LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

т.п. Кроме того, частные цели, интересы,
проект и средства ближе друг к другу во
времени и пространстве, что помогает
обеспечивать их взаимную адекватность. В
принципе норма должна быть равнозначна
закону, разработанному данной политической
системой. Так и бывает в политической
действительности, если она не
трансформирована утопией. Но обычно на
промежуточных этапах осуществления политики
часто возникают несоответствия элементов
политического процесса и накапливаются
отклонения от избранных целей. В результате
и общее направление политики может
удалиться от намеченной цели. Этот же
эффект может возникнуть при несо-
гласованности общей и частных целей.
К идеальной, абстрактно-общей цели
приближает такая частная цель, которая
соотносится с общей как особенное, во-
площающее всеобщее, и потому способная


96

стать самоцелью, как и сама общая цель.
Иными словами, частная цель выступает как
отчуждение идеальной цели, становится
формальной по отношению к ней.
Таким образом, в цепочке частных целей
таится возможность утопических иллюзий.
Политический процесс - это цепь
последовательно решаемых задач и
соответствующих действий. Утопические
явления возникают в конкретных звеньях этой
цепи, прежде чем превратиться в ложное
представление о процессе в целом.
Дисфункции процесса сами по себе конкретны,
а следовательно, и иллюзии, которые
возникают в связи с ними, также конкретны.
Политический процесс таит в себе альтерна-
тивы, равенство или неравенство шансов
благоприятного и неблагоприятного исхода
событий. Иллюзорными могут быть и расчеты
на успех, и сомнения в нем. Оттого так
навязчива в политике (и не только в ней)
логика вероятностного процесса: еще одно
усилие, еще одно устраненное препятствие,
новый шанс, может быть, счастливая
случайность и цель будет достигнута. Логика
надежд нередко побуждает продолжать и
затягивать самые безнадежные политические
предприятия, добиваться решения "любой
ценой", что особенно предрасполагает к
иллюзиям16.
Политическая цель возникает на грани
объективного и субъективного, естественного
____________________
16 Такова, например, логика вооруженной
борьбы, которая вынуждает бороться за
победу в ситуации крайней
неопределенности и непредсказуемости
событий.


97

(т.е. сущего, данного), реального и же-
лаемого, ожидаемого, рационально
сконструированного или воображаемого.
Политическому расчету, реальному проекту на
стадии целеполагания присуще то мысленное
преобразование мира, которое свойственно и
мифологии, и утопии. В этом свойстве
кроется возможность ограничить
преобразование мира мыслительной
деятельностью, поскольку и "всякая
мифология преодолевает, подчиняет и
преобразовывает силы природы в воображении
и при помощи воображения"17. Для перехода
от воображаемого к практике необходимо
преобразование самого воображаемого. Цель
как абстрактно общее - это идеализированный
объект, мысленное образование. Его
появление закономерно в политическом
процессе на ранней стадии проектирования.
На начальном этапе формирования проект
неизбежно выглядит как теоретическое
утверждение, соотносимое с идеализированным
объектом. Но в этом утверждении идеальный
образ мира уже дается средствами
рационального познания как его объяснение,
как необходимость, неизбежный результат
выполнения плана (в который
перерабатывается проект). Как желаемое
будущее событие, модель будущего,
политическая цель может оцениваться каче-
ственно. Идеализированный объект в
конкретном проекте предстает как система,
поддающаяся предварительной оценке, веро-
ятности его реализации. Сама идеализация
конкретного проекта при этом состоит не в
____________________
17 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч .1.
С. 47.


98

превращении цели в абсолют, а в принципе
целеполагания - одушевлении исполнения
необходимыми стимулами. Реально она состоит
не только из образов, схем, операций
(мысленный эксперимент, разработка
теоретических моделей и т.п.), необходимых
для выбора стратегии данного политического
процесса.
Выбор цели, принятие политических
решений, призванных обеспечить реализацию
политической цели и рационализировать
политический проект, обращены к сложному
миру человеческой субъективности. В этом
его действенность и потенциальная двой-
ственность.
Большую роль в выборе цели играет
убежденность, которая может оказаться в
определенном смысле автономной по отношению
к проекту, способной эволюционировать иными
темпами и в другое время, чем сам проект и
исполняющая его власть. Они могут перестать
совпадать и по содержанию. Если проект осу-
ществляется без внутренних стимулов,
становясь от этого неэффективным, то
внутренняя убежденность в ложности проекта
есть уже свидетельство его утопичности.
Убежденность вообще означает доверие к
политическому замыслу исполняющей его
власти, ее методам, возможностям и к самой
цели. Неконтролируемое, безотчетное доверие
переходит в веру. Возникновение веры само
по себе создает условие для формирования
утопического сознания. Вера в высший идеал
- цель иная, нежели вера в конкретные
частные цели и в средства их достижения.
Вера в конечную идеальную цель допускает
представление об ее отдаленности. Вера в
частную, ближайшую и конкретную цель сразу


99

же вынуждает ставить вопрос о том, на-
сколько оправдана эта вера и насколько
реальна такая цель. Такое различие
вынуждает вновь обратиться к анализу
диалектики отношений в цепи политического
проектирования. Она может быть сведена к
следующим положениям. Основное нарушение
согласования между элементами политического
процесса связано именно с утратой
внутренних импульсов, исходящих от форми-
рующей политику инстанции власти. Нарушения
могут возникать уже в самом начале процесса
идеализации, если определение политики и ее
целей совершается ошибочно (идеальный
аналог не адекватен действительности, а
идеальная модель мыслимого будущего не
может быть выведена из действительности и
ее теории). Это относится, например, к
моделям построения послевоенного общества:
неизвестен исход войны и не может быть дан-
ных о послевоенном мире, хотя война и
начинается с определенными целями, а
послевоенное устройство общества заранее в
какой-то мере предполагается. Далее,
формирующая и исполняющая политический
проект власть не отвечает по каким-либо
признакам характеру задачи - это обычная в
политике ситуация (неэффективность власти).
Такой была, например, власть Временного
правительства в России после февральской
революции 1917 г. Власть может вообще не
получить идеального импульса или не
воспринять его (например, при
несогласованных действиях проектирующих и
исполняющих органов политического
управления). Тогда происходит разобщение
теоретической и практической политической
деятельности. Осуществление политики без


100

значительных внутренних общественных
побуждений становится формальным актом.
Такая политика обычно имеет целью
поддержание статус-кво и собственных
интересов конкретной власти.
Аналогичные нарушения могут происходить и
в сфере отношений "средство - цель". Если
даже исключить из них выбор цели без
надлежащих средств для ее достижения (явная
утопическая ситуация - проектирование цели
при отсутствии ресурсов или самой власти,
способной ее реализовать), рассогласование
средств и цели - наиболее частое в реальной
политике явление. При всей простоте этой
привычной ситуации она нуждается в
некотором разъяснении, которое может
прояснить действительную природу ее
утопического потенциала.
Отношения, связывающие средство (действия
власти) и цель (объект целеполагания), их
взаимная зависимость и необходимость
объясняются общностью их содержания. Оно
структурно: в средстве есть содержание,
которое соотносится с целью. Средство и
цель связаны общим для них содержанием
(скажем, политика разрядки, заключение
соответствующих соглашений и установление
мирных отношений между государствами). Но
само средство (политическая деятельность)
выступает причиной цели, результатом
политической практики. Цель, как показал
Гегель, определяется средством. Гегель не
случайно обратил внимание на эту специфику
отношений средства и цели18. Она имеет
прямое отношение к образованию утопических
____________________
18 Гегель Г.Ф. Соч. Т. 6. М., 1939.
С. 202.


101

явлений в политике. Суть ее в том, что
средства осуществления политики - это
реальность, которой обладает власть, тогда
как целью она не владеет. Цель не
существует иначе, чем идеал, замысел (в
этом смысле она и "субъективна"). Но это
"преимущество" средств, если продолжать
анализ в том направлении, оказывается усло-
вием того, что власть, утрачивающая связи с
целью, с ее идеальным содержанием, иначе
говоря, политическая деятельность, лишенная
идеальных установок, становится самоцелью
политики. Сам же идеальный замысел
утрачивает самоцельный характер и выступает
лишь как повод политической деятельности -
в этом состоит "тайна" бюрократической
политики. Конкретные частные цели
становятся ее непосредственной причиной.
Общая идеальная цель оказывается
утопической, поскольку приближение к ней
делается невозможным и перестает быть
задачей политики, либо остается лишь
формальным обозначением этой задачи.
Средство функционирует так, как если бы оно
соответствовало замыслу, в действительности
же оно обособилось от него. Вместо
реализации цели политического проекта
осуществляются цели самосохранения власти и
воспроизводства ее средств при сохранении
внешних признаков целесообразного и
целенаправленного политического процесса.


Разработка политического проекта

Серьезные затруднения вызывает наличие
большого количества различных явлений (из-
за масштабности задачи), возникающих в ходе


102

осуществления политического проекта разными
его участниками или его антагонистами.
Соответственно значительно возрастает
количество и сложность задач, шагов и
процедур расчета проекта, а также
альтернатив решения этих задач (наборов
средств достижения цели) и, следовательно,
оценок.
Политическое проектирование
осуществляется, как правило, в условиях
принципиально неустранимой неполноты и
нетождественности информации,
относительного знания об объекте и о
большой системе, в которую он входит, не
говоря уж об очевидной ограниченности
представлений о будущих состояниях этого
объекта. Неполным, относительным будет
также знание систем отсчета при анализе
развивающихся систем, разрешающей спо-
собности анализа различий между их
элементами19 и т.д.

____________________
19 Для разработки и анализа политического
проекта и выявления в нем возможных
утопических тенденций представляют
интерес применяемые в прогностике
системные дихотомии: деление элементов на
подвижные и статичные, необусловленные и
обусловленные, независимые и зависимые,
внутренние и внешние и т.п. , в оценке
отношений между которыми возможны
теоретические и методологические ошибки.
Характерен и показан для политики подход
к отношениям между элементами в закрытой
системе политического объекта и
эндогенными изменениями в ней, между
элементами окружения и между окружением и


103

Проблема неполноты и нетождественности
информации в управлении - одна из наиболее
известных в политике, хотя она может быть
обусловлена потерей информации в
пространстве, поскольку с увеличением
расстояния между ее источником и приемником
полнота и достоверность сведений
уменьшаются; во времени - с удалением
события во времени информация также
становится все менее полной и надежной.
Существуют еще и иные причины: языковые
(семантические), порождаемые обилием и
разночтениями информационной лексики,
препятствующие обмену информацией между
людьми, работающими в разных областях
знания; психологические, вызывающие
задержку или искажение информации из-за
особенностей восприятия, памяти, убеждений
передающих и воспринимающих ее людей;
резонансные, обусловленные соответствием
информации потребностям, отчего она может
восприниматься выборочно и односторонне, а
также экономические и организационные,
связанные с распределением финансовых и
материальных средств сбора, организации и
передачи информации; технические, связанные
с особенностями техники, обеспечивающей
эффективность информационных процессов и
т.д.
При расчете политического действия или
процесса возникает проблема учета зависимых
переменных, или, иначе говоря, факторов,
которые должны быть учтены при принятии
соответствующих решений. Число таких
переменных определяется пределами
___________________________________________
объектом, которые рассматриваются в этом
случае как открытые системы.


104

возможности выявить их и, что не менее
важно, реагировать на них. Всегда остается
некоторое число неизвестных и неучтенных
переменных, поэтому возникает вопрос: не
оказались ли в их числе существенно важные
факторы20? Наконец, число отобранных для
анализа данных может оказаться либо
недостаточным, либо чрезмерным, а сами они
- неравноценными. Поэтому естественно
возникает задача сокращения и отбора наи-
более существенных из них, что уже чревато
иллюзорной уверенностью в безошибочности
этой операции. Один из источников таких
иллюзий и их последующего превращения в
утопию - редукция переменных к некоторому
ограниченному числу факторов, признанных
основными, и вычет остальных, которыми, мо-
жет быть, можно пренебречь21.
Политика как прогностический проект
вынуждена считаться с вероятностным
____________________
20 Так случилось, в частности, с
концепцией экономической (но на деле
редуцированной к финансовой) реформы 1992
г. в России: за пределами расчетов
оказались такие факторы, как товарный
дефицит, неуправляемое состояние
торговли, коррупция чиновничества,
менталитет и навыки директората, культура
и исторические традиции страны и проч.,
которые из зависимых (управляемых)
переменных стали независимыми и
неуправляемыми со всеми вытекающими
отсюда хорошо известными последствиями, в
том числе и явными утопическими
ожиданиями.
21 Что и обнаружилось в только что
приведенном примере.

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign