LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

непостижимому при наших нравах порыву,
Психея и Нарцисс согласятся принадлежать
друг другу лишь после того, как по очереди
вступят в связь с каждым из 20 соискателей,
благородная самопожертвенность двух
влюбленных, лишающих себя близости ради
друзей, станет столь же почетной, как
презренна обычная проституция. Но какие,
собственно говоря, мотивы могут побудить
наших влюбленных принести себя в жертву
удовольствию сограждан? Это и будет
объяснено при разборе степеней любви или
чистого в высшей степени чувства. А до
этого признаем, что современной любви чужда
эта прямая и либеральная направленность, и
она развивается в прямо противоположном,
эгоистическом направлении. Об этом будущем
нововведении мы рассуждаем, как ребенок 10
лет, утверждающий, что, ухаживая за
женщинами и девушками, его старший брат
поступает очень глупо и что гораздо больше
удовольствия заключено в игре с мраморными
шарами; такому ребенку обычно отвечают, что
когда ему будет 20 лет, он запоет по-
другому и будет предпочитать дам своим
детским играм, на что он улыбается только
снисходительной улыбкой. Столь же мало
понимают в этих делах цивилизованные люди,
кичащиеся своей эгоистической любовью. В
ней, не спорю, есть свое очарование, и
немалое, но зная неизвестную цивилизованным
теорию движения, я вправе заверить их, что
гармония посеет семена либерализма в
вопросах любви, которые будут развиваться в
направлении, противоположном развитию наших
нравов. Это даст ангелическим парам и тем,
с кем они вступают в связь, возможность
возвышенного и святого опьянения, высокого

51

сладострастия, столь же превосходящего наш
нынешний эгоизм, сколь очарование юношеской
любви превосходит игры мальчишек 10 лет.
А если добавить, что в устройстве,
которое я собираюсь описать, эгоистическая
или цивилизованная любовь будет разрешена
всеми на совершенно законном основании,
станет очевидным, что новое устройство,
которое введет зародыш всеобщей связи и
удовлетворения, является воистину
божественным и что мы жестоко ошибались,
принимая за божественную страсть современ-
ный способ любви или исключительную,
нелиберальную любовь, склонность чисто
человеческую, исполненную эгоизма и отме-
ченную печатью порока, свидетельствующую об
отсутствии божественного духа.






















52



ФРИДРИХ ШЛЕГЕЛЬ



ИЗ "ЛЮЦИНДЫ"*1

Женский дух, как и женское платье, имеет
перед мужским то преимущество, что может
одним-единственным смелым сочетанием
преодолеть все предрассудки культуры и
гражданской условности и оказаться, одним
рывком, в состоянии невинности, в самом
лоне природы.
К кому же тогда может обратиться риторика
любви со своей апологией природы и
невинности, если не к женщинам, в нежных
сердцах которых глубоко затаен священный
огонь божественного наслаждения, - и
никогда не гаснет он совсем, как бы сильно
он ни был запущен и осквернен? Затем,
конечно, также и к юношам, к мужчинам,
которые остались еще юными. Но между ними
нужно сделать большое различие. Всех юношей
можно разделить на имеющих то, что Дидро
называет ощущением плоти, и не имеющих его.
Редкостный дар! Многие талантливые
проницательные живописцы тщетно всю свою
жизнь стремятся обрести его, и многие
виртуозы мужественности окончили жизненный
путь свой, так и не получив об этом ни
малейшего представления. Обычным путем
этого не достичь. Либертэн, может, и умеет
____________________
* Перевод А.Судакова по изданию: Schlegel
F. Lucinde. Munchen: Dietrich, 1918. 1.
25-27, 27-28,93-95.

53

развязывать поясок с некоторым подобием
эстетического вкуса, но тому
художественному чувству сладострастия,
которое только и делает мужскую силу
красотой, - только любовь может научить
юношу. Это электричество чувства, и при
этом душа тихо, молчаливо внемлет, внешне
же все как-то явственно прозрачно, как в
тех светлых точках на живописных полотнах,
которые так живо чувствует глаз. Это
чудесное смешение и гармония всех чувств, -
так ведь и в музыке есть совершенно
безыскусные, чистые, глубокие акценты, -
ухо человеческое, кажется, не просто
слышит, а воистину пьет их, если душа
жаждет любви. Но вообще-то ощущение плоти
не поддается дальнейшему определению. В
этом нет необходимости. Довольно того, что
для юношей оно есть первая степень
искусства любви, хотя оно - врожденное
дарование женщин, благосклонностью и
милостью которых его только и могут узнать
и воспитать в себе юноши. С теми
несчастными, кому оно неведомо, не следует
и говорить о любви, - ибо у мужчины от
природы есть хотя и потребность в любви, но
не предчувствие ее.
Вторая степень уже заключает в себе нечто
мистическое, и, как всякий идеал, она легко
может показаться противоразумною. Мужчина,
который не может утолить и удовлетворить
внутреннего желания его возлюбленной, -
такой мужчина не умеет быть тем, чем он
является и должен являться. Он, собственно
говоря, бессилен, и не может заключить
действительного брака. Хотя и наибольшая
конечная величина исчезает пред
бесконечностью, а поэтому одной лишь силой

54

проблему при всем желании не решить. Но кто
имеет фантазию, тот может научить фантазии,
и где она есть, там влюбленные с охотою
терпят временные лишения ради того, чтобы
быть потом щедрыми и расточительными в
своем чувстве; их путь ведет в глубины
души, их цель - интенсивная бесконечность,
неразделимость без меры и числа, - да им,
собственно, и незачем в чем-либо нуждаться,
- это волшебство может заменить им все. Не
молчите об этих таинствах! Третья и высшая
степень искусства любви есть постоянное
чувство гармонического тепла. Юноша,
постигший это, любит уже не только как
мужчина, но одновременно и как женщина.
Человеческая сущность в нем достигла
совершенства, и он взошел на вершину жизни.
Ибо очевидно, что мужчины от природы лишь
горячи или холодны; тепло в них нужно ещё
только воспитать. Но женщины от природы
теплы чувством и духом, и чувствительны ко
всякого рода теплу...
Среди них (женщин) нет непосвященных; ибо
каждая уже всецело таит в себе любовь,
неисчерпаемую сущность которой мы, юноши,
можем лишь понемногу постигать и постепенно
ей учиться. Раскрыта ли она уже в них или
только в зачатке, - это все равно...
Поэтому в женской любви нет степеней и
ступеней воспитания, нет вообще ничего
всеобщего; но сколько индивидов, столько же
неповторимых видов любви...







55



Метаморфозы

В сладком покое дремлет ребяческий дух, и
поцелуй влюбленной богини будит в нем лишь
неясные мечты. Роза стыдливости расцветает
на щеках его, он улыбается и, кажется,
раскрывает уста, но он не проснулся и не
знает, что с ним происходит. Лишь когда
прелести внешней жизни, умножены и усилены
внутренним отзвуком, пронизают все его
могущество, - открывает он глаза свои и
смотрит, торжествуя, на солнце, и
вспоминает теперь тот волшебный мир, что
увидел он в лунном мерцании. Удивительный
голос, разбудивший его, все еще звучит в
нем, но звучит теперь вместо ответа от
внешних предметов; и если он с детскою
застенчивостью стремится убежать от тайны
своего существования, с милым любопытством
взыскуя неизвестного, - всюду слышит он
лишь отзвук собственного своего томления.
Так и в зеркале реки глаз видит лишь
отражение синего неба, зеленых берегов,
качающихся деревьев и лица самого погружен-
ного в себя созерцателя. Если душа, полна
бессознательной любви, находит там, где
надеялась встретить любовь ответную, лишь
самое себя, - она замирает от изумления. Но
вскоре человек уж снова дает себя привлечь
и обмануть волшебству созерцания, чтобы
любить свою тень. Тогда наступает момент
прелести: душа вновь создает над собою
покров и вдыхает последнее дуновение
совершенства очертаний. Дух теряется и
блуждает в ясных своих глубинах и, подобно
Нарциссу, вновь находит себя в цветке.

56

Но любовь выше прелести, - и как скоро
бесплодно увял бы цвет красоты без
дополняющего творчества ответного чувства!
Этот момент, поцелуй Амура и Психеи, есть
роза жизни, - Вдохновенная Диотима2 открыла
своему Сократу лишь половину тайн любви.
Любовь есть не только молчаливое желание
бесконечности, - она есть также святое
наслаждение прекрасным настоящим. Она есть
не просто смешение, переход от смертного к
бессмертному, - она есть их полное
единство. Есть чистая любовь, неделимое и
простое чувство без малейших помех беспо-
койных стремлений. Всякий дает лишь то, что
сам получает, - как один, так же и другой,
- все равно, цельно и в себе совершенно в
вечном поцелуе божественных детей.
Магия радости растопит великий хаос
соперничающих форм в гармоническое море
забвения... Вовсе не ненависть, как говорят
мудрецы, а любовь разделяет существа и
творит этот мир, и лишь в ее свете можно
найти и увидеть его. Лишь в ответе своего
Ты может всякое Я полноценно ощутить свою
бесконечность. Тогда рассудок человеческий
жаждет раскрыть в себе глубинный зачаток
богоподобия, все ближе и ближе стремится к
цели и полон серьезности в созидании души,
как художник рядом со своим единственно
любимым творением. В мистериях созидания
дух видит игры и законы свободной воли и
жизни. Пигмалионово творение оживает, и
восхищенного творца охватывает радостный
трепет от сознания своего бессмертия, и
словно орел Ганимеда, возносит его
божественная надежда одним взмахом мощного
крыла на Олимп.


57



НОВАЛИС



АФОРИЗМЫ*

Всякий любимый нами
предмет есть
средоточие рая...
Миросоздания мало для
чувств проницательных;
только Любящим сердцем
спасен вечно стремя-
щийся дух.


София, или о женщинах

С любовью дело обстоит так же, как и с
философией - она является и должна являться
всем и каждым для всех. Итак, любовь есть
Я1 - идеал всякого устремления.
Ты есть лишь только с тем, что любишь ты.
Потребность в любви уже выдает в нас
известное раздвоение. Потребность всегда
выдает слабость.
С любовью обстоит так же, как с
убеждениями - сколь многие полагают, что
убеждены в чем-либо, а на деле не убеждены.
Только в истинном можно быть действительно
убежденным; только милое можно
действительно любить.

____________________
* Novalis. Briefe und Werke. Bd. 3.
B., 1943. Перевод А.Судакова.

58

Все достойное любви есть предмет (вещь).
- Бесконечно достойное любви есть
бесконечная вещь - нечто такое, что можно
обрести лишь непрестанной, бесконечной
деятельностью. Лишь вещью можно обладать.
Любовь есть конечная цель мировой истории
- вселенское Аминь.
Объятие есть дифиранб среди всех
чувственных действий. Следовательно, и
оценивать его нужно по законам его природы.
Упоение чувств так же относится к любви,
как сон относится к бодрствованию.
Учение о духах. Подлинная невинность -
есть абсолютная эластичность - ее не
одолеть.
Всякое очарование есть искусственно
вызванное безумие. Всякая страсть есть
очарование. Всякая привлекательная девушка
- более реальная чаровница, чем обычно
думают.
Этика. Всякой добродетели соответствует
специфическая невинность. Невинность есть
моральный инстинкт. Добродетель есть проза,
невинность - поэзия. Грубая невинность;
образованная невинность - добродетель
должна вновь исчезнуть и стать невинностью;
Иметь склонности и быть их господином
похвальнее, чем избегать склонностей.
Мужчина полагает себя всегда в качестве
объекта, женщина - в качестве субъекта.
Мужчина должен превращать свои ощущения в
понятия, женщина же - свои понятия в
ощущения. Его не обманет понятие, ее -
ощущение.
Прекрасная тайна женщин, делающая их
столь несказанно привлекательными, есть
предчувствие материнства, предугадание
будущего мира, который дремлет в ней и

59

развернется из чрева ее. Она есть самая
удачная аллегория будущего.
Любовь возникла вместе с женщинами, а
женщины - вместе с любовью, - поэтому-то
нельзя понять одно без другого. Кто хочет
найти женщин, которые бы не любили, и
любовь без женщин, тот поступает подобно
философам, рассматривавшим влечение помимо
объекта, а объект - без влечения, и не
усмотревшим единства обоих понятий в
понятии действия.
Брак есть высшее таинство. Брак у нас
стал популяризированным таинством.
Печально, что у нас есть лишь выбор между
браком и одиночеством. Это ведь крайности,
- но как мало людей способны на
действительный брак, - сколь немногие могут
также вынести одиночество. - Есть самые
разные способы соединения. Бесконечное
соединение есть брак. - Является ли женщина
целью мужчины, и является ли она сама
бесцельною?
Брак обозначает собою новую, высшую эпоху
любви, - любовь общения - любовь
принуждения - живую любовь. Философия
возникает вместе с браком.
Гамизм2 есть основа патриотизма.
Всякое неправое действие, всякое
недостойное восприятие есть неверность
своей любимой - есть прелюбодеяние.
Страстная теплота - страстная холодность.

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign