LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Министерство образования Российской Федерации

Сибирская государственная геодезическая академия





















Методические указания по курсу "Философия"
















Новосибирск 2002













УДК 1
ББК 87

Петрова Е. И. Методические указания по курсу "Философия". - Новосибирск, СГГА, 2002.- 32с.



Методические указания, философский практикум, тематика контрольных работ адресованы студентам заочного отделения всех специальностей академии. Широкий диапазон основной, дополнительной и специальной литературы предоставляет студенту возможность мобильного и поливариантного выбора необходимых для написания контрольной работы источников. Вопросы, подготовленные для философского практикума, охватывают все темы курса и направлены на активизацию мышления студентов, способствуют формированию и развитию умения творчески мыслить, самостоятельно решать поставленные философские задачи. По курсу "Философия" студенты заочного отделения выполняют одну контрольную работу и представляют ее до сессии в соответствии с графиком деканата. Контрольные работы защищаются в период экзаменационной сессии (заочная форма обучения) или до нее (дневная форма обучения). Если при написании работы возникнут какие-либо вопросы, следует обращаться к преподавателям кафедры за устными или письменными (для иногородних студентов) консультациями.
К выполнению контрольной работы надо приступать после чтения учебников, философского энциклопедического словаря, соответствующих журнальных статей, монографий и произведений философов, т. е. использовать не только учебную, но и дополнительную литературу. Контрольная работа оценивается двумя способами - "к защите" и "не зачтено". В тех случаях, когда работа не зачтена, студент пишет новую контрольную работу по той же теме. К новой работе необходимо приложить рецензию на не зачтенную работу, а так же саму эту работу. Оценка "к защите" означает, что в работе в основном, верно раскрываются все вопросы темы, соблюдены сроки представления контрольной работы и правила ее оформления. Защитить письменную работу - это значит раскрыть все представленные вопросы, а так же ответить на вопросы, задаваемые преподавателем или изложенные им в рецензии. Предлагается два вида контрольных работ (студент выполняет любой вид контрольной работы на выбор):
1) Философский практикум (решение задач и упражнений) - Раздел I
2) Анализ философских проблем (их изложение в реферативной форме) - Раздел II.


Раздел I. Философский практикум

Методические указания

Первый вид контрольных работ включает решение нескольких задач, упражнений, проблемных ситуаций, подобранных с учетом знания всего философского курса. Комплекс вопросов охватывает не один - два, а несколько разделов философского знания. В процессе решения задач студент приобретает необходимый практический опыт в оперировании философскими знаниями, вырабатывает умение самостоятельно анализировать проблемы. Задачи не повторяют учебник, а углубляют его. Формулировка задач и вопросов рассчитана не на поиск готового ответа в учебнике или справочно-энциклопедической литературе, а на понимание и творческое решение философской проблемы. При выполнении этого вида контрольной работы студент должен обозначить номер своего задания, номер вопроса и последовательно ответить на каждый вопрос. Перед выполнением контрольной работы нужно обязательно прочитать соответствующие разделы, главы учебника, философские произведения, выдержки из хрестоматии, дополнительную литературу и т.п., чтобы ответ был обстоятельным, полным, неодносложным. Список литературы, необходимой для написания работы, представлен во втором разделе методических указаний, содержащем широкий диапазон учебных и научных трудов по основным темам. Номер задания соответствует последней цифре шифра. Так, например, если Ваш шифр П-99234, то Ваше задание - 4. Если шифр П -99250, то Ваше задание -10.

Правила оформления работы:

Студент выписывает номер задания, полную формулировку вопросов и последовательно отвечает на каждый их них, например:

Задание №13
1. Определить, к каким философским направлениям относятся приведенные ниже суждения о пространстве и времени.
1) Пространство и время - это формы бытия мирового разума.
2) Пространство и время - это объективные формы существования материи.
3) Пространство и время - это формы нашего восприятия.
4) Пространство и время - независимые от материи субстанции.
Ответ: 1) Объективный идеализм. 2) Диалектический материализм. 3) Сенсуа- лизм (субъективный идеализм). 4) Метафизический материализм.


2. В каком из вариантов схем наиболее правильно передано соотношение философии и религии? Обоснуйте Ваш выбор.

а) б) в) г) д)





Ответ: Схема в). Философия и религия - это не сводимые друг к другу способы постижения реальности. Между ними существуют принципиальные различия. Так, они отличаются по формам отражения мира. Религия иррациональна и опирается на веру. Философия рациональна и апеллирует к разуму. Но у них есть общие мировоззренческие функции. Философия не ограничивается решением познавательных задач. Она, как и религия, направлена на духовную ориентацию человека в мире, обращаясь к проблемам человеческих ценностей. Их общее назначение - формирование мировоззренческих установок, включающих нормы, идеалы, тревоги, надежды, поиски смысла жизни и нравственные искания человека.

3. Как связаны любовь и истина, по В.С. Соловьеву? (См.: Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х томах. М., 1988. Т.2.).
Ответ: Человеку, в отличие от животных, дана возможность познавать истину, поскольку он обладает способностью охватывать сознанием "всеединство". Человеческий ум - это не только "орган личной жизни", но и "вспоминания и гадания для всего человечества и даже для всей природы". Истина как знание о всеединстве изначально заложена в сознании человека и осуществляется в истории "с сознательною преемственностью". Человек выходит за пределы своей животной природы "в своих духовных порождениях - религии и науке, нравственности и художестве...". Способность "познавать и осуществлять истину" присуща каждой человеческой индивидуальности. Но одного теоретического сознания истины не достаточно, нужно "быть в истине". В эгоизме человек отделяет себя от всего - природы и общества. Это обособление подобно гибели животного как родового существа, не обладающего сознанием истины (связи с целым). Человека из ложного самоутверждения выводит любовь. "Любовь как действительное упразднение эгоизма есть действительное оправдание и спасение индивидуальности". В этом смысле у Соловьева любовь есть истина. (Использовалось издание: В.С.Соловьев. Смысл любви // В.С.Соловьев. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 109-113).

И так до конца работы.

Задание №1

1. В каком из вариантов схем наиболее правильно передано соотношение философии и мировоззрения? Обоснуйте Ваш выбор.

а) б) в) г) д)






2. В чем заключается принципиальное отличие философского мировоззрения от религиозного?
3. Что, по Аристотелю, побуждает людей философствовать? (См.: Аристотель. Метафизика. Фрагмент // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I).
4. Чем философия отличается от мудрости? (См.: Золотухина-Аболина Е.В. Страна Философии. - Ростов н/Д., 1995.)
5. В чем заключается тайна, загадка антропосоциогенеза?
6. Ведет ли отрицание объективности истины к агностицизму? Обосновать.
7. Решение любой научной проблемы зависит от единодушия большинства авторитетных ученых. Если они признают доказательства истинности какого-либо знания достаточными, то оно становится "научным фактором".
Согласны ли Вы с такой теоретико-познавательной концепцией? Обоснуйте ее правомерность или неправомерность.
8. Чем даосский идеал "совершенномудрого" отличается от конфуцианского идеала "благородного мужа"?

Задание №2

1. В чем сходство и различие мифологического и религиозного мировоззрения?
2. Почему философию называют теоретической основой мировоззрения?
3. В каком из вариантов схем наиболее правильно передано соотношение философии и науки? Обоснуйте Ваш ответ.
а) б) в) г) д)






4. Каков механизм постижения сути вещей по Платону? (См.: Платон. Символ пещеры. Фрагмент из работы "Государство" // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I).
5. Что В. С. Соловьев называет теософией? (См.: Соловьев В. Философские начала цельного знания. Фрагмент // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I).
6. Чем отличаются друг от друга эмпиризм и сенсуализм?
7. Выбрать среди приведенных ниже суждений а) верное; б) вульгарно - биологизаторские; в) вульгарно - социологизаторские. Обосновать выбор.
1) Человек и его жизнь определяются биологическими законами.
2) Человек - это слепок социальной среды.
3) Человек - это существо социальное, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.
4) Поведение человека полностью обусловлено его генотипом.
5) Человек - это совокупность социальных ролей.
8. Дайте определение следующим философским понятиям: монизм, агностицизм, онтология, идеализм, сциентизм. В каких значениях употребляется в философии термин "метафизика"?

Задание №3

1. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии. Определите, какие современные философские направления нашли в них отражение.
а) Философия - это сжатое изложение науки своего времени (О. Конт).
б) Предмет философии - это логический анализ языка науки
(Л. Витгенштейн).
в) Главный вопрос философии - это вопрос о том, стоит ли человеку жить
(А. Камю).
2. Какова главная черта философии, по Хайдеггеру? (См.: Хайдеггер. Основные понятия метафизики // Мир философии. Хрестоматия. М., 1991. T.I).
3. В чем предназначение философии видел Сократ? (См.: Вольф Р.П. О философии).
4. Назвать и изложить две противоположные точки зрения на природу (происхождение) сознания.
5. К какой разновидности идеализма можно отнести каждое из нижеприведенных суждений?
а) Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего сознания (Р. Тагор).
б) Великий зодчий Вселенной все более начинает казаться чистым математиком (Д. Джипс).
в) Я - познающее и есть существующее; все же прочее есть лишь познаваемое, то есть лишь мысленное, следовательно, не существующее (Г. Фихте).
г) Можно сказать о всемирной истории, что она является обнаружением духа в том виде, как он вырабатывает себе знание о том, что он есть в себе...
(Г. Гегель).
Обоснуйте Ваш ответ.
6. В чем заключается разница между объективным идеализмом и субъективным идеализмом?
7. Как трактуется движение в метафизике и диалектике?
8. Чем отличаются общесоциологический (научный) и социально - философский подходы к изучению проблемы общества?

Задание №4

1. Как соотносятся идеализм и религия?
2. Характеризуя отношение между материей и движением, Энгельс отмечал, что движение - это не просто свойство, а всеобщий атрибут материи. В чем различие между понятиями "атрибут" и "свойство"? Почему движение нельзя назвать просто свойством материи?
3. Какое содержание вкладывается материалистической философии в понятие "бытие"?
4. Какое из суждений выражает точку зрения агностицизма? Почему?
а) Познание мира не может завершиться абсолютной истиной;
б) "Вещи в себе" непознаваемы;
в) Все научные теории - лишь гипотезы;
г) Я знаю, что ничего не знаю;
5. Как соотносятся между собой понятия "чувственный" и "рациональный" и соответственно "эмпирический" и "теоретический"? Можно ли считать чувственное познание эмпирическим уровнем, а рациональное - теоретическим? Почему?
6. Что означает "философская антропология" у Н. Бердяева? (см.: Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I С. 97-111).
7. Какой ответ на вопрос о соотношении понятий "человек" и "личность" правильный?
а) "Человек" и "личность" - понятия тождественные;
б) Личность - это культурно развитый человек;
в) Личность - это человек, обладающий самосознанием, свободой воли и способностью к самоопределению.
Почему, на Ваш взгляд, другие высказывания не отражают в полной мере соотношение этих понятий?
8. Что означают приведенные ниже понятия? С именами кого из философов связано их концептуальное оформление?
1. Апейрон. 2. Атом. 3. Абсолютная идея. 4. a priori. 5. Вещь в себе. 6. tabula rasa. 7. Всеединство. 8. Соборность.

Задание №5

1. Какие из приведенных ниже определений понятия материи являются философскими?
1) Материя - это всё то, что обладает массой или энергией.
2) Материя - все состоящее из атомов.
3) Материя - это объективная реальность, данная нам в ощущениях.
4) Материя - это вещество, поле и вакуум.
5) Материя - это субстанция, первооснова всего существующего.
По какому критерию Вы отбирали правильные варианты ответов?
2. Можно ли быть свободным от философии, по Бердяеву? (см.: Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I С. 97-111).
3. Чем Платон заменил идею атомов Демокрита в составе онтологического учения? (См.: Гейзенберг А. Шаги за горизонт // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I).
4. К. Маркс писал, что люди являются и актерами, и авторами своей всемирно-исторической драмы. Как Вы понимаете это высказывание? Что подразумевает под этим высказыванием автор?
5. В чем заключается познавательный метод индукции? В чем его ограниченность?
6. Какие условия необходимы, чтобы у человека (ребенка) с нормально функционирующим мозгом пробудилось сознание?
7. В чем заключался агностицизм И. Канта?
8. Согласны ли Вы с тем, что процессы интеграции в научной, технической, экономической и других областях жизни общества приведут к созданию единой наднациональной культуры? Обоснуйте Ваше мнение.

Задание №6

1. Что объединяет философский материализм и науку?
2. В философии существует два подхода к трактовке пространства и времени и их соотношения с материей: субстанциональный и реляционный. Какой из них дается с точки зрения метафизики, а какой - диалектики? Обосновать.
3. Как Б. Рассел определяет философию в ее соотношении с религией и наукой? (См.: Рассел Б. История западной философии. М., 1993. T.I. (Предисловие)).
4. За что Аристотель критиковал теорию идей Платона?
5. Всякое научное исследование начинается с постановки проблемы. Что такое проблема? Какие из предлагаемых вариантов наиболее верно раскрывают содержание этого понятия? Почему?
1) Проблема - это вопрос, касающийся сущности какого - либо явления.
2) Проблема - это задача, у которой нет готового алгоритма решения.
3) Проблема - это вопрос, имеющий большое значение, важность для теории и практики.
4) Проблема - это знание о незнании.
Что является критерием проблемности любого вопроса?
6. У кого, по мнению В. Соловьева, впервые является диалектика как определенный вид философского мышления? (См.: Соловьев В. Философские начала цельного знания. Фрагмент // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I).
7. Если биологические факторы играют ведущую роль в поведении человека, то правомерным будет вывод, что и в отклоняющемся, асоциальном поведении определяющая роль принадлежит биологическим факторам (инстинкта). Тогда можно говорить о генетической предзаданности преступности. Каково Ваше мнение по этому вопросу?
8. В чем состоял метод Сократа? Почему он сравнивал его с повивальным искусством?

Задание №7

1. В чем, по мнению Бердяева, заключается практическая задача философии (См.: Бердяев Н. А. Мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I. С. 97-111. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Там же. С. 111-116).
2. Можно ли определить философию как максимально рационализированное в данную эпоху мировоззрение?
3. Какие два понимания "материальной причины" были в Древней Греции? (См.: Гейзенберг А. Шаги за горизонт // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I).
4. Дайте определение понятия "движение". Докажите, что движение абсолютно, а покой относителен. Приведите примеры:
а) количественных изменений, б) качественных изменений, в) развития. Что такое прогресс и регресс? Является ли регресс развитием?
5. Расположите в порядке возрастания уровня сложности следующие формы отражения: представление, раздражимость, чувствительность, мышление. Охарактеризуйте каждую из них и приведите примеры их проявления в живой природе.
6. Какова связь сознания и языка?
7. Какие философские методы называл В. Соловьев? (См.: Соловьев В. Философские начала цельного знания. Фрагмент // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I).
8. Почему, на Ваш взгляд, материалистические философские учения в древневосточной философии не получили такого развития, как в античной Греции?

Задание №8
1. Прав ли Сократ, сказавший, что человек не сможет познать сущность мира, пока не познает себя? Почему?
2. Подтверждает ли, по мнению Гейзенберга, современная физика идеи атомистов? (См.: Гейзенберг А. Шаги за горизонт // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I).
3. Проанализируйте нижеприведенные схемы. Какому из 3-х философских направлений принадлежит каждая из них: объективный идеализм, субъективный идеализм, материализм?
а) б) в)








4. Какое из приведенных ниже суждений правильно определяет понятие бытия?
а) Бытие - это все свойства и проявления материального мира;
б) Бытие - это все существующее;
в) Бытие - это все, существующее объективно, независимо от сознания;
г) Бытие - это весь мир.
Почему Вы считаете Ваш выбор правильным? Обоснуйте.
5. Что означает "копернианский переворот" в науке и "картезианский переворот" в философии?
6. Ради чего люди стремятся к знанию, по Аристотелю? (См.: Аристотель. Метафизика. Фрагмент // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I).
7. Ф. Бэкон выделяет четыре вида иллюзий ("идолов") в познавательной деятельности человека: идолы рода, пещеры, площади и театры. Опишите каждый из них и приведите примеры (автора или свои). От кого из них, по мнению Бэкона, труднее всего избавиться? Почему?
8. Для чего предназначена формальная логика? Кто из великих философов является ее автором?

Задание №9

1. Почему Н. Бердяев считает положение философа "поистине трагическим"? (См.: Бердяев Н. А. Мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I. С. 97-111. О назначении человека // Там же. С. 111-116).
2. Какую философскую позицию иронически выразил Гёте в строках:
"На мир мы все по-своему глядим,
И каждый прав с воззрением своим."?
3. Каким свойством, по Соловьеву, должна обладать истинная философия? Что он называет теософией? (См.: Соловьев В. С. Философские начала цельного знания. Фрагмент // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I).
4. Каково соотношение между философией и мировоззрением? Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть определенная философия? Как Вы понимаете выражение: философия - это теоретическое ядро мировоззрения?
5. Дайте определение следующим понятиям: рефлексия, материализм, дуализм, мировоззрение, "вещь в себе" (ноумен). В каких значениях употребляется в философии термин "диалектика"?
6. Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца или охотника, искусство кузнеца или краснодеревщика не считаются научными и не включаются в систему науки?
7. В чем заключается двойственная природа человека?
8. Человек - это субъект или продукт человеческой деятельности? Как бы Вы ответили на этот вопрос?

Задание №10

1. Укажите, какие специфические функции философии выделены в приведенных ниже определениях предмета философии.
1) Предметом философии является всеобщее в системе "мир - человек". Это учение о мире в целом и об отношении человека к этому миру (Алексеев П. В., Панин А. В.).
2) Исторически каждое новое научное направление возникало в результате предшествующего анализа соответствующего предмета исследования и методов исследования. Благодаря этому философия получила название "матери всех наук" (Акофф Р., Эмери Ф.).
3) "Мы прибегаем к философии всякий раз, когда имеем дело с обобщениями, выходящими за пределы определенной науки или комплекса наук. Мы прибегаем к ней, когда нам приходится иметь дело с определением моральных ценностей" (Данем Б.).
2. Что говорит Бердяев о соотношении философии и науки? (См.: Бердяев Н. А. Мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I. С. 97-111. О назначении человека // Там же. С. 11-116).
3. Существует ли четкий критерий, отличающий научное знание от других форм знания? Если да, то каковы признаки отличающие науку, например, от 1) обыденного знания; 2) философии; 3) религии; 4) морали; 5) искусства.
4. Почему в споре Демокрита и Платона Гейзенберг занимает сторону последнего? (См.: Гейзенберг А. Шаги за горизонт // Мир философии. Хрестоматия. М., 1990. T.I).
5. В чем заключается существенное различие между определениями понятия "свобода" И. Канта и философов - экзистенциалистов.
6. Какие из перечисленных элементов культуры можно отнести к материальной культуре, а какие - к духовной? Аргументируйте свой ответ.
Архитектура. Наука. Театр. Язык. Нравственные нормы. Технология. Идеология. Машиностроение. Философия. Предрассудки. Этикет. Средства производства. Мода. Образование. Изобразительное искусство.
7. Когда, по Платону, идея может стать реальностью? (См.: Платон. Символ пещеры. Фрагмент из работы "Государство" // Мир философии. Хрестоматия. М., 1991. Часть I, раздел IV).
8. В чем заключался априоризм И. Канта?


Раздел II. Анализ философских проблем

Методические указания


Второй вид контрольных работ - анализ философских проблем способствует приобретению навыков самостоятельной работы с философской литературой. От студента требуется умение самостоятельно подобрать литературу по теме, систематизировать найденный материал и изложить его в логической последовательности, выявить и рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам.

Правила оформления работы:

1. Объем работы должен составлять примерно 20-25 страниц ученической тетради или 12-15 листов формата А4. Страницы пронумерованы.
2. Текст представлен либо разборчивым почерком в рукописном варианте, либо в печатном виде. Считывание текста для выявления опечаток обязательно.
3. В начале контрольной работы на первой странице указывается название темы, затем план. Непременным условием допуска работы к собеседованию (защите) является включение в план разделов "Введение" и "Заключение" (объем 1-3 страницы каждый раздел).
4. В тексте следует один раздел отделять от другого (обозначением порядкового номера или формулировкой названия раздела) с указанием в плане соответствующей страницы.
5. Приводимые в тексте цитаты должны иметь ссылку на их источник: фамилия и инициалы автора, точное название произведения, место и год издания, номер цитируемой страницы. Ссылки выносятся в подстрочные примечания либо в конец работы общим списком.
6. В конце контрольной работы на последней странице представляется список используемой литературы с полными выходными данными, ставится дата написания и подпись. В списке указываются только те источники, которые реально были использованы и на которые ссылается автор реферата. Неоправданно расширенный список литературы вызывает сомнение у рецензирующего в подлинности авторства студенческой работы.
Темы структурированы по основным проблемам, которые помогут студенту сориентироваться в составлении плана контрольной работы. Данная структура не является жесткой, поскольку во многом зависит от литературы, доступной студенту. Предлагается рассмотреть не менее трех аспектов (проблем) в рамках одной темы. Из всего списка представленной литературы выбирается несколько источников в зависимости от структуры контрольной работы и возможности иметь доступ к той или иной книге. Кроме источников, предлагаемых в настоящем методическом пособии, студент - заочник может самостоятельно подобрать необходимый материал по каталогам в библиотеках, в библиографических списках (прилагаемых, как правило, в любом учебнике по философии). Не рекомендуется использовать идеологизированные издания советского периода. Издания самых последних лет по составу материала более многоаспектны, содержательны, обновлены. Желательно обращаться к периодике гуманитарного профиля (журналы "Вопросы философии", "Общественные науки и современность", "Философия и общество", "Социально-гуманитарное знание" и др.), где ежемесячно публикуются новые статьи по философским проблемам. Номер задания соответствует двум последним цифрам шифра. Если предпоследняя цифра нечетная, то Ваше задание - с 10 по 19, если предпоследняя цифра четная, то Ваше задание с 1 по 9 и 20. Например, Ваш шифрП-99257, значит задание - 17. Если шифр П-99248, то задание - 8. Если обе последние цифры шифра - 00, то Ваше задание - 20.
Предлагается следующий список тем контрольных работ:

Тема 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества.

- Понятие мировоззрения и его структура.
- Дофилософские типы мировоззрения: мифология и религия.
- Философия как теоретическая основа мировоззрения.
- Соотношение философии и науки.
- Материализм и идеализм в философии.
- Структура философского знания (основные разделы философии).
- Содержание и характер философских проблем.

Литература:

1. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М., 2003.
2. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2001г.
3. Бобров В.В. Введение в философию. Учебное пособие. Москва-Новосибирск, 2000г.
4. Философия. Учебник для вузов. Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону, 1999г.
5. Философия: курс лекций. Учебное пособие для вузов. Под ред. В.Л.Калашникова. М., 1999г.

Дополнительная и специальная литература:

6. Ильин В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 1999г.
7. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М., 1999г.
8. Кузнецов В. Г. и др. Философия. М., 1999 г.
9. Тихонравов Ю.В. Философия. Учебное пособие. М., 1998г.
10. Философия в вопросах и ответах. Под ред. Несмеянова Е. Е., М., 1999г.
11. Кувакин В. Л. Что такое философия. М., 1989 г.
12. Философия и ее место в культуре. Новосибирск. 1990 г.
13. Новейший философский словарь. Минск, 1999г.
14. Мир философии. Книга для чтения в 2-х частях. М., 1991 г.
15. Золотухина- Аболина Е. В. Страна Философии. Ростов-на-Дону. 1995 г.
16. Бибихин В. В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992 г. №7.
17. Рассел Б. История западной философии. Т.1. - Новосибирск, 1994г. - Книга1. Введение.
18. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990г.
19. Миголатьев А. А. Философия. Ее роль в жизни общества // Социально- гуманитарные знания. 2001. №1.
20. Ортега- и- Гассет Х. Что такое философия? М., 1991 г.
21. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М.,1991г.

Тема 2. Проблема бытия (онтология).

- Бытие как философская категория. Трактовки бытия в истории философии.
- Основные формы бытия.
- Философское понятие субстанции. Монизм. Дуализм.
- Материя и движение. Уровни организации материи. Типы и формы движения.
- Пространство и время. Субстанциальная и реляционная трактовки пространства и времени.
- Объективистский и субъективистский подходы к трактовке пространства и времени.
- Диалектическая и метафизическая картины мира.


Литература:
1. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., МироновВ.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М., 2003.
2. Бобров В.В. Введение в философию. Учебное пособие. Москва-Новосибирск, 2000г.
3. Философия. Учебник для вузов. Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону, 1999г.
4. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования / В.Г.Кузнецов, И.Д.Кузнецова, В.В.Миронов, К.Х.Момджян. Учебник.М.,1999г.
5. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М., 1999г.
6. Философия: курс лекций. Учебное пособие для вузов. Под ред. В.Л.Калашникова. М., 1999г.
7. Новейший философский словарь. Минск, 1999г.

Дополнительная и специальная литература:

8. Ильин В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 1999г.
8. Тихонравов Ю.В. Философия. Учебное пособие. М., 1998г.
9. Бытие - Материя - Природа // Социально- политический журнал. 1993 г. №7.
10. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991г.
11. Мир философии. Книга для чтения в 2-х частях. М., 1991 г.
12. Канке В. А. Философия. М., 1997 г.
13. Философия в вопросах и ответах. Под ред. Несмеянова Е. Е., М., 1999 г.
14. Философия. Под ред. Лавриненко В. Н. М., 1998г.
15. Кузнецов В. Г. и др. Философия. М., 1999 г.
16. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989г. №9.
17. Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция,
перспективы. М., 1982 г.
18. Пространство и время. Киев., 1984 г.

Тема 3. Философия человека (антропология).

- Эволюция представлений о месте человека в мире в истории философии.
- Человек в восточной и западной философии. Проблема специфики и сущности человека в философской антропологии.
- Дуализм человеческой природы. Биологическое и социальное в человеке.
- Проблема антропосоциогенеза.
- Человек как индивид, индувидуальность и личность.
- Проблема свободы и ответственности личности.
- Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни.

Литература:

1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону, 2001г.
2. Бобров В.В. Введение в философию. Учебное пособие. Москва-Новосибирск, 2000г.
3. Философия. Учебник для вузов. Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону, 1999г.
4. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования / В.Г.Кузнецов, И.Д.Кузнецова, В.В.Миронов, К.Х.Момджян. Учебник.М.,1999г.
5. Философия. Курс лекций. Под ред. Калашникова В. Л. М., 1999 г.

Дополнительная и специальная литература:

6. Кузнецов В. Г. и др. Философия. М., 1999 г.
7. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1989г.

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign