LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 6
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>




Не может быть никогда реализовано всеми в бесправовом состоянии
Угроза самосохранению



ДОГОВОР

самоограничение собственного стремления
к самосохранению






ГАРАНТИЯ
ДОГОВОРА
за счет центральной общественной власти


все находящиеся в природном состоянии передают свою силу (все свои права) Суверену.








Сам не подчинен праву
Подчиняется только заповеди бога
Право и сила
идентичны

Право исходит только из желания суверена
Он не может иметь право на действие от своих подданных, если нарушает законы




Левиафан

Изображение на этом титульном листе описывается структурно на следующей странице.





"Non est potestas Super Terram quae Comparetur ei. Job 41.24"
[На земле нет силы, которая могла бы сравнится с Хиором 41.24]

Символические уровни и изображение Левиафана
* Туловище Левиафана составляют люди, которые обращают к нему свое лицо, как к солнцу. Они действуют как чешуйчатый панцирь, который защищает тело монарха, и являются одновременно этим телом.
* на голове у него корона монарха
* в левой руке он держит меч как символ светской власти
* в правой руке он держит жезл епископа как символ религиозной власти
* меч и жезл епископа образуют форму палатки, которая покрывает как защита всю страну и символизирует мир и справедливость.


Уровень реальности земли
* Тень Левиафана, тень мира покоится над всей страной
* На переднем плане можно видеть город с церковью, рядом деревни и замки. На заднем плане видно море, по которому плывет корабль.



Светская сила

крепость, защищенная дымящимися орудиями



Левиафан

Духовная сила

Церковь

Корона
Шапка епископа
Пушки

духовная "защита"
анафема и отлучение от церкви

Оружие:
захваченные знамена и мушкеты
Оружие для искусства диспута:
* дилемма: двурогий
* силлогизм трезубчатый
вилки и вилы, чтобы бороться с противником
битва с кавалерией и пехотой






Гоббс


1. природное состояние

2. договор
3. государство
* Люди, будучи разумными существами, имеют постоянное естественное стремление к самосохранению и счастью.
* Состояние, в котором все претендуют на это право, приводит к конкуренции людей друг с другом.
* Возникающие из этого конфликты не являются следствием несправедливого отношения, а вынужденно возникать из-за права всех на все.
* В природном состоянии таким образом "человек человеку волк" (homo homini lupus) и существует война всех против всех.
* Это право всех не может быть реализовано, оно содержит логическое противоречие, так как это не может быть реализовано никогда в бесправовом состоянии. Право на все есть одновременно право на ничто!
* Отсюда вытекает необходимость выйти из природного состояния и заключить договор (обязанность exendiums) т.е. переход от природного состояния к договору является необходимым шагом.
* Люди в природном состоянии вступают друг с другом в договор, который налагает на них самоограничение для собственного самосохранения и стремления к счастью. Только так можно гарантировать всем установление их естественного права на самосохранение и счастье.
* Договор и содержащиеся в нем положения должны гарантироваться центральной общественной властью, так как "Договоры без меча являются только словами и не обладают силой дать человеку малейшую гарантию" (Левиафан гл. 31).
* Все принадлежащие к природному состоянию отдают свою силу суверен (Левиафан; на древнеевр. чудовище), который имеет исключительную общественную власть и характеризуется Гоббсом как смертный бог.
* Ответным действием Левиафана является забота о том, чтобы все получили свои права.
* Этот суверен не является партнером в договоре и сам не подчиняется этому праву.
* Он подчиняется только заповеди бога, и его действия не могут быть регламентированы подчиненными.
* Правом является исключительно то, что исходит из желания суверена.
* Левиафан (как персонифицированное государство) представляет собой единственную силу в государстве и тем самым одновременно является единственной инстанцией, устанавливающей права.
* Право и сила идентичны, так как каждый принял гипотетический договор.
* Граждане наслаждаются свободой только в рамках границ, которые им устанавливает эта власть.
* Свободу следует понимать только в негативном смысле как отсутствие запретов, а не в позитивном смысле как гарантия права.
* Подданные обязан повиноваться этому государству только до тех пор, пока оно в состоянии выполнять цель договора, т.е. хочет гарантировать самосохранение и счастье. Он сохраняет право необходимой обороны.
* Выход из этой государственной модели разрешается каждому гражданину.




Руссо (1712-1778)





















Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 г. в Женеве, его мать умирает через неделю после его рождения. Он жил позже в Париже в качестве домашнего учителя (по музыке) и личного секретаря. В 1728 году состоялся переход в католичество и знакомство с 30-летней мадам де Варенс, которая по поручению короля опекает молодых людей, обращенных в другую веру, и становится в 1734 г. его первой возлюбленной. В 1750 г. он получает премию академии Дижона (так называемый первый трактат и становится за счет этого известным. В 1754 в 42-летнем возрасте повторный прием в кальвинизм. В 1755 следует так называемый второй трактат "о неравенстве среди людей". К 50-летнему возрасту появляется в 1762 году его главное политическое произведение Du contrat Sozial (общественный договор) и роман о воспитании Emile (Эмиль); получает запрет от цензуры в Париже и оба произведения сразу же запрещают в Женеве. В 1768 г. в возрасте 56 лет заключает брак с 47-летней Терезой Левансар после 25-летнего духовного брака, в котором появилось 5 детей, отданные родителями в воспитательный приют, где они потеряли свое родство. 2-го июня 1778 года Руссо неожиданно умирает вблизи Парижа, незадолго до своих 66 лет. 16 лет спустя в 1794 году его прах перевозят в пантеон в Париже в рамках государственного акта и чествуют как идеолога французской революции в 1789 г. для преодоления абсолютизма. Тереза умирает в 80 лет в 1801 году спустя 23 года после смерти Жан-Жака, после того как конвент пожаловал ей почетную пенсию.

Руссо

1750 первый трактат
1755 второй трактат
1762 общественный договор
1768 заключение брака
1778 смерть

Руссо вел беспокойную жизнь. Покой он находил чаще всего в домах, которые предоставляли ему богатые покровители, где его работе никто не мешал. После того как он в 1728 году по рекомендации разместился у мадам де Варенс в Аннеце в области Саввойя, которая при финансовой поддержке короля Сардинии и Саввойи опекала швейцарских кальвинистов, желающих принять католицизм. Эта встреча становится для него судьбоносной. В 23 года он получает от нее в свое распоряжение поместье Les Charmettes, где он сам как самоучка приобретает те знания, которые он позднее использует в своих книгах. После разрыва с мадам де Варенс и возвращения к Женевскому кальвинизму и после других мест проживания он за три года будет сочинять "Общественный договор" и "Эмиль" севернее от Парижа в Montmorency и в конце в замке герцога Люксембургского. Это были произведения, которые сделали его знаменитым до сегодняшних дней.





Les charmettes
Швейцария поместье мадам де Варенс. Здесь Руссо живет в возрасте от 23 до 30 лет и занимается самообразованием.





Montmorency около Парижа.
Замок герцога Люксембургского. Здесь
сочиняются "Общественный договор" и "Эмиль". В то
время ему около 50 лет.




Руссо во втором трактате "Рассуждения о происхождении неравенства среди людей" начинает критику невыносимых условий современного государства его времени с Гоббса и его конструкции легитимного государства: "Заблуждение Гоббса состоит, таким образом, не в том, что он определяет состояние войн между независимыми и объединившимися в общество людьми, а в том, что это состояние принимается как вид природного и оно выдается за причину пороков, под воздействием которых возникает это состояние".


Таким образом, он упрекает, Гоббса в том, что он путает причину и следствие.



Руссо также как и Гоббс исходит из природного состояния:
* Но если у Гоббса это природное состояние изображается принципиально негативным,
* Руссо соединяет с этим представление позитивного состояния. Два предложения из Contrat sozial и Emille программно отражают эту точку зрения:



Природное состояние





"Человек рожден свободным,
но повсюду он находится в оковах
"L'Homme est ne libre, et patriout il est dans les fers"
(Contrat sozial 1-ое предложение первой главы)
"Все хорошо, что исходит из рук
создателя, все меняется в руках
человека"
(Emille, 1-ое предложение первой книги)


Это предложение из начала Contraсt sozial 1762 года о первоначальной свободе всех людей встречается в том же смысле в американской Virginia Bill of Rights от 12 июня 1776 года и во французской декларации прав человека и гражданина от 26-го августа 1789 ("Deklaration ...), а также во французской конституции от 1791 и 1793 годов.



Америка
Virginia Bill of Rights
1776

Франция
Декларация прав человека и граждан
1789

Ст.1
"Что все люди от природы одинаково свободны и имеют определенные присущие им права [...]"

Ст.1
Люди от рождения и в течение своей жизни свободны и равны в правах. Общественные различия могут быть оправданы только исходя из всеобщей пользы.




Руссо развивает свои мысли, отклоняя формальную схему Гоббса, а также контрастируя с ним в содержательном плане.
* Если у Гоббса люди, находясь в государственном состоянии, остаются по своей природе такими же рационально приспосабливающимися эгоистами, как и в природном состоянии,
* Руссо развивает концепцию, в которой утверждается, что природная доброта человеческой натуры, изменившаяся из-за социальных процессов в худшую сторону, в новом государственном состоянии может быть восстановлена в своей естественной доброте. Здесь очевидно просматривается уже процитированное много раз предложение: "Назад к природе". Однако этого предложения у Руссо нигде нет, но оно всегда используется для характеристики его политической и этической философии. Но уже потому, что в этической традиции быть плохим или хорошим с моральной точки зрения определялось по воли, то люди изменяются за счет этого в морально-этическом плане.

Итак, что изменяется при переходе от природного состояния через договор в государственное состояние?

* У Гоббса изменяются только внешние условия (мир и благосостояние вместо войны и нищеты), человеческая природа в государственном состоянии, т.е. человек есть и остается рациональным эгоистом. Договор является взаимным договором подчинения, для того, что бы ввести внешнее новое состояние и вообще по этой причине не может изменить (внутреннюю) природу заключающего договор.
* У Руссо, наоборот, при переходе от природного состояния в государственное за счет принятого договора (volonti generale) изменяется также человеческая природа.
Основная мысль заключается в следующем:
Все люди "заключающие договор" отдают свою эгоистичную единичную волю и принимают ту волю, которая является средней величиной содержания отдельной воли всех, взятой вместе. За счет этого они внутри образуют новую волю, которую с этого момента имеют все заключающие договор люди. Этим они добровольно отказываются от эгоистических индивидуалистских интересов.

Руссо развивает свою этико-политическую философию в двух произведениях
* во втором трактате о неравенстве среди людей и
* в "Общественном договоре".

1. Согласно аргументации, изложенной во втором трактате о неравенстве среди людей, Руссо делит состояние среди людей на две фазы: первоначальное природное состояние и состояние, к которому они приходят в результате прогрессивного развития.
Природа в первоначальном состоянии является той фазой, в которой люди живут экономически независимо в аграрном обществе и сами производят все необходимое для жизни. Сосед находится на большом расстоянии и не выступает поэтому как конкурент.
По Руссо это изменяется только тогда, когда за счет роста населения люди начинают жить друг с другом плотнее и за счет этого появляется новый образ мышления, а именно сравнение с другими. Только сейчас в прогрессивном состоянии возникает новая ориентация, которая больше не центрируется на экономической независимости каждого отдельного человека, а складывается главным образом из соображения о том, какую позицию занимает другой, что он думает о ком-то и т.д. В это время по Руссо возникает также конкурентное мышление, разделение труда и за счет этого частная собственность.



Объяснение Руссо перехода из фазы 1 к фазе 2 внутри природного состояния:
То, что заложено в человеке от природы и то, что поддерживает, по Руссо, это состояние есть Perfectibilite, способность каждого отдельного человека к совершенствованию. Сейчас становится необходимым государство. Основатели государств являются собственниками, которые хотят защищать свою собственность. Но тем самым по Руссо в государственный договор закладывается неравенство. Такой договор, который заключается среди неравных, не является нравственным.
Здесь интересно, как это часто бывает у Руссо, то, что он опровергает распространенные схемы интерпретаций.
* В греческой античности, например, у Платона софисты, а именно Калликл и Тразимах, представляли тезис о том, что слабые объединяются против сильных, чтобы иметь возможность превратить свою слабость в силу.
* У Руссо это не слабые, а богатые, которые объединяются против бедных. Этим у Руссо еще более отчетливо, чем у античных философов вводится уже в языковую сферу экономический фактор.
2. "Продолжение" этой истории природы человека содержит "Общественный договор". Он начинается словами: "Человек рожден свободным, но все же он находится в оковах".
К этому состоянию, в котором богатые связывают бедных гоббсовским нравственно неприемлемым договором обращено высказывание Руссо: "Человек рожден свободным, но все же находится в оковах". К нравственному договору по Руссо можно прийти только тогда, когда заключающих договор можно будет рассматривать как Свободных и Равных. В "Общественном договоре" Руссо развивает теорию, как из порочных и эгоистичных Borgeois можно стать добродетельными Citoyans, которые любят свое отечество и следуют закону не только с утилитарной точки зрения, но и по своему желанию.



Ответом Руссо является новая теория воли volonte generale, общая политическая воля граждан государства. Он различает при этом две воли:
* Каждый гражданин имеет субъективную индивидуальную волю и суммой этих субъективных волеизъявлений является volonte de trous граждан, связанных с экономикой и думающих о своей выгоде (bourgeosu).
* Но если из этого числа взять ту среднюю величину, которая является общей волей всех людей как граждан государства (citoyens), то получается volonte generale. Эта всеобщая политическая воля представляет то, чего действительно хотят все граждане государства, хотя каждый гражданин имеет еще и субъективные интересы и имеет право на их преследование. Эта всеобщая воля содержит общее благосостояние.
Идея этического превращения воли людей из негативного в позитивное состояние развита Кантом и побудила его к формулировке категорического императива морали, к тому, что он выразил в "революции образа мышления"





Заключение


1. Природное состояние

















2. Договор

















3. Государство


1-вая фаза
По Руссо, люди сначала живут, руководствуясь только чувством. Разум, в отличие от Гоббса еще не играет никакой роли.
Существует
* не золотое правило, как правило разума,
* а только эмоциональное состояние

2-я фаза
За счет природной установки к Perfectibilite люди приходят по случайным внешним обстоятельствам (рост населения) к обществу конкуренции с разделением труда. Здесь богатые могут потерять больше чем бедные. Поэтому богатые "одурачивают" бедных, заключая в государстве своего рода "обманный договор". Это государство является государством Гоббса. На это место Руссо ставит общественный договор.

Общественный договор (Contrat sozial) имеет целью превращение жителей, находящихся в первоначальном природном состоянии (bourgeois) в людей государственного состояния (citoyens). Основная формула звучит следующим образом: Люди изменяют свою эгоистическую индивидуальную волю (volonnte de tous) на всеобщую волю (volonte generale).
Так как по старой традиции этики из воли складываются цели действия, изменяются тем самым в действительности цели поступков конкретных людей. Договор больше не является, как у Гоббса, только договором подчинения для управления внешними обстоятельствами, а договором подчинения и одновременно договором господства. Этим заключающие договор люди являются как господами (договор господства), так и подчиненными и подданными (договор подчинения). За счет этого их состояние улучшается теоретически по сравнению с государством Гоббса на 50 %.

Народ за счет договора является теперь как законодателем, так подданным своего собственного законодательства.
* В статусе законодателя закреплено природное требование свободы.
* С формулой о подданном связана первоначальная идея мира.

Критика разгорится из-за так называемого волюнтаризма государственной конструкции Руссо. Только Кант превратит волюнтаризм Руссо в этический интеллектуализм.




Руссо


1. природное состояние

2. договор
3. государство
* В первобытном состоянии люди свободны и живут друг с другом по доброй воле.
* Только за счет обобществления - обоснованного возникновением частной собственности - люди стали жадными, честолюбивыми и злыми. "Человек рождается свободным, но находится всюду в оковах". (Конфликты первобытного состояния происходят не от природы, как у Гоббса, а являются следствием обобществления людей. Человечество выходит из своего естественного состояния и в процессе развития приходит к состоянию, которое больше не может гарантировать права природы). Есть ли, несмотря на это возможность создания справедливого общества?
* Предпосылки: все люди обладают способностью действовать согласно своим внутренним представлениям о цели; таким образом, они обладают свободой произвола, и, в силу этого, все равны.
* Далее человек обладает способностью пользоваться своим разумом, что бы познать всеобщую волю, т. е. человек может отказаться от своих личных интересов и возложить на себя обязанность служить всеобщему благу.
* Из страха пред неопределенностью он готов отказаться от жизни по законам природы и решиться на то, что бы быть гражданином государства.
* Заключение договора (Contrat sozial) является соглашением всех людей.
* В нем люди отличаются друг от друга, их свобода произвола отдается в пользу правового сообщества и свободы, защищенной им.
* Договор имеет проявление во всеобщей воле (volonte generale), которая, однако не является волей всех. Она не является ни суммой содержания воли всех, ни волей господина. Она также не является выражением интересов общества, так как это общество могло бы преследовать неморальную цель.
* Всеобщая воля является абсолютной единицей, а именно, единицей народной воли и проявляется в равноправном участии всех.
* Поэтому все решения всеобщей воли нацелены на общее благо.
* Из основы договора volonte generale по Руссо вытекает необходимость государственного состояния.

<< Пред. стр.

страница 6
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign