LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений и его проявление в различных средах действительности.

Ф. Энгельс: "Закон перехода количества в качество и обратно. Закон этот мы можем для наших целей выразить таким образом, что в природе качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)". ( Ф.Энгельс. Диалектика природы. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч.,т.20. С.385-390 ).
Сущность закона в современной интерпретации: в процессах развития количественные изменения, накапливаясь, рано или поздно, нарушают меру качественного состояния объекта, при этом объект переходит в новое качественное состояние с новыми количественными изменениями.
Переход от одного качества к другому осуществляется в виде скачка. Скачок - это момент качественного изменения объекта, критическая ситуация в развитии. При этом развитие осуществляется как эволюционно, так и революционно. Эволюция - это развитие, связанное с количественными и качественными изменениями несущественных свойств и признаков объекта. Объект эволюционирует - это значит, в нем количественные изменения приводят к качественным изменениям несущественных свойств, черт, признаков.
В процессах развития обычно эволюционные изменения постепенно приводят к революционным изменениям. При этом целостный объект предстает в новом качестве.

Проявление данного закона в различных сферах действительности:

В неорганической природе. В физике: Если через вольфрамовую нить электролампочки пропускать ток, постепенно увеличивается его значение от нуля, то при определенном значении величины тока лампа вспыхивает, нить начинает светиться. Она переходит в новое качественное состояние - становиться накаленной, светящейся. Здесь количественные изменения электрических зарядов, проходящих через нить, приводят к новому качественному состоянию нити. В Химии: Ф. Энгельс: "Химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава". ( Диалектика природы. М., 1953. С.41 )
а) Молекула кислорода состоит из двух атомов - О2. Если к ней присоединяется еще один атом кислорода, то получается молекула озона. Озон - тело, отличающееся своим запахом и действием от обыкновенного кислорода, это уже тело с иным качественным состоянием.
б) Окись азота N2O при нормальных условиях является газом. Если к молекуле окиси азота подсоединяется еще четыре атома кислорода, то получается молекула азотного ангидрида (пятиокиси азота N2O5) - твердого кристаллического тела. Здесь количественное изменение атома в молекулу дает новое качественное состояние.
1. В живой природе: В процессе химической эволюции появляются первые живые существа - одноклеточные. Количественно объединяясь в единую систему, живые клетки образовали качественно новые живые существа - многоклеточные. С образованием у многоклеточных различных органов, в том числе и пяти органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), появляется качественно новая форма отражения действительности, отличная от раздражимости, - ощущение, а также восприятие.
2. В обществе: Качественный переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому исторически был связан с появлением таких новых отраслей производства, как скотоводство и земледелие, а также ремесленного производства. Здесь количественные
изменения в отраслях производства привели к переходу общества в новое качественное состояние.
Взаимные переходы количества и качества происходят во всех сферах жизни общества.
Ф. Энгельс в подтверждение действия данного закона приводит следующие слова Наполеона, взятые из мемуаров Наполеона "Семнадцать замечаний на работу под названием "Рассуждение о Военном искусстве, изданную в Париже в 1816г.", Замечание 3-е: Кавалерия. Ф. Энгельс пишет: "Наполеон следующим образом описывает бой малоискусной в верховой езде, но дисциплинированной французской кавалерии с мамлюками, в то время, безусловно лучшей в единоборстве, но недисциплинированной конницей: Два мамлюка безусловно превосходили трех французов; 100 мамлюков были равны по силе 100 французам; 300 Французов обычно одерживали верх над 300 мамлюками, а 1000 французов всегда побивали 1500 мамлюков". ... у Наполеона определенная минимальная величина конного отряда необходима, чтобы дать проявится силе дисциплины, заложенной в сомкнутом строе и планомерности действия ..." (Ф.Энгельс. Анти-Дюринг. М., 1967. С. 127-128 ).


3.Закон единства и борьбы противоположностей.
Сущность данного закона выражается через такие понятия, как тождество, различие, противоположности, противоречие.
Тождество. Если общие признаки, свойства, черты у объектов имеют одинаковую степень (интенсивность) проявления, то объекты тождественны по данному признаку, свойству черте.
Например: Если мы имеем два проводника с током, через поперечное сечение каждого из них проходит за 1 сек. равное количество зарядов, то мы имеем тождественные потоки зарядов, или иначе, проводники с равными по силе токами.
Различие. Кроме общих свойств, черт, признаков, у объектов существуют свои специфические свойства, черты, признаки, не присущие другим объектам. В таком случае используется понятие различия.
Противоположности. В диалектике под противоположностями понимают такие черты, свойства, признаки, процессы в объектах, которые взаимно исключают друг друга и в то же время взаимно предполагают друг друга, не могут существовать друг без друга.
Примеры: В природе: притяжение - отталкивание, ассоциация (соединение) - диссоциация (разъединение) молекул. В живой природе: ассимиляция (усвоение элементов пищи) - диссимиляция (процесс распада элементов) в живом организме; изменчивость и наследственность. В общественной жизни: производство - потребление, рабы - рабовладельцы, добро - зло. В процессах мышления: анализ (мысленное расчленение объекта на составные части, элементы) - синтез (мысленное соединение частей, элементов в единое органическое целое).
Противоречие. Когда противоположности начинают воздействовать друг на друга, говорят, что они приходят в противоречие.
Виды противоречий: основные (на основных свойствах, определяют развитие объекта), не основные (на не основных свойствах, влияют на развитие объекта); внутренние (внутри объекта), внешние (между объектом и внешней средой); в обществе: антагонистические (враждебность сторон по коренным направлениям), не антагонистические (общность по коренным, не согласие по некоренным направлениям).
1. Сущность закона единства и способы противоположностей.
Всем вещам, явлениям, процессам внутренне присущи противоположности, которые обусловливают их целостность. Борьба противоположностей приводит к самодвижению, саморазвитию. Саморазвитие осуществляется следующим образом. В возникшей вещи (1) существуют свои противоположности, среди них и основные (А, В), которые вначале незаметны (находятся в состоянии относительного тождества), но, взаимодействуя, и взаимоисключая друг друга, приходят в состояние противоречия и борьбы. Под воздействием друг друга противоположности изменяются; противоречие, нарастая, доходит до высшей стадии - конфликта (11), при этом происходит разрешение противоречия заменой старого качества новым (2), с новыми, вначале скрытыми, противоположностями (А1, В1), которые, затем приходят в состояние противоречия и борьбы. Противоречие, нарастая, достигает высшей фазы - конфликта (21) и разрешается заменой старого качества новым (3), с новыми, вначале скрытыми, противоположностями (А2, В2) и т.д.. Образуется непрерывная цепь развития с переходами от низших ступеней организации к более высоким.
2. Проявление закона в различных сферах действительности.
а). Рассмотрим такую систему как ядро атома дейтерия (тяжелого водорода). Ядро атома дейтерия состоит из двух частиц, протона (p) и нейтрона (n), которые обладают такими противоположными признаками, как "обладать электрическим зарядом" (протон) и "не обладать электрическим зарядом" (нейтрон). Взаимосвязь этих противоположностей обусловливает целостность ядра атома дейтерия. Процесс взаимодействия противоположностей и характер действия закона единства и борьбы противоположностей виден из следующей схемы:



Здесь протон p под воздействием нейтрона n испускает частицу П+ - мезон и превращается в нейтрон n, а нейтрон n, поглотив П+ - мезон, превращается в протон, который, в свою очередь, испустив П+ - мезон, превращается в нейтрон и т.д., образуется последовательная цепь переходов от одного состояния к другому.
б). Движение планеты вокруг Солнца. Планета, движущаяся вокруг Солнца по орбите, сохраняет целостность данной системы в силу существующих в единстве двух противоположных тенденций, направлений движения. С одной стороны, под действием силы притяжения, к центру Солнца, с другой стороны, по инерции, в направлении АЗ от Солнца (см. рис.). Противодействие двух этих противоположных тенденций приводит к движению по круговой или эллиптической орбите вокруг Солнца как центра. Результатом разрешения противоречия в каждый момент времени является новое направление вектора скорости, новый элемент искривленного пути, как новое качественное состояние. Противоречия здесь разрешаются в каждый момент времени не полностью, они появляются в новых фазах, снова нарастая, затем, снова, частично разрешаясь и т.д.
в). В живом организме - основу функционирования и развития составляют такие противоположные процессы как ассимиляция и диссимиляция, которые связаны с превращениями биополимеров. Из биополимеров построены все живые организмы. Белки и другие органические вещества протоплазмы в живых организмах постоянно распадаются и воссоздаются заново. Процесс диссимиляции осуществляется с распадом макромолекул биополимеров, при этом происходит выделение свободной энергии и как результат внутриклеточного распада макромолекул - вода и углекислый газ. При ассимиляции за счет химического состава пищи происходят окислительно-восстановительные процессы с образованием новых макромолекул, в которых механическая энергия превращена в химическую. Таким образом, два противоположных процесса обеспечивают в своем единстве нормальное функционирование организма. При этом замечено, что в растущем организме преобладает ассимиляция, а в стареющем - диссимиляция.
г). В обществе существует множество противоречий. Они проявляются во всех сферах общественной жизни: в материальной, экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Основным противоречием в саморазвитии общества в целом является противоречие между такими противоположными процессами, как производство и потребление. Процессы производства и потребления воздействуют друг на друга так, что от этого воздействия изменяется и характер производства, и характер потребления. Потребности являются стимулами к совершенствованию производства, более совершенное производство расширяет потребности, это, в свою очередь, ведет к дальнейшему совершенствованию производства, что подготавливает предпосылки к переходу общества в целом к новому качественному состоянию.

Закон отрицания отрицания.
Сущность данного закона выражается через такие понятия как "отрицание", "отрицание отрицания".
1. Категория отрицания. В обыденном сознании понятие отрицания часто связывают со словом "нет". Отрицать значит сказать "нет". Соответственно этому строятся отрицательные суждения. В них указывается на отсутствие чего-либо. Если такое понимание переносится в философскую теорию развития, то складывается метафизическое понимание.
В диалектике понятие отрицания приобретает другой смысл. Оно выражает момент связи между новым и старым в развитии, с указанием на преемственность между ними.
В процессе развития вещи, явления утрачивают одни черты, свойства, формы, качества и приобретают другие, новые, ранее им не присущие. На место старого состояния приходит новое качественное состояние. В этом случае говорят, что старое отрицается новым. Так, например, ребенок в возрасте до 1 года еще почти не может ходить и не владеет речью. В процессе дальнейшего развития, примерно к 2-3 годам, это его состояние отрицается новым, при котором качественно сохраняется его биофизиологическая структура, но, при этом, отпадают такие признаки как неумение ходить и говорить и приобретаются новые особенности - способность ходить и овладевать элементами обыденной речи.
Отрицание - это такой момент связи в развитии, при котором новое, возникая на основе старого, преемственно сохраняет в своей структуре определенные черты, свойства, признаки старого.

Виды отрицания. По характеру процессов, приводящих к отрицанию старого новым, можно выделить два вида отрицаний.
а). Первый вид отрицания - это отрицание, обусловленное внутренними процессами в развитии объектов, когда предпосылки к появлению нового заключены в самом объекте и новое появляется в силу внутренней необходимости. Такое отрицание называют самоотрицанием. Например, посаженное весной зерно кукурузы прорастает и из него вырастает стебель. Зерно отрицается стеблем. Такое отрицание является самоотрицанием, поскольку предпосылки его заключены в самой природе зерна.
б). Второй вид отрицания - это отрицание, обусловленное внешними по отношению к объекту процессами, в силу внешнего воздействия на объект. Такое отрицание можно произвести над зерном кукурузы, если его размолоть на муку. Это отрицание в силу внешней необходимости, оно не вытекает из внутренней сущности объекта и является для него случайным и может привести к прекращению процесса развития данного объекта, к его уничтожению, деградации.
Отрицание обладает всеобщностью; оно происходит во всех сферах действительности.
К. Маркс омечал: "Всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой. Если, например, народ в своем развитии переходит от абсолютной монархии к монархии конституционной, то он отрицает свое прежнее политическое бытие. Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования". ( К.Маркс. Морализирующая критика и критизирующая мораль. - К. Маркс, Ф. Энгельс Соч., т.4. С. 296-297 ).
2. Отрицание отрицания. Процесс развития не исчерпывается одним актом отрицания. Появившееся в результате отрицания, новое содержит в себе предпосылки к появлению другого нового состояния, которое при определенных условиях появляется, отрицая новое прежнее состояние. То, что раньше отрицало, теперь само отрицается другим новым состоянием. Происходит отрицание отрицания.
Фактически, любое развитие осуществляется через ряд последовательных отрицаний отрицания. Так, рост и развитие индивидуального человека представляет собой последовательную цепь отрицаний его возрастных периодов жизни: детский, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой, старческий.
Особенности отрицания отрицания.
а). При отрицании отрицания каждая новая ступень, приобретая новые черты и признаки и сохраняя в себе все положительное, что было в предыдущей ступени, оказывается богаче по содержанию предыдущей. Поэтому в последовательной цепи отрицаний в каждой новой ступени все более концентрируется богатство развития в целом; каждая новая ступень оказывается более высокой по степени развития. В силу этого, развитие, в целом, представляет собой поступательное движение от более низких ступеней организаций к более высоким, от менее совершенных к более совершенным.
б). Отсюда вытекает, что процесс развития является необратимым. Развитие не может быть движением вспять, от высоких форм к низшим.
в). В последовательной цепи отрицания отрицаний могут наступать такие моменты, когда в новом качестве повторяются черты, свойства, отброшенные на более ранних этапах отрицания. Современная наука обнаружила периодичность, повторяемость определенных свойств, черт, признаков, структур в развитии явлений во всех сферах действительности.
Повторяемость приводит к такой особенности, как развитие по спирали, причем, расширяющейся спирали. Спираль эта состоит из циклов. Каждый цикл начинается с одной и той же черты, отрицавшейся ранее и вновь появившейся на новом качественном уровне.
В сущности, мы находимся в окружении множества взаимосвязанных циклических процессах: это ритмы нашей повседневной жизни, суточные изменения дня и ночи, смена сезонов года- лета, осени, зимы, весны; поддержание постоянного воспроизводства сельскохозяйственных культур пшеницы, картофеля, арбузов и др., связано с циклами изменений, которые они претерпевают; например, весной высаживаются семена кукурузы. Семена отрицаются стеблем, стебли, затем, отрицаются початками кукурузы, в которых, затем: созревает много семян. Появление семян это повторение отрицающегося ранее состояния семени. На этом заканчивается один цикл. Взятые из кукурузных початков зерна и посаженные вновь весной, составляют начало нового цикла, из зерен, затем, появляются стебли, затем, початки и т.д. Развитие здесь осуществляется циклами.
Сущность закона отрицания отрицания.
Исходя из выделенных особенностей отрицания отрицания, можно следующим образом выразить сущность закона отрицания отрицания:
В процессе развития, при последовательном отрицании отрицания, каждая новая ступень оказывается богаче по содержанию предыдущей, концентрируя в себе все то, что было приобретено, как положительное, во всех предыдущих ступенях. Поэтому процесс развития представляет собой поступательное движение от более низких ступеней организации к более высоким. И в силу повторяемости черт, структур, признаков, это движение является циклическим, оно происходит, как бы, по расширяющейся спирали.
Законы диалектики имеют методологическое значение. Знание законов позволяет с общефилософских позиций рассматривать процесс развития систем различной природы, поскольку они дают в общем виде ответ на такие важные вопросы, как почему происходит развитие, каким образом оно осуществляется и что получается в итоге, в результате. Исследователь, изучая ту или иную целостную систему определённой природы, с самого начала должен исходить из понимания того, что динамическое состояние системы обусловлено взаимодействием определённых противоположных процессов, сторон, признаков, среди которых имеются основные. Именно их следует определить, прежде всего, так как они в конечном счёте создают предпосылки к количественным и качественным изменениям в структуре системы. Необходимо при этом учитывать количественные изменения в противоположных процессах, а также появление новых признаков, элементов и их количественное нарастание. Во всех случаях важное значение имеет установление определённых границ меры количественных изменений, за пределами которых возможны переходы в иное качественное состояние как отдельных сторон, отдельных структурных образований, так и структуры в целом. Все состояния системы и её частей преходящи. Переход из одного состояния в другое представляет собой диалектическое отрицание; что-то при этом теряется и что-то приобретается новое, поэтому необходимо учитывать особенности отрицания отрицания, выражаемые данным законом.

5.Закономерности, выраженные в соотносительных категориях диалектики.
Категории единичное, особенное, общее.
Единичное. В мире нас окружают конкретные вещи, явления, события, обладающие своими индивидуальными неповторимыми специфическими признаками, отличающие их друг от друга, делающие их непохожими друг на друга. Это отдельное специфичное, неповторимое в вещах, явлениях, событиях называют единичным. Категория единичное выражает то, что проявляется в отдельном, существуя как специфичное, неповторимое.
Общее. Вещи, явления, события могут обладать и некоторыми одинаковыми свойствами, признаками, чертами. Одинаковые признаки, которые присущи различным объектам, являются их общими признаками. По общим признакам, свойствам, отношениям предметы выделяются в определенные группы, классы. Так, животные, питающиеся только травой образуют класс травоядных. Общее то, что выступает как одинаковое, сходное в различных вещах, явлениях. Категория общего выражает то, что является одинаковым, сходным для определённого множества объектов.
Особенное. Это то, что по отношению к единичному выступает как общее, а по отношению к ещё большей общности выступает как единичное.
Общее и единичное существуют одновременно и взаимосвязано в явлениях любой природы. Каждая вещь содержит и общее и единичное. К пониманию реальной взаимосвязи единичного и общего пришли не сразу. В истории развития философской мысли существовали различные взгляды на соотношение единичного и общего. Некоторые философы полагали, например, что общее не существует объективно, а лишь в умах людей, как общее название, имя для ряда отдельных предметов. Такая точка зрения получила названия номинализма. Номинализм (лат. nomen - имя, название) возник как направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Так английский философ Д.Локк (1632-1704) писал: "Общее и универсальное не принадлежит действительному существованию вещей, а изобретены и созданы разумом для собственного употребления" (Д.Локк "Опыты о человеческом разуме").
Противоположные представления о природе общего формировались в другом направлении, в средневековой схоластики, названном реализмом средневековым. Представители этого направления утверждали, что общие понятия (Универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Такой точке зрения придерживался, например, средневековый богослов и философ Ансельм Кентерберийский.
Однако отрывать единичное от общего нельзя и единичное и общее существуют в реальных вещах во взаимосвязи. В их взаимосвязи проявляется определённая закономерность. Сущность этой закономерности кратко можно выразить так: общее проявляется через единичное, каждое единичное содержит в себе отпечаток общего; в процессах развития единичное повторяемое неоднократно может превратиться в особенное, а особенное в общее; реже повторяемое общее может стать особенным и единичным.

Категории причины и следствия

Категория причины фиксирует всё то, что вызывает к жизни или видоизменяет какое-либо явление.
Категория следствия обозначает всё то, что возникает под действием определённой причины. Так причиной свечения нити электролампочки является прохождение через неё электрического тока. Свечение выступает как следствие. Причинность (каузальность от лат. сaura - причина )- одна из форм всеобщей закономерной связи явлений. Образуя понятия "причина" и "следствие" человек изолирует те или иные стороны объективного единого процесса. Причина во времени предшествует следствию и вызывает его. Но это не значит, что всякое предшествующее явление находится в причинной связи с последующим. Ночь предшествует утру, но она не является причиной утра. Нельзя смешивать причинную связь с временной последовательностью явлений. Причину нужно отличать от повода. Повод-это событие, которое непосредственно предшествует другому событию, делает возможным его появление, но не порождает и не определяет его. Связь между поводом и следствием имеется, но она внешняя, несущественная. От причинной связи нужно отличать и связь между возникновением данного явления и теми условиями, в которых оно происходит. Под условиями понимают те явления, которые хотя и не вызывают данного явления, но во-первых, делают возможным процесс его возникновения и, во-вторых, оказывают определённое влияние на темпы, скорость, масштабы этого процесса. Например, сила электрического взаимодействия между физическими телами возникает вследствие того, что эти тела обладают электрическими зарядами. Но действуют данные силы при условии, что физические тела находятся на определённом расстоянии друг от друга. Причинная связь явлений носит объективный, универсальный, всеобщий характер. Все явления в мире, все изменения, процессы непременно возникают в результате действий определённых причин. В мире нет, и не может быть беспричинных явлений. Всякое явление необходимо имеет свою причину. Учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности явлений называют детерминизмом. Отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме- отрицание причинности вообще) называют индетерминизмом.
Во всеобщей взаимосвязи явлений всякая причина в свою очередь вызывается другим каким-либо явлением и выступает как следствие, а всякое следствие тоже вызывает другие явления, то есть представляет собой причину. Ф.Энгельс писал в "Анти-Дюринге": " ....причина и следствие суть представления, которые имеют значение, как таковые, только в применении к данному отдельному случаю; но как только мы будем рассматривать этот отдельный случай в его общей связи со всем мировым целым, эти представления сходятся и переплетаются в представлении универсального взаимодействия, в котором причины и следствия постоянно меняются местами; то, что здесь или теперь является причиной, становится там или тогда следствием и наоборот ". В подтверждение этих слов можно привести такой простейший пример. Нагревание воды в котле паровоза вызывает превращение её в пар. Первое явление причина второго. Но пар приводит в движение поршень, то есть сам является причиной, а не только следствием. Поршень приводит в движение колёса, то есть тоже является причиной.
В связи с достижениями классической механики в XVII - XVIII в. (Г.Галилей, Ньютон и др.) сформировался механистический детерминизм, т.е. механистическое понимание причинно-следственной связи, согласно которому одна причина порождает одно следствие и одно следствие порождается одной причиной, возникает однолинейная детерминация. Абсолютизация законов механики привела к созданию механистической картины мира, согласно которой вся вселенная (от атома до планет) представляет собой замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение которых определяется законами классической механики, и поэтому ничего качественно нового во Вселенной появиться не может. В этой связи, учитывая взаимнооднозначную причинно-следственную связь, французский математик и астроном П.Лаплас (1749-1827г.г.) заявил о том, что если бы были известны все силы, действующие в природе, во Вселенной и взаимное расположение её частей, то можно было бы с абсолютной точностью установить все, что происходит в ней в будущем. То есть, фактически, мы достигли бы абсолютного знания о Вселенной. Такое механистическое понимание причинно-следственной связи называют Лапласовским детерминизмом.
Современная наука указывает на то, что в реальных явлениях обнаруживается многолинейная причинно-следственная связь, то есть одно следствие может порождаться различными причинами и одна и таже причина может порождать различные следствия. Существуют такие ситуации, когда различные причины, действуя на одну и туже систему, вызывают одно и тоже следствие.
В целом закономерность причинно-следственной связи заключается в следующем: все явления в мире причинно обусловлены, во всеобщей взаимосвязи явлений причинно-следственная связь многолинейна: одно и тоже следствие может порождаться различными причинами и одна причина может вызвать несколько следствий.
Категории необходимости и случайности
Всё что происходит с окружающими нас предметами и явлениями может иметь причину преимущественно в них самих, проистекать из их внутренней природы, а может вызываться другими предметами и явлениями, которые имеют внешнее отношение к данным предметам и явлениям. Это лежит в основе различия необходимости и случайности.
Категория необходимости выражает то, что вытекает из сущности, из внутренней связи вещей и при определённых условиях должно обязательно произойти.
Категория случайности выражает то, что не вытекает из сущности вещей и проявляется в данных условиях в силу стечения внешних для данного предмета обстоятельств. Во взаимосвязи случайности и необходимости прослеживается следующая закономерность: в процессах развития необходимость пробивает себе дорогу через цепь случайности и проявляется в них ; случайность же многократно повторяясь становится необходимостью.
















Вопросы для самопроверки

1) Назовите исторические формы диалектики.
2) В чём качественное отличие диалектики от метафизики?
3) Что понимается под объективной диалектикой?
4) Сущность принципа историзма?
5)Что понимается в диалектике под отрицанием?
6) В какой степени состоятельна диалектика?



ТЕМА: Философское понимание мира

1). Проблема бытия в философской мысли. Основные формы и виды бытия, их взаимосвязь. Субстанция.
2). Философское понимание материи и естественнонаучные данные о видах и свойствах материи.
а) Разработка диалектико-материалистических представлений о материи в истории развития философии и естествознания.
б) Движение - всеобщий, универсальный способ существования материи.
в) Пространство и время как всеобщие формы существования материи.
г) Данные современной науки о строении и свойствах материи и многообразии мира.
3). Религиозная, естественнонаучная и философская картина мира.


1.Проблема бытия в философской мысли. Основные формы и виды бытия, их взаимосвязь. Субстанция.

В развитии философской и естественнонаучной мысли особая роль принадлежит таким общим понятиям как "бытие" и "вселенная". Понятие "бытие" приобретало свой статус в рамках философского осмысления действительности, а "вселенная" в основном, в лоне естественнонаучного знания. Если первоначально "бытием" обозначали всё сущее, то первоначальный смысл "вселенной" - чаще всего, представлялся как вместилище, заселённое объектами различной величины.
По мере развития философских идей и накопления естественнонаучных знаний оба данных понятия становились всё в большей степени всеобъемлющими и взаимно пересекающимися по смыслу. И нередко в современных естественнонаучных теориях понятие "вселенная" используется как синоним "бытия". В философском словаре под редакцией И.Т.Фролова: ,,Вселенная - материальный мир, вся совокупность материальных объектов, качественно различных форм материи.,,
В древнегреческой философии исследуемый мир всегда рассматривался стихийно, естественным образом, с использованием некоторых понятий и выделением таких свойств, как, например, целое и часть, единое и множественное, упорядоченность, организованность. Это такие свойства, представление о которых формировалось уже на уровне чувственного восприятия мира.
Так, древнегреческий философ Пифагор полагал, что в мире всё упорядочено гармонично. "Всё на свете, решительно всё на свете обязательно гармонично. Гармоничны боги, гармоничен Космос, потому что все составляющие его моменты абсолютно согласованны в единое и нераздельное целое. Гармоничны государства, гармоничен царь, потому что от него исходит сила скрепления всех людей в одно целое. " Пифагор ещё не употребляет понятия бытия, но в его положениях выделяются две особенности всего сущего. Во-первых, наличие единства всего множественного, как неразделённое целое. Причем единое понимается не как сплошное, не дробящееся на части, а как совокупность множества всех составляющих, определённым образом согласованных между собой, скреплённых определённой силой единства. Во-вторых, абсолютная упорядоченность всего сущего. Во Вселенной нет хаоса, а есть гармоничная упорядоченность вещей и процессов. И если представители современного синергетического подхода полагают, что в реальных процессах Вселенной существует хаос, и он выступает в качестве созидающего начала, и что порядок рождается из беспорядка, то Пифагор это начисто отрицает. Согласно Пифагору бытие природы заключено в её единстве. "Природа есть, едина, и ничего нет ей равного: мать и дочь себя самой, она есть Божество богов. Рассматривай только Природу, а прочее оставь простолюдинам". Рассматривая всё сущее как единое, Пифагор обозначал это понятием Космоса.
Другой древнегреческий философ Парменид всё сущее именовал Бытием. У Парменида Бытие это нечто сущее, существующее бесконечно во времени, безначально и неуничтожима. Оно предстаёт как единое (цельное, сплошное), не делящееся на части, а потому неизменно, неподвижно. Оно ограничено пространственно и предстаёт как глыба совершенно круглого шара. Но оно умопостижимо. Парменид абсолютизирует единое, исключая множественность. А Космос у него ограничен сферой и представляет шарообразное тело, что интуитивно приводило к представлению о шарообразности Земли, таким образом, Парменид первым выдвинул утверждение, что Земля шарообразна и находится в центре мира, утверждение, принятое затем античной астрономией.
Если у Парменида бытие представляется как единое (сплошное) , то у Демокрита на первый план выступает множественность бытия. Всё сущее образуют атомы. Космос по Демокриту, является бесконечным, в котором миров бесчисленное множество, они различны по величине, появляются из бесконечной пустоты, путём сочетания атомов; они возникают и гибнут. Демокрит полагал, что в любой части космоса есть пустое и полное, причём одно из них небытие, а другое бытие. Бытием Демокрит именует тела и вещественные состояния образованные из атомов, а пустоту- небытием, но признавал существование и атомов и пустоты. Поэтому сущее у Демокрита, включает в себя бытие и небытие. (Всё состоит из атомов и пустоты).
В этой системе, которую принял Демокрит Бытие это всё материальное и пустота.
Платон полагал, что,, истинное бытие-это некие умопостигаемые и бестелесные идеи,,.Идеи - не только наши мысли о бытии, но и само бытие. Они не зависимы от вещей и явлений. Реально существующий мир - это мир идей, а видимый чувственный мир - это тень, слабый оттиск мира идей. Истинное бытие, по Платону, идеальное, неизменное, тождественное самому себе. Но поскольку признаётся существование и бытия и подобие бытия, то, в сущности у Платона бытие двойственно:
- бытие материального, чувственного
- бытие идеального, мира идей.
Бытие у Платона составное и множественное. Оно объединяет в себе ,,божественные,, идеи, материальный Космос. Верховным существом, объемлющим собой весь мир, является создатель Вселенной, демиург. Платоновский демиург олицетворяет собой Единое. Оно является условием возможности бытия, оно есть начало бытия.
Понятие сущности, которое впервые начинает использоваться Платоном в философской системе, стало широко применяться Аристотелем. По его мнению, сущность выражает устойчивость вещей и способность их к самостоятельному существованию. Если кратко выразить положения Аристотеля о бытии, то они заключаются в следующем:
1. Категорию бытия Аристотель не анализирует и не определяет. Бытие у Аристотеля не является категорией. Оно как неопределяемое, но на него указывают, к нему отнесены все другие категории;
2.Содержание бытия раскрывается через выявление смыслового значения других онтологических категорий, как представителей бытия;
3.С интуитивных позиций у Аристотеля Бытием является всё сущее;
4.В онтологии различаются два аспекта сущего: бытие в возможности и бытие в действительности, или иначе, потенциально сущее и активно сущее;
5.Всё сущее составляет субстанция;
6.Субстанция - единая и вечная первооснова изменчивого мироздания. Субстанцию образуют во взаимосвязи и единстве материя, форма;
7.Материя, сама по себе лишённая формы есть бытие "в возможности", потенциальное сущее;
8.Форма есть "действительность", т.е. осуществление возможного бытия. Форма есть единое;
9.Единичное бытие есть сочетание "формы" и "материи". Форма придаёт бытие каждому предмету. Форма является сущностью предмета.
10.Форма активна. Предполагая вечное существование мира и вечное существование мирового движения. Аристотель приходит к представлению о перводвигателе мира - бог.
В современном понимании Бытие есть все существующие, весь мир и все его состояния, как возможные, так и действительные, а категория Бытия выступает в качестве предельно общей абстракции, объединяющей все предметы, явления и процессы, все природные объекты и состояния нашего сознания. Выделяют Бытие материальное (объективное) и идеальное
(субъективное). Материальное бытие часто обозначают как Бытие Природы.
Бытие природы


Физический мир Бытие общества
(мир вещей) (социальный мир)

Биологический мир мир человека
(мир живых существ) мир социальных отношений

Все виды бытия взаимосвязаны. Поскольку бытие представляет собой все существующие, весь мир со всем его многообразием, то возникает вопрос, что составляет основу всего существующего. Основу эту называют субстанция (от лат. "подпорка"). Субстанция различными философами понималась различным образом. В философии объективного идеализма под субстанцией понимался дух, сознание. Например, у Георга Гегеля субстанцией, т.е. основой мира является абсолютная идея. В религиозной философии (Фома Аквинский, Аврелий Августин) субстанциональную основу мира составляет божественный разум. В материалистической философии в качестве субстанции принимается материя.
2.Философское понятие материи и естественнонаучные данные о видах и свойствах материи

Представление о материи развивалось в рамках материалистической философии и естествознании с самого начала формирования философской и естественнонаучной мысли. В развитии представления о материи немалый вклад внесли древнегреческие философы - материалисты. В качестве материальной первоосновы в Древней Греции принимали различные состояния вещества. Так Фалес (из Милета) за материальную первооснову принимал воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь, Демокрит - атомы и пустоту. Эти наивные положения древнегреческих материалистов можно считать первым шагом к формированию понятия материи. Вообще, само слово материя было введено Аристотелем. По древнегречески материя означала "Хилле" - дерево, в переводе на латинский - материя.
В эпоху Возрождения первым философом, у которого понятие материя имеет новое содержание, является итальянец Бернардино Телезио (1508-1588гг).
˜ Он считал, что мир наполнен материей, которая является однородной; она вечна, никем не создана, а ее количество в мире неизменно.
Много соображений о материи высказал Джордано Бруно. Он понимал материю как субстанцию всего, как некоторую первичную субстанцию, свойств, явлений. Утверждал, что материя однородна и вечна.
Гольбах дает свое определение материи "Материя - это все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства".
Ломоносов: "Материя - это то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Она существует независимо от чувств и разума человека".
Фейербах: "... Я понимаю под природой совокупность всех чувствительных сил, вещей и существ, который человек отличает от себя как нечеловеческое... Или, беря слово практически, природа есть все то, что для человека представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода...
В целом, в домарксистской материалистической философии и в естествознании было высказано много глубоких положений о материи сохраняющих свое значение и в современном знании:
˜ Материя как всеобщая субстанциональная основа всех явлений.
˜ вечность существования во времени и бесконечности в пространстве.
˜ сделана попытка, определить материю путем противопоставления ее сознанию, не зависимостью от сознания.
˜ сформировано положение о неразрывности материи и движения, о движении как атрибуте материи.
˜ исходили из идеи безусловной познавательности материи.
Недостатки
Вместе с тем представители домарксовского материализма высказали немало метафизических и умозрительных положений о материи, которые были опровергнуты позже развитием науки:
˜ первичная материальная субстанция представлялась как качественно однородная и неизменная основа, изменяются только сами вещи (возникают и исчезают).
˜ Материя отождествлялась с каким-либо своим конкретным свойством, конкретной структурой.
а) с массой
б) с веществом
в) с неделимыми, бесструктурными, неизменными атомами и др.
Диалектическое представление о материи, опираясь на достижения естествознания XIX в. было сформулировано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они развили диалектическое учение о материи в таких работах как "Анти-Дюринг",
"Диалектика природы", "Л. Фейербах и конец классической немецкой философии", "Тезисы о Фейербахе".
- Они впервые дали материалистическое учение основного вопроса философии в двух его сторонах;
- Обосновали сущность философского понятия материи;
- Дали характеристику многообразных видов и состояний материи;
- В работе "Анти-Дюринг" Энгельс сформулировал и обосновал важнейший тезис материализма о единстве мира: "Единство мира состоит в его материальности";
- Энгельс разработал основы диалектико-материалистическое понимание пространства и времени, как основных форм существования материи.
Однако, специального определения понятия материи Маркс и Энгельс не давали. (Тогда этого по существу не требовалось). Развитие естествознания в конце XIX и начала XX столетий привели к необходимости сконцентрировать особое внимание именно на этой фундаментальной категории. Это было сделано В.И. Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм.":
"Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".
В этом определении выражается всеобщее свойство всех вещей и явлений окружающего нас мира: существовать объективно, вне и независимо от сознания человека.
"...Единственное "свойство" материи, - указал Ленин, - с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания".
Наряду с понятием материи, важнейшей категорией в философии является категория "движение".
Категория "движение" формировалась на протяжении всей истории развития философии и естествознания.
В своем большинстве домарксовские материалисты движение отождествляли с механическим движением, т.е. с перемещением в пространстве неизменных материальных объектов. Были и такие философы, которые понимали движение шире, но ограничивали его конечным числом видов движения. Например, Аристотель понимал движение как изменение. Он выделил 4 вида движения:
1). Качественное изменение
2). Рост и убыль
3). Возникновение и уничтожение
4). Перемещение
Ф. Бэкон также под движением понимал не только механическое движение. Он насчитывал 19 видов движения.
Обобщая достижения естествознания середины XIX в. К.Маркс и Ф.Энгельс дали обобщенное понятие движения. Ф. Энгельс в "Диалектике природы" дал такое понятие движения:
"Движение, рассматриваемое в самом общем смысле, обнимает собой все происходящие во Вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением".
("Диалек. природы". Соч. т. 20 стр.391)
В таком общественном понимании движение выступает как неотъемлемое свойство материи, т.е. как атрибут материи. Поэтому в работе "Анти-Дюринг" Энгельс формирует важнейшее положение диалектико-материалистической философии:
"Движение есть способ существования материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения".
"Всякий покой, - говорит здесь же Энгельс, - всякое равновесие только относительны, они имеют смысл только по отношению к той или иной определенной форме движения.
Энгельс Ф. Развивает идею неразрывности материи и движения.
Сущность идеи : 1) Материя не может существовать без движения.2) Движение не может существовать без материи.
Понятие "формы движения" было введено Ф. Энгельсом. Он показал, что в природе существуют различные по качеству формы движения материи и каждая форма движения соответствует определенному виду материи.
Ф. Энгельс, в свое время, выделил 5 форм движения материи и предложил их следующую комбинацию:
1. Физическое (изменение пространственного положения, скорости, массы, энергии, температуры, объема и др. характеристик материальных объектов)
2. Химическое (взаимодействие молекул органических и неорганических веществ)
3. Механическое (простое перемещение тел в пространстве)
4. Биологическое (жизнь, изменения, происходящие в растительных и животных организмах)
5. Социальное (развитие общества и человека)
Все формы движения материи взаимосвязаны. В мире происходит непрерывный процесс взаимного превращения одних форм движения в другие. В процессе развития происходило образование на основе одних форм движений (более низших) - другие, более высоких форм движения.
- Так химические формы движения образуются на основе физических;
- на основе физических и химических формы движения формируется биологическая;
- на основе всех перечисленных выше форм движения происходит такое движение, как общественная жизнь.
Но каждая более высокая форма движения не является простой суммой более низких форм. Каждая более высокая форма движения, качественно отличается по своим, особым законам.
Так биологическая форма отличается от составляющих ее физико-химических форм движения, прежде всего в том, что при биологической форма движения происходит постоянное самообновление химического состава живых тел, благодаря питанию и выделению, благодаря обмену веществ. В организме действие законов механического, квантово-механического, теплового, электрического, химического движения всецело подчинено действию законов органической жизни, и прежде всего обмену веществ.
Общественная форма движения возникла благодаря появлению человека. Качественной специфической особенностью общественной жизни как формы движения материи является процесс материального производства.

- Л. Фейербах в своем сочинении "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842г.) сделал вывод о том, что "пространство и время составляют формы бытия всего сущего".
(Избр. филос. произв. Т.1. М., 1955, с. 122)
- Ф. Энгельс в работе "Анти-Дюринг" развил и обобщил материалистическую интерпретацию пространства и времени. Он формирует положение: "Основные формы сякого бытия суть пространство и время;..."
(к.м.ф.э. Соч. Т.20, с.51)
Что же выражают категории пространства и времени?
Категория пространства выражает сосуществование и определенность вещей друг от друга, их протяженность, порядок их расположения относительно друг от друга.
Категория время характеризует последовательность развертывания материальных процессов, отдаленность друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность, их развитие.
Пространство и время обладают определенными свойствами.
Пространство
1. Протяженность (основное свойство)
- Все материальные объекты обладают определенной протяженностью, определенной пространственной структурой, определенным объемом.
- Совершенно непротяженных, бесструктурных, без объемных объектов мы не обнаруживаем в природе. Их нет.
- Бес пространственных объектов не существует.
2. Размерность
- Пространство трехмерно. Это означает, что для определения положения материальных точек в пространстве оказалось необходимым и достаточным заданием трех расстояний, численное значение которых называют координатами точки.
3. Однородность
- Означает, что одно и тоже событие при одинаковых начальных условиях протекают одинаковым образом в различных точках пространства.
Например: известный закон Архимеда. На тело, погруженное в жидкость ,действует выталкивающая сила равная весу жидкости вытесненное телом. Этот закон в Риме, Москве, Ставрополе и т.д. проявляется одинаково, при одинаковых условиях.
Есть другие свойства пространства мы на них не будем останавливаться, многие из них спорные (например, Обратимость, необратимость, пространство считают обратимым, но оно необратимое)

Время
1. Размерность
Время однородно. Это означает, что при наличии начала отсчета любой момент времени, может быть задан с помощью одного числа.
2. Однородность
Одно и тоже событие при одинаковых начальных условиях протекает одинаковым образом в различные периоды времени. Так, действие выталкивающий силы на тело погруженное в жидкость было открыто Архимедом В Древней Греции более 2,5 тыс. лет назад, а мы в XX веке наблюдаем тот же опыт, при тех же начальных условиях. ( в космосе Другие начальные условия).
3. Необратимость
Время необратимо. Это означает, что невозможно движение, развитие вспять (закон отрицания отрицания). Хотя в теории относительности, в четырех мерном мире (три координаты пространства и одна временная (пространство Минковского)) рассматривается случай с отрицательным временем (с обратным течением), но в практике мы не встречаемся с такими явлениями.

Данные современной науки о строении и свойствах материи.

Современные естественные науки указывают на то, что материя многогранна и многообразна в своих проявлениях. Она может существовать в различных видах. В настоящие время известны такие виды материи:
˜ вещество
˜ антивещество
˜ поле
˜ антиполе
˜ физический вакуум
Общая характеристика.
Вещество. К веществу относятся объекты, обладающие массой покоя. Например, частицами вещества является электроны, протоны, нейтроны, атомы, молекулы, макромолекулы, все тела на Земле, Земля, Солнце, звезды, галактики, метагалактики и д.р..
Объект вещества обладают корпускулярными свойствами (т.е. они обладают массой, энергией, количеством движения и т.д.).
Антивещество. Современная физика показывает, что каждой частице вещества соответствует античастица. Например: электрону соответствует позитрон ("+" частица), протону соответствует антипротон. Так, атом водорода состоит из "+" ядра протона и "-" заряженной частицы электрона вращающегося относительно ядра.






Скопления атомов водорода образуют вещество водород.
Скопления антиатомов водорода образуют антивещество - антиводород.
В лабораторных условиях, уже в 70-е годы XV столетия были получены антивещество: антиводород, антигелий (в СССР, США).
Кстати, на протяжении всего существования Советского государства, в противостоянии между США и СССР, наука в основном развилась в этих 2-х странах, и в большей степени в СССР (лазер, роботосистемы, полупроводниковые устройства, космические аппараты, теоретическая математика и физика, Ландау и Лифшиц Фридман и др.).
Поле. К объектам поля относятся те, которые не обладают массой покоя, но обладают массой движения.
К ним относятся: гамма кванты (частицы электромагнитных полей)
нейтрино,
гравитоны и др.
Существуют следующие виды полей:
˜ электромагнитное
˜ гравитационное
˜ ядерные поля (поле сильного взаимодействия между ядрами - нейтрон, протон и др. поле слабого взаимодействия и др..)
˜ биополе - сложное поле, состоящие из выше указанных полей и др. хорошо еще не изученных. Каждое живое существо обладает биополем, в том числе и человек.
Физический вакуум. Это особое состояние материи. В вакуум погружены все частицы и все физические тела.
В вакууме происходят сложные процессы, связанные с непрерывным появлением и исчезновением, так называемых виртуальных частиц.
Виртуальные частицы - своеобразные потенции частиц готовых к рождению. Из них возникают и исчезают частицы в очень короткие промежутки времени. При определенных условиях из виртуальных частиц могут возникать частицы, которые вырываются из вакуума и превращаются в элементарные частицы (электрон, протон, нейтрон и др.) живущие относительно самостоятельно.
Современная физика показывает, что все виды материи находятся во взаимосвязи и взаимопревращаемости. Так, например частицы вещества могут превращаться в частицы поля. Известно такое взаимодействие:
а) е- +е+ 2? (частицы поля)
Существует обратный процесс образования частиц вещества из частиц поля:

Когда ? пролетает вблизи ядра атома, он расщепляет на частицы вещества.
б) ?

В современной науке выделяют различные иерархические уровни организации материи.
3.Религиозная, естественнонаучная и философская картина мира.

Религиозная картина мира.

Христианский Бог творит мир из Ничего, и самовластно управляет им: без воли божьей ни один волос не упадет с человеческой головы. В тоже время Бог, создавая людей, наделял их свободой выбора, и они сами вольны, решать, следовать им за небесным Отцом или предаться злу. Это одно из противоречий религиозных христианских представлений: человек и свободен, и предопределен.
Богу в христианстве противостоит фигура Дьявола, который является падшим ангелом. Но Дьявол только обезьяна Бога, он сам не выступает созидательным началом и может лишь переманивать на свою сторону заблудшие души.
Отношение между добром и злом несимметрично: Бог всегда сильнее, он - заведомый победитель. Он вечен и ему все подвластно.
Пространство и время в религиозной картине мира.
Пространство.
В религии происходит удвоение пространства. Пространство - это вместилище, в котором располагаются все существующее. Соответственно, выделяется пространство обычное и запредельное пространство: Небо и адские слои.
В религии древних греков боги обитали на горе Олимпе.
В христианской религии в запредельном мире, как высшем мире, выстраивается своя пространственная иерархия, куда входят ангелы разных чинов, различающихся по их близости к Богу. Внизу ангелы в узком смысле слова, архангелы и начала, Выше - ангелы господства силы и власти; в непосредственной близости от божественной троицы располагаются херувимы, серафимы, престолы. К божественному миру относятся: рай - неземное блаженства, где находятся праведные бессмертные души; и ад - где души грешников располагаются за свои злодеяния вечными муками.
Часть священного (сакрального) пространства присутствует в земном эмпирическом мире. Это пространство храмов, которое становится особенно близким к Богу во время богослужений.
В буддизме дается многоступенчатая пространственная модель мира как целого: существует 31 ступень бытия, причем в каждой последующей ступени увеличивается одухотворенность.
Первые 11 ступеней называется кармалока, они связаны с кармой - законом воздаяния. Здесь на самых нижних ступенях расположены обитатели ада, а на верхней - прозрачные божества, прибывающие в неге и блаженстве.
С 12-й по 27-ю ступень простирается рупалока - мир духовных форм, а еще выше, 28 - 31-я ступень находится арупалока - мир бесформенного духа, пустоты, называемый также "Космическим телом Будды".
Время
В политеизме древних греков время выступает как циклическое; история не имеет направленности. Космос появился из первозданного Хаоса, и с тех пор мир живет космическими природными циклами, связанными с земледельческими работами. В некоторых античных источниках встречается мнение о том, что нынешнее человечество оставило позади Золотой век и пребывает в веке Железном.
В буддизме Космическое время является периодическим; периоды носят название "кальпы". Каждая кальпа длится 4 миллиарда 320 миллионов лет, после чего происходит сгорание Вселенной. Причиной гибели всякий раз становятся накопленные грехи живых существ. Кальпы делятся на меньшие циклы - юги: Крита - юга
Трета - юга
Двапара - юга
Кали - юга (называется Железным веком, в котором сейчас пребывают люди).
В буддизме, как и в других религиях, имеется и свое мифологическое время, в которое происходят чудесные события: рождение Будды, подвиги многочисленных богов и героев.
В христианстве мировое время оказывается выстроенным линейно. История - это путь, который имеет свое начало, и конец Направленность осуществляется через род этапов событий: Сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа, дальнейшее грехопадение, второе пришествие и Страшный суд; после чего исчезает нынешнее человеческое время.
Современная астрофизика считает, что Вселенная возникла в результате большого взрыва - чудовищного катаклизма, длившегося, не более 1032 сек.
Первоначальная субстанция Вселенной до взрыва должна была быть чрезвычайно плотной и горячей, но при этом весьма простой и абсолютно однородной.
Взрывы произошел 18 млрд. лет назад. В момент взрыва возникла структурность материи, образовалось плазменное вещество, которое стало, затем остывать и из единой субстанции выделились четыре фундаментальных взаимодействия, которые связали мир в единое целое.
В этот момент космос был заполнен сверхплотным массивом "супом" чрезвычайно массивных частиц (плотность этого супа составлял 1073 кг/м3, at - 1028K). Электроны, нейтрино, кварки возникли, спустя 1012 сек. После большого взрыва.
До конца первой секунды температура составляла 1010К, и все пространство было заполнено хаотически движущимся протонами, нейтронами, электронами.
В течении первой минуты происходили реакции ядерного синтеза и образовались ядра будущих атомов. Спустя минуту температура упала до 108К, и ядерные реакции синтеза стали невозможны. Это объясняет тот фак4т, что 90% вещества Вселенной приходится на водород, и 9% на гелий (простейшие атомы). На все остальные элементы периодической системы Менделеева приходится менее 1% вещества Вселенной.


Вопросы для самопроверки

1) Как представлен мир в философской картине мира?
2) В чём смысл креационистской концепции мироздания?
3) Какова религиозная идея мира и человека?
4) Как представлена реальность в научных теориях?
5) Какова научная идея человека?
6) В чём значение и смысл повседневности?



Тема: Проблема сознания в философии и естествознании



1) Проблема сознания в различных философских системах.
2) Предпосылки сознания в естественном мире. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения в живой природе.
3) Происхождение и сущность сознания. Понятие мышления. Образ и знак. Язык и членораздельная речь как естественные способы кодирования и передачи информации в знаковой форме.


I. Проблема сознания в различных философских системах.

Категория "сознания" имеет принципиально важное значение, как для философии, так и для естественных наук. Правильное научное понимание сознания и значение его в жизни общества важно для каждого человека, для формирования его научного мировоззрения.
На вопрос о том, что такое сознание, какова его природа и сущность, а также происхождение, различные философские направления и школы отвечали различным образом.
Исторически, наибольшее распространение по этому вопросу получили различного рода идеалистические и религиозные концепции. В этой связи Ф.Энгельс в сочинении "Л.Фейербах и конец классической немецкой философии", гл.II отмечал: "Уже с того весьма отдалённого времени, когда
люди, ещё не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти..."
Сущность сознания в религиозной философии объяснялась так:
Бог дал душу, бог взял душу.
С точки зрения идеалистов, сознание также есть проявление нематериальной духовной силы - "души", независящей от материи вообще, и от человеческого мозга, в частности, способной вести самостоятельное существование, бессмертной и вечной. Так, например, Платон (объектив. идеалист) полагал, что сознание - есть проявление человеческой души, существующей вечно в мире идей. Душа, по Платону, состоит из 3-х частей: разум, воля, чувственность. В соответствии с этим, Платон развивал высшие принципы этических отношений, выраженные в добродетелях - мудрость, основа её - разум, мужество, основа - воля, благоразумие, основа - обуздание (преодоление) чувственных влечений, справедливость, как гармоническое сочетание мудрости, мужества, благоразумия.
У Гегеля (объектив. идеалист) основу мира составляет абсолютная идея, мировое мышление. Согласно Гегелю, сознание конкретного человека является частицей абсолютной идеи. Это проявления мирового духа в виде субъективного духа (сознания человека).
Субъективный идеализм.
Он в 2-х вариантах: религиозный и атеистический.
Религиозный - вспомните субъективный идеализм Беркли, он отрицал существование объективного мира. Как священнослужитель, он полагал, что сознание человека есть порождение божественного разума.
Атеистический - представители эмпириокритицизма (философии чистого опыта).
Например, швейцарский философ Авенариус в сочинении "Человеческое понятие о мире" писал: "Наш мозг не есть обиталище, седалище, созидатель, не есть инструмент или орган мышления", то есть мозг не является органом мысли, мысль не есть функция мозга.
В.И.Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" назвал эту философию - "безмозглой" философией, поскольку сознание отрывается от материи.
В истории философии была и такая точка зрения на сознание, что сознание - это атрибут материи, её вечное свойство, присущее всем её видам и формам. Все объекты одушевлены по-своему: такая точка зрения называется гилозоизмом ( от греческого хиле - материя, зое - жизнь). Гилозоистами были, например, материалист Спиноза (нидерландский философ), а также немецкий философ идеалист XVIII в. Лейбниц.
В материалистической философии.
Метафизический материализм (вульгарный материализм).
Сознание представляет как особый вид материи. Например, немецкие философы-материалисты 50-е годы 19 столетия Карл Фогт, Людвиг Бюхнер и др. сводили сознание к материальному субстрату. Так, например, К.Фогт писал ("Физиологические письма" СПб., 1867г.,с. 298):
"Все способности, известные под названием душевной деятельности, есть только отправления мозгового вещества или, выражаясь несколько грубее, что мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени..."
т.е. здесь сознание выступает как что-то материальное.
Диалектический материализм утверждает, что сознание является идеальным свойством материального мозга человека. Процессы мышления происходят на основе материальных нейрофизиологических процессов в коре головного мозга. Сущность сознания заключается в отражении действительности в мозге человека. Сознание является высшей формой отражения. Предпосылки его существуют в природе - это свойства отражения.


2.Предпосылки сознания в естественном мире. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения в живой природе


Впервые на всеобщность свойства отражения указал В.И.Ленин, в работе "Материализм и эмпириокритицизм" он писал:
"Логично предположить, что вся материя обладает по существу, родственным с ощущением, свойством отражения".
Что же такое отражения?
В первом приближении можно сказать, что отражение - это "след", который остается от воздействия одного предмета на другой. Например, след на снегу, это отражение воздействующего объекта (след обуви человека, след от машины, след, оставленный животными).
Очень интересно в этом отношении дерево. В срезе дерева имеются кольца, каждое такое кольцо - прирост древесины за год (годичные кольца). На толщину годичных колец влияет t, количество осадков, число солнечных дней, режим окрестных водоемов, нападение насекомых, вредителей и т.д. Дерево реагирует на все воздействия изменением толщины колец, оно отражает изменение внешней среды.
Дерево отражает и процессы, происходящие в недрах солнца и галактик. По срезу дерева было замечено, что толщина колец меняется с периодом 11 лет, оказалось, что это совпадает с периодом солнечной активности.
Так, на срезе дерева наблюдается повышенное содержание углерода, оказалось. Что это приходится на те годы, когда зафиксированы взрывы сверхновых звезд (происходит увеличение изотопов углерода).
В связи с этим недавно родилась наука, получившая название дендрохронология - наука о закономерностях изменения толщины колец, роста растений. В целом можно сказать, что
Отражение - есть свойство материальных систем специфически воспроизводить в своей организации те или иные черты, свойства, функции, структуру внешнего воздействия.
Отражение является всеобщим свойством. Оно наблюдается как в живой природе, так и в неживой природе, в обществе.
В неживой природе формы отражения пассивны, им соответствует пассивная приспособляемость. Здесь активная роль принадлежит внешней среде. Например, кусок мокрой глины изменяет свою форму. Если на него надавить. Это изменение определяется действующим на него объектом, отражение носит чисто внешний механический характер.
В живой природе. В ответ на внешние действия возникает активное противодействие живой системы. Активность отражения живой системы выражается в координированной приспособляемости, в основе которой лежит саморегуляция всей системы и различных уровней её организации; и заключается в выполнении координирующих функций приспособительного характера. В этом качественное различие форм отражения живой природы от неживой.
Первая форма отражения в органической материи наблюдается у одноклеточных живых систем - раздражимость (реагировать на внешние раздражители изменениями положения, формы, состава химизма тела).
У многоклеточных животных возникают более высокие формы отражения: ощущение, восприятие.
Ощущение - живой организм различает раздражения не только по их интенсивности, но и по качеству (свет, звук, запах и др.). Ощущение даёт живому организму информацию об отдельных свойствах раздражителя.
Восприятие является синтезом ощущений. Оно даёт образ цельного предмета, воздействующего на организм.
Представление - воспроизведения образа предмета, не действующего на органы чувств, в данный момент.
Образование и развитие этих форм отражения связано с образованием центральной нервной системы и органов чувств: зрения, слуха, обоняния.
В процессе эволюции уже у беспозвоночных зарождается сигнальная функция, которая достигает своего развития у высших позвоночных животных, обладающих корой головного мозга. Появляется первая сигнальная система.
С появлением сигнальной функции нервной системы связана качественно новая форма отражения - психическая, более высшая форма отражения, чем физиологическая.
Психика - (греч. psyche - душа) продукт сигнального взаимодействия живой системы с окружающим миром.
Различают философское и конкретно- научное понимание психики.
Философское понимание: психика - это особое свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной действительности в форме идеальных образов. Это сигнальное отражение. Появляется с появлением первой сигнальной системы. Появляется в виде реакций на звуковые сигналы и жесты. Основано на рефлекторной деятельности.
Сигнальное отражение, в отличие от конкретно-образного отражения, дает обобщенные образы. Поэтому можно записать такое философское определение психики:
Психика - есть способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям.
Этому отражению соответствует рефлекторная деятельность. Рефлексы - реакции организма, которые вызываются раздражением органов чувств и осуществляются при участии центральной нервной системы (ЦНС).

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign