LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 22
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

чтобы привлечь на свою сторону аудиторию
всей страны. Второй особенностью является
то, что ТВ, располагая колоссальной по
численности аудиторией, фактически ставит
лицом к лицу власть и страну в целом.
Электронные СМК при этом выполняют роль,
которая раньше выпадала на долю органов
представительства. Политическая власть
реализуется в таком случае через СМК.
К числу наиболее современных изобретений
политической игры можно причислить и так
называемые "политические клипы". Все чаще
можно слышать утверждение, что Запад уже
вступил в эпоху "политических клипов". Это
утверждение многим может показаться
спорным, однако бесспорно одно -
синтетические имиджи, которыми и являются
клипы, обладают колоссальными
потенциальными возможностями. Искусство
видео, электронный монтаж и политический
язык повышают эффект воздействия на
аудиторию28. Существенным препятствием пока
остается лишь то обстоятельство, что 1 сек.
"политического клипа" обходится в среднем в
5 тыс. долларов.
Один из ведущих приемов, который
используется СМК для формирования у
аудитории целенаправленного выбора -
____________________
28 Gourevitch J.-P. La politique et ses
images. P. 173.


201

концентрация внимания на определенных
людях, фактах, проблемах. Это - один из
главных способов оказания поддержки
кандидатам на выборах. Более того, до тех
пор пока кандидат в президенты не привлек к
себе внимания СМИ, он вообще - не
кандидат29.
Как уже отмечалось, ТВ превращается во
влиятельную политическую силу, а
телевизионное действие - в особый вид
реальности - в "телевизионную политическую
реальность", которая замещает настоящую
реальность. При этом на предпочтение изби-
рателей в ходе предвыборной кампании
зачастую оказывают влияние специфически
кинематографические, а не реально поли-
тические характеристики претендентов.
Сотрудник Института исследований
общественной политики, бывший президент
Американской ассоциации политических наук
Остин Рэнни приводит пример большого
расхождения в оценке дебатов, которые
одновременно транслировались по радио и по
телевидению между кандидатом на пост
президента в 1960 году Дж.Кеннеди и
Р.Никсоном. Большинство телезрителей отдали
предпочтение Дж.Кеннеди, тогда как основная
масса радиослушателей склонялась к мнению,
что победу в дебатах одержал Р.Никсон.
Разницу во мнениях О.Рэнни объясняет
большей "телегеничностью" Дж.Кеннеди по
сравнению с его соперником. Этот факт
сыграл, как полагает американский
политолог, немалую роль в победе на выборах
____________________
29 Kraus S., Davis D. The Effect of mass
communication on political behavior.
L., 1978.


202

кандидата от демократической партии,
поскольку к этому времени телеаудитория в
США в количественном отношении уже намного
превосходила радиослушателей. По его свиде-
тельству, сходные победы на президентских
выборах 1976 года Дж.Картера и Р.Рейгана в
известной степени связаны с тем, что оба
одержали верх над соперниками в
теледебатах, предшествовавших выборам30.
Понятно, что факт превращения телевидения
в политическую реальность или в особую ее
разновидность делает весьма значимой
расстановку акцентов в подаче новостей и
комментариев к ним, поскольку такой акцент
приобретает роль фактора определенного
политического ориентирования массового
сознания и общественного мнения. В связи с
этим на американском телевидении, например,
существует обязанность соблюдения те-
лекомпаниями так называемой "доктрины
справедливости", которая является одним из
условий получения лицензий на право вещания
от Федеральной комиссии по связям. Смысл
этой доктрины заключается в обязательстве
освещать вопросы политики с различных точек
зрения. Правда, как считают американские
авторы, опасность заранее заданной
идеологической направленности левого или
правого толка американскому ТВ не грозит
хотя бы потому, что в составе
тележурналистов преобладают люди с
либеральной ориентацией. Для них характерен
подход к политической реальности,
свойственный "прогрессивной" журналистике
США конца ХIХ - начала ХХ веков, который
____________________
30 Ranny A. The Impact of Television on
American Politics. N.Y., 1983. P. 28.


203

отличается независимым стилем, недоверием к
истеблишменту и т.п.31. "Старое и глубокое
убеждение журналистов (как, впрочем, и
многих американцев) состоит в том, что одна
из их главных профессиональных задач и само
их существование в свободном обществе за-
ключается в охране общества от
правительства", - пишет О.Рэнни32.
Изменение характера политической игры,
привносимое средствами массовой информации,
в частности, телевидением, оказывает
обратное воздействие и на самих политиков,
заставляя их учитывать, например, то, что с
точки зрения "телегеничности" на экранах
выгоднее "смотрятся" и импонируют более
широкому кругу зрителей "спокойные"
личности, умеющие вписаться в обстановку
непринужденной беседы, а не политики-
ораторы, способные своей властной яркой
манерой увлечь аудиторию на предвыборном
митинге.
Аналогичное воздействие ТВ отмечается и
на систему политической власти. В качестве
примера можно отметить то обстоятельство,
что политическая администрация оказывается
иногда вынужденной сокращать сроки
претворения в жизнь той или иной конкретной
стратегии. Это происходит, в частности, по-
тому, что возрастают экспектации
телеаудитории по отношению к политикам,
поскольку в соответствии с законами
телевизионного жанра зритель ожидает от
"героев политических шоу" (депутатов,
президента) быстрой реализации их обещаний,
программ. Та же ситуация возникает из-за
____________________
31 Ibid. P. 50-54.
32 Ibid. P. 60-61.


204

невозможности выбора "жестких" вариантов
практического воплощения политических
решений в связи с широкой оглаской и шумной
реакцией в прессе и на ТВ. Таким образом,
приходится говорить об обоюдоостром
влиянии, о двухстороннем воздействии
средств массовой информации на обе стороны
политического взаимодействия - как на
политиков, так и на аудиторию.
Именно в связи с этой двухсторонностью
возникают такие разновидности воздействия,
как запретительные меры, которые
принимаются даже в развитых демократических
обществах. Так, например, успех
"ограниченной" войны Великобритании против
Аргентины в противоположность провалу
американской войны во Вьетнаме некоторые
авторы объясняют среди прочего и тем, что
правительство М.Тэтчер запретило репортажи
ТВ с театра военных действий. В отличие от
этого трансляция репортажей знаменитого
американского телеобозревателя У.Кронкайта,
в которых американская война во Вьетнаме
была представлена проигранной, сформировали
отрицательное отношение американцев к этой
войне, что заставило администрацию Джонсона
прекратить ее.


3. Субъект и объект политического влияния и
манипулирования

Субъект - источник практическо-
политической активности, направленной на
объект. Это лицо или группа лиц, имеющие
широкие возможности для реализации своей
воли, в интересах которых осуществляется
политическое влияние и манипулирование.


205

По расчетам американских ученых Д.Палеца
и Р.Энтмана, лица, определяющие политику
страны, составляют менее 1%. Сюда входят
государственные деятели, руководители
корпораций, лидеры общепризнанных
общественных движений, ряд известных
профессоров, маститые журналисты. К ним
примыкает еще 10-15% населения, так
называемые благонамеренные люди с от-
носительно высокой степенью политической
информированности, следящие за
политическими событиями. Их участие в поли-
тической жизни выходит за рамки простого
участия в голосовании на выборах. Эта
категория представлена управляющими,
врачами, адвокатами и т.д., а также членами
их семей. Именно они создают добровольные
общества, группы давления и объединяются в
поддержку того или иного кандидата. Многие
конгрессмены опираются на эти группы и
прислушиваются к их рекомендациям.
Судьба общества во многом зависит от
взглядов и характера политических деятелей,
особенно в переходный период от тота-
литарных режимов к демократическим.
Личностные характеристики, качества и
свойства сменяющих друг друга политических
руководителей существенно определяют
основные циклы, методы, характер и
содержание политического правления, полити-
ческого функционирования и развития
общества. В демократических режимах роль
политических лидеров особенно заметна
тогда, когда проявляется тенденция к
политической персонификации, т.е. к
выдвижению политических руководителей,
самых высших из них, в центр



206

функционирования и развития общественно-
политического механизма.
Особое положение политических деятелей в
общественно-политической системе вызывает
повышенный интерес к их личности, поведению
и деятельности. Это заставляет политиков
заботиться о своем авторитете, престиже,
стремиться к известности, популярности,
привлекательности, добиваться уважения и
одобрения своей деятельности. Политические
деятели нуждаются в том, чтобы граждане
верили им, выражали свои симпатии, го-
лосовали за них, оказывали поддержку.
Доверие к себе они сочетают с признанием
себя в качестве функционеров, наделенных
соответствующей властью и могуществом33.
Одним из важных условий влияния вождя,
особенно в начальном периоде политической
деятельности, является наличие ораторского
таланта. Никакая масса не может
противостоять эстетическому и эмоци-
ональному воздействию слова. Сила слова
завораживает людей и в результате они
становятся покорными воле оратора. В
демократической системе ораторы и
журналисты являются естественными вождями.
Авторитет, который оратор завоевывает у
масс, безграничен. При этом масса больше
ценит ораторские способности как таковые:
приятный тембр голоса, находчивость, остро-
умие. На содержание самого выступления, его
серьезность и аргументированность она в
целом обращает мало внимания. Крикливый
оратор, появляющийся то в одном, то в
____________________
33 См.: Крамник В.В. Социально-
политические механизмы политической вла-
сти. Л., 1991. С. З7-З8.


207

другом месте, добивается большей
популярности, чем создающий за письменным
столом реальные ценности член партии,
который мало говорит, но больше работает.
Значимость роли оратора и самого
красноречия в жизни общества в процессе его
демократизации подтверждается и исто-
рическими примерами. Известно, что
наибольшего развития искусство красноречия
достигло в таких странах Древнего мира, как
Греция и Римская империя. В условиях
расцвета греческой демократии выступления
ораторов собирали до 20 тыс. слушателей. В
Риме своего пика ораторское искусство
достигло в республиканскую эпоху.
Красноречие было одной из трех важнейших
частей системы подготовки политических
деятелей наряду с искусством управления
государством и правоведением. Две основные
добродетели считались необходимыми для
каждого гражданина: военное искусство и
красноречие.
Значение слова и его влияние на жизнь
демократических обществ было связано со
стремлением воздействовать на процесс
принятия решений индивидом и на его
поступки с помощью убеждения, а не через
использование силы - метода, характерного
для всех тиранических структур. Исторически
это хорошо иллюстрируется на примере
Древнего Рима, в котором по мере уста-
новления императорской власти ораторское
искусство приходит в упадок. Место
убеждающего слова занимает воля императора.
Свободные речи пресекаются, разрешаются
лишь речи по поводу того или иного
торжественного события или "славословия".
Отсутствие демократии делает красноречие


208

практически ненужным. И напротив, именно
развитие общества по пути демократизации,
когда необходимым становится не
манипулирование слушателем, а развитие его
мыслительных и критических навыков,
способностей к собственному суждению,
выдвигает на одно из первых мест значение
оратора как политической фигуры и ора-
торского искусства как одного из средств
политического влияния. Именно в такие эпохи
существенным становится различие между
настоящим оратором и так называемым
"ритором", "демагогом". В то время как
оратор стремится к истине, демагог
довольствуется достижением внешнего
эффекта, применяя для этой цели все
возможные средства манипулирования
слушателями. Именно повышением роли оратора
в формировании убеждающего воздействия на
аудиторию объясняется необычное оживление
интереса к риторике в развитых демократиях
Запада. Так библиография работ по проблемам
риторики и красноречия, вышедших в США,
насчитывает более 10 тысяч названий. Почти
во всех крупных университетах США имеются
институты, в которых представители
влиятельных политических и экономических
слоев обучаются приемам ведения дискуссий и
проведения совещаний.
Большое внимание анализу качеств
политических деятелей (вождей) уделял
крупный немецкий социолог Р.Михельс в
работе "Социология партий в условиях
демократий" (1911)34. Многие его выводы
____________________
34 См.: Michels R. Zur Soziologie des
Parteiwesens in der modernen Demokiratie.
Leipzig, 1911. S. 67.


209

сохранили свое принципиальное значение и
для современной политической практики.
Михельс выделяет такие личные качества,
которые помогают отдельным индивидам уп-
равлять массами. Они многообразны, но
главное из них - это энергичная воля,
подчиняющая себе более слабую. Большое впе-
чатление производят и превосходство в
знаниях, и непреклонная убежденность,
нередко граничащая с фанатизмом и своим
напором внушающая уважение массам. Прочная
вера в самого себя, даже если порой она
сочетается c высокомерием, передается и
массам. Но больше всего массы подвластны
знаменитостям. Знаменитому человеку стоит
только пошевелить пальцем, чтобы получить
для себя политическую роль. Массы считают
для себя большой честью, если могут
предложить знаменитому человеку почетное
место: они всегда преклоняются перед
славой. Человек, увенчанный лавровым
венком, заранее воспринимается массами как
полубожество.
Ну а как обстоит дело с вождями -
выходцами из рабочей среды? Вождь из
рабочих в короткое время приобретает
вначале лишь формальные, а затем и
конкретные знания, которые на перспективу
обеспечивают ему все большее превосходство

<< Пред. стр.

страница 22
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign