LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>









* Законы, которые выпускаются от имени volonte generale, являются необходимыми справедливыми законами, так как их ограничение свободы находится в интересах всех.
* Право, а также господство определяется всеобщей волей.
* Право, которое общественный договор дает главе государства над подчиненными, не должно переступать границы общего блага.
* Структура, которая имеет проявление в общественном порядке, всегда связана с договором.
* Государство Руссо гарантирует каждому гражданину защищенное законом пространство свободы и гарантирует ему права по отношению к его согражданам, а также по отношению к самому государству.
* Подданные одобряют государственный порядок и легитимируют его своим одобрением.




Кант (1724-1804)


Эммануил Кант родился в Кёнигсберге в 1724-м году. Он изучал философию, Математику и естествознание в Кёнигсбергском университете, где он затем получил место профессора. Он умер в 1804 году у себя на родине, которую он почти не покидал в течение всей своей жизни. Он был известен своей упорядоченной жизнью, но также и своим открытым и расположенным к людям характером.

Кант сделал попытку показать, что уже известные нам три элемента теории договора взаимосвязаны определёнными отношениями.
Этот переход был определён его предшественниками Гоббсом и Руссо всего лишь как шаг, необходимый для перехода:
1.

2.
У Гоббса основой договора является только первый переход от первобытного состояния (война всех против всех).
У Руссо только второй переход от договора (volonte generale) к государственности.


СПРАВЕДЛИВЫЙ
ПОРЯДОК ПРАВ и СВОБОД
следствие
необходимости
ДОГОВОР

следствие
необходимости
ПЕРВОБЫТНОЕ
СОСТОЯНИЕ

Кант, так же как и его предшественники исходит из трёх ступеней развития общества: первобытное состояние, общественный договор, государственность, но он значительно упрощает аргументацию.
1.
Люди в первобытном обществе жили в состоянии постоянной угрозы опасности (по Гоббсу), так как не было никаких установленных законом учреждений, разбирающих спорные вопросы. Неважно, каков генезис этих спорных вопросов (они могут быть обусловлены либо природой человека, как предполагает Гоббс, либо иметь социальный характер - как утверждает Руссо).
2.
Человек как общественное и разумное существо нуждается для образования государства в общественном договоре, что является выражением его практического разума
3.
Учреждённое, таким образом, государство - не только просто государство, но также правовое государство, издающее законы, которые могут при разумном подходе удовлетворить всех его граждан.




Кант различает (иначе, чем Руссо) "свободу произвола", который царит в первобытном обществе, и "свободу воли", которая может быть реализована только путём общественного договора в соответствии с практическим разумом. Эта свобода приобретает границы там, где существует угроза ограничения или нарушения свободы другого. Сюда относится также потребность во взаимности, которую Раульс называет "Fairness" (справедливость) и которая вошла в свод Золотых Правил.

Произвол

Свобода воли



-
-

-

это понятие эмпирическое.
не является свободой разумной воли в понимании Канта.
это низший вид свободы, так как цели так сказать заданы извне.
-


-

-
означает возможность поступать по собственным правилам.
в моральном смысле - это непреложный императив.
это умение дистанцироваться от желания действовать по произволу и отличать добро от зла.

Поступать по правилам означает поступать разумно, так как разум - это "стремление к правилу". Именно в этом Кант усматривает свободу человека: умение привести собственные желания и цели в соответствие с самостоятельно установленными правилами, а не действовать по произволу. Эта способность к автономии и есть основа разумной воли, которую Кант называет также практическим разумом. Единственный закон в смысле законов разума, которому должна быть подчинена воля, это т.н. категорический императив, вытекающий из свободы человеческого разума. Поэтому его можно также назвать законом свободы. Но так как человек должен соотносить собственную свободу с желаниями и целями других людей, этот социальный статут "conditio humana" требует разумного закона, который отражает всестороннее признание другого человека точно таким же разумным существом, то есть признаёт его Личностью. Только то государство, в котором люди воспринимают друг друга как Личности, является по Канту государством, достойным внимания. Это свободное правовое государство.

Путь к этой цели является испытанием жизненных установок человека на их соответствие категоричному императиву. Так как Кант отличает область Морали или (соответственно) Этики от области Права, то он различает также
-
Максиму воли (Этический закон) и
-
Максиму поступка (Принцип права), что изображено на графической схеме на следующей странице.

Категорический императив исчерпывающе отражают государственные законы. Свобода определяется всеобщим законом. Правовая структура по Канту должна быть построена исключительно на основе воли (а не произвола с его определёнными целевыми установками). Категоричный императив Права содержит идеи единства Воли всех. Он требует такой структуры, при которой каждый человек может встать на позицию другого человека.




Кант
2 вида
максим







МАКСИМА ВОЛИ

МАКСИМА ПОСТУПКА





Этика

Право






Категорический императив этики

"Поступай так, чтобы твоя максима воли могла стать всеобщим законом."

Категорический императив права

"Поступай с другими так, чтобы твое свободное обращение с произволом могло сочетаться со свободой каждого по всеобщему закону."



... являются критерием морального поступка. Поэтому государство не должно навязывать гражданам свою волю в вопросах морали и совести.





Мотивы поступка...
... не имеет значения для законности поступка. Поэтому государство должно требовать от всех граждан в этой сфере послушания.




Простое соответствие или несоответствие поступка букве закона без учета его движущей силы называют законностью (правомерностью), а также соответствия, в которых идея долга, вытекающая из закона, является одновременно их движущей силой, называются моральностью (нравственностью) этих поступков.







Кант


1. Первобытное состояние


2. Договор

3. Государство

Первобытное состояние - это состояние господства произвола, отсутствия правовых норм и правил, а также отсутствия конституционного порядка.

Каждый может делать, что хочет, никто в этом состоянии не имеет права управлять никем. То есть, нет никакого определённого законом судьи. то не обязательно состояние "фактической" войны, как определяет Гоббс, а состояние "скрытой войны"- постоянной вражды. При этом не имеет значение, является ли человек эгоистом от природы (Гоббс) или он стал им по причине развития общества (Руссо). Каждый может делать, что хочет, никто в этом состоянии не имеет права управлять никем. То есть, раз нет никакого определённого законом судьи, то не обязательно должно быть состояние "фактической" войны, как определяет Гоббс, возможно и состояние "скрытой войны"- постоянной вражды. При этом не имеет значение, является ли человек эгоистом от природы (Гоббс) или он стал им по причине развития общества (Руссо).
Сюда относится также конфликт, обусловленный использованием общего жизненного пространства. Люди вынуждены в силу необходимости ущемлять друг друга.
Выводы: Первобытное состояние - это состояние постоянной вражды, так как общество не имеет установленных законом (признанных всеми) правил разрешения конфликтов и споров. Спорные случаи лишь тогда решаются мирным путём, если обе стороны мирно настроены по отношению друг к другу.

Таким образом, возникает необходимость перехода к "Общественному договору".
По этой причине Кант отрицает право сопротивления законной власти, так как это может привести к гражданской войне и тем самым - назад к первобытному состоянию.

Общественный договор по Канту направлен на регулирование способов разрешения конфликтов. Это должно осуществляться при наличии " всеобщей воли".

Эта воля есть выражение практического разума, т.е. того разума, который испытывает поступки человека на их разумность, следовательно, на их всеобщую и непротиворечивую обоснованность.

Этот практический разум является здесь универсальной правовой идеей (в смысле разумного права) и обусловливает вопрос о способности к согласованным действиям всех людей.

Содержание этого общественного договора - это проверка взаимного уважения друг друга как личности.

Выводы: Необходима проверка мысленным экспериментом, способны ли все участвующие (здесь: все граждане государства) согласиться с принятым решением.


Здесь мысленный эксперимент становится действительным.

Кант задаёт себе вопрос (для своего времени), оправданы ли привилегии дворянства или нет, и отвечает на этот вопрос "НЕТ".
Так как эти привилегии получены за заслуги совсем другого человеком в прошлом, то они не могут передаваться по наследству потомкам. Это невозможно с генетической точки зрения.

Основание:
Привилегии не могут быть разумным основанием всеобщего закона; ни простой народ, ни господствующие слои не могли бы с этим согласиться. Это касается также дискриминаций по полу, расе, вере и т.д.

Выводы: Государство должно быть построено на законах, которые имеют общий базис разумных норм и правил общественного договора на основе непротиворечивости и общности.




3.3. Возрождение идеи договора Джоном Ролсом:
Справедливость как Fairness (общество справедливости)


Джон Ролс родился 21.2. 1921 в Балтиморе, штат Мериленд. На его дальнейшую жизнь, как предполагают, оказала большое влияние смерть двух его младших братьев 1928/29 от болезни, которой они заразились от Джона. 1939-1942 - учёба в Принстонском университете, 1943-1945 - он солдат-пацифист. 1949 - женитьба, четверо детей. С 1962 года он - профессор Гарвардского университета. В 1971 году вышло его главное произведение "Теория законности". В 1979 году он, будучи профессором университета, стал последователем лауреата Нобелевской премии Кеннета Арроу. В 1991 году он ушёл на пенсию, а в 1993 опубликовал свою работу "Политический либерализм".


Джон Ролс стремится реабилитировать практическую философию общественного договора, суть которой была разработана ещё со времён Гоббса, Руссо, Локка и Канта в трёх описанных выше алгоритмах, а затем после Канта начался её закат. Ролс озадачил весь учёный мир тем, что он провозгласил возрождение этой философии договора, показав, что при определении политической законности идея общественного договора незаменима и имеет огромное значение. Он делает попытку показать плодотворность традиционных подходов, например, Канта, в рамках своей концепции "Законность как справедливость", выступая при этом против принятой в некоторых землях (Саксония) этики утилитаризма. Его монография "Теория законности", которая вышла в 1971, имела всемирный успех и привела к дискуссии, которая ведётся до сих пор. Крайне важные, новейшие американские философские концепции, такие как коммунитаризм (от community = общество, объединение) также входят в сферу этих рассуждений.

Ролс предворяет свою книгу "Теория законности" фундаментальным философским высказыванием: "Законность - это самое первое достоинство общественных учреждений, так же как истина в системе научных идей". Тем самым он подчеркивает то, что критерием для общества является не утилитарная польза, а справедливость (что он вновь и вновь отражает в последующих главах своей работы).

Чтобы убедительно доказать, что объективным критерием оценки общества является законность, а не польза для большинства, он проводит - как это принято в учении об общественном договоре - мысленный эксперимент. Так как каждый человек имеет в соответствии со своим социальным статусом (предприниматель, чиновник, учащийся, безработный и т.д.) определённые собственные интересы, то он в своей жизненной ситуации и со своей точки зрения не может объективно определить, что собственно является "справедливым". Поэтому Ролс предлагает отвлечься от своей социальной роли и мысленно создать определённую социальную ситуацию.

Создание такой ситуации происходит в два этапа: (1) сначала выбирается общая социально-политическая ситуация, (2) затем в эту ситуацию вводятся лица, которые принимают на себя определённые роли. Соответственно концепции общественного договора политической философии свободный выбор осуществляется только на первом, общем, этапе, конкретная роль по Ролсу определяется жизнью или "судьбой".



Выбор общей ситуации обусловлен двумя соображениями: Первое: Возможность выбора очень хорошей, если не самой лучшей жизненной позиции. Так мыслит "игрок". Или второе: выбор самой плохой, низшей жизненной позиции, то есть позиции "проигравшего". Эта позиция является одновременно позицией ответственного человека, т.к. эта позиция более реальна, чем позиция "победителя". Если нам предлагается, например, выбрать одну из общественных формаций - рабовладельческий строй, феодальное общество или демократию, то мы, предполагая для себя низшую позицию, выберем демократию, т.к. в этом обществе нам не придётся быть ни рабом, ни крепостным. Ответственность в этом смысле определяется тем, что мы не можем знать наше будущее. Поэтому, размышляя реально, следует исходить из самой плохой жизненной позиции.

Этот мысленный эксперимент Ролс называет первобытным, или естественным состоянием (original position), причём конкретная ситуация скрыта под "покровом неизвестности" (veil of ignorans). Тем самым подчёркивается, что мы находимся в ситуации "принятия решения при отсутствии уверенности". В этой ситуации любой человек выберет порядок, установленный обществом, который настолько будет законным и объективным, насколько он ставит любого человека в одинаковое с другими положение. Этот "покров неизвестности" Ролс сравнивает с мысленным экспериментом, который Кант проводит со своим "категорическим императивом". "Принцип законности соответствует также принципу категоричного императива. Так как Кант понимает под этим принципы поведения, которые действительны для каждого человека как свободного, равноправного и разумного существа и не вызывают у него никаких особенных желаний и целей. Напротив, это осуществляет принцип гипотетичного императива." (J.Rawls, Eine Theorie der Gerechtigkeit, Frankfurt 1979, S.285).

В ситуации общественного договора человек, как утверждает Ролс, выбирает основополагающие принципы законности, которые определяют во-первых, политическое, а во-вторых, экономическое положение общества. Политизированное общество, соответствующее этим двум принципам, он называет "обществом правопорядка".

Три этапа развития - (1) первобытное, (2) общественный договор, (3) государство - характеризуются Ролсом следующим образом:


1. Первобытное состояние

2. Общественный договор
3. Государство
Все люди
Общественный договор учреждается по двум принципам законности:
Это общество Ролс называет "обществом правопорядка". Оно, по Ролсу, должно выполнять три условия:
?
?
?


разумны,
равны
и не знают зависти (т.е. не имеют интересов, направленных друг против друга).


1.


2.
Принцип равенства свобод (= область политики).
Принцип неравенства. (область экономики).


1.


2.


3.
Критерий законности признаётся всеми гражданами.
Основной закон этого общества соответствует этому критерию.
Все граждане понимают эту концепцию и следуют ей.
Под "Покровом неизвестности" они заключают фиктивный общественный договор.
(см. последующие страницы).
Это предпосылка для
создания государства.






1. Естественное, или первобытное состояние (original position)
Первобытное общество как "покров неизвестности" характеризуется следующим образом:


Люди как свободные и равные существа выбирают принципы своего общежития под "покровом неизвестности", т.е. они не осознают собственного конкретного статуса в обществе.
Так как они не знают, приведут ли выбранные ими правила жизни к лучшему, или наоборот, к худшему, то они будут учреждать - в своих личных интересах - только справедливый общественный порядок.






ПЕРВОБЫТНОЕ
СОСТОЯНИЕ



Люди озабочены своей собственной выгодой, т.е. они принимают в расчёт некоторый риск.
Люди стремятся к развитию таких главных ценностей, как права, свободы, собственность, взаимоуважение и т.д.


"Покров неизвестности" представляет собой основной тезис в аргументации Ролса. Обсуждая на одном из семинаров вопрос, что именно подразумевается под этим выражением, мы привели следующий пример:
"Предположим, что двое маленьких детей одной матери ревностно относятся к тому, как мать с ними обходится: не достаётся ли брату больше маминых забот, чем мне? Например, при раздаче сладкого десерта каждый следит, не досталось ли другому больше, ведь это бы означало, что мама другого любит больше, чем его и поэтому и даёт ему сладкого побольше."
Вопрос: Как может мать самым простым способом - по Ролсу убедиться, что ни один из её детей не чувствует себя ущемлённым?
Ответ по принципу "покров неизвестного":
·

·


пусть один из детей сам разложит десерт по тарелкам (= сделать общий выбор для всех), т.е. определить возможный максимум.
другой ребёнок пусть первым сделает выбор (= сделать конкретный выбор в действительной жизненной ситуации), а первый ребёнок берет последним, т.е. должен удовлетвориться тем, что осталось - минимум.
Этот способ принятия решения называется минимакс-принцип (лат. Maximum minimorum, наивысший минимум). Здесь наивысшим минимумом являются совершенно одинаково наполненные десертные тарелки.

Так как все присутствующие имеют своё представление о справедливости, Ролс считает гарантированным тот факт, что они и после снятия "покрова неизвестности" будут придерживаться раз избранных принципов и принятых решений. Так как Критерий справедливости может быть определён только при принятии решения в ситуации неуверенности.




2. Общественный договор: выбор между двумя принципами справедливости.



1. Принцип равенства свобод

Одинаковое право каждого пользоваться обширнейшей системой прав и свобод, предназначенных для всех.

Социальное и экономическое неравенство должно ....

1. Принцип
неравенства






...при соблюдении принципа экономии приносить наименее защищённым слоям населения наибольшую пользу.
...соотноситься с той должностью и общественным положением, которые доступны всем в силу справедливого равенства шансов для каждого.



Принцип экономии обеспечивает справедливые взаимоотношения поколений и обязывает общество сохранять для последующих поколений не только культурные ценности и достижения цивилизации, но увеличивать и накапливать капитал.


3. Государство: "Общество правопорядка"


"Людей с различными жизненными целями объединяет общее для всех представление о законности, базой которого является гражданский мир." (Д. Ролс) Этот уровень развития общества, который основывается на принятии всеми гражданами двух вышеупомянутых
принципов, Ролс называет "обществом правопорядка", построенном в соответствии с тремя обозначенными на стр. 64 критериями. В § 69 своей "Теории справедливости" он анализирует фактор времени и подчёркивает, что "общество правопорядка переживёт века", т.е. этот критерий требует политической стабильности. Поэтому необходимо знать те механизмы, которые управляют моральным сознанием людей, особенно представлением о законности, то есть вопросы генезиса морали. Ролс излагает различные теории развития представлеий о морали в процессе воспитания молодёжи от Руссо и Канта до современных теорий психологии морали Пиаже и Кольберга, не отдавая предпочтения ни одной из них. "Следует подчеркнуть, что любая концепция морали - это чрезвычайно сложная система принципов, идеалов, и правил и охватывает все стороны мышления, поведения и восприятия мира. Разумеется, что в её развитии участвуют все виды образования, от простого обычного стандарта до высшего абстрактного мышления и дифференцированного восприятия образцов." (Д.Ролс) Этими словами Ролс открывает целую область жизни общества правопорядка, а именно, воспитание и образование.



<< Пред. стр.

страница 7
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign