LINEBURG


страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.И. НОСОВА

Посвящается 70-летию МГТУ




Е. М. УДОВИЧЕНКО



Ф И Л О С О Ф И Я

(элементарный курс)


КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ
ВОПРОСЫ И ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ




Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия.



УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: в помощь студенту вуза





МАГНИТОГОРСК, МГТУ, 2004


УДК


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Заведующий кафедрой эстетики, этики и культурологии Магнитогорского государственного университета, кандидат философских наук, профессор А.Г. Недосекина
Кандидат философских наук, профессор кафедры общей и практической психологии Магнитогорского государственного университета Л.Г. Бузунова


Е.М. Удовиченко
ФИЛОСОФИЯ: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): Учебное пособие. - Магнитогорск: МГТУ, 2004. - 203 с.
Учебное пособие включает конспект лекций по всем основным разделам курса философии, проверочные вопросы и задания для повторения и самопроверки по каждому разделу, а также адаптированный словарь философских терминов и список рекомендуемых первоисточников для подготовки к практическим занятиям и написания рефератов. В основание курса лекций положена базовая программа по философии для вузов. Курс лекций отвечает требованиям государственного образовательного стандарта. Историко-философский материал органично включен в теоретическую проблематику, а также раскрыт в ряде статей словаря. Рекомендуется студентам высших учебных заведений, а также всем, кто начинает изучение философии и интересуется ею.





* МГТУ им. Г.И. Носова, 2004
* Удовиченко Е.М., 2004




С О Д Е Р Ж А Н И Е

ПРЕДИСЛОВИЕ ...............................................................
6

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
1.1. Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания ..................................................

7
1.2. Структура философии: части и разделы философии. Функции философии, ее роль в обществе и культуре ......

12
1.3. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения .....................

16
1.4. Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения ............................................

21
1.5. Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия ..................................................................

23
1.6. Специфика философского мировоззрения. Философия и идеология ...............................................................

27
1.7. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук ..........................................................................


30
Вопросы для самопроверки и повторения ...........................
33

РАЗДЕЛ II. ОНТОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О БЫТИИ,
О СУЩЕМ БЫТИЯ
2.1. Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие ............
37
2.2. Философские поиски первоначала бытия. Основные философские направления: материализм, его исторические формы ..................................................


42
2.3. Основные философские направления: идеализм, его разновидности. Философский монизм, дуализм и плюрализм ................................................................


44
2.4. Культурологические формы философствования как выражение бытия и сознания различных исторических эпох .........................................................................


48
Вопросы для самопроверки и повторения ...........................
52


РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ
3.1. Понятие метода и методологии. Философия как всеобщая методология. Диалектика и принцип развития. Две концепции развития ...............................


53
3.2. Основные законы диалектики, их характеристика. Диалектика и метафизика как противоположные методы подхода к действительности. Синергетика .........


58
Вопросы для самопроверки и повторения ...........................
63

РАЗДЕЛ IV. ГНОСЕОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ
4.1. Понятие гносеологии, ее проблематика. Познание, его социальная природа ...................................................

64
4.2. Познание как информационный процесс. Объект и субъект познания .......................................................

67
4.3. Уровни и формы познавательного процесса. Эмпиризм, сенсуализм и рационализм ..........................................

70
4.4. Проблема источников знания, его способов и границ: скептицизм и агностицизм ...........................................

73
4.5. Философия о критериях истинности знания: различные подходы к проблеме ...................................................

77
Вопросы для самопроверки и повторения ...........................
80

РАЗДЕЛ V. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И АКСИОЛОГИЯ: УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ЦЕННОСТЯХ
5.1. Происхождение жизни и сознания ................................
81
5.2. Сознание как проблема. Био-психо-социо-духовно-нравственная природа и сущность человека ..................

83
5.3. Человек как индивид, как индивидуальность и как личность ..............................................................

89
5.4. Роль личности в истории .............................................
93
5.5. Свобода как ценность. Проблема свободы ....................
95
5.6. Философия о смысле жизни, счастье, смерти и бессмертии ...............................................................

98
5.7. Человек и красота. Эстетическое освоение действительности. Искусство и философия ..................

102
5.8. Мораль и нравственность в системе ценностей .............
103
Вопросы для самопроверки и повторения ...........................
111

РАЗДЕЛ VI. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
И ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
6.1. Философия истории: прогрессистcко-формационный и локально-цивилизационный подходы ............................

112
6.2. Будущее человечества. Отношение к природе и глобальные проблемы ................................................

114
6.3. Гражданское общество и правовое государство .............
116

ФИЛОСОФИЯ В ПОНЯТИЯХ И ТЕРМИНАХ
(краткий адаптированный словарь) ....................................
118
УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ СЛОВАРЯ ...................................
197

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА (ко всем разделам курса) ...........
199
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПЕРВОИСТОЧНИКИ (для подготовки к практическим занятиям и написания рефератов) .................

200


















Когда жизнь не находит певца, чтобы он пел ее сердце, она рождает философа, чтобы он измолвил ее разум.
Джебран Халиль Джебран


ПРЕДИСЛОВИЕ

Повседневное общение со студентами показывает, что изучение философии для них далеко нелегкий труд. Исторический охват более чем двух с половиной тысяч лет и огромное количество проблем, поставленных философией в ходе ее исторического движения, требуют как информационного усвоения, так и включаемости в смысл учений и теорий. Без наличия в индивидуальном пользовании комплексного учебного пособия сделать это очень сложно.
Предлагаемое учебное пособие содержит как информационно-проблемный материал по всем основным разделам курса, так и методическое обеспечение для лучшего его усвоения. Первая часть пособия включает лекции и проверочные вопросы к каждому разделу. Вторая часть представляет собой адаптированный к пониманию студента краткий (228 понятий) словарь терминов, а также основную литературу к изучению курса и рекомендованные первоисточники для самостоятельного изучения, подготовки к практическим занятиям и написания рефератов.
При изучении курса данное учебное пособие позволит оперативно обратиться к тому или иному вопросу или понятию, еще раз уточнить или выяснить их значение и содержание.
Учебное пособие не заменяет живого слова лектора, его ограниченный объем не дает возможности изложить все точки зрения, все нюансы, все многообразие философской постановки тех или иных проблем. Оно не заменяет более обстоятельной учебной литературы и капитальных философских словарей и энциклопедий, но вполне может дать представление обо всех необходимых для учебного курса проблемах и вопросах.
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

1.1. Предмет и понятие философии.
Начало формирования философского знания

Философия - "знание о делах божественных и человеческих", - говорил средневековый философ Ян Дамаскин.
Философия формировалась как первоначальное теоретическое знание, как отражение мира в понятиях, так как существовавшее до нее мифологическое мировоззрение уже не удовлетворяло духовные потребности человека. Она, прежде всего, ставила задачу найти общие причины бытия и существования человека в мире, задавалась вопросом: почему мир именно такой? Поэтому в самом первом, приближенном понимании философию можно определить как знание о наиболее общей сущности бытия, жизнедеятельности человека и отношения его к миру. Следовательно, главным объектом философского анализа выступает отношение:



В этом отношении человек и мир являются сторонами единого жизненного процесса во всем его многообразии.
Термин "философия" переводится с греческого как "любовь к мудрости". Мудростью древние считали умение связывать одни явления с другими, представлять мир в целостности как космический порядок. Мудростью считалась настроенность ума на суть проблемы, на оригинальное решение, к которому приводят глубокие знания и размышления. "Мудрость - стремление человека познать бесконечное", - эту мысль приписывают одному из первых древнегреческих мудрецов Пифагору (580-500 гг. до н.э.). Считают, что именно он первым назвал себя философом (любомудром). Мудрость рассматривалась и как умение видеть в разрозненных фактах нечто единое, как способность свести в определенную систему разные стороны бытия, объединить их. Мудрость - не многознание, а знание оснований и причин - считал другой древнегречесий мыслитель Гераклит (V в. до н.э.). Мудрость в древности рассматривалась и как стремление к особо возвышенному, интеллектуальному труду, к постижению мира, основанному на благоразумении и бескорыстном служении истине.
Первые философы полагали, что стремление к выяснению главных, конечных оснований бытия, интеллектуальный труд в целом, является серьезным, благородным и уважительным занятием. Тогда стремление к знанию ценилось как главная добродетель и основное качество человека. Но вместе с тем было и другое отношение к любомудрию. Философов не понимали, они подвергались насмешкам и гонениям. Из истории философии хорошо известны примеры с Демокритом, Гераклитом Эфесским, которого называли "плачущим", Сократом - того вообще осудили и казнили. Можно привести и другие подобные примеры. Русский философ Н.Бердяев отмечал, что философия - занятие страдательное, она довольно часто была гонимой и непонимаемой.
Философия - огромный пласт человеческого знания и духовной деятельности. Выдающийся немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) определял философию как квинтэссенцию (главное сосредоточение, стержень, ядро) духовной жизни эпохи. Философия насчитывает более 25 веков своего существования. Она зародилась на заре человеческой цивилизации как результат интеллектуальных запросов своего времени и невозможность их выразить в мифологических формах. Она возникает почти одновременно сразу в трех географических точках: на Западе - в Древней Греции и Древнем Риме (VII-VI вв. до н.э.); на Востоке - в Древней Индии и Китае (XIX-VI вв. до н.э.); на аравийском полуострове и в Древнем Египте, Вавилоне. В западной философии ее первый этап получил название античной философии (период с VII-VI вв. до н.э. по V в. н.э.). Считается, что древнегреческий философ Платон (428-347 гг. до н.э.), ученик Сократа, первым вводит понятие "философия" как профессиональный термин. Он определяет философию как знание, которое должно исследовать конечные причины бытия и наилучшие способы познания мира. Аристотель (384-322 гг. до н.э.), вслед за Платоном, пишет, что "первая философия" - это знание всеобщее, умозрительное, знание "о первых принципах бытия"; и далее - это знание о природе, о человеке, о государстве, о наилучшем образе жизни.
Все первоначальное знание было философским. Философия возникла как "наука наук", включала все виды и формы знания, особо выделяя в качестве "более философских" метафизику - знание о первопринципах (о сущем, о причинах бытия в целом), физику - знание о природе, логику - знание о познании, этику - знание о человеке и образе его жизни. Первые философы не были философами - профессионалами: Фалес (625-547 гг. до н.э.) - гидротехник; Демокрит (460-340 гг. до н.э.) - астроном и т.д. Они были математиками, медиками, астрономами, купцами, педагогами, риторами и пр. Их деятельность выступала основой для философских рассуждений и философских обобщений. Философские обобщения включали в себя целый ряд вопросов и проблем, которыми частное знание не могло заниматься. Эти вопросы и проблемы "красной нитью" проходят через все этапы развития философского знания, поэтому образно философию называют "размышлением о вечных проблемах": человек, свобода, смысл жизни, любовь, смерть...
Если попытаться очертить круг философского знания, то можно выделить в качестве предмета его анализа следующие вопросы и проблемы, на которые искали и ищут ответы как профессиональные философы, так и обычные люди:
* В чем сущность мира, как устроено бытие, как организован мир? Почему именно так он организован?
* Есть ли что-то общее между различными, иногда вовсе несхожими сторонами бытия, а если есть, то, что именно?
* Имеют ли Вселенная, Бытие какую-то цель, или их развитие хаотично?
* Что такое конечность и бесконечность с философской точки зрения?
* Действительно ли существуют объективные законы мироздания, объективные (независимые) параметры его развития? Или законы только формы организационной мыслительной деятельности человека, только его субъективные представления для удобства жизнедеятельности?
* Как и насколько глубоко человек может проникнуть в тайны мира? Познаваем ли мир? Познаваем он полностью или частично? Что есть истина?
* Какое место человек занимает в мире и какова его роль? Является ли он "песчинкой мироздания" или "господином" природы и бытия?
* Какова природа и сущность самого человека? Есть ли возвышенный образ жизни? И если он есть, то, как его достичь?
* Что есть добро и что есть зло? Как они соотносятся между собой и где, в чем их причины? Красота и прекрасное - как их достичь?
* Как соотносятся в этом мире мудрость и глупость? Почему мудрым не всегда достается счастье?
* В чем заключается подлинная человечность? Что такое гуманизм как философская проблема?
* Что такое общество? Каковы законы его развития? Что такое общественный прогресс? Есть ли у истории какая-то общая цель или каждая культура имеет свой путь развития?
Перечисление вопросов, анализом которых занимается философия, можно было бы продолжить. Все они являются мировоззренческими, составляют основу мировоззрения, поэтому философия - это мировоззренческое знание.
Со времен античности (от Аристотеля, его работ по "первой философии", которые систематизаторы его учения поместили за- "мета"- физикой), философия имеет синоним - метафизика. Термин "метафизика" восходит к древнему понятию природы, мира вообще - "фюсису", сейчас утраченному нами. "Фюсисом" (физикой) раньше называли природу и все знание о природе. А то знание, которое было "сверх физики", "за физикой" получило название метафизики.
Выдающийся немецкий философ И. Кант (1724-1804) круг метафизических проблем очерчивал четырьмя основными вопросами, а ответы на них и составляют, по Канту, структуру философии:
> Что я могу знать об этом мире?
> Что я должен делать в этом мире?
> На что я могу надеяться?
> Что есть человек?
На первый вопрос отвечает метафизика, на второй - этика, на третий - религия, а на четвертый - антропология. Последний вопрос - главный для философии, считал Кант, так как он включает в себя три первых. Несмотря на широкий круг проблем, философское знание, в конечном итоге, ориентировано на человека. Поэтому многие философы, как древности, так и современности, главной задачей философии считают, что она должна "учить человека быть человеком". Философию человек интересует в своей целостности, но в большей степени философия анализирует человека как существо, прежде всего, духовное, основной жизненной задачей которого является проблема - как наиболее полноценно, осмысленно, счастливо, интересно прожить свою, такую короткую в земном измерении, жизнь.
Подлинно философские вопросы возникают тогда, когда человек задумывается о смысле бытия, о смысле человечества, о смысле своей собственной жизни, о своем предназначении и месте, которое он занимает в этом мире. Поэтому философию можно определить как самовопрошание (Сократ): поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия. Такое "самовопрошание" может быть как на обыденном уровне - у наиболее мыслящих, духовно свободных и не равнодушных к миру, к бытию людей, - тогда философствование выступает в форме чувств, эмоций, оценок, поступков, так и на профессиональном - такая философия представлена в исторической совокупности идей, концепций, направлений, философских систем. Подобный метод в философии называется "философской рефлексией". Основанием ее является саморефлексия (в буквальном значении - оборачивание мыслей назад, на себя; то есть на свои представления о мире, о себе, на анализ своих собственных принципов и позиций). Еще Аристотель определял философию как "мысль о мысли", тем самым выделяя в качестве основного философского метода - рефлексивность. Таким образом, в философии рефлексия является фундаментальным основанием как непосредственно самого акта философствования, так и условием попыток преодоления уже имеющихся концепций и установок. То есть, рефлексия - это способ критического осмысления существующих мировоззренческих позиций, попыток их подтверждения или конструктивного преодоления. Можно выделить несколько ступеней или видов рефлексии:
> рефлексия как психологический акт на элементарном уровне, когда людям свойственно анализировать свои действия и поступки с точки зрения обыденных, житейских представлений, жизненного опыта и того или иного уровня собственной культуры;
> научная рефлексия: анализ и критическое переосмысление теоретического знания, основанного на методах и приемах научных исследований, применяемых в той или иной области науки;
> и, наконец, философская рефлексия как осознание и осмысление, прежде всего, предельных оснований бытия, мышления, познания, ценностей, человеческой культуры в целом.
Рефлексивность особенно важна для личности в моменты пересмотра жизненно важных установок, в кризисные моменты существования, периоды переоценки ценностей; для теоретического сознания (науки и философии) - в периоды их качественных сдвигов, смены парадигм и мировоззренческих позиций.


1.2. Структура философии: части и разделы философского знания. Функции философии, ее роль в обществе и культуре

Исторически философское знание представляет собой систему различных концепций и направлений. Авторские философские концепции являются либо развитием, продолжением друг друга, либо они противоречат друг другу, т.е. представляют полярные точки зрения. Разнообразие авторских концепций и философских направлений характеризуют философию не как догматическое, а как многообразное, многозначное, плюралистическое знание. Но, несмотря на плюрализм философского знания, в нем сохраняется определенная преемственность, объединяющая философские концепции в те или иные направления. В структуре философии можно выделить некоторые наиболее значимые философские направления:
* Материализм;
* Идеализм, как сопрягаемое с материализмом и противоположное ему направление;
* Эмпиризм;
* Рационализм;
* Сенсуализм;
* Иррационализм и другие.
Внутри этих крупных течений, в свою очередь, выделяются философские направления, отличные друг от друга по ряду оснований. Например, иррационализм включает в себя учение Шопенгауэра, "философию жизни", экзистенциализм или "философию существования", интуитивизм, те или иные концепции религиозной философии и ряд других.
Материализм так же не был однородным: античный, механистический, диалектический и пр. Идеализм - объективный, субъективный, религиозный...
Но, практически, все концепции и направления включали в себя и исследовали различные группы философских проблем, которые непосредственно и составляют части и разделы философского знания, представляющие структуру современной философии:
1. Учение о бытии - или онтология (с греч. онтос - сущее, бытие; логос - учение). Она включает в себя вопросы о систематизирующих первоначалах бытия, учение о едином, о сущем бытия, о его первопринципах. Античная философия начиналась с онтологии: древние искали основу мироздания. Милетцы (представители милетской школы) видели первоначало, основу бытия в природных стихиях: Фалес - в воде, Анаксимен - в воздухе, Гераклит - в огне ("огнелогосе"). Эмпедокл из Акраганта - сразу в четырех элементах: воде, воздухе, земле и огне. Другие стремились универсализировать первоначало: Пифагор считал им число, Анаксимандр - апейрон, Анаксагор - гомеомерии (элементарные, мельчайшие семена вещей), Демокрит и Эпикур - атомы (неделимые мельчайшие частицы), Платон - идеи (мир идей-эйдосов). Продолжая этот ряд далее античности, также можно обнаружить разнообразие, множество принятых оснований, которые выстраивали онтологию в той или иной конкретной философии. Например, у Декарта - два основания: материальное (протяженное) и духовное (мыслящее), а у Спинозы - только материальное (природа); у Лейбница - множество монад, а у Фихте - субъективное "Я"; у Гегеля - Абсолютная Идея, а у Шопенгауэра - Мировая воля; у Маркса и Энгельса - материя и экономические отношения; в экзистенциализме (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю, Бердяев) - свобода; в религиозной философии - Бог. В принципе, все многообразие этих онтологических оснований можно свести, упрощая, всего к двум, определяющим то или иное учение, ту или иную позицию: материальные основания - и, следовательно, материалистическая (или близкая к ней) философия и духовные (идеальные) основания - и, следовательно, идеалистическая философия.
2. Учение о познании - гносеология (эпистемология) или теория познания (от "гносис" - знание). Философская теория, которая рассматривает границы и возможности человеческого познания, а также пути и формы познавательной деятельности. Гносеологию интересуют вопросы истинности наших знаний, критерии истинности, различные точки зрения по этим вопросам - главная проблема гносеологии и эпистемологии в частности; особенности социального, научного, вненаучного и других видов знания.
3. Учение о методах человеческой деятельности - методология. Она включает в себя взгляды на общие способы и подходы человека к действительности. Методология выделяет два основных философских метода: диалектический и антидиалектический (метафизический), которые разрабатывались в философии, начиная с античности. Кроме этого, методология включает в себя учение и о других, общенаучных принципах и методах подхода человека к действительности, которые нередко так же разрабатывались, в том числе и философией. Например:
* принцип системности;
* принцип причинности (казуальности);
* принцип всеобщности и различия (отношения общего и единичного, общего и отдельного, части и целого).
* принцип всеобщей взаимосвязи (явление и сущность, возможность и действительность, содержание и форма, необходимость и случайность) и др.
Методология рассматривает и такие подходы, как:
* эволюционный и революционный;
* прогрессивный и регрессивный;
* исторический и логический и другие.
4. Учение о человеке - философская антропология (от греч. "антропос" - человек) и учение о ценностях - аксиология (от греч. "аксио" - ценность). Философская антропология и аксиология - это специфические и важнейшие части философского знания. Они занимаются анализом проблем человека, его природы и сущности, образом его жизни, поисками главных ориентиров человеческой деятельности. Анализируют ценностные ориентации человека и включают в себя учение о таких ценностях, как свобода личности, смысл бытия и смысл жизни, счастье, любовь, судьба, смерть и бессмертие, красота, добро, нравственность в целом. Они дают установку на иерархию ценностей. Специфические философские дисциплины - этика и эстетика предназначены заниматься духовным миром человека, являются антропологическим и аксиологическим знанием о нем.
5. Учение об обществе - философская социология и философия истории. Философию здесь интересуют общие законы развития общества и взаимоотношения человека с обществом. Она исследует историю с точки зрения перспектив развития, будущего человечества. Анализ прогрессивного и регрессивного развития, цель и назначение истории, соотношение понятий "цивилизация" и "культура" - некоторый круг проблем этих разделов философии.
Современная философия, как общемировоззренческое и общеметодологическое знание, многогранна и плюралистична - с философской точки зрения можно рассмотреть любую сферу человеческой деятельности и человеческого бытия. Поэтому в структуру философского знания, помимо перечисленных разделов, включают и другие виды философских исследований:
* Философию естествознания (философию науки и техники);
* Философию религии (не совпадающую с религиоведением);
* Философию истории (в более развернутом виде как отдельную дисциплину);
* Философию искусства;
* Эстетику - в целом философские учения о красоте, о прекрасном;
* Этику - философию морали и нравственности;
* Историю философии, изучаемую как отдельную дисциплину.
Ряд других, которые сложились как потребность развития современного знания, к примеру: философия бизнеса, философия образования, философия науки и техники и пр.
Роль и функции философии. Философия характеризуется многофункциональностью. Посредством ее функций раскрывается роль философии и ее значение для человека и общества.
Выделяют разные функции, но наиболее значимыми можно назвать следующие:
Мировоззренческая. Философия - это мировоззренческое знание; оно помогает формировать мировоззрение в целом и выполняет роль ядра и систематизирующего фактора мировоззрения.
Методологическая. Философия выступает общим методом для других видов и форм знания. Философия разрабатывает и предлагает наиболее приемлемые и рациональные способы и подходы человека к действительности, выступает общей духовной базой для частных видов знания и человеческой деятельности.
Гносеологическая. Философия формирует способ познавательного отношения человека к миру. Она дает общие установки на познание, разъясняет смысл основных понятий познавательной деятельности. Через философию человек познает не только и не столько конкретный мир, а существующие способы отношения человека к миру как культурные феномены разных эпох. Философия совершенствует мыслительную деятельность, оттачивает сам механизм мышления, пополняет понятийный аппарат, что также способствует повышению культуры мышления.
Ценностно-ориентирующая. Философия приобщает человека к миру духовных ценностей. Она не только дает знание о ценностях, но еще и направляет (ориентирует) человека в мире ценностей, ориентирует его на высшие человеческие ценности, предоставляет ему более широкое и аргументированное поле для выбора своей системы ценностей, определения смысложизненной позиции.
Критически-преобразующая. Философия должна учить человека сомневаться, критически оценивать себя и действительность. Должна учить ставить жизнесмысловые вопросы. Философия - это всегда сомнение, размышление, вопрос, а не точка, не истина в последней инстанции. Плюрализм философии создает для думающего человека возможность иметь разнообразие взглядов на ту или иную проблему и возможность выбора для себя своей собственной позиции. Под преобразованием философия, прежде всего, имеет в виду преобразование в своей собственной душе, в своих помыслах и оценках, совершенствование себя в личностном плане. Как говорил Н. Бердяев: будет лучше человек, лучше будет и общество.
Культурологическая. Философия не просто часть культуры, а главное сосредоточение духовной культуры. Постигая философию, человек познает и взращивает в себе и окружающем мире культуру, т.е. духовно развивается сам и увеличивает духовность бытия.


1.3. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения

Философия - мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие "философия". Философия - лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно - мифологический и религиозный типы мировоззрения.








Философия выступает как вершина (квинтэссенция) мировоззрения и одновременно как его ядро. Она приводит мировоззрение в систему, теоретизирует его.
Философия выполняет и роль фундамента мировоззрения.
В философской литературе выделяются три крупные исторические формы или типы мировоззрения:
* Мифологическое (религиозно-мифологическое)
* Религиозное
* Философское
Все они соответствовали определенным историческим периодам развития человечества: мифологическое было самым первым, самым ранним самоопределением человека в мире. Религиозное (монотеистическое) в современном уже виде возникало практически наряду с философским (немецкий философ К.Ясперс назвал этот период "осевым временем" истории и культуры). Но вместе с тем, все эти типы мировоззрения в той или иной форме присутствуют и в современной духовной культуре в явном (религия) или снятом (мифология) виде.
Сущностью мифологического мировоззрения является, прежде всего, иллюзорность восприятия бытия, и если такая иллюзорность существует в практике людей, то можно говорить о наличии мифологического мировоззрения, хотя, в целом, историческое время его прошло. Мировоззрение не формируется специально профессионалами, оно формируется в процессе жизнедеятельности человека и общества объективно как результат различных влияний и активной избирательности самого человека, хотя и профессиональные философы все же вносят определенный субъективный момент в формирование мировоззрения. Мировоззрение - это социально-историческое явление, возникающее с появлением человечества. Оно не просто является частью его культуры, а выражает ее суть. Процесс выработки мировоззрения представляет общественную потребность: осознание человеком и человечеством мира, в котором он живет, самого себя и своего места в этом мире. Без осознания хода жизни, ее дальнейших перспектив, просто, невозможно куда-либо двигаться, поэтому одной из основных составляющих мировоззрения выступают его ценностные аспекты.
Мировоззрение - это определенная система наиболее общих взглядов человека на мир, на самого себя, на цели и пути исторического развития. Поэтому, будучи системой взглядов, мировоззрение включает в себя не все взгляды, а лишь основополагающие, принципиальные, которые наиболее постоянны и не подвержены сиюминутным изменениям.
Теория формирования личности считает, что основные черты мировоззренческих ориентаций начинают складываться с 2-3-летнего возраста. К 5-7 годам уже устанавливается некоторая определенность, индивидуальность мироощущения и мировосприятия.
Можно выделить несколько важнейших компонентов мировоззрения. Эти компоненты характеризуют три главных момента деятельности человека. Для того, что успешно действовать, человек должен: а) знать, как нужно делать; б) хотеть (желать) именно это и именно так делать, и в) уметь достигать желаемого. Знания, воля и практика - только при сочетании всех этих компонентов человек может реализовать свое мировоззрение.
Можно выделить следующие некоторые структурные элементы мировоззрения:
1. Теоретико-познавательный компонент.
Мировоззрение - это, прежде всего, знание. Оно складывается из системы повседневных или обыденных, научно-технических, профессиональных, социальных и прочих знаний. Познавательный компонент формирует у человека наличие конкретно-научной и универсальной картин мира. Мировоззрение как знание систематизирует не только личные, индивидуальные знания, но и общественные достижения, включает весь человеческий опыт познавательной деятельности.
2. Ценностно-нормативный компонент.
Одним из назначений мировоззрения является не только то, чтобы человек опирался на какие-то знания, а главное то, чтобы человек руководствовался какими-то социальными, общественными регуляторами, чтобы он не выпадал из системы своей эпохи и достижений общечеловеческой культуры. Поэтому важнейшими элементами мировоззрения являются убеждения, ценности, идеалы, которые непосредственно и определяют практическую направленность человека.
Ценность - это свойство вещи или явления, которое может удовлетворить потребности человека в чем-либо, которое оценивается человеком как важнейший предмет или отношение для его деятельности. Ценность то, к чему человек стремится больше всего. Без системы ценностей не может быть никакого мировоззрения. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе выстраивается в определенную иерархию ценностей, которая в течении жизни может неоднократно меняться, но всегда существует.
Следствием устойчивой, повторяющийся оценки человеком своих связей с другими людьми являются нормы. Моральные, религиозные, правовые, политические нормы регулируют взаимоотношения между людьми в обществе и являются практическим выражением мировоззрения как личности, так и общества. Мировоззрение определяет и формирует принципы поведения, установки и ориентации человека и общества. Образно можно сказать, что мировоззрение - это "призма" духовной жизни человека и общества, отражающая их суть.
3. Морально-волевой компонент.
Мировоззрение - это система не только знаний, но и система эмоционального отношения к миру. Кроме интеллектуального освоения действительности, человеку необходимо освоить мир эмоционально. Мировоззрение включает не только разум ума, но и "разум сердца". Разум сердца - это перевод интеллектуальных знаний на уровень моральных принципов, на уровень нравственности и доброй воли. Морально-волевой компонент позволяет определить свое место в мире и свое отношение к другим людям. Кроме того, он включает и наличие психологической готовности поступать определенным образом.
4. Практически-действенный (праксеологический) компонент.
Мировоззрение считается сформированным, когда оно выступает как руководство к деятельности. Именно по поступкам и действиям можно судить о мировоззрении: его содержании, главных принципах. Даже, если по своему характеру человек пассивен (т.е. больше направлен на созерцание, чем на созидание), мировоззрение все равно будет определять линию поведения и тип поступков.
Таким образом, мировоззрение - это система и совокупность теоретических взглядов, оценок, норм, установок, ориентаций и др. составляющих, эмоционально, интеллектуально и психологически определяющих отношение человека к миру и самому себе и выступающих в качестве регуляторов человеческой деятельности.
По характеру формирования и способу функционирования можно выделить следующие уровни мировоззрения:
Житейско-практический. К нему относится житейская философия. Она формируется под влиянием обыденной практики и жизни человека, основывается преимущественно на личном опыте, на семейном воспитании. Житейская философия неоднородна и необщезначима, как неоднородны ее носители. На формирование этого уровня оказывают влияние разные факторы: национальная принадлежность человека, его религиозные установки, его профессиональная деятельность, обычаи и традиции, уровень личностного развития и другие. Житейская философия характеризуется стихийностью, бессистемностью, узостью суждений. Часто функционирует на уровне поверхностного мнения, расхожих стереотипов, слухов, сплетен, снобизма, психологических особенностей отдельного индивида.
Теоретический уровень. Житейско-практическое мировоззрение может дополняться и, как правило, дополняется теоретическим уровнем и теоретической философией. Теоретический уровень отличается большей системностью, определенной направленностью. Такое мировоззрение уже может претендовать на теоретическую обоснованность и относительную истинность. Мировоззрение и философия на теоретическом уровне "живут" в системе понятий и, в отличие от житейско-практического, сами представляют собой систему понятий, являющую более или менее законченные концепции.
В мировоззрении также можно выделить индивидуальный уровень и уровень общественного сознания. Оно может представлять научный и ненаучный, религиозный и антирелигиозный характер, и другие особенности.

1.4. Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения

Моральное сознание является стержнем сознания человека как личности. Моральное сознание, прежде всего, является предметом изучения этики (как философской дисциплины) и психологии.
Психология и философия считают моральное сознание не только важнейшим элементом мировоззрения, а его главным стержнем. Чем же характеризуется моральное сознание? Основным содержанием морального сознания и предметом философии морали является определение и анализ их главных понятий - добра и зла. Добро и зло, их взаимодействие - основная дилемма морального сознания. На основе решения этой дилеммы осуществляется нравственный выбор и строится линия поведения. Дилемма добра и зла заключается, прежде всего, в неоднозначности и противоречивости этих понятий и выражена, главным образом, следующими проблемами:
* Каковы границы добра и зла? Могут ли эти понятия меняться местами?
* Почему зло более "выпукло" в реальном воплощении и, иногда, более привлекательно, а добро так робко? Почему кажется, что зла в мире больше, чем добра?
* Можно ли вообще избежать зла? Почему Бог - всеблагой, всесильный, милосердный и т.д. допускает зло в мире?
* Имеют ли место добро и зло вне человеческих отношений?
Ряд подобных вопросов можно было бы продолжить.
Дилемма добра и зла включает и характеристику таких понятий морального сознания, как: совесть, честь, порядочность, достоинство, ответственность и др. и их противоположных двойников. Деятельность морального сознания настолько сложна, что даже в бесспорных, на первый взгляд, оценках можно "наломать много дров". У одного из известнейших писателей-фантастов Айзека Азимова как-то была высказана мысль о том, что не следует совершать ошибок из-за излишнего рвения соблюсти все моральные устои, а Н. Бердяев писал, что "ничего нет более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо".
В большинстве философских систем и в современном общественном сознании человеческая жизнь объявляется высшей социально-нравственной ценностью. Такая позиция свидетельствует о том, что общество достигло в своем духовном развитии достаточно высокого уровня, но дилемма добра и зла побуждает задать вопрос: всегда ли и любая ли человеческая жизнь достойна сохранения? Или такой вопрос вообще некорректен и даже кощунственен? Ответы на эти вопросы, действительно, восходят к общефилософскому пониманию добра и зла. Например, в ряде стран разрешена эвтаназия. Эвтаназией называют помощь в безболезненном уходе из жизни смертельно больному человеку, но ведь в таком случае жизнь прерывается искусственно, а это приравнивается к убийству. Как быть в этом случае: что здесь добро, а что - зло? И не совершим ли мы больше зла, чем добра, если разрешим и узаконим эвтаназию? А смертная казнь как уголовное наказание в законодательстве? Российское общество здесь практически пополам раскололось в решении: за и против.
Самым главным и самым сложным вопросом морального сознания является определение границ добра и зла. Мудрец - это тот, кто умеет правильно их определять, кто видит, где добро перестает быть добром и переходит в свою противоположность - в зло.
Моральное сознание вырабатывает некоторые константы, т.е. общезначимые нравственные ценности. Одной из таких констант является "золотое правило" нравственности, одна из формулировок которого - "поступай по отношению к другому так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе". "Золотое правило" нравственности И. Кант включил в понятие "категорического императива" как обязательного морального требования, предъявляемого к человеку с позиций морали. Категорический императив - нравственный закон. Он характеризует мораль как исключительно бескорыстное служение добру. Если моральное сознание человека основывается на таком принципе, то и все мировоззрение человека принимает определенную гуманистическую направленность. Если же человек отбрасывает эти моральные принципы, а тем более вообще не включает подобные нормы в свою практику, то и мировоззрение в целом принимает совершенно другой характер.
Роль философского мировоззрения заключается в том, чтобы познакомить человека с разными этическими установками и взглядами, расширить поле его морального сознания для свободного и осознанного поведения. Философия не навязывает своего теоретического опыта. Она лишь задает вопросы и подводит человека к ним, оставляя за человеком право критически подойти к их решению.

страница 1
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign