LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Что касается анатомии, то очевидно, что Гален прошел солидную подготовку в процессе аутопсий и вивисекций (опыты над обезьянами и даже слонами), это отражает его трактат "Анатомические процессы", составленный по результатам собственноручно проделанных опытов.

Что касается теории элементов, качеств и жидкостей, то в трактате "О природе человека" он развивает и завершает ее теорией темпераментов, ставшей знаменитой. Из четырех элементов и четырех качеств \ - холодного, горячего, сухого и влажного, должным образом соотнесенных, происходит все прочее. "Темперамент" не есть простая смесь их, но такая, где присутствует взаимопроникновение решительно всех частей смеси. Специфическое качество любого тела проистекает из "удачного смягчения" противоположных качеств, это совпадает с тем, что классики называли "истинной мерой". "Хороший темперамент" человека есть результат "удачной темперации", соразмерности различных частей тела. "Жидкости", т.е. кровь, флегма, желчь желтая и желчь черная не суть первоначальные элементы, но происходят от других элементов и их качеств. Они являются по преимуществу влажными, сухими, горячими или холодными, но не в абсолютном смысле, а скорее, в смысле преобладания одной из характеристик.

Что же касается телеологической концепции Галена, то это абсолютизация принципа финализма, который представлен, особым образом, в "Федоне" Платона, а также аристотелевской максимой: "природа не делает ничего понапрасну". Вот суждение из трактата "О полезности частей": "Первая причина всего выступает, как заметил Платон, в виде цели действия. Поэтому, если тебя спросили, зачем ты идешь на рынок, нельзя дать толковый ответ, пренебрегая этой причиной; смешон был бы тот, кто, вместо того, чтобы объяснить, что хочет купить какую-то вещь или раба, или встретить друга, раскатал бы тираду о том, что у него есть две ноги, могущие держать его на земле и передвигаться. Такой тип, вместо реальной причины, подсунул бы вам инструментальную, необходимое условие, но не причину". И еще одно суждение Галена, концентрирующее суть его мысли: "Мы показали достаточно ясно, что ни одна из частей, предназначенных для жизни, как ни одна, предназначенная для лучшей жизни, не могла быть создана иначе, лучше того, что она есть".

Финализм есть то, что исходит от Божественного Зодчего, "искусства Природы". Оно - во всем: в человеке, в животных, в букашках.

263

"Какое бы животное ты не захотел разъять, - пишет Гален, - тебя ошеломит искусность, равно как мудрость его Творца, и, чем меньше оно, тем большим будет изумление, подобно тому, какое вызывают тончайшие резные изделия мастеров".

Трактат, о котором мы ведем речь, может быть сравним с грандиозным "гимном Богу", с "эподом". Известно, что такие стихи складывали мелические поэты, где за строфой и антистрофой следовал эпод, когда пред ликом алтаря все пели, воздавая хвалу Богам.








3.4. Осевые моменты медицинских теорий Галена

Галеновская доктрина "естественных способностей", которой посвящен целый трактат, предстает как завершение античных теорий.

Все вещи происходят из четырех качеств, взаимодействующих между собой, посредством их изначальной специфической способности. Любой организм рождается, развивается в соответствии со специфической активностью. Эта активность подчиняется строгому правилу природы, и Гален называет ее "способностью". Способностей великое множество: кровеносная способность вен, переваривающая способность желудка, пульсирующая способность сердца и т.п. Гален изучил и систематизировал их все. Среди них две базовые: "втягивающая", т.е. та, благодаря которой нечто усваивается, делается своим, и "выталкивающая", т.е. та, что не принимает, оставляет нечто чужеродным. Это доктрина Галена в контексте глобальной "симпатии" различных органов и различных частей между собой имела фундаментальное значение, ибо в соответствии с точным применением ее гарантировала успех в рамках теории финализма в целом.

Вторая его теория опирается на платоновское деление души на: 1) душу рациональную, 2) возбудимую (гневную), 3) вожделеющую. Причем, Гален вписывает это в новый антропологический, анатомический и физиологический контекст. Рациональная душа сидит в мозгу, возбудимая - в сердце (средоточие эмоций), вожделеющая - в печени. Рациональная душа имеет своим проводником животную, или психическую, пневму (дыхание, воздух), которая циркулирует через нервную систему (что поддерживается вдыханием воздуха). Кроме того, есть пневма витальная, циркулирующая в сердце и в артериях; он с осторожностью принимает гипотезу "натуральной пневмы", которая, должно быть, содержится в печени и венах, где циркулирует кровь в процессе питания. Такое прочтение Платона, очевидно, означает материализацию души, ибо рациональная душа выступает функцией мозга, другие - сердца и печени. Будучи заключенными в рамки организма, они соотносятся посредством пневмы психической и витальной, наделены врожденным теплом и кровью.

264









3.5. Причины большого успеха Галена

Грандиозная систематизация знания в рамках медицины и ее дисциплин, ясная теоретическая схема, высокий религиозный и моральный смысл философского учения Галена обеспечили ему в эпохи Средневековья и Возрождения неувядаемую славу.

Однако с Галеном случилась та же беда, что и с Аристотелем: его теория стала догмой и, повторяемая буквоедами, была извращена недоучками в самой ее сердцевине. Его ошибки усердно консервировались и передавались, образовывая со временем серьезное препятствие прогрессу медицины. Необходимо, впрочем, отличать Галена от гале-низма, как Аристотеля от аристотелизма. Как в эпоху Нового Времени необходимо было опровергать Аристотеля, чтобы разрушить аристотелизм, также было необходимо оспаривать Галена, чтобы покончить с галенизмом.

Тем меньше оснований сегодня оспаривать исключительное историческое значение этого мыслителя.










4. КОНЕЦ ВЕЛИКИХ НАУЧНЫХ ШКОЛ АЛЕКСАНДРИИ И ЗАКАТ НАУКИ АНТИЧНОГО МИРА

Некоторые из христиан увидели в научных институтах Александрии угрозу, ибо образ жизни, концептуально основанный на языческой религии, уживался с высоким уровнем культуры. Епископ Теофил в 391 г. спровоцировал грабеж Библиотеки, следствием чего стали большие потери.

Но воистину смертельный удар нанесли ей магометане, которые, завоевав Александрию, полностью разрушили Библиотеку в 641 году, сочтя за ненужный хлам любую книгу, если она не была Кораном.

Никто не может оценить тяжелых последствий этих событий. Однако необходимо отметить следующее. Книги Александрийской Библиотеки представляли собой свитки, весьма громоздкие и неудобные в использовании. Посему в Пергаме к тому времени созрела "бумажная" революция. Экспорт папируса, являвшегося тогда наиболее ценным материалом для письма, из Египта был запрещен. Ученые Пергама (соперника Александрии), движимые нуждой, открыли материал (из кожи животных), еще более подходящий, который и был назван по месту происхождения - "пергаменом". Его появление восходит еще ко второй половине I века н.э. Распространяясь в течение трех последующих веков, пергамен становится материалом более практичным и устойчивым, по сравнению со свитками. Пер- гаментные рукописи хранят с тех пор все то, что дошло до нас от античного мира.

265

Возвращаясь к Александрии, отметим необратимые перемены, означавшие кризис, утрату блистательных имен, открытий. Тем не менее, Александрия оставалась еще долго важным философским центром. Школа Аммония (II и III вв. н.э.), школа комментаторов-неоплатоников (IV-V вв.), - о них уже шла речь. В Александрии также состоялась первая попытка слияния греческой философии с библейской Филона Александрийского в первой половине I века н.э. Но особенно славилась в Александрии Катехизисная школа, с конца II века осуществившая попытку объединения эллинистической философии и христианства. Здесь родилась Патристика, которая стала основой средневековой европейской мысли, о чем мы должны говорить пространно и со всей основательностью.









ПРИЛОЖЕНИЕ

Лексический указатель основных понятий античной философии


1. акаталептос, фантаси'я.
По терминологии стоиков, представление, которое, по своему характеру противоположно каталептическому, т.е. неясное, неполное представление о реальности.

2. академия.
Так называлась школа Платона (по имени героя Акадэма). Можно выделить следующие фазы в истории "Академии": математизированная, антиметафизическая, скептико-диалектическая. Филон из Лариссы сообщил ей направленность пробабилизма. Наконец, Антиох (или "пятая" Академия) придал ей окраску догматического эклектизма. Около 86 г. до н.э. Академия прекратила свое существование.

3. симбебекос, акциденция.
Аристотель сделал этот термин техническим. В нем выделяются два смысла: 1) то, что принадлежит вещи не всегда, не по преимуществу, но иногда; 2) то, что ей принадлежит, но не входит в сущность самой вещи. Случайность есть наиболее слабое бытие, "нечто близкое к небытию". Основа случайного (акциденции) - материя, граничащая с чистой потенциальностью, и, будучи непредсказуемой по части причин, не может быть объектом науки.

4. гидор.
Вода, начало всех вещей, по Фалесу. Для Эмпедокла, вода - один из четырех корней. Аристотель полагал воду одним из четырех элементов подлунного мира.

5. акроаматико'с.
От слова "акроама" - устная лекция, то, что не предназначено для публики, для записи. Такие сочинения также назывались эзотерическими, т.е. для круга учеников школы.

267

6. адиафория.
Термин, означающий поведение в духе всеобщего безразличия, которое, согласно стоикам и радикалам (подобно Аристону и Гериллу), должен сохранять мудрец перед лицом вещей, находящихся между добродетелью и пороком, воздерживаясь от движения к одному или другому полюсу. По Эгезию (один из киренаиков), адиафория - способ нейтрализации зла. Согласно скептикам, адиафория - это онтологическая индифферентность вещей.

7. адоксия.
Недостаток величия и славы. Антисфен считал адоксию благом. Кратет видел в ней, наряду с бедностью, основу добродетели мудреца. Пиррон отождествлял адоксию с отказом от мнений и суждений (как положительных, так и отрицательных).

8. афасия.
Ничего-не-произносить-о-природе-вещей (см. эпохэ).

9. патос.
Страсть, аффект, возмущение души, вредные ее мутации.

10. сингенейя.
Сродство, общность. Три уровня понятия: онтологический (структурная однородность мира вещей), антропологический (подобие души миру идей), религиозный (идея богоподобности человека).

11. то агатон.
Благо. Сумма всех ценностей в античной философии.

12. агносия.
Недостаток знания, невежество (у Сократа и гностиков).

13. аллегория.
Образ, фигура, выражение понятия, идей, скрытых от непосредственной видимости, прорастание смысла.

14. гетеротэс, татерон.
Другой, отличный (по Платону, гетеротэс - один из пяти родов бытия).

15. филия.
Любовь, склонность (по Эмпедоклу, причина встречного движения четырех элементов).

268

16. хэксис, хабитус (лат).
По терминологии Аристотеля, предрасположенность вещи или существа к добру или злу, как в себе, так и по отношению к другим.

17. анайдейа.
Свобода действия, граничащая с непристойностью (Киники).

18. аналитикэ, эпистемэ.
Термин Аристотеля, позже - основная часть логики. Познание.

19. avaA.oyia - аналогия.
В узком смысле - правильное соотношение между двумя или несколькими предметами, пропорциональность, соразмерность, соответствие, в логике, идентичность отношений между предложениями.

20. анамнесис.
Воспоминание, реминисценция (по Платону - основа познания).

21. анаподейктос.
Нечто самоочевидное, не нуждающееся в доказательстве.

22. ангелой.
Ангелы, бестелесные существа, функция которых - посредничество между богом и людьми (упоминаются Филоном Александрийским, затем неоплатониками).

23. дзоон.
Существо, наделенное жизнью и душой (животное).

24. политикой дзоон.
Определение человека как общественного животного (Аристотель).

25. дзоон логикой. Рациональное животное (у Платона и Аристотеля).

26. аномалия.
Ситуация беспорядка, имеющая место в бытии (по Энезидему, приводящая к сомнению).

27. антропос.
Человек. Согласно герменевтической философии, бестелесное божественное существо.

269

28. антология.
Противоречие. По Протагору, техника усиления наиболее слабого аргумента.

29. антиномия.
Оппозиция между двумя законами (Апория).

30. антирресис.
Противоречие. Техника опровержения, использованная скептиками для обоснования приостановки суждения (см. эпохэ).

31. апатейя, апатия.
Бесстрастность, моральный идеал скептиков.

32. апейрон.
Бесконечное, безграничное, беспредельное, неопределенное по качеству (Анаксимандр).

33. апокатастасис.
Восстановление, реконструкция.

34. аподейктикос.
Доказательство, демонстрация.

35. апофасис, апофатикос.
Отрицание, отрицательное суждение (Аристотель).

36. апония.
Отсутствие страдания и наказания.

37. файноменон, феномен.
Видимость, явление, кажимость.

38. орексис.
Аппетит.
Причина движения животных, по Аристотелю.

39. алогос.
Две части души, лишенные, по Платону, разума.

40. архэ'.
Первая и последняя реальность всех вещей (термин Анаксимандра).

41. аретэ.
Добродетель (точнее, по Платону, особая активность вещей и существ в соответствии со своим предназначением).

42. аэр.
Воздух, первоначало, по Анаксимену.

43. гармония.
Термин космологии, антропологии, этики, музыки (берет начало от Гераклита).

44. те'хнэ.
Искусство. Универсальное познание и его практическое применение.

45. аскезис.
Аскеза, упражнение, жизненная практика темперирования тела и души под воздействием физических перегрузок.

46. aсинкататезис.
Род активности души, согласной с чувственными представлениями.

47. гомойосис то тео.
Уподобление Богу, моральный идеал, по Платону.

48. аксиома.
Интуитивно верное предположение (Аристотель).

49. атопон.
Абсурд - то, что онтологически, а потому и логически, невозможно.

50. афайресис.
Операция отделения в уме особенностей вещей, которые в реальности не отделены.

51. астрология'.
Паранаучная доктрина о влиянии звезд на человека

52. астрономия'.
Наука, наиболее сходная с философией.

53. атараксия.
Невозмутимость мудреца.

54. атеотэс, атеос.
Атеизм. Безбожие или безразличие к Богу.

55. то атомон.
Неделимое, по Левкиппу и Демокриту.

56. та гипархонта.
То, что приписывается объекту неслучайным образом.

57. атифи'я.
Отсутствие иллюзий (Антисфен).

58. автаркия.
Автаркия, автономия, самодостаточность.

59. автогенетлос.
Интеллект Создателя как самопорожденного.

60. аутопсия.
Буквально означает: видеть собственными глазами. Как медицинский термин в патологоанатомической практике означает вскрытие тела.

61. праксис, енергейя.
По Аристотелю, онтологическая характеристика движения в его специфической форме, вид законченного процесса.

62. то калон.
Прекрасное. Греческая теория прекрасного связана со следующими пятью фундаментальными понятиями: 1) меры, порядка, пропорции, определенного; 2) блага; 3) привилегированно интеллигибельного, "необычно очевидного"; 4) Эроса; 5) истинного. По поводу первого предельно ясно выразился Платон: "нет сомнений, что мера и пропорция суть красота в чем бы то ни было" ("Филеб"). Тесная связь между Прекрасным и Благом характерна для греческой ментальное(tm) вообще. Платон и Плотин сделали очевидной связь между Красотой и Эросом, видя в эротике путь к Абсолюту через Прекрасное. Кроме того, Бытие совершенное не может не быть в то же время Прекрасным, Благом, Правдой.

63. то термон.
Горячее, тепло. Это понятие фундаментально для космологии Анакси-мандра, а также в онтологии Стратона. Термон - начало всех качественных различий. Огонь и пневма, горячее дыхание, согласно стоикам, образуют силу, творящую природу.

64. канон.
Критерий, норма. Техническим термином становится, начиная с Эпикура. "Канон" - название его книги о критерии истины и норме блага и зла.

65. хаос.
Начало, из которого античные теогонии (особенно Гесиод) выводили Богов и все вещи. Хаос имеет два основных смысла: 1) беспорядок и смешение, 2) нечто, размещенное в пустом пространстве.

66. характер, этос.
Специфическая черта поведения человека, его привычный способ действий. Наиболее известное феноменологическое описание характеров составил Теофраст.

67. харис, атапэ.
Понятие любви как бескорыстного дара отсутствует в греческой мысли. Впервые тематика "харис" разрабатывается Филоном Александрийским на основе библейской теологии и теории творения как дара.

68. аутоматос.
Случайное событие, случай. То, что произведено неопределенной причиной. Понятие случая тесно связано с понятием фортуны. Натуралисты (включая атомистов) принимали принцип господства Необходимости. Лишь у Эпикура случай становится причиной, продуцирующей вещи (теория "отклонения атомов"). Согласно стоикам, люди говорят о случае, когда неспособны понять причины событий.

69. каталептикэ фантасия.
Веритативное представление, результат синтеза ощущений. Впечатление, исходящее извне и принимаемое душой пассивно.

70. катарсис.
Очищение. Термин предполагает, по меньшей мере, три различных смысла: 1) философско-рациональный, 2) религиозно-магический, 3) поэтико-эстетический. Первый уровень разрабатывался уже пифагорейцами, позже Платоном на основе "нуса". Очищение достигается в результате радикального отделения души от тела. Катарсис как освобождение от греха и зла был целью орфических мистерий и теургической практики т.н. оракулов. Поэтико-эстетический смысл катарсиса был разработан Аристотелем в его концепции искусства как очищения от страстей, конечный эффект которого эстетическое наслаждение.

71. категория.
Проблематика категорий была проанализирована впервые Платоном ("Софист") в учении о пяти родах Бытия, Движения, Покоя, Тождества и Различия. Однако, лишь Аристотель вводит категорию как термин и концепт. Категории имеют три валентности: онтологическую, логическую и лингвистическую. Первые две тематизированы Аристотелем, последняя - современными учеными. Онтологически категории означают изначальное разделение бытия, по Стагириту, фигуры бытия. С точки зрения логики категории суть высшие понятия. Грамматически категории суть части дискурса: субстантивная, количественная, модальная (где, когда), активная и пассивная формы глагола.

72. герметическая цепочка.
В поздней античности под этим понимали сцепление реинкарнаций тех, кто был живым примером философской жизни (напр., у Прокла).

73. айтиа, айтион.
Причина. На слух современного читателя это термин двусмысленный. В греческом контексте в нем нет ничего от галилеевской науки. Айтиа - синоним первоначала (архэ) и означает то, без чего невозможна реальность, т.е. онтологический фундамент вещей. Аристотель говорит об айтиа как о последнем "почему" всего, что есть.

74. бебайос.
Определенность, надежный, подтверждение. Большинство греческих мыслителей полагали ее объективной прерогативой самого бытия. Согласно Пармениду, Платону, Аристотелю, определенность - та же стабильность Бытия, мира Идей, его абсолютность, закон бытия. Это нечто, благодаря чему структурно исключается возможность ошибки.

75. хора.
Платон употреблял это понятие в значении пространственности, колыбели всего, что рождается. Хора близка необходимости постольку, поскольку беспорядок противен разуму: она скрытым образом участвует в интеллигибельном, это позитивная способность удержания разумного, упорядоченного. Хора предшествует космосу, в этом смысле, это повод для онтологического дуализма. Однако считаться первопричиной зла в духе восточного дуализма она не может, ибо представляет антитезу интеллигибельному не абсолютную, но относительную.

76. уранос.
Небо. По Аристотелю, это "природное тело, которое находится на крайней периферии Всего... место, где пребывает Божественное". Онтологически небо, по Аристотелю, образует собой промежуточную субстанцию между нематериальным, неподвижным, вечным и чувственным, подвижным и преходящим.

77. элеос.
Сострадание, милосердие. Аристотель определил элеос как сострадание, причина которого зло, настигшее того, кто страдает безвинно, а потому оно заставляет страдать нас, или одного из нас ("Риторика"). Элеос как нечто сугубо негативное оценивается стоиками, ибо, как любая другая страсть, сострадание подлежит искоренению.

78. синайтион.
Сопричина, сопричастие. Материальная причина, которая, по Платону, будучи второстепенной, действует, подчиняясь другой, идеальной причине.

79. логос, ноэма.
Понятие. Во избежание множества недоразумений теоретического и исторического характера будем различать две вещи: 1) употребление понятий и 2) установлено, что есть понятие и процесс образования понятия. Сократ и Платон открыли понятие как понятие, Аристотель же теоретически обосновал природу универсалий и процесс их образования. Понятие есть ментальное выражение сущности вещей, их структурных детерминаций и онтологической формы.

80. симперасма.
Заключение, силлогистическое следствие.

81. то эгштиметикон.
Вожделение, влечение. По Платону, некая способность души, ненасытной в обладании. От нее берут начало множество страстей и пороков.

82. синемменон.
Условное. В гипотетической логике условные конструкции.

83. экпиросис.
Космический пожар. Всеобщее возгорание, которое, согласно стоикам, для поддержания субстанционального равновесия между порождением и уничтожением переплавляет всю реальность в очистительном огне.

84. тарахэ.
Замешательство, структурная нарушенность, беспорядок, в который, по мысли скептиков, погружен весь мир, а посему он непознаваем.

85. эленхос.
Опровержение. Существенный методологический момент философии вообще, античной, в частности; демонстрация противоречивости тезисов оппонента. Как метод он известен уже с элеатов, в частности, Зенона (знаменитые аргументы против движения и множественности). Его широко использовали Протагор и Горгий, эристьг, сократики, скептики, неоскептики.

86. эйкасия.
Наиболее низкий уровень мнения, доксы, в платоновской гносеологии.

87. гносис.
Познание. Следует различать три проблемы: 1) генезис познания, 2) природа и сущность познания, 3) ценность познания. Суть познания в античной парадигме заключена в некоторого рода встрече подобного (что в нас) с подобным (которое вне нас), идентификации, ассимиляции мыслью реальности. Познание, будучи человеческим, все же объективно улавливает вещи, как они есть. Ценность той или иной формы познания определяется по-разному, в зависимости от исходных установок.

88. пан.
Всё.

89. теория.
Созерцание. Одно из кардинальных понятий античной философии, подразумевающее как познавательное, так и моральное отношение человека к универсуму. В неоплатонизме, онтологическая энергия.

90. антифазис.
Противоречие. Форма оппозиции, наиболее акцентированная и крайняя, характеризующаяся неприятием промежуточных терминов (Аристотель, "Метафизика"). Как например, между бытием и небытием структурно невозможен средний термин, который, впрочем, вполне возможен в оппозиции контрарности.

91. энантиотэс.
Контрарность. Одна из форм оппозиции, менее радикальная, чем контрадикция, противоречие (см.выше), поскольку она допускает наличие промежуточных терминов (как, например, серое между белым и черным).

92. метастрофэ.
Обращение. Согласно Платону, обращение души от мира чувственного к миру умопостигаемому, к Идее Блага, происходит в процессе познания, философского воспитания. Обращение есть своего рода этический эффект познания, когда взор устремляется к божественному.

93. сома.
Тело. Первоначально термин означал "труп", затем приобрел более широкий смысл, живое тело вообще, (еще у Гомера такое значение отсутствует). Позже он стал означать и неодушевленные тела. В философском языке присутствуют два акцента этого понятия: антропологический и онтологический. Орфико-сократическая традиция трактовала "сому" как: 1) тюрьму и могилу души, 2) служебный инструмент души, 3) потенциальность (материю), которая в акте есть душа, энтелехия (Аристотель). Известны также эпикурейская (механистическая) версия тела и противоположная ей стоическая (редукция бытия к телу). В неоплатонизме заметно радикальное сведение тела к форме.

94. фтора.
Уничтожение, истребление, гибель, порча, разложение. По Аристотелю, как и генерация, разложение есть форма мутации, имеющая место по отношению к категории субстанции. Она означает разрушение субстанции, т.е. утрату материей формы. (см. - танатос).

95. синесис, синейдесис.
Сознание, совесть. Один из сложнейших терминов, отсылающих к моральному и одновременно интеллектуальному самосознанию собственного единства человека с миром вещей, с тем, что выше и ниже его самого. Равным образом, способность удерживать это единство и чистоту духовного мира. Родственные по смыслу понятия: "человек внутренний" Платона ("Государство"), "я" как "нус" Аристотеля. Немало суждений о синесисе мы находим у Эпиктета, Марка Аврелия, Сенеки, Плотина.

96. космос.
Порядок. Благодаря пифагорейской онтологии числа, сложилась традиция, согласно которой гармония и число поддерживают все и делают бытие тем, что оно есть. У досократиков такое понимание мира подкреплено разумным первоначалом. Аристотель говорит о сохранении космоса благодаря согласованности его элементов, их уравновешенности, так устроенной, что ни один из них не превосходит другой в потенции.

97. красис.
В гиппократовой медицине - смесь четырех фундаментальных жидких соединений, которая определяет темперамент.

98. поэсис.
Творение. Понятие, отсутствующее у греков, появляется в философии Филона Александрийского, где оно выражает божественную активность по вызволению вещей из небытия. Позднее поэсис понимается как дар, как Божья благодать.

99. критерион.
Это стоический аналог эпикурейскому понятию "канон" (см.выше). Критерий истины, согласно стоикам, в каталептическом представлении.

100. кардиа.
Сердце. В античной философии этот термин скорее физиологический, чем философский. Эмпедокл употреблял его вместе с понятием крови, с мыслительным органом, Аристотель - с чувственным органом.

101. даймонион.
"Божественный глас", который, как утверждал Сократ, слышен при определенных обстоятельствах как бы изнутри.

102. паренклисис.
Клинамен. Инновация эпикурейской школы в атомистическую теорию. Слово означает "минимальное смещение" атомов от линии отвесного падения совершенно случайного происхождения. Онтологически оно объясняет возможность соединений атомов, антропологически служит для обоснования человеческой свободы, места для которой практически не оставляет всеобщая необходимость.

103. силлогисмос.
Дедукция. Процесс мысленного вскрытия частных истин из универсальных. Она противоположна индукции.

104. хорисмос.
Дефиниция. Согласно Аристотелю, дискурс, вскрывающий сущность вещей посредством указания на ближайший род и специфическое отличие.

105. теосис.

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 17)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign