LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 18
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Вы выслушать меня?" Далее следовало
краткое, в несколько десятков слов
послание. Весь разговор не должен был
превышать двух минут. На случай отказа
выслушать послание была заготовлена фраза:
"Я уважаю ваше мнение и не настаиваю".
11. Политические партии и их кандидаты
стремятся придать себе респектабельность и
поэтому стараются избегать открытых методов
давления на избирателей. Тем не менее эти
методы, в первую очередь подкуп
избирателей, не исчезли из политической
практики парламентских партий. Миллионы
франков расходуются на ремонт церквей,
строительство спортивных сооружений, помощь
неимущим в своем избирательном округе, на
рождественские подарки, поздравления с
Новым годом престарелых жителей столицы,
коробки конфет с визитной карточкой канди-
дата. Используются и такие средства как
выплата семьям пособий, крестьянам субсидий
на необычно льготных условиях, студентам
разовых воспомоществований.
12. Сращивание партийного аппарата с
государственным во Франции в период до 1981
года позволило оказывать непосредственное
административное давление на избирателей.
Для этого использовались как официальная
пропаганда, так и административные функции
кандидатов. Шантаж и давление являлись од-
ним из основных методов психологического
воздействия на избирателей. Эксплуатируя
чувство инертности и страха определенных
категорий избирателей, в том числе
избирателей-рабочих, пропаганда постоянно


163

прибегала к запугиванию угрозой
"катастрофы" в случае победы левых партий.
Еще в годы Народного фронта избирателей
устрашали плакатами типа: "Голосование за
Народный фронт, поддерживаемый Москвой,
означает войну". Двадцать лет спустя
голлистская листовка убеждала рабочих
голосовать за партию де Голля: "Если вы
откажетесь поддерживать де Голля и скажете
ему "нет", это будет победой анти-Франции,
триумфом анти-Христа и, быть может, концом
нашей лучезарной цивилизации". В мае 1968
года использовался шантаж "угрозой
диктатуры" и властью "тоталитарного комму-
низма" с целью запугать французских
избирателей и оказать давление на их
политический выбор. В целом главной идеей
кампаний политических партий на выборах
было стремление любыми способами убедить
избирателей в том, что эти партии стремятся
к реформам и переменам "без риска", в то
время как осуществление программ
противников якобы грозило "хаосом" в
экономике, политике и социальных
отношениях.
13. Среди нетрадиционных средств
пропаганды можно отметить такие, которые
использовались во Франции во время кампании
1981 года, например, кукольные спектакли,
поставленные активистами соцпартии на
площадях маленьких городов. Их персонажи
изображали политических противников
кандидата, а само действие сопровождалось
комментариями, призывавшими голосовать
только за Ф.Миттерана.
14. Использование консультативного центра
(США). Центр оказывает содействие в
нескольких областях. Во-первых, это ка-


164

сается содержательной стороны избирательной
кампании. Кандидатам помогают осознать
наиболее острые проблемы жизни общества,
без чего трудно ориентироваться в выборе
тем выступлений. Во-вторых, организуется
максимально полный сбор информации об
избирателях: возраст, профессиональный
состав, политические и человеческие
интересы. Постоянно проводится мониторинг
общественного мнения. В его задачу входит
также сбор средств на избирательную
кампанию. В-третьих, осуществляется
создание и поддержание имиджа кандидата.
В Центре имеются специалисты разного
профиля: одни занимаются техническими
вопросами (снабжение кандидата всем
необходимым: машинка, бумага, компьютеры),
другие - организацией встреч, третьи -
анализом.
Штатные организаторы занимаются
проведением уличных шествий и маршей по
дорогам страны. Организаторы стремятся
также привлечь к участию в избирательной
кампании как можно больше добровольцев.
Политическая машина в период выборов во
многом держится на энтузиазме. Сотрудники
Центра организуют митинги, после которых
число сторонников кандидата увеличивается.
Добровольцы привлекаются в избирательные
кампании только на уровне штата и ниже.
Однако на всех уровнях необходимо
управление, осуществляемое одним Центром.
Кандидатам на встрече с избирателями
советуют избегать конкретных обещаний,
рекомендуя побеседовать о том, что бес-
покоит, заботит, интересует людей.
Претенденту на депутатское место
необходимо проводить некоторую


165

исследовательскую работу, чтобы определить,
в чем может возникнуть несогласие нынешнего
представителя конгресса с голосовавшими за
него жителями, каковы принципы этого
несогласия. Зная причины, можно принять
различные меры, например, опубликовать
обращение к избирателям. В случае падения
популярности конгрессмена, можно перевести
внимание избирателей от неприятной темы в
другое русло.
Негативное восприятие избирателями
возраста, пола, иногда профессии кандидата
можно обыграть, превратив минус в плюс,
подать как сенсацию.


Использование групп давления

В политической структуре общества
политическое влияние очень часто
осуществляется с помощью так называемых
групп давления, которые формируются на
основе партий и других социальных
институтов общества с целью оказания
давления на какие-либо политические
институты для проведения желательных
решений или предупреждения нежелательных.
К важнейшим группам давления иногда
относят самостоятельные государственные
структуры - военную власть и власть
экономическую. Военная власть есть явная и
очевидная физическая власть в государстве,
которая часто противостоит гражданской
власти, и потому, несомненно, может
оказывать влияние на реализацию властных
полномочий. Степень влияния военной власти
различна в разных государствах и находится
часто в прямой зависимости от степени


166

развития демократических процессов. Так, в
странах со слаборазвитыми демократическими
структурами, например, в странах Латинской
Америки, влияние власти военных на
государственную политику очень сильно и
проявляется часто в непосредственном
физическом воздействии на правящие
структуры в форме государственных
переворотов. Понятие военной хунты как
влиятельной силы в государстве связывается
именно с этими странами. Влияние военных
кругов в развитых демократиях также имеет
место, но принимает там более
цивилизованные формы, известные нам под
названием влияния военно-промышленного
комплекса.
Что касается экономической власти,
которая, в общем, остается внешне анонимной
и не имеет такого откровенного воздействия
на властные структуры, как военная, то она
часто представляет собой единственную
фактическую власть в государстве.
Однако чаще под группами давления, или
иначе лобби, понимают специфически
демократические институты воздействия
паравластных структур на формальные
структуры власти в демократически
устроенном обществе. Само слово "лобби"
появилось в англоязычных странах (до сих
пор одни исследователи считают, что это
произошло в США, другие же указывают в
качестве источника Великобританию) и
буквально означает "коридор", т.е. место,
где встречаются наиболее активные
представители некоторых групп интересов,
главным образом, производственных или
коммерческих, и часто не входящих в состав
лиц, обладающих мандатом на власть и


167

оказывающих влияние на процессы принятия
правительственных решений. В США, например,
широко известно фермерское движение,
которое состоит из экспертов в области
предоставления субсидий земельным
собственникам. Согласно поздним поправкам к
федеральному законодательству, изданному в
Вашингтоне и носящему название "Лобби-Акт",
группы лоббистов обязаны предоставлять
Конгрессу США сведения о средствах своего
финансирования и давать список
"аккредитованных членов", если они хотят
быть допущенными в коридоры власти. Таким
образом, наше представление о лоббистских
структурах как о теневых или подпольных
структурах власти, незаконно оказывающих
давление на процессы принятия политических
решений, не совсем верно. Лоббистские
структуры в развитых демократических
обществах легализованы и составляют
неотъемлемую часть их сложных властных
структур, способствующих, таким образом,
развитию процессов влияния и взаимовлияния
в современных демократиях.
Однако на практике группы давления часто
не содействуют достижению компромисса и
канализации требований своих членов. Во
многих случаях, как отмечает политолог
либеральной ориентации Р.Харрисон, такие
группы давления становятся самостоятельными
олигархиями, и рядовые члены тем самым от-
нюдь не участвуют в процедурах разрешения
конфликтов. В то же время принцип
"уравновешивающей силы", который должен
быть присущ действиям таких
заинтересованных групп, не срабатывает,
поскольку в реальности часто возникают
очень могущественные группы, которые


168

подавляют конкуренцию со стороны более
слабых образований. На деле нередко
возникает ситуация, когда "групповые
ассоциации с частичной монополией, усилен-
ные официальным признанием, оказываются
склонными совместно с департаментскими
бюрократами присваивать право формулировать
альтернативные политические решения в
рамках их функционального сектора"2. По
свидетельству политолога Ф.Уильсона,
сотрудничество между правительством и
руководителями заинтересованных групп
настолько тесно и постоянно, что весьма
трудно провести линию разграничения между
их действиями. Важно к тому же отметить,
что подобного рода сотрудничество и
координация зачастую вообще осуществляется
в обход парламента3.
Группы давления в общепринятом понимании
представляют собой организации,
предназначенные для оказания влияния на
общественные власти в направлении,
благоприятствующем реализации именно тех
интересов, которые эти группы преследуют.
При характеристике групп давления усиленный
акцент делается на организационном факторе
и это характерно даже для тех случаев,
когда речь идет об ассоциациях с очень
ограниченной уставной деятельностью, что
позволяет выделить несколько типов таких
групп давления. Это прежде всего группы,
____________________
2 Harrison R.J. Pluralism and corporatism:
the political evolution of modern
democraties. L., 1980. P. 23.
3 Wilson Ph. Reagan and the republican
revival // Commentary. N.Y., 1980.
Vol. 70. № 4. P. 30.


169

деятельность которых осуществляется в форме
спонтанного давления (забастовки случайного
характера, импровизированные манифестации)
или же в форме чисто индивидуальных
поступков: публичная голодовка, открытое
письмо, самоубийство как протест. При этом
группы давления очень четко отличаются от
чисто политических образований в том
отношении, что целью их стратегии является
не захват государственной власти, не ее
осуществление, а стремление оказать на нее
давление извне.
Именно поэтому ни сама политическая
администрация, ни какая-либо общественная
служба не могут рассматриваться как группы
давления, несмотря на то, что они оказывают
определенное воздействие на принятие
политических решений. Однако в рамках
общественной администрации могут
образовываться ассоциации или группировки,
которые ставят своей целью привлечение
особого внимания к их специфическим
интересам. Таковы, в частности, ассоциации
офицеров младшего или старшего составов,
профсоюзы служащих какого-либо ведомства и
т.д. В таких случаях эти образования тоже
рассматриваются как группы давления.
Для осознания сущности того, что
представляют собой группы давления, важно
прежде всего осмыслить процесс обретения
ими определенных интересов. Первый важный
шаг на пути формализации данной конкретной
группы интересов состоит в четком
формулировании ее требований в политически
адекватной форме. В этом отношении очень
важно разграничить две категории лобби.
Первая - это группы давления широкого
профиля, основа существования которых


170

базируется на относительной гомогенности
какого-либо одного слоя населения, интересы
которого они намерены по всем спектрам
защищать перед лицом администрации.
Некоторые из таких групп имеют
социоэкономическую базу, - например,
Национальная федерация профсоюзов аграриев
или Движение по защите семейных хозяйств во
Франции, которые представляют интересы
аграриев; объединения учителей, ассоциации
предпринимателей. С определенной натяжкой к
подобным объединениям можно отнести союзы
потребителей.
Другой тип лобби имеет социокультурную
основу и ориентируется на самые разные
социальные слои и группы населения. Таковы
различные церковные и католические
ассоциации, организации женщин, организации
бывших фронтовиков; ассоциации бывших
этнокультурных меньшинств, студентов или
родителей учеников. Общая черта всех групп
широкого профиля состоит в том, что у них
существует одна и та же стратегия форми-
рования интересов. Это связано с тем, что
они прежде всего должны максимально точно
соответствовать требованиям своей реальной
или вероятной социальной базы. С другой
стороны, они должны помочь этой социальной
базе по возможности наиболее полно осознать
свои интересы, из чего следует
необходимость проведения определенной
пропаганды. И, наконец, третья задача,
которую они должны ставить перед собой и
которую должны выполнять - это иерархизация
всех многочисленных требований, выдвинутых
перед ними представителями их социальной
базы, а также выделение приоритетных целей



171

для осуществления давления на общественные
власти.
Вторая крупная категория, которую
выделяют при классификации групп давления -
это группы давления со специфическими
интересами. Прежде всего следует отметить,
что основа их существования - не в наличии
какой-либо реально существующей социальной
базы, а в особом Деле, во имя которого и
организуется определенное действие. Именно
это происходит при формировании различных
лиг в защиту окружающей среды, животных;
движений в защиту узников совести,
политических заключенных, забастовщиков и
т.д. Во всех этих случаях группа давления
формируется на точной и четкой платформе,
формализованные интересы которой можно
разделить на три основные категории:
приобретение экономических благ в форме
заработка или других материальных средств;
приобщение к процессу принятия решений;
получение вознаграждения или поощрения сим-
волического типа, т.е. того, с чем
связывается престижность в конкретном
обществе - приобретение определенных

<< Пред. стр.

страница 18
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign