LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 26
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

законодателя (судить и заставлять
подчиняться) гражданский закон должен
состоять из двух частей - дистрибутивной
(распределяющей) и импликативной
(карающей). Первая часть является тем
критерием демаркации, ради которого и
происходит установление государства: в ней
фиксируется естественная справедливость и
распределяются права собственности,
предписания поведения и т.д. А поскольку
закон, по сути своей, предполагает
наказание, то и оно должно быть
зафиксировано в гражданском законе.
Виндикативная часть закона выполняет
двоякую задачу - это не только предписание
должностным лицам, определяющее меру
наказания в случае нарушения того или иного
закона, но и необходимый элемент ста-
бильности государства, благодаря которому
каждый гражданин четко знает, когда и что
именно его ожидает. Тем самым "человек
политический" в отличии от "человека
естественного" практически избавляется от
страха неожиданного и непредсказуемого
нападения.
____________________
4 Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 338.


239

До принятия гражданского закона люди сами
для себя решали, что правильно и что
справедливо, а поэтому в естественном
состоянии, несмотря на всю его жестокость,
не было ни несправедливости, ни проступка,
ни преступления. В условиях гражданского
общества существуют уже два вида разума -
естественный разум людей и разум
государства. Поскольку каждый человек имеет
свое собственное, не совпадающее с другими,
мнение относительно того, что считать злом
или благом, хорошим или дурным, то
гражданские законы не могут приниматься с
согласия всех людей. Только государство
имеет право определять, какое деяние
составляет проступок (преступление) и какое
за него должно быть наказание. В то же
время наличие гражданских законов не
исключает действия естественного закона.
Если некоторые из естественных законов
могут опровергаться гражданскими законами,
то вводить в качестве гражданского закона,
например, требование "не сопротивляться
законной власти", не имеет смысла,
поскольку это основное требование
государства, которое было выдвинуто всеми
гражданами в момент заключения соглашения
об образовании государства. Если же какой-
либо подданный выступит против самой власти
или против государства (с требованием
свержения, изменения и т.д.) , то тем самым
он нарушает все гражданские законы и должен
рассматриваться как нарушивший именно не
гражданский, а естественный закон, и
наказываться соответственно как враг





240

государства, то есть не по праву власти, а
по праву войны5.
Человек, от которого требуется исполнение
закона, должен знать как содержание самого
закона, так и его автора (то есть гражданин
должен быть уверен в том, что лицо, от
которого исходят законы, имеет на то
право). Из этого следует, что закон должен
быть опубликован и обнародован, причем
таким образом, чтобы стало доподлинно
известно, что он исходит именно от за-
конодателя. Поэтому Гоббс, говоря о
писанных законах, подчеркивает, что такими
законами являются не те, которые написаны
философами, законоведами и юристами, но
только ясно выраженные (устно или
письменно) верховным правителем. В то же
время нет необходимости, чтобы власть сама
писала законы, обнародовала и толковала их
и сама же производила наказание и вершила
суд. Все эти функции можно поручить
доверенным лицам с одним лишь условием:
граждане должны знать, что их полномочия
исходят от власти и именно ею дано право на
толкование и исполнение закона.
Возвращаясь к соотношению права и закона
в философии Гоббса, следует отметить, что
гражданский закон является следующим шагом
последовательного ограничения естественного
права: естественный закон ограничивает
полную свободу, а оставшиеся права
последовательно ограничиваются сначала за-
конами гражданскими (общегосударственными),
а затем законами отдельных городов и
обществ. Такое последовательное ограничение
уже, казалось бы, переданных прав не вполне
____________________
5 Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 425-426.


241

понятно, для выяснения этого вопроса надо
обратиться к учению Гоббса о свободе и
необходимости.
С точки зрения философа, свобода и
необходимость в политике совместимы.
Первоначально люди создают ряд искусствен-
ных цепей, т.е. гражданские законы,
существующие и удерживающие их в рамках
определенных правил благодаря наличию
сильной власти. Такова необходимость. Но в
то же время нет ни одного государства,
законы которого предписывали бы абсолютно
все действия и слова людей. Поэтому свобода
подданных состоит в свободе делать то, что
не указано в соглашениях. Власть
осуществляет, таким образом, управление
государством не только с помощью введения
законов, но и с помощью умолчания: в го-
сударстве подданным разрешается все, что не
запрещено законом6. Таким образом, даже
после передачи прав у человека остается еще
определенное количество "свобод". Поэтому
можно констатировать, что хотя высшей
власти передаются все права, на практике
она принимает лишь те, которыми считает
необходимым воспользоваться для обеспечения
безопасности государства. Это дает
возможность в дальнейшем последовательно
ограничить эти права местными,
региональными законами, необходимыми для
обеспечения безопасности в данном городе
или ином сообществе. Поэтому нельзя
говорить о том, что закон (как есте-
ственный, так и гражданский) занимает место
права и вытесняет его.

____________________
6 Гоббс Т. Соч. Т. 2. С. 165.


242

Из факта существования у подданного
неотчуждаемых прав вытекает еще один важный
вывод: власть обладает неограниченными
правами и является таковой лишь до тех пор,
пока выполняет свою обязанность защищать
подданных, "ибо людям дано природой право
защищать себя, когда никто другой не в
состоянии их защитить, что не может быть
отчуждено никаким договором"7. Договор, по
Гоббсу, заключается между людьми (а не
между людьми и властью, как это было в
более поздних теориях Дж.Локка и Ж.-
Ж.Руссо). В результате достигнутого
соглашения люди (а теперь уже граждане или
подданные) отказываются от всех своих прав,
в том числе и от права заключать
соглашения. Взамен власть обязуется
обеспечить безопасность подданных, защищая
их от внутренних и внешних врагов
государства. При невыполнении властью своих
обязательств8 подданные автоматически
освобождаются от повиновения данной власти.
Это происходит в следующих ситуациях: в
случае естественной "смерти" данной власти
или насильственного ее свержения (извне или
изнутри), в случае пленения гражданина
____________________
7 Там же. С. 172.
8 Термин "обязательство" в данном случае
употребляется не совсем точно, поскольку
власть не берет на себя никаких
обязательств, а просто соглашается
принять передаваемые ей права. Это, по
существу, уже намеченная формулировка
более поздней (конец ХVIII - начало ХIХ
вв. у Гегеля и др.) концепции двух видов
права: права-закона и права-
обязательства.


243

одного государства другим государством
(когда он под страхом смерти или по иным
соображениям вынужден стать подданным
победителя, связав себя соответствующим
договором), а также в ряде других случаев,
общим для которых является неспособность
власти выполнять свои обязанности по
обеспечению безопасности подданных.
Обеспечение безопасности - не
единственная обязанность государственной
власти. В общем виде ее обязанности
выглядят так: "Благо народа - высший
закон"9. Поэтому власть, действующая не во
благо народа, наносит себе вред, ибо
притесняя граждан и не выполняя своих
основных задач, ослабляет мощь государства
и ставит под вопрос само свое
существование. Во избежание этого власть не
только обязана обеспечить гражданам внут-
ренний и внешний мир, но также дать им как
можно большее благосостояние и свободу в
рамках, не угрожающих общественной
безопасности.
Внешний мир и внешняя безопасность -
весьма серьезная проблема для любого
государства, ибо все они находятся в состо-
янии постоянной войны друг с другом.
Поэтому представители верховной власти
должны уметь сами или через посредников
предугадывать поведение другого
государства, иметь наготове вооружение,
армию, оборонительные сооружения, а также
обладать необходимыми денежными средствами
для ведения войны. Не менее сложна задача
по поддержанию внутреннего мира. Власть в
обществе может "умереть" по причине
____________________
9 Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 401.


244

внутреннего мятежа или восстания,
возникающих вследствие неверных
представлений о природе власти, о правах и
обязанностях граждан и власти, об их
взаимоотношениях и т.д. Поэтому одна из
обязанностей власти - "вытравить" из
сознания граждан пагубные для государства и
власти заблуждения, заменив их на
противоположные. Для этого в государстве
должна быть организована система
образования, дающая подданным "истинное
учение", согласное с разумом и с самой
природой вещей"10. Кроме того, к восстанию
может побудить и чрезмерная бедность
граждан государства, причем основной
причиной будет не столько степень
общественных повинностей (что само по себе
имеет большое значение), сколько нерав-
номерное их распределение. Поэтому
следующей задачей власти должно быть
установление такого налогообложения, тяготы
которого лягут на всех граждан равномерно,
то есть пропорционально пользованию ими
общественными благами. Не меньшим источ-
ником бед для государства является и такое
естественное человеческое свойство как
честолюбие. Для изживания последнего госу-
дарство должно разработать систему наград и
поощрений добропорядочных граждан и
наказания непослушных, с тем, чтобы че-
столюбие (которое, по определению, до конца
уничтожить в человеке невозможно)
проявлялось в повиновении, а не в сопротив-
лении власти. Что же касается общего
благосостояния граждан, то оно достигается
поощрением со стороны власти труда и бе-
____________________
10 Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 405.


245

режливости с одновременным запрещением
безделья.
Таковы основные обязанности власти,
соблюдение которых - в интересах самой
власти. Для наиболее эффективной их реали-
зации власть должна в то же время
предоставить подданным свободу в
необходимых пределах. Эти "пределы"
определяются возможностью для граждан без
страха пользоваться оставленными им
правами. Страх, будучи доминирующим
чувством естественного состояния и основной
причиной объединения людей в гражданское
общество, с образованием государства не
уничтожается, а преобразуется в иную
ипостась: в страх перед властью, когда
исчезает наиболее губительный элемент
страха - неожиданность. Гражданин в отличие
от естественного человека всегда знает, что
определенный проступок повлечет за собой
соответствующее наказание.
Описанное изменение общества невозможно
без изменения самого человека. Гоббс
подчеркивает, что "естественное" не тожде-
ственно "разумному" - человек может и
должен развиваться; естественный разум дает
ему возможность осознать, какой путь раз-
вития общества является наиболее
предпочтительным для получения наибольшего
блага и каковы необходимые для этого усло-
вия. Одним из таких условий является
сильная власть, но власть не сама по себе
(как это было у Н.Макиавелли), а
возникающая одновременно с сознательным
актом установления государства. Человек
естественный соотносится с гражданином так
же, как соотносятся друг с другом
естественное состояние и гражданское


246

общество: как дикое - одно, и разумное,
цивилизованное - другое. Люди к моменту
заключения договора об образовании власти
должны пройти определенный этап развития,
осознав естественный закон не как
разрешающий, а как запрещающий те действия,
которые могут принести вред другому.
Несмотря на то, что Гоббс отождествляет
гражданское общество и государство,
последнее в его политической философии
сильно отличается от государств, описанных
его предшественниками. Между народом и
властью Гоббс устанавливает своего рода
равенство, при котором определяющим
фактором их взаимоотношений становится не
взаимное подавление, а взаимная свобода,
право же на репрессии со стороны власти
направлено, главным образом, на сохранение
в государстве мира - той фундаментальной
ценности, которая дает человеку возможность
развиваться в соответствии со своими
естественными, природными способностями по
естественному пути, соответствующему его
природе.
Технология власти - это диалектика
отношений многих факторов, обеспечивающих
ее реализацию. Гоббс намного опередил свое
время, обнаружив ряд фундаментальных
закономерностей функционирования власти.











247



Приложение № 2.



Особенности политической власти в
современном Китае

Знание системы политической власти
современного Китая имеет чрезвычайно важное
значение по меньшей мере по трем причинам:
во-первых, благодаря удельному весу данного
государства в мировой политике; во-вторых,
в силу характера его социально-
экономического строя; в-третьих, из-за
возможности расширения представлений о
мировом политическом процессе.
Китайскую Народную Республику по традиции
продолжают называть социалистической
страной, тем более, что подобная
квалификация принята во всех официальных
документах данной страны. Однако подобная
оценка все более вступает в противоречие с
социально-экономическими процессами,
произошедшими в Китае после решений
декабрьского Пленума ЦК КПК 1978 г.
Введение различных форм собственности в
народном хозяйстве, отказ от
государственной, общественной собственности
в деревне, внедрение рыночных отношений,
широкое заимствование иностранной техники и
технологии, приглашение зарубежных спе-

<< Пред. стр.

страница 26
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign