LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 16
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



Глава 3. Методы политического влияния и
манипулирования



1. Методы политического влияния

Усиление роли политического влияния в
жизни общества, являясь симптомом перехода
от тоталитарных форм правления к
демократическим, предопределяет интерес к
механизмам осуществления влияния. В этом
отношении большую роль играют политические
партии как основное средство связи между
обществом и властью.
Политическую партию можно определить как
организацию, соединяющую определенное
социальное движение с тем или иным
мировоззрением (идеологией) и целевыми
установками (программой). В той мере, в
какой партия соединена и реально отражает
интересы и настроения социального движения,
данной социальной группы, она может
сохранять или расширять свое влияние. Отрыв
партии от социального движения ведет ее к
кризису, быстрой утрате популярности и
влияния. Особое значение для деятельности
партии, ее влияния на население имеют такие
факторы, как привлекательность
(популярность) ее лидера, умение отстаивать
интересы избирателей, сотрудничать с
(местной) властью и осуществлять ее
конструктивную критику. Очень важен учет
партийным руководством преобладающих
настроений, способность влиять на них. Сила


144

позиций партий может определяться умелой
ориентацией на значительную социальную
группу (профессиональную, возрастную), а
также выдвижением таких целей и ориентиров,
которые могут объединить и консолидировать
различные группы (проблемы экологии,
здоровья, социальной защищенности,
разумного досуга, общественной безопасности
и т.д.). С помощью партийной системы
правящие круги обеспечивают сохранение в
своих руках высшей политической власти,
приспособление существующего строя к новым
условиям, воздействие на сознание масс в
нужном направлении.
Партии имеют первостепенное значение
также в деле поддержания жизнеспособности
институтов власти - они служат своеобразным
буфером, предохраняющим конституционные
институты от резких потрясений и
обеспечивающим им определенную
стабильность. Деятельность политической
партии неразрывно связана со всей
политической жизнью страны, во многом опре-
деляя ее. Западные политологи отмечают, что
в конечном счете политические партии
существуют для того, чтобы заполнять ва-
кантные государственные должности. Так в
Великобритании большинство руководителей
местных отделений партий согласились с тем,
что их главная цель - быть избранными
членами парламента. Все многообразные
функции местных партийных организаций
фактически подчинены их участию в
предвыборной борьбе; для успешного ведения
этой борьбы необходимо в промежутке между
выборами держать избирательный механизм в
состоянии готовности, вовремя подбирать
парламентского кандидата, выявлять


145

возможных сторонников партии среди избира-
телей округа и т.д. Это обеспечивается
благодаря идентификации избирателей с
определенной политической партией.
Существуют по крайней мере два вида
политической поддержки партии со стороны
индивидов - специфическая и диффузная.
Первая означает такие отношения между
индивидом и партией, когда индивид
поддерживает ее лишь постольку, поскольку
это дает ему какие-то личные выгоды, и
прекращает ее поддерживать, как только
чувствует, что это становится для него
невыгодно. Вторая же, напротив,
основывается на совпадении долговременных
интересов индивида и партии, оказывается
относительно независимой от эпизодических
флуктуаций. Партия, как правило, стремится
представить себя как "партия процветания",
доказывая, что именно во время ее правления
происходит рост благосостояния, подъем
промышленного производства, сокращение
безработицы, снижение налогов и т.д. Такая
линия особенно важное значение имеет при
переизбрании на новый срок президента,
когда работа будущей администрации
представляется избирателям как исправление
ошибок в политике прежнего правительства,
для чего граждан призывают предоставить
президенту возможность закончить начатую
работу.
Политические партии - лишь один из
механизмов осуществления политического
влияния. Наряду с ними большую роль могут
играть группы давления, группы интересов,
отдельные монополистические объединения и
т.д.



146

Перегруппировка сил, дробление власти

Постоянное пребывание у власти одной
партии ведет к отождествлению ее с
политической системой. Получается так, что
замена этой партии другой равнозначна
изменению политической системы. Смена
власти в таком случае может вылиться в
резкие столкновения. Чтобы этого не
произошло, в рамках господствующей партии
предпринимается перегруппировка сил, ко-
торая подчинена задаче урегулирования тех
или иных кризисных явлений, повышения
устойчивости и маневренности политической
системы. Она осуществляется за счет
создания эффективного сдвоенного центра -
партий, функционирующих на консенсусно-
альтернативной основе. Элита требует от
своих партий, чтобы они были настолько
"консенсусными" в отношениях друг с другом,
чтобы их соперничество не препятствовало
нормальному течению политического процесса,
и настолько "альтернативными", чтобы своей
политикой отвлечь слои, недовольные
правящей партией, от влияния оппозиционных
сил.
Перегруппировочные процессы - это по
преимуществу политическое приспособление к
вновь возникающим реалиям общественного
развития. Они играют роль временного
стабилизирующего фактора. В качестве яркого
примера этого процесса можно назвать
перегруппировку, осуществленную на Западе
неоконсерваторами, которые смогли
существенно потеснить левые силы. Причины
утраты влияния левыми партиями, когда за
короткое время они лишились многих своих
бастионов и поддержки значительной части


147

избирателей, являются весьма поучительными
с точки зрения рассматриваемой проблемы.
Основная причина слабости левых -их ошибки
в области экономической и финансовой
политики. Экономический кризис, начавшийся
с середины 70-х гг. , привел к
интеллектуальной стагнации левых, которым
не удалось предложить убедительную
альтернативу предшествующей модели
развития. Они не сумели обновить свои
концепции государственного регулирования
экономики и концепции социальной политики.
Вместо того, чтобы давать новые, творческие
ответы, они опирались на устаревшие
представления, слишком долго занимали
оборонительные позиции, слишком слепо ве-
рили в то, что государство в состоянии
осуществить инновации в масштабе всей
экономики.
Идеологические противники левых -
неоконсерваторы умело воспользовались их
ошибками. Они осуществили перегруппировку
сил и переоценку теоретических постулатов,
мобилизовав в свою поддержку достижения
общественных наук. Неоконсерваторы
адаптировали себя и свои теории к современ-
ному уровню развития западных обществ.
Поэтому речь шла не просто о возвращении к
старым консервативным позициям, а о
дальнейшем динамическом развитии общества.
Они пытались представить себя той силой,
которая способна вывести общество из
кризиса и дать ответы на общественные
проблемы. Используя конъюнктурные изменения
в экономике, неоконсерваторы выступили и
как реформаторы, выдавая временные
стабилизирующие тенденции как успех
неоконсервативной стратегии. Они пришли к


148

выводу, что чисто технократический подход к
решению проблем, который долгое время
практиковали социал-демократы, совершенно
недостаточен. Понадобилось более глубокое
видение проблем и для обеспечения
необходимого консенсуса, и для определения
путей дальнейшего развития в обществе, с
чем они успешно справились, перехватывая
иногда лозунги своих политических
противников.
Важным моментом с точки зрения усиления
влияния во властных структурах является
развитие процесса иерархизации властных
структур и тем самым дробления властных
полномочий. Результатом становится то, что
власть при этом получает каждое звено
иерархии, стремящееся естественно к
самостоятельности и обособленности.
Отрицательным последствием иерархизации
является усиление бюрократического
злоупотребления властью в процессах
принятия решений.
Бюрократизация, которая неизбежно
сопровождает институционализацию
политического влияния, часто в значительной
степени уничтожает сам смысл влияния как
демократического атрибута современного
общества. Это порождает реакцию общества в
виде появления новых, "нетрадиционных" форм
воздействия на власть снизу - от
полулегальных, т.е. отчасти признаваемых
общественным мнением различных групп
давления, основанных на сложившихся
экономических, социальных, экологических
интересах (профсоюзы, организации женщин,
молодежи, общество потребителей,
экологические инициативы и т.п.), до
случайных, эпизодических (разовые


149

студенческие выступления, "голодные бунты"
и т.д.).


Преобразование партий в "партии для всех"

Эволюция партий в западных странах
привела к тому, что и буржуазные
"элитарные" партии, и массовые левые партии
постепенно преобразуются в партии нового
типа - "партии для всех" или "всенародные
партии".
Первостепенной задачей такой партии
является успех на выборах, что влечет за
собой внутреннюю перестройку партийного
механизма. Прежде всего в жертву
прагматическому подходу приносится
партийная идеология: строгие доктринальные
принципы становятся ненужным балластом.
Соответственно снижается роль активистов-
хранителей и распространителей партийной
доктрины, их количество уменьшается.
Позиции же партийной верхушки усиливаются,
а основным критерием ее успеха становится
участие в управлении. Такая партия больше
всего стремится избежать идентификации с
определенным классом или слоем, напротив,
она пытается предстать объединительницей
различных интересов и выразительницей общих
интересов.
В качестве образца "партии для всех"
называют прежде всего христианско-
демократическую и социал-демократическую
партии ФРГ. Причастность партий к типу
"партии для всех" определяется несколькими
основными чертами: апелляцией к избирателям
из всех слоев и групп населения; отказом от
идеологии, образующей мировоззренческую


150

замкнутую систему; приоритетностью успеха
на выборах и реальной возможностью стать
правящей партией.
Преобразование партий в "партии для всех"
- одно из важных проявлений политической
стратегии Запада, направленной на
интеграцию всех классов и слоев общества в
систему. В связи с этим функции партий
усложняются. Партия превращается в по-
стоянно действующую дисциплинарную
организацию, которая контролирует действия
своих депутатов в парламенте через органы
печати, разрабатывает и формулирует
политические установки, пропагандирует их
среди избирателей.
Еще более сложны функции правящей партии.
Это связано с превращением партии из
добровольной ассоциации единомышленников в
институт представительной демократии, что
сопровождается усилением партийного
аппарата и его господством над партией,
выдвижением в противовес рабочим партиям
программы межклассовой солидарности во имя
достижения народного единства. Партия с
этой точки зрения должна быть ареной
посредничества, урегулирования общественных
конфликтов путем дискуссий и компромиссов1.
В ФРГ, например, в целом завершен процесс
интеграции наемных работников в обе
"народные партии" (СДПГ и ХДС/ХСС). И хотя
социальные и политические противоречия
сохраняются, они носят менее острый
характер, чем в "эпоху Веймара". Во всяком
случае, боннское государство для
____________________
1 См.: Политическая стратегия европейской
буржуазии в ХХ в. Ч. 1. М., 1990. С. 97-
112.


151

большинства рабочих не есть нечто "чужое",
"враждебное". Партии, представленные в бун-
дестаге, уже не являются "идеологическими
партиями" - во всяком случае
провозглашается, что они стали "народными".
ХДС/ХСС и СДПГ стремятся говорить от имени
всего общества и действовать, в первую
очередь, в общесоциальных интересах. Они
декларируют отказ от ориентации
исключительно на те или иные слои и группы
общества, и потому становится возможной
политика демократического компромисса. Хотя
между СДПГ и ХДС/ХСС существуют
значительные различия во многих отношениях,
непроходимой пропасти между ними нет.


Использование примыкающих
специализированных организаций

В современных условиях одной из
существенных особенностей функционирования
крупных парламентских партий Запада
является наличие "фланкирующих",
примыкающих к ним организаций, призванных
помочь усиливать влияние партий на раз-
личные социальные слои и группы. Большим
количеством такого рода организаций
располагает, например, ХДС в ФРГ.
Специализированные организации очень
различны как по своим задачам, так и по
статусу. Одни из них являются уставными и
носят название объединений. К ним
относятся: молодежный союз, женское
объединение, социальные комитеты, ком-
мунально-политическое объединение,
объединение среднего сословия,



152

экономическое объединение и т.д. Другие
организации формально не связаны с партией.
Объединения выполняют две функции -
внешнюю и внутреннюю. Внешняя состоит в
том, что они связывают партию с различными
общественными группами. Внутренняя
заключается в защите особых интересов этих
групп в политике самой партии. Анализ
деятельности специализированных организаций
позволяет сделать следующие выводы:
- Наличие специализированных организаций
придает внешнему облику партии множество
оттенков, помогая ей апеллировать к
различным социальным группам избирателей.
Они являются связующим звеном между партией
и "непартийными" организациями.
- Специализированные организации являются
существенным дополнением членской массы
партии, вовлекая в орбиту организованного
влияния гораздо больше людей.
- Наличие "фланкирующих" организаций
обусловлено в первую очередь социальной
разнородностью членской массы. Кроме того,

<< Пред. стр.

страница 16
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign