LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Рефлексы бывают безусловные и условные.
Безусловные - это простые врожденные рефлексы.
Условные рефлексы - характерный для высших организмов вид нервной деятельности. Это индивидуальные, приобретенные рефлексы, которые возникают у отдельного индивидуума в результате его повседневной деятельности и на основе безусловных рефлексов.
Условные рефлексы - важнейшие и совершеннейшие приспособления организма позвоночных к условиям жизни. Еще И.М.Сеченов, впервые предложивший изучать физиологическими методами нервную высшую деятельность человека, показал, что она обусловлена воздействием на организм внешней среды.
Следующей ступенью в эволюции живых систем является возникновение высшей формы психического отражения объективного мира - сознания.
Основу сознания составляют и обуславливают два взаимосвязанных фактора:
1) физиологический (физиологическую основу человеческого сознания составляет появление второй сигнальной системы действительности - членораздельная речь, язык)
2) социальный фактор
- Развитие второй сигнальной системы представляет собой, по выражению И.П.Павлова, то "дополнение", или "прибавление", к условнорефлекторным процессам, которое связано с условиями общественной жизни.
- Вторая сигнальная система функционирует как единство рефлекса, слова, понятия.
- Слово - это не просто определённое сочетание звуков, оно имеет определенный смысл, т.е. вызывает определенную ассоциацию, указывая на тот или иной предмет или явление. При этом каждое слово является понятием, т.к. оно представляет собой обобщение однородных предметов или их свойств.
В сознании, человек оперирует понятиями, логически связывая их, на основе этого формируются суждения, умозаключения, создаются идеи, теории, в которых отражаются реальные события, явления.
Выводы:
Таким образом,
1) Сознание - представляет высшую форму психического отражения действительности в головном мозге человека в виде ощущений, восприятий, представлений, понятий, суждений, умозаключений, идей, теорий.
2) В природе сознанию предшествовали различные формы отражения неживой и живой природы.
3) Сознание появилось в процессе эволюции и развитие форм отражения в живой природе.
4) Сознание не исключает других форм отражения. Оно действует на основе всех существующих форм отражения, которые в живом организме человека действуют в единстве.


3.Происхождение и сущность сознания.
Понятие мышления. Образ и знак.


Язык и членораздельная речь, как естественные способы кодирования и передачи информации в знаковой форме.
Вопрос о возникновении человека с его сознанием (антропогенез) является очень важным, но в то же время еще не раскрытый полностью из-за недостатка сведений. Поэтому существует ряд гипотез возникновения человека с его сознанием. Наиболее приемлемой является гипотеза основания на развитии учения Дарвина. Он впервые указал на то, что в процессе эволюции живого, одни виды животных возникают из других. Дарвин предположил, что люди возникли от особого вида обезьян. Ф.Энгельс впервые развивает философскую, естественно - научную концепцию о том, как происходил процесс превращения человекообразных обезьян в человека.
В своем сочинении "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" выделил следующие этапы в образовании человека:
1) Усвоение прямой походки.
Энгельс писал: "Много сотен тысячелетий существовала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Они были сплошь покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях. Под влиянием своего образа жизни они стали отвыкать от помощи передних конечностей при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. "Этим, - говорит Энгельс, - был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку".
2) Освобождение руки, в результате прямой походки.
В начале неразвитая рука, постепенно приспосабливается для различных операций. С помощью руки наши предки начали использовать в качестве орудий, случайно оказавшиеся под рукой, простейшие предметы природы для защиты от хищников или захвата добычи, собирания плодов, ягод.
Эта их деятельность относилась к разряду "первых животнообразных инстинктивных форм труда".
3) Переход от простого использования естественных предметов к изготовлению орудий труда.
- "Труд начинается с изготовления орудия", - писал Ф.Энгельс.
- "Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, - отмечал Ф.Энгельс, - должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан".
Что представляют собой наиболее древние орудия? Это орудия охоты, рыболовства, домашней обработки продуктов, для изготовления одежды.
4) Употребление все более разнообразной пищи, в том числе мяса.
- Употребление мясной пищи привело к двум новым достижениям, имеющим решающие значение: к пользованию огнем, к приручению животных.
- Мясная пища содержала в почти готовом виде наиболее важные вещества, в которых нуждается организм для своего обмена веществ.
- Но наиболее существенное влияние мясная пища оказала на мозг, получивший благодаря ей в гораздо большем количестве, чем раньше, те вещества, которые необходимы для его питания и развития, что дало ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение.
5) Коллективная деятельность и образование членораздельной речи.
Развитие труда по необходимости способствовало наиболее тесному сплочению членов общества. Так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности. Стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них явилась потребность что-то сказать друг другу. Появилась членораздельная речь.
Это, наряду с трудом, явилось вторым важным моментом в образовании человека.
- В этой связи Ф. Энгельс писал: "Сначала труд, а затем и вместе с ним и членораздельная речь, явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг".




Неандерталец Homo Sapiens
(человек умелый) (человек разумный)




















Концепция Ф.Энгельса подтверждается находками ископаемых человекообразных обезьян. По общепринятому в науке мнению, наиболее древней группой предков человека является дриопитеки (греч. дриос - дерево). Эти обезьяны жили в третичный период (миоцен 10-15 млн. лет). От дриопитеков люди эволюционно унаследовали хорошо развитые глаза и чувство осязания. Костные останки этих обезьян были найдены в Европе и Азии. От них формировались популяции, которые привели к образованию других видов обезьян.
Среди этих популяций появилась одна, которая получила название австралопитеков (греч. южная обезьяна).
Остатки костей этих обезьян найдены в Южной Африке. Австралопитеки являются предшественниками первых древних людей. Чем они характеризовались? Они обитали в лесостепях, полупустынях, передвигались на задних конечностях. Обладали более крупным мозгом по отношению к предыдущим типам обезьян. Использовали естественные предметы, камни, палки для защиты от нападения других животных и добывание пищи. Их передние конечности, манипулируя палками, приобретали свойства человеческой руки. В процессе эволюции среди популяций, выделившихся из австралопитеков, появилась такая популяция, представители которой стали примитивно обрабатывать естественные предметы, используя их в качестве орудия (деревянные дубины, расколотые камни с острыми краями), это были первые орудия, с помощью которых добывались и обрабатывались объекты дикой природы. На основе этого, произошло превращение стада обезьян в социальное объединение - ранних гоминид, первых диких людей. Эти люди получили название питекантроп (греч. "питекос" - обезьяна, "антропос" - человек). Географически питекантропы, как полагают ученые, располагались в Северо-Восточной Африке. Их образование относится ? 2,5 млн. лет назад.
Другой очаг гоминизации располагался в Центральной Азии, Южной Перед. Азии (Индия, Китай, Вьетнам). Из этого вида гоминид выделялись различные популяции, среди них такая, которая привела к появлению синантропов (греч. "китайский человек"). Назван так, поскольку кости синантропов обнаружены в пещере вблизи Пекина. Синантроп отличался тем, что его рука очень близко напоминала человеческую, увеличились нижнетеменные доли, а с ними связывают развитие познавательных высших способностей. Наблюдается увеличение мозга.
Дальнейшая эволюция этого типа гоминид, привела к появлению неандертальцев. Название получено от места находок их останков, в 1856 году, в Неандертале вблизи Дюссельдорфа. Они были распространены по всей Европе. Останки их встречаются в Африке, о. Ява, Перед. Азии (Персия, Турция). Неандертальцев считают предками современного человека - гомосапиенс. Формирование Homo sapiens приходится на конец ледникового периода, 40-12 тыс. лет до новой эры. В это время возникает материнска родовая община. В общинах кроманьонцев существовало разделение труда, появились сложные общественные и производственные отношения;
- появление и развитие родового общества привело к образованию племен.

Мышление - процесс функционирования сознания. Он заключается в том, что в сознании происходит оперирование чувственными образами и абстрактными формами отражения, такими как понятие, суждение, умозаключение.
У высших животных (собаки, лошади, обезьяны) мышление связано с оперированием чувственных обобщенных образов. У них образное мышление. У человека, кроме этого, мышление связано с оперированием такими абстрактными формами отражения, как понятие суждения, умозаключение. Мышление человека возникает с возникновением членораздельной речи.
Членораздельная речь - система звуковых знаков (слов) обозначающих предметы, их свойства, состояния.
Например: для обозначения человека используются такие звуковые сигналы "человек", "men", для обозначения собаки - "собака", "dog" - англ., "xунд" - нем. яз. и т.д.
Слова - знаки, фактически являются кодами информации. Этими знаками кодируются предметы, их свойства, состояния. Кодирование осуществляется не только в звуковых знаках, но и в письменных знаках. В записанном слове закодирована информация о предмете, его свойстве, состояние. Но слово - это не только знак, но это и обозначение предмета, при его произнесении у человека в сознании возникает образ предмета, обозначенного словом. А вместе с образом возникает и мыслительный процесс, заключающийся в том, что обозначенный предмет выделяется из среды других предметов по какому-либо существенному свойству. Этот процесс мысли называют понятием. Итак,
Понятие - процесс мысли, при котором происходит абстрактное отражение объекта по его существенному свойству, признаку.
Термин "абстрактный" (от лат. - отвлеченный). При абстрагировании отвлекаются от всех остальных свойств, кроме существенных. Так, понятие "человек" представляет собой такой процесс мысли, при котором отвлекаются от всех других свойств, кроме свойства обладать сознанием. Человеком называют живое существо, обладающее сознанием. По этому свойству, обладать сознанием, в понятии человек выделяется от всех других живых существ.
В знаковой форме выражаются не только понятия, но и суждения, умозаключения.
Суждение - это такой процесс мысли, при котором происходит абстрактное отражение состояния и изменений объекта. Формально суждение представляется в виде предложений, в которых что-либо утверждается или отрицается.
Умозаключение - такой процесс мысли, при котором на основе нескольких исходных суждений, получается новое, как следствие.
/ "Все частицы вещества обладают массой понятия"; "Атом - частица вещества", следовательно, "Атом обладает массой покоя"/
Понятия, суждения, умозаключения - это различные формы мысли. В целом, выражение различных мыслей в знаковой форме называется языком.



Вопросы для самопроверки

1) Каковы основные подходы к определению сознания?
2) В чём сущность сознания?
3) Какие формы отражения действительности вы знаете?
4) Что такое мышление?
5) Какие существуют концепции происхождения человека с его созна-
нием?
6) Почему возникает проблема бессознательного?




ТЕМА: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ.


1. Содержание и многообразие форм человеческого знания.
2. Сущность познания. Социальная практика, как основа и цель познания. Виды практической деятельности.
3. Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм.
4. Подсознательное, бессознательное. Интуиция, ее роль в познании.
5. Понятие истины. Объективность и конкретность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Истина и заблуждение. Знание и вера. Критерии истины.
6. Понятие метода и методологии. Общенаучные и частные методы познания. Общая схема процесса научного познания.


1. СОДЕРЖАНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ


В логической форме знание предстает как определенная совокупность взаимосвязанных суждений о чем-либо или о ком-либо. Знания приобретаются как на основе повседневной практической деятельности людей, так и на основе теоретического осмысления действительности. Процесс приобретения знаний называется познанием. Познание представляет собой мыслительный процесс, осуществляемый с помощью оперирования как чувственными, так и абстрактными формами отражения действительности.
Структура знаний многосложна. Можно выделять знания по различным видам и родам деятельности, такие как знания о производстве, об экономической, политической жизни, этические, эстетические и другие. Соответственно, существуют такие учения, как "технология металлов", "технология химического производства", "теория экономических учений", "теория государства и права", "этика", "эстетика" и др.
Можно различать знания по характеру рассматриваемых объектов-знания о явлениях природы, о явлениях общественной жизни и человека, о процессах мышления, познания. Соответственно, существуют такие учения, как физика, химия, биология, социология, социальная психология, логика, теория познания и др.
Различают знания по их соответствию действительности, как истинные или ложные, научные или ненаучные. По уровню абстрагирования знания выделяются как эмпирические и теоретические. Эмпирические знания получаются на основе наблюдения и эксперимента. Это такой уровень знания, содержание которого раскрывается на основе чувственных форм отражения действительности (ощущений , восприятий , представлений) . При этом данные опыта подвергаются некоторой рациональной обработке, выражаются в понятиях, суждениях, умозаключениях. На этом уровне исследуемые объекты отражаются в сознании со стороны тех свойств и отношений , которые доступны чувственному созерцанию. Теоретические знания связаны с совершенствованием и развитием понятийного аппарата. Это знания упорядоченные, обобщённые. На этом уровне исследуемые объекты отражаются со стороны их существенных связей и закономерностей , полученных не только из опыта, но и путём абстрактного мышления.


2.СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА КАК ОСНОВА И ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ. ВИДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Как уже отмечалось, познание это процесс приобретения знания. Люди начинают приобретать знания с детских лет, приобретаются знания в школах, в ВУЗах; такой процесс приобретения знаний является приобщением конкретных людей к знаниям существующих в общественной памяти, произведённых раннее. Элементами общественной памяти являются: память взрослых людей, обладающих знаниями, рукописные и печатные книги, ЭВМ, компьютеры.... Но знания также приобретаются путём производства нового знания, не существовавшего ранее в общественном сознании. Это так называемое научное познание. Научное познание представляет собой деятельность по производству нового знания. В дальнейшем будем рассматривать именно процесс научного познания. Основу такого познания составляет практика, она же является и целью познания. Существуют различные виды социальной практики. Прежде всего, это деятельность по производству материальных благ (производство промышленной и сельскохозяйственной продукции и др.). Другой вид социальной практики это деятельность в политической сфере жизни (выполнение административно-государственной функции, участие в работе органов законодательной и исполнительной власти, участие в работе различных политических партиях и объединениях). Следующий вид социальной практики - деятельность в различных сферах духовной жизни (занятие искусством: литературой, живописью, музыкой, театральной деятельностью ; деятельность в системе образования и др. ). С учетом практики, целостный процесс познания осуществляется так: "от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практики" (В.И.Ленин).




3.ЕДИНСТВО ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО В ПОЗНАНИИ. СЕНСУАЛИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ


Процесс познания осуществляется в единстве чувственных и абстрактных форм отражения действительности. К чувственным формам относятся ощущение, восприятия, представление. К абстрактным относятся понятие, суждение, умозаключение. Чувственные формы отражения дают нам сведения о единичных предметах, их конкретных свойствах и изменениях. Приобретаются такие конкретные знания как протяженность, объём тел, их вес, состояние объекта (жидкость, газ, твёрдое тело и др.). В ощущениях и восприятиях мы получаем знание о единичном, в представлении фиксируется обобщённый образ явления, вещей, предметов.
В абстрактных формах отражения фиксируется то общее, что характерно для данного вида или класса вещей. Переход от чувственных форм отражения действительности к абстрактным осуществляется с помощью таких мыслительных процессов как абстракция отождествления и абстракция идеализация.
Абстракция отождествления - это такой процесс мысли , при котором происходит формирование и образование абстрактных понятий на основе выделения из реальной действительности объектов или их множеств и объединение их в один класс по тождественному свойству.
Например: два стола, два глаза, два дерева и т.д. независимо от природы и свойств предметов, человек отождествляет данные множества по основному свойству- иметь одинаковое количество предметов. Такая мыслительная операция отождествления приводит к появлению абстрактного понятия числа два.
Абстракция идеализация - это такой процесс мысли, при котором происходит образование идеальной абстрактной модели реального объекта, путём отвлечения от несущественных свойств объекта и наделения модели идеализированными свойствами, отражающими существенные свойства. Образуемые при этом понятия описывают идеальные объекты, которые мы в "чистом виде" в природе не наблюдаем, например понятие точки и линии; точка представляется как "абсолютно малая" по сравнению с рассматриваемыми объектами, понятие линии как "абсолютно тонкая".
В понятиях фиксируется общее, с помощью понятий мы получаем знания об общих свойствах и признаках проявляющихся в единичных предметах и выявляем сущность вещей, закономерность их изменений, то, что не даётся непосредственно в чувственных формах познания.
Абстрактные формы познания называют рациональными (от лат. рассудочный). В истории развитии философской мысли в процессах познания нередко игнорировалось рациональное познание и абсолютизировалось чувственное и наоборот. В первом случае проявляется сенсуализм (от лат. "сенсия" - чувственность), во втором рационализм, преувеличение рассудочных форм познания и недооценка чувственных форм. Например, представителем сенсуализма является Джон Локк, который утверждал, что в сознании нет ничего такого, чего - бы не было в ощущениях, не существует врождённых идей. Представителем рационализма является Готфрид Лейбниц, утверждавший, что существуют врождённые идеи и принципы в потенциальном неосозноном виде, и люди пользуются ими не отдавая себе в том отчёта. Эти идеи существуют в голове помимо чувственных форм отражения.

4.ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. ИНТУИЦИЯ , ЕЁ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ

Уже древнегреческий философ Платон говорил о том, что человек осознаёт не всё, что содержится в его душе. Немецкие философы Лейбниц и Кант указывали на существование в человеческой психике не только сознательно формулируемого начало, но и бессознательного.
Термин "бессознательное" часто употребляется как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Впервые специальное систематическое исследование бессознательного осуществил австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Согласно концепции Фрейда, психика индивида имеет трёхслойную структуру. Первый её слой (Фрейд называет его "ОНО") представляет собой бессознательное психическое начало. "ОНО" -глубинный слой бессознательных влечений, источник психической энергии. В этом слое властвует Эрос- инстинкт жизни, стремление к удовольствиям, к сексуальному наслаждению, и Танатос- инстинкт смерти, склонность к агрессии, разрушению и самоистязанию. Свойственная "ОНО" безрассудная тяга к наслаждению погубила бы человека, если бы над "ОНО" не надстроился второй слой психики -сознательное, разумное "Я". "Я" учитывает требования реальности и управляет "ОНО", как всадник лошадью. Однако "ОНО" постоянно стремиться выйти из подчинения, и исходящие из него импульсы заставляют человека делать то , что его сознательное "Я" не может допустить. Под влиянием родителей, воспитателей, внушающих индивиду с детства нормы поведения, принятого в обществе, у него формируется третий слой - "Сверх-Я"-внутриличностная совесть. Как "ОНО" так и "Сверх-Я" функционирует, не подчиняясь контролю сознания. Если "Я" нарушает требования "Сверх-Я", то индивид испытывает чувство вины, угрызения совести. Не всё в учении Фрейда является бесспорным и достаточно обоснованным. Но благодаря его трудам и трудам других исследователей была понята важная роль бессознательного в человеческой жизни.
Особую пограничную область между сознанием и бессознательным составляет подсознательное. Здесь проявляются промежуточные, переходные, "полусознательные" или " полубессознательные" психические процессы и состояния. В настоящее время известно, что в подсознании и в бессознательном человека хранится, обрабатывается и используется для регуляции поведения значительно большее количество информации, чем в сознании. По подсчётам исследователей скорость процессов преобразования информации в области бессознательного составляет 10 бит, а в области сознания - 10 бит в секунду.
В современной литературе выделяются различные виды бессознательных психических явлений:
1. Субсенсорное восприятие - не доходящее до уровня сознания или лишь смутно осознаваемые чувственные данные.
2. Хранящаяся в памяти информация которая может включать в себя "забытые" или "полузабытые" знания и умения , а также и такие сведения, о существовании которых человек не подозревает.
3. Подсознательное мышление - идущие бессознательно процессы переработки информации, дающие результаты, которые кажутся появившимися в сознании неизвестно, как и откуда.
4. " Автоматизированные " навыки и способы действий , которые человек первоначально выработал под контролем сознания , а затем в результате тренировки научился применять бессознательно.
5. Бессознательные установки ( впервые открыты и исследованы грузинским психологом Д. Н. Узнадзе в 1930 - х. г. г.) определяющие ожидания , которые возникают у человека в той или иной ситуации, и заранее настраивающие его на соответствующее действие.
6. Непроизвольные желания , влечения , чувства, в которых субъект не
отдаёт в себе отчета. Человек может совершенно искренне объяснить своё поведение разумными, продуманными аргументами, тогда как в действительности он осуществлял действия в результате чувственных влечений.
К действиям бессознательного акта относят интуицию ( от лат. Intueri- пристально смотреть). Интуиция- это внезапное озарение, мысленное проникновение в сущность вещей, постижение истины без всяких предварительных логических рассуждений. Интуиция, интуитивное постижение истины возможно в том случае, когда человек имеет уже определённый опыт, определённые знания об объектах исследования, сущность которых интуитивно выявляется. У человека, который не обладает соответствующими навыками и знаниями не возникает интуитивного озарения.
Многие мыслители в истории развитии философии и естествознании полагали, что интуиция- божественное озарение, но практика убеждает, что интуиция возникает у человека исследователя после долгих его раздумий и большой предварительной работы мозга. Интуиция имеет большое значение в научном познании. Чаще всего познающий в начале интуитивно догадывается о сущности тех или иных исследуемых объектах, о сущности законов их изменений, и только потом, путём логических доказательств и фактов приходит к установлению истины.
Рене Декарт, французский философ и естествоиспытатель к.16 начала 17 столетия, считал, что дедуктивная форма доказательства (от общего к частному) основывается на аксиомах, которые постигаются интуитивно, без всякого доказательства. Р.Декарт полагал, что интуиция в соединении с дедуктивным методом служит всеобщим критерием полной достоверности (истины). Бенедикт Спиноза (1632-1677г.г.) нидерландский философ-материалист, считал интуицию "третим родом" познания (первое чувственное, второе рациональное) наиболее достоверным и важным. Психологический механизм интуиции ещё мало изучен, но за способностью внезапно угадывать истину на самом деле стоят: накопленный опыт, приобретённые раннее знания.



5. ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ.ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТИНЫ И КОНКРЕТНОСТЬ. ДИАЛЕКТИКА АБСОЛЮТНОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.ЗНАНИЕ И ВЕРА. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ.


ИСТИНА - соответствие знаний действительности. Это правильное отражение действительности в мысли. Истина всегда объективна, это означает, что содержание знаний определяется объективно существующими явлениями и не зависит от воли и желания субъекта. Например: знание о законе всемирного тяготения определяется наличием сил гравитационного притяжения, а не желанием , воли субъекта.
Истина всегда конкретна, т.е. определённые знания являются истинными только при определённых условиях и в определённое время. Например: суждение "сумма внутренних углов треугольника равна 180 градусам" является истиной для конкретного случая, а именно для треугольника расположенного в плоскости, т.е. для эвклидовой геометрии. Для других условий, это суждение не является истиной. Так в геометрии Римана в сферической поверхности, треугольник на этой поверхности не обладает такими свойствами. В нём сумма углов больше двух прямых, а в геометрии Лобачевского, седлообразная поверхность, сумма углов треугольника меньше 180 градусов.
Выделяют абсолютную и относительную истину. Такое выделение связано с соотношением того, что уже познано, с тем , что ещё не познано.
Под абсолютной истиной в широком смысле слова понимается полное исчерпывающее знание о мире в целом. Такое знание практически недостижимо. Абсолютное знание о мире в целом возможно только при бесконечном процессе познания.
В узком смысле слова, под абсолютной истиной понимается полное исчерпывающие знание какой-либо отдельной стороны или отдельного признака предмета. Например: К.Маркс родился 5 мая 1818 года. Эта абсолютная истина, дата рождения дана исчерпывающе.
Относительная истина - это неисчерпывающее, неполное, но достоверное знание о предметах.
Например: суждение "Вы являетесь студентами СтГТУ" истинно,
но эта относительная истина, она не исчерпывающая , т.к. не учте -
ны все возможные случаи : среди Вас могут находиться такие сту-
денты, которые могут кроме того обучаться на заочном отделении
другого вуза.
Фактически, все современные знания по всем специальным наукам, в том числе и в философии являются относительным истинами. Эти знания в тоже время содержат элементы абсолютной истины. Процесс познания, таким образом, является процессом ступенчатым. Каждая ступень представляет собой относительную систему знаний, относительную истину. Переход от более низких ступеней к более высоким в процессе познания является переходом от истин менее полных к истинам более полным, более исчерпывающим и так до бесконечности. Так развитие математики идёт такими ступенями: 1.арифметика - основные действия сложение, вычитание, деление, умножение с конкретными известными предметами, с конкретными числами натурального ряда; 2. алгебра - те же математические операции, но с учётом неизвестного числа предметов, с неизвестными x,y, z и с обобщёнными значениями чисел a, b,c,d; 3.высшая математика - с разделами высшей алгебры, решение уравнения со многими неизвестными с учётом определителей и детерминантов различного порядка. Вторая ступень - дифференциальные и интегральные исчисления, основанные на обобщениях таких арифметических действиях как деление, умножение и сложение. Деление обобщено представляется в виде дифференциала- деление до бесконечности малых величин, а интегрирование - суммирование бесконечно малых величин и др.
Критерием истины является практика. Соответствует знание действительности или нет, это проверяется практикой. Но практика не является абсолютным критерием истины, т.е. не все знания можно проверить па практике. Поэтому в процессе познания возможны заблуждения. ЗАБЛУЖДЕНИЕ - это суждения образующие знания из ложных исходных положений. Ложные положения могут выводиться из наблюдений за реальными процессами. Так, например, люди уже в древности наблюдали такое явление, которое мы наблюдаем каждый день: солнце встаёт на Востоке и заходит на Западе, происходит видимое дневное перемещение солнца относительно Земли. Наблюдая так же видимое ночное перемещение звёзд, древние мыслители пришли к выводу, что земля находится в покое и в центре мира. Это исходное положение было взято Аристотелем для создания картины мира: в центре мира неподвижная земля, 7 планет перемещаются по семи небесам, на 8 небе перемещаются звёзды, на 9 небе размещается творящий дух (бог). Таким образом получены ложные знания о структуре мира из исходного ложного положения, взятого из наблюдения.
ВЕРА - внушённая мысль о существовании чего - либо. Внушённые мысли могут представлять собой как истинные, так и ложные знания. Вера это не обязательно религиозные знания. Человек может верить во что - то на основе некоторых достоверных знаний. Например, вера в человеческий прогресс. Религиозная вера - это вера в существование бога, в божественное предопределение. Знания, которые формируются на основе веры, даже религиозные знания, содержат в себе определённую долю истинных знаний о добре, зле, о красоте и т.д.


5.ПОНЯТИЕ МЕТОДА И МЕТОДОЛОГИИ. ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. ОБЩАЯ СХЕМА ПРОЦЕССА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

Научное познание представляет собой процесс производства нового знания. В современном обществе оно связано с наиболее развитой формой рациональной деятельности, отличающееся своей системностью и последовательностью.
В процессе познания исследователю приходится учитывать ряд моментов: что познаётся, как, с помощью чего и для чего. Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования, свои методы и свою систему знаний. Под объектом понимается та сфера действительности, с которой имеет дело данная наука, а под предметом исследования та особая сторона объекта, которая изучается в данной конкретной науке. Без выделения объекта и предмета исследования нельзя определить, что нужно изучать. Однако, после того как объект и предмет исследования определены, каждая наука должна найти соответствующие методы исследования. Это особенно важно, когда наука только складывается.
МЕТОД (от греч. methods - путь к чему - либо ) - это способ достижения определённой цели, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности.
В области науки метод - это путь познания, который использует исследователь. Методы не могут быть произвольными. Нельзя, например, использовать методы физики для изучения литературы, поскольку методы физики определяются сущностью и особенностями физической формы движения материи. Однако бывают случаи, когда некоторые методы данной науки находят широкое применение и в других науках. Так, например, некоторые методы физики применяются в астрономии, химии, археологии, биологии и т.д. Это объясняется тем, что объекты указанных наук касаются в той или иной степени и физических явлений; большую роль здесь играет так же аналогия, т.е. использование данных методов к определённым аналогичным изменениям нефизических процессов.
Методы исследования зависят от объекта и предмета изучения, поэтому каждая наука имеет собственные методы исследования, применимые лишь к определённым фрагментам действительности. Такие методы являются специально - научными или частными. Однако существуют и общие методы исследования, применимые к изучению в любой сфере действительности. Поскольку любой фрагмент действительности находится в сложных взаимосвязях с другими фрагментами мира, то для того, чтобы найти себе правильное направление и соответствующий подход к изучаемому объекту, чтобы не потерять ориентир в массе сложных взаимосвязей явлений, необходимо опираться сначала на общие принципы и общие методы, охватывающие эти связи в целом.
Наиболее общими первоначальными принципами и методами являются философские. Эти общие принципы являются также мировоззренческими, поскольку философия составляет основу мировоззрения. Философско-мировоззренческие принципы составляют исходные позиции, с которых учёный ведёт свои исследования и находит соответствующие методы изучения. Верное философское мировоззрение обеспечивает исследователей правильными методами. И, наоборот, ошибочное мировоззрение приводит к неверным методам. Методология буквально означает - учение о методах. В современном понимании методология представляет собой систему определённых способов, приёмов применяемых в той или иной сфере деятельности, а также способы и приёмы организации деятельности. Методология научного познания эта система научных методов познания и способов организации научной деятельности. Методология научного познания как учение представляет собой теорию изучающую: 1. общие и частно - научные методы познания, их взаимосвязь, роль и границы применимости в познании; 2.структуру научного знания; 3. методы построения научных теорий; 4. способы организации научной деятельности.
В структуру методологического знания включаются:
-система понятий и категорий методологии науки, таких как абстракция, абдукция, гипотеза, аналогия, индукция, вероятность и др.;
-система знаний об общих и частных методов научного познания;
-система определённых теорий, которые выполняют роль руководящих принципов в научном познании и практическом преобразование мира;
-знания о построение научных теорий;
-система знаний об организации научной деятельности.
В современной науке достаточно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы:
1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. К их числу также относятся такие методы как аналитический, интуитивный, герменевтический (понимание), феноменологический.
2. Общенаучные подходы и методы исследования, к ним относятся системный и структурно-функциональный подходы, кибернетический, моделирование, синергетика-теория самоорганизации и развития открытых целостных систем природных, социальных, познавательных (когнитивных).
3. Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
4. Дисциплинарные методы - система приёмов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.
5. Методы междисциплинарного исследования - совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки дисциплин.
Процесс познания - процесс взаимоотношений субъекта и объекта познания. Объектом познания является неживая, живая природа, общество, процессы мышления. Субъект познания тот, кто осуществляет целенаправленную деятельность по производству нового знания. Наряду с объектом исследования выделяют предмет исследования. Если объект исследования - это определённая часть окружающего материального мира, а также мира идеального процесса мышления, то предметом исследования является изучение в объекте, в рамках определённой системы знаний, какой - либо стороны или свойств определённой природы.
Научное исследование начинается с постановки проблемы. Проблема (от лат. означает преграда, трудность, задача ). На языке науки это понятие обозначает сложную задачу, возникшую в процессе познания и практического преобразования. Проблема вырастает из потребностей практической деятельности человека, в виде некоторого стремления к новому знанию. Иногда говорят так: проблема это то, что не познано человеком, и что нужно познать. Но для постановки определённой проблемы требуется, чтобы наука доросла до этого. Чтобы она имела определённый минимум необходимых и достаточных оснований для постановки определённой проблемы. Другими словами ,постановка проблемы обязательно включает в себя какое - то предварительное, пусть несовершенное знание о проблеме и путей её решения. Для решения поставленной проблемы используют различные эмпирические и теоретические методы исследования. К эмпирическим методам относятся наблюдение и эксперимент. НАБЛЮДЕНИЕ - получение информации в процессе непосредственного наблюдения за явлениями, протекающими в естественных условиях. ЭКСПЕРИМЕНТ - искусственное воспроизведение явлений в специально созданных условиях, особенно, когда изучение их в естественных условиях затруднено. Современная наука и техника снабжает экспериментаторов сложным лабораторным оборудованием, техническими средствами.
При наблюдении и эксперименте используются чувственные формы отражения действительности (ощущение, восприятие, представление). Переход от чувственных форм к абстрактным формам (понятием, суждением, умозаключением) осуществляется через абстракцию отождествления и абстракцию идеализации. На основе понятий, суждений, умозаключений формируются различные виды теоретического знания с использованием различных общих методов познания действительности (анализ, синтез, дедукция, индукция и др.). Полученные теоретические знания фиксируются в виде догадок, гипотез, теорий, учений. Догадка - первоначальное предположение, которое ещё в достаточной мере не исследовано, не выяснены его логические и эмпирические основания. Гипотеза - когда догадка научно обоснована. Гипотеза - знания, в основе которых лежит предположения. Обоснование и доказательство гипотезы предполагает поиск новых фактов, постановку эксперимента, анализ прежних результатов познания. Теория - обоснование и доказательство гипотезы. Учение - превращение теории в систематическую научную дисциплину.


Вопросы для самопроверки
1) Что такое научный метод?
2) Назовите типы и уровни методологии?
3) Как соотносятся рациональное и эмпирическое в познании?
4) Как противопоставлены дискурсивное и интуитивное в познании?
5) Чем отличается философская вера от религиозной веры?
6) К какой сфере познания- чувственной, рациональной или эйдетической -
относите вы интуицию?


тема: Общество как система.


1) Общество как объект философского анализа.
2) Представления об обществе в различных философских системах. Сущность антропосоциогенеза.
3) Понятия общество, общественных отношений и общественной структуры.



1. Общество как объект философского анализа.


Науки, изучающие общество, относятся к общественным наукам. Общество является объектом изучения различных общественных наук. Каждая общественная наука выделяет в обществе свой предмет исследования. В зависимости оттого, что выделяется в качестве предмета исследования, все общественные науки можно разделить на три вида.
1) Исторические науки.
Они изучают историю развития общества (историю стран и народов) и отдельных его сторон в хронологической последовательности.
Это
- всеобщая история
- история социальной мысли
- история экономических учений
- история права и др.
2) Частные науки об обществе.
Они изучают отдельные стороны жизни общества, отдельные его части. К ним относятся
- политология;
- юридические, правовые науки, изучающие различные политические и юридические организации, институты государство и право, их функции;
- этика, исследует область нравственных, моральных отношений между людьми;
- искусствоведение;
- психология;
- педагогика и др.
3) Социологические науки.
Они изучают структурные организации общества, их элементы, протекающие в них социальные процессы, условия их существования и функционирования.
Выделяют три условия социологических знаний:
- Общесоциологическая теория, изучающая функционирование и развитие общества в целом.
- Частносоциологические теории, изучают отдельные социальные образования, группы (например, семья, в её социально-экономической, юридической, культурной связи).
- Конкретно-социологические исследования. К ним относятся теоретико-методологические принципы конкретного анализа; прикладная часть, инженерия (способы добывания, обобщения социальной информации).
Социальная философия, или философское учение об обществе имеет свой предмет в исследовании общества. Поскольку философия рассматривает мир с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений, то общество в философском осмыслении представляется как целостная система в единстве и взаимосвязи всех сторон и элементов. Философия изучает наиболее общие положения, принципы функционирования и развития общества в целом, его движущие силы. Философии приходится отвечать на определённый круг самых общих вопросов:
- как возникло общество, т.е. каков генезис общества? Учение о возникновении общества называют социогенез.
- Хаотичны ли исторические события, беспорядочны ли общественные изменения или существует определённое закономерное развитие общества?
- Если общество развивается то, что лежит в основе, этого развития и какова направленность общественного развития?
- Какова качественная специфика общества в отличие от биофизической природы?
- Кто такой человек, какова его сущность?
- Имеет ли человек предназначение? Если да, то для чего он предназначен?
- Каков смысл (и есть ли смысл) жизни человека и общества в целом?
- Каким образом возможно познание общественной жизни? Методологические проблемы в изучении общества и др.
Таким образом, предметом социальной философии является:
1) Общество, как целостная система, во взаимосвязи и взаимообусловленности всех его составных частей и элементов;
2) Генезис, динамика и движущие силы общественного развития;
3) Проблема человека, поведение и роль личности в системе общественных отношений;
4) Взаимосвязь внутренних и внешних общественных отношений.
При всём этом, центральной проблемой социальной философии является человек. Это философская наука о нас с вами, как социальных явлений. Философия выступает здесь как самопознание; помогает человеку осознать себя как личность, осознать свою роль как субъекта исторического процесса.

2. Представления об обществе в различных философских системах. Сущность антропосоциогенеза.
Представление об обществе развивалось в рамках в рамках различных философских направлений и школ, которые различным образом отвечали и отвечают на ряд вопросов, связанных с генезисом, природой, сущностью и смыслом жизни человека и общества, динамикой общественного развития. Все они, в той или иной степени, в той или иной мере, давали и дают определённый положительный вклад в теорию общественного развития.
В религиозной философии (теологии) человек и общество являются порождением божественного разума творением Бога. Так представитель христианской (католической) религиозной философии епископ Аврелий Августин - (г. до н.э.) в своих рассуждениях исходил из положений Ветхого завета - Высшая сила в мироздании - личный Бог, то есть представленный человекообразным существом мужского пола. Человек - творение Бога. Августин развивает идею единства человеческого рода, происходящего, согласно Ветхому завету, от одних и тех же прародителей - Адама и Евы.
В своём обширном и знаменитом произведении "О Граде божьем" Августин представляет всю истории человечества, как борьбу двух "градов", двух государств: божьих избранников, составляющих невидимую церковь и светского государства, "разбойничьей организацией", в которой люди борются за материальные блага и преследуют праведников.
Однако общественное проведение, неумолимо, ведёт человечество к победе "божьего государства" над светским. Важный этап пути, ведущий к этой победе - возникновение Христианства в разрушающейся Римской империи.
- Августин утверждал, что история человеческого общества имеет начало, имеет смысл и имеет конец, завершение.
Смысл истории: в победе христианства во всемирном масштабе, в христианизации всего человечества.
Начало истории: в творении перволюдей. Августин разделил историю на шесть периодов. Первые пять периодов у него связаны с ветхозаветной историей (до II в, до н.э.) Шестой период начался с первого пришествия Иисуса Христа. Он закончится "вторым пришествием", страшным судом, отделением грешников от праведников, после чего первые будут отданы на вечные муки в аду, а вторые на вечное блаженство в раю.
Считают, что при всей своей фантастичности, философия истории Августина подготовила теорию общественного прогресса, когда прогресс связывается уже не христианизацией человечества, а с прогрессом наук и искусств, с прогрессом в области производства материальных благ общества.
Более поздний представитель религиозной христианской философии, Фома Аквинский (1226-1274), следуя христианской традиции, также считал, что душа человека творится Богом, и что человечество произошло от Адама и Евы. Смысл жизни людей заключается в созерцании Бога и подготовке к вечной посмертной жизни. Высшим благом и высшей ценностью является познание Бога, религиозных таинств и пути к спасению под руководством церкви. Всё в природе создано с божественной целесообразностью.
Человек, созданный Богом "по своему образу и подобию", находится в центре Космоса, на неподвижной Земле.
Всё в природе приноровлено к нему - положительно и отрицательно. Солнце даёт ему свет и тепло; дождь идёт, чтобы увлажнять его пашню; кошки созданы, чтобы уничтожать мышей; землетрясения же и разрушительные бури посылаются Богом в наказание и за грехи людей для острастки.
Неизменный порядок с его строгой иерархией присущ всему замкнутому миру. Общественный порядок, с его сложной феодальной иерархией, есть отражение божественного порядка. Этот порядок с необходимостью требует неравенства различных сословий в обществе. Большинство людей обязано заниматься только физическим трудом, а привилегированное меньшинство призвано к умственному труду и управлению этим большинством. Наиболее же ценным является труд духовных служителей.
Беспрекословное и старательное выполнение каждым человеком своих обязанностей, устанавливаемых в конечном итоге Богом, , служит как благу общественного целого, так и каждого отдельного человека.
Убеждённый монархист, Фома Аквинский считал, что государство представляет собой божественное установление. Власть государя (монарха) он выводил из "божьей воли", государь не только правитель, но и творец государства. Однако, он считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, а не их души. Душа от Бога, а потому верховная, всеобъемлющая власть принадлежит церкви. Все подданные - от нищих до светских владык - должны беспрекословно повиноваться воле церкви и её служителей. Римский папа, учил Фома, есть "наместник Христа", которому, как вассалы, должны быть подчинены все светские государи. Светская власть должна, по требованию церкви, беспощадно карать еретиков.
Представитель русской религиозной философии (экзистенциализма) Бердяев Николай Александрович(1874-1948)
в своём произведении "Смысл истории", отмечал, что "историческое" предстаёт как некоторая особая реальность, из которых состоит бытие. Но это бытие он понимал с позиции Христианской религии. Правда, в отличие от христианского учения "о неподвижном покое Бога, от бездвижности Абсолютного и распространённости истории лишь на сотворённый мир", Н.А.Бердяев утверждал, что "Абсолют" подвижен, есть жизнь Божества, которая имеет свою историю и "существует внутренняя трагедия" в самой Божественной жизни.
- Существует небесная история и небесная судьба человека, которые предопределяют Земную судьбу и земную историю человека. Есть пролог на небе, в котором задана мировая история, поставлена её тема.
"Небо и небесная жизнь..., - писал Н.А.Бердяев,- есть ведь не что иное, как глубочайшая внутренняя духовная жизнь, потому что, поистине, небо - не только над нами и не только в каком-то отдалении от нас. Как трансцендентальная сфера, почти недосягаемая, - небо есть и самая глубочайшая глубина нашей духовной жизни". И далее "В этой глубине заложен духовный опыт, отличный от земной действительности, как более глубокий слой бытия, более обширный по захватываемым им планам".
Этот глубинный слой и является источником истории (земной истории человечества).
История человеческого общества не может быть бесконечным процессом. Если бы она была бесконечной, то она не имела бы смысла. "История только в том случае имеет смысл, если она кончится". "Внутри истории невозможно наступление какого-либо абсолютного совершенного состояния, задача истории разрешима лишь за её пределами".
Для того, чтобы решить задачу истории, "нужно перейти к разрешению её через выход за пределы истории, через прорыв истории в сверх - историю, через допущение в замкнутый круг истории сил надисторических, т.е. нового ноуменального небесного события в земном и феноменальном - грядущего явления Христа". С этим связана идея неизбежности конца истории (земной человеческой).
В идеалистической философии все социальные явления, события истории определяются духовными факторами. В объективном идеализме человек и общество в целом являются порождением мирового духа, мирового разума.
Так, классический представитель объективного идеализма немецкий философ Г.Гегель (1770-1831) за первооснову всего мира принимал мировое мышление. Это мировое мышление называл мировым духом, абсолютной идеей.
Абсолютная идея не материальна, существует вне пространства и времени. Это чистое мышление.
В процессе саморазвития абсолютная идея перевоплощается в материальный мир. Она отчуждается от чистого бытия в природу, как "инобытие" духа. Здесь проходит стадия развития: неживая, живая природа, а затем перевоплощается в человеческое общество.
По существу, в объективном идеализме Гегеля, общество является порождением Мирового духа.
Материалистическая философия.
В материалистической философии исходят из того, что общество, в условиях земли, появляется в результате длительной эволюции живого. В рамках диалектикоматериалистической философии характер возникновения человека и общества, раскрывается в учении антропосоциогенеза (антропогенез --возникновение человека, социогенез - возникновение общества)
Это учение, основано на учении Дарвина и его последователей, а также философского объяснения этапов становления человека, развитое Ф.Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". Он выделил следующие этапы становления человека:
1) Усвоение прямой походки и освобождение передних конечностей от передвижения;
2) Приобретение передними конечностями функции руки;
3) Изготовление орудий труда;
4) Возникновение речи в результате коллективной деятельности.
В качестве основных, Энгельс выделяет два момента, изготовление орудий труда и возникновение членораздельной речи.
Первые дикие люди (гоминиды) жили стадным образом. Это было стадо диких людей, в котором господствовали видовые биологические законы.
Переход от стадного образа жизни неандертальцев к первому общественному состоянию людей к клановой (родовой) общности людей, осуществлялся на основе, на основе появления новых механизмов - социальных механизмов обмена и регуляции. Первые регуляторы наметились в процессе согласования действий при коллективной охоте. Координаторами коллективных действий, являлись наиболее опытные охотники.
Второй механизм регуляции, был связан с естественным разделением труда. Это было разделение примитивных производственных функций по полу и возрасту. Мужчины, преимущественно, организовывались на коллективную охоту. Женщины и дети, выполняли более лёгкую работу, связанную с собирательством плодов и растений, а также обустройством жилища обитания. На основе такой регуляции, формировались экономические отношения родоплеменной общности. Особую роль в переходе от биологического стадного образа жизни, к первобытному социуму, принадлежит механизмам регуляции семейно-бытовых отношений. В стадной общности людей, существовали неупорядоченные связи между мужчинами и женщинами.
Здесь отсутствовала социальная регуляция. Это была групповая биологическая семья. На основе этого, появляется первая форма социальной семьи, путём введения такого регулятора, как запрет связи между родителями и детьми. Эта форма социальной семьи, получила название кровнородственной. В ней, каждый мужчина был мужем для каждой женщины, и каждая женщина женой для каждого мужчины, кроме родителей и детей.
Затем появляется вторая форма групповой семьи - пуналуальная. В которой начинаются исключаться связи между родными братьями и сёстрами. В результате этих форм регуляции сформировалась сфера семейно-бытовых отношений первобытного общества. Эти две основные сферы, дали толчок к формированию других сфер общественной жизни. Таким образом, учение антропосоциогенеза полностью принимается в рамках диалектико-материалистической философии.
В развитии философской мысли об обществе, в XIX столетии, наибольший вклад был внесён Марксом и Энгельсом. Они разработали основные принципы диалектико-материалистического понимания общественного развития.
Эти принципы имеют большое значение и по настоящее время. Сущность их заключается в следующем:
1) Первый принцип.
Маркс и Энгельс представили общество как целостную систему, с определённой внутренней структурой.
В структуре общества, они выделили материальные и духовные процессы. Материальные стороны жизни людей, они называли общественным бытием и сформулировали положение:
Общественное бытие, определяет общественное сознание, а общественное сознание, а общественное сознание активно воздействует на общественное бытие.
2) Второй принцип.
Основу развития общества составляет материальное производство. А способ производства (т.е. то, каким образом люди производят и распределяют материальные блага) определяет общественную структуру.
3) Третий принцип.
Решающей силой общественного развития является материальная, политическая и духовная деятельность народных масс. Кратко этот принцип можно выразить так: Народ - творец истории. Ни выдающиеся личности, ни короли, цари, и даже парламенты, не являются творцами истории, а именно народ. До Маркса и Энгельса господствовало представление о том, что творцами истории являются выдающиеся личности, монархи, их воля и желания.
Правильное понимание соотношения роли личности и народных масс в истории, было раскрыто в Марксистском учении.
Наиболее ярко это представлено в сочинениях Г.В.Плеханова.
Соотношение такое: потенциальные предпосылки к качественным изменениям в обществе, подготавливаются деятельностью народных масс, во всех сферах жизни.
В критический момент, когда возникает необходимость в качественной замене старого общественного состояния новым, возникает потребность в личности, которая была бы выразителем интересов людей, стремящихся к новому. Такая личность находится, и она становится выдающейся.
Выдающаяся личность, либо способствует развитию общества, либо тормозит его прогрессивное движение.
4) Четвёртый принцип.
С целью конкретного и всестороннего рассмотрения общественных процессов Маркс и Энгельс ввели понятие общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация - это целостное общество на определённом этапе исторического развития, с определённым способом производства, с определённой экономической, политической структурой и духовной жизнью.
5) Пятый принцип.
Развитие общества представляет собой естественно - исторический процесс, с переходами от более низких ступеней организации, к более высоким ступеням организации, от более низких общественно-экономических формаций к более высоким. Этот процесс осуществляется по объективным общественным законам.
6) Шестой принцип.
Любые общественные процессы, любые общественные явления происходят во взаимосвязи объективных условий и субъективных факторов.
К объективным условиям относятся условия природной географической среды и общественная среда.
Общественная среда - это наличие определённого способа производства, определённой экономической структуры, наличие определённых политических организаций и политической структуры, наличие определённой структуры семейно-бытовых отношений, наличие определённых видов духовной деятельности.
К субъективным факторам относится:
Сознательное целенаправленное воздействие на деятельность людей во всех сферах жизни.
Субъективный фактор определяется - целями, задачами, степенью активности в осуществлении задач, наличием знаний и степенью осмысления реальных событий.

3.Понятие общества, общественных отношений и общественной структуры. Сферы общественной жизни.

Что же понимается под обществом?
Общество - представляет собой определённую совокупность людей, проживающих на земле и находящихся в определённых связях и отношениях. Общество представляет собой целостную систему. Что же такое целостная система? Выделяют два основных вида систем целостные и суммативные.
Суммативные системы - это малосвязанные системы (куча камней над дорогой, толпа прохожих людей) и т.д.
Целостные системы - возникают тогда, когда между частями и элементами системы, возникают системообразующие связи, т.е. когда все части и элементы выполняют те или иные функции, направленные на сохранение данной целостности, поддержания её динамического равновесного состоянии. Причём, эти функции контролируются, управляются целостностью. Общество является целостной системой потому, что все его структурные подразделения выполняют функции, направленные на сохранение данной общественной структуры и эти функции контролируются и регулируются сложившейся целостной структурой.
Общество является сложной многосвязанной системой. В массовых действиях трудно оценивать общественные события только по отдельным связям. Оценивать приходится по определённой сумме связей, возникающих между людьми, по какому-то свойству. Суммарный эффект связей по какому-либо свойству в науке обозначают отношением.
Общественные отношения - это суммарный эффект определённых общественных связей по какому-либо общественному свойству. Например, - отношения обмена товаров представляет собой эффект множества конкретных связей, в которые вступают конкретные люди на рынке, одни в качестве продавцов, другие в качестве покупателей. Происходит обмен товарами. Продавец даёт покупателю свой товар, покупатель отдаёт деньги, но деньги это тоже товар, который называют всеобщим эквивалентом. В качестве денег выступает такой товар, который обменивается на все другие товары. Таким товаром выступает золото.
Политическое отношение складывается из суммы таких политических связей, которые возникают между отдельными депутатами, между парламентом и президентом и т.д.
В обществе существуют различные виды отношений: экономические, политические, нравственные, религиозные, семейно-бытовые и др.
Вся совокупность общественных отношений, присутствующих в обществе, образует общественную структуру.
Общественная структура включает в себя отношения, которые возникают между отдельными людьми, различными социальными группами, между различными общественными и политическими объединениями и организациями, между различными социальными общностями (родом, племенем, нацией, народностями), а также между отдельными сторонами общественной жизни.
В структуре общества выделяют пять основных сфер жизни экономическая сфера, политическая, сфера социально-классовых отношений, сфера семейно-бытовых отношений, сфера духовной жизни.


















Все сферы жизни находятся в постоянной взаимосвязи. Изменения в одной сфере, оказывают непосредственное воздействие на все другие сферы, но основу всех сфер жизни и общества в целом составляет сфера экономической жизни.
Каждая из сфер жизни изучается различными общественными науками. Сфера политической жизни - политология; сфера экономической жизни - экономика; сфера семейно-бытовых отношений различными учениями о семье, быте. Сфера духовной жизни изучается множеством частных наук - теория живописи, литература, культурология и др.
Все сферы жизни попадают в поле зрения науки - социологии. История изучает целостное общество во взаимосвязи всех сфер, но в хронологическом порядке, в той последовательности, как совершаются исторические события во времени.
Философия же рассматривает общество, а целостную систему, с учётом общих закономерностей, по которым осуществляется общественное развитие.
Философия рассматривает отдельные сферы жизни общества с точки зрения того, каким общим закономерностям подчиняются эти сферы жизни, какое влияние они оказывают друг на друга и какую роль играют в развитии целостного общества. В поле зрения философии попадают причины, вызывающие общественное саморазвитие, его движущие силы.



Вопросы для самопроверки

1) Что понимается под реальностью общества?
2) Каковы основные компоненты общества?
3) Понятие общественной структуры.
4) В чём заключаются системные характеристики общества?
5) Почему в основе общества лежит коммуникация?
6) Какова роль природной среды в истории общества?

Тема: Общая характеристика сфер
жизнедеятельности общества.


1. Экономическая сфера жизни.
2. Сфера социально-классовых отношений.
3. Сфера политической жизни.
4. Сфера духовной жизни.
5. Сфера семейно-бытовых отношений.

Экономическая сфера жизни
Экономическая жизнь общества связана непосредственно с материальным производством. Материальное производство составляет основу жизни общества в целом. На различных исторических этапах, характер материального производства различный. В современном мире материальное производство является многоотраслевым. В первобытнообщинном строе существовала только одна отрасль - это занятие охотой, рыболовством, собирательством плодов, трав. Экономическая жизнь современного общества включает в себя: различные отрасли производства, как производство сельскохозяйственной продукции, промышленное предприятие, различные торговые организации, связанные с распределением материальных благ. С появлением денег появляются такие финансовые организации как банки. На основе этих организаций формируются экономические отношения, составляющих структуру экономической жизни. Основу экономической жизни общества составляет способ производства.
Способ производства - это то, каким образом люди производят, распределяют и потребляют материальное благо.
Способ производства включает в себя 2 стороны:
- производительные силы
- производственные отношения.
Производительные силы включают в себя личностный фактор и вещественные компоненты.


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign