LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 30
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

в акте письма одного из крупнейших
писателей. И это особенно хорошо видно на
примере "Нового любовного мира",
представшего нам через сто пятьдесят лет -
реализованной грезой.


ФРИДРИХ ШЛЕГЕЛЬ

Немецкий писатель, филолог, критик,
философ культуры. Родился 10.ОЗ.1772 года в
Ганновере. Учился в университетах
Геттингена и Лейпцига. Приват-доцент в
Берлине и Йене. В Йене вместе с братом
А.В.Шлегелем издавал программный журнал
романтической школы "Атенеум". С 1802 г.
приват-доцент в Париже. В 1808 г. обратился
в католичество, поступил на австрийскую
государственную службу. Принимал участие в
работе Венского конгресса. В 1820-1823 гг.
издавал консервативно-католический журнал
"Конкордия", из-за чего поссорился с
братом. Умер 11.01.1829 г. в Дрездене.
Основные произведения Шлегеля: "Об
изучении греческой поэзии" (1798), "История
поэзии греков и римлян" (1798), "Фрагменты"
(1797-1800), "Люцинда" (1799), "Аларкон"
(трагедия) (1802), "О языке и мудрости
индийцев" (1808), "История древней и новой
литературы" (1815), "Лекции о философии
жизни" (1828), "Лекции о философии истории"
(1828).

285

Будучи одним из теоретиков йенского
кружка романтиков, Шлегель отстаивал
ценность нового, романтического искусства,
в противовес античному, считая идеалом
"универсальную поэзию", стремящуюся к
бесконечному целому универсума,
незавершенную и незавершимую, сливающую в
себе воедино поэзию, философию, науку и
религию; в связи с этим говорил о "новой
мифологии". Центральным понятием его
эстетики было понятие иронии, выражающей
эту незавершенность и динамизм мира,
способствующей постоянному самовозвышению
творца над конечностью своего Я,
изображаемого предмета и поэтических
средств. Как философ исходил из учения
И.Г.Фихте, толкуя его в смысле эстетически
окрашенного пантеизма.
Роман о любви "Люцинда", из которого взят
публикуемый отрывок, замышлялся автором как
манифест нового, эмансипированного
представления об отношениях мужчины и
женщины. Современники же восприняли его
скорее как манифест неприличного,
аморального воззрения. То есть освобождение
любви от ветхого бремени предрассудков
бюргерская Германия закономерно сочла
освобождением человека от морали вообще.
Оно и понятно - для бюргеров всех времен и
народов совокупность традиций, привычек,
стереотипов общения, предрассудков и есть
мораль. Роман для своего жанра невелик, и
для исчерпывающего понимания взглядов
Шлегеля лучше было бы представить здесь его
целиком. Однако это противоречило бы нашему
жанру - жанру антологии. Философия любви
Шлегеля, с характерным для нее влиянием
Платона и Фихте, нам кажется, достаточно

286

представлена нашими выдержками из
"Люцинды". Заметим только, что эта фи-
лософия любви была шагом вперед даже по
сравнению с "Брачным правом" философского
авторитета Шлегеля - Иоганна Готлиба Фихте.
Те самые предрассудки, с которыми боролись
романтики, - не воскресли ли они позже в
половой морали Шопенгауэра? По нашему
мнению, думать так - значит неправедно
упрощать намерения и идеи последнего.


1. "Люцинда" (1799) представляет собой по
композиции аналог "Новой Элоизы" Руссо и
рассказывает от лица молодого человека о
его любовном романе. Размышляя о нем,
молодой человек приходит к некоторым
метафизическим прозрениям о природе любви,
которые мы и приводим в книге.
2. Диотима - персонаж "Пира" Платона, -
рассказывает Сократу о подлинной природе
любви и о нескольких ступенях на пути
любящего восхождения к идеальному миру и,
соответственно, идеальной любви. Шлегель
предлагает свой вариант платонической
философии любви, отличающийся акцентом на
свободу женского чувства, вообще
метафизическое значение женского принципа,
и идеей воспитания чувств как взаимного и
вполне человеческого (а не трансфизического
только) процесса. Перед нами красочная речь
в защиту и оправдание чувственной любви,
во-первых, и женского сердца как
суверенного, во-вторых, и в главных.





287

НОВАЛИС

Собственное имя Георг Фридрих Филипп
барон фон Гарденберг). Немецкий поэт,
новеллист, мыслитель и афорист. Родился
02.05.1772 г. в Обервидерштедте (обл.
Гарц). Потомок старинного дворянского рода.
С 1790 г. учился в университете Йены, где
слушал лекции Ф.Шиллера, служившего для
Новалиса впоследствии образцом гуманности
(в отличие от Шлегеля, предпочитавшего ему
его великого друга Гёте). Закончил
образование в Виттенберге в 1794 г.
Поступил на службу мелким чиновником в
провинциальном городке Теннштедте. В это
время познакомился с двумя определившими
его духовную биографию явлениями: филосо-
фией И.Г.Фихте, в духе которой Новалис
мыслил и творил в течение всей недолгой
жизни, и двенадцатилетней Софи фон Кюн,
чистая романтическая любовь к которой также
осталась единственной страстью поэта,
трагизм которой придала безвременная смерть
девушки после тяжелого недуга в 1797 г. С
1798 г. издавал вместе со Шлегелем
"Атенеум". Умер в Вайсенфельсе от
туберкулеза легких 20.03.1801 г. Основные
произведения Новалиса: "Цветочная пыльца"
(собрание афоризмов, 1798), "Вера и Любовь
или король и королева" (1798), "Гимны к
Ночи" (1799), "Генрих фон Офтердинген"
(роман, часть 1, 1799), "Ученики в Саисе"
(набросок ромамана, 1798), "Христианство,
или Европа" (эссе, 1799).
Говорить сколько-нибудь подробно о
мировоззрении Новалиса было бы с нашей
стороны жестом слишком претенциозным, так
как взгляды свои этот представитель

288

раннеромантического течения выражал в
афористической форме, вычленить из которой
систему идей было бы, во-первых,
чрезвычайно сложно (как, например, из
индийской сутры), а во-вторых, это прямо
противоречило бы замыслу автора, который,
возможно, вовсе и не собирался сводить их в
системно-логическое целое и от души
посмеялся бы над пытающимися сделать это
вопреки ему, ибо ведь последнему (как то
было в случае Ницше) грозит от увлечения
системой понять свой предмет с
адекватностью, близкой к наоборот. Афорист
потому и афорист, что он - все сказал.


1. Абсолютное Я, которому здесь
уподобляется любовь фихтеанцем Новалисом,
есть центральная категория философии
позднего Фихте, у которого она близка
понятию божественного Абсолюта
христианства.
2. Под этим термином имеется, очевидно, в
виду моногамный брак как принцип. У Фихте
имеется специальная дедукция моногамного
брака, из чего ясно, что он был для него
единственно нравственным, если не
единственно возможным вообще видом брака.
Новалис же, как видите, предполагает хотя
возможность других его форм.


АРТУР ШОПЕНГАУЭР

Немецкий философ. Родился в Данциге (ныне
Гданьск) 22.02.1788 в семье купца. В
детстве был отдан отцом в пансион в Англию,
где вместе с языком усвоил английский стиль

289

жизни, элементы которого сохранил и в
старости. Шопенгауэр владел также
французским, испанским, итальянским, знал
древнегреческий и латынь. Затем некоторое
время жил во Франции. Учился в
университетах Гёттингена и Берлина, где
изучал философию и естественные науки. В
1813 г. защитил в Йене диссертацию "О
четверояком корне закона достаточного
основания". Познакомился в Веймаре с Гёте,
под влиянием которого написал работу "О
зрении и цветах" (1816). В это время у него
уже в основном сложилась собственная
система философии, изложенная им в труде
"Мир как воля и представление" (1819), к
которому в 1844 г. присоединился второй
том, содержащий пояснения и развития
отдельных тезисов и параграфов работы.
Совершив путешествие в Италию и
встретившись там с Байроном, впрочем, так и
не решившись даже заговорить с ним,
Шопенгауэр становится в 1820 г. приват-
доцентом философии в Берлинском
университете. Однако преподававший там в
эти годы Г.В.Ф.Гегель пользовался столь
фанатической популярностью среди студентов,
что противостоять этому фанатизму
абсолютной духовности ради назначенных на
те же часы лекций Шопенгауэра смогли лишь
очень немногие. Разочаровавшийся лектор
вынужден был после нескольких семестров
прекратить чтения. Считается, что это
послужило поводом для нападок и сарказмов в
адрес Гегеля, коих немало в работах
Шопенгауэра. Однако система Шопенгауэра
сложилась в основе своей за 7 лет до
встречи с Гегелем, и она такова, что идеям
типа гегелевских в ней принципиально нет

290

места как односторонним. Опирается же
философ в первую очередь на Платона, Канта
и Фихте.
В 1831 г. из-за эпидемии холеры переехал
во Франкфурт-на-Майне, где вел жизнь
частного литератора, можно было бы даже
сказать - анахорета, если бы тому не
противоречили характер и темперамент
Шопенгауэра. Издал в это время: "О воле в
природе" (1836), "Две основные проблемы
этики" (1841), "Афоризмы житейской
мудрости" и другие работы. Умер
21.09.1860 г.
Согласно учению Шопенгауэра, мир есть, в
основании своем, проявление единой Воли.
Однако философ специально предупреждает,
что это воля не человеческая и даже не
человекоподобная, это Нечто (вещь в себе),
что мы разве только по аналогии можем
вообще как-то назвать, и ближайшее подобие
чего есть воля. Понятно, что такая воля, в
отличие от человеческой, есть воля без цели
и предмета. Конкретные воплощения ее
(объективации) суть различные ступени при-
родных существ вплоть до человечества.
Конкретные же люди обладают волей, которая
вначале сугубо утилитарна и замкнута на
целях личного вожделения (эгоизм); а
поскольку интеллект появился у человека как
орудие обслуживания целей воли, то первый
открывшийся глаз и первая мысль о мире дает
человеку понять, что мир есть его
представление и существует лишь вместе с
самим человеком. Пока человек смотрит на
мир только как знаток, теоретик, он не
просто прав в этом своем убеждении, для
него просто немыслим никакой иной миропоря-
док. Его жизнь есть усиленное применение

291

воли, беспрерывная и безоглядная само-
реализация человека, впрочем, только в том,
что ему приятно, в том, к чему он
испытывает влечение, - в том, что реализует
волю к жизни: "после нас хоть потоп". Здесь
проявляется то, что Шопенгауэр называет
вторым полюсом человеческого индивида, и
этот полюс вожделений наиболее ярко
проявляется именно в половом влечении и
связанной с ним половой любви. Но отдельные
люди способны (через искусство) подняться
до иного типа миросозерцания, до постижения
мира как Воли, а отдельных существ в нем -
как ее воплощений. И, как только они по-
стигают это, отринув эгоистический,
эмпирический, "волевой" взгляд на мир, они
понимают, что всякое конечное существо
принципиально несовершенно просто потому,
что оно - только воплощение Воли, что
частные потребности обречены на вечную
неудовлетворенность, что люди во все века
метались между вожделением и скукой, ибо
для преодоления скуки у них нет иного
средства, кроме какого-нибудь нового
вожделения. Это свойство человеческой
натуры (навряд ли совместимое с ура-
оптимизмом философов прогресса) также
сказывается в отношениях полов. Сама
трагедия человеческой истории подсказывает
выход: он в дисциплине воли, недеянии зла
живому (по Шопенгауэру, наказание убийцы и
мучителя осуществляется не только по
приговору суда, оно начинается в самый
момент убийства и насилия), сострадании и
любви в апостольском смысле. Сострадание
Шопенгауэр считал основой подлинной
нравственности, обосновывая это тем, что
сострадание уже заложено в совместном

292

страдании людей, так что моральный мотив
сострадания оказывается лишь признанием
этого всеобщего страдания, а тем самым
восхождением к сущности мира. Сострадание и
любовь к ближнему и дальнему ведут человека
к отказу от желаний и имущества, и наконец
к отрицанию воли к жизни, к таинственному
Ничто, - иные наследники Шопенгауэра
истолковали поэтому его философию как
апологию самоубийства и безысходности,
тогда как этика Шопенгауэра как раз
доказывает, что сострадание в обоих смыслах
есть судьба человека и потому "исход", а
также что самоубийство - это как раз
неэффективный рецепт, а значит, и не выход.
Подробнее о Шопенгауэре
см.: Грузенберг С.О. Артур Шопенгауэр.
Личность, мышление и миропонимание. СПб.,
1912. Фишер, Куно. Артур Шопенгауэр. Пер. с
нем. М., 1896. К большому сожалению,
популярных или хотя бы объективных работ о
философии Шопенгауэра советского времени
нет.


1. Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы.
Л., 1971. С. 156.
2. Лихтенберг Г.Х. (1742-1799) немецкий
мыслитель-просветитель, критик и эссеист;
мастер афоризма. Упомянутое сочинение его
истолковано Шопенгауэром неверно: в нем
отрицается власть над человеком
безумствующей любовной эйфории, а не любви
вообще.
3. Буало Н. Послания, кн. 3.
4. Романический герой, благородный
разбойник из популярного в то время романа.


293

5. Но безвестно исчезают усопшие их
(лат.).
6. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969. С. 67-
69.
7. Кант обсуждает этот вопрос не только
там и, строго говоря, в этом вопросе, как и
во многих других, Шопенгауэр к Канту
несправедлив.
8. Спиноза Б. Этика. М.;Л., 1932. С. 170.
(Пер. Н.И.Иванцова).
9. Фраза из "Фауста" Гёте (ч. 1, сцена
"Кабинет Фауста").
10. Размышление о строении будущего
поколения и всех бесчисленных поколений,
грядущих затем (лат.). Неясно, принадлежит
ли фраза самому Шопенгауэру или он кого-то
цитирует.
11. Ключевым моментом, пиком.
12. Поговорки вообще труднопереводимы. А
здесь она для Шопенгауэра еще и
двусмысленна: звучит вроде "фантазировать
друг друга".
13. Венера небесная и Венера человеческая
(земная) - (греч.).
14. Gererelle. Шопенгауэр производит это
слово от - род.
15. В диалоге "Филеб".
16. Propagatio - рассаживание, разведение
(лат.), а для Шопенгауэра - и продолжение
рода.
17. Выдающийся вперед подбородок (лат.).
18. Гораций К.A. Оды, 1, ЗЗ. См.: ПСС.
М.;Л., 1936. С. 46. (Пер. А.П.Семенова-Тян-
Шанского).
19. Шекспир В. Как вам это понравится.
III, 5. См.: ПСС. М.;Л., 1937. Т. 1.
С. З20. (Пер. Т.Л.Щепкиной-Куперник).

<< Пред. стр.

страница 30
(всего 32)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign