LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 16
(всего 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Деификация, уподобление Богу. Термин означает идентификацию человеческой души и Бога, берет свое начало от неопифагорейцев и платонизма.

106. демиургос.
Демиург. Начиная с Платона, термин становится техническим для обозначения Бога как зодчего мира. Демиург - интеллигибельная причина и волящее начало. Он, взирая на мир Идей как идеальную парадигму, лепит "хору", т.е. бесформенную материю, и из хаоса он вызывает мир к порядку. Двигательный мотив Демиурга - Благо. Иерархически Демиург ниже Идей, но выше мировой души и Богов, которых он производит.

107. диас.
Диада. Понятие Диады (большого-малого) появляется у пифагорейцев, означая начало делимости и принцип множественности. В так называемых незаписанных теориях Платона, Диада - вид интеллигибельной материи в ее ограничивающей функции. Диада соотносится с понятием "апейрон", которое было введено в функции, аналогичной платоновской.

108. диалектика.
Диалектика (от диа-легейн) в античную эпоху обрела множество смыслов, из которых выделяемы, по меньшей мере, семь: 1) Методическое опровержение тезисов противника (Зенон Элейский, например). 2) Опровержение как самоцель (в софистике и эристике). 3) У Сократа диалектика становится диа-логом, в котором есть два момента - опровержение и майевтика, оба в ключе иронии. 4) У Платона, как метаэмпирический вывод, метод восходящий и нисходящий по обнаружению связей между идеями. 5) У Аристотеля диалектика совпадает с аналитикой и логикой возможного, диалектическим силлогизмом. 6) Стоики делили логику на диалектику и риторику. 7) Современные исследователи допускают также наличие некоторых античных аналогов триадичной диалектики Гегеля, как синтеза противоположностей, элементы которой мы находим у Гераклита, Прокла.

109. диалогос.
Диалог. Цепочка вопросов и ответов в исследовании истины. Диалог - одна из ярких характеристик диалектики Сократа, в противоположность монологу софистов. Сократический диалог, имея строгую логическую структуру, был воспитательным методом с заметной моральной нагрузкой, вспомоществование душе через логос. У Платона это еще и литературный жанр. В отличие от своего учителя, не признававшего письменного слова, он пытался передать в диалоге все богатство живого слова, его оплодотворяющую силу.

110. дианойя.
Разум, мысль. В противоположность опыту, чувствованию, понятие диа-ноэн акцентирует дискурсивную мысль в процессе ее переходов. В этом смысле дианойе противостоит ноэсис, интуитивная, непосредственная мысль, что впервые отмечено Платоном.

111. диатриба.
Литературная форма, узаконенная киниками, имела при всей краткости этический и назидательный характер. По тону напоминала язвительную пародию.

112. фтисис.
Уменьшение, убывание, исчезание, чахотка. По Аристотелю, форма мутации, количественного изменения.

113. аподейксис.
Демонстрация, доказательство. Так назвал Аристотель "Вторую аналитику". Силлогизм, который формально корректным способом объединяет верные посылки.

114. теос, тейон.
Бог, божественное. Для греков характерно понимание божественного как структурной множественности, что образует несомненную антитезу монотеистическому пониманию Бога библейского происхождения. Синтетический ракурс этой многогранной проблемы отражает следующие моменты: Бог как начало (то, из чего, в чем и для чего все есть), Бог как разумное основание, как метаэмпирическая реальность, как позитивное бесконечное, наивысшая потенция, неиссякаемая продуктивная энергия, целостный и замкнутый горизонт мысли, причина всего безусловного. Греческий Бог - творец, но лишь постольку, поскольку он несет порядок, но не потому, что дарует бытие. Что касается отношения Бога к человеку, то, начиная с Гомера, греки говорили о "сингенейе", т.е. их сродстве, что получает обоснование лишь в платоновском "Тимее". Идея Бога, награждающего праведных и карающего порочных людей, орфического происхождения, не имела широкого влияния в античности, ибо среди мыслителей доминировало представление об автономии моральной жизни и добродетели. Что касается возможности постичь божественное, то лишь немногие из них сомневались в этом. Но поскольку божественное виделось как своего рода недоступно рациональное, то путь к нему лежал через мистическое единство, экстаз, где человек, впрочем, мог рассчитывать лишь на самого себя. Для стоиков становится центральной проблематика божественного как Провидения (см. "Пронойя").

115. догма.
Термин означает доктрину как объект неколебимой веры. Напомним, что Аристотель называл догмой общее убеждение философов физиса в том, что "из ничего - ничто, а все - из того, что есть". Эпикурейцы и стоики считали неизбежным для мудреца иметь догмы, т.е. доктринальные принципы, сообщающие устойчивость всему прочему. Именно догма стала объектом систематической критики со стороны скептиков, которые видели в ней "согласие, данное чему-то темному, сомнительному". В религии догма имеет решительно иной смысл, т.е. истину откровения. Как таковая она не есть объект разума, но дело веры.

116. люпэ.
Боль, страдание, печаль. В понимании страдательных явлений души и тела можно выделить три интерпретации: 1) религиозная, берущая начало от орфиков, связана с идеей изначальной вины и цикла перерождений как наказания за эту вину. Здесь страдание выступает как искупление. (Платон, "Горгий", "Федон", "Государство"). 2) Эпикур соединяет страдание со злом, полагая основной задачей философии избавлять от него человека. 3) Посидоний выразил третью позицию по отношению к страданию - стоическую - безразличие: "Страдание, как это ни тяжко, но никогда не признаю тебя злом". Мудрец - тот, кто умеет быть счастливым и в быке Фалариса.

117. докса.
Мнение. Уже на заре античной философии докса была объявлена источником ошибок, ибо это дорациональная стадия познания, когда разум в плену чувств и видимости вещей.
Лишь скептики придали доксе достаточно непривычный оттенок. Отрицая философскую спекуляцию, они выбрали "синетейю", "доксу" как достойные доверия.

118. апория.
Сомнение. Термин фиксирует ситуацию осложнения, субъективного и объективного характера, в который попадает сознание на подступах к истине. 1) Сократическое сомнение - это такое, которое можно было бы назвать методическим, т.е. условием истины. 2) Скептическое сомнение - во всем другое, ибо оно есть самоцель, а потому не просто затрудняет, но перекрывает доступ к истине.

119. динамис.
Потенция, сила. По Аристотелю, динамис - принцип движения или изменения, которое находится в другой вещи или той же самой, поскольку она другая. Согласно Филону Александрийскому, Потенции - множество проявлений активности Бога. В неоплатонизме динамис - бесконечная продуцирующая сила. (См. "энергейя").

120. эклектика гайресис.
Термин употреблял Диоген Лаэрций, но точный его смысл установился позже.
Эклектической принято называть философию, которая складывает вместе элементы различных систем, полагая, что истина рассыпана по разным философским сектам.

121. то гегемоникон.
Гегемон. Согласно стоикам, это рациональная часть души (см. "логистикой"), т.е. пневма чистейшая, а потому некое тело. От "гегемона" берут начало семь частей души. Добродетели и пороки, таким образом, суть положения гегемона. Марк Аврелий придавал ему онтологический статус.

122. филаутия.
Эгоизм. В "Никомаховой этике" Аристотель уточняет, что это - "любовь к самому себе", но, поскольку это характеристика любого человека, и если учесть, что в нем есть как лучшая, так худшая часть, то эгоист тот, кто любит в себе именно худшую, низшую часть самого себя.

123. эйдола.
Образ, имидж. Это термин стал техническим уже со времен Эпикура. Эйдола - образы, которые исходят от вещей, они продуцируют форму и структуру. Проникая в нас, они становятся причиной ощущений, представлений, мыслей, фантазий, восторгов.

124. эйдос.
Идея. В досократовой мысли эйдос соответствует понятию формы. У Платона это - Идея, интеллигибельная форма. Для Аристотеля эйцос - фундаментальное начало, но не отделенное, а, скорее, присущее самим вещам. Другой смысл эйдоса в "Метафизике" - вид, специфическое отличие вещи.

125. эн, монас, энас.
Единое в онтологии Плотина.

126. апорройя.
Эманация. Понятие восточного происхождения, означающее освобождение, растрату потенции. По Плотину, это не необходимый процесс физического типа, но результат свободной активности Единого, которая по своему характеру есть самосозидание метафизического плана.

127. скепсис.
Сомнение, тупиковая ситуация в исследовании.

128. энергейя.
Энергия. Акт, действие, близлежащее понятие - "динамис". Акт - это бытие в его не-потенциальности, т.е. реализованное бытие, наиболее полное. Онтологический закон акта-потенции - это закон безусловного приоритета акта над потенцией, тем, чего нет, но, может быть, в онтологическом, хронологическом и гносеологическом смыслах. Акт есть правило и цель потенции, но не наоборот.

129. энкратейя.
Самоконтроль, господство над самим собой. По Сократу, это господство разума над животным началом, над телом. Энкратейя - это, стало быть, внутренняя свобода.

130. энтелехия.
В основе энтелехия синонимична энергейе, т.е. акту, в противоположность потенции. Это прежде всего реализация формы. Аристотель вводит энтелехию для решения двух проблем - движения и души - в их отношении к телу.

131. энтимема.
По Аристотелю, это риторический силлогизм, близкий к диалектическому силлогизму, ибо принимает вероятные посылки.

132. энтусиасис.
Энтузиазм. Божественное вдохновение, быть во власти Бога - характеристика йоэтического творчества. Демокрит был первым, кто интерпретировал вдохновение как род экстаза. "Безумие - вот без чего нет великого поэта", - говорил Цицерон, ссылаясь на Демокрита и Платона.

133. айонес.
Эоны. Так гностики называли вечные частицы, которые исходят от первоначала (напр., Валентин).

134. эпохэ.
Задержка, приостановка суждения. Термин, по-видимому, введен Ар-хесилаем для выражения скептической "адоксии".

135. эпоптейя, эпоптика.
На языке мистерий это кульминационный пункт философской инициации, момент экстатического соприкосновения с божественным.

136. эристика.
Тяжба. Наиболее типичная форма эристики - споры среди молодого поколения софистов, против которых был написан диалог Платона "Эвтидем".

137. герос.
Герой. В греческой мифологии герой понимался как полубог, как демон, стоящий в промежуточной позиции между богом и человеком. Такое понимание сохраняется вплоть до стоиков, видевших в героях души, наделенные особым совершенством.

138. эрос.
Любовь. Если не считать космогонические интуиции Гесиода, Парме-нида и Эмпедокла, первой систематизацией понятия Эроса был платонизм. (Платон "Пир", "Федр"). Эрос у Платона выступает как синтетическая сила, посредник между чувственным и сверхчувственным, дающий крылья подняться по вертикали прекрасного в различных его проявлениях, чтобы познать Красоту в себе, что совпадает с Благом. В "Федре" Платон сближает Эрос с анамнезом, т.е. с метафизическим воспоминанием о Гиперурании, откуда родом душа. Красота - единственная Идея, имеющая привилегию быть видимой, и как таковая она - просвет интеллигибельного в чувственном, она воспламеняет душу и влечет к восхождению. Эрос, таким образом, ностальгия по абсолюту, а потому он не имеет своей последней целью личность. По Аристотелю, Бог не субъект любви, но лишь объект ее, ибо греческий Эрос это всегда воодушевляющий недостаток. Оптимальное для Абсолюта - ни в чем не нуждаться, быть самодостаточным.

139. алетейя.
Истина, правда. В античной мысли выделяемы два основных смысла истины: 1) онтологический и 2) гносеологический. Уже досократики идентифицировали истину и физис (как например, у Парменида). По Аристотелю, любая вещь обладает истиной настолько, насколько она обладает бытием. Потому причина более истинна, чем причинно обусловленное, сверхчувственное более реально, чем чувственное, ибо имеет больше бытия. Плотин понимал под истиной Дух, который есть синтез бытия и мышления. Гносеологически, хотя истина это аффект мысли, ее основание есть всегда реальность, бытие. Любопытна позиция стоиков, по мысли которых истина - это тело. Общей для античных мыслителей была вера в доступность истины для человека, ее непотаенность, несокрытость, что следует из этимологии слова а-Летейя, т.е. то, что вне Леты, неподвластно забвению, не смываемо водами Леты, проступает в вечности.

140. амартия.
Ошибка. Этот термин включает в себя две группы основных значений: 1) логико-гносеологическую, связанную с мнением, доксой, 2) моральную, включающую понятия греха, вины.

141. эзотерикос.
Слово происходит от греческого "эзо", что означает "внутри". Эзотерическими называют сочинения, например, Аристотеля, предназначенные для использования внутри школы узким кругом учеников.

142. эмпейрия.
Опыт. По Аристотелю, термин характеризует отношение между понятиями в памяти. Эмпириками же Аристотель называет тех, кто знает лишь данные факта, в то время как мудрец - тот, кто знает причину факта.

143. дикэ.
Искупление, возмездие, справедливость. Значение дикэ в освобождении от вины за причиненное через наказание, исходящее от начала справедливости.

144. то ти эн эйнай, то ти эсти.
Сущность, эссенция. Сущность, по Аристотелю, есть то, ради чего все вещи обладают бытием, что совпадает с эйдосом и формой. Ошибочно переводить сущность как "оусия", ибо сущность - лишь один из смыслов "оусии", хотя и основной. Если трактовать "оусию" как сущность, то неясно, почему Аристотель называл "оусией" нечто отдельно существующее, и даже иногда материю, кроме того, для стоиков именно "оусия" - это материя.

145. он, ейнай.
Бытие. Теория бытия тематически восходит к Пармениду и элеатам. Парменидовское бытие едино, конечно, сферообразно, никем не порождено и неразрушимо, неподвижно. Эмпедокл, Анаксагор и атомисты видели бытие как изначально множественное. Платон трактует бытие как множественность идей. Аристотелевское понятие бытия удерживает как интеллигибельную реальность, так и чувственную.

146. экзотерикос.
Экзо - вне, снаружи. Экзотерическими называются сочинения, например, Аристотеля, адресованные широкой публике.

147. экстасис.
Экстаз. Выход из себя (эк-стазис) у Филона Александрийского означает нечто, возможное лишь в благодати Божьей, дарованной нам. По Плотину, экстаз - это отсечение инакости, упрощение, единение с Единым. Он не зависит от Бога, но лишь от нашей способности достичь свой "телос". Такой экстаз - форма автаркии.

148. эфир.
Теория эфира как элемента, онтологически отличного от других четырех, созрела в Академии Платона, хотя представлена отчетливо лишь Аристотелем, который вводит эту пятую субстанцию для обоснования неуничтожимости небес.

149. айон, аидотэс.
Вечное. Понятие вечного родилось сначала как отрицание времени и движения у элейцев, затем Платон переосмыслил его как свойство умопостигаемого и трансцендентного. Позже появился обратный смысл: то, что длится вечно во времени, как вечное возвращение. Наконец, это еще и духовный опыт экстаза.

150. этика.
Рефлексия по поводу морали и поведения имеет множество фаз, среди коих выделяется момент крушения полиса, когда этику гражданина сменяет этика индивида. Этические понятия - эвдаймония, арете, свобода как рациональность, энкратейя, автаркия.

151. эвдаймония.
Счастье. Упование (человека или народа в целом) на то, что его внутренняя ценность совпадает с внешней ситуацией. Легко усмотреть в этом понятии религиозный фон в виде идеи покровительства доброго демона, раздающего материальную награду добродетельным.

152. эвлогон.
Правдоподобное. Антистоическая теория Аркесилая, заменяющая догматическую определенность Стои на понятие простой разумности, правдоподобия как критерия истины.

153. эвтимия.
Спокойствие. По Демокриту, эвтимия - цель жизни - в господстве над желаниями.

154. энаргейя.
Очевидность. То, что видимо и проявлено во всей полноте, непосредственно, и как таковая энаргейя - гарантия истины и определенности.

155. псеудос.
Ложь. Логически, по Аристотелю, ложно то суждение, которое соединяет несоединимое и разъединяет нераздельное в реальности.

156. по'нос.
Усилие, риск, тяжелый опыт души и тела. Это понятие играет заметную роль в этике киников, у Антисфена, Диогена и др. (см. аскеза).

157. элпис.
Термин Филона Александрийского, близкий по значению к понятию надежда (одновременно - любовь и вера)

158. прото-философия.
По Аристотелю, первая философия - метафизика, мудрость, или теология.

159. деутера философия.
Вторая философия, физика.

160. телос, скопос.
Цель. Цель действий, а также добродетель как цель, к которой все рожденное устремлено.

161. а'нтос.
Цвет интеллекта. Наивысшая активность, сверхрациональная способность, которая, согласно халдейским оракулам, мистическим образом ведет к божественному.

162. физика.
Исследование природы, которое у досократиков - истинная онтология, или естественная теология. Платоновская физика - это метафизика чувственного.

163. физиогномония, физиогномикэ софия.
Искусство угадывания, перехода от физики лица к характеру и поведению человека. Знаменитый пример - физиогномист Зопир из "Федона".

164. андрейа.
Крепость, стойкость, непреклонность. Одна из основных добродетелей. Иногда переводится как мужество.

165. тюхэ.
Фортуна. Фортуна, по Аристотелю, случайная причина вещей, особая форма случая.

166. фюгэ', фуга (лат).
Бегство от мира. Одна из характеристик платоновской этики, требование освободиться от мирского зла и уподобиться Богу.

167. генесис.
Порождение. Наиболее радикальная форма изменения, по Аристотелю. Структурное порождение включает в себя все прочие формы движения.

168. генос.
Род. По Аристотелю, генос - истинная и собственная универсалия, содержание сущности. Например, человек - животное рациональное, где животное - род, нечто вроде логической материи.

169. иерархия.
Священный порядок вещей, согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту. Порядок структурирования реальности сверху вниз, где низшее зависит от высшего.

170. кепос.
Сад, школа Эпикура.

171. пневма, спиритус (лат).
Дыхание, дух, жизненная энергия, то, что есть во всех живых существах. У стоиков пневма - огненное дыхание, которое все проникает и все трансформирует.

172. гимнософистэс.
Гимнософист. Буквально это означает "голый мудрец". Так греки называли индусских мудрецов. Особенной известностью пользовался Калан. Гимнософисты оказали влияние на Пиррона, киников.

173. хара.
Радость. Перипатетик Ликон указывал на радость как высшее благо, киренаик Теодор отождествлял ее с мудростью.

174. дикайосюнэ.
Юстиция, справедливость. Софисты, разделяя закон и природу, добавляли к этому различие между справедливостью по закону и справедливостью по природе, наделяя последнюю всеми преимуществами перед первой. Платон восстанавливает объективную ценность закона. Он определяет дикайосюнэ как гармоническое расположение частей души, когда каждая из них делает то, что ей надлежит. По Стагириту, справедливость включает в себя и венчает собой все прочие добродетели.

175. гносис.
Познание. Особая форма познания - мистическая - позднего периода язычества, характерная для некоторых еретических сект. Гностики отстаивали свой путь к Богу, алогичный путь непосредственного просветления. Бог по природе непознаваем , но Он может при определенных обстоятельствах открыться тем, у кого достаточно силы верить в Него, молиться и обожать.

176. политейас схемата.
Формы государственного правления.

177. харис.
Благодать. Согласно Филону Александрийскому, это особая характеристика Бога, дарующего в своей универсальной творческой активности, бескорыстно. Идея библейского происхождения, она была чужда античной мысли.

178. геймарменэ.
Судьба, фатум. Из религиозного мифа геймармене становится техническим понятием у стоиков, означая закон, по которому случилось так, как случилось, как случается, и будет случаться, как должно случаться. Фатум стоиков отнюдь не слеп, напротив, он рационален, необходим.

179. полемос.
Война. В онто-космологической перспективе термин метафорически означает оппозицию. Интересные наблюдения делает Платон в "Государстве", объясняя "полемос" как результат порчи души, почему и необходим класс воинов-стражей в идеальном государстве.

180. история.
Семантическое поле этого греческого термина много шире современного, ибо включает не только факты и события в их взаимосвязях, но и методическое наблюдение, научное исследование (Платон, Аристотель, Теофраст и др.).

181. идея.
Идея, от "идэйн", т.е. увидеть, соотноситься с формой. Уже Демокрит ("атомос идея") говорил о геометрической форме атомов. Платон сделал знаменитым это слово, означившее сверхчувственную реальность, парадигму, чистое бытие.

182. акинетос, акинесия, стасис. Неподвижное. По Пармениду, это структурная характеристика бытия, где абсолютно отсутствует любая форма изменения. По Платону, акинетос - свойство мира Идей. Согласно Аристотелю, "энергейя акинесиас" - это неподвижный вечный двигатель, т.е. активность без движения, неизменная активность.

183. атанасия.
Бессмертие. Теория, принимаемая большинством античных философов, согласно которой то, чем человек владеет неотъемлемым образом, т.е. душа, психе, не превращается в прах, а остается в веках бессмертной.

184. агностос.
Непознаваемое. То, что не поддается рациональному познанию в любой из его форм. В парменидо-платоновско-аристотелевском контексте классической спекуляции непознаваемое связано с небытием. По Аристотелю, непознаваема материя, ибо как абсолютной потенциальности ей не достает форм. Радикальное отрицание такой онтологии скептиками приводит к тезису о непознаваемости всей реальности и, как следствие, к потере стабильности бытия. Согласно Филону Александрийскому, нельзя познать сущность Бога, ибо он трансцендентен, но существование Бога познаваемо.

185. асоматос.
Бестелесное. Бестелесность для досократиков означала отсутствие пределов, подобных тем, что имеют конкретные тела, указывая на бесконечность первоначала. Для Платона бестелесное - нематериальное, сверхчувственное. Для стоиков все бытие - тело, лишь онтологический статус бестелесен, будучи ничем.

186. адиафорон.
Индифферентное, безразличное. Согласно стоикам, индифферентно все, что между добродетелью и пороком: жизнь, смерть, здоровье, болезнь, красота, уродство и т.д., впрочем, некоторые из них предпочтительны как имеющие ценность, другие отвергаемы как не имеющие ее.

187. атомон.
Индивидуум. Есть два существенных значения атомона: 1) то, что неделимо и 2) то, что не присуще многим вещам, а потому противоположно универсальному. Первое соотносится с атомом. Второе, по Аристотелю, соответствует конкретному, отдельному, "катэкастон". Такой единичный индивид рационально не познаваем. Позже Плотин попытался спасти индивидуальность, введя идеи индивидов во второй ипостаси.

188. аррэтос.
Невыразимый. Невозможность быть выраженным и определенным в словах. Таков Бог у Филона Александрийского, в герметической философии, у халдейских оракулов (см. сигэ).

189. ноэсис.
Интуиция, активность "нуса" по усмотрению интеллигибельного непосредственным образом.

190. метакосмион.
Межмировое пространство, которое, по Эпикуру, отделяет один мир от другого, благодаря чему возможно формирование новых миров.

191. эго.
"Я". Западная проблематика "я" так, как она сложилась от Августина к Картезию и далее, античной мысли практически не знакома. Как унитарная основа жизни "это" дано сознанию непосредственно и объектом рефлексии для греков не было. То, что соотносилось с "это", было, скорее, "мы" - "гемейс"; узаконение этого термина - "себя самого" - мы находим в "Алкивиаде старшем" Платона. "Мы", по Сократу, есть наша душа, наш "нус".

192. гиперураниос.
Гиперурания. По Платону, место над небом и над космосом, которое, в строгом смысле, не есть локальность. Гиперурания - образное выражение внепространственности.

193. гипостазис.
Ипостась, субстанция. Термин, использованный уже стоиками, стал техническим с легкой руки Плотина. Особенность его - в неотъемлемости от диалектики процесса: ипостась - субстанция, которая исходит из другой, в свою очередь, порождая другую.

194. гипотезис.
Гипотеза. Аристотель определяет гипотезы как предпосылки доказательства, как протазис, увертюру к исследованию. В узком смысле гипотеза - это не необходимая посылка, а предположение для уточнения и анализа.

195. аутос эфа.
"Так сказал он". Формула пифагорейцев, выражающая абсолютный непререкаемый авторитет учителя.

196. тюмоэйдес.
Вспыльчивый. По Платону, специфическая способность души, заставляющая нас гневаться, воспламеняться, терять самообладание.

197. эйронейя.
Ирония, притворство. Термин стал техническим для обозначения существенной характеристики сократического метода. Чтобы вынудить собеседника дойти до дна своей души, найти и освободиться от ошибок, Сократ пускался на хитрости, но, переодеваясь в шута, он достигал целей вполне серьезных.

198. изономия.
Равновесие. Закон онтологической компенсации различных частей реальности в видах экономии всего, согласно Эпикуру.

199. гормэ.
Инстинкт. Природная алогичная тенденция поведения любого существа к самосохранению и усвоению всего, что этому способствует. В стоическом контексте панлогизма инстинкт становится выражением физиса и проявлением логоса (см. ойкеозис).

200. катекон.
Достойное действие. В стоическом контексте это - долженствование, относящееся к биологической природе, животному началу в человеке.

201. катортома.
Правильное действие. Совершенное в моральном смысле действие основано в стоической парадигме на "ортос логос", праведном разуме (отсюда понятие ортодоксальности). Судить о катортоме можно лишь, исходя из принципа правды, его питающего, где исчезает все внешнее, а потому это - исключительная прерогатива мудреца.

202. койнония.
Общность, коммунизм. По Платону, одна из возможных форм отношения 1) между Идеями и чувственными вещами, 2) между людьми, от семьи до общества в целом, 3) между людьми и Богами. Термином "коммунизм" также принято обозначать платоновскую теорию общности жен, детей и материальных благ, необходимых, по Платону, для двух высших классов Государства в целях элиминации инстинкта собственности.

203. номос.
Закон. Все человеческие законы - говорил Гераклит - питаются единственным божественным законом. Одна из фундаментальных идей античной философии - принять смерть из уважения к закону - подтверждение этой идеи Сократом. Впрочем, антитетичность номоса и физиса была также обнаружена достаточно рано - софистами, киниками, эпикурейцами.

204. элеутерия.
Свобода. Современному читателю будет не просто отыскать греческий аналог знакомого всем понятия свободы по причине радикального изменения его смысла. Для грека свобода совпадает с разумом, для хри-тистианина - с волей. Если для нас желать - это функция автономной души, то для грека души, независимой от разума, не существовало, скорее, свобода для него - это свободно принятое разумное решение.

205. ликейон.
Лицей. Афинская гимназия была так названа в честь Аполлона Ликей-ского. Аристотелевская школа.

206. перас.
Предел. По Аристотелю, крайняя граница вещи, а также форма, цель, субстанция. Каждое начало есть перас, но не каждый перас, предел - это начало.

207. логика.
Логика, рефлексия по поводу логоса и его движений, законы мысли.

208. логой сперматикой.
Содержание имманентного Логоса, в коем есть семена всех вещей, по мысли стоиков.

209. логос.
Ни один из современных языков не имеет точного аналога понятию логоса. Косвенно это - разумное начало, о котором говорит уже Гераклит. Для стоиков Логос - не только онтологически начало (огонь как созидающая сила), но и этический норматив, принцип истины.


210. фос.
Свет. По Пармениду, третий путь к истине, начало, противоположное тьме. Источник света, по Платону - Идея Блага.

211. топос.
Место. Термин физико-онтологический, метафизический и логико-риторический. По Аристотелю, первый неподвижный предел содержимого.

212. магикэ техне.
Магия. Искусство чародейства, умение господствовать над людьми, вещами, и даже богами, навязывая им свои желания. Полная антитеза рациональному научному духу. В постплотиновском неоплатонизме магия и теургия знаменуют потерю доверия к логосу.

213. майевтикэ технэ.
Буквально, повивальное искусство. Сократ подразумевал под майев-тикой последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал душе, уже освободившейся от фальшивых иллюзий и "беременной" правдой, опростаться, т.е. "родить" истину.

214. то какой.
Зло. Онтологически зло - негативное, несовершенное мира, которое в греческом духе объяснялось как материальное начало, то, что не сводимо к форме и чистому акту. Лишь в герметизме, гностицизме (а также у Нумения) можно увидеть дуалистическое понимание природы зла как противоположного благу начала. Элиминацию онтологического зла мы находим у стоиков. Антропологически зло - это смерть и страдание, часто связываемое с изначальным грехом. Моральное зло - это порок, грех, естественный источник которого греки часто усматривали в ошибке разума, ложном мнении.

215. мания.
Безумие, сумасшествие, фурор, расширение. По Платону, божественная сила в нашем интеллекте, когда он, расширяясь, выходит из себя, из-под контроля разума. Он выделяет 4 вида мании: 1) профетическая, пророческая, 2)ритуальная, 3) поэтическая, 4) эротическая.

216. мантика.
Предсказание. Искусство предвидения будущего. Теоретическое обоснование мантики дали стоики в понятии Судьбы и ее неотвратимости. Теургия, которой подчинена мантика, предполагает также возможной модификацию будущего путем воздействия на божественное.

217. математика.
Наука о числе, количестве и о том, что с ними связано. Для античной математики характерна ее неотторжимость от метафизики. Секст Эмпирик назвал одну из своих работ "Против математиков", где поставил под сомнение пифагорейскую онтологию.

218. гиле.
Материя. Буквально: лесоматериал, сырье для постройки. Гиле - то, из чего сделаны вещи. 1) Материя умопостигаемая - метафизика, 2) материя чувственная - физика. В первом случае - это оправдание множественности Идей (по Платону), пифагорейских модулей, во втором, это - вода, апейрон, воздух, огонь, то, из чего все.

219. гамос.
Брак, супружество. Спектр представлений о гамосе широк: от негативного (киники, Платон, эпикурейцы) до позитивного (неопифагорейцы), нейтральная позиция - у стоиков.

220. та мета та физика.
Метафизика. Термин неопределенного генезиса. До недавнего времени его приписывали Андронику Родосскому, однако задолго до него, как выяснилось, термин был употребляем. Метафизика - наука, занятая той реальностью, что выше (мета) физической. Отсюда две интерпретации ее объектов как крайних не только онтологически, но и хронологически. Сначала мы познаем вещи физические, свою природу, и лишь потом - сверхфизическое, даже если это второе - на самом деле, иерархически первое, предшествующее.

221. метемпсихо'сис.
Метемпсихоз. Трансмиграция души через различные тела, в том числе и нечеловеческие. Генетически эта идея - от орфиков, пифагорейцев, Эмпедокла, Платона. Филологически термин предполагает изменение души, а не тела. Обратную ситуацию точнее выражает термин "метен-соматозис", где ясно, что душа мигрирует от тела к телу, меняя оболочку телесную, соматос, о чем и говорит Плотин.

222. метексис.
Участие, причастность. На языке Платоновой метафизики метексис - одна из форм отношения Идей к физическому миру. Чувственное участие в идеальном в той мере, в какой последнее реализуется в чувственном. Важную роль играет метексис в диалектике Прокла, связывая высшие и низшие ипостаси.

223. методос.
Метод. Этимология подсказывает, что это - путь следования (мета-одос) в постановке и разрешения проблем. Аристотель подчеркивает, что метод должен соответствовать объекту науки (что математика, к примеру, отнюдь не для всех наук хороша).


224. микрос космос.
Микрокосм. На протяжении всей античной философии выражение "микрокосм" стремится передать понимание человека как мира в миниатюре - от натуралистов до неоплатоников. Платон и стоики видели космос наподобие живого великана. Человек, подобно космосу, не только состоит из тех же четырех элементов, но и обладает всеми потенциями космоса. "Маленьким небом" называет человека Филон Александрийский, где звезды - его искусства, науки, ремесла.

225. мимесис.
Подражание. По Платону, мимезис - сущность искусства, которое копирует вещи, последние же копируют Идеи, потому поэт - всего лишь копиист. По Аристотелю мимезис - форма творения реальности заново по закону сходства и вероятия, а потому поэт обогащает жизнь, состязаясь с творцом.

226. мистерия.
Обряды инициации, например, среди орфиков, посвящения в тайну истины, скрываемую по определенным соображениям.

227. миктос.
Смешанный. По Платону, это то, что получается в результате воздействия "перас", ограничивающего начала, на бесконечное - "апейрон". Например, Единое - перас, Диада - апейрон, результат их взаимодействия - Идеи.

228. метрон, метрион.
Мера. По Платону, мера - не количественное, но качественное понятие. Аристотелевская умеренность характеризует основную добродетель, удерживающую от крайностей. Протагор предвосхитил многие современные гносеологии, провозгласив человека мерой всех вещей. Согласно софистам и скептикам, сами вещи - мера познания, а не человек.

229. мифос.
Миф. Фантастико-поэтический рассказ о вещах, которые составляют объект философского исследования. Дух мифа совпадает с духом философии - незаинтересованность, созерцательность, откуда и рождается удивление.

230. танатос.
Смерть. Когда говорят о танатосе, речь идет не о факте или констатации события, но о рациональном объяснении. В этом последнем смысле мы имеем различные ответы греческой мысли. По Пармениду, нет ни рождения, ни смерти, и даже труп чувствует. Смерть не затрагивает бытие. Она не катастрофична и для атомистов, распад элементов сменяется их новым соединением. В рамках стоического циклизма - идеи вечного возвращения - смерть эпизодична. Контрапунктом жизни предстает смерть у Аристотеля.

231. то кинун акиэтон.
Неподвижный двигатель. Характеристика природы Бога по Аристотелю.

232. мусикэ.
Музыка. По Платону, философия - самая величественная музыка ("Федон"), а музыка - это философия в миниатюре. Музыка, как заметили пифагорейцы, это гармония противоположностей, и как таковая, она скрыта в природе числа. В музыке - потенция катарсиса, излечивающая душу.

233. деутерос плус.
Вторая навигация. Выражение Платона, относящееся к процессу переосмысления, результатом которого стало открытие сверхчувственного, мира Идей.

234. апофасис.
Отрицание. Логическая операция исключения предиката. Кроме того, это основное понятие т.н. апофатической теологии (в греческой патристике) .

235. ноэсис.
Мысль, познание в его наиболее высоких формах, улавливающие Идеи, как правило, непосредственным образом. Ноэзис ноэзеос - чистое мышление Бога о самом себе по Аристотелю.

236. мэ он.
Небытие, чистая негативность, противопоставляемая чистой позитивности, бытию. Тематически проблематика небытия разработана элейцами.

237. нус.
Интеллект, ум, понимание, мышление. В отличие от современного аналога греческий семантический ареал нуса много шире: его онтологический смысл - божественный нус, все знающий и упорядочивающий космос, - подчеркивали уже досократики.

<< Пред. стр.

страница 16
(всего 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign