LINEBURG


страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Этот материал взят с сервера stavradio.pp.ru








С.В.Режеп, В.П.Свечников




УЧЕБНЫЙ КУРС ПО ФИЛОСОФИИ






























Ставрополь 2003







Министерство образования Российской Федерации
Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт




С.В.Режеп, В.П.Свечников


ФИЛОСОФИЯ
(курс лекций)











Ставрополь 2003

УДК
ББК
Р34
Рецензенты:
Доктор философских наук профессор, действительный член Академии социальных наук РФ, заслуженный деятель науки РФ
В.А.Горшков
Доктор философских наук профессор, академик РАСН
Н.П.Медведев

Режеп С.В., Свечников В.П.
Р34 Философия : курс лекций. Учебное пособие.-Ставрополь:
Северо-Кавказский государственный технический университет, Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт,2003.- с.
ISBN№

Учебное пособие написано в соответствии с учетом требований государственного стандарта по дисциплине. В нём рассматривается сущность и предназначение философии: основные школы, концепции и направления философской мысли. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений широкого профиля, как дневной, так и заочной форм обучения.
УДК
ББК


(С) Северо-Кавказский государственный
технический университет
(С) Северо-Кавказский гуманитарно-технический
институт, 2003
ISBN№ (С) Режеп С.В., Свечников В.П., 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

Никогда нельзя будет воздать
философии ту хвалу,
которую она заслуживает,
ибо всякий,
кто следовал бы её заветам,
мог бы беспечально
прожить весь свой век.
Цицерон

Cовременный мир - сложная, динамически целостная система, правильное и всестороннее понимание которой невозможно без определённых представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность во взаимодействии всех её сфер, сторон и связей, в развитии, в единстве всех её законов и противоречий; место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.
Философская культура- важная составная часть общей культуры человека, формирование которой- насущная потребность наших дней. В условиях происходящих глубоких перемен в современном обществе крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм и умозрительных схем не только в мышлении, но и в практической деятельности. Надо уметь мыслить конструктивно-критически, творчески, созидательно. Чтобы овладеть этим искусством, нужна большая работа по всестороннему освоению всего богатства мировой философии и её важнейших методов.
"Дух новизны", который всё полнее и глубже утверждается в нашей действительности, делает нетерпимыми косность и застой, способствует самосовершенствованию человека, обновлению форм и методов деятельности, прогрессивному развитию общества. Формирующиеся на наших глазах новые социальные структуры и формы жизнедеятельности людей могут стать жизнеспособными только в том случае, если унаследуют всё лучшее, что сделано историей, вберут в себя весь опыт общественного развития, в полной мере будут опираться па опыт мировой и отечественной мысли. Важнейший элемент последней - философия.
Разработанные Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию "Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в области философии ставят следующие основные задачи. Студент должен приобрести:
1. генеральные ценностно-мировоззренческие ориентации в сложном нынешнем мире;
2. знание основных философских, общенаучных и частнонаучных методов, их взаимосвязь и взаимодействие;
3. умение анализировать социальные и духовные процессы современного общества;
4. понимание антропологической перспективы всех феноменов человеческой культуры.
В соответствии с этими целями сформулированы основные программные требования. Предлагаемое учебное пособие всем своим содержанием направлено на выполнение этих требований.






ТЕМА: Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.


1.Специфика философского знания и предмет философии.
2.Основные функции философии.
3.Многообразие философских систем и критерии их различения.


1.Специфика философского знания. Предмет и функции философии.


Для многих людей, которые не изучали философию, слово философия часто воспринимается, как " порассуждать от нечего делать". И понятие философии, в таком случае связывается с мыслями и идеями, которые далеки от жизни. Не случайно на уровне обыденного сознания бытует фраза: "Все это философия, а в жизни все совсем по-другому ". И значит, философия есть что-то такое далекое, не связанное с реальностью, с жизнью. Но и среди тех, кто читал философские книжки и даже изучал философию, находятся люди, которые выражают недоброжелательное, скептическое отношение к философии. В свое время, выдающийся физик Эйнштейн так говорил о философии: "Когда я читаю философскую книжку, то мне кажется, что я что-то жую, а глотать нечего".
Однако, среди интеллигенции, особенно в кругу писателей и поэтов, существует представление о философии как о чем-то фундаментальном, глубоком, авторитетном. И не случайно некоторые литературные ценители, критики, чтобы придать значимость, вес тем или иным стихам, поэзии или прозе, употребляют такие выражения: "Здесь поэт дает глубокое философское осмысление действительности", или "В этом рассказе дается философское обобщение" и значит речь о серьезных вещах.
А вот, что о философии говорили мыслители древности, например, древнегреческий философ Эпикур: "Более всего необходимы людям врачи и философы. И меньше всех на земле врачей и философов". Другой выдающийся древнегреческий мыслитель, философ Аристотель так выразил свое отношение к философии: " Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не утомляется занятиями философией: ведь для душевного здоровья никто не может быть ни дозрелым, ни перезрелым. Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или поздно...".
Но что же такое философия? Каков ее предмет? Почему Аристотель настоятельно рекомендует заниматься философией в любом возрасте, считая это занятие счастьем?
Слово "философия" взято из древнегреческого языка. Оно образовано из двух слов phi Leo - люблю и sophia - мудрость, то есть люблю мудрость или, иначе, любомудрие, люблю мудрствовать. Но это не просто обозначение любви к мудрости. Философия - это сама мудрость. Всякое ли знание является мудростью? Нет. Мудрость - это знания, соотнесенные с ценностями, позволяющие верно ценить мир, человека, правильно строить отношение человека к миру, осознавать и выделять систему ценностей, на основе чего осуществляется выбор и предпочтение в свободной деятельности.
Считают, что слово "философ" впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор [580-500г. до н. э.]. Он употреблял его по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Использование и истолкование термина "философия" в европейской культуре связано с именем Платона.
Словом "философия" в древнегреческом мире обозначали всю совокупность знаний, которыми обладали люди. В современном понимании философия включает в себя не всякие знания. Философия представляет собой, прежде всего, систему теоретических знаний. Философия - это теоретическое осмысление действительности.
Конечно, теоретические знания содержат и специальные науки. Каждая специальная наука изучает отдельные формы движения материи и использует свой специфический язык, характер которого определяют специфические понятия, отражающие особенности, свойства и связи, характерные только для данных форм движения. Например, физика использует такие понятия, как скорость, ускорение, масса, энергия , химия- валентность, реакция окисления и т. д. Что касается философии, то ее особенность заключается в том, что она изучает такие свойства, признаки, связи и отношения, которые имеют всеобщий характер, т.е. они присущи явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления). Для отражения подобных свойств, связей и отношений требуются особые понятия, которые называются категориями. Категория - это философское понятие, которое фиксирует существенное свойство, связь, отношение, присущее явлениям всех сфер действительности. Категории составляют основу языка философии и определяют специфику философского знания.
Категории формируются по мере выявления всеобщих свойств, связей и отношений. Их формирование невозможно без обобщения достижения во всех областях познания. Ведь то общее, что присутствует в различных сферах действительности, в той или иной мере, освещается отдельными, специальными науками. Чтобы иметь о нем целостное полное представление, необходимо сравнить, как это общее проявляется во всех сферах действительности, что о нем известно в специальных исследованиях, и на основе обобщения выводов специальных наук, синтеза этих знаний, формируется целостное общее понятие. И таким образом, категории выступают как, своего рода, сгустки знаний человека о том общем, что отражается в системе знаний различных наук во всех областях исследования. И именно потому, что философия представляет собой теоретическое осмысление на уровне категорий, она обладает способностью вскрывать всеобщие закономерности. Поэтому, специфика философского знания заключается в том, что оно является знанием о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления), а также в том, что оно является синтезированным знанием, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры. Философия, в сущности, предстает как концентрированное, обобщенное выражение культуры. Не случайно выдающийся немецкий философ Гегель говорил, что философия - это эпоха, схваченная в мысли, синтез культуры, а Ф. Энгельс подчеркивал, что философия - это квинтэссенция (истинная основа) духовной жизни эпохи. Фактически, кратчайшей дорогой приобщения к культуре является философия.
Рассматривая всеобщие связи и отношения, философия дает общее представление о мире, о бытии, о человеке и его отношении к миру; и круг философских проблем связан непосредственно с кардинальными вопросами человеческого бытия. А именно, что такое мир? Закономерен он или хаотичен? Кто такой человек? Какое место он занимает в мире? Каково его отношение к миру? Познаваем ли мир?
Поэтому на протяжении всех веков существования философии внимание философов привлекала природа мира, о чем свидетельствуют названия многих философских трудов.
Например: Лукреций - "О природе вещей"
Дж. Бруно - "О бесконечности вселенной и мирах"
Г. Гегель - "Философия природы"
Ф. Энгельс - "Диалектика природы"
Предметом философского осмысления была и общественная жизнь:
Платон - "Государство", "Закон"
Аристотель - "Политика"
Т. Гоббс - "О гражданине"
Г. Гегель - "Философия права"
Ф. Энгельс - "Происхождение семьи, частной собственности и государства" и др.
В центре внимания философии находится проблема человека:
Аристотель - "О душе", "Этика"
Р. Декарт - "Правила для руководства ума"
Б. Спиноза - "Трактат об усовершенствовании разума"
Т. Гоббс - "О человеке"
К. Гельвеций - "Об уме", "О человеке".
В целом философия отличается от других форм теоретического осмысления действительности тем, что она
- рассматривает мир как целое, с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений;
- познает природу мира и устанавливает причины ее развития;
- изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления;
- исследует пути и средства познания мира и его преобразования.
* Учение о наиболее общих законах развития природы и общества, представляющее систему общих взглядов на мир, называют онтологией (от греч. слова "онтос" - сущее и "логос" - учение, слово).
* Учение о познании называют гносеологией (от греч. "гносис" - знание, познание").
Специфика философских знаний определяет и характер функций философии, ее место и роль в духовной жизни общества. К числу важнейших общественных функций относится мировоззренческая функция философии. Мировоззрение - это система взглядов на мир как целое, на человека и его отношение к миру. Оно может быть обыденным или теоретическим. Обыденное мировоззрение представляет собой неупорядоченную, разрозненную, отрывочную систему взглядов, формирующихся на основе знаний, полученных в результате повседневной практической деятельности людей.
Теоретическое мировоззрение - это обобщенная, упорядоченная, логически построенная система взглядов, с целью объяснения сущности мира, человека и его отношения к миру.
Каждая специальная наука связана с мировоззрением и вносит свой вклад в формирование мировоззрения, в той мере, в какой она раскрывает то общее, что присуще рассматриваемым явлениям. Что касается философии, то именно она дает общий взгляд на мир, устанавливая общие принципы и закономерности его проявления. Если частные науки расчленяют окружающую действительность на узкие сферы рассмотрения, то философия ставит своей задачей изучение мира в его целостности, взаимосвязанности и взаимообусловленности. Философия рассматривает сущность человека с учетом всеобщей взаимосвязи явлений мира, касаясь всех сторон его жизнедеятельности; она изучает обще законы исторического развития, динамику общественных явлений, движущие силы общественного прогресса; рассматривает общий характер отношений человека к миру, связанные с познанием и преобразованием мира. И, именно, поэтому философия составляет основу мировоззрение и в этом ее главная мировоззренческая функция.
Не менее важной функцией философии является методологическая функция. Методология буквально означает учение о методах. В современном понимании методология является системой определённых способов, приёмов, положений, используемых в осмыслении и моделировании в различных сферах деятельности, а также способов и приёмов организации научной деятельности. Методологическая функция философии проявляется в двух основных аспектах.
- Во-первых, философия выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики, общества, культуры, человека. Кроме того, философские положения и выводы составляют общую методологическую основу для исследований в специальных науках.
- Во-вторых, философское учение дает общую методологию к практической преобразующей действительности людей, стимулирующей духовное развитие общества.
Философия играет важную воспитательную роль, значительно способствуя духовному развитию личности. Она приобщает ее к общей человеческой культуре; формирует и развивает основы, навыки и культуру теоретического мышления, теоретического осмысления действительности.
Как особая форма общественного сознания философия выполняет эпистемологическую функцию, т.е. функцию отражения фрагментов действительности. Формируется особое видение действительности сквозь призму общих свойств и закономерностей, когда явление рассматривается с точки зрения всеобщей взаимосвязи, с учетом его места и роли в данной взаимосвязи, проявление единичного в общем, и общего через единичное.
Философия как теоретическое осмысление действительности выполняет и эвристическую (т.е. познавательную) функцию, функцию производства новых знаний.
Любая специальная наука предстает как сложившееся целостное учение. Общие положения в специальных науках принимаются как необходимые учеными всех стран мира и развиваются ими в меру их сил и возможностей. Это не означает, что в специальных науках все идет гладко, и все принимается единогласно. В каждой из них имеются свои проблемы, свои противоречия в развитии, не все является бесспорным, и в рамках единой специальной науки существуют различные точки зрения и различные концепции, различные гипотезы. Но с течением времени одни концепции отвергаются как ошибочные, другие обоснованно подтвержденные новыми открытиями, практикой, вплетаются в общий контекст науки, обогащая ее своими выводами и положениями.
Философия не представляет собой целостного единого учения, единых общих положений для философов всех стран мира. Философия предстает как совокупность различных философских учений, различных философских направлений, философских школ, философских систем. Каждое философское учение, направление, школа, система формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивая единство своего философского учения. Различные философские учения конкурируют между собой, обосновывая свои положения, критикуют другие школы и направления. Исторически каждая философская система предполагает критическое преодоление предшествующих философских систем. И хотя различные философские учения рассматривают в сущности, одни и те же проблемы, но видение этих проблем и их теоретическое решение в различных учениях оказываются различным. И не одно из этих учений, направлений не отвергается с течением времени всеми философами. Каждое из них имеет своих сторонников, каждое из них имеет право на существование, поскольку исходят из таких всеобщих свойств, таких всеобщих положений, которые не могут быть проверены практикой, и не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Они принимаются как исходные на веру.
Какие же, конкретно, существуют философские системы и каков критерий их различения?
Первым и самым общим и важным критерием является то, что берется философами за первооснову мира.
Одной из проблем, волновавших уже первых философов, является проблема "Начала". Мыслящий человек непременно будет задавать себе вопросы, что есть этот мир и каков смысл его собственного существования в нем.
Первоначально у людей формировалась мифологическая картина мировоззрения. Мифология (от греч. мифос - предание, сказание; "логос" - слово, понятие, учение) - способ понимания мира, не различающий реальное и иллюзорное; древние сказания о фантастических существах, о делах богов, героев и др.
В мифическом мире человек не отделял себя от окружающей природы, напротив, он одушевлял мир, очеловечивал его. Самые древние мифы описывают происхождение космоса по аналогии с биологическим рождением. У индейцев это было брачное сочетание неба и земли. В воображении древних китайцев из бесформенного мрака родились две силы, упорядочившие мир: дух "янь" стал управлять небом, а женский "инь" - землей. Из рамок мифологического миропонимания выросли как философские, так и религиозные мировоззрения.
В философии проблема первоосновы, "начала" мира решалась тремя различными способами.
Одни философы полагали в основу мира духовное начало. Дух, идея, сознание составляют первооснову всего сущего. Эти явления идеальные. Поэтому философия, в которой за первоначало принимаются дух, сознание, идеальные явления, получила название идеалистической философии.
Идеализм, несмотря на большую разнообразность, проявляется в двух основных формах: объективный и субъективный идеализм.
Различие их заключается в следующем.
Объективный идеализм.
Понятие "объективный" означает "существовать независимо от сознания человека и человечества". Объективный идеализм признает основой мира, его творящим и определяющим началом, "Мировой разум" ("Мировой дух", "абсолютная идея"), который существует как объект, независимо от сознания человека. Это духовная сила, стоящая над миром.
Одним из ранних представителей объективного идеализма является древнегреческий философ Платон (428/7-348/7 в. до н. э.). Он считал, что основу мира составляет "мир идей". Идеи - это первообразы сущего. Идея выступает "образом" (парадигмой) для вещей, общим понятием класса сходных вещей, их целевой причиной, в смысле стремления вещей к идее.
Материальный же мир - "мир вещей" есть иллюзорный мир, порождаемый на основе "мира идей". Платон использует три первоначала:
- идеи - первообразы сущего;
-материя;
-демиург (творец) - бог, который устанавливает мир соответственно идеям.
Фактически, в качестве идей у Платона выступают общие понятия, которые Платон отрывает от сознания человека и превращает их в отдельные существа - нематериальные. Это элементарная идеалистическая абстракция.
Классическим представителем объективного идеализма является немецкий философ Г. Гегель (1770 - 1831). В философской системе Гегеля основу мира, его первоначало составляет "абсолютная идея" - мировое мышление, существующее до природы. Абсолютная идея Гегеля нематериальна, вечна, существует независимо от человека вне пространства и времени, и только в процессе саморазвития идея из "ничто" воплощается в природный материальный мир; происходит "отчуждение" идеи.
В современной западноевропейской философии идеи объективного идеализма защищаются религиозной философией НЕОТОМИЗМА.
Неотомисты - последователи учения средневекового философа и теолога XIII столетия Фомы Аквинского. В учении Фомы Аквинского первопричиной всего является божественный разум, который содержит в себе идеальные образы всех вещей и явлений, по этим образам он творит материальный мир.
Субъективный идеализм.
Понятие "субъективный" означает зависимый от субъекта, от его сознания. Субъективный идеализм определяющим началом в мире признает сознание субъекта, его разум, волю. Свойства мира определяются особенностями человеческого сознания. Предметы, которые мы видим, осязаем, обоняем, не существуют независимо от наших чувственных восприятий и выступают как комбинации наших ощущений, представлений.
По мнению представителей субъективного идеализма, единственное, в чем можно быть твердо убежденным - это в существовании человеческого сознания, сознания субъекта. Чтобы не делал человек, он не может выйти за пределы своих представлений, восприятий, идей. Поэтому говорить о существовании внешнего мира бессмысленно.
Классическим представлением субъективного идеализма является английский философ 18-го столетия, епископ Джордж Беркли (1685-1753).
Обращаясь к "непосредственным чувствам" человека, Д. Беркли полагал, что представления, ощущения не отражают объективной реальности, а сами составляют истинную реальность. В "Трактате о началах человеческого знания" Д. Беркли писал:
"Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее она реальна. Устрани ощущения мягкости, влажности, красноты, терпкости и ты уничтожишь вишню... Вишня, я утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных впечатлений или представлений...".Далее Д. Беркли заключает: "Вещи... суть представления, а представления не могут существовать вне ума, их существование, поэтому состоит в том, что они воспринимаются".
Таким образом, основной тезис Беркли: существовать значит быть воспринимаемым. То, что не воспринимается, не существует. Без субъекта нет объекта. Вне чувственных восприятий, вне ощущения человека ничего не существует. Вещь - это совокупность представлений, объединяемых единым мнением. Никакого материального источника эти ощущения, не имеют. Уничтожьте эти ощущения, исчезает и вещь.
Если субъективный идеализм проводится последовательно, то это приводит к такой крайней идеалистической концепции, которая называется солипсизмом (от лат. "солюс" - единственный).
Солипсизм - признание существования только одного "я".
Согласно Д. Беркли, быть, значит быть воспринимаемым; из этого следует, что существую я один, что нет ничего кроме моего единичного "я", весь мир рождается и умирает вместе со мной; открывая и закрывая глаза я создаю и уничтожаю космос. Таков солипсизм.
Те философы, которые за основу мира, его первоначало принимают материю, называются материалистами. Первичность материи и вторичность сознания означает: что сознание не может существовать без материи; сознание является свойством высокоорганизованной материи; что сознание, его элементы по своему содержанию являются отражением материального мира в мозгу человека. Такому материалистическому решению основного вопроса философии соответствует материалистическая философия.
Материализм в своём развитии прошёл ряд этапов:
1. Домарксовский материализм;
2. Материализм Древнего мира (или наивный материализм древних):
- учение Чарвака;
- даосизм;
- Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар;
3. Материализм XV- нач. XIX вв:
- Д.Бруно, Ф.Бэкон, Б.Спиноза, Д.Локк, П.Гольбах, Д.Дидро, М.Ломоносов, Л.Фейербах;
4. Материализм революционных демократов:
- В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Т.Шевченко, М.Налбандян, Я.Райнис, Х.Ботев, Э.Дембовский;
5. Марксистский материализм:
- К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.
Философы (например, Декарт, Спиноза), которые за основу мира принимают и материю, и сознание называются дуалистами (дуа - двойственный).
Вопрос о том, что лежит в основе мира, был обозначен Ф. Энгельсом как основной вопрос философии. Последователи марксисткой философии формулировали этот вопрос, как вопрос о соотношении материи и сознания, который включает в себя две стороны; что первично и познаваем ли мир.
Вторым критерием различения философских систем является вопрос о познаваемости мира.
В решении вопроса о познаваемости мира и познавательных возможностях человеческого разума в философии можно выделить три основных направления:
- агностики
- скептики
- гносеологические оптимисты.
Агностики (от лат. "агнос" - незнание), считают, что мир принципиально непознаваем, а наши знания о внешнем мире являются иллюзорными.
Агностицизм проявляется в двух основных формах:
1. Юмизм, начало положил Дэвид Юм, английский философ 18 столетия, его точка зрения: мы не только не можем, уверено сказать, что наши знания истинны, но мы не уверены даже в том, что существует объективный мир. То есть, Юм сомневается не только в истинности наших знаний, но и в реальности объективного мира.
2. Кантианство - это форма агностицизма выражена Иммануилом Кантом (немецкий философ 18 столетия). Кант признавал существование объективного мира, но полагал, что человек познает только явления, т. е. то, как себя проявляют вещи, а сущность вещей мы не знаем, и знать не можем.
Скептики - те, которые утверждают, что мир хотя и познаваем, но человек ограничен в своем познании не совершенством своих органов чувств, познавательных средств и разума. Поэтому не все он может познать.
Гносеологические оптимисты - те, которые убеждены в безграничных возможностях человеческого разума в познании мира.
Следующим критерием различения философских систем является метод мышления. Исторически сложилось два основных метода мышления:
- диалектика
- метафизика
Диалектика - от греч. "диалего-майе" - умение вести спор, полемику. В таком понимании диалектика вошла в философию Сократа (древнегреческий философ). В конце 18 и начала 19в. Г. Гегель словом "диалектика" стал обозначать особый метод мышления, который он сам развивал.
В настоящее время под диалектикой понимается такой метод мышления, при котором все вещи, явления рассматриваются в их всеобщей взаимосвязи и развитии, с учетом противоречий, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания старого состояния новым, с преемственной связью. Это научный метод мышления.
Противоположным диалектике (т. е. альтернативным) является метод метафизический.
Метафизика - (означает после физики). Гегель термином "метафизический" обозначил метод мышления противоположный диалектическому. Сущность этого метода в том, что все вещи, явления рассматриваются как обособленные без учета всеобщей взаимосвязи явлений и как неизменные в своей основе. Это не научный метод мышления.
Таким образом, специфику философского знания составляет то, что это знание о всеобщих свойствах, связях, отношениях, закономерностях, которые проявляются во всех сферах действительности. (живой, неживой природе, обществе и в процессах мышления);предметом философии является мир как целое, человек, его отношение к миру, рассматриваемых с точки зрения всеобщей связи, свойства и отношений; философия выполняет различные функции, главными из них являются мировоззренческая, методологическая, познавательная, воспитательная и функция приобщения к духовной культуре; философия не является единым учением, она состоит из различных философских направлений, школ, философских систем.
Критериями философских систем являются:
- что лежит в основе мира? (дух или материя)
- познаваем ли мир?
- какой метод мышления используется в философских рассуждениях - диалектика или метафизика.
В соответствии с этими критериями выделяют философию:
- материалистическую и идеалистическую;
- метафизическую или диалектическую;
- агностическую или неагностическую.








Вопросы для самопроверки

1) Какова специфика философского знания?
2) Что является предметом философии?
3) Чем различаются миф и философия как средства объяснения мира?
4) Охарактеризуйте структуру философского знания.
5) Каковы мировоззренческая и методологическая функции философии?
6) Охарактеризуйте основные философские направления.
7) Дайте понятия классической, неклассической и постнеклассической
философии.
8) В чём сущность философии модернизма и постмодернистской
философии?



Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2001.
2. Радугин А.А. Философия: курс лекций. М., 2000.
3. Горшков В.А., Медведев Н.П., Агамов А.А. Основы философии.
Ставрополь. 1996.Тема1, стр.6-12.
4.Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 2000.
5. Канке В.А.Философия. Учебник. М., 2002.
6. Кохановский В.П. Философия. Учебник. Ростов-на - Дону, 2000.
7. Философский энциклопедический словарь. М., 2002.
8. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. М.: Политиздат, 1991,
Ч.1. С.10-129.

Тема: Философское учение о диалектике.

1. Диалектика как метод мышления и как учение о развитии и всеобщей связи. Основные принципы диалектики и ее альтернативы.
2.Понятие закона. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
3. Закон единства и борьбы противоположностей.
4. Закон отрицания отрицания.
5. Закономерности, выраженные в соотносительных категориях диалектики.


1.Диалектика как метод мышления и как учение о развитии и всеобщей связи. Основные принципы диалектики и её альтернативы.


Диалектика от древнегреческого слова "диалегомайе", что означает вести спор, полемику. Это слово в философии стало использоваться древнегреческим философом Сократом. Другой древнегреческий философ Платон придал этому слову несколько иной смысл. У него под диалектикой стало пониматься особое умение вести полемику. Диалектика приобретает смысл особого метода достижения истины - дихотомии двойственного противоположного высказывания относительно одного и того же предмета. Например: "мир конечен" и "мир бесконечен" или "атом неделимая частица", "атом делимая частица". Платон полагал, что рассмотрение таких противоположных суждений приводит к истине. В начале ХIХ столетия Георг Гегель окончательно придает диалектике смысл особого метода мышления, он закладывает основы диалектического учения в системе объектного идеализма. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали материалистическое учение о диалектике. Что же понимается под диалектическим методом мышления?
Диалектика - это такой метод мышления, при котором вещи, явления рассматриваются во всеобщей взаимосвязи и развитии, с учетом противоречий, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания старого состояния новым с преемственной связью.
Этот метод мышления является научным, он проверен опытами, экспериментами, жизненной исторической практикой людей. Именно поэтому он заслуживает внимания, как в естественнонаучных исследованиях, так и в философском учении.
Структура философского учения о диалектике включает в себя три составные части: исходные принципы диалектики, основные законы диалектики и закономерности диалектики, выраженные соотносительными категориями.
Основные исходные принципы диалектики.
Философское учение о диалектике осуществляется в плане онтологическом и в плане гносеологическом. Философское учение о диалектике в онтологическом плане иногда называют объективной диалектикой, в гносеологическом плане - субъективной диалектикой. Соответственно этому различают онтологические принципы диалектики и гносеологические принципы диалектики.
Онтологические принципы диалектики представляют собой положения, в которых отражаются общие свойства, общие связи и отношения, присущие явлениям объективного мира (живая, неживая природа, общество). Наличие таких свойств, связей и отношений выявляется в процессе экспериментальных и теоретических исследований, проводимых в различных областях науки. Каждый принцип диалектики предстаёт как результат обобщения данных, получаемых во всех специальных науках.
К числу исходных онтологических принципов диалектики относятся следующие.
1.Принцип всеобщей взаимосвязи явлений. Сущность его:
Все вещи, явления в мире находятся во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности, так, что не существует абсолютно изолированных тел; каждое тело взаимосвязано непосредственно или опосредованно с другими телами в мире.
Взаимодействие и взаимообусловленность явлений в мире происходит по связям различной природы. Данные современной науки указывают на то, что всё многообразие существующих материальных систем различной природы на различных уровнях неживой и живой природы находится в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. Ни один материальный объект не является абсолютно изолированным, независящим от всего остального мира, но всегда находится во взаимной связи и взаимодействии с другими объектами. Они связаны, прежде всего, пространственными и временными отношениями, находятся на определённых расстояниях друг от друга, объёмы одних тел взаимосвязаны с объёмами других тел; разрушение, деградация одних объектов даёт начало, рождение другим. По современным наученным данным все доступные ныне человеческому исследованию структурные уровни Вселенной, начиная от субэлементарного и кончая таким крупномасштабным уровнем, как мини-вселенная, находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Изменения, происходящие с потоками элементарных частиц, накладывают отпечаток на ход эволюционных процессов крупномасштабных объектов Вселенной (звёзд, галактик). Всеобщая взаимосвязь представляется человеку во всей его практической деятельности. Например: все люди, проживающие в современных странах, взаимосвязаны между собой различными социальными связями: экономическими, политическими, семейно-бытовыми, духовными.
Но как биологические существа, они находятся в постоянной связи с животным и растительным миром (употребляют в пищу, изготовляют одежду и др.) биосферы.
Кроме того, люди как физические тела вступают во взаимодействие по связям физической природы (гравитационные, электрические, магнитные и др.) с землей, с различными объектами на земле, с Солнцем, с созвездием Весов и другими космическими объектами.
Во всеобщей взаимосвязи вещей проявляется их многокачественность. Одна и та же вещь может обладать качествами различной природы.
Так, человек обладает качествами физической, биологической, психической, социальной природы. По этим связям он включается в системы различной природы. По связям социальным человек является элементом общества, как целостной социальной системой. По связям биологическим он является элементом биосферы, по связям физическим он является составной частью земли и солнечной системы как физических систем.
2. Принцип развития.
Сущность его можно выразить так: в движении и развитии находятся явления всех сфер действительности (живой, неживой природы, общества, процессов мышления).
Категорию "развитие" следует отличать от категорий "движение", "прогресс". В соответствии с логикой, различения понятий следует проводить по содержанию, по объёму и по степени абстрагирования. По содержанию все три категории фиксируют изменение. В онтологическом плане содержание данных категорий оказывается однородным и различие их здесь возможно только по объёму и степени абстрагирования. По объёму предельно широкой категорий является "движение". Обобщённое определение этой категории было дано Ф.Энгельсом: "Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутреннее присущий материи атрибут, обнимает собой всё происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением".
3.Принцип системности.
Сущность его заключается в следующем: каждый объект в мире представляет собой определённую систему взаимосвязанных частей и элементов, обладает определённой структурой и предстаёт как нечто единое.
Научные данные говорят о том, что все объекты в мире не зависимо от их размеров являются системами и обладают определённой структурой. Даже в мире элементарных частиц мы не можем говорить о бесструктурности микрочастиц. Открытие квантовых уровней атомов, их тонкой и сверхтонкой структуры, наличие внутренней структуры даже у таких, казалось бы, "бестелесных" частиц, как нейтрино и фотон, является подтверждением идеи структурности материи как её всеобщего свойства.
Три рассмотренных онтологических принципа диалектики приемлемы как в философских школах объективного идеализма, так и в философии диалектико-материалистической. Однако в диалектико-материалистической философии принимается ещё один принцип.
4. Принцип материального единства мира.
Сущность его: не существует сверхъестественных миров, существует только естественный материальный мир, все происходящие в мире явления и процессы, какими бы диковинными они не казались, представляют собой проявления свойств того или иного вида материи.
Ф.Энгельс этот принцип выразил следующим образом: "Действительное единство мира состоит в его материальности" ("Анти-Дюринг"// К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т-20.С.43.). Подчёркивая материальное единство мира, В.И.Ленин отмечал, что "в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени".
(В.И.Ленин . Полн.собр. соч. Т.18.С.181.).
Гносеологические принципы диалектики.
Они являются, в определённом смысле, отражением онтологических принципов и служат общими исходными положениями в процессах познания. Соответственно выделяются следующие основные гносеологические принципы диалектики.
1.Принцип конкретного и всестороннего рассмотрения вещей и явлений. Конкретность предполагает рассмотрение вещей и явлений такими, какими они объективно предстают в определённых условиях среды, с присущими им связями и отношениями. Всесторонность рассмотрения - это требование учёта и выявления существующих конкретных связей, взаимодействий и отношений исследуемого объекта. Это требование в своё время В.И.Ленин выразил следующим образом: "Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредствования". Мы никогда не достигаем этого полностью, но требование всесторонности предостережёт нас от ошибок и от омертвения ".
2.Принцип историзма.
Этот принцип, по существу, является отражением онтологического принципа развития. И.Кант отмечал, что потребность исторического подхода к познанию вызывается приобретением знаний естественных вещей. Он писал: "Знание естественных вещей, как они есть и теперь, всегда заставляет желание ещё знание и того, что они были прежде, а также через какой ряд изменений они прошли, чтобы в каждом данном месте достигнуть своего состояния ". Принцип историзма предстаёт, как требование рассматривать явления с учётом их генезиса, пройденных этапов развития, с учётом того, что любой предмет представляет собой итог своего предшествующего развития и исходным пунктом в направлении будущего. Кратко сущность принципа историзма выразил В.И.Ленин: "Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь". Исторический подход позволяет выявить определённые закономерности становления и развития исследуемого явления, на основе которых можно прогнозировать его будущее состояние.
3. Принцип системности.
Гносеологический принцип системности выражает требование рассматривать любой объект, любое явление, любой процесс как систему, с учётом составляющих её компонентов и определённой структурной организации.
Из данного принципа системности вытекают определённые методологические правила исследования явлений:
а) Вычленение элементов и частей в системе, в соответствии с их объективной относительной самостоятельностью, и установление её структурных уровней. Вычленение можно производить по определённым критериям: по их пространственно-временной индивидуализации, по их функциональному назначению, по природе их связей и качественной принадлежности к определённому классу явлений.
б) Выяснение внешних отношений объектов, как проявление их внутренней структуры в структуре более широкого порядка.
в) Описание частей с учётом их места в целом, выявление различных свойств и характеристик частей и элементов в зависимости от уровня расположения их в целом и взаимосвязи со средой.
г) Выявление взаимозависимости и взаимообусловленности части и целого.
д)Выявление противоположных тенденций, противоречий во взаимоотношении частей целого, внутреннего и внешнего.
е) Выяснение специфики процессов, координации и обмена и их роли по отношению к структуре и функции, а также взаимосвязи структуры и функции.
ж) Установление законов взаимосвязи внутренних и внешних отношений.


4. Принцип объективности.
Выражает требование не привносить в исследуемое явление того, чего в нем нет и быть не может. Содержание знаний должно быть объективным, оно должно отражать те свойства, процессы, принципы, закономерности, которые присущи исследуемому объекту, т.е. не выдавать желаемое за действительное.
Онтологические и гносеологические принципы диалектики являются общими исходными положениями к исследованию систем любой природы и любой сложности. Они дают исследователю правильную ориентацию как при предварительном начальном рассмотрении объектов- систем и их свойств, так и при составлении общей картины происходящих в системе процессов и выявлении тенденций внутренних изменений. В принципах диалектики обобщенно и кратко выражен результат положительных наработок в сфере познания; они концентрируют в себе исторический опыт теоретического осмысления действительности; их применение дает большую вероятность в получении новых адекватных знаний в научном познании. Игнорирование этих принципов чаще всего приводит к появлению неадекватных теоретических построений.
Альтернативы диалектики
Диалектическому способу мышлению противостоит метафизический способ мышления. Характеризуя этот способ мышления в работе "Анти-Дюринг", Ф.Энгельс писал, что "для метафизики вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого. Он мыслит сплошными неопосредствованными противоположностями; речь его состоит из: да-да, нет-нет, что сверх того, то от лукавого. Для него вещь или существует, или не существует, и точно также вещь не может быть самой собой и в тоже время иной. Положительное и отрицательное абсолютно исключают друг друга; причина и следствие по отношению друг к другу тоже находятся в застывшей противоположности." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.20. С.43).
Принципам диалектики альтернативами являются: софистика, эклектика,
догматизм, субъективизм.
Так, диалектическому принципу конкретного и всестороннего рассмотрения вещей и явлений противостоят такие метафизические приёмы, как софистика и эклектика.

Софистика

Софисты (от греч. sophists - мастер, художник) - так называли древнегреческих философов, выступавших в роли профессиональных учителей "мудрости" и "красноречия". Софистика - сознательное применение в споре или доказательствах неправильных доводов, софизмов, то есть всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.
В целом, для софистики характерен односторонней подход. Основными приёмами софистики являются:
- вырывание событий из их всеобщей взаимосвязи и выделение какой-либо отдельной связи, одной стороны, момента;
- абсолютизация отдельной выделенной связи, стороны, момента;
- подмена главного второстепенным, существенного несущественным;
- применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой, которым данные закономерности не присущи;
- подменой одних посылок другими в логических силлогизмах.
Примером софистического приёма может являться такой вопрос: что появилось раньше яйцо или курица?
Софизм заключен уже в самом вопросе, в котором заостряется внимание только на внутреннюю связь между курицей и яйцом и игнорируется всеобщая взаимосвязь всех видов птиц в генетическом плане (без учёта эволюции мира).
Курица, как вид птицы домашней появилась в результате эволюции от других видов, с появлением такого способа размножения как яйцо.

Эклектика
Эклектика - от греческого eklego - выбираю. Эклектика представляет собой механическое соединение различных сторон и свойств предмета или явления. Внешне эклектика выглядит как стремление к многостороннему охвату предмета. Однако на деле это механическое соединение в одно несовместимых признаков. В философии эклектика проявляется как беспринципное смешение различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и тому подобное. Основным методологическим пороком эклектики является неумение выделить из суммы связей и явлений объективного мира главные связи предмета в их конкретно-исторической обусловленности. При этом произвольный набор несовместимых признаков даёт эклектическую смесь, что в области практической деятельности ведёт к ошибкам и просчётам.
Диалектическим принципам развития историзма противостоит такой метафизический метод мышления, как догматизм.
Догматизм
Догматизм от греческого слова dogma - мнение, которое применялось в античной философии. В современном понимании догматизм представляет собой такой способ метафизического мышления, при котором игнорируется принцип творческого развития и конкретности истины. Догматическое мышление оперирует абсолютными истинами, неизменными стереотипами; игнорируется относительность истины и диалектика абсолютной и относительной истины в познании. Такое мышление полагает, что те или иные сформулированные закономерности являются истинными везде и всегда, независимо от конкретных исторических условий и новых данных практики науки.
Диалектическому принципу объективности противостоит такой метафизический приём мышления, как субъективизм.
Субъективизм
Субъективный - зависящий от сознания и воли субъекта. Субъективизм в познании - это привнесение в исследуемый объект того, чего в нём нет и быть не может в данных условиях и в данный период времени; это принятие желаемого за действительное.
Субъективизм весьма часто проявляется в различных идеологических концепциях. Применение субъективистских концепций на практике приводит к волюнтаристическим действиям. Воля - это сознательная целеустремлённость человека на выполнение тех или иных действий. В социально - политической теории и практике волюнтаризм означает отрицание научно обоснованной общественной деятельности, опирающееся на познание объективных законов и сведение этой деятельности к субъективному произволу политических вождей.
В философии субъективизм проявляется во взгляде на сознание как на первично данное, всё остальное представляется формой, содержанием или результатом творчества сознания. Это характерно для такой разновидности философского направления, как субъективный идеализм.
Диалектический способ мышления в познании предполагает не только использование в качестве исходного общего методологического инструментария онтологических и гносеологических принципов диалектики, но и основных её законов, а также закономерностей, выраженных в соотносительных категориях диалектики. В действиях данных законов и закономерностей проявляются все основные общие особенности в развитии исследуемых явлений. Особую роль при этом играют три известных диалектических закона: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания и закон единства и борьбы противоположностей. Как установлено в современной науке, эти законы проявляют себя в развитии явлений всех сфер действительности, то есть в живой и неживой природе, в обществе, в процессах мышления и познания.
Кратко сущность данных законов можно выразить следующим образом.

2.Понятие закона. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Закон есть существенный, устойчивый, повторяющийся и необходимый тип связи между явлениями, сформулированный в соответствии со спецификой человеческого познания. Законы выражают объективные процессы реальной действительности.
Рассмотрим основные понятия, через которые выражается сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Свойство. Свойство - это своеобразное проявление объекта в его отношениях с другими объектами; оно заключается в способности производить то или иное действие. Например, металлы обладают свойством электропроводности, заключающегося в способности пропускания через себя электрические заряды; живая клетка обладает свойством раздражимости, заключающееся в способности реагировать на внешние воздействия изменения формы, местоположения, химизма состава.
Любой объект обладает определенным набором свойств, среди которых имеются как существенные, так и несущественные.
На основе свойств проявления качественная и количественная определенность вещей окружающего мира.
Качество. Аристотель: "Качеством я называю то, благодаря чему предметы называются такими-то". (Аристотель Соч., т.2.М., 1978. С.72 )
Гегель: "Качество есть вообще тождественная с бытием, не посредственная определенность. ... Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть". (Г.Гегель. Наука логики. Соч., т.1. М - Л., 1929. С. 157 ).
В современном понимании: категория качества выражает целостную определенность объекта и характеризуется структурой, свойствами, функциями и занимаемым место в системе взаимосвязанных объектов.
Количество. Аристотель: "Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина, если измеримо". ( Аристотель. Соч., т.1.М., 1978. С.164 ).
Гегель: "Количество ... есть безразличная к бытию, внешняя ему определенность". ( Г. Гегель. Наука логики. Соч., т.1. М.-Л., 1929. С.157 ).
В современном понимании: категория количества выражает степень, интенсивности проявления качественной определенности объекта.
Мера. Категория меры выражает тот интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется данное качество объекта.
Мера имеет границы (верхняя и нижняя). Выход количественных измерений за границы меры приводит к качественным изменениям. Например, мерой жидкого состояния воды является интервал количественных изменений температуры от 00С до 1000С при нормальном атмосферном давлении. Границы меры являются 00С и 1000С. Когда изменение температуры достигает нижней границы 00С, вода переходит в другое качественное состояние - в лед. При достижении температурных изменений верхней границы меры 1000С вода превращается в третье качественное состояние - газообразное, в пар.

страница 1
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign