LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 21
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ


Можно сказать, что идеология не есть разновидность научного знания (а также философского или религиозного). Целью идеологии выступает не познание общественных отношений, а выражение определенной социальной позиции, защита, в первую очередь, опре-

510

деленных экономических и политических интересов. Утверждение о том, что возможно создать научную идеологию, вытекает из не до конца правильно понятой природы идеологического знания.

Идеология есть рационально построенная система знаний. Она, как правило, включает в себя элементы научного знания, элементы утопии, чисто пропагандистские лозунги ("голосуй, а то проиграешь"). При таком разнородном содержании идеологии трудно говорить об ее истинности.

Выше было сказано, что идеология есть специфическое духовное образование, поскольку так или иначе она содержит определенные идеалы, ценности, образы будущего устройства общества - государства, экономики, социальных институтов - науки, школы, церкви, нравственных отношений между людьми. Идеология устремлена в будущее. Но всякая ли идеология духовна? Откуда тогда берется бездуховность или псевдодуховность в современном обществе, да еще в огромных масштабах?

Еще раз подчеркнем, что идеология задает определенное поле, многообразие смыслов, в котором живет подавляющее большинство людей и которые из этого многообразия выбирают свои смысложизненные ценности и ориентиры. Следовательно, все зависит от того, какие идеалы, цели и ценности пропагандирует идеология, внедряет в умы людей.

Одна крайность в создании идеологии бывает связана с тем, что она ориентирует исключительно на решение сегодняшних проблем. Таковой, к примеру, является идеология отечественных радикальных реформаторов. Важно научиться делать деньги, пора перестать заниматься самопожертвованием во имя государства или других людей, нужно проявлять здоровый эгоизм, индивидуальный напор и т.д. Духовностью здесь, кажется, и не пахнет.

Идеологию, сознательно сконструированную идеологами, можно подвергнуть научному анализу и показать, как ее создатели выполнили поставленный перед ними социальный заказ от имени определенной социальной группы или от всего общества в целом. Одним словом, показать, как "варилась" идеология с тем, чтобы стала "съедобной" и стала ли она такой. Понятно тогда, почему в обществе всегда складываются напряженные отношения между творцами науки, философами, религиозными мыслителями, писателями и профессиональными идеологами, между философией, наукой, религией и идеологией.

Вскрытие тайных пружин создания эффективной идеологии, а тем более технологий активного продвижения ее содержания в головы людей, особенно в ходе предвыборных кампаний - никогда не вызывало большого энтузиазма у идеологов и тех политических сил, на содержании которых они находятся.

511


Другая крайность в идеологиях заключается в том, что в них настойчиво пропагандируются высшие нравственные и общественные идеалы, однако для их реализации нет соответствующих условий. Такой утопический вариант идеологии может порождать ложную духовность в том смысле, что эта духовность никак не заземлена на реальные жизненные условия и вполне может порождать фанатически убежденных людей на почве религии или псевдосоциализма, для которых верность отвлеченным идеалам важнее здравого смысла, а порою и самой жизни.


Следовательно, проблема духовности идеологии связана, прежде всего, с умением найти и точно выразить связь между реальной ("низкой") повседневностью, в которой нужно добывать деньги, уметь постоять за себя, и возвышенными идеалами, которые могут пробудить энтузиазм в народе, а еще важнее, пробудить в Нем понимание подлинных интересов как своих, так и государственных.

Проблема идеологии не имеет в любой стране и в любое время окончательного решения. Идеология должна постоянно подвергаться пересмотру как по содержанию, так и по способам ее внесения в различные слои общества. Но при этом должно сохраняться главное в ней, если она хочет быть действенной, а именно связь между повседневностью и идеалами. В этом ее предназначение как специфического духовного образования.

В каждой цивилизации, в каждой стране складываются свои представления о том, откуда и куда движется страна и мир в целом, какие идеалы и цели она должна преследовать, каким ей видится человек будущего. Здесь не может быть универсального решения для всех народов и культур. К примеру, Соединенные Штаты Америки сегодня хорошо знают, чего они хотят. Они являются самым могущественным государством, единственной мировой сверхдержавой. Теперь весь мир стал зоной их национальных интересов, они стремятся контролировать ход событий во всех регионах мира и пресекать такой ход событий, который, по их мнению, угрожает их национальным интересам. Вся идеология США построена на этих принципах.

Функции идеологии в обществе крайне многообразны. Идеология всегда стремилась и стремится держать под своим контролем, видимым и невидимым, и сам ход духовного производства. Это ей пока плохо удается ввиду специфики самого производства. Когда-то немецкий священник Лютер вывесил на дверях церкви в Виттенберге свои 95 тезисов против злоупотреблений католического духовенства. Эти тезисы положили начало Реформации. Они содержали основы нового понимания христианства. Кто знает, как пошло бы дальнейшее развитие христианства, если бы католическая церковь вовремя пресекла эту несанкционированную деятель-

512


ность Лютера. Контроль за распространением духовной продукции господствующей идеологии, и стоящими за ней политиками и идеологами, удается несравненно лучше. Она делает это либо прямым вмешательством, цензурой и запретами, либо через использование финансовых рычагов.

Идеология несет в себе мощное объединяющее, консолидирующее начало. Особую роль в обществе в этом смысле играет государственная идеология, поскольку без сплочения граждан государства в единую общность на базе определенных целей и ценностей, без осознания гражданами своей принадлежности к государству оно просто не сможет существовать и развалится.

Но в объединяющем начале идеологии таится и большая опасность для государства. Любой идеологии внутренне присущи тоталитарные тенденции - во все проникнуть и везде навести порядок. Идеология, не оставляющая места в обществе для самостоятельных духовных ценностей, быстро теряет свою состоятельность, эффективность и обречена, в конечном счете, на гибель.

Конкретные взаимоотношения идеологии и общества носили и продолжают носить сложный и разноплановый характер, далеко не все аспекты которого поддаются рациональному объяснению.













§ 6. Образование и духовность

Образование как социальный институт имеет многовековую историю и в настоящее время включает в себя огромное количество учреждений - от детсада и школы до аспирантуры, - в которых занята огромная армия профессиональных работников. Цель образовательного процесса - троякая. Это передача ученикам знаний, затем - социального опыта и, наконец, умения пользоваться полученными знаниями и опытом. Другими словами, речь идет об образовании, в узком смысле слова, воспитании и обучении ученика навыкам практических умений. В процессе образования решается много различных задач, но в самой главной части оно связано с трансляцией, передачей духовной продукции от тех, кто ее производит к тем, кто ее, условно говоря, потребляет. Усвоение учащимися знаний в ходе получения ими образования для общества не менее значимо, чем его производство. Образование выступает главнейшим условием воспроизводства общественной жизни во всем ее многообразии.

Сложность ситуации в современном образовании во всем мире состоит в том, что существующая система образования готовила и продолжает готовить не столько личность, сколько специалиста. Процесс дробления науки на множество специальностей, который

513

со все возрастающей активностью продолжается и до сего времени, внес свои коррективы в образование. Если учесть к тому же, что просветительский взгляд на образование сводился к тому, чтобы посредством разума, главным образом научного знания, просветить людей и тем самым покончить с невежеством и обманом, то получалась довольно стройная система подготовки специалистов. Проблема подготовки специалиста есть главным образом задача информационного характера - передачи конкретного знания от преподавателя к ученику.

Воспитание личности связано с формированием у нее своей точки зрения, самостоятельной позиции в отношении смысла своего собственного существования, значимости тех знаний, которые он получает в процессе образования. Учиться означает - учиться стать человеком, то есть личностью, способной понимать цели и задачи общества, в котором он живет, находить в этой жизни свое место, видеть пути и возможности своего сознательного участия в жизни своей страны. Утилитарный и функциональный подход к ученику, взгляд на него только как на будущего специалиста во многом способствует атомизации личности, отчуждению человека, его обособлению от других во всем, что выходит за рамки профессиональной подготовки.

Важнейшую роль в формировании внутреннего мира будущего специалиста играет философия, этика, искусство, а также изучение культур других народов и цивилизаций, в том числе и иностранных языков. Особую роль в становлении духовных ориентиров играет философия, выполняющая интегративную роль в отношении всех видов знания, которые осваивает ученик, с которыми он сталкивается в процессе обучения. Поэтому гуманитаризация образования сегодня, или расширение спектра гуманитарных дисциплин, преподаваемых в школе и в высших учебных заведениях, дело абсолютно назревшее и своевременное.

Усвоение содержания различных дисциплин, в первую очередь гуманитарных, конечно, расширяет кругозор человека. Но для воспитания полноценной личности этого явно недостаточно. Нередко о человеке с несколькими дипломами говорят - знания есть, а убеждений нет.

Воспитание личности - это, прежде всего, пробуждение интереса к целям и смыслам своего существования, бытия других людей, человеческого общества. Формирование самостоятельной духовно-ценностной позиции, то есть ясных представлений об "абсолютных", высших ценностях - процесс длительный, который требует постоянного диалога учителя с учеником. Преподаватель не просто сообщает ученику материал, он учит его жизни и через свое отношение к жизни, и своим собственным поведением и взглядами. Диалог выступает важнейшей частью воспитания современного че-

514

ловека. Одинаково малопригодно и даже опасно знание без смысла и смысл без знания, иными словами, специалист без твердых нравственных убеждений и социальной позиции и фанатически убежденный последователь какой-то, может быть, и возвышенной идеи, но без знаний - конкретных и философско-этических.

По мере становления личности к воспитанию добавляются еще и процессы самовоспитания, самообразования. Самостоятельная, углубленная работа над своими взглядами, над уровнем своих знаний делают доступными для личности сложнейшие творения человеческого духа, открывают перед ней ясную дорогу творчества в избранной ею сфере деятельности - научной, практической, организационной, у которой нет пределов для совершенства.















§ 7. Особенности духовного кризиса на Западе

Можно сказать, что на протяжении всего XIX в. западное общество неуклонно продвигалось вперед по пути все большей рационализации и эффективности деятельности людей и социальных институтов. И, тем не менее, к концу XIX в. в западном обществе развертывается глубокий кризис культуры, прежде всего связанный с потерей духовных координат развития. Западное общество теряет цели и перспективы. Природа превратилась в одну гигантскую мастерскую, в которой человек занят лишь одним делом - всемерным увеличением производства вещного богатства. "Человек экономический" - вот кто был воспет философской мыслью Просвещения и кто начинает полностью доминировать в жизни западного общества с XIX века.

Надежды на социальный прогресс по мере развития производства сменяются глубоким разочарованием и пессимизмом. Результаты оказались весьма далекими от тех, которые провозглашались идеологами нарождающегося буржуазного строя. Ожесточенные классовые сражения, шовинизм колониального мышления, всеобщее отчуждение и атомизация общества, массовая культура и манипуляция сознанием.


Религиозные философы резко критикуют европейскую концепцию человека, европейский гуманизм за его отрицание высшего предназначения человека. Именно идеология гуманизма повинна в тех бедствиях, которые обрушились на человека в западном обществе. Н.А. Бердяев пишет о гуманизме как об идеологии природного, зависимого человека. "Гуманизм послушен факту рабства человека у природного мира", ибо гуманизм - это учение о человеке, живущем в чувственном материальном мире и желающем себе как можно больше благ.

515


Не менее резко отзывался С.Н. Булгаков о западной цивилизации, воздвигнутой без Бога и против Бога, называл ее "царством зверя", мрачной цивилизацией, в которой люди начинают кусать языки от причиняемой им боли. Отвечая тем, кто считал, что духовный кризис на Западе будет непродолжительным и скоро наступит Золотой век свободы, равенства и братства исходя из экономических законов, Булгаков готов был согласиться с ними. Но при условии, если принять такое представление о человеке, согласно которому он "есть только то, что ест". На Западе произошло упразднение "внутреннего человека", и это связано, по Булгакову, с отказом от живой веры в Бога.

Современная технологическая, техногенная цивилизация, которая по-прежнему ставит целью дальнейшую эксплуатацию природных ресурсов, рассматривает природу как средство для повышения материального благополучия общества, действительно подошла к пределу своего развития. Нависшая над всем миром угроза глобальной катастрофы требует заново осмыслить цели развития, делает абсолютно необходимым переход к новым отношениям с природой на основе идеи совместного, согласованного развития природы и общества. Здесь человеческому обществу и требуются новые общественные идеалы и нравственные ориентиры, одним словом, новые духовные ценности, ставящие барьеры на пути эгоистического, корыстного, безответственного поведения людей и отдельных обществ.

И проблема обретения духовных ценностей в первую очередь касается науки. В эпоху классического капитализма наука рассыпалась на множество самостоятельных дисциплин с очень узким предметом изучения в каждой из них. Произошла сильная технологизация научной деятельности с большим креном в сторону быстрой и эффективной применимости полученных результатов. Целостное понимание объективного мира пропало. Истины нет, остались лишь ее отдельные фрагменты.

В настоящее время ввиду угрозы глобальной катастрофы наука вынуждена, или точнее говоря, обязана обращаться к изучению взаимодействия общества и природы как системы. По этой причине дальнейшее познание природного мира не может далее осуществляться без понимания перспектив развития этой единой системы "природа - общество", без представления о должном и желаемом ее состоянии в обозримом будущем. Другими словами, высшие ценности оказываются не только условием научного познания, но и входят в саму ткань научного знания. Наука как совокупное знание не является отвлеченно теоретическим, ценностно-нейтральным знанием. Так можно говорить об отдельных фрагментах знания, особенно конкретно-прикладного. Только та наука, которая все больше осознает свою связь с высшими ценностными ориентирами, связан-

516

ными с выживанием и прогрессом человечества и которая все больше руководствуется нравственными ориентирами, в том числе и запретами нравственного характера, становится подлинно одухотворенной. И в этом качестве она становится разновидностью духовного производства.
















§ 8. Духовная ситуация в России

После падения социалистического строя в стране вся привычная для миллионов людей идеологическая система ценностей также оказалась разрушенной. Перестало существовать то многообразие смыслов, которыми была пронизана вся общественная жизнь, которые помогали им ориентироваться в ней и решать свои повседневные задачи, побуждали их к совершению конкретных действий и поступков. В российском обществе наступил затяжной и очень глубокий идейно-духовный кризис. Жизнь потеряла четкие ориентиры, а иногда и смысл.

Идеологический вакуум был немедленно заполнен с помощью СМИ другими ценностями - индивидуализмом, культом денег, наживы, агрессии, секса, а также религиозными и оккультными взглядами самых различных по своему содержанию и происхождению. Отношение к этим новым ценностям в обществе весьма сложное и противоречивое. Но ответа на главный вопрос, который мучает, наверное, каждого российского человека, до сих пор нет. Почему Россия все 90-е гг. балансирует на краю бездны, почему падает жизненный уровень населения и растет аморализм, что нужно сделать, чтобы спасти страну? Какое будущее ждет Россию? Возродится ли она как великая держава или покинет историческую арену и уйдет в небытие? Одним словом, речь идет об обретении Россией, всем российским народом новых высших духовных ценностей, которые помогли бы обрести миллионам людей утерянные ими смысложизненные ориентиры. Пока этого нет, но есть ли надежда с теоретической, философской точки зрения?

Общепризнанно, что Россия традиционно из века в век отличалась высокой духовностью, по крайней мере, в образованной части общества, да и не только. Русский православный человек много размышлял о Царстве Божьем на земле, об окончательном разрешении всех земных противоречий, много исходил по земле в поисках высшей правды и справедливости. Почему же так неудачно складывается российская история?

Дело здесь, конечно, не в какой-то особой и загадочной русской ментальности, а совсем в другом, рационально объяснимом явлении. Россия в силу конкретных исторических условий на протяже-

517


нии веков постоянно запаздывает в своем развитии, прежде всего в экономическом и политическом в сравнении с передовыми западноевропейскими странами. И перед Россией постоянно возникала проблема, куда пойти, какие цели и задачи поставить перед собой, как отыскать новые идеалы, которые помогли бы России преодолеть отставание и догнать ушедшие вперед страны. Напряженные духовные поиски приносили свои результаты, хотя ни одно из решений такого рода никогда не было и не могло быть окончательным. Но когда духовные поиски по каким-то причинам прекращались, тогда Россия неизбежно вновь оказывалась в кризисе. Велико сегодня духовное напряжение в России, во всех слоях общества идет напряженный поиск выхода из кризисной ситуации.

















СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
под редакцией проф. И.А. Гобозова
УЧЕБНИК

компьютерная верстка А.Н. Бугай
Изд. лиц. ИД № 01832 от 22.05.2000 г.
Подписано в печать 25.03.03. Формат 60x88 1/16. Печать офсетная.
Бумага газетная. Печ. л. 33. Тираж 3000 экз. Заказ № 2735.
Издатель Савин С.А.
Москва, Руновский пер., д. 11/13
т. 939-20-44
ОАО "Ивановская областная типография"
153008, г. Иваново, ул. Типографская.6.
E-mail: 091-018@adminet.ivanovo.ru




<< Пред. стр.

страница 21
(всего 21)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign