LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

процесс принятия решений в области
телекоммуникаций постепенно смещается с
национального на международный уровень, все
большую часть внутренних проблем приходится
решать с учетом внешних по отношению к
данной стране факторов. Поэтому в
международном сообществе растет понимание
необходимости согласования информационной
политики отдельными странами и группами
стран, транснациональными корпорациями,
особенно когда эта политика прямо или
косвенно затрагивает интересы третьих стран
или мирового сообщества в целом.


Новые информационные технологии и
демократия

Обилие информации, быстрота доступа к
ней, казалось, создают новые благоприятные
возможности для развития демократии.
Как отмечают американские исследователи,
"теоретически компьютер является мощным


77

средством уравнивания возможностей граждан
в отношении информации. Любая информация
сегодня доступна среднему гражданину.
Однако на практике компьютер способствует
расширению информационного разрыва между
различными социальными классами"6. Имеются
в виду как далеко не полная обеспеченность
семей даже в США современными персональными
компьютерами, так и большое различие в
качестве компьютерной грамотности.
Современная же демократия предполагает не
только возможность доступа к максимально
разнообразной информации, но и достаточно
высокий уровень образования и культуры,
позволяющих адекватно воспринимать и
оценивать ее, принимать на этой основе
самостоятельные решения, в том числе
осуществлять ответственный политический
выбор. При этом для нормального
функционирования общества, особенно
демократического, особое значение имеет
наличие эффективных прямых и обратных
информационных связей, а развитие
современных компьютерных и коммуникационных
технологий создает здесь новые возможности.
Так при любой политической реформе, в
особенности когда политические и социальные
процессы чрезвычайно динамичны и во многом
непредсказуемы, принципиальное значение
имеет информационная открытость в
деятельности государственных органов, по-
вышение информированности населения об
основаниях и механизмах принимаемых
решений, ходе их реализации. Хотя решение
____________________
6 Abramson I.B., Arterton G.R., Orren G.R.
The Electronic Commonwealth. N.Y., 1988.
P. 189.


78

этой задачи зависит в первую очередь от
политических и правовых факторов, все более
существенное значение приобретают
телевидение, космические системы связи,
современная полиграфия.
Еще более широкие возможности открывает
массовое распространение персональных ЭВМ,
подключенных к компьютерным сетям массового
пользования. Это позволяет достичь каче-
ственно нового уровня осведомленности
граждан, открытости функционирования
различных властных структур. Благодаря
этому радикально расширяются возможности
самостоятельного и активного поиска нужной,
интересующей человека социальной
информации. Вплоть до настоящего времени
основным способом ее получения являются
письма, запросы, встречи с должностными
лицами и т.д. Создание компьютерных банков
данных общего пользования, содержащих
сведения о деятельности различных уровней
власти, позволит гражданам автономно
получать необходимую информацию и
сознательно определять свое отношение к
эффективности этой деятельности.
Подобные информационные системы
технически возможны и реализованы в ряде
стран (хотя основное место в них, скажем,
системах "Prestel" в Великобритании или
"Minitel" во Франции, занимают
разнообразные сведения, связанные с
повседневной жизнью - торговля, услуги,
транспорт, досуг и т.п.). В обозримом
будущем, по мере создания необходимой
инфраструктуры, решения экономико-
организационных проблем, компьютерные сети
будут расширяться. С их помощью будет
возможно проводить моментальные опросы,


79

голосования (референдумы) по конкретным
социально-экономическим и политическим
проблемам. Таким образом, создаются
принципиально новые возможности для
развития прямой демократии. Хотя конкретные
методы удовлетворения информационных
потребностей, конечно, будут и дальше
развиваться и совершенствоваться,
представляется вероятным, что нобщие идеи
доступа к информации в "электронных
хранилищах" с помощью телевизора,
установленного на службе или дома,
сохранятся и станут таким же достижением
цивилизации, каким стал в свое время
водопроводный крано7.
В то же время возможности расширения
прямой демократии с помощью мгновенных
электронных опросов, референдумов и т.п.
содержат в себе и определенные минусы.
Выигрыш в скорости обработки информации,
ускорении информационной обратной связи, в
принципе полезной и необходимой гражданам и
власти, может иметь в качестве обратной
стороны быстрые колебания общественного
мнения, его нестабильность, поскольку люди
будут все больше ориентироваться на то,
чтобы быстрее выразить свое отношение к тем
или иным проблемам, а не на то, чтобы
сформировать его в процессе всестороннего
обсуждения, учета различных точек зрения и
т.д. Однако электронные средства информации
создают все больше предпосылок и для реали-
зации другого направления развития и
совершенствования демократии, связанного "с
использованием новых технологий для
____________________
7 Мартин Дж. Видеотекс и информационное
обслуживание общества. М., 1987. С. 20.


80

замедления ритма демократии, вовлечения
значительно большего количества граждан в
дискуссию, диалог для выявления различных
позиций. Это политика "электронной
республики" и "телевизионного города".
Современные технические возможности
допускают воплощение в жизнь такой
политики, если выбор будет сделан именно в
этом направлении"8.
Среди специалистов дискутируется вопрос о
соотношении бюрократических и
информационных типов организации обще-
ственной жизни. При этом одни считают, что
эти типы несовместимы. Другие доказывают,
что бюрократия успешно сохраняет и даже
усиливает свое влияние в обществе, все шире
использующем информационные технологии. По
мнению одного из теоретиков информационного
общества Дж.Мартина, "возможно, наихудшим
злом, которое может исходить от
компьютеров, является их способность
многократно усиливать мощь бюрократии"9.
Речь идет, в частности, о том, что
неоптимальные бюрократически вырабатываемые
политические и социально-экономические ре-
шения представляются общественному мнению в
качестве оптимальных и эффективных,
поскольку при их выработке широко
применялись компьютерные средства обработки
информации. Однако этот аргумент является
далеко не бесспорным. Напомним, что в нашей
стране использование таких средств не
повлияло на бюрократические,
административные методы деятельности
____________________
8 Abramson I.B. Op. cit. P. 215.
9 Martin I. Technology's Crucible.
Englewood Cliffs. 1987. P. 88.


81

аппарата управления, сложившиеся еще в 30-е
годы. Скорее наоборот, вычислительные
возможности ЭВМ позволили ему расширить
утверждаемые, рассчитываемые и контролируе-
мые показатели, усиливая тем самым иллюзию
точной планируемости и "научного
управления" чуть ли не всеми сторонами об-
щественной жизни в условиях почти полного
отчуждения граждан от процедур выработки и
принятия решений.
Исследование воздействия информационных
технологий на механизмы политической власти
содержится в уже упомянутой работе
О.Тоффлера. Он обращает внимание, в
частности, на роль "фактов", на которые
опираются в своей деятельности политики,
особенно в случае принятия важных решений.
Казалось бы, современные системы обработки
и хранения информации дают возможность
оперировать значительно более точными и
богатыми по содержанию фактами, чем в
докомпьютерную эпоху. Однако это верно лишь
отчасти, поскольку та информация, которая в
итоге оказывается доступной политикам, чаще
всего есть результат сложного
взаимодействия алгоритмического и про-
граммного обеспечения с массивами первичных
данных, что самими политиками обычно не
осознается. В итоге, по мнению О.Тоффлера,
"политическая информация достигает лицо,
принимающее решения, лишь пройдя через
лабиринт вносящих искажения зеркал"10.
Здесь намечена существенная проблема, с
которой сталкивается современное, все более
информатизированное общество. С одной
____________________
10 Toffler A. Powershift. N.Y., 1990.
P. 281.


82

стороны, эффективная деятельность в поли-
тике, сфере управления, бизнесе требует
оценки, анализа, интерпретации быстро
растущего объема данных, что и делается с
помощью информационных технологий. С другой
- для политика, бизнесмена и т.д.,
"погруженного" в эти данные, весьма трудной
задачей становится независимая проверка и
оценка получаемой информации, и он вынужден
считать ее истинной. Возникает парадокс:
обилие информации сопровождается растущим
отчуждением от нее человека, принимающего
на ее основе социально значимые решения.
О.Тоффлер рассматривает и вопрос о соот-
ношении принципа свободы информации с
необходимостью сохранения различных видов
секретности, закрытости информации, вопрос
о принципах деятельности секретных служб.
Он приходит к выводу: "Несмотря на
гласность (glasnost) , законодательство о
свободе информации, сегодняшние
правительства успешно сохраняют завесу
секретности. Реальные мотивы действий тех,
кто обладает властью, становятся менее
прозрачными. В этом заключен метасекрет
власти"11. Таким образом, вопрос о том, в
какой мере широкое применение
информационных технологий действительно
ведет к большей информационной открытости
общества (включая и существенную для
граждан информацию о деятельности структур
власти), какие новые перспективы откры-
ваются и какие новые проблемы возникают в
функционировании и развитии демократии,
является во многом дискуссионным, требующим
дальнейших исследований.
____________________
11 Ibid. P. 293.


83

Охрана прав личности в условиях
компьютеризации общества

Современные информационные технологии
позволяют накапливать, эффективно
обрабатывать, передавать и использовать
огромные массивы информации о гражданах: их
финансовом положении, политических
предпочтениях, социальной активности,
здоровье и т.д. Такое накопление может идти
естественным путем, на основе
"информационных следов", оставляемых
человеком в процессе жизни. Компьютерное
хранение, обработка и использование такой
информации могут иметь положительные со-
циальные следствия, представляя, например,
новые возможности борьбы с преступностью,
облегчая тем самым структурам власти
реализацию их функций, но могут приводить и
к незаконному ее использованию, нарушению
тайны личной жизни, других прав личности.
Не случайно некоторые западные специалисты
подчеркивают опасности (реальные или
потенциальные), связанные с накоплением
информации о гражданах. Так Д.Бэрнхэм отме-
чает: "Компьютерное государство - это
налоговая система, полиция, служба
социального обеспечения, банки, телефонная
сеть, служба безопасности и кредитные
фирмы, тихо и непрерывно инвентаризирующие
каждое наше действие и каждый шаг"12. Речь
идет об опасности чрезмерной
"информационной прозрачности" граждан для
власти как следствия широкого применения
информационных технологий.
____________________
12 Burnham D. The Rise of the Computer
State. L., 1983. P. VIII.


84

Новая ситуация привела к широкому
обсуждению проблемы защиты прав личности,
создание гарантий от вторжения в частную
жизнь. В этом обсуждении участвуют юристы,
социологи, политологи. В ряде стран приняты
законодательные акты, обеспечивающие более
или менее надежные гарантии информационных
прав граждан, защиту от возможности
формирования без их ведома обширных
"электронных досье". В США, например,
принято два основных закона - о свободе
информации (1966 г.) и закон об информации
о гражданах - The Privacy Act (1974 г.).
Этими законами обеспечивается
предоставление права гражданам, средствам
информации, общественным объединениям зна-
комиться с информацией федеральных
правительственных учреждений. По закону
1966 г. все министерства и ведомства должны
публиковать для всеобщего сведения или
содержать в открытом доступе описание
структуры учреждения, формы деятельности,
адрес, инструкции для сотрудников,
затрагивающие права и интересы граждан и
т.д. Закон 1974 г. регламентирует порядок
доступа к личным досье граждан, обязывает
публиковать данные о структуре таких досье,
категориях лиц, на которых собираются
данные, о должностных лицах, допущенных к
ним и т.п. В принципе эти законы
гарантируют выполнение следующих
требований: не должно быть строго
засекреченных информационных систем,
накапливающих сведения о гражданах;
гражданин имеет право проверить, какая
информация о нем имеется и каким образом
она используется, уточнить или исправить
информацию; информация не должна храниться


85

дольше, чем это необходимо для четко
определенных целей; каждая организация, со-
бирающая, использующая или распространяющая
информацию о личности, должна гарантировать
точность этой информации и принимать все
необходимые меры против ее незаконного ис-
пользования. Конечно, при этом возникает
проблема разумных ограничений и оправданной
секретности, без которых невозможны охрана
государственной безопасности и борьба с
преступностью, защита внешнеполитических
интересов и т.д. Поэтому указанные законы и
другие акты содержат соответствующие ста-
тьи. Но даже удачно составленные законы не
могут охватить всего многообразия
возникающих ситуаций.
Таким образом, традиционная проблема
оптимизации взаимодействия интересов и прав
личности, а также общественных и
государственных интересов в условиях
широкого применения информационных
технологий приобретает новые стороны и ас-
пекты, требующие как теоретического
анализа, опирающегося, в частности, на уже
накопленный в различных странах опыт, так и
конкретных решений и действий различных
структур и ветвей власти.


З. Власть и утопия

Реалистической властью можно считать
власть, осуществляющую программу:
а) основанную на фундаментальной концепции
общества и построенную, исходя из теории
данного общественного процесса;
б) адекватно отображающую действительность,

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign