LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

АПОКРИФ (Греч.) Очень ошибочно толкуется, и понимается как
сомнительный или поддельный. Это слово означает просто тайный,
эзотерический, сокрытый.


АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ Из всех древних изваяний Аполлона, сына
Юпитера и Латоны, называемого Фебом, Гелиосом, лучезарным и
Солнцем, самое лучшее и совершенное то, которое известно под этим
названием и находится в Бельведерской галерее Ватикана в Риме. Он
назван Пифонским Аполлоном, так как этот бог изображен здесь в
момент своей победы над змием Пифоном. Эту статую нашли в руинах
Антиума в 1503 году.


АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ (Греч.) Замечательный философ, родившийся в
Каппадонии приблизительно в начале первого столетия; ревностный
пифагореец, изучивший финикийские науки под руководством
Евтидема; и Пифагорейскую философию и другие учения - у Евксена
из Гераклеи. Согласно принципам этой школы, он оставался
вегетарианцем всю свою долгую жизнь, питался лишь фруктами и
ратениями, не пил вина, носил одеяния исключительно из волокон
растений, ходил босым и позволял бороде и волосам расти
беспрепятственно - как все Посвященные до и после него. Он был
посвящен жрецами храма Эскулапа (Асклепия) в Эгее, и научился
многим из "чудес" в исцелении больных, совершаемых богом
медицины. Подготовив себя к более высокому посвящению пятилетним
молчанием и скитаниями, посетив Антиохию, Эфасс, Памфилию и
другие места, он через Вавилон отправился в Индию; и все его
близкие ученики бросили его, так как боялись идти в "страну чар".
Однако случайный ученик Дамис, которого он встретил в пути,
сопровождал его в путешествиях. В Вавилоне он был посвящен
халдеями и Магами - согласно Дамису, рассказ которого спустя сто
лет переписал некий Филострат. По возвращении из Индии, он
показал себя истинным Посвященным, в то, что эпидемии и
землетрясения, смерти правителей и другие события, им
предсказанные, полностью сбывались. На Лесбосе жрецы Орфея,
позавидовав ему, отказались посвятить его в свои особые мистерии,
хотя они сделали это несколько лет спустя. Он проповедовал
афинянам и жителям других городов чистейшую и благороднейшую
этику, и феномены, им совершенные, были столь же чудесны, сколь и
многочисленны и хорошо засвидетельствованы. "Как это понять",
спрашивает с тревогой Юстин Мученик, "как это понять, что
талисманы (telesmata) Аполлония имеют силу, ибо они предохраняют,
как мы видим, от ярости волн, злобы ветра и нападения диких
зверей; и, в то время, как чудеса нашего Господа сохраняются лишь
в преданиях, чудеса Аполлония очень многочисленны и действительно
проявлены в теперешних делах?.." ("Quecst.", XXIV). Но ответ на
это легко найти в том факте, что после перехода Гиндукуша
Аполлоний был направлен одним правителем в обитель Мудрецов, -
быть может, остающихся там и по сей день, - которые обучили его
непревзойденному знанию. Его диалоги с коринфянином Менипсом
поистине дают нам эзотерический катехизис и раскрывают (если
поняты) многие важные тайны природы. Аполлоний был другом,
корреспондентом и гостем царей и цариц, и ничьи чудесные или
"магические" силы не засвидетельствованы лучше, чем его. В конце
своей долгой и удивительной жизни он открыл эзотерическую школу в
Эфессе и скончался достигнув почти столетнего возраста.


АПОРРЕТА (Греч.) Тайные указания по эзотерическим вопросам,
дававшиеся во время египетских и греческих Мистерий.


АПСАРА (Санскр.) Ундина или Водяная Нимфа, из Рая, или Небес, и
Индры. Апсары в народном веровании являются "супругами богов" и
именуются Суранганами, и менее почетным термином -
Сумат-атмаджами, или "дочерями услаждения"; ибо рассказывается,
что когда они появились при пахтании Океана, ни Боги (Суры), ни
Демоны (Асуры) не хотели брать их в законные жены. Урваси и
некоторые другие из них упомянуты в Ведах. В Оккультизме они суть
определенные "снотворные" водяные растения, и низшие силы природы.


АР-АБУ НАСР-АЛ-ФАРАБИ, по-латински назван Альфарабием, перс и
величайший аристотелевский философ своей эпохи. Родился в 950
году н.э. и, как сообщают, был убит в 1047 году. Он был
герметическим философом и обладал способностью гипнотизирования
посредством музыки, заставляя тех, кто слушал его игру на лютне,
смеяться, плакать, плясать и делать то, что ему было угодно.
Некоторые из его трудов по Герметической философии можно найти в
Лейденской библиотеке.


АРАХАТ (Санскр.) Произносится и пишется также Архат, Архан, Рахат
и т.д., "достойный", букв., "заслуживающий божественных
почестей". Это было имя, даваемое вначале джайнским, а
впоследствии буддийским святым, посвященным в эзотерические
тайны. Архат есть тот, кто вступил на лучшую и высочайшую тропу
и, поэтому, освобожден от повторных рождений.


АРАНИ (Санскр.) "Женская Арани" есть имя ведийской Адити
(эзотерически - утроба мира). Арани есть Свастика, дискообразная
деревянная дощечка, в которой брамины добывают огонь трением ее
прамантхой - тростинкой, символом мужского породителя.
Мистическая церемония с множеством скрытых значений и очень
священная, которую материализм нашей эпохи извратил до
фаллического значения.


АРАНЬЯКА (Санскр.) Святые отшельники, мудрецы, жившие в древней
Индии в лесах. Также часть Вед, содержащая Упанишады, и т.д.


АРАРИТА (Евр.) Весьма известное каббалистическое чудо-слово,
состоящее из семи букв; числовое значение его 813; буквы его
собраны Нотариконом из предложения "один принцип его единства,
одно начало его индивидуальности, изменение его есть единство".
(у.у.у.)


АРАСА МАРАМ (Санскр.) Индусское священное древо знания. В
оккультной философии - мистическое слово.


АРБА-ИЛ (Халд.) Четверо Великих Богов. "Арба" есть арамейское
слово четыре, а "ил" означает то же, что Ал или Эл. Три мужских
божества и одно женское - которое, хотя и дева, все же порождает
- образуют широко распространенный идеал Божества. (у.у.у.)


АРХАНГЕЛ (Греч.) Верховный, наивысший ангел. От греческого слова
arch, "главный" или "изначальный", и angelos, "вестник".


АРХЕЙ (Греч.) "Старец". Относится к старейшему проявленному
божеству; термин, используемый в "Каббале"; "архаический",
старый, древний.


АРХОБИОЗИС (Греч.) Первобытное начало жизни.


ПРОТОТИПНАЯ ВСЕЛЕННАЯ (Кабб.) Идеальная вселенная, по образу
которой был построен объективный мир. (у.у.у.)


АРХОНЫ (Греч.) В мирском и библейском языке - "властители" и
принципы; в Оккультизме - предвечные планетные духи.


АРХОНТЫ (Греч.) Архангелы после того как стали Феруэрами (см.)
или собственными тенями, имеющие миссию на земле; мистическая
вездесущность, заключающая в себе двойную жизнь; вид
гипостатического действия: одного - чистоты, в более высокой
сфере, другого - земного, совершаемого на нашем плане. (См.
Ямблих, "De Mysteriis", II, 3.)


АРДАТ (Евр.) Это слово встречается во Второй Книге Ездры, IХ, 26.
Это название дано одному современному "оккультному роману", где
большой интерес вызывает посещение героем книги области так
называемой Святой Земли, которой приписываются магические
свойства. В Книге Ездры пророк посылается на это поле, называемое
Ардат, "где нет ни одного дома" и позванные "едят лишь полевые
цветы, не вкушают мяса, не пьют вина и непрестанно молятся
высшему, и тогда я приду и буду говорить с тобой". (у.у.у.)


АРДХА-НАРИ (Санскр.) Букв., "полу-женщина". Шива, изображенный
как Андрогин, наполовину мужчина, наполовину женщина, - вид
соединенных мужской и женской энергий. (См. оккультную диаграмму
в "Раз. Изиде", II.)


АРДХАНАРИШВАРА (Санскр.) Букв., "двуполый владыка". Эзотерически
- неполяризованные формы космической энергии, символизированной
каббалистической Сефирой, Адам Кадмоном и т.д.


АРЕС Греческое название Марса, бога войны; также термин,
употребленный Парацельсом, дифференцированная Сила в Космосе.


АРГХА (Халд.) Ковчег, чрево Природы; полумесяц и жизнь-спасающий
корабль; также чаша пожертвований, сосуд, используемый в
религиозных церемониях.


АРГХЬЯНАТХ (Санскр.) Букв., "владыка возлияний".


АРИАН Последователь Ария, пресвитера Церкви в Александрии в
четвертом столетии. Тот, кто считает, что Христос есть
сотворенное и человеческое существо, стоящее ниже Бога Отца, хотя
и великий и благородный человек, истинный адепт, сведущий во всех
божественных тайнах.


АРИСТОБУЛ (Греч.) Александрийский писатель и малоизвестный
философ, Еврей, старавшийся доказать, что Аристотель разъяснял
эзотерические мысли Моисея.


АРИТМОМАНТИЯ (Греч.) Наука о соответствиях между богами, людьми и
числами, как это преподавалось Пифагором. (у.у.у.)


АРДЖУНА (Санскр.) Букв., "белый". Третий из пяти Братьев Панду
или предполагаемых Сыновей Индры (эзотерически то же, что Орфей).
Ученик Кришны, посетивший его и женившийся на Су-бхадре, его
сестре, помимо многих других жен - согласно аллегории. Во время
братоубийственной войны между Куравами и Пандавами Кришна учил
его высшей философии, служа его возничим. (См. "Бхагавад Гита".)


КОВЧЕГ ИЗИДЫ Во время великой египетской ежегодной церемонии,
совершаемой в месяце Атир, жрецы в процессии несли ладью Изиды, и
елись коллирийские лепешки или булочки, на которых был знак
креста (Тат). Это было поминанием плача Изиды из-за потери
Озириса; празднество Атира было очень впечатляющим. "Платон
отзывается о мелодиях этого празднества, как об очень древних",
пишет м-р Бонвик ("Eg. Belief and Mod. Thought"). "Miserere в
Риме, говорят, напоминает это по своему меланхолическому ритму и
заимствована из этого празднества. Плачущие девы под покрывалами
следовали за ковчегом. Норны или девы под покрывалами, так же
плакали из-за потери бога наших саксонских предков, злосчастного,
но доброго Балдура".


КОВЧЕГ ЗАВЕТА Каждый ковчег-святыня, будь то у египтян, индусов,
халдеев или у мексиканцев, был фаллической святыней - символом
йони или чрева природы. Секет египтян, ковчег или священный ящик,
стоял на ара - его пьедестале. Ковчег Озириса, со священными
реликвиями этого бога, был "таких же размеров, как еврейский
ковчег", говорит С.Шарп, египтолог; его несли жрецы на шестах,
просунутых через его кольца, в священной процессии, - как и
ковчег, вокруг которого танцевал Давид, Царь Израиля.
Мексиканские боги также имели свои ковчеги. У Дианы, Цереры и
других богинь, также как у богов, были свои. В каждом случае
ковчег был ладьей - перевозочным средством. "Фивы имели священный
ковчег длиной в 300 локтей", и сказано, что слово Фивы означает
по-еврейски ковчег", что есть ничто другое, как естественное
признание места, которому избранный народ обязан своим ковчегом.
Кроме того, как пишет Бауэр, "Моисей не первый использовал
Херувима". Крылатая Изида была херувимом или Ариэхом в Египте за
века до появления там Авраама или Сары. "Часто указывалось на
внешнее сходство некоторых египетских ковчегов, увенчанных двумя
крылатыми человеческими фигурами, с ковчегом завета." (Bible
Educator".) И не только "внешнее", но и внутреннее "сходство" и
тождественность теперь общеизвестны. Ковчеги, как завета, так и
подлинного, прямого языческого символизма, имели и теперь имеют
одно и то же значение. То же произошло и с "Урим" и "Туммин"
(см.). В Египте, как доказано многими египтологами, эти двое были
символами Двух Истин. "Обе фигуры - Ре и Тмей - египетский
Верховный Жрец носил на нагрудной пластине. Тме, во множественном
числе тмин, означало по-еврейски истина. Уилкинсон говорит, что
фигура Истины имела закрытые глаза. Розеллини рассказывает о
Тмей, носившемся как ожерелье. Диодор указывает на такое же
ожерелье из золота и драгоценных камней у Верховного Жреца во
время произнесения приговора. Септуагинт переводит Туммин как
Истина." (Бонвик, "Eg. Belief".)


АРКА (Санскр.)


АРКИТЫ Древние жрецы, прикрепленные к Ковчегу как Изиды, так и
индусского Аргуа; всего их было семеро, как жрецов египетского Тат
и любого другого крестообразного символа, представляющего три и
четыре, комбинация которых дает муже-женское число. Аргха (или
ковчег) был четырех-кратным женским символом, а пламя, горевшее
над ним - тройственным лингамом.


АРУЭР (Греч.) Бог Харсиези, который был старшим Гором. В Амбосе
находился его храм. Если вспомним определение главных египетских
богов, данное Плутархом, то эти мифы станут более ясными, так как
он хорошо говорит: "Озирис представляет начало и принцип; Изида -
ту, что получает; и Гор - соединение их обоих. Гор произошел от
них, он ни вечный, ни нетленный, но, будучи вечно в зарождении,
он старается чередованиями подражаний и периодической страстью
(ежегодно вновь пробуждающейся к жизни) оставаться вечно молодым,
как будто он никогда не должен умереть." Таким образом, поскольку
Гор есть олицетворенный физический мир, Аруэр или "старший Гор",
есть идеальная Вселенная; и именно поэтому говорится, что "его
породили Озирис и Изида, будучи еще в лоне их матери" -
Пространства. Вокруг этого бога и на самом деле много тайн, но
значение символа становится ясным, если имеется ключ к нему.


АРТЕФИЙ Великий герметический философ, настоящее имя которого
никогда не было известно и сочинения которого не датированы, хотя
известно, что свою "Тайную Книгу" он написал в ХII веке. Легенда
гласит, что в то время ему было тысяча лет. Одному алхимику,
живущему в Багдаде, принадлежит его книга о снах, в которой он
выдает тайну видения прошлого, настоящего и будущего во сне и
запоминания увиденного. Сохранились лишь две копии этого
манускрипта. Книга о "Снах" иудея Соломона Алмула, изданная на
еврейском в Амстердаме в 1642 г., содержит некоторые отголоски из
более раннего труда Артефия.


АРТА (Егип.) Земля; египетский бог Марс.


АРТУФЫ В Южной Америке и на островах общее название храмов
нагализма или поклонения змеям.


АРУНДХАТИ (Санскр.) "Утренняя Звезда"; Люцифер-Венера.


АРУПА (Санскр.) "Бестелесное", бесформенное, в противоположность
рупа, "телу" или форме.


АРВАКСРОТА (Санскр.) Седьмое сотворение - то есть, человека в
"Вишну Пуране".


АРВАКЕР (Сканд.) Букв., "рано встающий". В Эддах - конь колесницы
Солнца, которой управляет дева Сол.


АРЬЯ (Санскр.) Букв., "святой", первоначальный титул Риши, тех,
кто овладели "Арьясатьяни" (см.) и вступили на путь Арьямарга к
Нирване или Мокше, великий "четырех-кратный" путь. Но сейчас это
название стало обозначением расы, и наши востоковеды, лишая
индусских браминов их права первородства, сделали арийцами всех
европейцев. В эзотеризме эти четыре пути или стадии, - поскольку
вступить на них можно лишь благодаря большому духовному развитию
и "росту в святости", - называют "четырьмя плодами". Ступени
Архатства, называемые соответственно Сротапатти, Сакридагамин,
Анагамин и Архат, или четыре класса Арьев, соответствуют этим
четырем путям и истинам.


АРЬЯ-БХАТА (Санскр.) Самый древний индусский алгебраист и
астроном, не считая Асура Майю (см.); автор труда под названием
"Арья Сиддханта", система Астрономии.


АРЬЯ ДАСА (Санскр.) Букв., "Святой Учитель". Великий мудрец и
Архат школы Махасамгхика.


АРЬЯХАТА (Санскр.) "Путь Архатства" или святости.


АРЬЯСАНГА (Санскр.) Основатель первой Школы Йогачарья. Этот
Архат, непосредственный ученик Готамы Будды, в высшей степени
необосновано спутан и смешан с личностью под тем же именем, будто
бы жившей в Айодхье (Уде) около пятого или шестого века нашей эры,
и, в добавление к системе Йогачарья, учившей культу Тантрики. Те,
кто старались популяризировать его, заявили, что он тот самый
Арьясанга, который был последователем Шакьямуни, и что было ему
тысяча лет. Одной внутренней очевидности достаточно, чтобы
показать, что написанные им труды, переведенные около 600-го
г. н.э., труды, полные культа Тантры, ритуализма и принципов,
которым сейчас, в значительной степени, следуют секты "красных
шапок" в Сиккиме, Бутане и Малом Тибете, не могут быть той же
самой возвышенной системой чистого Буддизма ранней школы
Йогачарья, которая является ни северной, ни южной, но абсолютно
эзотерической. Хотя ни одна из подлинных книг Йогачарья ("Нарджол
чодпа") никогда не попадала в руки публики или в продажу, все же
в "Йогачарья Бхуми Шастре" псевдо-Арьясанги можно найти многое из
старой системы, в доктрины которой он мог быть посвящен. Все же,
это настолько смешано с Шиваизмом и магией Тантрики, и
суевериями, что труд этот сам наносит поражение своей цели,
несмотря на замечательную диалектическую тонкость. Как ненадежны
заключения, к которым приходят наши востоковеды, и как
противоречивы указанные ими даты, можно увидеть на конкретном
примере. В то время, как Ксома де Керес (который, кстати, никогда
не был знаком с Гэ-лук-па (желтыми шапками), но всю свою
информацию получил от "красношапочных" лам пограничной области)
относит псевдо-Арьясангу к седьмому столетию нашей эры; Васильев,
который большую часть своей жизни провел в Китае, доказывает, что
он жил гораздо раньше, а Уильсон (см. "Roy. As. Soc.", т. VI, с.
240), говоря о периоде, когда были написаны труды Арьясанги, еще
сохранившиеся на санскрите, считает, что теперь "установлено, что
они были написаны самое позднее от полутора веков до-, до столько
же веков после эры Христианства." В любом случае, так как
неоспоримо, что религиозные труды Махаяны все были написаны
задолго до времени Арьясанги - жил ли он во "втором веке до Р.Х."
или же в "седьмом после Р.Х." - и что они содержат все и гораздо
больше из основных доктрин системы Йогачарья, столь искаженных
айодхьянским подражателем, - заключение таково, что где-то должно
находиться истинное толкование, свободное от популярного Шиваизма
и магии левой руки.


АРЬСАТЬЯНИ (Санскр.) Четыре истины или четыре догмата: 1) Дукха,
или то, что страдание и боль являются неизбежными спутниками
чувственного (эзотерически - физического) существования; 2)
Самудайа, тот труизм, что страдания усиливается человеческими
страстями; 3) Ниродха, то, что подавление и прекращение всех этих
чувств возможно для человека "на пути"; 4) Марга, узкий путь или
та стезя, которая ведет к такому благословенному результату.


АРЬЯВАРТА (Санскр.) "Страна Арьев", или Индия. Древнее название
Северной Индии, где брамины-захватчики ("с Окса", как говорят
востоковеды) поселились сперва. Ошибочно распространять это
наименование на всю Индию, так как Ману дает название "страна
Арьев" лишь "полосе между Гималаями и горными хребтами Виндхья,
от восточного до западного моря".


АСАКРИТ САМАДХИ (Санскр.) Определенная ступень экстатического

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign