LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 27
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



Другой пункт, о котором я не хочу умалчивать, даже сознавая весь риск
быть раскритикованным феминистками,-- это возможная в нашем случае опасность
для ребенка. Алленбахские исследования2 показы-вают, что сейчас женщины
видят для себя в получении той или иной профессии большие шансы, чем в браке
и семье. Другая часть женщин желает сейчас всего -- и детей, и профессии. В
основном никто не име-ет ничего против. Однако если ребенком жертвуют в
угоду профессии, такое положение выглядит весьма сомнительным. Разумеется,
нельзя упускать того, что и без женской эмансипации существуют покинутые
дети. Однако я вспоминаю многих пациенток, основной жалобой кото-рых было
то, что мать пренебрегала ими из-за своей работы. Не всегда происходит
именно так. но такое вполне может быть. Важные для этого случая
инстинктивные желания, потребности и нужды рассмотрены выше(ср.: гл. VI.
3.1.).
Также должно быть ясно. к каким пагубным последствиям может привести
недостаток необходимых удовлетворении этих элементарных желаний: к неврозам,
психозам, делинквентному поведению, употребле-нию наркотиков и
психосоматическим заболеваниям (ср.: гл. VI. 9.).
Если высказать предупреждение (в смысле предварительного, сво-его рода,
профилактического заключения), что подобным образом будут порождаться все
новые и новые психосоматические нарушения, то тогда нам следует всерьез
задаться вопросом, кто отвечает за элементарное обращение с нашими детьми?
Мужчины больше не могут полагаться на женщин. Женщины же в еще большей
степени перестают полагаться на мужчин. Выходом из этой проблемы становится
передача детей частным профессионалам или соответствующим воспитательным
учреждениям. "Няня" заботится о ребенке за определенное вознаграждение, пока
его родители работают, или же ребенка доставляют утром в детский сад. приют
и т. п., а вечером забирают. Конечно, хорошо, что при таких об-стоятельствах
ребенок может кроме родителей знакомиться и общаться и с другими людьми.
Однако, я считаю, что здесь доминируют недостат-ки, а именно родительская
оставленность. Для примера я предоставлю слово одной из пациенток: "Почему
моя мать всегда оставляла меня с няней? Я что не была для нее достаточно
важна? Работа была важнее меня?" Так что детские сады и приюты не могут
считаться решением проблемы.
И мужчины, и женщины должны искать иные пути для того, чтобы
предоставить детям необходимое участие. Частичная занятость и для мужчин, и
для женщин, уже ставшая сегодня реальностью в привилеги-рованных профессиях
учителя, художника, сотрудника со свободным графиком может стать лучшим
решением этой проблемы. Иначе цена эмансипации женщин окажется слишком
высокой.


5.3. Движение за мир

В то время как многие представители военных кругов полагают, что полное
уничтожение ядерных вооружений может привести к между-народной
нестабильности, к кризисам, а при определенных обстоятель-ствах и к
опасности вспышки войны, представители движения за мир придерживаются
противоположной точки зрения. Они с озадачен-ностью, заботой и страхом
следят за эскалацией напряженности на вос-токе и западе. Они не верят в
равновесие запугивания или в политику силы. Особенно после т. н. "двойного
решения" НАТО и после установ-ки Псршинг-2, и наземных ракетных установок
движение за мир пред-приняло все возможное, чтобы вынести на широкое
обсуждение пробле-му политики безопасности, мобилизовать население против
установки ракет и любым способом удалить как старые, так и новые средства
мас-сового уничтожения. Предложенное со стороны военных кругов число систем
носителей и боеголовок было поставлено под сомнение. Блоки-ровались арсеналы
американской армии, в ФРГ проводились сидячие демонстрации и акции
гражданского неповиновения, в особенности. активность этих акций была велика
осенью 1983 года. Рассматривались новые стратегии разоружения, основывались
объединения для борьбы с угрозой атомной войны. Многочисленные союзы между
отдельными национальными движениями за мир внутри европейского сообщества
придавали надежды движению за мир 3.
Психоаналитики, со своей стороны, выступили в поддержку разум-ной идеи
мирного движения. Они интерпретировали гонку вооружений на основании
психоаналитической теории как "иррациональную эскала-цию взвинчивания
вооружений" и "многосторонние жесты угрозы". Они опасались "безумного
обострения международного положения". Психоаналитики из мирного движения
опасались "отказа от защитной стратегии" и "прорыва вытесненного
конфликтного потенциала" и интерпретировали движение за мир как "необходимую
реакцию ... на угрозу насильственного уничтожения человечества".
Многие аналитики присоединились к этим призывам. Другие орга-низовывали
заседания "Мир и война глазами психоанализа" (ср. доклад Пассе и Модена,
1983) и писали на эту тему книги (Рихтер, 1982). Мир-ное движение получило
сильную поддержку от большинства политичес-ких сторон 4. Исходя из высокого
политического престижа, движение за мир призвало к "непослушанию с умом", к
морально обоснованному протесту и к преднамеренным нарушениям определенных
норм закона (Habermas, 1983). Тем самым движение за мир должно было
ограничить диктат политиков и юристов там, где правительство, призванное
соблю-дать государственные законы, на деле нарушает права граждан.
Психоаналитики, политики и философы однозначно заняли паци-фистскую
позицию. Никто не оспаривает добрую волю этого хорошего дела. Несмотря на
это, я хочу здесь, как и при разборе студенческого и женского движений,
попытаться проанализировать происходящее с вне-партийной, нейтральной
позиции. При этом я постараюсь, исходя из полученного мною опыта при анализе
бессознательных процессов в больших и малых группах, описать результаты,
которые получаются в той или иной позиции.
Что касается международных отношений, то я, как и Зигмунд Фрейд,
усматриваю в этом конфликты интересов между государствами. соперничество за
лучшее вооружение и психологическое превосходство. В то же время я исхожу из
того, что, как это было упомянуто выше (гл. V. 2.1.) "агрессивные
наклонности людей не могут быть просто уничтожены" (Фрейд, 1933. S. 23),
поскольку объем действующих яа нас в раннем возрасте неудач не уменьшается,
а со временем только возрастает. В своей вступительной франкфуртской лекции
Александр Мичерлмх (Mitscheriish A.. 1969) предостерегал от чересчур
легкомы-сленного восприятия "недостаточного миролюбия" людей и допущения
концентрации власти в политике.
Позднее страх, появившийся вследствие экзистентной угрозы из-за
возможности ядерной войны, вызвал интерес и ряда других психоана-литиков
(Petri, 1983). Этот страх столь угрожающ, что ведет скорее к политической
апатии, чем к усилению активных действий с целью противостоять угрозе.
Некоторые психоаналитики усматривают в уг-розе самоуничтожения человечества
действие сил инстинкта смерти, который толкает людей точно леммингов в море
на верную гибель. Мно-гие усматривают в этом и исполнение апокалипсиса в
духе исполняюще-гося пророчества (Marler E., 1982). Иные В ФРГ делают акцент
на Фрейдовской идее враждебного мышления (Feind-Denken), причем склонны
видеть "врага" в Советском Союзе, а "друга" в США: врага, которого нужно
победить, и друга, с которым себя слепо идентифици-руют и которому
подчиняются по "традиции повиновения" 5.
Нетрудно идентифицировать себя с мирным движением и занять его позицию.
Я разделяю беспокойство пацифистов, их серьезную оза-боченность и тревогу. Я
тоже согласен с движением за мир в том, что множество образов врагов
является бессознательным процессом, веду-щим к искажению образа реальности,
и в результате возникает картина, совершенно расходящаяся с реальностью.
Однако за этим "да" следует ограничительное "но": как психоаналитик, я не
могу говорить о движе-нии за мир. упуская из виду подозрения в проективном
искажении реальности представителями данного движения. Эта догадка
становит-ся особенно обоснованной тогда, когда интерпретации
психоаналитиков, подвизавшихся в мирном движении, чересчур отдаляются от
реаль-ности. когда, к примеру, видят лишь ошибки США и не замечают оши-бок
СССР. Как я говорил уже ранее, хотя и по другому поводу (ср.:
гл. IX. 3.), предрассудки могут превращаться в мнения, если, прежде чем
судить, мы осуществим проверку.
Элементы воображения" играющие роль в нашем представлении. мы можем
перепроверить, сравнив фантазию и реальность. Подобное сравнение, конечно,
затруднено. Особенно тяжело оценить, что соот-ветствует действительности, а
что -- нет, из того, что мы ежедневно узнаем о большой и малой политике из
средств массовой информации. Лично я чувствую себя в этом отношении полным
дилетантом и не отва-жился бы на психоаналитическую интерпретацию весьма
сложных политических процессов без профессиональной поддержки политологов
или социологов. Речь здесь идет о системах, взаимно влияющих друг на друга,
системах, стремящихся усилить свою власть или, по меньшей мере, ее
сохранить. Конечно, следует учесть, что в странах западной демократии в
систему власти встроен целый ряд контрольных инстан-ций, таких, как деление
власти на судебную, исполнительную и зако-нодательную. с прессой, радио и
телевидением в качестве четвертой власти. Несмотря на это, понять действие
этих контрольных систем для непрофессионала очень трудно.
Поэтому я не хочу спешить переносить категории, имеющие отноше-ние к
межчеловеческой жизни, например подчинение, к отношениям между США и ФРГ.
Прежде чем говорить об образе врага, будь то США или СССР, я бы .проверил
это в сотрудничестве с политиками и политологами, чтобы реально расценивать
политические отношения. Только тогда я бы мог догадываться и предполагать
возможные бессоз-нательные многосторонние проекции.
По временам у меня складывается такое впечатление, что стоящие близко к
мирному движению психоаналитики не могут договориться, поскольку у них
отсутствует профессиональная компетенция в общест-венных и политических
вопросах, они чересчур склонны превышать свои профессиональные полномочия,
часто желают сделать вид, что владеют вопросом лучше, чем политики.
Однако будучи психоаналитиками, мы должны научиться в нашей ежедневной
работе тому, что, прежде чем у нас появится вообще воз-можность подумать об
интерпретации, нам следует собрать доста-точное количество информации. Из
работы с малыми и большими группами мы научились тому, что процессы,
протекающие в группах. следует прежде всего наблюдать с различных позиций, в
различных перспективах, прежде чем мы составим себе о них какое-либо мнение.
Во время дискуссии со студентами, организованной ASTA и Факультетом
психологии, я высказал несколько соображений на тему проблематики войны и
мира, которые я и хотел бы здесь привести в за-ключение 6.
Мир -- это не только отсутствие войны, он должен быть определяем и
позитивным образом. Наше влияние на это, увы, весьма ограничено: мы можем
высказываться печатно и устно, непосредственно принимать участие В
парламентах и правительствах и информировать о взаимосвя-зях. открытых той
или иной наукой. Психоанализ, со своей стороны, может предложить следующую
информацию:
На политические решения могут оказывать воздействие бессозна-тельные
эмоциональные процессы. Не исключается опасность эска-лации посредством
потери контроля из-за раздражения и фрустрации. С другой стороны, возникшее
из превосходства угрожающее поведе-ние. может создать мирные отношения
(Etzioni, 1979). Если я не хочу, чтобы кто-нибудь на меня напал,
целесообразно принимать меры предо-сторожности. Именно такова точка зрения
реального политика.
Однако было бы бессмысленным постоянно поддерживать боего-товность,
когда у другого нет никаких серьезных намерений нападать. В этом заключены
противоречия.
Если все это протекает в очень архаичной плоскости, тогда имеет смысл
точка зрения реального политика. Если же, напротив, движение происходит в
"зрелой", разумно-управляемой плоскости, то более аде-кватным будет не
продолжать гонку вооружений и не ожидать ежечас-ного нападения от врага.
Лично я не теряю в этом смысле надежды на то, что межчеловечес-кие
мышление и поступки развиваются в истории от "незрелой" к более "зрелой"
ступени развития, тем более что благоразумие всех участников уже возросло,
враждебные государства в целях рационирования ресур-сов и с целью
предотвращения возможного уничтожения других и себя, вынуждены
контактировать друг с другом.
Однако не стоит, как и прежде, недооценивать бессознательные процессы
зависти и стремления к обладанию, равно как и подавленный страх смерти,
который может выражаться не только в фантазиях на тему катастроф, но и в
опрометчивых политических действиях. В про-изводстве все более сложных
систем вооружения играют роль не толь-ко экономические и политические
интересы, а, вероятно, еще и более или менее бессознательное наслаждение и
удовлетворение властью, при-ключением. запугиванием, угрозой и даже
уничтожением. Я напоминаю об идеях Мичерлиха по поводу жестокости (ср.: гл.
IX. 4.).
С другой стороны, страх, бессилие и беспомощность могут легко приводить
к превентивной активности под девизом: "Нападение -- лучшая защита". Это
всеобщая закономерность, которая выражается не только в международных
отношениях, но также и в мирном движении. Я не могу избавиться от ощущения,
что подобные процессы при такой активности принимают в этом участие, по
меньшей мере, отчасти. Однако подвергнуться воздействию со стороны
бессознательных про-цессов могут не только действия, но и восприятия.
Поэтому очень важно перепроверять существующую опасность, которая
заставляет нас испытывать страх на предмет ее реальной обоснованности.
Страх, согласно сигнальной теории страха Фрейда,-- осмыслен-ный сигнал.
Поэтому страх перед ядерной угрозой -- это осмысленный страх, если он
заставляет нас вступать в диалог, жестко и открыто вес-ти переговоры, чтобы
таким здравым способом прийти к решению про-блемы, созданной ядерной
угрозой. Наоборот, менее здравым было бы в этой ситуации впасть в панику
или, как три известные обезьяны, заткнуть уши, закрыть глаза и молчать.
Психоанализ может быть, со своей профессиональной стороны, особенно
полезен тогда, когда речь идет о том, чтобы выявить бессо-знательные
составляющие политических действий. Это преимущест-венно работает там, где в
нашей общественной жизни бессознательные составляющие играют роль в больших
группах и между различными группировками. Если мы сделаем сознательно
известным тот факт, в ка-ком объеме мы как просвещенные люди склонны,
подобно невротикам, перерабатывать опасности невротически, защищаться,
вытеснять, отре-каться и проецировать, мы сможем воспринимать опасность
такой, како-ва она есть, оценивать ее реалистически и действовать
соответственно обстановке. Таким образом,. обоснование и перспектива состоит
в том. что увеличивая знания и расширяя опыт. мы совершаем все необходи-мое
для предотвращения какого-либо конфликта.

ПРИМЕЧАНИЯ


I. Человеческие, слишком человеческие конфликты
1 Вергилий. Энеида/ Буколики; Георгики; Энеида. М.: Худ. лит. 1971.
Гессе Г. Игра в бисер. М.: Худ. лит.. 1969.
Гомер. Одиссея. М.: Гослитиздат. 1960.
Достоевский Ф. М. Преступление и наказание/ Полное собр. соч.,в 30
томах М.: Наука. 1972, т. 6.
Достоевский Ф. М. Идиот/ Полное собр. соч. в 30-ти т.-- М.: Наука,
1972, т.8.
Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы/ Полн. собр. соч. в 30 т.--М.Наука,
1972, т. 14
Maнн Т. Будденброки/ Собр. соч. в 10-ти т.-М: Гослитиздат,1959, т. 1.
Софокл. Эдип парь/Трагедии.--М.; Искусство, 1979.
Софокл. Антигона. М.: Искусство, 1986.
Толстой Л. Н. Война и мир/ Собр. соч. в 20-ти т.-- М.: Гослитиздат,
т.4-7
Толстой Л. Н. Анна Каренина/ Собр. соч. в 20-ти т.-- М.: Гослитиздат,
1961
т8-9.
Толстой Л. Н. Крейцерова сонта. М.: Книга. 1983.
Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича; Хозяин и работник/ Повести.-- М.:
Правда, 1983.
Шекспир В. Много шуму из ничего/ Избр. произвед.-- М.: Гослитиздат,
1953.
Шекспир В. Ромм" и Джульетта; Укрощение строптивой/ Избр.
произвед.--Л.: Лениздат, 1975.
Эсхил. Орестея. М.: Гослитиздат, 1961.
Эсхил. Прометей прикованный. М.: Гослитиздат, 1956.
Эсхил. Семеро против Фив/ Трагедии.-- М.: Искусство, 1978.
KIeist Н. Penthesilea. Frankfurt: Insel, 1980.
Eschenbach W. Parzifal (1210).

2 Метод, используемый Клейстом для литературного исследования души
коро-левы амазонок, во многом напоминает психоаналитический. В центре
произведе-ния -- конфликт между чувствами женщины и государственными
интересами. Перед Пентесилеей встает непростой выбор: открыться в своей
любви Ахиллу и нарушить закон амазонок, или убить его, поступив тем самым,
как подобает королеве женского государства. Чувства ее колеблются между
любовью и ненавистью. Однако она не знает, кто больше достоин ненависти --
Ахилл, или она сама.
Эмоциональный накал драмы прекрасно передали в своей театральной
постанов-ке "Пснтесилеи" Ганс Юрген Сиберберг и Эдит Клевер. В контексте
психоаналити-ческого анализа произведения следует отметить перелом в
душевном состоянии коро-левы, последовавший за убийством Ахилла, схожий с
аллегорическим "призрением" ослепшего Эдипа. " Значит я заблуждалась,--
говорит Пентесилея.-- Тот, кто любит по-настоящему, может и целовать, и
кусать."
Пентесилея полагает, что слишком поздно вспомнила о своем долге перед
госу-дарством, поскольку все же " отреклась от женского закона и последовала
аа этим юношей". Но будучи не в состоянии выносить тот факт, что она в своем
гневе убила возлюбленного, Пентесилея кончает жизнь самоубийством.
3 Героиня фильма Томаса Браша -- замкнутая, несчастная актриса, роль
кото-рой исполнила Катарина Тальбах. С психоаналитической точки зрения,
"чахоточная лихорадка", которой она страдает, представляет собой своего рола
"защитную" реак-цию на житейские неурядицы.
4 Фильм "Небо над Берлином" -- итог плодотворной работы режиссера Вима
Вендерса и литератора Петера Хатке. В картине снимались Бруно Галц н Совенг
Домартин. Для фильма характерен плавный переход от фантазий к
действительности: ирреальный ангел вступает во взаимотношения с реально
существующими людьми. Конец фильма символичен. Ангел превращается в человека
и осознает преимущест-во последнего, ощущающего земное бытие и духовно, и
физически.
5 Название фильма звучит по-немецки "Schoene des Tages" ("Дневная
краса-вица"). Героиня фильма -- привлекательная молодая женщина Северина (
Катрин Денев), живущая во внешне счастливом браке. Режиссер Луис Бунюэль,
аналогично психоанализу, исследует прежде всего фантазии Северины. Фильм
является великоленной иллюстрацией психоаналитического метода, цель которого
-- осознавание бессознательного. Поступок Северины может служить примером
того, каким образом можно излечиться от нанязчиво возникающих фантазий. Она
воплощает их в дейст-вительности и тем самым от них избавляется.
6 Фильм режиссера Георга Вильгельма Пабста, снятый еще во времена
немого кино, интересен, в частности, тем, что в процессе работы над картиной
автор сотруд-ничал с двумя психоаналитиками Карлом Абрахамом н Гансом
Саксом. Тема филь-ма --страдания, сны и видения ревнивого мужа, роль
которого мастерски исполнил Вернер Крауз. Картина является убедительным
свидетельством тою, как мнитель-ность может становиться причиной серьезного
невроза, который приводит героя фильма к частичной потере способности
контролировать свои действия. Безобидные события и привычные предметы
приобретают для центрального персонажа неожидан-ное значение. Например, нож
ассоциируется у него с убийством и т. д.
На современный взгляд этот фильм -- реликвия прошлого. Он несколько
триви-ален и холодноват, что, впрочем, не лишает действие динамики (
киностудия UFA).
7 Режиссер Пазолини создал свою версию известного мифа об Эдипе.
Действие фильма происходит в 20-с годы нашего столетия. Отец Эдипа --
офицер.
Пазолини берет в расчет не только чувства Эдипа ( Франко Читти), давшие
Фрейду основания назвать именем персонажа греческого мифа один из
психоанали-тических комплексов, режиссера не меньше интересуют переживания
Лая и его жены Йокасты (Сильвана Маньяпо).
8 этой связи необходимо подчеркнуть, что в большинстве постановок драмы
об Эдипе его матери, Йокасте, пеобосновано отводится маловажная роль.
Совершенно справедливо поэтому Кристиан Оливер в своей книге "Дети Йокасты"
(Психика женщины в материнской тени. Дюссельдорф. Глаасеп. 1987) указывает,
в частности, па то, что Йокаста сама стремиться привлечь Эдипа, который лишь
"позволяет" ей это делать.
В современном обществе проблема взаимотношений отца и сына приобрела
повое звучание. Молодые люди уже не склонны видеть в отце соперника,
поскольку, как правило, не испытывают к последнему должного уважения.
Противостояние уступило место разочарованию в отце, которое толкает молодого
человека на поиски "силь-ного" отца. Связь с матерью также не следует
понимать как буквальные половые отношения, гораздо больше оснований говорить
о растущей в процессе отношений матери и ребенка зависимости последнего,
способной и в зрелые годы сковывать потенциал многих мужчин.
III. Развитие психоанализа в Германии
1 История Штутгартского института отражена в докладах его прежних
сотруд-ников:
Ганс Шмид (Hg.) (1983). Пути к идентичности. Вюрцбург: Кепнгсхаузен и
Нойманн.
Вернер Болебер. Об истории психоанализа в Штутгарте/УПсихика, 1986.
N40. С. 377 --411.
Вильгельм Лайблип (1969). "Исследование сказок и глубинная психология".
(Дармштадт: Висссшиафтлихе Бухгезелынафт).
2 Например, N 4: компьютерная симуляция модели невротического механизма
защиты, N6: компьютерная симуляция процесса сновидения, N9: желание
(Wunsch), Я (Sclbst), объект-отношение (Objekt-Beziehung): схема модели
регуляции когнитивно-перцептивного процесса, N 11: о методологической
проблеме и новых путях пред-ставления и ацализирования комплексной
психологической системы, N 13: сравни-тельные исследования соматических
изменений при заикании и при отсутствии пос-леднего, в контексте
межличностного общения, N 14: набросок процессуальной модели
психоаналитической терапии.
3 Петер Детмерипг. "Поэзия и психоанализ. 1. (Собрание диалогов)".
Мюнхен:
Нюмфенбюргер Ферлагсбуххандлюнг, 1969. Книга содержит
психоаналитичес-кие интерпретации произведений Томаса Манна, Райнера Марии
Рильке и Рихарда Вагнера; "Поэзия и психоанализ. 2.".
Дармштадт: Висссншафтлихе Бухгезельшафт, 1978. Книга представляет собой
психоаналитическое исследование произведений Шекспира, Жан Поля, Гете и
Геймито фон Додерсра.
"Генрих фон Клейст. К вопросу психодинамики в его поэзии". Франкфурт:
фахбуххандлюнг фон Псюхологи, 3-е изд., 1986.
"Литература -- психоанализ -- кино". Штутгарт: Фромма11-Хольцбоог.1984
4 "Психонатографии 1.". Александр Мичерлих. Франкфурт: Сурками 1972;
"Психоанализ и литература". Жан Старобипски. Франкфурт: Сурками 1973.
"Исскусство и творческая личность. К вопросу о применении психоанализа во
внетсраневтичсской области". Janine Chasscquct-Smirgel .Мюнхен:
Интернационале
Психоанализ, 1988.
IV. Психоанализ на фоне науки
1 "Диалектика просвещения". Макс Хоркгеймер и Теодор Адорно ("Dialcktik
der Aufklaerung", 1947). Франкфурт: Фишер, 1984. Этот труд повлиял на целое
поколе-ние таких общсственпо-критически мыслящих ученых, как Гельмут Дамср,
Клаус Хори, Альфред Лоренцер, и др. "Познание и интерес" Юргеп Хабермас
(1968).
2 Дневник Смили Блантона: "Мой анализ при Зигмунде Фрейде". Берлин: Уль
штейн,1971.
"Присягая Фрейду. Взгляд на один анализ". Гильда Дулитл под инициалами
Г. Д. Берлин: Улыптейн, 1956.
V. Психоаналитическая теория личности
1 Информацию о существующих в рамках психоанализа точках зрения на
проб-лему объект-отношений можно получить из хрестоматии: ). "Психология
межличностпых отношений. Психоаналитическое исследование психологии
объект-отноше-ний". Куттер П. (Hg.) Дармштадт: Виссеншафтлихе Бухгезельшафт.
1982.
2 Хемингуэй Э. По ком звонит колокол. М.: Худ.лит., 1984. Хемингуэй Э.
Победитель не получает ничего/ Собр. соч. в 6-ти т.-- М.: Нугешиинвест,
1993.т.1.
Хемингуэй Э. Старик и море. М.: Дет. лит., 1981.
3 Фильм Райнера Вернера Фассбиндера "Король" имеет подзаголовок
"Договор с дьяволом". Героем картины является матрос по имени Керель --
опустившийся, агрессивный гомосексуалист. (Продукция:
Planet/Albatros/Gaumont).
4 Фильм режиссера Вуди Аллеиа (Orion Pictures Company, 1983). В главной
роли Вуди Аллеи, играющий пациента Леопарда Зелига, и его психиатр -- Доктор
Эвдора Флетчер. роль которой исполнила Миа Фарроу.
VI. Психоаналитическое учение о болезнях
1 См.: Овидий. Метаморфозы. Эпос. Захватывающая история о Нарциссе и
Эхо находится в третьей книге.
2 Ланге И. (1976). Казуистические доклады женщин-психоаналитиков:
Работа о структуре и лечении фобичсских больных. Неопубликованный
манускрипт;
Раисиш. Е. (197,). Наблюдение за психоаналитическим процессом в лечении
пациенток с агорафобией. Неопубликованная рукопись.
3 " Внутренний мир -- внешний мир внутреннего мира". Петер Хандке.
Франк-фурт: Суркамп,1969.
4 В центре внимания фильма переживания 19-летней девушки, роль которой

<< Пред. стр.

страница 27
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign