LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 14
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

постоянно заново класть свою волю на место высшего смысла реальности, чтобы эта
машина нормально работала.
Из чего следует, что эта власть существует только в момент самого
формотворческого жеста. Но что это за момент? Это протекание времени твоего
формотворчества, и именно над этим временем ты и властен. Время, стало быть,
оказывается той валентностью реальности, к которой ты присоединяешь ее высший смысл
в виде своей воли. Время то есть -- это место, топос твоей власти.
Из чего, вообще говоря, следует фантастическая помешанность авангарда на
современности. Нужно беспрерывно ухватывать настоящее как время твоей власти, его
нельзя упускать. Машина смысла подсаживает авангардиста на время как на наркотик.
Это рабство перед современностью есть оборотная сторона твоей власти над тем
моментом, когда ты придаешь реальности смысл своей формотворческой волей. Тут не
время властвует тобой, а ты им. Если ты властвуешь временем -- стало быть властвуешь
смертью. Именно в этом заключается экзистенциальная формула авангардной
архитектуры.
Но не только в этом. Вопрос может быть сформулирован так: как власть может
стать экзистенциальной стратегией, стратегией победы над смертью?
До сих пор речь шла только о том, что дает авангардное искусство архитектуре. Но
в реальности исторического процесса на только техника проявляла искреннее согласие на
брак с Авангардом, но и он проявлял большой энтузиазм по поводу этого события.
Авангард буквально вламывался в пространство архитектуры, захватывал ее, объявляя
конец станковизму, конец живописи, конец искусству, но не - конец архитектуре. Зачем
ему архитектура?
Вернемся к традиционной схеме "de realibus ad realiora". Открывая высший смысл
реальности в самой реальности, мастер реализует понятную стратегию: он присоединяется
к тому, что бессмертно (высший смысл реальности), и через это побеждает свою
собственную смерть. Реальность же служит доказательством того, что все это правильно и
не случайно, поскольку высший смысл проявляется не только в самом художнике, а и во
всей остальной реальности тоже - она внесубъектна. Реальность оказывается гарантией
истинности высшего смысла.



137
В авангардной же схеме все упрощается, смыслом реальности оказывается воля
художника к власти (к форме), но где гарантия, что этот смысл истинен? Заметим, что все
попытки обрести некий субститут умершего Бога, весь всплывающий в связи с
авангардом ряд из антропософии, теософии, гюрджианства и т.д. можно понять как раз
как попытки найти эту гарантию. Но нас интересует сейчас чистый случай - какую
гарантию истинности представляет власть?
Я полагаю, что в случае с абстрактным искусством авангарда - никакой, что это
всегда остается вопросом риска художника, что он ошибся, и ухватил оставшуюся после
смерти Бога пустоту как-то не так, не за то место. Но архитектура способна дать такую
экзистенциальную гарантию.
Она заключается не в восхождении от власти к власти, но, напротив, в ее
конкретизации. Экзистенциальный смысл власти заключается вот в чем - если ты
властвуешь над смертными, то сам ты, значит, несколько от них отличаешься. Власть есть
приобщение к бессмертию с другой стороны - не через отождествление с тем, что
бессмертно, но через разотождествление с тем, что смертно. И чем больше власти, тем
сильнее отличие.
Мне кажется, что социальные задачи архитектуры авангарда, то есть понимание
архитектуры как управление социумом - реализация именно этой стратегией. Архитектор
более не проектирует здание - он проектирует жизнь социума средствами этого здания.
Раз он проектирует жизнь, он находится с ней в каких-то других отношениях, чем те, чью
жизнь он проектирует. И то, что они живут в соответствии с его проектом, является
доказательством, что его воля истинна.
Именно поэтому авангарду и нужна архитектура. Сам он восходит по ступеням
власти от одной абстракции к другой, но в качестве основания этого пути, ему
необходима архитектура, доказывающая истинность его воли путем управления жизнью
смертных.




138

<< Пред. стр.

страница 14
(всего 14)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign