LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 32
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

классической философией. Агапе, боже-
ственная любовь, примиряет и опосредствует
противоречия земного опыта любви. Будучи
философом ХХ века и понимая неизбывный
трагизм человеческого существования, он
видит их примирение лишь в Царстве Божием,
то есть не в действительности, а в
мысленном идеале. В настоящую публикацию
входит фрагмент, в котором рассматривается
сущность высшего качества любви, непосред-
ственно связанного с Богом. Хотя эта

304

сторона концепции Тиллиха и неприемлема для
атеистического сознания, его мысли
позволяют глубже и полнее осознать реальные
противоречия любви и тем будут интересны
читателю.
Онтологическое понимание любви лежит и в
основе этики Тиллиха, выступающей
продолжением христианской традиции. Он
глубоко убежден в исключительной моральной
ценности любви в меняющемся мире, где
нравственные нормы обнаруживают свой
относительный характер. П.Тиллих пишет:
"Только любовь может меняться в
соответствии с конкретными требованиями
всякой индивидуальной и социальной
ситуации, не теряя при этом своего вечного
характера, а также непреходящего
достоинства и безусловной ценности"*.


1. См.: Спиноза Б. Этика. М.;Л., 1932.
С. 216.
2. См.: Мр. 12, 29-З1; Левит 19, 18;
Второзак. 6, 4-5.
3. Для обозначения качеств любви П.Тиллих
использует древнегреческие слова-синонимы,
обозначающие различные оттенки любви.
Эпифюмия - вожделение, чувственное
влечение, страстное желание, томление. В
русск.церковном переводе Библии это слово
переводится как "похоть", в латинском
переводе Библии - concupiscetntia. П.Тиллих
использует его как синоним латинского слова
"либидо" и рассматривает как "vital drive"
____________________
* Tillich P. The protestant Era.
Chicago: The Univ. of Press, 1963.
P. 155.

305

(Tillich P. A history of Christian thought
from it's Judaic and Hellenistic Origins to
Existenzialism. N.Y., 1968. P. 497).
Эрос - стихийная, страстная любовь, часто
включающая момент преклонения перед
объектом любви. Эрос - бог любви в
древнегреческой мифологии. П.Тиллих
рассматривает эрос как творческую любовь к
добру, истине и красоте, осуществляющую
себя прежде всего в сфере культуры (ibid).
Филия - любовь - дружба, предполагающая
глубокую приязнь, близость и простоту в
отношениях. Древнегреческое слово (друг)
происходит от местоимения "свой". П.Тиллих
также трактует это качество любви (ibid).
Агапе - впервые широко используется в
Новом Завете с целью избежать употребления
слова "эрос". Оно применялось для
обозначения общей трапезы у ранних
христиан. Агапе - это христианская любовь к
"ближнему". По мнению Тиллиха, в ее основе
- благосклонное отношение к личности,
опирающееся на принцип справедливости
(ibid).
4. См., например: Кьеркегор С.
Наслаждение и долг. 1894. С. 296.
5. См.: Фрейд З. Избранное. Лондон, 1969.
Т. 1. С. 25, 48-49, 74-75. Тиллих
обоснованно критикует теорию либидо Фрейда
за натурализм. Однако сам Фрейд считал
вопрос о природе первичных побуждений более
сложным, чем это представляется П.Тиллиху.
Взгляды З. Фрейда на указанную проблему в
работе "По ту сторону принципа наслаждения"
(Там же. С. 23-75).
6. Действительно, С.Кьеркегор не
утверждал, что эстетическая, этическая и
религиозная стадии должны последовательно

306

сменять друг друга в развитии личности.
Личность сама выбирает какое начало в ее
жизни является господствующим - этическое,
эстетическое или религиозное. Кроме того,
выбрав, например, этическое начало, человек
может сохранить для себя относительную
значимость эстетического. См., например:
Кьеркегор С. Наслаждение и долг. С. 248-
249.
7. Аристотель. Никомахова
этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4.
М., 1984. С. 229-231.
8. Здесь под глубинной психологией
П.Тиллих имеет в виду прежде всего идеи
З.Фрейда и его последователей. Из всех
представителей этой школы ему наиболее
близки были воззрения К.-Г.Юнга.
9. Здесь и далее П.Тиллих развивает свою
концепцию любви с точки зрения христианской
эсхатологии, то есть конечных судеб
человечества и души каждого отдельного
человека. Согласно этим воззрениям, в конце
истории после Страшного Суда в новом
творении Бога на земле возникает невидимое
до тех пор Царство Божие (см. Мф. 6, 10;
16, 28; Мр. 9.1; Лк. 9,27 и т.д.). С жизнью
вечной П.Тиллих связывает окончательное
преодоление отчуждения человека от Бога и
от своей собственной сущности, и,
следовательно, примирение противоречий
любви. Однако, согласно Тиллиху, человек
сохраняет связь с основой своего бытия и в
земной жизни и частично реализует в ней
свое вечное предназначение. Это
соответствует другому аспекту евангельского
понимания Царства Божия: "как
наличествующего в нас самих в настоящем"
(См. : МР. 17, 21).

307

10. Платон. Пир // Платон. Соч.: В З т.
Т. 2. М., 1970. С. 133-134, 136-143.
11. См.: Fromm E. Escape from Freedom.
Dicus boors. 1965. P. 180.


ЖОРЖ БАТАЙ

Экономист, философ, но также специалист
по архивам и нумизматике, палеоисторик,
этнолог, но также эротический автор и
редактор журналов, сюрреалист и поклонник
де Сада - это еще далеко не все, что можно
сказать о Жорже Батае (1897-1962).
Ускользать от определения относится,
пожалуй, к сущности того, что делал этот
человек. Уклоняясь от определения, он
постоянно ускользал также от отождествления
с тем, что он делал, от авторства как
маски, прирастание которой делает писателем
или философом, экономистом или архивари-
усом. Главное здесь: не быть тем, другим и
третьим - одновременно.
В основе творчества Батая лежит
"инцестуозное" прочтение Гегеля и Ницше
(одного как другого и наоборот). Господин,
по Гегелю, - тот, кто рискует жизнью; это
такое для-себя, которое не привязывается к
конкретному здесь-бытию, хотя остается
привязанным к истории, труду, к тем, кто
трудится и производит смысл. Самосознание
господина остается продуктом его признания
в движении истории и опосредования
произведенными Другим вещами. По замечанию
Жака Деррида, "сохранять жизнь,
поддерживать себя в ней, работать, от-
кладывать удовольствие... относиться к
смерти с уважением в тот самый момент,

308

когда ей надо заглянуть в лицо - таково
рабское условие господства и истории,
которую оно делает возможным"*. Этому миру
внеположна только абстрактная негативность
непосредственной смерти.
Здесь, в этом пункте, Батай делает свой
основной философский ход (ход, который,
правда, катапультирует его за пределы
философии): он объявляет абсолютную
негативность смерти, экстаза, желания без
цели, эроса и т.д. чистой позитивностью до
представления или суверенностью.
Суверенность, утверждает он, внеположна
знанию как миру опосредования и
воспризнания.
Суверенность опирается на чистую
случайность, это философия без оснований, а
почему бы в таком случае не эротическая
литература (Батай с гордостью называл себя
"порнографом") или не экономика чрезмерных
трат (потлач)?
Эти предварительные замечания нужны для
объяснения того, чем предлагаемый здесь
текст, "Аллилуйя", не является. Этот
написанный в 1946 году и опубликованный в
1947 году издателем Блэзо текст - не
литература как таковая, но также и
литература. В нем, как в геологическом
срезе, прочитываются различные "лики"
Батая: сюрреалистическое письмо с его
"поэтизмами", ницшеанская афористичность,
логика желания без цели, этнология
необмениваемого "дара". Один из законов
этого письма вне жанров, который хорошо
выполняется как раз в "Аллилуйя", - не
____________________
* Derrida Y. L'Ecritura et la differance.
P., 1967. P. 375.

309

стесняться банальностей и штампов, не
стремиться к оригинальности самовыражения.
Текст изобилует "романтизмами" и повторами,
за которыми образы уже практически
неразличимы. Он не ориентирован на удоволь-
ствие читателя. Текст такого рода как бы
хочет пробудить в нем децентрированное
периферийное зрение, связанное с
"неэстетической" необходимостью физически
изменяться. Об этом "катехизисе", как и о
других эротических текстах, можно говорить
как о текстах действия, точнее, как о
перформативных конструкциях. Единственный
интерес, который эти тексты еще могут
вызывать, неотделим от систематичности, с
которой они перечеркивают сами себя, не да-
вая "потребить" себя как продукт. Тем самым
они лишают нас приятного в пользу все
большего нагнетания чувства даже не
незавершенности, а незавершимости чего-то
более важного, чем мы сами.


















310




СОДЕРЖАНИЕ


Ибн Сина
Трактакт о любви верховного шейха, да
святится душа его!..................3

Аврелий Августин
О супружестве и похоти..................9

Шарль Фурье
Новый любовный мир.....................21

Фридрих Шлегель
Из "Люцинды"...........................33

Новалис
Афоризмы...............................37

Артур Шопенгауэр
Метафизика половой любви...............40

Георг Зиммель
Фрагмент о любви.......................66

Макс Шелер
Ordo amoris............................77

С.Л.Франк
С нами бог............................101

М.де Унамуно
Любовь, боль, сострадание и личность
129
Пауль Тиллих
Любовь, сила и справедливость.........147

Жорж Батай
Аллилуйя. Катехизис Диануса...........158

ПРИМЕЧАНИЯ.............................173



Научное издание

ТРАКТАТЫ О ЛЮБВИ


Утверждено к печати Ученым советом
Института философии РАН

Составитель О.П.Зубец
Художник В.К.Кузнецов
Корректор Т.М.Романова


Лицензия ЛР ь 020831 от 12.10.93 г.


Подписано в печать с оригинал-макета
23.06.94.
Формат 60х84 1/16. Печать офсетная.
Гарнитура Таймс.
Усл.печ.л. 11,75. Уч.-изд.л. 11,67. Тираж
500 экз. Заказ ь 035.


Оригинал-макет подготовлен к печати в
Институте философии РАН
Оператор Н.Г.Новикова
Программист Е.Н.Платковская


Отпечатано в ЦОП Института философии РАН
119842, Москва, Волхонка, 14


??

??

??

??




1



<< Пред. стр.

страница 32
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign