LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

выдающимся историческим личностям, которые
благодаря обостренной чувствительности и
абсорбирующей способности становятся
выразителями общих проблем. Идеи таких
лидеров предстают либо в провидческой форме
новых религиозных или светских учений, либо
в виде политических программ и
воспринимаются людьми как спасительные
рецепты.
В периоды коллективных кризисов особую
опасность представляет формирование и
укрепление "негативной идентичности"
отдельных индивидов и целых групп и слоев
общества, представляющей собой совокупность
____________________
34 Erikson E. Insight and Responsibility.
N.Y., 1964. P. 203-204.


134

тех идентификаций, которые индивиды
вынуждены подавлять в себе, поскольку они
являются нежелательными с точки зрения
группы или общества. В случае затяжных
кризисов индивиды могут отчаяться найти
возможность преобразовать элементы
отрицательной идентичности в позитивную. И
тогда подавленная отрицательная энергия
находит выход в поддержке народом
психопатических лидеров, социальным
основанием существования которых является
именно негативная идентичность. Острый
затянувшийся кризис идентичности сви-
детельствует не столько о психическом
отклонении в развитии личности, сколько о
социальном "нездоровье", о патогенном ха-
рактере групповой идентичности. "Мы не
можем разделить кризис идентичности в
индивидуальной жизни и современный ему
кризис в историческом развитии, так как оба
они определяют друг друга и связаны друг с
другом, что может быть сформулировано в
терминах "психосоциальной
соотносительности", - отмечает Эриксон35.
Смысл психоисторической деятельности
харизматического лидера по Эриксону состоит
в том, что творческая личность не может
найти точки соприкосновения между духовными
потенциями своей незаурядной натуры и
кризисной социально-психологической
реальностью. Поэтому разрешить свои
собственные сугубо личностные проблемы
харизматический герой может не иначе, как
изменив социальную идентичность своих
современников. Решение, которое он находит
____________________
35 Erirson E. Identity. Yourth and
Crisis. P. 23.


135

для себя, становится прототипом преодоления
исторического кризиса идентичности, рож-
дением нового общественного мировоззрения.
Так в "Правде Ганди" Эриксон стремится
показать, что метод сатьяграхи не только
хорошо вписывался в современную Ганди
общественно-психологическую атмосферу Индии
и ее культурно-философскую традицию, но и
отражал амбивалентные чувства "эдиповой
стадии" будущего Махатмы. Из "эдиповых
переживаний" юного Ганди, в душе которого
боролись сострадание к больному отцу и
желание занять его место, и родился, по
мысли американского ученого, "тот образец,
который затем был положен в основу такого
стиля лидерства, когда победить
вышестоящего противника можно лишь не
применяя насилия и выражая намерение спасти
как его, так и тех, кого он притесняет"36.
Заслуга трудов Эриксона состоит прежде
всего в том, что он положил конец
фрейдистской трактовке истории как
"гигантской психиатрической лечебницы".
История жизни выдающейся личности, замечает
Эриксон, не должна превращаться в историю
его болезни; психоисторик обязан учитывать
не только бессознательную логику жизненного
цикла героя, но и объективную логику
"исторического момента", которая вплетена в
жизнь каждого человека"37.
Следующий этап в развитии концепции
политического человека связан с именем
американского ученого профессора поли-
тических наук Йельского университета в США,
____________________
36 Ibid. P. 129.
37 Erikson E. Insight and Responsibility.
N.Y., 1964. P. 207.


136

Р.Даля. Оценивая общий вклад Даля в эту
проблему, можно сказать, что в определенном
отношении американский ученый завершает и
фиксирует процесс отделения области
политического от социального. В своей книге
"Кто правит?" Даль исследует политическую
жизнь в небольшом городе Нью-Хавене, штат
Коннектикут (который сам автор расценивает
как хороший прототип других американских
городов), на основании тщательных
социологических опросов38.
Одним из важнейших результатов его работы
является то, что он приходит к выводу о
разделении людей на два "рода" - род homo
politicus и род homo civicus.
Отличительная особенность homo civicus
состоит в том, что политические игры
никогда не составляют значительной части
его помыслов и времени. Политическая игра
оказывается для него не только менее
привлекательной, чем многие другие виды
деятельности, но и наименее рентабельной по
сравнению, например, с непосредственным
зарабатыванием денег, страховкой, участием
в каком-либо клубе и т.д.
О рождении из "аполитичной глины",
каковой является homo civicus, нового члена
из рода homo politicus можно говорить
тогда, считает американский ученый, когда
главные цели, к которым стремится
гражданский человек, оказываются связанными
в значительной степени с политическим
действием.
Даль вводит понятие "политического
предпринимателя" как особой разновидности
политического человека, и "политического
____________________
38 Dahl R. Qui gouverne? P., 1971.


137

капитала" как одного из главных его
ресурсов.
Политические ресурсы, считает он, можно
накапливать подобно тому, как происходит
обычное накопление капитала, начиная с
малого, через постепенное его
инвестирование в выгодные прибыльные дела
таким образом, что в конечном счете такой
политический предприниматель оказывается
обладателем обширной политической
холдинговой компании или политической
империи.
Даль выделяет также особое понятие
"профессионалов" от политики, которые
используют свои ресурсы несоизмеримо чаще и
эффективнее, чем обычные люди. В
противоположность "гражданскому человеку"
профессионал видит в политике главный
стержень своих интересов и всю свою жизнь
организует вокруг нее. Он обычно
приобретает такую профессию, которая
оставляет ему больше свободного времени для
занятия политикой. Коммерсант или
промышленник не могут сочетать свои занятия
с политической деятельностью, тогда как для
юриста или людей общественных
специальностей это вполне приемлемо.
Для профессионала политика является его
призванием, неким "императивным призывом".
Он является политиком все свое время, точно
так же, как артист остается артистом даже
тогда, когда он просто идет по улице, и
точно так же, как ученый, сознательно или
нет, разумом постоянно пребывает в своей
научной лаборатории, даже возвращаясь





138

вечером к себе домой или находясь за рулем
автомашины39.
Касаясь элитистских концепций, Даль
считает, что они оставляют слишком мало
места политическому человеку. "Он
рассматривается в этом случае всего лишь
как простой агент воли большинства
политических партий, групп интересов или
элиты. У него как бы нет собственного
влияния. Однако более ранние интерпретации,
которые восходят к "Государю" Макиавелли,
напротив, делают акцент на огромном
политическом потенциале политического
лидера, одновременно хитрого, ловкого и
властного. Согласно этой интерпретации
партии, группы интереса, элиты и даже целые
политические системы до определенного
момента остаются неподвижными и безжизнен-
ными. Лидер же, который умеет хорошо
маневрировать в такой системе, является не
столько агентом других, сколько другие яв-
ляются его агентами. Возможно не во всех
политических системах найдется активный и
талантливый политический лидер, но как
только он появляется его присутствие
становится сразу же очень заметным"40, -
пишет американский политолог.
Некоторые современные исследователи
полагают, что можно различать политиков по
принципам "наследования" ими политических
пристрастий. Так Ж.Пароди и К.Исмаль
выделяют три типа такого "наследования":
наследование по интересу, наследование по
призванию, и наследование по ситуации.

____________________
39 Dahl R. Qui gouverne? P. 330-335.
40 Ibid. P. 12.


139

Другими важными внешними факторами,
влияющими на формирование личности
политика, считаются исторические события
такие, как, например, сопротивление во
Франции, которые способствовали повышенной
политической активности людей. Исследование
биографий выдающихся деятелей привело
некоторых ученых к выводу о том, что
немаловажную роль при выборе профессии
политика сыграл эмоциональный шок, как это
было в случае Ленина (смерть и казнь брата
Александра) и у Ганди (забастовка).
Существует целая серия исследований,
посвященных окружению президента и степени
его влияния на процесс принятия решений.
Исследуются способы набора, рекрутирования
советников, способы циркулирования
информации и распределения ответственности.
Окружение - это прежде всего семья.
Изучается, какое место она занимает в
деятельности президента, осуществляет ли
она на него давление и какого порядка.
Большое значение придается изучению
влияния жен, особенно в США. Часто будучи
более честолюбивыми, чем их мужья, они
склоняют своих мужей к баллотированию на
выборах. Такую роль играла Элеонора
Рузвельт. Кеннеди говорил о себе как о
"муже Жаклин". В отличие от США во Франции,
например, жены президентов играют куда
менее заметную роль. Кроме того, во время
выборов в президенты семья часто
представляет место разрядки, убежище от
политических пересудов.
В исследовании окружения важное место
занимают друзья. Помпиду, например,
упрекали в его привязанности к художникам и



140

интеллигенции. У Джонсона, напротив, не
было никаких интересов вне политики.
Наконец, среди окружения выделяют частных
советников и официальных сотрудников.
Встает вопрос: на основе каких критериев
они рекрутируются - на основе
компетентности, степени образованности или
дружеских связей, землячества?
Исследуется также стиль руководства, в
котором, например, различают модели -
формально-иерархическую, конкурентную и
коллегиальную.
Формально-иерархическая модель
характеризуется приоритетом порядка. В ней
отдается предпочтение регулярности адми-
нистративной работы, письменному способу
ведения документации в противовес личным
контактам. Эта модель, однако, несет в себе
риск изоляции президента от
действительности.
Конкурентная модель, напротив, дает
президенту больше информации, но не
обеспечивает его защиту от реальности. Она
требует от него много времени, умения
поддерживать равновесие в команде,
успокаивать страсти, умиротворять разные
стороны и мнения.
Коллегиальная модель находится посередине
между первыми двумя и представляет собой
трудно реализуемый демократический идеал,
который зависит одновременно от личных ка-
честв президента и от согласованности его
команды.
Однако практика полностью никогда не
соответствует никакой чисто теоретической
модели. Каждый президент в той или иной
степени только приближается к одной из них.



141

Обращение к социологическим методам
исследования в политологии последнего
времени свидетельствует о том, что совре-
менное изучение политического человека во
многом основывается на позитивистской
методологии. В ХХ веке политический анализ
стал определяться как поиск "объективной"
научной истины, отказываясь отвечать на
метафизический вопрос "почему?" и
ограничиваясь вопросом "как?"
Ограниченность такого подхода не позволяет
поставить в центр исследовательской
проблематики вопрос о сущности и природе
политического человека.
Увлечение социологией политики приводит к
замечательному парадоксу - политический
человек, являясь центром и мерилом
политики, исчезает как объект исследования,
превращается в ничто. В этом отношении
весьма симптоматичен тот вывод, к которому
приходят французские ученые Ж.Пароди и
К.Исмаль, которые заключают свой трактат
"Политический человек" словами: "В конечном
счете политический человек - это функция
конкретной политики и социально-
политической среды, в которой он существует
и действует, и потому ответить на вопрос,
кто он таков - это значит ответить на
вопрос: что есть политика. А в ней в общем
и целом существуют всего лишь различные
люди, которые делают разную политику -
левую или правую, либеральную или
консервативную - и в этом смысле можно ска-
зать, что политического человека как






142

такового, как особого типа, не существует
вовсе"41.
Таким образом, очевидно, что
методологические постулаты, лежащие в
основе современной политической науки,
подрывают сами основы исследования главного
политического факта политологии -
политического человека - и тем самым
оставляют его в качестве главной фигуры для
поля исследования, принадлежащего
современной политической философии.























____________________
41 Parodi J.P., Ismal C. L'Homme
politique // La science politique.
P., 1971. P. 206.


143


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign