;
В3. диалектическая логика.

Наука
Теория
Онтология
Знание действительности предполагается, но рассматриваем здесь высшую форму научного ее отражения, элементом которой является онтология.
Действительность
-----+-----¬
Мироздание ? Сознание
------+-----¬
Общественное ? Индивидуальное


На схеме прямые линии надо заменить лесенками Аристотеля ввиду многообразия каждого из названных элементов действительности. Действительность развивается, в том числе и мироздание как единство природы и общественного бытия. Развивается и общественное сознание как элемент действительности. Его ступенями были доктрины, кредо и т.п., а вершиной стала идеология. Развивается и каждый человек, в том числе и его духовность ("внутренний мир"), вершину чего обычно называют мировоззрением. Индивидуальное сознание бывает различным: мироощущением, мировосприятием, миропредставлением, миропониманием, миросозерцанием, мировоззрением.




2. ОБЩЕСТВО

Общество - самый развитый элемент действительности. Для его объяснения нужно использовать и фундаментальные науки - физику, биологию и другие:
физика ? биология ? зоология ? антропология ? социология.
В то же время главная проблема - неадекватность специальных наук об обществе, прежде всего социологических.
Общество - элемент современной действительности, высшая форма и природы, и жизни. Оно возникло стихийно на основе природы и живет за счет природы. Основанием жизни людей является психическое, умственное и т.п. отражение мира. "Господство над природой, проявляющее себя в практике человечества, есть результат объективно-верного отражения в голове человека явлений и процессов природы ..." [161.18. 198].
"Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей" [181.20.116]. "Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела" (там же). "Свобода, следовательно, состоит в основанном на познании необходимостей природы господстве над нами самими и над внешней природой ..." [там же].
Общество - превращенная форма природы и жизни. Его специфика многообразна. Его объясняют социологические (социальные, общественные, гуманитарные) науки. Система общественных наук - дело будущего. Отразим здесь один аспект проблемы, прежде всего структуру общества.
-- Идеология
--+- Политика
-- Общество -+--- Практика
--+- Жизнь
-+--- Природа
Общественная жизнь представляет единство практики, политики и идеологии. В связи с этим определим значение каждого из этих ее элементов. Природа и иные формы жизни воздействуют на людей. Это следует учитывать при анализе общества. Также важно убедиться в определяющей роли практики. Выделим следующие формы деяний людей:
поступки ? поведение ? практика.
Поступки - сознательно совершаемые действия (деятельность) людей. Поведение - многократные поступки, а практика - постоянное поведение всего сообщества людей. Познание практики предполагает обособление ее элементов.
Практика
----+---¬
преходящая ? непреходящая
(опыт)
----+---¬
негативная ? позитивная
(культура)
-----+----¬
иррациональная ?рациональная
(наука)
Политика - деятельность органов власти, определяющих во многом практику. В свою очередь, она зависит от идеологии. По мере общественного прогресса происходит все большее обособление идеологии и растет ее значение по принципу обратной связи в целых системах. Неидеологические элементы общества изменяются медленно, а идеология подвержена быстрым изменениям. И это может быть во имя блага или зла. Важно изучать идеологию как элемент общественной жизни, как высшую форму общественной культуры, от которой зависит прогресс.
Высшая форма культуры проявляется в сознании. Уровень последнего зависит от степени овладения наукой. И наука не всегда плодотворна, а поэтому нужен разум, высшей формой которого можно считать мудрость. И только такая культура прогрессивна. Осмысление единства и различия этих феноменов и лежит в основе понимания идеологии.
Мудрость (разум, наука)


Прогресс общества
Идеологические крайности: рассудочность, разумность, мудрость - безумство, невежество и т. п. С древности известно их противостояние:
мудрость ? невежество
"Странно, как смертные люди за все нас, богов, обвиняют! Зло от нас, утверждают они; но не сами ли часто Гибель, судьбе вопреки, на себя навлекают безумством?" [Гомер. Одиссея: 1. 32-34].
"...Всем свое собственное невежество кажется мудростью" [Платон: 227. 4.183].
"Всякий, изучающий историю народных бедствий, может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество". "Источником, порождающим наибольшее число общественных бедствий, является невежество" [К. А Гельвеций (1715 - 1771)].
Демоническая сила невежества, по Марксу, является главной причиной общественных трагедий. "Невежество - это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий" [181. 1. 112].
Все это дало основание А.И. Герцену утверждать: "... пора с глупостью считаться как с громадной силой" [71.2.538].
И сегодня глупость часто "правит бал". Как известно, карой за глупость бывают поражения. Для ее понимания нужна наука "глупистика". Идеологический хаос (по старому - "смута") широко отражается в научных работах. И потерпели провал попытки свести идеологию к ограниченному кругу сентенций.
В стихийном общественном развитии действует закон: "Нужда учит молиться и - что гораздо важнее - мыслить и действовать" [181.2.346]. Рост нужды в последние десятилетия сопровождается не только ростом религиозности, но и многообразием попыток уяснения причин пауперизации населения. В целом, многие мыслители понимают тот факт, что идеология повинна в произошедшем.
Идеологическая задача состоит в том, чтобы вооружить общество могуществом разума, мудрости, науки, мышления, интеллекта в качестве фактора выживания, прогресса. И эту задачу можно решить более быстро и сделать практикой в противоположность другим факторам общественного прогресса (превращенным формам мудрости) - технике, технологии, индустрии, которые развиваются медленно. Технические факторы общественной жизни меняются медленно, а идеологические (интеллектуальные) быстро.
Генетическое место идеологии в общественной жизни показано на схеме (смотри схему в начале главы) "снизу-вверх", а актуальное значение обратно "сверху-вниз" - идеология определяет своих предшественников. Такова структура общества на всех этапах его развития. В то же время только сейчас эти элементы (факторы) общественной жизни людей более или менее осмыслены.
Системная трактовка основных элементов общественного развития предполагает адекватное отображение их взаимодействий - прямых и обратных, непосредственных и опосредованных и т.п. Практика определяет и политику, и тем более идеологию. Тем не менее, идеология все более становится самостоятельным, обособленным и системообразующим фактором общественной жизни. В связи с этим и следует осмыслить идеологию как общественное явление, ее место в жизни общества. Имеется много работ по данному вопросу и в них много рационального. Тем не менее, проблема не решена и нужны усилия многих исследователей. Необходимо преодолеть некоторые устоявшиеся догмы при трактовке этих элементов общества с тем, чтобы избежать эффекта - "историю пересолили материализмом" [см. 50.59]. Речь идет о соотнесении таких явлений, как:
материя ?идея;
слово ?дело;
базис ?надстройка;
бытие? сознание;
экономика ? идеология.
Ранее соотносили бытие и сознание. При этом обычно указывали или подразумевали "общественное" бытие и сознание. "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" [181.13.7]. Обратное влияние сознания на бытие приобретает все большее значение. Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его [см. 161.29.194]. И проблема состоит в том, чтобы качественно поднять значение сознания в общественном развитии, создать теорию как высшую форму сознания и т.п. В связи с этим следует разобраться с тем, что такое общественное бытие и сознание. Для этого следует уточнить, прежде всего, самую суть бытия. Бытие - это не природа, а общественная действительность. Бытие - это часть природы в период существования сознания, находящаяся под воздействием сознания и в связи с этим определенным образом модифицировано развивающаяся. До существования общества была просто природа, и общество не грозило ей экологической катастрофой. Теперь же общество так модифицирует природу, что может произойти его самоубийство. Природа во многом зависит от сознания общества, а поэтому при таком сознании общество может и не выжить. В связи с этим важно понять бытие как детерминатор сознания с учетом того, что это (т.е. бытие и сознание) всего лишь разные формы идей - просто идеи в головах людей и материализованные идеи. Их взаимодействие следует осознать и использовать значение идеологии как определяющего элемента общественного бытия.
Действительность
Бытие (общество)
Противоречие имени и понятия проиллюстрируем таким фактом: словом "атом" (неделимый) названо делимое. Соответственно, частью (бытие) названо целое - действительность. Бытие - одна из форм действительности, и не следует использовать эти слова как синонимы. В данном случае существует то, что написано Декартом: "...Закрепление наших понятий в словах, неточно соответствующих вещам" [87.346].
Общественное бытие объективно, как и природа. Одновременно оно субъективно, как и идеи в головах людей. Объективация идей ведет к их превращению в бытие, т.е. овеществление в природные феномены. Природные образования становятся идеологически нагруженными феноменами. И в этом своем качестве они детерминируют в определенной мере общественные процессы, в том числе и идеи. Скажем, карьеры по добыче сырья - факт жизни людей, имеющий идеологическое значение.
Бытие представляет овеществленные, объективированные, опредмеченные идеи. В бытии имеется естественный компонент - окружающая среда. Все более решающим его элементом оказываются объективированные идеи всех предшествующих поколений общества. И эти прошлые идеи являются детерминаторами сознания новых поколений людей. Их решающая роль не подлежит сомнению. Но также не подлежит сомнению и роль сознания новых поколений, творящих новое бытие.
Бытием часто называют действительность, т. е. то, что существует. В связи с этим между именем и обозначаемым понятием возникает противоречие. Словом "бытие" называют обычно общественные явления, т. е. часть действительности. Исходное значение данного слова применимо только к обществу как одной из форм действительности.
Развернутое осмысление всего этого следует дать на основе диалектической логики, начиная с постановки вопроса "что такое бытие" и построения сорита:
деяния ? дела ? труд ? опыт ? обычаи ? традиции? практика ? бытие.
Начиная с деяний (которые в чистом виде являются умствованием), необходимо видеть их детерминирующую роль во всех формах дел.
Общество развивается все еще стихийно. Конкретные идеологии еще не оказываются главными факторами его развития. Бытие определяет общественное развитие. Иными словами, люди учатся не по книгам, а жизнью. И такое обучение происходит медленно, стихийно, кровопролитно. Общество - "тугодум" и не спешит оценивать конкретные мелкие события - "долго запрягает". Но когда общество "созревает", то оно "быстро едет" и не только вперед, но может и крушить все вокруг. В таком случае нет альтернативы его своеволию.
Общество все еще находится на стадии предыстории. Задача состоит в том, чтобы интеллектуализацией, теоретизацией сознания народа поднять значение рационального фактора в его развитии и минимизировать издержки - ущерб природе, людскую кровь и т.п., перейдя к новой форме цивилизации - от предыстории к истории. Люди учатся все еще жизнью, а надо, чтобы они учились все более по книгам. Они учатся "горьким опытом" вместо познания науки. Для этого наука должна превратиться в идеологию общественного прогресса и, в конечном счете, в производительную силу общества. "Только наука может изменить мир" (Н.М Амосов).
"...Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами" [181.1. 422]. При этом имеется в виду тот факт, что "идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу" [181.2 132]. Поэтому и важно изучить закономерности развития идей и средства их превращения в теории. И многое по этому вопросу открыто еще в ХIХ веке, прежде всего то, что господствующие идеи - результат развития капитала.
Производительные силы? производственные отношения ? идеи
"...Развитие науки, этого идеального и вместе с тем практического богатства, является лишь одной из сторон, одной из форм, в которых выступает развитие производительных сил человека, т.е. развитие богатства" [181.46.2.33].
"Само развитие этой науки, в особенности естествознания, а вместе с ним и всех других наук, в свою очередь находится в соответствии с развитием материального производства" [181.46.2. 213].
"Поэтому тенденция капитала заключается в том, чтобы придать производству научный характер, а непосредственный труд низвести до всего лишь момента процесса производства" [181.46.2. 206].
"Незрелому состоянию капиталистического производства, незрелым классовым отношениям соответствовали и незрелые теории" [181.20.269].
"...Нация, желающая стоять на высоте науки, не может обойтись без теоретического мышления" [181.20. 368].
"Теория осуществляется в каждом народе всегда лишь постольку, поскольку она является осуществлением его потребностей" [181.1.423].
Обобщая идею Й. Шумпетера, надо признать, что научная идеология - "потенциальный источник социальной энергии".
Предлагаемая работа посвящена разработке гипотезы по данному вопросу - объяснению сути, системы, структуры и т.п. идеологии, и ее высшей формы - теоретической науки.
Реальность
----+---¬
естественная ? искусственная
----+---¬
просто ? виртуальная (идеология)
Природа и жизнь являются естественной реальностью. Что же касается общества, то все более оно представляет собой искусственную реальность - созданную трудом людей. Особенно это относится к ноосфере, техносфере. Что же касается собственно идеологии, то ее можно считать виртуальной реальностью. Законы ее объективирования, овеществления еще предстоит изучить.

Идеология


Природа Жизнь Общество
Созидаемая виртуальная реальность (на схеме справа узкая полоска) - науки об идеологии, представлена системой наук:
Онтология
---+---¬
просто ? когнитология
---+---¬
просто ? идеология
---+---¬
просто ? эпистемология
---+---¬
просто? методология
---+---¬
частнонаучные ? общенаучная
---+---¬
математика ? диалектическая логика
Философская онтология отражает и идеологическую практику. Все формы жизни базируются на определенных внутренних регуляторных процессах, высшей формой которых является психика. Их систему отражает когнитология, содержание которой можно представить с помощью книги Н.А. Бернштейна [27]. В обществе это конкретизируется в науке идеологии, которая, в свою очередь, конкретизируется далее. Каждая последующая из них есть частный, наиболее развитый случай предыдущего. Они соотносятся системой концентрических кругов Эйлера.
И. Кант осознал проблему разработки новой науки о науке, труды Гегеля представляют подход к ней. Только теоретическая наука способна решить эту проблему, в т.ч. адекватно объяснить общество системой социальных наук. Основанием такого подхода должны стать понятия "культуры" и ее "живой души" - философии [см. 181.1.105].
Понятие "культура" возникло в ХVIII веке. Сейчас насчитывают 250 определений этого понятия. Обычно этим словом называют "образ жизни". (Культ ? культура).
Культура
---+---¬
растений ? животных
---+---¬
просто ? общественная
Исходим из того, что культурой называют и "сельскохозяйственные растения", и формы жизни животных ("культура шимпанзе"). И для этого есть основания. Культура людей является всего лишь более развитой формой культуры жизни. Она включает все проявления жизни людей. Попытка системно их представить пока не дает удовлетворительного результата, а поэтому покажем проблему в целом и ее фрагменты (смотри схему на следующей странице).
Материальная культура - МПСО, техническая, вещественная и т.п. На ее основе возникает психика людей. Ее исходным элементом можно считать физическую культуру - сам организм человека (внешний его образ, например, бодибилдинг).

Культура
---+---¬
материальная ?психическая
---+---¬
врожденная? приобретаемая (духовность)
(инстинкт) ---+-----¬
подсознательно? сознание (разум по Гегелю)
(интуиция) ---+----¬
иррациональная ? рациональная
---+---¬
искусство ? наука (рассудок)
---+---¬
эрудиция ?интеллект
------
---------
-------
--------
-----
-----
-------
Психическая культура зависит от материальной, обратно воздействуя на нее. При этом можно считать синонимами слова - "психика" и "духовность", а можно - духовностью назвать только приобретаемые психические свойства. И выделять в духовности подсознание - интуицию и сознание. В психике можно, по Локку, выделить волю и разум [169.2. 287]. Сознание - совместно накопленные знания о жизни людей. В нем имеются и иррациональные элементы, скажем, магия. Нас интересует рациональные элементы, которые следует делить далее на искусство и науку. Искусство более образно, эмоционально и т.п. Рассудочность - содержание науки и она бывает разных уровней, начиная с обыденного опыта и кончая мудростью.
Представленная трактовка этих явлений гипотетична и схематична. В ней, как и во всех иных, проявляется относительность систематики по Герцену (нет четких межей и граней к великой горести всех систематиков). Ее надо развивать, прежде всего, следует выделять более конкретные элементы каждого из них.
Нравственность? духовность? идейность
Нравственность можно считать исходным, стихийным регулятивом жизни людей. Ее эволюция может быть представлена животными формами запретов ("волк волку горло не перегрызет"), человеческими табу, мифологическими принципами, магическими, теологическими и идеократическими феноменами. Высшая ее форма достигается при идейности, когда люди руководствуются общественным благом.
Примат
------+----¬
нравов ?интересов ?идей
Примат (преимущественное значение по латыни, императив по Канту) нравов был единственным регулятивом общественной жизни в первобытном обществе. Для обоснования необходимости их действия использовали понятие "духов", а затем богов. В последствии все более стал довлеть примат интересов. И современное общество базируется на этом принципе жизни. При этом используют и силу мистики для манипулирования общественным сознанием, например, надписью на пряжках фашистов "Бог с нами" или надписью на долларах США - "В бога верим". О последнем изречении красочно написал Марк Твен в автобиографии. В то же время давно поставлена проблема перехода к "постэкономическому" (точнее пострыночному) обществу, в котором действует примат идей. Это практикуется в коммунарских, монастырских домохозяйствах и составляет содержание коммунистической идеи. Переход к такому обществу предполагает создание цивилизации нового типа, которая все более базируется на единстве интересов и идей. Переход к идейности не должен вести к отказу от интересов. ""Идея" неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от "интереса"" [181. 2. 89].
Быстрая перестройка общества бывает революционной ? "снизу" или реформированием сверху. При этом последнее может касаться элиты общества ("верхов") [см. 24] или народа ("низов").
Развитие
----+---¬
стихийное ? сознательное (преобразование)
----+---¬
совершенствование? быстрая перестройка
----+---¬
революционное ? эволюционное реформирование

Общественный прогресс идет только в меру интеллектуализации общества, а поэтому главная задача - развить ум человека до высшего уровня, который обеспечит ему выживание.
Прогресс Нравственность

интеллект (идейность) выгода
Средством может быть только адекватное воспитание людей, которое предполагает превращение их в личностей. Только личности мыслят и могут обеспечить прогресс сознательного развития общества. Личности в строгом смысле слова - это будущие поколения людей, если общество обеспечит им адекватные для этого условия жизни.


Личности способны мыслить, и нуждаются в информации о ситуации, анализ которой позволяет им оценить ее и предпринять определенные действия. Иначе: они мыслители, аналитики или эксперты сами для себя и "живут своим умом": человек ? индивид ? личность.
-- личность
--+- индивид
--+--- человек
Выживание общества зависит от адекватного развития всех элементов психики людей и, прежде всего, их интеллекта ? способности мыслить. В связи с этим важно учитывать структуру духовного мира (психики) личности (смотри следующую страницу):

Психика
----+---¬
интуиция ?сознание
----+---¬
воля ? менталитет
----+---¬
эрудиция ? интеллект
Могущество интеллекта не сводится только к ментальным способностям. Воспроизводство интеллекта предполагает создание адекватной техники и индустрии:
интеллект
-------+------¬
наука ? техника ? индустрия
технология промышленность
Могущество интеллекта нельзя освоить только по книгам. Овладеть им можно, только воплощая идеи в технику и в индустрию, решая проблемы их развития и т.п. Все это происходит на разных уровнях, из которых выделим следующие:
мудрецы ? советники ? эксперты.
-- эксперты
--+- советники
--+--- мудрецы
Мудрецы - самые древние и на сегодня самые простые помощники людей. Они накапливают опыт жизни, даже не имея образования, и в пределах своей компетенции помогают другим людям по всем вопросам их образа жизни. Первоначально они основывали свою деятельность на интуиции - подсознательном опыте жизни, а затем все более стало цениться специальное образование. Иначе: интуиция, а затем все более интеллект - основа их деятельности. Они решают жизненные проблемы людей, а не надуманные задачи.
Советников имеют лидеры. Задача советников - быть аналитиками в специальных делах и интеллектуально помогать своим лидерам.
Эксперты - профессиональные "мудрецы", помогающие другим решать узкий круг жизненных проблем. Каждый из них помогает решать определенные проблемы, скажем, нотариус - эксперт в сфере юриспруденции. Для предпринимательства, бизнеса нужны особые эксперты. Сейчас таковых мало. Их следует учить общей теории экспертизы - системе категорий и показателей статистики, теоретическому пониманию экономики для того, чтобы адекватно определить ее тенденции и т.п. Для этого они должны также овладевать теорией принятия решений и т.п.
Плодотворная подготовка экспертов требует новой педагогики, вытекающей из возможностей метанауки, интеллектики, современных компьютерных средств и т.п.
Общество нуждается в экспертизе разного уровня. Обычно речь идет о жизненных ситуациях. Повседневная жизнь требует решения многих проблем. Современная практика образования народа неадекватна потребностям, и многие не могут обоснованно решить для себя простейшие, обычные экономические проблемы. В связи с этим и возникает "жизнь чужим умом" со всеми ее последствиями. Надо признать факт - господствует анархия ума как воплощенная глупость со всеми вытекающими следствиями [см. 181.1.378].
Экспертные компьютерные системы - средство "жить чужим умом" людей, не овладевших культурой мышления. Экспертиза плодотворна только для тех, кто сам способен мыслить. На эту тему написана масса работ. Приведем ряд положений М. Хайдеггера, которые в очередной раз ставят вопрос о сущности и актуальности мышления.
"Усиливающаяся бездумность проистекает из болезни, подтачивающей самую сердцевину современного человека. Сегодняшний человек спасается бегством от мышления. Это бегство от мышления и есть основа для бездумности" [302. 103]. "Мы попадаем в то, что называется мышлением, когда мыслим сами. Чтобы нам это удалось, мы должны быть готовы учиться мыслить.
Как только мы принимаемся за это учение, мы сразу понимаем, что мыслить мы не можем. Но все же человек считается, и по праву, таким существом, которое может мыслить. Ибо человек - это существо разумное. Но разум, ratio, развертывается в мышлении. Будучи существом разумным, человек должен уметь мыслить, раз уж он хочет этого. Однако человек хочет мыслить, но не может. Пожалуй, человек своим хотением мыслить хочет слишком много, и поэтому может слишком мало" [там же, с.134]. "Чтобы нам попасть в это мышление, мы, со своей стороны, должны учиться мыслить" [там же, с. 135]. "Но как же можно сегодня говорить, что мы еще не мыслим, сегодня, когда к философии наблюдается живой интерес везде, который становится все более деятельным, так что каждый хочет знать, как там обстоят дела с философией" [там же]. "Интерес, проявляемый к философии, никоим образом не свидетельствует о готовности мыслить. И то, что мы годами упорно занимаемся сочинениями великих мыслителей, еще не гарантирует того, что мы мыслим или хотя бы готовы учиться мыслить. Занятия философией может создать нам стойкую иллюзию того, что мы мыслим, раз мы "философствуем". Все же утверждение, что мы еще не мыслим, кажется дерзким" [там же, с.136].
"... Наука, как и все действия человека, зависима от мышления" [там же, с. 137-138].
"Мы мыслим еще не в собственном смысле слова. Поэтому мы спрашиваем: что значит мыслить?" [там же, с.145]. Без истинного ответа на этот вопрос, общество не выживет в третьем тысячелетии.









3. ИДЕОЛОГИЯ И ИДЕОКРАТИЯ

Социально-экономическое осмысление проблемы идеологии
изложено в книге "Философское основание теоретической науки". ФОТН не учебное пособие, а монография, которая
показывает, почему главным становится лозунг
"Мысли или умирай". ФОТН отчасти устарела.
Не повторяя ее содержания, обратим внимание на ряд
аспектов проблемы: актуальность (значение), историю, суть,
эволюцию, многообразие идеологии.
1
МЕТАНАУКА?ФИЛОСОФИЯ ? НАУКА ? ИДЕОЛОГИЯ
2
Проблема идеологии. Общество - совокупность живших, живущих и будущих поколений людей. Люди - не одинаковы. И патологичный субъект является человеком. Индивиды - нормальные люди. А личности - идейные, интеллектуальные индивиды. Для первых нет проблемы идеологии. Для вторых она существует, но по-разному. Индивиды следуют идеологии своих наставников. И все нормальные люди сначала находятся в положении индивидов, а затем некоторые из них становятся личностями. Личности занимают активную, критическую позицию при выборе идеологии. Проблема идеологии имеет значение только для личностей. Для них идеология нужна ради жизни, а поэтому они стремятся понять ее суть, значение и то, как овладеть плодотворной для выживания ее формой.
В головах людей имеются разные представления о мире. У всех людей имеется обыденный опыт, возникающий на основе чувственного отображения мира и отражающий, главным образом, обстоятельства их жизни. В целом, он истинен, что не отрицает отдельных ошибочных фактов. На основе обыденного опыта возникают мнения и знания. Мнения базируются на вере источникам сведений. Обыденная картина мира в сознании людей в определенной мере точно отражает действительность. В то же время в ней имеется много ошибочных сведений, не адекватно отражающих действительность. Этот тип представлений о мире зависит от господствующих в обществе идеологий. Обыденное сознание - главная основа жизни современных людей. Оно не всегда адекватно обстоятельствам современной жизни. И давно уже происходит становление более высокого теоретического уровня НКМ, как основы жизни все большей доли людей.
В теоретической науке выделяют естественнонаучные, технические и гуманитарные компоненты. Первый компонент в целом является универсальным, монистичным, а второй - плюралистичным. Они относительны и не адекватны потребностям современной практики.
Люди принимают решения на основе своего сознания. Они учитывают ближние и отдаленные последствия своих деяний. Эти идеологические основания действий людей порой называют тактикой и стратегией. Люди не создают их произвольно. Они перенимают их от предшественников и окружающих людей и научением, и специальным обучением, и т.п.
Формы идеологий. В обществе много форм идеологий. Выделяют такие: консервативная, либеральная, демократическая, социалистическая, коммунистическая, экологическая, феминистская, анархистская, националистическая и т.п. [см. 174]. С равной долей истинности можно назвать множество других форм идеологии. Выделим такие их группы:
Идеологии
-----+----¬
частные ? общие ? всеобщие
Частные идеологии сводятся к ограниченному кругу принципов, которым следуют их субъекты. Это - либеральная, экологическая, феминистская и т.п. Общие идеологии являются более обширными - национальные, конфессиональные, партийные, правительственные и т.п. Всеобщей идеологией может быть только теоретическая наука.
Названия форм идеологий идеологичны, т.е. субъективно предвзяты. Они - самомнения представителей форм идеологии. С точки зрения других идеологий, их оценка иная.
Особое значение имеют идеологии партий, правительства и государства. Превращение первых в последующие происходит не обязательно в полной мере. Как теперь ясно в нашей стране имел факт сознательного искажения идеологий в процессе таких их превращений - говорили одно, а делали другое (принцип двойного стандарта).
Идеологии
---+--¬
индивидуальные ? господствующие
---+--¬
неписаные ? писаные
---+--¬
просто ?научные
В каждый данный момент времени существует совокупность многих идеологий - индивидуальных, групповых, правительственных, национальных, международных, мировых. Они определяют поведение и поступки людей, групп, партий и т.п. Каждый субъект выбирает адекватную для себя идеологию и утверждает ее в качестве общезначимой (общечеловеческой). "... Всякий новый класс ... уже для достижения своей цели вынужден представить свой интерес как общий интерес всех членов общества ..." [181.3.47].
Идеологии
---+--¬
плюралистичные ? монистичная
---+--¬
эгоистичные ? духовные (альтруистичные)
---+--¬
элиты? народа
Идеологии элиты отражают интересы мизерной доли (социальных групп, сословий и т.п.) населения страны. Идеологии элиты, обычно, противоречат провозглашаемым и действительным целям этой группы людей и бывают или консервативными (сохраняют прошлое), или либеральными (провозглашают свободу) и т.п. И сводятся они, как правило, к ограниченному кругу осознанных принципов.
Идеологии народа также многочисленны ввиду того, что их формулируют разные субъекты, не одинаково понимающие интересы народа.
Духовные (альтруистичные) идеологии - основа мистических ассоциаций людей, прежде всего религиозных. Они различаются по конфессиям и т.п. Многообразие форм религии ведет к тому, что они не объединяют, а разъединяют общество.
Теоретическая идеология является монистичной, хотя и относительной по своей природе. Она предполагает созидание обществом особой действительности, а соответственно и системы наук о ней. Теоретическая идеология может быть только гуманной, демократической. Не название идеологии определяет ее сущность.
При изучении идеологий необходимо определить главные их типы:
-- Научная
--+- Мистическая
--+-- Мифологическая
Такую идею об основных типах идеологии, называя их мировоззрениями, высказывают в самых последних изданиях учебников философии, например, П. В. Алексеев и А. В. Панин. Они весьма содержательно показывают отличие науки от генетических предшественников: объективизм, рационализм, эссенциализм, системность, проверяемость [см. 6.53-54].
Что же касается собственно идеологии, то П.В. Алексеев и А. В. Панин ее трактуют так: "Идеология определяется как отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов" [там же, с. 55]. Это следует признать истинным определением господствующей идеологии. "...В обществе, раздираемом классовыми противоречиями, не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии" [161.6.39-40]. Идеи господствующего класса являются господствующими идеями [см. 181.4.445]. Тем не менее, общественный прогресс ведет к росту научности идеологии.
Совокупность не равнозначных с точки зрения общественного прогресса идеологий предполагает выбор одной из них, адекватной интересам прогресса общества. Таковой следует считать только науку. И наука выполняет в некоторой мере эту функцию, но господствуют пока не научные идеологии. Причина - неадекватность науки потребностям современного общества. Нужен качественный скачок науки - переход ее на уровень теории. Для этого следует разработать основание науки, прежде всего философское. Философия должна стать главным основанием теоретической науки. Для этого необходимо качественно поднять саму философию, превратив ее в метанауку. Метанаука - философское основание теоретической науки, которая только и станет монистической идеологией и объединит людей на основе нравственности и общественного прогресса, толерантности и т.п.
Актуальность идеологии. ХХ век стал началом "идеологизированного" общества ввиду осознания идеологии важнейшим орудием защиты интересов, острой идеологической борьбы и первой идеологической войны. Особенно актуальной стала проблема идеологии в конце ХХ века. Нормой стало ее объяснение в словарях, статьях и книгах. Ее сделали оружием успешной борьбы с нашей страной в форме лозунга "деидеологизации". Сразу же была осознана собственная суть этого лозунга - переидеологизация. Все это проявило тот факт, что главной формой взаимной общественной борьбы (войны) стала идеология. Представители сверхидеологизации обычно рядятся в форму деидеологизации.
Провозглашение деидеологизации - самая худшая идеология. Она свидетельствует о намерении скрыть свою идеологию. Аналогично провозглашение иллюзорной идеологии, которая скрывает истинную. В таком случае имеет место двойной стандарт - говорим одно, а делаем другое.

Противостоять в идеологической войне можно только перейдя на уровень интеллектуальной войны - овладев более высоким уровнем интеллекта.
Любой жизнелюб может обеспечить жизнь адекватным усвоением самой сути идеологии с тем, чтобы развить свои интеллектуальные способности, вооружиться самой плодотворной идеологией, обеспечивающей борьбу за жизнь. И все, кто против такого интеллектуального развития субъекта, - его конкуренты (враги). Самоубийственна жизнь советами оппонентов, конкурентов, т.е. "чужим умом".
Пока недостаточно осмыслена функция идеологии в жизни современного общества. Ее должны объяснять многие науки. Нужны и специальные монографии по данному вопросу.
Актуальность исследований идеологии состоит и в том, что официальная идеология России начала ХХI века не сводится к науке, а включает и ненаучные элементы.
"К началу третьего тысячелетия человечество подошло духовно обнищавшим. У человечества огромные успехи в науке, в технике, развитии информационных технологий, средств связи, наконец, в экономическом развитии. Но нет новых идей и духовных движений, которые давали бы веру и Смысл человеческой жизни. А старые изрядно дискредитированы и требуют обновления. Нарастание бездуховности угасания великих идеологий ведет к увяданию и кризису культуры. ... Мир с нетерпением ждет новых духовных прорывов или обновления старых идеологий" [60.89].
Суть идеологии. Идеологией называют учение об идеях. В таком случае идеология - одна из тысяч наук. Это исходное значение термина, приданное ему автором термина - Дестат де Траси. Более широкое значение этого слова включает в данное понятие и сами идеи общества, т.е. всю совокупность тысяч наук или все общественное сознание. Наиболее широкое значение идеологии состоит в названии им и практически осуществленных (объективированных, овеществленных, материализованных) идей. Иначе: идеологией оказывается вся ноосфера по Вернадскому.
Идеология
----+---¬
учение об идеях ? сами идеи
----+---¬
просто ? осуществленные
(практика)
Многообразие называемых форм идеологии требует выяснения их всеобщего свойства - сути идей.
Идеи
-----+----¬
фрагментарные ? целостные
-----+----¬
индивидов ? признанные
----+---¬
группами ? властью
----+---¬
правительством ?государством
Если идеология - идеи власти, то в обществе существует только одна идеология. Если идеология - идеи групп людей, то их множество, соответствующее числу сословий и т.п. Имеются идеологии у разных групп людей, начиная с мафий и заканчивая партиями. В таком случае, общественное сознание ? система идеологий. Тем более, если идеологией являются идеи любого человека. Этот подход широко распространен. Очень часто понятие "идеолог" используют применительно к какому-либо конкретному человеку.
Общественное сознание является совокупностью идеологий. В каждый конкретный момент сосуществует их множество. Особое значение имеет официальная идеология, осуществляемая правительством. В Конституции России на рубеже ХХ и ХХI веков записано (статья 13): "В РФ признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной".
Несмотря на такую декларацию, правительство и государство проводит строго определенную идеологию. "Феномен идеологии заключается в том, что государственная власть, в особенности авторитарная власть, принимает какую-либо систему идей и всей силой своего авторитета, всей мощью своего пропагандистского аппарата, внедряет в сознание людей систему представлений о мире, о человеке и самой власти" [178.159]. "И странным было бы отрицать, что такой феномен существовал всегда, с того времени, как возникло государство" [там же]. "Однако и наука и идеология - это тоже разные вещи, как и философия и идеология не одно и то же" [там же, с. 160].
Осознание идеологии. Идеи всегда имели громадное значение в жизни общества. Осознание их особой роли в обществе произошло всего лишь два века назад, когда был введен термин "идеология". Дестат де Траси использовал его в 1796 году для названия "науки об идеях". В тот исторический период была широко распространена идея о том, что "идеи правят миром". А поэтому и важно было изучать, как идеи возникают и каким образом они обеспечивают развитие общества. Тогдашние идеологии были ненаучными, а поэтому их трактовали в качестве ложно воспринятых воззрений (идей).
После начального бума исследований идеологии начался период их застоя. В то время наука не была идеологией. Идеология тогда была искаженным представлением об обществе и его развитии. Эту природу идеологии Маркс отразил в своем определении тогдашней идеологии. В связи с этим критики Маркса пытаются представить его видение идеологии в ложном свете: будто бы он сводил идеологию вообще к искаженному представлению об обществе. В частности, так написано в словаре: "Проблематика идеологии связана, т.о. с проблематикой эпистемологии. Но если эпистемология отвечает на вопрос, в какой мере возможно познание действительности, критика идеологии ставит вопрос, в какой мере необходимо искажение действительности. Здесь задает тон формула Маркса, определившего идеологию как "ложное сознание" [265.162].
На самом же деле, Маркс констатировал факт - идеологии его времени были ненаучными, главным образом теологическими, иллюзорными. В связи с этим он и начал разрабатывать науку как идеологию общественного прогресса. Иначе, Маркс был за научную идеологию. Он посвятил жизнь разработке науки как идеологии эмансипации трудящихся. Вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила [см. 161.23.40]. Наука была для Маркса исторически движущей, революционной силой [см. 181. 19. 351]. Он заложил основы научной идеологии.
Критика идей Маркса, в частности, Т. Ойзерманом [212], обосновывает уничтожение идей Маркса. По мнению Ойзермана: "Марксизм как идеология рабочего класса принадлежит историческому прошлому". Не называя разработанную Марксом, Энгельсом и Лениным общественную науку "марксизмом - ленинизмом", надо признать тот факт, что она сохраняет свое значение как основа идеологии общественного прогресса, а не только наемных работников. Без использования этих основополагающих идей общество не выживет. Форма общественной науки Маркса и его последователей естественно относительна, что и стало причиной ее краха.
В.И. Ленин позитивно трактовал идеологию как феномен общественной жизни. Он учитывал все элементы идеологии, но созидал главную из них - теоретическую науку.
Впервые науку признали официальной идеологией в СССР, в котором был культ науки и учебы [см. 133]. Л. Фейхтвангер писал в 1937 году об этом факте: "Эксперимент, поставивший себе целью построить гигантское государство только на базисе разума".
В основу советской научной идеологии были положены идеи Маркса потому, что они истинно отражали общественное развитие того времени. Однако его идеи со временем устарели и не были развиты, что привело страну к краху. Идеологический крах коммунизма в России стал фактом. И это произошло ввиду нетеоретичности идеологии и политики.
Идеи, идейность, идеология. Рассмотрим на примере идеологическое значение научных положений.
идеи - идейность - идеология.
Идеи - все осознаваемые, хотя бы смутно (а иногда и ошибочно) свойства действительности. В меру их осмысления они становятся мнениями людей - индивидов и групп, а в меру их практической апробации они становятся знаниями, т.е. элементами науки. Такой путь проходят все идеи науки. И овладевшие наукой люди оказываются идейными, даже если это касается жизни в примитивном обществе. Конечно, в последнем случае вероятнее всего искажение научной идеи, ее гипертрофирование и т.п. и тогда возникает фанатизм тех, кто односторонне понимает действительность и своим действием не помогает, а мешает и себе и другим. Чем адекватнее идея науки практике, тем плодотворнее идейность. И тем больше идейность становится исходным фактором практической деятельности - ее принимают в качестве идеологии, т.е. сознательно ею руководствуются, а затем превращают ее в политику власти по организации народа. В результате идеи объективируются в поведении и делах все большей доли людей общества, овеществляются в продуктах труда, опредмечиваются в правилах взаимоотношений людей и т.п. И исходным всему этому являются идеи науки, а поэтому так важно, чтобы они были адекватны действительности, истинны при данных конкретных условиях.
Не следует забывать при этом, что развитие действительности приводит к тому, что истинные в одно время идеи оказываются ложными в другое время и т.п. Общество должно постоянно поддерживать истинность идей, корректировать их и т.п. Если этого нет, то общество гибнет.
Исследуя историю техники и разрабатывая общую ее теорию, можно видеть динамизм истинных идей на многих фактах технического прогресса. Особенно наглядно это в сфере создания оружия в ХХ веке. Упомяну только двух гениев техники, внесших существенный вклад в победу над фашизмом, - двух Кошкиных (конструкторов танка Т-34 и роторной техники).
В современной практике, особенно в компьютерной сфере общества, это очевидно. Разработчики идей становятся идеологами развития соответствующей предметной области и достигают успеха - рост доли фирм на рынке тех или иных товаров. Если же идеи выбраны не адекватно, то убытки, падение доли рынка и т.п.
Аналогичное значение имеют и гуманитарные, особенно экономические идеи. Работая экономистом всю жизнь, готов иллюстрировать это положение всем содержанием общеэкономической науки (политэкономии). Приведу один новейший факт экономической мысли. Д. С. Львов утверждает идею: "Трудовая теория стоимости, породившая мощное антикапиталистическое движение, оказалась чрезвычайно разрушительной именно для тех стран, которые назвали себя социалистическими. Она на десятилетия определила неправильную ориентировку хозяйственных решений, и, как следствие деградация производительных сил... Система управления служила проводником насаждаемых сверху идеологических установок, исполнителем приговора, заложенного в трудовой теории стоимости" [157.9-10]. В конечном счете, ложная идея привела страну к краху. Запишем сказанное так:

Академия ? Трактовка ? идеология ? политика ? крах практики.
наук закона стоимости

Трудовая теория стоимости известна с Аристотеля, положена в основу общей теории экономики Смитом. Она осталась относительной у Маркса и его последователей, что и дало названный эффект. И ошибочны господствующие идеи по данному вопросу во всей экономической науке мира по настоящее время. В то же время диалектическая логика позволяет легко и просто дать теорию и данного объекта. И тогда можно пойти далее в названной цепочке факторов. А что помешало разработке теории стоимости? Отсутствие диалектической логики! А что стало причиной данному феномену? Системы аттестации и информации в стране и, вероятно, академия наук как организационное ядро науки.
Здесь важно обратить внимание только на один факт: относительная трактовка закона стоимости трансформировалась в практику и погубила ее. В связи с этим важно специально остановиться на особом значении гуманитарных наук.
Гуманитарная наука и идеология. Соотнесение идеологии и науки требует учета особого положения гуманитарных (общественных) наук. Для этого надо обратить внимание на парадигмальность наук.
Парадигмальность наук

Теоретичность наук
Общественное сознание - совокупность многих идеологий. Главной же проблемой идеологии является та часть общественного сознания, которая отражает общество - гуманитарные и, прежде всего, экономические, науки. Они максимально плюралистичны ввиду их политичности. Для защиты интересов народа надо достигнуть монистичного объяснения общества, что возможно только по мере становления теоретической науки об обществе. Однако, существуют силы в обществе, которым не выгодно адекватное объяснение данного его феномена. Они стремятся не допустить появления единой идеологии, объясняющей общество и способной объединить народ для защиты своих интересов.
Математическая наука едина. В ней фактически нет парадигм. Различия мнений о математике не существенны.
Естественные науки парадигмальны в некоторой мере. В них идет борьба разных трактовок тех или иных концепций.
Гуманитарные науки в большей мере
парадигмальны и политичны.

Что же касается отдельных гуманитарных наук, например, общеэкономической, то существуют такие ее версии, между которыми нет ничего общего.

Общепринятыми элементами современной официальной идеологии являются математика, естественные и технические науки. О них обычно не вспоминают при анализе идеологии. Что же касается гуманитарных наук, то в официальную идеологию входят только некоторые их парадигмы. Главная проблема идеологии лежит в парадигмальности гуманитарных наук. И только теоретизация наук позволит обществу сделать их монистичной идеологией.
Гуманитарная наука ХIХ века как идеология оказалась недостаточной для решения проблем ХХ века. Необходим был качественный её скачок - переход на уровень теории.
Идеология и предшественники. Необходимо изучить историю становления идеологии. Нельзя считать началом идеологии время возникновения данного термина. В предшествующий период идеология существовала, но называлась иначе. Предшественников идеологии можно назвать ретроспективно идеологиями. Можно использовать для этого и те термины, которые были ранее, а сегодня сохраняются в качестве архаизмов. Люди давно осознали роль идей в своей жизни. Они называли этот факт своей жизни различно.
Идеи (мнения, позиции) - осознанное представление о
мире;
Принципы - конкретно провозглашаемые идеи,
которыми руководствуются индивиды;
Кредо - совокупность идей индивида как основа
его поведения;
Доктрины (девизы) - кредо групп влиятельных людей;

Мировоззрения - целостное видение мира как основа
жизни;
Идеология - доктрина светской или иной власти как
основа жизни;
Теория - идеология общества.
И сегодня разные люди, их группы и т.п. используют такой же подход в жизни.
Иная версия основных форм идеологии может быть представлена так:
Духовность ? просвещенность ? идейность.
Духовность - внутренний мир людей. Она возникает в детстве на основе психического мироощущения и проявляется первоначально в эмоциях детей, затем наполняется фольклором - сказками, мифами, притчами и другими формами обыденного сознания. Она потом преобразуется в эрудицию, образованность или просвещенность, которая сейчас является главной формой идеологии. Давно возникли факты ее высшей формы - идейности.
Обыденный рассудок (здравый смысл, духовность), мифы - предания о прошлой жизни, своеобразные представления о прошлом, все более теряющие связь с действительностью ввиду утраты деталей реальности. Мифы превращаются в легенды, которые отображают действительность. Мифы - первая обособившаяся как самостоятельный элемент общественного сознания идеология. Она сохраняет позитивное значение по настоящее время как способ научения детей.
Мистика рвет преемственность с реальностью, и все более превращается в иррациональные представления о мире.
Мистика
------+------¬
анимизм ? религия ? идеализм
Теология - более развитая форма мистики, предполагающая существование абсолюта. Теологические идеологии господствуют в мире в той или иной мере. Они не объединяют людей;
Упадок мировой истории [см. 171. 9].

Иррационализм
Слово "философия" используют давно в значении "идеологии". Скажем, человек говорит: "Моя философия, или кредо, или доктрина и т. п.". Гегель писал о фактах использования слова "философия" в значении "идеология" [65.1.92];
Наука - идеология общественного прогресса. Для превращения науки в идеологию нужно, чтобы она обеспечивала истинность отражения действительности и своей собственной сути.
Более развитые формы идеологий не должны воевать с идеологиями, которые возникли раньше (со своими предшественниками). Как показывает практика, это бесполезное дело. Религия всегда выступала против суеверий, а они и сейчас расцветают пышным букетом, например астрология. Более развитые идеологии должны направить главные усилия на повышение собственной прагматичности. Предшествующие идеологии сохраняются потому, что они выполняют ряд полезных функций для общества.
"Зачастую теологии находятся в конфликте друг с другом. Наука же едина и интернациональна - попробуйте сказать о физике или математике во множественном числе. Наука объединяет людей разных национальностей и религий, потому что она выработала свой метод суждения, благодаря которому ее выводы представляют собой объективное знание" [17.8].
М. Воейков полагает: "Как правило, идеология формируется на основе научной теории. Идеология без теории есть религиозная вера и ничего больше" [48].
"Идеологией ХХ века я бы назвал науку ХХ века. Правда, сама она не хочет себя так называть" [124.34]. "Религиозность как основа современной идеологии - бесперспективна. Она принадлежит прошлому, и сейчас за нее цепляются только потому, что нет ничего другого" [там же].
И. Пригожин писал: "...Наука и есть в некотором смысле идеология..." [333].
Материалистическая идеология. Отказываясь от мистических идеологий, общество становится сторонником материалистической идеологии. В США 60% ученых неверующие, а в Национальной академии наук США неверующих 90% (124.34).
Необходима специальная работа о сути материи, идеи, бытия, сознания. В этом плане вполне понятны многочисленные исследования этой проблемы.
Кредо материализма - материя определяет идеи. Это - истина, но ее суть нужно уяснить особо, чтобы "не пересолить историю материализмом" [50.59]. В жизни слово определяет дело. И когда не осознают этого, то страна гибнет. И это не отвергает истинности прежних идей. Идеи возникают из материи, но не любой, а ее высшей формы. При этом они возникают не у всех, а только у наиболее развитых людей и т.п. И когда общество не только не поощряет развития людей с тем, чтобы они порождали идеи, но и борется с ними, то его гибель предрешена этим фактом. По Гегелю - "Гордыня предшествует падению". "Государственные устройства падали жертвою мысли ..." [65.1.111].
При анализе взаимоотношения материи и идеи следует придать должное значение не только прямым, но и обратным связям.
Идеология и теория. Теоретическая наука приобретает все большее значение в качестве фактора прогресса. Проблемы теоретической науки - главные для современной идеологии. И удивление вызывает тот факт, что приходится доказывать идеологическое значение науки. Главная проблема - выявить причину невыполнения наукой функции идеологии. И следует признать, что в этом повинна сама наука, ее недостаточность для того, чтобы стать нормой понимания реальности всеми людьми.
"Сегодня многим становится ясно, что наука вопреки ожиданиям не создала и, по-видимому, в ближайшее время не создаст приемлемого "научного мировоззрения", той базы, фундамента, на котором можно начать строительство давно ожидаемого памятника человеческому гению" [105].
От чего зависит качественный, давно ожидаемый рост науки? И здесь следует выяснить функцию философии в научном понимании действительности. Философия с самого начала возникновения трактуется великими людьми в качестве основания для скачка науки - превращения ее в теорию. В связи с этим главная проблема - выяснить суть философии, ее функции, обеспечить качественный ее рост с тем, чтобы она выполнила свою историческую миссию - стала основанием теоретической науки, как это полагали многие выдающиеся люди прошлого.



Общество объединяют не любые идеи, а только плодотворные, истинные. Только в таком случае происходит "превращение общественного сознания в общественную силу" [181.16.198] посредством признания его идеологией.
Признавая право всех на личное мнение, надо ограничивать возможность лидеров общества навязывать свое мнение вненаучными методами, монополией на истину и т.п.
Коренная причина неадекватности современной науки - отсутствие в ней философского основания. Именно состояние современной философии не позволяет её реинтегрировать в общественное сознание в качестве ведущей силы общественного прогресса.
Идеологии политиков. Идеологии политиков противоречивы и чаще всего лживы. В культуре западнизма (по А.А. Зиновьеву) господствует неверие политикам. Данная идея высказана четко многими исследователями. Скажем, Лао Шэ обвинил народ кошачьего города в легковерии. А современный западный философ Р.А. Уилсон говорит о том, что политикам он не верит даже тогда, когда они произносят союзы И, ИЛИ, определенные артикли английского языка [см. 282].
Представители научной идеологии требовали у своих представителей "... учитывать живую жизнь, точные факты действительности, а не продолжать цепляться за теорию вчерашнего дня, которая, как всякая теория, в лучшем случае лишь намечает основное, общее, лишь приближается к охватыванию сложности жизни" [161.31.134]. Здесь ошибочно теорией названы учения (доктрины).
"Одним словом, исторически условна всякая идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие, например, от религиозной) соответствует объективная истина, абсолютная природа" [161.18.138]. Новый философский подход к миру "завоевал свое всемирно-историческое значение как идеология революционного пролетариата тем, что марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний эпохи, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры" [161.41.337]. Он возник "как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма" [161.23.40].
"... Никогда миллионы людей не будут слушать советов партий, если эти советы не совпадают с тем, чему их учит опыт повседневной жизни" [161.32.178].
"Все, что приводит людей в движение, должно пройти через их голову; но какой вид принимает оно в этой голове, в очень большой мере зависит от обстоятельств" [181.21.308].
"Теория способна овладевать массами, когда она доказывает ..." [181.1.422].
"Развитие сознание остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы" [161.13.376].
"Как говорил Маркс, самая неприступная крепость - это человеческий череп" [см. 36. 444].
"Самым надежным проводником истины в жизни является наука" - слова Ататюрка, украшающие стены всех школ Турции [113.71].
С древности известно положение Платона о том, что политиками должны быть философы. Это положение и превозносили и игнорировали и ругали. И в истории были факты, когда политиками становились философы. И можно найти аргументы любой версии решения этой проблемы. По моему мнению, истинный философ не станет политиком, но общество совершает самоубийство, когда избирает политиками людей, не сведущих в философии, игнорирующих "напевы диалектики" [Платон, Государство, 532а].
Идеология и философия. Великие люди прошлого адекватно осознавали идеологическую функцию философии. "...Философское сознание не только внешним, но и внутренним образом втянуто в водоворот борьбы" [181.1.379]. "... Исходным пунктом французской революции была философия, и не без основания называли философию мирскою мудростью .... Революция получила первый импульс от философии. Но эта философия есть лишь абстрактное мышление ..." [66].
По Декарту философия призвана объяснить как закладывается "фундамент истины" [88.298].
И. Кант признавал революцией только то, что вытекает из революционных изменений идеологии, прежде всего философии, революции духа, интеллекта [см. 123.1.5].
Настоящая революция начинается в мозгу философа: "теперь она начинается в мозгу философа" [181.1. 422]. Маркс полагал, что о философию разобьется status quo тогдашней Германии [181.1.423].
"Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие ..." [там же, с. 428]. "Голова этой эмансипации - философия, ее сердце - пролетариат" [там же, с. 429]:
"...Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами" [181.1.422]. Иначе, теория становится материальной силой, только превратившись в идеологию общества.
"Теория способна овладеть массами, когда она доказывает ad hominem (применительно к данному лицу), а доказывает она ad hominem, когда становится радикальной. Быть радикальным - значит понять вещь в ее корне" [181.1.422].
Практика ХХ века подтвердила положение о том, что философия может дать "великое орудие познания" [161.23.44] и быть силой, революционизирующей общественное развитие.
И многие мыслители ХХ века так полагали. "Всем революционным сдвигам в науке предшествовали философские исследования и критика фундаментальных принципов и оснований науки ..." [152.123].
Идеология прогресса может быть только теоретической наукой. Для ее достижения надо осмыслить неадекватность современной философии. Поэтому надо разработать истинную философию, которая станет фактором развития науки - ее теоретизации и становления меганауки (мегатеории), что только и позволит ей занять место официальной, господствующей идеологии.
мудрствование ? философствование ? мышление? рефлексия?...
Идеология и интеллект (мышление). Разумность, рассудительность, мудрость, интеллектуальность, способность мыслить - первейшее требование к идеологам страны.
Мудрствование представляло собой рассудительность старых людей, которые помогали людям выжить. Осознание их роли привело к появлению желаний более широкого распространения мудрствования. Средством для этого и стала философия (философствование). В древности не было понятия "мышления" в современном смысле слова. Хотя математические расчеты, как первая форма мышления, уже были. Разработка Аристотелем логики была началом создания мышления. И это породило понятие мышления. И уже Аристотель определил средство для достижения - мышление о мышлении, т.е. рефлексию. Рефлексия - средство становления мышления и тем самым философствования как общедоступного мудрствования. На этой основе только и можно осознать рефлексивные процессы и управлять ими.
Следует считать азбучной истиной положение о "солидном философском основании" [161.45.29-30] как залоге плодотворной деятельности. И только в таком случае происходит "...превращение авторитета идей в авторитет власти..." [161.8.354-355].
Идеология и идеократия. Идеология превращается в идеократию при ее использовании правительством. Такая ситуация была в Древнем Египте, где жрецы были главенствующей силой, в средневековье при господстве Ватикана в католических странах. В нашей стране в ХХ веке наука превращалась в идеологию и идеократию, но Академия наук не обеспечила этого процесса. Сейчас идеократия существует в ряде мусульманских стран, в которых господствует исламский фундаментализм.
Идеократия - это господство монистичной идеологии. Если она базируется на невежестве, то является опасным фанатизмом:
упрямость ? фанатизм ? фундаментализм.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign