LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


цель как предполагаемый результат

Выбор средства

="ea, quae sunt ad finem"

="те обстоятельства, которые ведут к цели".




"Оправдывает ли цель средства?"

Вопрос о том, оправдывает ли цель средства, возникает тогда, когда выбор средства был неудовлетворительным.


Два временных уровня
-
до действия: в этом случае преследуемая цель обусловливает исполнения действия и тем самым выбор средства.
-
во время самого действия: суть этого уровня прямо противоположна первому: сначала применяется средство а затем достигается цель.

(1) Обдумывание = до действия.



Цель




Средство




Только средство, которое действительно ведет к реализации цели, пригодно для выполнения действия. Любая произвольно выбранная цель не может обеспечить подходящие средство, то есть оправдать его.


Например, для рабочего не существует вопроса о том, что цель оправдывает средства. Для него взаимосвязь между целью и средством задана предметно-логическим путем: от подготовки средства можно логически перейти к цели. (Например, инструмент для ремонта не плотно пригнанного стопорного вентиля: если давление воды было причиной капания из крана, то рабочий самостоятельно выбирал средство, чтобы устранить причину поломки.)

В области морали взаимосвязь между целью и средством так ярко не проявляется как в технике, так как здесь цель и средство понимаются по-разному. Здесь иллюзия "грандиозной" цели, которую можно достичь, выполнив действие, способно воспрепятствовать использованию неверно выбранного средства. При исполнении действия эта иллюзия исчезает. Ведь сначала нужно применить средство (например, совершить поступок), лишь тогда можно определить цель как результат действия.

(2) Исполнение = во время действия.



Средство






Цель




Цель и средство обязательно меняются местами:
Цель действия при его обдумывании занимает первое место, при исполнении - последнее.




Пример: "Спасение утопающего"


Жизненная ситуация:
представим себе, что кто-то гуляет по берегу озера, и вдруг слышит из воды крики о помощи. Человек прыгает в воду и плывет к утопающему. Но пока он плывет, ему в голову приходит мысль, что своим поступком он может добиться еще кое-чего: например, получить деньги или почетный орден, или известность в средствах массовой информации и т. д.
Возникает вопрос: как оценить поступок этого человека с моральной точки зрения, если у него появились такие мысли? Какова структура этого действия?


Если оценить это действие с точки зрения его исполнителя (то есть не того, кто нуждается в помощи), то очевидно, что первоначальная цель спасения жизни превратилась в другую цель, которая выражается в трех вышеупомянутых наградах. Если предположить, что цель спасения жизни ради денег имеет меньше моральной ценности, чем просто спасти жизнь человека, то возникает вопрос, что же влияет на снижение этой моральной оценки. Классическая этика дает на это следующий ответ: действие больше не рассматривается как реализация одного принципа, а преследует две гетерогенные интенции. А именно, спасение жизни и получение вознаграждения. Тем самым, действие являющееся единым актом, подразделяется на две составные части. Или другими словами, стремление к вознаграждению можно с моральной точки зрения не принимать в расчет, так как награда за поступок уже получена совсем другим образом.
Кроме того, существенно меняется роль нуждающегося в спасении для того, кто его спасает. Спасающий своим стремлением к вознаграждению меняет статус того, кого спасает от статуса цели к статусу средства. Если вспомнить положения этики Канта, то превращение человека в простое средство достижения своих целей должно являться нарушением его достоинства и должно осуждаться. Истинное намерение, побуждающее действие, и тем самым определяющее его моральную оценку, это то намерение, которое на рисунке изображено позади тонущего человека и представляется взгляду спасателя.

Спасатель
моральный субъект
Тонущий человек
Цель, которая становится средством
Награды
"истинное" намерение


"позади" любой главной цели скрывается "истинная" цель, в соответствии с которой достигается эта главная цель.





2 Этика долга Канта (Р. Геншель)

2.1 Введение в проблему.

Отправной точкой для последующих размышлений служит утверждение, что поступок всегда осуществляется во имя устремления, которое служит цели, совершающей его личности. Человек в отличие от других существ в состоянии самостоятельно ставить перед собой цели, то есть чего-либо хотеть (устремления и цель).

Отсюда вытекает ряд вопросов:
- Является ли произвольным то, что я хочу и для чего я этого хочу?
- Можно ли определить качество устремлений человека и целей?
- Тождественны ли желания одной личности желаниям другой?



быть эгоистически центрированным.

Индивидуальное желание может



быть направленным на общие цели.


Уже в "Горгии" Платона в диалоге между Калликлесом и Сократом имеет место проблема желания. Сократ утверждает, что человеку в ходе его жизни необходима этика (нравственность). Калликлес возражает ему и приводит пример тирана, который может делать все, что он хочет, и именно поэтому - для Калликлеса и многих других - вполне счастлив.
Сократ утверждает, что тиран на самом деле не так всемогущ, так как он знает, чего действительно хочет. Хотя им и владеют сильные влечения и побуждают его совершить поступок, однако он все же не распоряжается своей душой, которая вдохновляет его поступки. Только тот властен над своими поступками, кто совершает их в твердом уме и трезвой памяти. Платон имеет ввиду здесь, что желание предполагает знание всего того, что может произойти. Только тогда желание благое, когда оно разумно. А разумно оно лишь тогда, когда продумано и осмыслено во всем своем объеме, т.е. цель и реализация желания должны быть продуманы вместе со средством.

Древняя мудрость гласит:
"Хорошо обдумай то, чего ты хочешь, ведь это может быть именно тем, что ты получишь!"




постановка цели








Индивидуально-эгоистическая
цель
Разумная цель на благо всех
-


-
-
стремление к добру, так как это приносит пользу тому, кто стремится
стремление к приятному
учет только индивидуальных интересов
-

-

-
главный ориентир: разумность желания
способствовать счастью других
учет интересов других




Эту разумность воли Кант в своей этике пытается найти с помощью метода проверки максим. Каждое действие совершается во имя цели, которую я хочу достичь этим действием. Каждое действие индивидуально конкретно, но это не значит, что действующему всякий раз следует ставить совершенно новую цель. Наблюдая реальную жизнь, Кант приходит к тому, что для каждого человека типичны такие целевые установки, которые в определенной степени связаны с его характером. Они управляют всеми его поступками, и эти целевые установки он называет максимами.
Объясним это кратко на примере.
Петер мог бы попытаться добиться профессионального успеха тем, что он готов ко многим видам работ, Карл, наоборот, убежден, что "локти" являются единственным средством для успеха в мире труда, Гюнтер верит, что верным путем в профессиональной деятельности является постоянное совершенствование. Все три человека в этом примере сформулировали, таким образом, свои "субъективно-практические принципы", которые Кант называет максимами. Если просто упомянуть такие максимы, то тогда ничего не будет сказано, верны ли они с точки зрения морали (даже если бы выяснить, что Карл с помощью своего "метода локтей" смог добиться желаемого успеха). Максимы следует проверить в отношении их моральности. У Канта это делается с помощью формул категорического императива.

В учении, имеющем распространение со времен Аристотеля, нравственный поступок выделяется понятием добродетель. Согласно определению добродетели, она представляет собой "середину" между двумя крайностями, пороками. В отличие от такой трактовки Кант вступает на новый путь.
В этике Аристотеля, например, в разделе "использование денег" были обе неверные позиции ("пороки") "стремление к расточительству" и "жадность", а хорошее ведение хозяйства, напротив, традиционно называлось словом "бережливость". В основе этого лежало "пространственное" представление о том, что оба порока представляют собой две противоречащие друг другу крайности, а добродетель находится посередине между ними. Кант пытается показать, что важна не дистанция, что пороком жадности является не далеко зашедшая бережливость, а то, что эти обе позиции базируются на различных принципах (максимах).
* Жадный видит цель ведения хозяйства не в наслаждении зарабатываемыми деньгами, а в обладании ими.
* Расточительный наоборот видит цель своего заработанного состояния не в получении собственности и разумном распоряжении ею, а только в наслаждении своим состоянием.

Аргументы против учения Аристотеля:
Разницу в моральности между добродетелью и пороком можно установить только с помощью максим


"Если мы должны отличать порок от добродетели, то нам следует распознавать и характеризовать таковые как различные не через меру исполнения нравственных максим, а через объективный принцип их. - Максима жадности приобретения (как и максима расточителя) такова: доставать и получать все средства к жизни в достатке с целью употребления. - Максима скаредности, напротив, состоит в приобретении и сохранении всех средств к жизни в достатке, без намерения употреблять их (т.к. цель здесь не употребление, а обладание). Итак, отличительный признак последнего из упомянутых пороков - принцип обладания средствами для различных целей, но с оговоркой, что избегают употреблять все эти средства для самого себя и тем самым лишают себя наслаждения жизнью. Это прямо противоположно долгу перед самим собой в отношении цели. Стало быть, расточительство и скаредность отличаются друг от друга не степенью, а тем, что у них противоположные максимы".



2.2. О жизни Канта

- 22 апреля 1724 года дата рождения Иммануила Канта, четвертого ребенка из семи детей ремесленника (мастера по изготовлению ремней); воспитанного матерью, болезненного, хрупкого телосложнения (ростом 1,57 см), боязливого из-за реакции организма на любое изменение места жительства.
- Кант жил в 1724-1804 гг. в Кёнигсберге. Он почти не выезжал из своего родного города (несмотря на это он был удивительно хорошо информирован из прочитанного о других городах и странах, что является показателем его способностей к абстрактному мышлению и фантазии).
- Учеба в университете, затем место домашнего учителя в состоятельной семье (в течение 10 лет). Через некоторое время он становится приватдоцентом, а затем, в 46 лет профессором в университете Кёнигсберга.
- Кант никогда не женился (впрочем дважды приходил к мысли о женитьбе).
- В бытность профессором университета он начал соблюдать определенный распорядок дня (частично из-за состояния здоровья), например, ежедневно в определенное время начинал прогулку. На эту тему существовала шутка, что кёнигсбергцы могут устанавливать часы по распорядку дня профессора, а не солнцу.
- Время обеды Кант (когда он был профессором университета) постоянно проводил в обществе 3-х-9-ти гостей, по античным числам для количества участников трапезы; причем - согласно его современникам-биографам - беседы на философские темы были нежелательны (эти серьезные темы оставались для семинаров). Его гостями были не коллеги Кёнигсбергского университета, а чаще всего предприниматели, банкиры и т.д. Все необходимое делал один слуга. Такие обеды длились постоянно более нескольких часов. Подавалось 3 блюда и полбутылки вина. Кант славился искусством общения, остроумием, духовным богатством.




Обеды у Канта

- Свои основные труды он написал достаточно поздно, в возрасте между 57 и 74 годами:

1781 Критика чистого разума
1785 О метафизике нравов
1788 Критика практического разума
1793 Религия в пределах одного только разума
1797 Основы метафизики нравственности
1798 Антропология

- 12 февраля 1804 года Кант умирает, почти в 80 лет и будучи широко известным. 30000 человек прибыли на его похороны в маленький провинциальный город Кёнигсберг, который сам насчитывал только 5 тысяч жителей. К его 200-летию в Кёнигсберге был построен новый мавзолей и на памятной доске начертано одно предложение из его этики, которое он возможно повторял во время прогулок.
"Две вещи вызывают в моей душе все более сильное восхищение и преклонение, чем чаще и дольше я об этом думаю и этим занимаюсь: звездное небо надо мной и моральный закон во мне."





2.3. Новый подход Канта к этике

Кант подвергает основательной критике этику добродетелей, существующую со времен античности. Этика добродетелей с ее телеологической ориентацией видела источники морали прежде всего в стремлении к счастью, как высшей цели. В этике добродетелей, существовавшей до Канта, объективно доброе предшествовало человеческой воле (такие добродетели как храбрость, осмотрительность и т.д.). Этого следовало добиваться и реализовывать в поступках. В прошлом добродетели зарекомендовали себя как ценностные и в силу традиции стали добром, которое, будучи однажды достигнутым, приводило к счастью, и даже было частью этого счастья.

На первом месте стоял не вопрос, к чему следует стремиться, а вопрос: как этого можно добиться. Аристотель говорит, что, например, врач не обдумывает, что он должен сделать. В его жизненной практике лечение больных является само собой разумеющейся целью. Подобным же образом солдат-пехотинец не копается в целях, т.к. его целью является победа в сражении, равно как и сапожник, целью которого является изготовление хорошей обуви. Цели складываются из круга устремлений человека.

Задачей разума является, прежде всего, поиск соответствующих средств для достижения целей. Но цели не определяются человеком в каждом поступке от нуля, а "проявляются" в отдельных случаях при определении позиции в практических жизненных ситуациях в характерных признаках этого единичного случая, по его добродетели или пороку. Этические добродетели были выражением разумного порядка в сфере человеческих устремлений, в которой имеют место и страсти. Добродетели были, например, представлены Аристотелем в учение о mesotes (середина), которое было направлено на достижение этических добродетелей за счет соблюдения "справедливой" середины. Под метафорой "золотая середина" не имелась в виду арифметическая середина, а правильная мера в поступке, определяемая каждым человеком в определенной конкретной ситуации.

Но для Канта "добро" это не то, что показало свою ценность в прошлом (как это, например, имеет место в этических добродетелях), т.к. эти добродетели - по Канту убеждения - еще ничего не говорят о моральности поступков.


Кант делает, таким образом, вывод, что выбор целей зависит от
качества воли:
только добрая воля преследует добрые цели.



Этот поворот в определении добра называется в этике коперниканским переворотом. Это означает, что поступки (морально хорошие) получают свою моральную ценность только за счет такой воли, которая желает добра. Эта добрая воля свершается за счет деятельности разума. Воля - это не иное слово для "стремления к чему-либо" в смысле аффективного требования. Воля - это выражение поступка, руководимого разумом, как это, например, выразил Фома Аквинский: voluntas est in ratione. Кант проводит параллель воли и практического разума.






истоки (происхождение)
наших поступков






в зависимости от наших
склонностей

в зависимости от принципов
разума
-
-
-
-
-
-
Определяется внешними целями.
Выбор целей не происходит без связей с внутренними причинами, а определяется природой.
Человек находится в плену своих желаний творить произвол, не принуждая себя к чему-либо.
Человек рассматривает себя как исполнитель своих влечений и потребностей.






-
-
-
-
-
-
Воля сама является целью и тем самым независима от наших склонностей. Человек принимает решения и действует свободно (с помощью воли своего разума)!
Разум определяет волю. Эта воля является доброй волей и может иметь следствием только добрый поступок = практический разум. Важным для моральности поступка является не достижение какой-либо внешний цели, а качество воли. Доброй волей является такая, которая при выборе своих максим руководствуется разумом, т.е. категорическим императивом.

Внешняя свобода действий.

Гетерономия воли.


внутренняя свобода воли

автономия воли


Добрая воля
Волю, которая при выборе своих максим применяет принципы разума, Кант называет доброй волей. Только она в состоянии совершать морально хорошие поступки.



В первом разделе своего труда "Основы метафизики нравственности" Кант пишет об этом:
"Нигде в мире, да и нигде вне его, невозможно мыслить ничего иного, что могло бы считаться добрым без ограничения, кроме одной только доброй воли. Рассудок, остроумие и способность суждения и как бы иначе ни назывались дарование духа, или мужество, решительность, целеустремленность как свойства темперамента в некоторых отношениях, без сомнения, хороши и желательны; но они могут стать также в высшей степени дурными и вредными, если не добра воля, которая должна пользоваться этими дарами природы и отличительные свойства которой называются поэтому характером".



Кант спрашивает: Что позволяет человеку отличать моральное от неморального?
Его ответ гласит: То, что человек познает в себе необходимость.

Он рассматривает необходимость как призыв разума. Только существа, с возможностью восприятия такой необходимости считаются поступающими морально. Животные исполняют действия, управляемые инстинктами и не могут осознать моральную ценность

ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ является ДОЛГОМ, который человек ощущает в себе.
Источником долга является РАЗУМ.



Кант различает четыре вида долга:
1. Совершенным долгом он называет тот, который не оставляет действующему пространства для поступка.
2. "Несовершенный" тот вид долга, который создает для человека, совершающего поступок, определенное пространство для формы поступка.
3. Долг по отношению к другому.
4. Долг по отношению к себе. / Он обоснован тем, что нужно рассматривать себя с позиций разума, а не только другого; долг всегда рассматривать с позиций разума всех людей, включая себя самого.





Совершенный долг без пространства для поступка


Несовершенный долг с пространством для поступка
По отношению к другим

Пример:
Управлять наследством

Заповедь сохранения не оставляет никакого пространства.
Нельзя "чуть-чуть" украсть

Пример:
Оказывать помощь в беде
Объем оказания помощи зависит от субъективных возможностей помогающего. Поэтому здесь остается пространство.

По отношению к себе

Пример:
Запрет самоубийства

Поступок, связанный с убийством, конечно, не оставляет пространства.

Пример:
Запрещение лености
Объем работы или лености не может определяться в объективно-моральных позициях. Поэтому здесь имеется пространство





2.4. Категорический императив.

Одной из заслуг Канта является то, что он придал языковую форму, существующему в нас повелевающему долгу в формулировках категорического императива!

Сначала следует сделать различие между двумя формами императива, гипотетическим и категорическим.
1. Гипотетическим Кант называет такой императив, который делает зависимым высказывание от условия, выражающегося мысленно в структуре "если - то" (без необходимости обязательного выражения этого в языке). Здесь он снова различает два вида императива.
* Например, в следующем высказывании: Если ты хочешь совершить путешествие в другие страны, ты должен экономить. Он называет их также императивами искусности (ловкости), т.к. они требуют дара находчивости в достижении определенной, поставленной самим собой цели.
* Императивами ума он напротив называет такие, у которых цель устанавливается всеми людьми, но средства для достижения этой цели выбираются индивидуально. Здесь речь идет о волевой цели.
2. Категорическим, по Канту, высказывание является тогда, когда оно делается без зависимости от каких-либо условий. Например, высказывание: Не присваивай никогда чужой собственности. Волевые цели, сформулированные в гипотетическом императиве, не являются конечными, высшими волевыми целями. Категорический императив служит для того, чтобы обозначить последние волевые цели как обязанности.



Гипотетический императив




Категорический императив

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign