LINEBURG


страница 1
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Петер Куттер. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов


Рекомендовано в качестве учебного пособия для дополнительного
образования Министерством образования Российской Федерации

Б.С.К.

Санкт-Петербург 1997





СОДЕРЖАНИЕ


От издательства

Предисловие к русскому изданию

Вступление

I. Человеческие, слишком человеческие конфликты в повседневной жизни и
их отражение в зеркале литературы и кино

II. Дерево психоаналитического познания
1. Корни психоанализа: естественные науки, литература, филосо-фия
2. Ствол психоанализа: Зигмунд Фрейд и группа первых психоаналитиков
3. Первые ветви: Адлер, Штекель, Юнг
4. Возвращение к стволу: теория инстинктов и теория травм
5. Дальнейшее развитие ствола: Я-психология и ранняя теория отношений
6. Ветви психоанализа: современное развитие теории отношений (Сандор
Ференци и Михаэль Балинт, Эрик Г. Эриксон, Рене А. Спиц, Дональд В.
Винникот, Маргарет Малер, Отто Ф. Кернберг, Гейнц Когут, Альфред Лоренцер и
Клаус Хорн)

III. Развитие психоанализа в Германии

1. Немецкое психоаналитическое объединение переосмысливает нацистское
прошлое
2. Значение психоанализа для педагогики, философии и богословия
3. Психоанализ в университете -- шансы для взаимных инициатив .

IV. Психоанализ на фоне науки

1.Является ли психоанализ наукой?
2. Различие между естественными и гуманитарными науками
3. Освобождающие науки
4. Позиция психоанализа
V. Психоаналитическая теория личности
1. Предварительные замечания
2. Образ человека по Фрейду (психоаналитическая теория сексу-альности;
развитие структурной модели)
3. Дальнейшее развитие теории Фрейда (современные психоанали-тические
аспекты сексуальности; развитие структурной модели;
специальные теории личности)

VI. Психоаналитическое учение о болезнях

1. Предварительные замечания
2. Классическое учение о неврозах (страх и механизмы защиты;
классическая истерия или конверсионный невроз; неврозы на-вязчивых
состояний; фобии; депрессивный невроз или невроти-ческая депрессия)
3. Современные "пост-классические" неврозы (нарциссический невроз;
пограничные случаи; неврозы недостатка и неврозы связи)
4. Учение о психозах (депрессивные психозы или психотические депрессии;
мания; шизофрения)
5. Психосоматические расстройства (формы патологий; психосома-тический
процесс; стационарная психотерапия; профилактика)
6. Делинквентное поведение (общественные аспекты; индивидуаль-ные
аспекты; терапия)
7. Алкогольная и наркотическая зависимость
8. Так называемые перверсии (очевидное поведение; объяснение
возникновения перверсий; проституция)
9. Резюме

VII. Диагностические методы в психоанализе

1. Предварительные замечания
2. Психоаналитическое "интервью" (метод и необходимые условия;
три уровня "интервью"; примеры из практики; эмпирическое обоснование)
3. Психоаналитически ориентированные методы тестирования (ка-чественные
методы; количественные методы)

VIII. Психоаналитические методы лечения и консультации

1. Отличия от других видов терапии (поведенческая терапия; разго-ворная
психотерапия; прочие психотерапевтические методы)
2. ..Условия, необходимые для успешного применения психоана-литических
методов (со стороны психоаналитика; со стороны пациента)
3. Психоаналитическая ситуация
4. Психоаналитический метод в узком смысле (желание и сопро-тивление ;
перенос и контрперенос; толкование)
5. Экскурс: опытные экстремальные и смешанные формы психо-анализа и
поведенческой терапии. Сравнительный анализ
6. Другие формы психоаналитической терапии (психоаналитичес-кая
психотерапия; короткая психоаналитическая терапия)
7. Применение психоанализа (в медицине; в психологии; в группо-вой
терапии; в семейной терапии)

К. Психоанализ вне клиники и консультационного кабинета -- с
психоанали-тическим инструментарием в политике и обществе
1. Методологические проблемы
2. Общественная критика Фрейда
3. Психоаналитическое исследование предрассудков и проблемы меньшинств
4. Вклад А. и М. Мичерлих в решение актуальных процессов в ФРГ
5. Примеры движения за эмансипацию (студенческие выступления;
эмансипация женщины; движение за мир)

Примечания

От издательства

Данная работа открывает книжную серию под общим названием "СОВРЕМЕННЫЙ
ПСИХОАНАЛИЗ", ставящую своей задачей зна-комство читателя с основными
направлениями психоаналитической мысли, -- ее теоретическими положениями,
прикладными разработ-ками и клинической практикой. Необходимость начинания
подобного рода диктуется прежде всего настоятельной потребностью мыслящей
части российского общества в серьезном переосмыслении мирового
пси-хоаналитического опыта последних десятилетий и включении его в об-щий
контекст отечественной научной и образовательной систем.
В силу различных причин, в том числе и идеологического харак-тера,
богатейшее творческое наследие ближайших учеников и после-дователей Фрейда,
равно как и новейшие исследования нынешних пси-хоаналитиков,-- многие работы
самого мэтра, к счастью, в свое время были опубликованы на русском языке,
хотя впоследствии и упрятаны во всевозможные "спецхраны" -- оказались
выключенными из науч-ного, клинического и культурного процессов в России.
Это обстоятель-ство и побудило наше издательство, наряду с уже издающейся
серией "Библиотека аналитической психологии", приступить к изданию книг
непосредственно психоаналитической серии.
Практической задачей "восстановительной" работы такого рода на-ряду с
публикацией книг психоцентрического и медикоцентрического направлений в
классическом и постклассическом психоанализе видится и публикация ряда
работ, позволяющих прояснить психопатологичес-кую специфику тоталитарной
истории общества как истории болезни, в рамках которой вырисовывается новый
беллетристический жанр. Историки, политологи, публицисты уже внесли свою
посильную лепту в создание своеобразной "кругорамы" социальной истории
России, психологам же еще только предстоит дискурсная артикуляция
отечественной новейшей психоистории, позволившая бы раскрыть обществу
разницу между историей индивидуальной и общественной души и исто-рией ее
болезни. Психическое, увы, слишком часто видится через пато-логию...
Данный проект -- плод усилий многих людей, не только сотрудни-ков
издательства "Б. С. К." и Информационного центра психоаналити-ческой
культуры, инициировавших саму идею издательской серии, но и целого ряда
других организаций.
В осуществлении столь серьезного начинания постоянную помощь нам
оказывают Международная Психоаналитическая Ассоциация (IРА), Европейская
психоаналитическая федерация (ЕРР), ряд зарубе-жных издательств и фондов, в
частности немецкий благотворительный фонд Inter Nations, Русское
Психоаналитическое общество и Россий-ская психоаналитическая ассоциация в
Москве, Общество поощрения современного искусства "А-Я" в Санкт-Петербурге.
Всем им мы выра-жаем свою глубокую признательность.
Мы хорошо отдаем себе отчет в том, за какое трудное дело взялись.
Поэтому заранее благодарны всем нашим будущим читателям за их кри-тические
советы и пожелания.
Январь 1997 г.


Предисловие к русскому изданию


Улучшение политического климата в мире способствует восстанов-лению
нарушенных международных связей, устраняет предрассудки в отношениях между
государствами и общественными системами и бла-готворно влияет на развитие
научного знания, что с полным правом следует отнести и к психоанализу.
В свое время российский психоанализ оказался одной из многочис-ленных
жертв большевизма, а позже стал неугоден национал-социа-листическому режиму
психоанализ немецкий. Диктаторские режимы, утвердившиеся в Аргентине и Чили,
оказали столь же удручающее вли-яние на развитие психоанализа в этих
странах.
Являясь не только медицинской практикой, но и культурологичес-кой
теорией психоанализ в состоянии помочь лучше разобраться в исто-рической
динамике подобных политических процессов. Помощь эта может заключаться и во
вскрытии аспектов стыда и скорби, от которых ранее приходилось защищаться, а
также в обнаружении латентных предрассудков и собственных черт в образе
врага, что сулит возмож-ность позитивных общественных преобразований в
направлении мультикультурального общества. Для Германии решение проблем
такого рода стало особенно актуальным после объединения двух немецких
государств в 1989 году.
Великий мир с его казавшимися прежде необозримыми и беско-нечными
просторами доступен теперь не только воображению, но и, благодаря
современным средствам массовой информации, вполне обозрим.
Прежде отдельные нации самостоятельно выбирали те или иные пути
развития, теперь они находятся в постоянном, многостороннем взаимодействии.
Современные разработки теории систем убедительно свидетельствуют о том, что
ни одно действие в какой-либо стране не проходит для других стран бесследно
и имеет для них те или иные последствия. Речь идет не столько о каузальных
процессах с прису-щими им причинно-следственными связями, сколько о
процессах цир-кулярных, малейшее изменение в которых влияет на политическую
систему в целом.
В таком общественно-политическом контексте научное сообщество также
ориентируется уже не национально, а мультикультурально или интернационально.
В свое время и психоанализ, возникнувший в Вене, быстро перешагнул границы
Австрии и стал достоянием мировой культуры...
Международное распространение и развитие психоанализа привело, однако,
не только к разрушению барьеров непонимания, но к многочи-сленным расколам,
начало которым положили расхождения во взглядах между тремя "китами"
психоаналитического движения -- Зигмундом Фрейдом, Альфредом Адлером и
Карлом Густавом Юнгом. В дальней-шем противоречия преследовали
психоаналитиков и в других странах, разводя в разные стороны не только
социально ориентированных поли-тических критиков, но и совершенно
неполитизированные клинические структуры и психотерапевтические учреждения.
Россия не стала исключением на этой стезе размежевании. После распада
Советского Союза единая Психоаналитическая Ассоциация тоже распалась на ряд
региональных объединений. В мае 1995 года "Российская психоаналитическая
ассоциация" отделилась от "Рус-ского ("Арбатского") психоаналитического
общества" (Москва). В Петербурге действуют две независимые
психоаналитические струк-туры: "Восточно-Европейский институт психоанализа"
и "Санкт-Петербургское психоаналитическое общество" с издательским
"Информационным центром психоаналитической культуры". В Росто-ве-на-Дону
существует "Ростовская психоаналитическая ассоциация" и даже в далеком
сибирском городе Томске интересуются современным психоанализом.
В связи с этим есть все основания полагать, что книга "Современ-ный
психоанализ", написанная в Германии в 1989 году для широкой публики, вызовет
интерес и в России.
Что касается энтузиазма и пионерского духа, царящих в Москве,
Петербурге и Ростове, то автор убедился в этом лично в 1994, 1995 и 1996
годах. В этой связи невольно вспоминается тот энтузиазм, с кото-рым в
Германии после катастрофы 1945 года на протяжении всех 50-х годов
приветствовали иностранных психоаналитиков, возвращавших психоанализ на
родину. Подобно тому, как в свое время Германия извлекла пользу из контактов
с психоаналитиками Великобритании, Голландии и США, русские коллеги обретают
упущенный опыт из кон-тактов с западными психоаналитиками.
Предлагаемая книга представляет собой адаптированное введение в сложную
область знания. Побудительным мотивом к ее написанию послужили лекции и
семинары, которые я в течение двадцати лет про-водил во Франкфуртском
университете. Вопросы студентов заставля-ли меня искать на них точные
ответы, прояснять неясное, пытаться устранить противоречия и заполнить
существующие пробелы. Хотя на-учного (позитивного) обоснования верности
теории и практики психо-анализа нет, тем не менее последний постоянно
оправдывает себя в пра-ктической жизни. Очевидную пользу из психоанализа
извлекают и такие смежные дисциплины, как социология, педагогика,
психотерапия и другие.
Я хочу выразить свою особую благодарность Сергею Панкову и Валерию
Зеленскому за их кропотливый труд по переводу и редактиро-ванию рукописи,
Роланду Кнаппе из издательства Клетг-Котта за пре-доставление прав на
публикацию, немецкому фонду Inter Nationes за великодушную финансовую
поддержку и петербургскому издательству "Б. С. К." за усилия по изданию
книги.
Ряд московских коллег оказывали помощь на разных этапах осуще-ствления
издательского проекта. Особенно я благодарен Марине Игельник, Якову Обухову,
Сергею Назаряну и Арону Белкину.
Надеюсь, что книга найдет своих читателей в России и не только поможет
их профессиональному росту, но и принесет им ощущение большей полноты
собственного бытия.


ПЕТЕР КУТТЕР, Штутгарт, ноябрь
, 1996 г.





ВСТУПЛЕНИЕ

Почему необходимо еще одно введение в психоанализ?

Мы исходим из того, что многочисленные введения в психоанализ нуждаются
в уточнениях. Иначе говоря, некоторые из них, как, например, популярные
работы Чарльза Бреннера (1967), Густа-ва Балли (1961), или Лоуренса С. Куби
(1956), уже успели устареть. В связи с этим на книжном рынке появились новые
работы: "Глубинная психология" Зигфрида Эльхарда(1971), "Фундаментальный
курс пси-хоанализа" Себастьяна Гопперта (1978), "Введение в учение о
неврозах и психосоматическую медицину" Свена Олафа Гоффмана и Герда
Гохапфеля (1984); отличный актуальный обзор психоанализа, выпол-ненный
Вольфгангом Мертенсом (1981), сжатая и точная информация о психоанализе
Франкфуртского Института Зигмунда Фрейда (Мук и другие, 1974). К событиям на
книжном рынке можно отнести "Учебник психоаналитической терапии" Гельмута
Томэ и Хорста Кэхеля (1985), первый том которого ("Основные положения"),
составленный в сотруд-ничестве со многими учеными, знакомит не только с
основными положе-ниями психоанализа, но и подробно излагает сущность таких
специаль-ных понятий, как перенесение, соответствие, смещение, первичное
интервью и толкование сновидений, вырабатывает определенные пра-вила
психоаналитической терапии, глубоко и обстоятельно выявляет пути развития и
цели психоанализа.
В Институте психоанализа на факультете психологии Франкфурт-ского
университета, где я преподаю с 1974 года, имеется большой выбор
психоаналитической литературы; это хорошее подспорье студентам-психологам,
которые наряду с классическими психологическими дисци-плинами --
психологической диагностикой, клинической психологией, педагогической
психологией,-- сдают экзамены по профессиональной и организационной
психологии, равно как и по психоанализу. Некоторые из перечисленных книг
годятся для этих целей, некоторые, как выясня-ется в процессе работы со
студентами, для учебных целей зачастую не подходят. По отдельным
экзаменационным темам, которые изучаются в рамках психоанализа (таким, как
теория личности и учение о болез-нях), написан целый ряд монографий,
подавляющее большинство кото-рых для студентов слишком сложно.
Будущие психоаналитики вряд ли обойдутся университетским образованием.
Студенты основного курса (психологии) и параллельного курса (психоанализа)
могут и должны получать фундаментальные све-дения о теории и практике
психоанализа, теории личности, учении о бо-лезнях, теории психических
отклонений, о психоаналитических методах лечения и консультирования, а также
о бесчисленных возможностях приложения психоанализа к общественной жизни и
политике, к лите-ратуре и искусству, к антропологии и философии. Долгое
время я до-вольствовался тем, что при подготовке к экзамену студенты изучали
по меньшей мере одну книгу в каждой из названных областей, однако и такого
рода нагрузка оказывалась (по сравнению с другими дисципли-нами) чрезмерной,
по причине всеобъемлющего характера предмета изучения.
Это соображение стало отправным пунктом для моей работы над введением в
психоанализ, которое, с одной стороны, дополнило бы сжа-тую информацию книг
Чарльза Бреннера, Вольфганга Мертенса и авторской группы Института Зигмунда
Фрейда, а с другой -- не претен-довало бы на роль учебника, большая часть
которых написана, собст-венно говоря, для практикующих психоаналитиков. Как
образцы таких учебников можно привести пятое издание"Психоаналитического
учения о болезнях" Вольфганга Лоха и "Учебник психоаналитической терапии"
Гельмута Томэ и Хорста Кэхеля.
Размышляя о содержании этой книги, я в первую очередь руковод-ствовался
интересами студентов, с 1974 года посещавших мои лекции и семинары во
Франкфуртском университете. Так появилось научно обоснованное введение в
психоанализ, которое предназначено для широкого круга читателей и вместе с
тем может послужить пособием для тех, кто работает в области социальной
психологии и медицины. Все читатели, интересующиеся психоанализом и
психологией, получат при чтении книги необходимые сведения независимо от их
собственных занятий, будь то социальная работа, медицина, психология или
какая-то другая область деятельности.
Впрочем, книга будет полезной и для студентов последних курсов и для
практикующих психоаналитиков. Она позволит им составить общее представление
о предмете и освежить в памяти уже имеющиеся знания, а отчасти и расширить
их.
Цели и содержание предлагаемой книги во многом отличны от моей
предыдущей работы " Психоанализ -- подтверждения, методы, теория и
применение" (Куттер, 1984), в которой я сравнил между собой мно-гочисленные
статьи последних лет. с тем чтобы проследить, что именно в психоанализе
оправдало себя, а что -- нет. Кроме того, я коснулся важнейших аспектов
психоанализа как метода и теории. Что касается практического применения
психоанализа, то я рассматривал только те его аспекты, которые меня в тот
момент интересовали, в частности, вклад психоанализа в групповую терапию и в
решение общественных проблем.
В предлагаемой книге речь пойдет о другом. Материал, из которого она
возникла,-- это лекционные и семинарские заметки, которые на-столько
выкристаллизировались в ходе бесконечных обсуждений со студентами
университета, что буквально взывали стать книгой.


"Новая старая критика" психоанализа

Стимулом к написанию этой книги послужили и появившиеся в по-следнее
время многочисленные критические статьи, которые берут пси-хоанализ в
перекрестный огонь уничижительной критики, долженст-вующей в буквальном
смысле его уничтожить. Двадцать лет назад на пресс-конференции Недели
психотерапии в Линдау в присутствии ежегодно собирающейся здесь гильдии
академических (по большей час-ти не ориентированных на психоанализ)
психологов, один журналист предрекал, что через какие-то десять лет
"психоанализ Фрейда" утра-тит всякое значение и уступит свое место таким
новым направлениям в психологии, как поведенческая терапия, психология
познания и тео-рия обучения. В 1969 году журналист Рупрехт Сказа-Вайс
процитиро-вал в газете "Штуптартер Цайтунг" (в"-- 110, с. 37) диагноз
известного гамбурского психолога и психотерапевта Рейнхарда Тауша, который
звучал так: "Смерть через десять лет". Пророчества не сбылись. Психо-анализ
существовал и продолжает существовать по сей день, и во мно-гом продвинулся
вперед. Впрочем, и другие направления психологии не стоят на одном месте.
Ситуация в области психотерапии и психоанализа за последние десять лет
решительно изменилась. Теперь не ищут объяснения всему высокому и низкому в
человеческой душе на запутанных тропах психо-аналитической интерпретации, а,
напротив, делают упор на эксперимен-тальных и естественнонаучных методах, на
серии наукообразных опытов, благодаря которым студенты американских
колледжей, равно как и сту-денты немецких психологических факультетов
университетов овладе-вают все большим числом надежных и серьезных
аналитических методов исследования. Следствие этого -- переход от чисто
статистического под-хода к числовым оценкам и выявлению норм отклонений.
Разумеется, таким образом можно узнать массу интересных подробностей,
которые. однако, имеют для терапии слишком малое практическое значение.
Напротив, теория и практика психоанализа находят себе примене-ние в
повседневной работе, в психоаналитических консультациях, в
пси-хотерапевтических и психосоматических клиниках, в работе свободно
практикующих психотерапевтов. Это живой обновляющийся организм. Критики
упрекают психоанализ за его недостаточную научную обосно-ванность и слабую
эффективность методов лечения. Но попытки пред-ставить психоанализ
"глубокомысленным шарлатанством", как это делает Дитер Е. Циммер (1986),
доказать, подобно Гансу Юргену Айзенку (1985), полную неэффективность его
методов, или охаракте-ризовать его как антинаучную теорию -- такова сквозная
идея книги Кристофа Т. Эшенредера "Здесь Фрейд ошибался" (1984) --
неоснова-тельны уже потому, что полученные психоаналитическими средствами
результаты проверяются методами, которые составляют противополож-ность
психоанализу и к бессознательным процессам не применимы.
Айзенк и другие критики психоанализа -- превосходные знатоки
ста-тистических методов психологии восприятия, психологии обучения и
психологии памяти. Они прекрасно знают психологию познания, психоло-гию
мотиваций и психологию эмоций. Используя эти методы, они упус-кают, однако,
из виду как раз то. чем занимается психоанализ, а именно бессознательные
процессы и то, как они протекают в "темных тайниках души" между наблюдаемым
извне стимулом, с одной стороны, и разряд-кой, с другой. Критики
психоанализа поступают с бессознательными про-цессами примерно так, как
поступили бы физики, задумав средствами классической физики (механики,
электроники) ответить на вопросы современной теоретической физики, например,
теорию атомного ядра.
Чтобы не отвечать на полемическое "Нападение на империю царя Эдипа"
("Шпигель", 1984) столь же полемическим изложением, следу-ет наглядно и
научно обосновать теорию, методы и применение психо-анализа, а чтобы
воспользоваться плодами этой работы, необходима известная непредвзятость.
Читатель, придерживающийся противополо-жных психоанализу взглядов, скорее
всего воспримет эту книгу как очередное изложение психоаналитической теории.
Но если непретенци-озное освещение предмета в этой книге заставит хотя бы
немногим ске-птикам задуматься над своей собственной позицией, то главная ее
цель будет достигнута.

страница 1
(всего 28)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign