LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 19
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

предметов роскоши, особо ценимых в данном
обществе, различных титулов, наград,
дипломов, знаков отличия и т.п.
Эти интересы, однако, выражаются не
прямо. Всякая группа, чтобы найти себе
союзников среди властей предержащих и ней-
трализовать противников в сфере
общественного мнения, стремится выражать
свои личные интересы в терминах общего
интереса - прием, который очень близко
примыкает к средствам манипулирования
общественным сознанием. Так, например,
выражая свои требования через средства


172

массовой информации, врачи никогда не будут
формулировать их в терминах доходов или
прибыли. На первый план они всегда будут
выставлять интересы больного; преподаватели
никогда не будут говорить об угрозе потери
своей работы, своего места, а будут
отстаивать необходимость сохранения
культурных традиций, повышения уровня об-
разования населения, одним словом, будут
действовать в рамках поддержки общей
концепции культуры.


2. Методы политического манипулирования

Между влиянием и манипулированием нет
жесткой, резко очерченной границы. И то, и
другое направлено на формирование массового
сознания в определенном, желательном для
правящих кругов направлении. О
манипулировании говорят в том случае, когда
наблюдается ярко выраженная тенденциозность
использования влияния.
В самом общем виде манипулирование - это
процесс ограничения и принижения
политического сознания, культивирования
политического недомыслия, которые
руководящие круги могут доводить до самых
прочных уровней мышления и самоконтроля, до
самых стойких убеждений и привычек, до
самых потаенных эмоциональных и чувственных
пластов, до самых первичных и инстинктивных
идейно-политических реакций. Воздействие
оказывается прежде всего на чувства,






173

эмоции, а не на разум, логику, одним
словом, на подсознание, а не на сознание4.
Особенно широкое распространение
политическое манипулирование получает в
условиях идейно-политических кризисов,
дезинтеграции всех сторон общественной
жизни и связанной с ними социальной
дезориентации человека. Иными словами, речь
идет о ситуации, когда нет реальной картины
происходящего, когда отсутствуют
обоснованные и убедительные аргументы для
проводимого курса, когда нет
удовлетворительной программы на будущее.
Исследуя различные формы и методы
современного политического манипулирования,
американский ученый Р.Гудин выделяет две
главные модели манипулирования -
"рациональную" и "психологическую"5.
Основной характеристикой психологической
модели является использование
автоматической реакции индивида на те или
иные психологические стимулы. Сущность
манипулирования заключается в данном случае
в выборе наиболее подходящих стимулов для
приведения в действие именно тех
психологических механизмов, которые
способны вызвать желаемую для манипулятора
реакцию. При таком подходе человек рас-
сматривается как простой механизм,
действующий по принципу стимул - реакция.
В "рациональной" модели манипулирование
по Гудину осуществляется не через
____________________
4 См.: Крамник В.В. Социально-политический
механизм политической власти. Л., 1991.
С. 41.
5 Goodin R.E. Manipulatory Politics.
L., 1980.


174

использование психологических мотивов, а
посредством обмана и вероломства. Среди
форм манипулирования, относимых к этой
модели, американский исследователь выделяет
следующие:
- сокращение количества доступной для
рядового гражданина информации;
- использование секретности, т.е.
преднамеренного утаивания информации,
которая способна подорвать официальный по-
литический курс;
- использование пропаганды, т.е.
предоставление гражданам отчасти верной, но
тенденциозной информации;
- информационная перегрузка, т.е.
сознательное предоставление чрезмерной
информации с целью лишить рядового граж-
данина возможности адекватно усвоить и
верно оценить ее. Смысл такого подхода
состоит в затруднении для индивидов
фактического доступа к информации, что
заставляет их полагаться на ее официальную
интерпретацию6.
Наиболее очевидным примером политики
обмана Гудин считает передачу намеренно
неверной информации, такой, например, как
"Тонкинская резолюция", которая на основе
предложенной ЦРУ версии об атаке
вьетнамцами американских военных кораблей,
послужила для президента США Джонсона осно-
ванием для ведения неограниченной войны
против Вьетнама.
Политика обмана имеет свои законы. Во-
первых, ложь должна быть определенным
образом дозирована и не переходить не-
которых пределов, чтобы сохранить видимость
____________________
6 Ibid. P. 39.


175

правдоподобности. Во-вторых, политик должен
хорошо знать, что ожидает от него
аудитория. Тот факт, что истина выступает
порой в менее привлекательной форме, чем
фикция, создает для политика определенную
почву для маневрирования. Задача политика в
этом смысле состоит скорее в поисках
выгодных для него иллюзий, на которых он
может "сыграть". Третьей составляющей
политики манипулирования по Гудину является
так называемая "логика коллективного
действия", т.е. определенная солидарность
политиков, основывающаяся на понимании того
психологического явления, что
общественность теряет доверие ко всей
группе политиков, если раскрывается обман
одного из ее членов.
Кроме фактического обмана, важным
средством манипулирования Гудин считает
секретность. Ее суть состоит не в извра-
щении фактов, как это происходит в случае
обмана, и не в их фальсификации, а в
изъятии и сокрытии информации, которая идет
вразрез с установками существующего
политического курса. Утаивание истины и
соответствующих данных искажает инфор-
мационную базу принятия решений7. При этом
принципы, на которых основываются
ограничения, нуждаются в определенном
обосновании. Наиболее сильным аргументом
такого рода Гудин считает распространенную
в политике апелляцию к какому-либо
"священному принципу". В средние века,
например, религиозные доктрины утверждали,
что только короли и принцы должны владеть
"тайнами государственного правления".
____________________
7 Goodin R.E. Manipulatory Politics. P. 47.


176

Аналогичны доводы Никсона в пользу
"привилегий исполнительной власти"8, к
которым он прибегал при расследовании
"уотергейтского дела". Они представляют
собой ту же "священность" конституционной
доктрины, что и "священность" права монарха
в средние века, считает автор. Аргументом
того же типа является и засекречивание
информации под предлогом "национальной
безопасности" или "тайн государственного
правления"9.
Кроме простого утаивания информации,
Гудин выделяет как особенно опасную его
форму - "более сложную стратегию, которая
строится на институализированной
секретности". Речь идет о том, что в
системе, удерживаемой "официальными
секретами", единственным способом
эффективно участвовать в процессе принятия
решений, является получение информации из
рук официальных лиц, наделенных секретами.
Таким образом люди оказываются тесно
привязанными к своим руководителям, или,
как выражается автор, "кооптированными".
Из-за страха потерять доступ к информации
они вынуждены мириться с любой формой
официальной политики независимо от того,
нравится она им или нет. В этой стратегии,
пишет Гудин, секретность играет решающую
роль, поскольку предоставление информации,
которую нельзя получить иным путем,
становится взяткой, вовлекающей несогласных
в отношения кооптации. Другими словами,
секретность служит средством "умиротворения

____________________
8 Ibid. P. 50.
9 Ibid. P. 47.


177

кооптируемых групп"10. Тем самым
подрывается главный принцип успешного
функционирования демократического общества
- открытость, гласность. Оборотной стороной
секретности Гудин считает пропаганду, под
которой он понимает передачу и
распространение выгодных манипулятору
сообщений. Пропаганда отличается от обмана
тем, что передаваемая ею информация
правдива, но очень неполна и отличается
крайней тенденциозностью11.
Еще одним способом манипулирования
общественным мнением является
предоставление слишком обширной информации,
которая способствует запутыванию проблемы и
тем самым подрывает доверие к информации,
отвечающей реальности. Таким образом,
информационную базу принятия решений можно
искажать только через утаивание необходимой
информации. Система перегрузки чрезмерной
информацией предполагает прямо про-
тивоположное тому, что требуется при
использовании вышеизложенных методов
манипулирования. Вместо секретности здесь
используется максимальное раскрытие
информации, а вместо обмана - полное и
точное изложение фактов. При этой стратегии
возможности для манипулирования лежат не в
сфере фактов, а в сфере их интерпретации. В
такой ситуации рядовой гражданин "теряется"
от обилия фактов и не может интегрировать
их в сколько-нибудь рациональную систему.
Именно этим и пользуется обычно политик,
предлагая концептуальные рамки, соответ-
____________________
10 Goodin R.E. Manipulatory Politics.
P. 53.
11 Ibid. P. 56.


178

ствующие его собственным политическим
интересам.
В процессе концептуализации информации
происходит отбрасывание ненужных фактов,
сокращение "негативной" для манипулятора
информации, "фильтрация" информации. Такая
фильтрация информации осуществляется не
только в направлении сверху вниз, т.е. от
правящих кругов к массам, но и наоборот, от
нижестоящих эшелонов власти к вышестоящим в
случае, когда определенные группы
общественных деятелей или отдельные лица
заинтересованы в том, чтобы вышестоящий
политический деятель принял решение
определенного рода. Таким образом, при
стратегии перегрузки информацией с
последующей ее фильтрацией конечный
результат оказывается таким же, как и при
использовании стратегии секретности,
поскольку манипуляторы могут выбрать из
всей массы информации необходимые им факты,
которые вкладываются в концептуальные
рамки.
Особую роль в политике манипулирования,
считает Гудин, играют особенности языка,
поскольку язык не является нейтральным
средством, одинаково пригодным для передачи
любого сообщения. Предпосылкой
манипулирования поведением людей с помощью
языка по Гудину является то, что язык
ограничивает мысль. Поскольку язык способен
ограничивать мысль, он способен в такой же
мере ограничивать намерения и тем самым
ограничивать само поведение12.

____________________
12 Goodin R.E. Manipulatory Politics.
P. 65.


179

Важным средством политического
манипулирования Гудин считает так
называемые "лингвистические ловушки". С
помощью языка можно выделить значимые
вопросы и соответствующие им ответы.
Политик-манипулятор предлагает слушателям
те или иные слова и выражения, которые
становятся своеобразными "клетками" или
"ловушками", в рамках которых простой
гражданин оценивает происходящие в мире
события. Эффективность подобных слов-
"ловушек" Гудин демонстрирует на примере
политической демагогии президента США
Джонсона, который для оправдания войны во
Вьетнаме широко использовал такие доводы,
как "обязательства", "долг",
"ответственность" США перед Южным
Вьетнамом, который в такой интерпертации
подвергался агрессии со стороны Северного
Вьетнама.
Одной из разновидностей "лингвистических
ловушек" является метод "лингвистической
депривации" - опущения, игнорирования тех
или иных слов и выражений. Исключая из
политического лексикона некоторые слова и
выражения, можно придавать политическим
заявлениям и решениям определенную
тенденциозность, которую трудно обнаружить.
В качестве типичного примера принципа
"лингвистической депривации" Гудин приводит
коммуникационный код, используемый элитой
для сокрытия своих намерений от простых
людей. Этот код оказывается понятным только
избранному кругу людей или групп13. Очень
похожая ситуация долгое время существовала,
например, в советской действительности, где
____________________
13 Ibid. P. 80.


180

в официальном политическом языке от-
сутствовало слово "номенклатура". Тем самым
вроде бы и не существовал целый слой людей
со всеми их структурами, привилегиями и
особыми законами жизни и карьеры.
Значение политической номинации, т.е.
выбора слов для описания того или иного
события, очень велико в политике. Она
предоставляет возможность тому, кто дает
определение каким-то фактам и явлениям,
манипулировать представлениями и реакциями
людей в отношении этих фактов и явлений,
формировать оценки и тем самым оправдывать
свои политические действия. По этому поводу
известный американский лингвист Чарльз
Осгуд, например, писал: оТочно так же, как
один и тот же запах может быть назван
"ароматом" или "вонью" в зависимости от
того, как хотят, чтобы к нему относились,
так же одни и те же партизаны могут
называться "борцами за свободу",
"мятежниками" или "террористамип14.
Анализируя риторику американских
политических лидеров во времена войны во
Вьетнаме, многие исследователи приводят
интересные факты использования политической
лексики и политических метафор для
воздействия на общественное сознание. Для
обозначения ситуации во Вьетнаме в
американской литературе широкое
распространение получила метафора,
называвшаяся "теорией домино". Впервые она
____________________
14 Osgood Ch.E. Conservative Words and
Radical sentеnces in the Semantics of
International Politics // Social
Psychology and Political Behavior.
Columbus, 1971. P. 106.


181

была сформулирована президентом
Эйзенхауэром 7 апреля 1954 года, который
сказал: "У нас имеются костяшки домино,
поставленные вертикально и тесно
соприкасающиеся друг с другом; вы

<< Пред. стр.

страница 19
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign