LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 49
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

богов, "принимая любую форму по желанию". Он есть Фохат. ("Тайная
Доктрина", I, 841.)


СТУПА Искусственный холм, покрывающий останки Будды или
какого-либо другого великого Архата. Ступы также называют
дагобами.


ТОФЕТ (Евр.) Место в долине Геенны, недалеко от Иерусалима, где
постоянно поддерживался огонь, на котором в жертву Ваалу
приносились дети. Таким образом, местность эта является
прообразом христианского Ада, огненной Геенны вечного проклятия.


ТОРАЛВА д-р Эжен. Врач, живший в четырнадцатом веке, который
получил в качестве подарка от брата Пьетро - крупного мага и
доминиканского монаха - демона по имени Зекуиэль, чтобы он верно
служил ему. (См. "Раз. Изида", II, 70.)


ТОЯМБУДХИ (Санскр.) Страна, в северной части которой расположен
"Белый Остров" - Швета Двипа - один из семи пуранических островов
или континентов.


ТРАЙЛОКЬЯ или Трилокья (Санскр.) Букв., "три сферы" или мира;
дополнительная триада к браминской четверке миров под названием
Бхуванатрайа. Буддийский светский мирянин назовет лишь три
деления каждого мира, тогда как непосвященный брамин будет
утверждать, что их четыре. Четыре деления последнего суть чисто
физические и чувственные, Трайлокья буддистов - чисто духовные и
этические. Полное описание браминского деления можно найти под
словом Вьяхрити, а пока что разница достаточно представлена в
следующей параллели: -

Браминское Деление Миров.

1. Бхур, земля.

2. Бхува, небеса, небесный свод.

3. Свар, атмосфера, небо.

4. Махар, вечная светящаяся сущность.

Буддийское Деление Сфер.

1. Мир желания, Камадхату или Камалока.

2. Мир формы, Рупадхату.

3. Бесформенный мир, Арупадхату.

Все это миры посмертных состояний. Например, Камалока или
Камадхату, сфера Мары, есть то, что средневековые и современные
каббалисты называют миром астрального света, и "миром оболочек".
Камалока, подобно всем остальным областям, имеет свои семь
делений, низшее из которых начинается на земле или, невидимо, в
ее атмосфере; шесть других постепенно уходят ввысь, причем самое
высшее является обителью тех, кто умерли в результате несчастного
случая или самоубийства в припадке временного умопомешательства,
или иным образом явились жертвами внешних сил. Это есть место,
где все те, кто умерли до истечения времени, отпущенного им, и
высшие принципы которых, поэтому, не идут сразу в состояние
Дэвачана, - спят сладким сном забвения без сновидений, по
окончании которого они или немедленно воплощаются, или постепенно
переходят в состояние Дэвачана. Рупадхату есть небесный мир форм,
или то, что мы называем Дэвачаном. Непосвященные брамины,
китайские и другие буддисты делят Рупадхату на восемнадцать
Брамов или Дэва-лок; жизнь души там длится от полу-Юги до 16 000
Юг или Кальп, и высота "Теней" составляет от полу-йоджаны до 16
000 йоджан (йоджана - мера длины от пяти с половиной до десяти
миль!!); и тому подобное теологическое чушь, вышедшая из
жреческих мозгов. Но Эзотерическая Философия учит, что хотя для
Эго в это время све или все сохраняют свою форму (как во сне),
все же, так как Рупадхату есть чисто ментальная сфера, и
состояние, то сами Эго вне пределов собственного сознания не
имеет формы. Эзотеризм делит эту "сферу" на семь Дхиан, "сфер"
или состояний созерцания, которые являются не местностями, но их
ментальными представителями. Арупадхату: эта "сфера" опять
делится на семь Дхиан, еще более абстрактных и бесформенных, ибо
этот "Мир" лишен вообще каких-либо форм или желаний. Это высшая
сфера посмертной Трайлоньи; и так как это обитель тех, кто уже
почти готовы для Нирваны, и по существу, является самим порогом
состояния Нирваны, то ясно, что в Арупадхату (или Арупавачара) не
может быть ни формы, ни ощущения, ни какого-либо чувства,
связанного с нашей трехмерной Вселенной.


ДРЕВА ЖИЗНИ С самой далекой древности деревья были связаны с
богами и с мистическими силами в природе. Каждый народ имел свое
священное дерево, с его особенностями и свойствами, основанными
на природных, а также иногда и на оккультных качествах, как
изложено в эзотерических учениях. Так, Ашваттха, или священное
дерево Индии, обиталище Питри (по существу, элементалов) низшего
класса, стало деревом Бо, или ficus religiosa, буддистов во всем
мире, так как Готама Будда достиг высшего знания и Нирваны именно
под этим деревом. Ясень, Иггдрасил, служит мировым древом у
скандинавов. Баньян - символ духа и материи, нисходящий на землю,
пускающий корни, и потом вновь устремляющийся к небу. Паласа, с
тройными листьями, есть символ тройственной сущности во Вселенной
- Духа, Души, Материи. Черный кипарис был мировым древом Мексики,
а теперь у христиан и магометан является символом смерти, мира и
спокойствия. Пихта считалась священной в Египте, и ее шишки несли
в религиозных процессиях, хотя теперь она почти исчезла из страны
мумий; священными были также сикамор, тамариск, пальма и
виноградная лоза. Сикамор был Древом Жизни в Египте, и также в
Ассирии. Он был посвящен Хатор в Гелиополе; теперь же, на том же
самом месте, он посвящен Деве Марии. Сок его был драгоценным
благодаря качеству его оккультных сил, также как Сома у браминов,
и Хаома у парсов. "Плод и сок Древа Жизни даруют бессмертие." Об
эти священных деревьях древности, некоторые из которых почитаются
по сей день, можно было бы написать большой том, и все же этот
вопрос не был бы исчерпан.


ТРИЛИСТНИК Подобно трилистнику - эмблеме Ирландии - он имеет
символическое значение "тайны трех-в-одном", как называет его
один писатель. Он венчал голову Озириса, и венок этот упал, когда
Тифон убил сияющего бога. Некоторые видят в нем фаллическое
значение, но в Оккультизме мы отвергаем такую идею. Это было
растение Духа, Души и Жизни.


ТРЕТА ЮГА (Санскр.) Вторая эпоха мира, период в 1 296 000 лет.


ТРИАДА или Трое. Десять Сефиротов при созерцании представляются в
в иде группы из трех триад: Кэтер, Хокма и Бина образуют небесную
триаду; Хезед, Гебура и Тиферет - вторую; Нецах, Ход и Иесод -
низшую триаду. Десятая Сефира, Малкут, стоит позади этих трех
триад. (у.у.у.)

Вышеизложенное - это ортодоксальная Западная Каббала. Восточные
оккультисты признают лишь одну триаду - верхнюю (соответствующую
Атма-Буддхи и "Оболочке", которая отражает их свет, - три в
одном) - и учитывают семь низших Сефиротов, каждый из которых
является представителем одного "принципа", начиная с Высшего
Манаса и кончая Физическим Телом - причем Малкут является
представителем последнего в Микрокосме, а Земля - в Макрокосме.


ТРИ-БХУВАНА или Три-лока (Санскр.) Три мира - Сварга, Бхуми,
Патала - или Небо, Земля или Ад в народных верованиях;
эзотерически они суть Духовная и Психическая (или Астральная)
сферы, и Земная сфера.


ТРИДАНДИ (Санскр.) Название это обычно дается классу или секте
санньяси, которые постоянно держат в руке нечто вроде посоха
(данда), разветвляющегося вверху на три прутика. Этимология этого
слова разнообразна, и некоторые называют так тройную нить брамина.


ТРИ-ДАША (Санскр.) Трижды десять или "тридцать". Это округленно
численность индийского Пантеона - тридцать три кроры божеств -
двенадцать Адитьев, восемь Васу, одиннадцать Рудр и два Ашвина,
или тридцать три коти, или 330 миллионов богов.


ТРИГУНЫ (Санскр.) Три раздела врожденных качеств
дифференцированной материи - т.е. полного покоя (сатва),
деятельности и желания (раджас), застоя и гниения (тамас). Они
соответствуют Вишну, Браме и Шиве. (См. "Тримурти".)


ТРИДЖНАНА (Санскр.) Букв., "тройное знание". Оно состоит из трех
ступеней: (1) вера, основываясь на вере; (2) вера, основываясь на
теоретическом знании; и (3) вера на основе личного и
практического знания.


ТРИКАЯ (Санскр.) Букв., три тела или формы. Это исключительно
сложное учение, которое, все же, когда понято, объясняет тайну
всякой триады или троицы, и служит подлинным ключом к каждому
троякому метафизическому символу. В самой простой и понятной
форме это можно найти в человеческом Существе в его тройном
делении на дух, душу и тело, и во вселенной, рассматриваемой
пантеистически, как единство, составленное из Божественного,
чисто духовного Принципа, Божественных Существ - его
непосредственных лучей, и Человечества. Начало этого можно найти
в учениях доисторической Религии Мудрости, или Эзотерической
Философии. Величественный Пантеистический идеал, который из
неизвестной и непознаваемой Сущности превращается сначала в
субъективную, затем в объективную материю, находятся в основе
всех этих триад и троиц. Так, в философском Севеном Буддизме мы
находим: (1) Ади-Будду (или Предвечный Вселенский Разум); (2)
Дхиани-Будд (или Бодхисаттв); (3) Мануши (Человеческих) Будд. У
европейцев мы находим то же самое: Бога, Ангелов и Человечество,
теологически символизированное Богом-Человеком. Тримурти
Брахманизма, а также и тройное тело Шивы в Шиваизме - оба
рассматривались на той же основе, если даже и не полностью
совпадали с Эзотерическими учениями. Поэтому, нечего удивляться,
если оказывается, что эта концепция о тройном теле - или одеяниях
Нирманакая, Самбхогакая и Дхармакая, самая величественная
доктрина Эзотерической Философии - принята в более или менее
извращенном виде почти каждой религиозной сектой, и совершенно
неправильно истолкована востоковедами. Так, в своем общем смысле,
тройное тело символизирует статую Будды, его учения и его ступы;
в жреческих концепциях это относится к буддийскому обету веры,
называемому Триратна, что есть формула "прибегаю к Будде, Дхарме
и Сангхе". Народное воображение наделяет Будду вездесущностью,
ставя его, тем самым, на одну полку с антропоморфическим богом, и
понижая его до уровня родового божества; и, вследствие этого,
впадает в явные противоречия, как в Тибете и Китае. Так,
экзотерическая доктрина, похоже, учит, что, находясь в своем теле
Нирманакая (которое прошло через 100 000 коти преображений на
земле), он, Будда, в то же время есть Лочана (небесный
Дхиани-Бодхисаттва), в своем Самбхогакая "одеянии абсолютного
совершенства", и в Дхиане, или состоянии, которое должно отрезать
его от мира и всего связанного с ним; и, наконец, и в заключении,
он, будучи Нирманакая и Самбхогакая, кроме того еще и Дхармакая
"абсолютной чистоты", Вайрочана или Дхиани-Будда в полной
Нирване! (См. Эйтель, "Sanskrit-Chinese Dictionary".) Это -
мешанина непримиримых противоречий, которая миссионерами и
некоторыми востоковедами выдается за философские догмы Северного
Буддизма. И если это не уменьшенное искажение философии,
внушающей страх этим сторонникам религии, основанной на
неразрешимых противоречиях и охраняемых "тайнах", то тогда это
плод невежества. Так как Трайлокья, Трикая и Триратна суть
три аспекта одних и тех же концепций, и должны быть, так сказать,
слиты в одном, то этот вопрос дольше объясняется под каждым из
этих терминов. (См. в этом отношении также термин "Тришарана".)


ТРИ-КУТА (Санскр.) Букв., "три вершины". Гора, на которой была
выстроена Ланка (современный Цейлон) и ее столица. Аллегорически
говорится, что это горная цепь, идущая на юг от Меру. И нет
сомнения, что так и было, до того как Ланка ушла под воду,
оставив теперь над водой лишь самые высокие вершины этой цепи.
Подводная топография и геологические формации должны были
основательно измениться со времени Миоценского периода.
Существует легенда, что Вайю, бог ветра, снес вершину Меру и
бросил ее в море, где она с тех пор стала Ланкой.


ТРИЛОЧАНА (Санскр.) Букв., "трехокий", эпитет Шивы. Рассказывают,
что однажды, в то время когда на Гималайской вершине этот бог
предавался суровому аскетизму, его жена любовно положила руку на
его третий глаз, который вспыхнул изо лба Шивы большим пламенем.
Это тот глаз, которым был испепелен Кама, бог любви (в аспекте
Мары, искусителя), за то, что пытался внушить Шиве6 во время его
благочестивых медитаций, мысли о его жене.


ТРИМУРТИ (Санскр.) Букв., "три лика", или "тройная форма" -
Троица. В современном Пантеоне эти три суть Брама, создатель;
Вишну, хранитель; и Шива, разрушитель. Но это более поздняя
мысль, так как в "Ведах" ни Брама, ни Шива неизвестны, и
ведийская Троица состоит из Агни, Вайю и Сурьи; или, как
объяснено в "Нирукте", из земного огня, атмосферного (или
воздушного), и небесного огня, так как Агни есть бог огня, Вайю -
воздуха, а Сурья есть солнце. Как сказано в "Падма Пуране": "В
начале великий Вишну, пожелав сотворить весь мир, стал тройным
создателем, хранителем и разрушителем. Чтобы построить этот мир,
Всевышний Дух эманировал из правого бока своего тела сам себя как
Браму; затем, чтобы сохранить вселенную, он из левого бока своего
тела создал Вишну; и чтобы разрушить мир, он из середины своего
тела сотворил вечного Шиву. Одни поклоняются Браме, другие -
Вишну, третьи - Шиве; но Вишну, единый и все же тройственный,
создает, хранит и разрушает, потому пусть благочестивые не делают
разницы между этими тремя". По существу, все эти три "личности"
Тримурти, являются просто тремя характерными гунами или
атрибутами этой вселенной дифференцированного Духа-Материи,
само-создающейся, само-хранящейся и само-разрушающейся, с целью
возрождения и усовершенствования. Это есть правильное значение; и
это являет Брама как олицетворение Раджогуны, атрибута или
свойства активности, желания порождать потомство, того желания,
благодаря которому вся вселенная и все в ней вызвано к жизни.
Вишну есть олицетворение Саттва-гуны, того качества сохранения,
возникающего из спокойствия и мирного покоя наслаждения, которое
характеризует промежуточный период между полной зрелостью и
началом упадка; тогда как Шива - олицетворение Тамогуны - что
есть качество застоя и конечного разложения - конечно, становится
разрушителем. Это является настолько же высоко философским под
своей маской антропоморфизма, насколько нефилософично и абсурдно
держаться за мертвую букву первоначальной концепции и навязывать
ее миру.


ТРОИЦА Каждый знает христианскую догму "три в одном" и "один в
трех"; поэтому бессмысленно повторять то, что можно найти в
каждом катехизисе. Афанасию, Отцу Церкви, который определил
Троицу в качестве догмы, незачем было призывать вдохновение и
собственную силу мозга; ему надо было лишь обратиться к одной из
бесчисленных троиц языческих верований, или к египетским жрецам,
в стране которых он провел всю свою жизнь. Он слегка изменил лишь
одну из трех "личностей". Все триады неевреев были составлены из
Отца, Матери и Сына. Превратив это в "Отца, Сына и Святого Духа",
он изменил эту догму лишь внешне, так как Святой Дух всегда был
женского рода, и Иисус явлен обращающимся к Святому Духу, как
к своей "матери", в любом гностическом Евангелии.


ТРИПАДА (Санскр.) "Трехногий", лихорадка, персонифицированная как
имеющая три ноги или стадии развития - холод, жар и пот.


ТРИПИТАКА (Санскр.) Букв., "три корзины", название буддийского
канона. Состоит из трех частей: (1) учение; (2) предписания и
законы для жречества и аскетов; (3) философские трактаты и
метафизика: то есть, Абхидхарма - по определению Буддагхоши, тот
закон (дхарма), который выходит за пределы (абхи) закона.
Абхидхарма содержит самые глубокие метафизические и философские
учения, и есть тот кладезь, из которого Школы Махаяны и Хинаяны
черпали свои фундаментальные доктрины. Существует и четвертая
часть - "Самьякта Питака". Но так как она - более позднее
добавление китайских буддистов, то не принимается Южной Церковью
Сиама и Цейлона.


ТРИРАТНА или Ратнатрайа (Санскр.) Три Сокровища, специальное
выражение для общеизвестной формулы "Будда, Дхарма и Сангха" (или
Самгха); последние два, в современном толковании, означают
"религиозный закон" (Дхарма) и "жречество" (Сангха).
Эзотерическая Философия, однако, сочла бы это очень вольным
разъяснением. Слова "Будда, Дхарма и Сангха" должна произноситься
как в дни Готамы, Владыки Будды, а именно: "Бодхи, Дхарма и
Сангха"; и истолковываться как "Мудрость, ее законы и жрецы",
последние в смысле "духовных толкователей", или адептов. Однако,
рассматривая Будду как олицетворенного "Бодхи" на земле,
истинного аватара Ади-Будды, Дхарму постепенно начали
рассматривать как его особый закон, а Сангху - как его особое
качество. Несмотря на это, именно профаны более поздних (теперь -
современных) учений явили больше природной интуиции, нежели
фактические толкователи Дхармы, буддийские жрецы. Люди видят
Триратну в трех образах Амитабы, Авалокитешвары и Майтрейи Будды;
т.е. в "Беспредельном Свете" или Вселенской Мудрости - безличном
принципе, что есть правильное значение Ади-Будды; во "Всевышнем
Владыке" Бодхисаттв, или Авалокитешваре; и в Майтрейе Будде,
символе земного и человеческого Будды, "Мануши Будды". Таким
образом, несмотря на то, что непосвященные действительно называют
эти три образа "Буддами Прошлого, Настоящего и Будущего", все же
каждый последователь истинно философского Буддизма - названного
м-ром Эйтелем "атеистическим" - разъяснил бы термин Триратна
правильно. Философ Школы Йогачарья сказал бы - и мог бы сказать -
"Дхарма не есть личность, но необусловленная и непроизводная
сущность, сочетающая в себе духовные и материальные принципы
вселенной, а из Дхармы эманировал Будда (вернее, "отраженный"
Бодхи), как творческая энергия, которая сотворила, вместе с
Дхармой, третий элемент троицы, т.е. "Самгху", что есть постижимая
сумма всей реальной жизни". Следовательно, Самгха не есть и не
может быть то, что под ней теперь понимается, а именно, нынешнее
"жречество"; ибо последнее не является суммой всей реальной
жизни, но только религиозной. Подлинное первичное значение слова
Самгха или "Сангха" относится только к Архатам или Бхикшу, или
"посвященным", то есть к истинным представителям Дхармы -
божественного закона и мудрости, приходящей к ним как отраженный
свет из единого "безграничного света". Таково философское
значение. И все же, далеко от того, чтобы удовлетворить ученых
Западных рас, это, кажется, их только раздражает; ибо Э.Дж.
Эйтель из Гонконга замечает по этому поводу: "Таким образом,
догма Триратны, которая произошла из трех основных догматов веры
и некогда достигла своего высшего появления в концепции трех
ипостасей, троицы в единстве, выродилась в метафизическую теорию
эволюции трех абстрактных принципов"! И если уж один из
способнейших европейских ученых склонен приносить любой
философский идеал в жертву грубому антропоморфизму, то на что же
может Буддизм, с его тонкой метафизикой, надеяться в руках
невежественных миссионеров?


ТРИШАРАНА (Санскр.) То же, что "Триратна", и принято как
Северной, так и Южной Церквями Буддизма. После смерти Будды это
было принято соборами в качестве чистого formula fidei,
предписывающего "прибегать к Будде", "прибегать к Дхарме",
"прибегать к Сангхе", или его Церкви, в том смысле как это теперь
толкуется, но не в том, как "Свет Азии" желал бы преподать эту
формулу. О Трикае м-р Э.Дж. Эйтель в своей "Handbook of Chinese
Buddhism" говорит, что это "деление на три части преподавалось,
имея в виду природу всех Будд. Бодхи является характерной чертой
Будды" - различие делалось между "сущностным Бодхи" как атрибутом
Дхармакая, т.е. "сущностного тела"; "отраженным Бодхи" как
атрибутом Самбхогакая; и "практическим Бодхи" как атрибутом
Нирманакая. Будда, сочетая в себе эти три состояния
существования, якобы, жил в одно и то же время в трех различных
сферах. Это показывает насколько ужасно неправильно понято чисто
пантеистическое и философское учение. Не останавливаясь на том,
чтобы спросить, как одеяние Дхармакая может обладать хоть
каким-либо "атрибутом" в Нирване, которая явлена, как в
философском Брахманизме, так и в Буддизме, абсолютно лишенной
какого бы то ни было атрибута, постижимого для человеческой
конечной мысли - будет достаточным указать на следующее: - (1)
"Будды Сострадания" предпочитают одеяние Нирманакая одеянию
состояния Дхармакая, но именно потому, что последнее прекращает
для того, кто достиг его, всякое общение или связь с конечным,
т.е. с человечеством; (2) это не Будда (Готама, смертный человек,
или какой-либо другой личностный Будда), кто вездесуще живет в
"трех различных сферах, в одно и то же время", но Бодхи,
универсальный и абстрактный принцип божественной мудрости,
который в философии символизирован Ади-Буддой. Вездесущ именно
последний, ибо это всемирная сущность или принцип. Именно Бодхи,
или дух состояния Будды, растворившись в своей предвечной
однородной сущности и погрузившись в нее, как Брама (вселенная)
погружается в Парабрахм, Абсолютность, - подразумевается под
названием "сущностный Бодхи". Ибо Нирвани, или Дхиани Будда,
должен рассматриваться - прибывая в Арупадхату, бесформенном
состоянии, и в Дхармакая - как сам этот "сущностный Бодхи". В
"отраженном Бодхи" в Рупадхату, или мире субъективных "форм",

<< Пред. стр.

страница 49
(всего 56)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign