LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

------------+------------¬
медленно ? быстро, скачок
превращение (революция)
Преобразование ? необратимое превращение. Преобразования можно считать или всеобщими, или общественно-специфическими формами изменений. В последнем случае преобразованием назовем сознательно осуществляемое превращение. Например, селекция есть сознательное преобразование растений и животных в определённом направлении. Различные формы преобразований: реформы (реформации), революции и т. п.
Покой состояния
-----+----¬ ----+----¬
просто ? изменение просто ? развитие
-----+----¬ -----+-----¬
просто ? процессы просто ? диалектика

переходы
-----+----¬
просто ? превращения
-----+---¬
просто ? преобразования
Развитие имеет место в природе, обществе и мышлении. И даже если оно будет следствием сознательной, целеустремлённой, планомерной деятельности людей, всё это еще может и не быть основанием для понимания его как диалектики.
За пределами такой модели остаются многие понятия, имеющие отношение к этому объекту: модернизация, трансформация, совершенствование и т. д.
В названной трактовке состояний объекта выделены главные их формы. Это исходная гипотеза, отражающая в целом основные формы состояний. Её можно и нужно конкретизировать. Сказанное ? то, на что можно отважиться, не превращая гипотезу в фантазию. У названных форм состояний имеются всеобщие, общие и специфические свойства. У более сложных форм состояний объектов имеется больше законов. Законы развития включают в себя и те законы, которые характерны только для покоя, и те, которые специфичны для изменений. В то же время, у развития необходимо выяснить все его свойства, соответственно диалектически их детерминировать в качестве законов от специфических для развития и вплоть до фундаментальных. И последующее рассмотрение этих законов должно идти от фундаментальных, иллюстрируемых на простых формах состояний, к специфическим законам развития как наиболее сложной форме состояний объектов. К сожалению, попытки такой систематики законов развития пока мало что дают. Можно выяснить основные соответствия свойств состояний и законов, но пока не удалось системно их интегрировать.
Одним из условий понимания развития является систематика форм состояний и выявление новых свойств у этих состояний, если их расположить от простого к сложному: полярность, постоянность, переменность, постепенность, поступательность, увеличение, убывание, преемственность, кумулятивность, повторяемость, периодичность, ритмичность, возвратность, стационарность, атрофирование и т. д.
Соотнесение есть также характеристика всеобщего, взаимной значимости всего (всех форм субстанций) друг для друга. Состояние всего сущего может быть различным и, соответственно, различна и значимость всех элементов действительности друг для друга.
Систематика соотнесений, несомненно, требует специального исследования. В этом направлении предприняты усилия. Например, вполне обоснованно показывают следующие типы: взаимодействие в неорганике, активность органического, деятельность общественного [см. 235.З]. "Поэтому предлагается целесообразным закрепить категориальное значение понятий "взаимодействия" за сферой неорганической природы" [там же, с. 7]. "В органической природе способ бытия живых систем принципиально отличен от способа бытия объектов неорганической природы". "Категория активности хорошо выражает специфику как функционирования, характер организации процессов внутри живой системы, так и взаимоотношение ее со средой" [там же, с. 2]. "... Деятельность ... выражает человеческую активность, как высший тип активности живых систем, как определенный способ существования социальной действительности" [там же, с. 9].
Взаимную значимость элементов действительности обычно обозначают взаимодействием, взаимосвязью, взаимоотношением, взаимозависимостью. П.К. Анохин выдвинул проблему выделения взаимосодействия.
Эти и другие термины должны быть наделены определенным специфическим смыслом. Ограничение значения каждого из них и придание каждому из них собственного значения необходимо ввиду разнообразия (взаимной значимости различных элементов действительности). При этом безразлично с точки зрения науки, что будем называть каждым из них, хотя этимология и имеет значение при образовании категорий.
При этом необходимо уточнить ряд положений классиков. Ф. Энгельс писал: "Взаимодействие ? вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю. ... Так естествознанием подтверждается то, ... что взаимодействие является истиной ... (конечной причиной) вещей. Мы не можем пойти дальше познания взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать" [I81.20.546]. Взаимодействие имеет указанное значение только в определенных рамках, а не всеобщее значение.
В. И. Ленин неоднократно называл связь, взаимосвязь в качестве такой фундаментальной характеристики. "Причина и следствие ... лишь моменты всемирной взаимозависимости, связи (универсальной), взаимосцепления событий, лишь звенья в цепи развития материи" [161.29.143]. Он отмечал, что у Гегеля "гениальна основная идея: всемирной, всесторонней, живой связи всего со всем и отражения этой связи ... в понятиях человека ..." [там же, с. 131].
Широко распространена концепция о существовании вещей, свойств и отношений. Все это имеет не всеобщее, а частное значение. Вещи ? не всеобщая форма бытия (материи) и тем более действительности. Их взаимное значение друг для друга также не есть "отношение".
"Одно из главных положений диалектики гласит, что в мире существует универсальная взаимосвязь, взаимодействие предметов и явлений" [151. 24]. Здесь отождествлены взаимосвязь и взаимодействие, при том они представлены в качестве исходного обозначения взаимного значения всех субстанций друг для друга.
Свойства различной значимости элементов сущего могут быть представлены в виде следующей системы:
Виды соотнесения Сфера проявления в "чистом" виде
отношение ? люди
зависимость ? организмы
содействие ? живое
взаимодействие ? вещи, тела
взаимосвязь ? поля
соотнесение ? идеи
Соотнесение означает только то, что любые элементы всего существующего как-то относительно друг друга сопоставимы, имеют значение друг для друга. Оно не квонтифицируется, и в нем нет отражений. Это самая общая характеристика значения элементов действительности относительно друг друга. Можно считать, что соотносимые элементы индифферентны друг для друга. Такое соотнесение имеет место в идеальном. Элементы идеального между собой только соотносятся, а не связаны и не взаимодействуют. Если не осознать этого, то непонятны будут "дикие" соотнесения различных противоречивых элементов, которыми полны творения человеческой головы. Наиболее наглядно это выступает во вплетениях в науку мистических феноменов.
На уровне материального "соотнесение" более или менее в чистом, простом виде проявляется в соотнесении "нейтрино" со всеми формами действительности. Как известно, он весьма слабо вступает в связи с веществом земли и может пройти всю толщу земного шара, не вступив с ним во взаимосвязь.
Связь выступает в виде формы соотнесения и имеет место для всего материального. Связь ? самый фундаментальный вид соотнесения, имеющий место у всего материального. В чистом виде связь существует между элементами полей, т.е. на уровне бестелесной материальности.
Взаимодействие выступает формой связи на уровне телесных материальных объектов. При этом далее его можно различать на микро- и на макроуровне, т.е. тела вообще (в том числе и микротела ? химические элементы и макротела ? вещи). Характер их взаимодействий различен, что должно найти отражение в используемых терминах для характеристики особенностей.
Взаимосодействие есть специфический вид взаимодействий и более простых генетических видов соотнесений. В чистом виде этот вид соотнесений выступает на уровне внутриорганизменного. На надорганизменном уровне он проявляется во взаимозависимостях.
Взаимоотношение есть частный вид взаимозависимости, характерный только соотнесению людей. Их соотнесение представлено схемой следующим образом (смотри следующую страницу):
Если исходить из такой субординации, то взаимоотношение или просто отношение есть самый развитый вид соотнесений, включающий имплицитно фундаментальные свойства всех предшественников. В то же время, отношение ? это специфический для людей вид соотнесений, оно отсутствует на предшествующих стадиях развития материального. Между людьми есть все виды соотнесений, но собственно человеческие соотнесения выступают в виде отношений.
Соотнесение
------+-----¬
просто ? взаимосвязь
------+-----¬
просто ? взаимодействие
--------+------¬
просто ? взаимосодействие
--------+------¬
просто ? взаимозависимость
--------+------¬
просто ? взаимоотношение
Можно, конечно, отождествлять соотнесение между элементами идеального и людьми или квантами света и людьми и т.п. Но в таком случае мы теряем специфику каждого из них или должны ее постоянно оговаривать или подразумевать. Тем более, что для отождествления этих видов соотнесений имеются и основания ? все это формы соотнесений. Забывать о специфики соотнесений также вредно, как и упускать их общность.
Каждый из видов соотнесений, несомненно, представляет явление и должен быть конкретизирован. Например, связи могут быть различного вида: спорадические, временные, долговременные, постоянные. Вероятно, формы связей можно представить в виде системы.
Системное отражение общего и особенного соотнесений должно идти по ряду направлений. Одним из таких направлений различия видов соотнесений является выявление "мерности" соотнесений. Различные формы соотнесений различны в разных направлениях.
Связь в соотнесении есть одномерное явление и одинаково во всех направлениях сферы значимости. Взаимодействие многомерно и предполагает различие между вступающими в связь явлениями. В таком случае можно различать пассивные и активные связи. Чем развитее вид соотнесения, тем "мерность" их растет. Трехмерная связь характерна живому, четырехмерная ? отношению людей. Можно выделить две группы взаимодействий ? к природе и к людям. Связь с природой у людей различна и в зависимости от вида природы ? органики или неживой природы. К камню человек относится как к неживой материи, а к траве ? уже как к живой и т.д.
Соотнесение ? самое фундаментальное свойство, ? одновременно и самое простое. Оно существует в двух видах как самостоятельное простое и проявляется посредством всех остальных форм. Каждый более развитый вид соотнесений представляет то же самое: существует в чистом виде и проявляется во всех более развитых формах соотнесений. Несомненно, что вопрос об общих и особенных свойствах каждой формы соотнесений требует специального исследования. Разные уровни всего существующего, в том числе всего идеального, дают качественные различия. Каждый из уровней подразделяется на подвиды и т.п.
Следует также иметь в виду различные формы соотнесений между различными уровнями действительного. Сформулируем такой закон: каждое высшее относится к менее развитым по законам соотнесений последних. Связь действует на уровне простейшего и в его соотнесениях с более развитыми видами материального. Все более сложные виды сущего соотносятся по законам своего уровня с себе подобными и более развитыми, а по сравнению с менее развитыми соотносятся по законам простых видов. Между уровнями сущего соотнесение идет по типам связи менее развитого.
Человек устанавливает отношение с себе подобными, взаимно зависит от других форм жизни, взаимодействует с вещами, связан со всем материальным макроуровня. Сказанное надо понимать не в том смысле, что отношения людей не соотносятся с менее развитыми формами соотнесений, а в том смысле, что люди соотносятся по-разному с различными формами всего сущего, и менее развитые создают условия для действия более развитых.
Объем соотнесений каждого элемента со всем остальным миром можно считать безграничным. Ф. Энгельс отмечал, что в стручке гороха материализовано столько связей, что их не могут выявить все ботаники мира. И чем более развита форма сущего, тем объем его соотнесения значительнее.
Люди не могут познать всех существующих соотнесений. В то же время, поскольку каждое соотнесение имеет значение для жизни людей (или определяет непосредственно, или может быть использовано для жизни), то их несомненно следует выявлять, составляя их номенклатуру, типизировать, строить их систему с тем, чтобы легче их было использовать в деятельности. Метанаука должна облегчить реализацию этого в рамках всех наук.
Соответствие есть элемент соотнесения. Оно есть адекватность знака объекту, степень истинности обозначения объекта. При соотнесении субстанций выявляют ? существует или нет соответствие, адекватность или неадекватность. На этой основе выявляют степень несоответствия, которая представлена системой [см. 52]: тождественность ? неадекватность ? противоположность ? противодействие ? противоречие.
Отражение есть характеристика последствий соответствия. Отражение довольно подробно исследовано в современной литературе с точки зрения ее сущности, форм проявления. На ее основе построен "Самоучитель мышления"[52].
Действительность
-----+----¬
просто ? природа
-----+----¬
просто ? жизнь
-----+------¬
просто ? общество
------+----¬
просто ? экономика
-----+----¬
просто ? идеология
-----+----¬
просто ? политика
-----+------¬
просто ? практика



Учебно-методические материалы
Плодотворное усвоение философии требует разработки адекватного учебно-методического комплекса. Здесь даны лишь некоторые его элементы.
Место теоретической философии можно представить с помощью следующей схемы:
Эвристическое
могущество науки
----+----¬
осмысление ? решение
(ФОТН) --+---¬
метанаука ? ТДМ (интеллектика)
----+---¬
самоучитель ?апробация
(ДЛ) ----+---¬
ОТТ ? экономика
----+----¬
поиски ? находки
----+---¬
ИЭУ ? ФТЭ
----+---¬
ОТЭ ? ОТД
Иными словами, гипотезу можно представить следующим образом:
Основа учебно-методического комплекса:
ФОТН - постановка проблемы.
Самоучитель мышления.
Философия (или "метанаука" - данное пособие).
Словарь теоретической философии представлен в "Самоучителе мышления". Для его усвоения и контроля служит система управления базами данных (СУБД-3 и 4), которые автоматически генерирует четыре (пять) типа тестовых заданий.
Хрестоматия главных мыслей классиков философии включена в соответствующие разделы учебного пособия.
Рекомендуемая литература. Способность к теории, мышлению должна быть развита, усовершенствована, а для этого "не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии" [180.20.366]. Лукиан указывал не недостижимость этой цели, а поэтому необходим тщательный отбор изучаемых книг.
При использовании трудов предшествующих авторов следует строго различать первоисточники и произведения комментаторов. И помнить наставление Дж. Локка: "Черпайте из первоисточника и никогда не берите из вторых рук" [169.3.591] "Не довольствуйтесь светом, заимствованным у комментаторов, и руководствуйтесь их взглядами лишь в тех случаях, когда у вас нет собственного или когда ваш собственный взгляд оставляет вас в темноте" [там же, с. 592].
Общепризнанной теоретической философии пока нет, а поэтому надо учиться у классиков. Всех их работ не перечитать, а поэтому нужен отбор первоочередных. В последующем каждый ищущий найдет и другие работы, которые представляют для него интерес. Здесь названы работы для первоначального освоения философского, духовного наследия. Рекомендую работы с точки зрения той парадигмы философии, которой придерживаюсь сам - философии как универсального основания теоретической науки. Если у вас иной подход к ней, то данные рекомендации не для вас.
П. Копнин указывал на необходимость проработки всего философского наследия для того, чтобы стать философом. Одновременно он указывал на недостижимость этой цели. По моему мнению, невозможно изучить всё философское наследие. Да это и не нужно с учетом опыта математики (математики не обучают истории математики). Главным должно стать восприятие разработанной великими философами технологии философствования, которая должна быть адекватно изложена в учебниках. И в будущем это, вероятно, будет нормой. До тех же пор надо изучать и работы основоположников науки, философии. При этом собственные идеи предшествующих исследователей изучают на разных уровнях:
Первоисточники
-----------+-----------¬
цитаты ? хрестоматии отрывков ? оригинальные работы
И сейчас нужны все эти способы знакомства с собственными идеями предшествующих исследователей. Для этого имеется возможность - хрестоматии цитат, отрывков, как и собственные их работы. Конечно, изданные хрестоматии цитат и отрывков устарели. Труднее реализовать хрестоматию отрывков. Что же касается цельных работ классиков философии, то они обычно весьма трудны для понимания ввиду многих факторов. В то же время, у классиков имеются и весьма легкие для усвоения работы. Надо усвоить рациональный способ изучения их книг.
Просмотреть? проштудировать? прочитать.
Начинают с беглого просмотра с тем, чтобы определить, следует читать или нет. Затем читают выборочно. И чаще всего такая проработка вполне достаточна. Иногда важно прочитать весь труд. Порой рациональнее купить нужную книгу и читать с карандашом в руках, подчеркивая нужные места с тем, чтобы постепенно усвоить идеи. Наиболее ценные книги прорабатывают много раз. Декарт отмечал необходимость многократных прочтений философских книг [87.307-308].
Труды классиков науки - не учебные пособия, они требуют определенной подготовки и многократной проработки. И чем больше времени проходит с момента написания книги, тем больше требуется усилий на адекватное их понимание. Возможны разные дидактические средства:
1. Список рекомендуемых работ - начальная версия.
2. Цитатник - хрестоматия высказываний.
3. Тексты - антология первоисточников.
4. Обзорные тексты истории мысли по проблемам.
Рекомендуемые работы:
1. Платон "Пир"
2. Платон "Федон"
3. Платон "Федр"
4. Лукиан из Самосаты. "Гермотим, или О выборе философии".
5. Лао Шэ. "Записки о кошачьем городе"
6. Бэкон Ф. Новый органон. Предисловие. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека. Великое восстановление наук. Предисловие. Роспись сочинения.
7. Локк Дж. Об управлении разумом [т. 3. Соч. в трех т. - М.: Мысль, 1985].
8. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Письмо к читателю. Книга первая, глава первая. Книга третья, глава 10. Книга четвертая, глава 17.
9. Локк Дж. Мысли о том, что читать и изучать джентльмену.
10. Декарт Р. Правила для руководства ума. Т.1. с 77-154
11. Декарт Р. Первоначала философии (из письма автора к французскому переводчику) т.1. с 301-312.
12. Лейбниц Г.В. О приумножении наук. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. Книга 4, глава ХVII. О разуме. Элементы разума. Некоторые соображения о развитии наук и искусстве открытия. Письмо к герцогу Ганноверскому. Об универсальной науке, или философском исчислении.
13. Кант. И. Логика.
14. Гегель Г.В.Ф. Предисловия и Введение к "Энциклопедии философских наук".
15. Фонтенель. "Диалоги мертвых древних и новейших лиц", в частности спор Декарта и Лжедмитрия [299].
16. Гуссерль Э. Философия как строгая наука [83].
17. Бакунин М. О философии [20].
18. Виндельбанд В. Прелюдии. Предисловие. Что такое философия? О Сократе.
19. Герцен А.И. Дилетантизм в науке. Письма об изучении природы.
20. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Предисловие и первая глава "Фейербах".
21. Маркс К. С помощью предметного указателя к изданию проработать его мысли о роли науки в общественном развитии.
22. Энгельс Ф. "Карл Маркс. К критике политической экономии-II" [181.13. 494].
23. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии [181.21.269].
24. Энгельс Ф. Набросок надгробной речи на могиле Маркса. Похороны Карла Маркса [181.19.346, 350].
25. Ленин В.И. Что делать?
26. Герцен А.И. Письма об изучении природы.
27. Сент Экзюпери. Военный летчик.
28. Павлов И. О русском уме. // Альма матер. 1997, №7



Элементом учебно-методического комплекса следует считать и те работы, которые показывают практическое использование предлагаемой гипотезы. В качестве таковых являются книги автора [53; 54; 55; 56].



"Философский камень"
(Заключение)
Камни ? фактор жизни людей с древности. Каменный век ? начало использования камней в качестве материала для орудий труда. Не удивительно, в связи с этим, возникновение метафорических камней. Последних много. Интересно собрать сведения о них для осмысления общественного развития. Интересны "камни общества", прежде всего философские. Алхимики долго искали "философский камень" и не нашли его [169.234; 181.7.16]. Мой отец закончил свои "Письма потомкам" словами: "Я знаю, что его, сказанное, не примет ум людской, ум ученый. Но я сижу на философских камнях и не могу не говорить" [51.289].
Многие исследователи, например Р. Маттеи, использовали образ метафорических камней при анализе перспектив общественной жизни. Его статья "Строительные камни социализма" [см. 181.3.474-488].
Использовали эту метафору и применительно к науке. "Это то же самое, как если бы, например, находка некоего камня давала мне, совершенно независимо от моей индивидуальности, владение всеми науками. Обладание деньгами ставит меня в отношении богатства (общественного) в совершенно то же положение, в какое меня поставило бы обладание философским камнем в отношении наук" [181.46.1.166-167].
Философы искали философский камень в качестве средства преобразования общества. Об одном таком факте в Германии писал Маркс и Энгельс. Философы обособили мысли и идеи в качестве самостоятельных сил, верили в чудодейственную силу "слова" как содержание философского камня, но не смогли найти ключа к нему [см.181.3.448-449].
Философскими камнями можно считать только чудодейственные камни - камни, которые творят чудо, непостижимое с точки зрения менталитета людей. Главным следует считать поиск философского камня, который сделал бы философию главным фактором выживания общества в третьем тысячелетии. Такой камень существует, им является теоретическая философия или философия в собственном смысле слова. Только созидание такой философии обеспечит ее реинтеграцию в общественную жизнь: "...В той мере, в какой мир становится философским, философия становится мирской..." [181.40.210].
"Краеугольные камни"
Краеугольные камни весьма важны при строительстве зданий. Их установке уделяют особое внимание, поскольку они определяют конфигурацию будущего строения. По аналогии со строительством Христос использовал это выражение образно ? "краеугольные камни". Последними называют то, что определяет будущее того или иного дела. Таких "камней" весьма много, и они могут быть в любом деле.
Краеугольным камнем современной цивилизации следует признать теоретическую философию. Главная проблема общества - как сделать философию действительным краеугольным камнем общественного прогресса. Только решение проблем, поставленных практически всеми философами прошлого, обеспечит цивилизацию третьего тысячелетия краеугольным камнем - философией.
"Пробный камень"
Решение философских проблем еще ничего не дает обществу, кроме того, что ведет к познанию "горя от ума". Остается один позитивный выход ? поискать пробные камни для доказательства истинности идеи.
Пробные камни были нужны как средство для определения пробы золота. При определенных делах использовали некоторые камни для того, чтобы определить природу тех или иных тел. Отсюда они вошли в жизнь общества как метафорическое явление - средство для определения сущности истины всего сущего. Метафорический пробный камень служит всего лишь средством для определения той или иной природы определенного явления. "Краеугольный камень" нуждается в "пробном камне" для доказательства истинности утверждений. "Пробный камень" истины [169.2.207] призван стать средством оценки краеугольного камня. Природа является пробным камнем для диалектики [181.20.22]. При разработке самоучителя диалектической логики такими пробными камнями были фундаментальная теория экономики, общие теории техники и денег.
Решение проблем фундаментальной теории экономики не может быть единовременным и легким делом. Наметив решение основных проблем фундаментальной экономики, приходится осознавать недостаточность и первого, и второго "камня" современного общества. При господствующей педагогике все останется втуне, не станет исходным для возрождения народа, не будет им воспринято. Приходится искать и иные "ключевые" камни.
"Камень преткновения"
Так называют то, что мешает. Библейская легенда - исходный миф данного камня. Метафорическим камнем преткновения общественного прогресса можно считать современные общественные науки, прежде всего философию, психологию, педагогику.
С древности известен лозунг "ПОЗНАЙ СЕБЯ". И пока психология не обеспечивает достижения этого. Давно назрела проблема сквозного обучения психологии в школе с тем, чтобы объяснить людям их собственную суть, как и суть иных людей. Фактически речь идет о системе психологических наук, которая должна быть поднята на уровень теории. Только в таком случае, возможно, определить стратегию воспитания людей, поскольку известна истина:


Психология ставит проблему перед педагогикой. Нужна новая педагогика, которая объяснит всю систему воспитания людей и лежащую в ее основе систему педагогических наук. И ее следует философствованием теоретизировать.
Никакие сумасшедшие, гениальные идеи не дойдут до народа, не вдохновят его на подвиг в общественной жизни до тех пор, пока господствует современная педагогика. Поэ-
П.Ж. Беранже (1780-1857)
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИДЕИ
Идея, проснись поскорей!
Господь тебя кличет! Живее!
В мозгу у каких королей
Иль пап ты дремала, Идея?
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!
Трибуна, вельможи ли ты
Творение, или находка?
О нет, ты - дитя нищеты,
Ты - дочь бедняка- самородка.
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!
"Опять? - закричал мещанин, -
Претензиям станем преградой!
Звать к бунту! Скажу не один:
Идей у нас больше, чем надо!"
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!
Ученый ворчит институт:
"Послушайте, как вас, девица!
Давать мы согласны приют
Лишь тем, кто от нас народится!"
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!
Философ воскликнул: "Брехня!
Какой доморощенный гений
Идею родил без меня,
Не зная моих сочинений?"
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!
Священник - тот речи повел:
"Страшитесь идеи, о чада!

Бог создал, а черт изобрел...
Идея - творение ада!"
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!
Идею украв, шарлатан
Заметил: "Реклама потребна.
Возьму я трубу, барабан, -
Пусть гимн раздается хвалебный!"
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!
В ответ ему слышится: "Ба!
Идея стара, без сомнения.
К чему барабан и труба?
Свои предпочтем измышления!"
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!
Бедняжку английский купец
Купил на одной распродаже,
Построил ей пышный дворец,
Признал ее дочерью даже....
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!
Во Францию едут они,
И золота с ними немало.
Чиновникам - много возни,
Захлопнули двери сначала.
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!
Хитер англичанин-делец,
И вот при дворе она все же...
А что ж настоящий отец?
Он умер на нищенском ложе.
Х о р б у р ж у а
Идея стучится сюда...
Запремте-ка дверь, господа!

тому надо расчистить "завалы" педагогики, убрать камни ее преткновения. Их много. Их, в частности, указал Беранже в следующем стихотворении (смотри предыдущую страницу).
Главный камень преткновения - филодоксия. Пока она господствует, наука не совершит качественного скачка, не обеспечит просветительства, интеллектуализации общества.
Эти препятствия общественному прогрессу не менее значительны по сравнению с теми, что стоят на пути философии и экономики.
Философия должна стать исходным каноном, органоном не только для разработки системы экономических наук, но и психологических, и педагогических наук. Соответственно и экономика: ее понимание не только зависит от решения проблем психологии и педагогики, но и является условием для выполнения ими этой функции.
Потребность в новой школе осознана давно. Многообразны ее совершенствования, но и имеет место одновременный рост недовольства ее состоянием. Все более осознается определяющий фактор ее возможного прогресса - педагогика. Но она оказывается каким-то камнем преткновения. Многообразные ее новации не снимают, а скорее, обостряют проблему. В чем причина и где она находится - внутри или вне педагогики? Настало время разработки общих теорий психологии и педагогики. Последние науки решают проблемы развития интеллекта и эрудиции, которые нужны для современной жизни. Конечно, и это не последний камень преткновения - нравственность (духовность, идейность) требуют также особого внимания.
"Камня на камне не оставить"
Осмысливая пагубную функцию филодоксии, хочется не оставить от нее камня на камне. Однако философия наставляет - все в мире имеет своих антиподов, противоречиво. Противоречия всегда существуют, что бы ни думали люди. Всегда будет и филодоксия, а поэтому не нужно усиливать ее постоянной критикой. И, может быть, даже радоваться тому, что она существует. Она - щука, боясь которую карась не дремлет. Надо остерегаться филодоксии для того, чтобы не потерять чувства истинности идей.
"Камень за пазухой"
Ранее не было возможности адекватно познать истину: исследователи были сыты, уверены в будущем своих потомков, а поэтому не "вкалывали" на пределе последних сил... Теперь им приходится работать "в стол" с надеждой разработать идею...
"Камень шемякина суда"
По сказке, бедняк его показывал судье, а тот думал, что ему дают взятку. На самом же деле, крестьянин говорил о том, что ему "нечего терять, кроме своих цепей", а поэтому, в крайнем случае, он вынужден будет запустить этим камнем в судью, чего бы это ему ни стоило.
"Булыжник" - средство самоубийства
"Боксерское восстание" начала ХХ века в Китае избрало своим символом "Кулак во имя справедливости и согласия". Оно было подавлено безжалостно и не кулаком. И сейчас порой люди уповают на кулачный бой.
Символом 1917 года был булыжник. В 1927 году И. Шадр изготовил скульптуру "Булыжник - оружие пролетариата". Конечно, булыжник - тоже камень. Борьба с терроризмом в третьем тысячелетии делает опасными любые булыжники, которые могут стать орудием борьбы с народом - какому-либо простаку (фанату) его вложат в руки, и он сделает вид, что угрожает обществу. А это и надо злу для того, чтобы "закрутить гайки" созданным порядком вменения интересов, ценообразования, капитализации интересов и т.п. Булыжник из оружия пролетариата стал средством борьбы с пролетариатом. Не только символом, но и настоящим орудием борьбы трудящихся может быть только разум, мудрость, интеллект, наука, идейность, которые объединяют людей в борьбе за осуществление своих интересов, прав в условиях истинной демократии.


"Камень веры"
"Камень веры" [Яворского, см. 61] - разум, рассудок, мышление, интеллект, наука вообще. "Камень веры" доброделателей состоит в том, что надо "жить своим умом". Возрождение общества начинается с каждого из нас - с развития наших способностей, прежде всего интеллекта. И сегодня это доступно всем желающим. Только полюбив науку, подняв свой интеллект, овладев теоретической наукой, можно выжить, обосновывая теоретически свою деятельность, труд, профессию.
"Камень гробовой"
Истинные исследователи оставляют в покое "камень гробовой" (П.Ж. Беранже: 1780-1857, "Последняя песня") предшественников и оппонентов, как бы они ни оценивали их мысли. Если высказанные мысли не соответствуют настрою читателей, и не интересуют их, то читателям не следует волноваться. Все мыслители игнорируют много мыслей других людей прошлого и современников. Что же касается филодоксов, то не следует предполагать их нравственности, и им не под силу сдвинуть с места "камень гробовой" философов.
"Время разбрасывать камни и
время их собирать" (Экклезиаст)
Если и есть возможность рассчитывать на чудо, то только ввиду эвристического могущества философии, решенных проблем экономики и т.п. Они помогли накопить некоторый опыт для решения проблем педагогики и выявить те из них, которые должны быть решены в первую очередь...
Если же будут такие жизнелюбы, трудоголики и т.п., какими были предшествующие исследователи, то им философское наследие пригодится в качестве положительного или отрицательного опыта жизни. Убежден в том, что идти надо в этом направлении.
Счастливого вам пути!



Литература
Данный список не отражает всех использованных источников. Цитирование некоторых мыслей Платона и Аристотеля зашифровано традиционно для этих произведений.
1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В двух тома. - М., 1994.
2. Антология мировой философии. В 4-х т. - М.: 1969.
3. Алексашин В.И. Мышление и кибернетика. - М.: Высшая школа, 1971.
4. Алексеев М.Н. Предмет и структура философии. - М., 1973.
5. Алексеев М.Н. Актуальные проблемы логической науки. - М, 1964.
6. Алексеев П.Н., Панин А.В. Философия. 3-е изд., - М., 2001.
7. Анализ системы научного знания. - Саратов, 1976.
8. Андреев И.Д. См. кн.: Очерки по диалектическому материализму. - М.: Наука, 1977.
9. Аникст А. Шекспир. - М.: Молодая Гвардия, 1964.
10. Антология мировой философии. - М., 1971.
11. Арлычев А. Н. Качественный аспект мира и его познание. - М.: Наука, 2001.
12. Аристотель. Соч. в 4-х т. - М.: Мысль, 1976.
13. Асмус В.Ф. Диалектический материализм и логика. - Киев, 1924.
14. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и духовность. - М., 1981.
15. Афанасьев В.Ж. Наука, техника, управление в социалистическом обществе // Политическое самообразование, 1973, №8.
16. Ахлибинский Б.В. Проблемы прогнозирования и управления научно-техническим прогрессом. - Л., 1974.
17. Бажанов В., Учайкин В. Теология - не для светских вузов. // Независимая газета,10.02. 2001.
18. Баженов Л.Б. Рецензия на книгу "А.Л. Никифоров. Природа философии. - М.: Идея. Пресс, 2001" // Вопросы философии 2002, №1.
19. Баград М.В. Общая классификация наук и ее связи с библиотечной классификацией. - Рига, 1967.
20. Бакунин М. Анархия и порядок. - М., 2000.
21. Бахтин И.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.
22. Баумейстер Х. Логика. - М., 1760
23. Баумейстер Х. Метафизика. - М., 1764.
24. Белинский В.Г. Изб. философ. соч. - М., 1948.
25. Беляев Е.И. Язык и познание. - Саратов, 1976.
26. Беляев Е.А., Кисилев Н.А., Перминов В.Я. Некоторые особенности развития математического знания. - М, 1975.
27. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М., 1991.
28. Бирюков Б.В. Кибернетика и методология науки. - М.: Наука, 1974.
29. Бирюков Б.В., Бирюкова Л.Г. Философско-логическое основание математики в культурологическом аспекте: исторические судьбы древних контроверз точного мышления // Вестник МГУ, серия 7 Философия, 2001, №5.
30. Бирюков Б.В., Геллер Е.С. Кибернетика в гуманитарных науках. - М.: Наука, 1973.
31. Блаженный Августин. О порядке. - Киев, 1914.
32. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973.
33. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. - М.: Знание, 1969.
34. Богданов А. Философия живого опыта. - М, 1920.
35. Бойков Н. Владыка мира. Политическая экономия III тысячелетия. - М., 2001.
36. Бонч-Бруевич В. Д. Воспоминание о Ленине. - М.: Наука, 1969.
37. Борисов В.Н. О специфике методологического анализа научного познания. // В кн.: "Методологические проблемы развития науки и культуры". - Куйбышев, 1976.
38. Борисов В.Н., Духанин В.Н. Формирование научного знания в социально-экономическом исследовании. - Саратов, 1974.
39. Булатов М.А. Деятельность и структура философского знания. - Киев, 1976.
40. Бэкон Ф. Соч. в двух томах. - М., 1971.
41. Вахтомин Н.К. Генезис научного знания. - М.: Наука, 1973.
42. Ващекин Н.П., Делокаров К.Х., Урсул А.Д. Образование и устойчивое развитие. - М., 2001.
43. Вашкевич И.Н. Абракадабры. - М., 1998.
44. Вернадский В.И. Труды по общей истории. - М., 1989.
45. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. Книга вторая. - М.: Наука, 1977.
46. Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. - М.: Политиздат, 1968.
47. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. Пер. с нем. - М.: Юрист, 1995.
48. Воейков М. "В ракурсе теории цивилизаций" (По поводу статьи В. Волконского) // Альтернативы, 2001, №4.
49. Войтов Г. К. Мир иной (воспоминания). - М., 1996.
50. Войтов Г. К. Мудрость и наука жизни (в письмах) - М 1997.
51. Войтов Г. К. Письма потомкам. - М., 2000.
52. Войтов А. Г. Самоучитель мышления. 2-е изд. - М.: Маркетинг, 2001.
53. Войтов А. Г. Философское основание теоретической науки. - М., 1999.
54. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. 6 изд. - М.: Маркетинг, 2002.
55. Войтов А. Г. Техника. Общая теория. 2-е изд. - М.: Маркетинг, 2001.
56. Войтов А. Г. Деньги: учебное пособие. - М.: "Дашков и К?", 2002.
57. Волков Г.Н. Путь гения. - М.: Детская литература, 1976.
58. Волков Г.Н. Сова Минервы. - М., 1985.
59. Волков А.Г. Философские исследования. - Таллинн. 1973.
60. Волконский В. Нужен новый идейный синтез // Альтернативы. 2002, №1.
61. Вольф Х. и философия в России. - СПб., 2001.
62. Вольф Х. Логика. - СПб., 1765.
63. Вопросы методологии и методики педагогических исследований. Материалы конференции. - Томск, 1974.
64. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976.
65. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - М.: Мысль, 1975.
66. Гегель. Философия истории. Соч. Т VIII. - М., 1935.
67. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - СПб.: Наука, 1999.
68. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. - СПб, 1994
69. Гельвеций К.А. Соч. в двух тома. - М.: Мысль, 1973.
70. Герасимов И.Г. Научное исследование. - М., 1972
71. Герцен А. И. Соч. в 2-х т. - М.: Мысль, 1986.
72. Гершанский В.Ф. Философские основания теории субатомных и субъядерных взаимодействий. - СПб., 2001.
73. Гильдебранд Б. Политическая экономия настоящего и будущего - СПб., 1860.
74. Глинский Б.А., Баксанский О.Е.. Методология науки: Когнитивный анализ. - М.: Альтекс, 2001.
75. Глядков В.А. Феномен марксистской философии. 2-е изд. - М., 2001.
76. Гордиенко А. Воспроизводство ума и прогресс общества. Воронеж- Москва, 2000.
77. Гоббс Т. Соч. в 2-х т. - М. : Мысль, 1986.
78. Гражданников Е.Д. Метод построения системной классификации наук. - Новосибирск, 1987.
79. Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Теория и ее объект. - М.: Наука, 1973.
80. Губин В.Б. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. - М., 1998.
81. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. - М.. 1999.
82. Гусев Д.А. Философия. - М., 2000.
83. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос. - М., 1911, книга 1.
84. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. - М., 1957.
85. Данилов Н.А.. Краха науки не будет. Якутск, 2001
86. Данте А. Божественная комедия. - Минск, 1987.
87. Декарт Р. Соч. в двух томах. - М.: Мысль, 1989.
88. Джахая Л.Г. К вопросу о диалектической логике. // Философские науки, 1990, №12.
89. Диалектика и современное естествознание. - М.: Наука, 1970.
90. Диалектика и логика научного познания. - М.: Наука, 1966.
91. Диалектика научного познания. Очерк диалектической логики. - М.: Наука, 1978.
92. Диалектика и научное познание. Уч. записки. Т.122, - Ташкент, 1974.
93. Дицген И. Завоевание философии и письма о логике. - С.П, 1906.
94. Дмитриенко В.А. Вопросы общей теории науки. - Томск, 1974.
95. Добров Г. Науковедение и экономика науки // Вопросы экономики, 1974, №2.
96. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия, мифология в зеркале рефлексии. - М., 1993.
97. Емельянов Б.В., Любутин К.Н. Введение в историю философии. - Нижневартовск, 1994.
98. Ерофеев Н.А. Что такое история. - М.: Наука, 1976.
99. Ефремов И. Соч. в 3 т. - М.: Молодая Гвардия, 1975.
100. Жаров А.М., Мещерякова И.А. Материя и сознание. - Л., 1973.
101. Жизнь животных. В 6 т. - М.: Просвещение, 1968
102. Жизнь науки. Антология. - М., 1973
103. Зимянин М.В. В кн. "ХХV съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук". - М., 1977.
104. Зиновьев А. Коммунизм как реальность. - М., 1994.
105. Иванченко В. Парадокс Сократа // Компьютерра, 2001, №46.
106. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. - М., 1974.
107. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - М., 1968.
108. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.
109. Ильин В. Бегущие по волнам. - М.: Знание, 1975.

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign