LINEBURG


страница 1
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Российская Академия Наук

Институт философии








"ТЕХНОЛОГИЯ ВЛАСТИ"



(философско-политический анализ)







Москва
1995



ББК 66.01
Т 38
Ответственный редактор - канд.
филос. наук Р.И.Соколова
Редактор - канд. филос. наук
В.И.Спиридонова

Рецензенты:
д.ф.н. В.А.Подорога
д.ф.н. В.Н.Шевченко
к.ф.н. Е.А.Самарская






Т 38 "Технология власти" (философско-
политический анализ). - М., 1995. -
163 с.

Предлагаемая читателю монография
посвящена рассмотрению различных
исследовательских подходов и теорий,
пытающихся ответить на вопрос о
генезисе, сущности, формах властных
отношений в обществе. В работе
дается анализ соотносительности
категорий власти и влияния и их
трансформации в рамках
демократического общества;
раскрываются сущностные основания
политической и социальной утопии;
анализируется ценностная легитимация
политической власти; рассматривается
становление новой политологической
категории "политический человек" в
сопряжении с проблемой власти.
Большое внимание уделяется
практическим средствам и методам
реализации власти.
Монография предназначена для
специалистов в области политической
философии и политологии, но
представляет интерес также для
профессиональных политиков.



ISBN 5-201-01871-8
№ ИФРАН, 1995



Содержание

Предисловие..............................3

Глава 1. Понятие власти..................5
1. О трудностях определения понятия
власти................................6
2. Современные концепции власти.........14
З. Власть и влияние.....................27

Глава 2. Некоторые особенности
функционирования власти..............34
1. Ценностная легитимация власти........34
2. Власть и информация..................43
3. Власть и утопия......................53
4. Политический человек как главный
инструмент реализации
власти...............................69

Глава 3. Методы политического влияния и
манипулирования......................88
1. Методы политического влияния.........88
2. Методы политического манипулирования
106
3. Субъект и объект политического
влияния и манипулирования ..........125

Приложение 1. Отношения человека и
власти в политической философии
Т.Гоббса............................142

Приложение 2. Особенности политической
власти в современном
Китае...............................152



Предисловие

Проблема власти во всех ее аспектах
продолжает занимать умы как
профессиональных политиков, так и
теоретиков - философов, социологов,
политологов, ученых самых разных специ-
альностей. Без преувеличения можно сказать,
что любая социально-политическая доктрина
отводит проблеме власти и механизмам ее
реализации центральное место. Это одна из
основных категорий и одна из самых
дискуссионных проблем политической
философии и политической науки. "Тайна
власти" порождает небывалое многообразие
подходов и теорий, пытающихся ответить на
вопрос о генезисе, сущности, формах
властных отношений в обществе. Концепции
власти простираются от проблем рассмотрения
этого феномена в рамках коллективного
социального действия до акцентирования
отдельных сторон "неравного обмена"
санкциями и ресурсами в условиях
классического двухстороннего взаимодействия
между двумя индивидами в обществе.
Кризисная ситуация в России со всей
остротой поставила вопрос о необходимости
продолжить анализ не только общекон-
цептуальных основ такого фундаментального
проявления общественной жизни как власть,
но и механизмов ее реализации, за-
трагивающих как общенациональные интересы,
так и оказывающих свое влияние на каждого
гражданина в отдельности.



4

Предлагаемая читателю работа представляет
дальнейшее исследование проблемы власти,
которой был посвящен первый выпуск этой
серии "Власть. Философско-политические ас-
пекты". (М., 1989). Задача данного труда
состоит в том, чтобы привлечь внимание не
только к чисто теоретическим аспектам, но и
к прагматической, практической перспективе
исследования.
В соответствии с этим намерением одна
часть работы посвящена рассмотрению
различных исследовательских подходов к
феномену власти, анализу соотносительности
категорий влияния и власти и их
трансформации в рамках демократического
общества, раскрытию сущностных оснований
политической и социальной утопии и т.д.
Другая - сосредоточена на практических
средствах и методах реализации власти:
раскрывается деятельность политических
партий, анализируется роль приобретающих
все больший вес посреднических образований
- так называемых групп давления. Большое
внимание уделяется также анализу различных
форм манипулирования общественным
сознанием, имеющему место в современной
практике демократических обществ.
Манипулирование лишает общество возможности
выработки оптимального варианта
демократического устройства, главной и
вечной целью которого является всевластие
народа, а главным благом, ради которого и
задумывалась сама демократия - благо нации,
а не отдельных ее представителей.
Все эти вопросы рассматриваются главным
образом на основе западных общественно-
политических теорий и политической
практики, однако полученные выводы вполне


5

применимы к сегодняшним условиям нашей
страны, пытающейся опереться на западный
политико-правовой опыт.
В качестве приложения предлагаются два
материала, каждый из которых - только
фрагмент и заявка на дальнейшую разработку
темы власти: один - в историко-философском
аспекте, другой - в свете изучения довольно
успешного опыта Китая, который у нас пока
еще остается невостребованным.

Р.И.Соколова (Предисловие, перевод гл. 1,
1, гл. 2, 1, гл. 3), У.Матц (гл. 1, 1),
В.И.Спиридонова (гл. 1, 3, гл. 2, 4, гл.3),
Е.В.Осипова (гл. 1, 2), И.И.Кравченко
(гл. 2, 3), К.А.Зуев (гл. 2, 2),
О.Л.Безручкин (Приложение 1), В.Г.Буров
(Приложение 2).






















6




Глава 1. Понятие власти

В политической науке и политической
философии не существует единого теоретико-
методологического подхода к анализу
феномена власти, интерпретации этого
понятия, определению его объема и т.п. Тем
не менее категория власти широко применя-
ется в исследованиях любого рода
политических отношений - международных,
национальных или локальных. Многие авторы
утверждают, что отношения власти являются
важнейшей, если не главной и определяющей
чертой политических отношений. Различия
между политическими системами или глубокие
изменения в обществе воспринимаются в
первую очередь как различия в распределении
власти между индивидами, группами и другими
социальными единицами. Констатируется, что
власть может быть относительно
концентрированной или диффузной, ее
носителями могут быть индивиды, страты,
классы, профессиональные, этнические,
расовые или религиозные группы, наконец,
власть может быть относительно большой или
малой.
Исследования отношений власти в рамках
различных организаций составляют еще более
обширную группу. Уже не политическая, а
бюрократическая (организационная) власть
становится в этих случаях объектом
рассмотрения. Весь широкий спектр
организационных отношений - отношения
управления, предполагающие подчинение,
влияние, убеждение и т.д., - также


7

исследуются как своего рода властные
отношения. Понятие власти, таким образом,
применяется ко многим сферам межличностных
взаимодействий, создавая возможность для
незаметной подмены плоскостей рассмотрения,
а следовательно, перенесения выводов,
сделанных, например, в организационной
области, на политическую, и наоборот.
Вследствие этого исследователи, за-
нимающиеся проблемой власти, часто
вынуждены признавать зыбкость,
теоретическую ненадежность результатов
исследований власти, а также "смутность"
самого этого понятия.
Вполне естественно поэтому на первое
место выдвигается проблема определения
власти, связанная с наличием той или иной
концепции властных отношений, создаваемой
на базе определенной философской или
общесоциологической теории.


1. О трудностях определения понятия власти

Классическое понятие власти так
называемого политического реализма во
многих отношениях сходно с понятием бога у
схоластов: власть раскрывается как ens
realissimum1 политики и в качестве таковой
есть одновременно высшая цель политического
действия и его первая причина. С другой
стороны, власть видится как материальное
благо, а значит, она может быть завоевана,
утрачена, увеличена или уменьшена; она
характеризуется даже как "деньги политики".
Таким образом, она проявляется как
____________________
1 Реальнейшее сущее (бог) - лат.


8

количественно измеряемая величина, которая
может быть передана, поделена, а также
приведена в "равновесие". И наконец, если
власть асимметрично разделена, то ее части
могут друг друга компенсировать. При этом
большая власть одной стороны есть такая
власть, к которой в результате приходит
кто-то один, в то время как малая власть
другой стороны может остаться без внимания.
Следовательно, власть в итоге есть
сверхвласть. Это положение сводится к
принципиальной предпосылке: власть в коне-
чном счете существует только в поле
потенциального конфликта и проявляется в
одностороннем отношении - от причины
(власть) к действию (вынужденное изменение
поведения слабой стороны). Таким образом
констатируется, что анализ власти может
привести к выявлению ее четкой структуры.
Этот подход принимает во внимание в
лучшем случае только незначительную часть
феномена, обозначаемого словом "власть".
Более того, сам феномен в конце концов даже
полностью исчезает из виду - точка зрения
консенсусной теории власти2, согласно
которой власть соответствует человеческой
способности не только действовать и что-то
предпринимать, но и объединяться с другими,
действовать в согласии с ними. Властью
никогда не располагает кто-то один: она
принадлежит всей группе и существует до тех
пор, пока группа держится вместе. Если мы о
ком-нибудь говорим: он "имеет власть", то
фактически это означает, что этот человек
____________________
2 Ее известной представительницей является
Х. Арендт (Arendt H. Macht und Gewalt.
Munchen, 1970).


9

уполномочен определенным числом людей дей-
ствовать от их имени. Если группа, которая
уполномочила обладателя власти и передала
ему свою власть, распадается, то пре-
кращается и "его власть". Луман это
довольно смелое выведение власти "из
группы" переформулировал и значительно
дифференцировал в духе теории систем.
Находим ли мы здесь предпосылки для
фундаментальной критики политического
реализма?
На первый взгляд, консенсусная теория
власти прямо противоположна классическому
пониманию. Друг другу противостоят не
только относительные величины -
конфликт/консенсус, но противоположным
образом может пониматься также позиция
обладателя власти и само качество власти. В
первом случае обладатель власти фактически
ее имеет, и она является его достоянием; во
втором случае обладатель власти кажется
безвластным, зависимым от границ и
продолжительности предоставленных группой
полномочий (Х.Арендт) или структуры
социальной системы (Н.Луман). Продолжая эту
мысль, можно сказать, что в первом случае
власть порождает систему - соответственно
сохраняет ее, во втором - система порождает
власть. Оба теоретических положения могут

страница 1
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign