LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 50
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

живут Дхиани-Бодхисаттвы, предвечные лучи всемирного Бодхи; а
Нирманакаи (множественное число), прекратив свои жизни
"практических Бодхи", - в "озаренных" формах, или формах Будд,
добровольно остаются в Камадхату (мире желаний), либо в
объективных формах на земле, либо в субъективных состояниях в ее
сфере (второй Буддакшетре). Это они делают для того, чтобы
наблюдать, охранять и помогать человечеству. Таким образом,
имеется ввиду не один Будда, также и не отдельный аватар
коллективных Дхиани Будд, но, поистине, Ади-Бодхи - первый Логос,
предвечный луч которого есть Махабуддхи, Всемирная Душа, Алайа, -
пламя которого вездесуще и влияние которого в каждой из этих трех
форм существования распространяется на свою особую сферу, ибо,
еще раз повторим, это есть само Вселенское Бытие, или отражение
Абсолюта. Поэтому, если философичным является говорить о Бодхи,
который "как Дхиани Будда правит в сфере духовной" (четвертой
Буддакшетре, или области Будды); и о Дхиани Бодхисаттвах,
"правящих в третьей Буддакшетре", или сфере мыслеосновы; и даже о
Мануши Буддах, которые как Нирманакаи пребывают во второй
Буддакшетре, - то относить "идею о единстве в троице" к трем
личностям - в высшей степени нефилософично.


ТРИШНА (Санскр.) Четвертая Нидана; духовная любовь.


ТРИШУЛА (Санскр.) Трезубец Шивы.


ТРИСУПАРНА (Санскр.) Определенная часть "Веды", после изучения
которой брамин также называется Трисупарна.


ТРИТЕМИЙ Аббат испанских бенедиктинцев, исключительно ученый
каббалист и адепт Тайных Наук, друг и наставник Корнелия Агриппы.


ТРИТОН (Греч.) Сын Посейдона и Амфитриты, тело которого от
поясницы и выше было человеческим, а внизу - телом дельфина. В
эзотерическом толковании Тритон принадлежит к группе символов рыб
- таких как Оанн (Дагон), Матсья, или Рыба-аватар, и Pisces, как
принято в христианском символизме. Дельфин есть созвездие,
которое греки называют Козерогом, и последний является индийским
Макарой. Следовательно, он имеет анаграмматическое значение, и
его толкование является полностью оккультным и мистическим, и
известно лишь продвинутым изучающим Эзотерическую Философию.
Достаточно сказать, что оно является столь же физиологическим,
сколь духовным и мистическим. (См. "Тайная Доктрина", II, с.
724-729.)


ТРИВИДХА ДВАРА (Санскр.) Букв., "трое врат", которые суть тело,
рот и ум; или чистота тела, чистота речи, чистота мысли - три
добродетели, необходимые для того, чтобы стать Буддой.

ТРИВИДИА (Санскр.) Букв., "три знания" или "науки". Это - три
основные аксиомы в мистицизме: - а) непостоянство всего
существования или Анитья; б) страдание или мучение всего, что
живет и существует, или Дукха; и в) все физическое, объективное
существование столь же мимолетно и нереально, как мыльный пузырь
во сне, или Анатма.


ТРИВИКРАМА (Санскр.) Эпитет Вишну, употребляемый в "Риг-Веде" в
связи с "тремя шагами Вишну". Первый шаг он сделал на земле, в
форме Агни; второй в атмосфере, в форме Вайю, бога воздуха; и
третий на небе, в образе Сурьи, солнца.


ТРИЯНА (Санскр.) "Три проводника" через Сансару - океан рождений,
смертей и перевоплощений - суть проводники, называемые Шравака,
Пратьека Будда и Бодхисаттва, или три степени состояния Йога.
Термин Трияна используется также для обозначения трех школ
мистицизма - Махаяны, Мадхьимаяны и Хинаяны; из которых первая
есть "Большая", вторая - "Средняя" и последняя - "Малая"
Колесница. Все другие системы между Большой и Малой Колесницами
считаются "бесполезными". Поэтому Пратьека Будда соотнесен с
Мадхьимаяной. Ибо, как поясняется, "это (состояние Пратьека
Будды) относится к тому, кто живет только для себя и очень мало
для других, занимая середину колесницы, заполняя ее всю и не
оставляя места для других". Таков эгоистичный кандидат на Нирвану.


ЦАНАГИ-ЦАНАМИ (Яп.) Разновидность творящего бога в Японии.


ЦЗЯНЬ-СИН (Кит.) "Небеса Разума", Вселенская Мыслеоснова и Махат,
когда прилагается к плану дифференциации; "Тянь-Син" (см.), когда
относится к Абсолюту.


ЦЗЯНЬ-ЧАН (Кит.) Вселенная формы и материи.


ЦЗИ-ЦЗАЙ (Кит.) "Само-Сущий" или "Неведомая Тьма", корень Вулян
Шеу, "Беспредельного Века"; все они - каббалистические термины,
употреблявшиеся в Китае за века до того, как были приняты
еврейскими каббалистами, которые заимствовали их из Халдеи и
Египта.


ТУВАЛ КАИН (Евр.) Библейский Кабир, "наставник каждого мастера по
меди и железу", Сын Циллы и Ламеха; тождественен греческому
Гефесту или Вулкану. Его брат Иубал, сын Ады и единоутробный брат
Иабала (первый из них - отец "играющих на гуслях и свирели", а
другой - отец "имеющих скот"), также являются Кабирами: ибо,
согласно Страбону, именно Кабири (или Циклопы в одном смысле)
изготовили гусли для Кроноса и трезубец для Посейдона, в то время
как некоторые другие их братья были наставниками в земледелии.
Тувал Каин (или Тхувал-Каин) есть слово, употребляемое в степени
Мастера-Масона в ритуале и церемониях Франкмасонов.


ТУЛИЯ (Лат.) Дочь Цицерона, в гробнице которой, как заявляли
некоторые алхимики, был найден постоянно горевший светильник,
поставленный там более чем за тысячу лет до этого.


ТУМ или Toom. "Братья Тум", очень древняя школа Посвящения в
Северной Индии во времена преследований буддистов. "Тум Б'хай"
стала ныне "Аум Б'хай", и хотя теперь пишется иначе, обе школы
слились в одну. Первая состояла из кшатриев, вторая из браминов.
Слово "Тум" имеет двоякое значение - тьма (абсолютная тьма),
которая как абсолют выше самого высокого и чистого света, и
значение, основанное на мистическом приветствии среди
Посвященных, "Ты есть ты, ты сам", что является эквивалентом "Ты
един с Бесконечным и Всем".


ТУРИЯ (Санскр.) Состояние глубочайшего транса - четвертое
состояние Тарака Раджа Йоги, то, которое соответствует Атме, на
этой земле - сну без сновидений, - причинное состояние.


ТУРИЯ АВАСТХА (Санскр.) Почти Нирваническое состояние в Самадхи,
которое само по себе есть блаженное состояние созерцательной Йоги
за пределами этого плана. Это - состояние высшей Триады,
совершенно отличающееся (хотя все еще неотделимо) от состояний
Тжаграт (бодрствования), Свапна (сновидения) и Сушупти (сна).


ТУШИТА (Санскр.) Класс богов, обладающих высокой чистотой, в
индусском Пантеоне. В экзотерическом или народном Северном
Буддизме это есть Дэва-лока, небесная область на материальном
плане, где вновь рождаются все Бодхисаттвы, прежде чем снизойти
на эту землю как будущие Будды.


ТИНДАРЕЙ (Греч.) Царь Спарты, по преданию супруг Леды, матери
Кастора и Поллукса и Троянской Елены.


ТИФЕЙ (Греч.) Знаменитый великан, имевший сотню голов, подобных
головам змей или драконов, и который был предполагаемым отцом
Ветров, как Шива был отцом Марутов - также "ветров". Он начал
войну против богов, и тождественен египетскому Тифону.


ТИФОН (Егип.) Аспект или тень Озириса. Тифон не является, как
утверждает Плутарх, отдельным "Принципом Зла" или Сатаной евреев;
но, скорее, низшими космическими "принципами" божественного тела
Озириса, бога в них - так что Озирис является персонифицированной
Вселенной в виде мыслеосновы, а Тифон - той же самой вселенной в
ее материальном проявлении. Эти два в одном суть Вишну-Шива.
Истинный смысл этого египетского мифа таков, что Тифон есть
земная и материальная оболочка Озириса, который есть пребывающий
в ней дух. В гл. 42 "Ритуала" ("Книги Мертвых") Тифон описан как
"Сет, прежде называвшийся Тотом". Востоковеды совершенно
запутались, обнаружив, что в одних папирусах к Тифону-Сету
обращаются как к "великому и доброму богу", а в других - как к
воплощению зла. Но разве Шива, один из индусской Тримурти, не
описан в одних местах как "лучший и щедрейший из богов", а в
других - как "темный, черный, разрушающий, ужасный" и "свирепый
бог"? Разве Локи, скандинавский Тифон, в ранние времена
представленный как благотворное существо, бог огня,
главенствующий гений мирного семейного очага, вдруг не теряет эти
звания и не становится затем силою зла, Сатаною холодного ада и
демоном самой худшей породы? Для такого неизменного превращения
существует основательная причина. До тех пор, пока эти
двойственные боги, символы добра и неизбежного зла, света и тьмы,
держатся тесно вместе, т.е. олицетворяют комбинацию
дифференцированных человеческих качеств, или элементов, которые
они представляют - до тех пор они просто суть воплощение среднего
личного бога. Все же как только они разделены на два существа,
каждое со своими двумя отличительными чертами, они становятся
соответственно двумя противоположными полюсами добра и зла, света
и тьмы; они, короче говоря, становятся двумя независимыми и
отдельными существами или, вернее, личностями. Лишь благодаря
софистике Церквям удалось по сей день сохранить в умах некоторых
еврейское божество в его первоначальной целостности. Если бы они
были последовательными, они бы отделили Христа от Иеговы, свет и
добро от тьмы и зла. Именно это случилось с Озирисом-Тифоном; но
ни один востоковед не понял этого, и, таким образом, их
недоумения разрастаются. Если принять Тифона - как это делают
оккультисты - за составную часть Озириса, точно так же, как
Ахриман неотделим от Ахура Мазды, а Змий Книги Бытия, темный
аспект Элохима, сливается с нашим "Господом Богом" - то все
трудности в его природе исчезают. Тифон - более позднее имя Сета,
позднее, но, поистине, столь же древнее, как четвертая Династия;
ибо в "Ритуале" читаем: "О, Тифон-Сет! Я призываю тебя, ужасного,
невидимого, всемогущего бога богов, тебя, который разрушает и
воздает по заслугам". Тифон, несомненно, принадлежит к той же
категории символов, что и Шива Разрушитель, и Сатурн - "темный
бог". В "Книге Мертвых" Сет, в своей битве с Тотом (мудростью) -
который есть его духовный двойник - обессиливается так же, как и
Сатурн-Кронос и Уран до него. Как Шива тесно связан с быком Нанди
- аспектом Брамы-Вишну, творящей и сохраняющей сил, так Сет-Тифон
связан с быком Апис, и оба быка посвящены и связаны с их
соответствующими божествами. Как Тифону первоначально поклонялись
как вертикальному камню, фаллосу, так и Шиву по сей день
изображают и поклоняются ему в виде лингама. Шива -это Сатурн.
Действительно, похоже, что Сет-Тифон послужил прообразом более
чем одного бога позднейшего ритуального цикла, включая даже бога
евреев, так как некоторые из его ритуальных предписаний целиком
перешли в свод законов и в канон религиозных обрядов "избранного
народа". Кто из поклоняющихся Библии знает о происхождении козла
отпущения (эз или аза), посланного в пустыню в качестве
искупления? Знают ли они, что за столетия до исхода Моисея козел
был посвящен Тифону, и что над головою этого Тифонова козла
египтяне исповедовали свои грехи, после чего это животное
посылалось в пустыню? "И Аарон возьмет козла отпущения
(Азазеля)... и возложит руки свои на голову живого козла, и
исповедует над ним все прегрешения детей Израиля... и отошлет
его... в пустыню" ("Левит", XVI). И как козел египтян служил
искуплением у Тифона, так и козел Израильтян "служил искуплением
перед Господом" (Ibid., V, 10). Так, если только вспомнить, что
каждый антропоморфический творящий бог был у древних философов
"Жизнедателем" и "распределителем Смерти" - Озирис и Тифон, Ахура
Мазда и Ахриман, и т.д., и т.д. - то легко будет понять
утверждение оккультистов, что Тифон был просто символом низшей
четверки, постоянно воюющих и буйных принципов дифференцированной
хаотичной материи, как во Вселенной, так и в Человеке, тогда как
Озирис символизировал высшую духовную триаду. Тифон в "Ритуале"
обвиняется в том, что "крадет рассудок у души". Поэтому он
изображен борющимся с Озирисом и разрубающим его на четырнадцать
(дважды семь) частей, после чего, оставшийся без уравновешивающей
силы добра и света, он остается погруженным во зло и тьму. Таким
образом легенда, рассказанная Плутархом, становится понятной как
аллегория. Он говорит, что потерпев поражение в битве с Гором,
Тифон "убегал в течение семи дней на осле, и, убегая, породил
мальчиков Иеросолумоса и Иудэса". Теперь, так как Тифону позднее
поклонялись в образе осла, и так как название осла есть АО, или
(фонетически) ИАО, гласные, имитирующие крик этого животного, то
становится ясным, что Тифон был преднамеренно слит с именем
еврейского Бога, как это достаточно ясно показывают два имени -
Иудея и Иерусалим - порожденные Тифоном


ТВАШТРИ (Санскр.) То же, что Вишвакарман, "божественный
художник", плотник и оружейник богов. (См. "Вишвакарман".)


ЦАЙЛА (Евр.) Ребро; см. "Бытие", миф о сотворении первой женщины
из ребра Адама, первого человека. Забавно, что этот процесс
"ребра" не описан ни в каком другом мифе, за исключением
еврейской Библии. Другие схожие еврейские слова суть "Цела",
"падение", и Целем, "образ Бога". Инман замечает, что древние
евреи очень любили каламбурные выражения, и одно из них видит в
следующем - Адам пал из-за женщины, которую Бог создал по его
образу, от впадины в боку человека. (у.у.у.)


ЦЕЛЕМ (Евр.) Образ, тень. Тень физического тела человека, также
астральное тело - Линга-Шарира. (См. "Цул-ма".)


ЦИМ-ЦУМ (Кабб.) Расширение и сокращение или, как объясняют это
некоторые каббалисты, - "центробежная и центростремительная сила".


ЦИРУФ (Евр.) Система сочетаний и перестановок еврейских букв,
предназначенная для установления аналогий и сохранения секретов.
Например, в форме, называемой Атбаш, взаимозаменителями были А и
Т, Б и Ш, Г и Р, и т.д. (у.у.у.)


ЦУЛ-МА (Кабб.) Букв., "тень". В "Зохаре" говорится (I, 218a, I,
fol. 117a, col. 466), что во время семи последних ночей жизни
человека, Нэшама, его дух, оставляет его, и его тень, цул-ма,
больше не действует, его тело больше не отбрасывает тени; и когда
цул-ма совершенно исчезает, тогда Руах и Нэфеш - душа и жизнь -
уходят с ней. Часто указывалось, что в каббалистической философии
было лишь три, а с Телом, Гуфф, четыре "принципа". Можно легко
доказать, что существует семь, и еще несколько подразделений, ибо
существует "высший" и "низший" Нэшама (двойственный Манас); Руах,
Дух или Буддхи; Нэфеш (Кама), которая "не имеет света от своей
собственной субстанции", но связана с Гуфф, Телом; Целем,
"Призрак Образа"; Д'юкна, Тень Призрачного Образа, или Майави
Рупа. Затем следуют Цурат, Прототипы и Таб-нут, Форма; и,
наконец, Цура, "высший Принцип" (Атман), который остается
наверху", и т.д., и т.д. (См. Мейер, "Каббала", с. 400 и далее.)


ЦУФОН (Евр.) Имя Борея, Северного Ветра, которого некоторые из
древних израильтян обожествляли и которому поклонялись.


ЦУРА (Евр.) Божественный прототип в Каббале. В Оккультизме он
включает Атма-Будхи-Манас, Высшую Триаду; вечный божественный
Человек. Множественное число - цурат.


ЦУРЕ (Евр.) Почти то же, что и предыдущее: прототип "Образа"
целем; каббалистический термин, употребляемый по отношению к так
называемому сотворению божественного и человеческого Адама,
который в Каббале представлен четырьмя типами, соответствующими
коренным расам людей. Еврейские оккультисты не знали никакого
Адама и, отказываясь признать в первой человеческой расе
Человечество с его Адамом, говорили лишь о "предвечных искрах".



У.


У. (U). Двадцать первая буква латинского алфавита, не имеющая
эквивалента в еврейском языке. Однако, как число оно считалось
очень мистическим, как пифагорейцами, так и каббалистами, ибо это
является результатом 3 x 7. Последние считали ее самым священным
из всех нечетных чисел, так как 21 есть сумма числового значения
Божественного Имени aeie, или eiea, или aheiha - так (читается
справа налево aheihe):

he i he a

5 + 10 + 5 + 1 = 21

В Алхимии это символизирует двадцать один день, необходимый для
превращения менее благородных металлов в серебро.


УАСАР (Егип.) То же, что Озирис, только последнее имя -
греческое. Уасар описан как "Яйце-рожденный", подобно Браме. "Он
есть вышедший из яйца Эрос Аристофана, творческая энергия
которого вызывает все вещи к бытию; демиург, который создал и
оживляет мир, существо - типа олицетворенного Амена, невидимого
бога, - подобно как Дионис является связующим звеном между
человечеством и Зевсом Гипсистом" (Браун, "The great Dionysiak
Myth). Изида называется Уаси, так как она есть Шакти Озириса, его
женский аспект; оба они символизируют творящие, наделяющие
энергией, оживляющие силы природы в ее аспекте мужского и
женского божества.


УЧЧАЙХ-ШРАВАС (Санскр.) Образцовый конь; одна из четырнадцати
драгоценностей или сокровищ, созданных при Пахтании Океана
богами. Белый конь Индры, называемый Раджой коней.


УЧНИЧА, также Буддочнича (Санскр.) Объясняется как "выступ на
черепе Будды, образующий хохолок". Это забавное описание дано
востоковедами, и расходится с другим, согласно которому Учнича
первоначально была "коническим или подобным языку пламени
хохолком на венце Будды, в позднейших веках представленным как
толстый нарост на самом черепе". Это надлежит читать совсем
наоборот; ибо эзотерическая философия сказала бы: - Первоначально
глазное яблоко с третьим глазом в нем, который позднее в
человеческой расе выродился в толстый нарост, чтобы постепенно
исчезнуть, оставив на своем месте лишь редко появляющуюся ауру
цвета пламени, воспринимаемую только посредством ясновидения, и
когда избыток духовной энергии заставляет (ныне скрытый) "третий
глаз" излучать свою избыточную магнетическую силу. В данный
период нашего расового развития, конечно, лишь одни "Будды" или
Посвященные в полной мере пользуются даром "третьего глаза", так
как у всех других он более или менее атрофирован.


УДАНА (Санскр.) Случайные речи; также Сутры. В философии этот
термин относится к физическим органам речи, таким как язык, рот,
голос, и т.д. В священной литературе в целом, это есть название
тех Сутр, в которых содержатся случайные проповеди, в
противоположность тем Сутрам, которые содержат лишь тот предмет,
который предпосылается вопросами, заданными Готаме Будде, и его
ответами.


УДАЯНА (Санскр.) Современный Пешавар. "Классическая страна
колдовства", согласно Сюан Цзану.


УДАЯНА РАДЖА (Санскр.) Царь Косамби, прозванный Ватсараджей;
первый, кто велел изваять статую Будды еще до его смерти;
вследствие чего, заявляют римские католики, которые на каждом
углу воздвигают статуи Мадонн и Святых - он "стал родоначальником
буддийского идолопоклонства".


УДРА РАМАПУТРА (Санскр.) Удра, сын Рамы. Брамин-аскет, который в
течении нескольких лет был Гуру Готамы Будды.


УДУМБАРА (Санскр.) Лотос гигантских размеров, посвященный Будде:
Нила Удумбара, или "голубой лотос", рассматривается как
сверхъестественный знак каждый раз, когда он распускается, ибо
расцветает он лишь раз в три тысячи лет. Говорят, что один такой
цветок раскрылся перед рождением Готамы; другой, вблизи озера у
подножия Гималаев, в четырнадцатом столетии, как раз перед
рождением Цонг-к'а-па, и т.д., и т.д. То же сказано и о дереве
Удумбара (ficus glomerata), так как оно цветет с промежутками во
много столетий, как и некоторая разновидность кактусов, цветущих
лишь на очень больших высотах и раскрывающихся в полночь.

<< Пред. стр.

страница 50
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign