LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 27
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

циалистов, создание совместных предприятий
и свободных экономических зон, посылка
большого количества людей на учебу и
стажировку за границу - таковы основные
моменты этих изменений. Постепенная замена


248

плановой экономики - рыночной, центра-
лизованного распределения продуктов -
товарно-денежными отношениями потребовали
соответствующей корректировки в теории. На
смену учению о закономерностях переходного
периода от феодализма или капитализма к
социализму пришла концепция "социализма с
китайской спецификой", которая по своему
концептуальному содержанию принципиально
расходится с догматическим марксизмом.
Достаточно упомянуть положение, согласно
которому интеллигенция входила в состав
рабочего класса. Тем самым фактически
отбрасывался тезис о ее подчиненной роли в
социальной структуре.
Что же касается политической системы, то
здесь не произошло каких-либо
принципиальных изменений. Как и до начала
экономической реформы ядром, центром этой
системы по-прежнему являлась
Коммунистическая партия Китая, которая
продолжала осуществлять всеобъемлющий
контроль за всей общественной жизнью,
подчинение членов общества коллективным
целям и официальной идеологии. Контроль
этот осуществлялся прежде всего путем
закрепленного в Конституции страны поло-
жения о руководящей роли партии. Партийные
решения и до сих пор являются обязательными
для любого органа власти - законодательной,
исполнительной и судебной, любых учреждений
и предприятий, независимо от их
ведомственной принадлежности. Исполнение
партийных решений контролируется ее
полномочными представителями в лице
партийных комитетов, присутствующими на
любом уровне в обязательном порядке. Они же
несут ответственность за подбор кадров.


249

Секретари парткомов и поныне имеют в Китае
большую власть в отличие от аналогичных лиц
в бывшем Советском Союзе, ибо они
приравниваются по своему рангу в
иерархической системе должностей к руково-
дителям учреждений или предприятий.
Например, одинаковым рангом обладают
секретарь парткома министерства и министр,
секретарь парткома института и его
директор, секретарь парткома завода и его
директор и т.д. Во многих случаях
допускается совмещение должностей, причем
не только в отношении предприятий народного
хозяйства, высших учебных заведений, но и
министерств и даже органов власти. Министр
может быть одновременно секретарем парткома
министерства, а мэр города - секретарем
парткома. О сращивании партийного и
государственного аппарата красноречиво
свидетельствует такой факт, как оплата всей
деятельности партии из государственного
бюджета.
Существование в современном Китае
подобной системы политической власти
объясняется целым рядом причин. Прежде
всего традициями политической системы. В
Китае практически никогда не существовало
демократического общества. В течение многих
столетий в стране господствовал
императорский строй, который затем сменился
тоталитарным режимом буржуазно-феодальных
кругов. С приходом к власти коммунистов
произошла лишь смена правящего слоя. Что же
касается организации системы власти, то она
лишь в деталях отличается от гоминьданов-





250

ской1. В течение столетий в традиционном
Китае культивировали представления,
исходящие из безусловного приоритета
коллектива над индивидом, отрицавшие право
последнего на автономное существование.
Сознание масс носило общинно-коллекти-
вистский характер. Член китайского социума
привык чувствовать себя песчинкой в
огромном море житейских бурь, поэтому он
просто не может представить себя вне дома,
семьи, коллектива, общины. Следует также
учитывать огромное воздействие на умы
миллионов китайцев стереотипов
конфуцианства.
Это учение играло громадную роль в
формировании всего китайского образа жизни,
начиная от социальных институтов и кончая
семейными отношениями. Культ конфуцианской
традиции, заложенный в эпоху Хань и
подновленный при Сунах, стал альфой и
омегой всей китайской культуры, основным
базисным элементом культурного и
соответственно политико-философского
наследия. Принципы конфуцианской этико-
политической доктрины играли определяющую
роль в формировании мировоззрения каждого
члена китайского социума - не только
интеллигента, но и обычного крестьянина.
Каждый китаец вольно или невольно
соразмерял свои поступки и мысли с
предписаниями конфуцианства. Поэтому можно
говорить о том, что каждый китаец был в
известном смысле конфуцианцем.
____________________
1 В период 50-70-х годов политические
режимы в материковом Китае и на Тайване,
куда переехало гоминьдановское
правительство, были во многом похожи.


251

Принципы этико-политической доктрины
конфуцианства, кратко говоря, состояли в
следующем: это культ отца и старших в
семье, культ семьи и клана, культ
чиновников-ученых, оборачивающиеся в
конечном счете культом идущей от Неба
власти императора, культом старших вообще,
приверженностью к консерватизму и
традициям. В течение многих столетий
китайское общество было обществом
патерналистского толка, что легко объясняет
систематическое появление тоталитарных
режимов. Император, будучи наместником
Неба, выступал в роли Отца своих подданных,
поэтому неповиновение его установлениям не
допускалось и жестоко каралось.
Конфуцианство не могло не оказать своего
влияния на формирование мировоззрения
первых руководителей Коммунистической
партии Китая, ибо все они получили обычное
китайское воспитание.
Вторая причина, объясняющая существование
в Китае тоталитарного режима, связана с
коммунистическими убеждениями китайских
лидеров. Их представления о политической
системе социализма были почерпнуты не из
сочинений Маркса или даже Ленина, а скорее
из работ Сталина, которые не только в 30-
40-е годы, но и позже были достаточно
хорошо знакомы партийным кадрам китайской
компартии.
Наконец, нельзя не учитывать, что к
моменту взятия власти имелся лишь опыт
длительной вооруженной борьбы за власть.
Симбиоз конфуцианства и марксизма (в его
догматической версии) объясняет
приверженность руководства КПК идеям цен-
трализованной бюрократической власти, их


252

неприязнь к принципам демократии. В июне
1984 г., т.е. уже в период разгара эко-
номической реформы, говоря о политической
реформе, Дэн Сяопин решительно отвергает
саму возможность заимствования каких-либо
элементов западной политической системы:
"Когда говорят о политической реформе
вообще, то говорят о демократизации. Но что
имеется в виду под демократизацией, не
очень ясно. Демократия, которая
осуществляется в капиталистическом
обществе, является буржуазной, а фактически
демократией монополистического капитала.
Это не что иное, как борьба партий во время
предвыборной кампании, разделение
законодательной, исполнительной и судебной
власти. Допустимо ли для нас разделение
власти? У нас институт собраний народных
представителей, народная демократия,
осуществляемая под руководством
компартии... Нам нельзя перенимать у Запада
так называемую демократию и разделение
власти, нам нужно осуществлять соци-
алистическую демократию и гарантировать
преимущества социализма. Я говорю не об
эффективности хозяйственного и админи-
стративного управления, а об общей
эффективности. В общей эффективности наше
преимущество, и мы должны его сохранять...
Поэтому мы считаем, что при перестройке
нельзя идти на заимствование западной
системы, нельзя перетаскивать к себе
капиталистическую систему Запада"2.
Дэн Сяопин считает невозможным проведение
прямых выборов в парламент - Всекитайское
____________________
2 См.: Дэн Сяопин. Основные вопросы
современного Китая. М., 1988. С. 230-232.


253

собрание народных представителей, поэтому
они до сих пор косвенны, т.е.
парламентариев общекитайского уровня
избирают не избиратели, а депутаты местных
народных собраний, т.е. парламентов, по
определенной квоте.
Содержание политической реформы состоит,
по мнению Дэн Сяопина, во-первых, в
децентрализации властных полномочий Центра
в области экономики, но не в принятии
политических решений, а, во-вторых, в
улучшении системы подбора кадров, которое
он понимает как постепенное их омоложение.
В течение последних пятнадцати лет в
Китае создана довольно стройная система
обновления работников партийного, го-
сударственного и хозяйственного аппарата,
получившая метафорическое название ухода с
линии "первой" на "вторую" и "третью"3.
Речь идет о постепенной замене кадров
преклонного и пожилого возраста более
молодыми работниками. С этой целью была
продумана целая система мер - от создания
на всех уровнях в партийных комитетах
комиссий советников до издания соот-
ветствующих постановлений, регламентирующих
возрастные рамки выхода на пенсию различных
категорий служащих и рабочих4.
____________________
3 Под "второй линией" понимается перевод
кадровых работников в ранг советников,
т.е. освобождение их от повседневной
практической работы. "Третья линия"
означает отход кадровых работников вообще
от активной политической деятельности.
4 Так, например, рядовой профессор вуза или
академического института, не имеющий
революционных заслуг, т.е. не вступивший


254

При существующей в современном Китае
системе политической власти подобные
нововведения в известной степени позволяют
повысить эффективность государственного и
хозяйственного управления. В стране
существует своя, китайская специфика
принятия политических решений. В течение
десятилетий сложился довольно
многочисленный слой политической элиты,
состоящий из партийных, государственных и
хозяйственных чиновников, связанных
корпоративными интересами. Все ее члены
исповедуют одну и ту же идеологию,
преследуют одну и ту же цель, хотя у них
может быть и различное представление о
методах ее реализации. Самый верный слой
элиты составляет узкий круг лиц, занимающих
либо занимавших высшие должности в партии и
государстве. На вершине своеобразной
политической пирамиды находится Дэн Сяопин,
которому принадлежит особая социальная
роль. Считается, что Дэн Сяопин так же как
и Мао Цзэдун относится к харизматическим
типам личности.

___________________________________________
в партию до 1-го октября 1949 г., к
моменту образования КНР или не имеющий
выдающихся заслуг в своей области, в 60
лет в обязательном порядке уходит на
пенсию. В то же время 60-летний возраст
не является ограничением для работников
партийного и государственного аппарата,
имеющих особые заслуги. Подобная практика
регламентируется подробными инструкциями,
не публикующимися в открытой печати, но
они достаточно широко известны в кругах
китайской общественности.


255

В период "культурной революции" он дважды
подвергался опале, последняя из которых
закончилась только со смертью Мао Цзэдуна.
Учитывая его опыт, профессиональные данные,
эрудицию, Дэн Сяопин был возвращен в состав
руководства. И здесь оказалось, что только
он смог предложить конкретную и реали-
стическую программу реформы китайского
общества, получившую впоследствии название
"социализма с китайской спецификой". Однако
новаторский дух этой программы не смог бы
принести ему политического капитала, если
бы он не обладал особым даром убеждать
своих коллег по руководству, членов партии,
массы в том, что предлагаемый им необычный,
неординарный, расходившийся с
общепризнанными принципами социальный
проект обречен на успех. Важную роль
сыграло то, что Дэн Сяопин делал акцент на
национальных чувствах китайцев, их на-
циональном достоинстве, неповторимости
предложенного им курса. В результате Дэн
Сяопин постепенно из члена высшего
политического руководства, имеющего
одинаковые права с другими своими
коллегами, превратился в первое лицо в
стране. Самое удивительное, что он, не
будучи формально ни Председателем ЦК КПК,
ни Генеральным Секретарем ЦК партии, тем не
менее стал высшим арбитром последней
инстанции в принятии ответственных
политических решений. После ХIV съезда КПК,
состоявшегося в 1992 г., Дэн Сяопин
формально отошел на "третью линию", сложил
с себя последние должностные обязанности
Председателя Центрального Военного Совета
КНР, однако его политический авторитет по-
прежнему непререкаем. В последние годы


256

официальная китайская пропаганда усиленно
создает культ Дэн Сяопина. Практически с
середины 80-х годов Дэн Сяопин, как и в
свое время Мао Цзэдун, стал своего рода
императором. Мы говорим - своего рода, -
ибо в том и в другом случае власть, равную
власти императора, оба человека получили
благодаря своим личным качествам,
харизматическому дару. Завоеванный им
политический авторитет во многом
объясняется тремя качествами: во-первых,
умением следовать конфуцианскому принципу
"золотой середины", согласно которому
необходимо избегать крайностей при принятии
решений, учитывать все, даже
противоположные мнения, подходить к решению
вопросов, исходя из принципа: с одной
стороны и с другой стороны; во-вторых, -
прагматизмом, т.е. умением во время
отказываться от устаревших догм и
стереотипов и, наконец, в-третьих, -
смелостью и твердостью при реализации
принятых решений. Дэн Сяопин - последний
китайский реформатор, принадлежащий к
старшему поколению коммунистических
лидеров. Дэн Сяопин отлично сознает, что то
общество, которое он хочет построить в
Китае, не будет социалистическим, скорее
оно будет капиталистическим, но с китайской
спецификой. Для его обозначения он
использует традиционное китайское понятие
"общество благоденствия". Вместе с тем Дэн
Сяопин считает, что отказ от лозунга -
"строим социалистическое общество" (не от
идеи - от идеи он внутренне уже отказался)
поставит под удар саму реформу. (Решения
последнего ноябрьского пленума ЦК КПК
1993 г. в случае их реализации неизбежно


257

приведут к дальнейшей "капитализации"
страны). Он не раз говорил об особых усло-
виях Китая - размерах территории и
населения, региональных различиях,
особенностях истории, многонациональном
составе, сюда же можно добавить и факт
низкой политической культуры народа,
двадцать процентов которого просто
неграмотно. Эти условия, по его мнению, не
позволяют реализовать в стране атрибуты
западной демократии. Дэн Сяопин полагает,
что в случае их переноса на китайскую почву
возникнет реальная опасность возникновения

<< Пред. стр.

страница 27
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign