LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>




?




?








?
что достигнутая с таким трудом в нашем обществе терпимость к инвалидам снова может может быть утрачена, а родители, решившиеся на рождение ребёнка-инвалида будут подвергаться общественному давлению,
пренатально диагносцированные генетические отклонения будут рассматриваться как снижающие жизненные шансы человека в плане его социального развития недостатки, которые можно устранить,
вместо критерия "польза ребёнка" появляется критерий "польза общества", который ратует за ПБ, так как решение в пользу ПБ ориентируется на "переживания" будущей матери, так что и здесь самыми важными являются психосоциальные критерии,
право на продолжение рода будет потеряно.
?

?

?

?




?




?



?
нет такой правовой установки, что человек должен родиться исключительно здоровым,
никто не несёт ответственность за генетическую "лотерею" природы,
мерой врачебных действий может быть только польза пациента и его семьи, а не общества,
инвалидность - это не заболевание, а особая форма здоровья; личность человека формирует далеко не это одно качество, а многие другие; инвалидность должна рассматриваться как личностная форма существования человека,
человек имеет естественное право на индивидуальность, которая может заключаться в его уродстве или наоборот выражаться в нём; только "инакость", разнообразие обусловливает творческое развитие общества,
сочувственное принятие проблем отдельного человека в смысле его автономии однако не даёт обществу право выбора и альтернативу медицине,
консультации должны учитывать каждый отдельный случай.




В. Опасность евгеники и селекции человека.


Имеются опасения, что генетика в рамках ПД спровоцирует евгеническое мышление и приведёт к евгенике, если

Существует опасность, что
?


?




?
последствия гендиагностики для продолжения рода - это первый шаг к появлению новой евгеники,
вследствие широко распространённой утилитарной морали может вернуться евгеническое мышление, и здоровье будет идентифицироваться со всеобщим благом,
победа над страданием вплоть до его уничтожения может привести к представлению, что при правильном применении последних достижений медицины можно вообще избавиться от боли и болезней.


?


?


?


?

?




?


?
такова будет позиция общества, и это приведёт к стремлению обезопасить себя от инвалидного потомства,
медицина будет подвержена всеобщей ПД и требованиям рождения здорового ребёнка,
фактор риска будет касаться не болезни, а больного, возникнет угроза устранения личности,
ПД распространится на целую группу риска,
целенаправленная стратегия проведения абортов приведёт к устранению эмбриона, являющегося носителем инвалидности, обусловленной генетически,
будет навязываться принятие решения о необходимости сохранения жизни ребёнка-инвалида,
сочувствие к субъективным страданиям ребёнка приведёт к тому, что решение о ПБ подпадёт под соображения " евгеники превентивного сострадания".
Евгеника сострадания очевидна, когда речь идёт не о проявившемся позднее заболевании и связанными с этим "переживаниями" матери, а о том, имеет ли жизнь данного ребёнка ценность или нет.







ПД совершенно недопустима, если

?

?
она служит в целях евгеники для селекции зародышей и эмбрионов исключительно по генетическим показателям,
она способствует селекции при продолжении рода, поощряя желания родителей получить во всех отношения здорового ребёнка.





Г. Возможность изменения понятий здоровье/болезнь и инвалидность.

В рамках дискуссии о пренатальной диагностики (ПД) со всех сторон обсуждается также вопрос о границах нормальной вариативности генома и зависимости заболеваний от его отклонений, а также понятия болезни и инвалидности.


При этом указывается на то, что понятие болезни изменяется тогда, когда

Эти условия влекут за собой следующие опасения:
?

?





?

?


?

?

?


?


?



?
"бессимптомный больной" генетически устанавливается ещё до начала заболевания,
болезнь понимается не как жизненное явление, а как отклонение от нормы; это может быть использовано неопытным или недобросовестным врачом независимо от величины и серьёзности недостатка как показание к прерыванию беременности, недопустить рождения ребёнка и осложнить жизнь семьи;
болезнь, которая обусловлена не внешними, а внутренними факторами рассматривается индивидуально,
весь комплекс возникновения заболевания сводится только к генетическому моменту и парадигма фактора риска меняется на риск для жизни личности,
понятие "больной" перемещается в область понятия "здоровый",
возникает впечатление, что болезнь и инвалидность можно предотвратить,
в гендиагностике пропагандируется понятие "здоровый" в смысле геннетической нормы и насаждается ответственность за здоровье потомства,
при всё новых открытиях в области генома водораздел между качеством, несущим болезнь и качеством, определяющим норму становится всё более искусственным,
при прерывании беременности по критериям гендиагностики обычное понятие заболеваня ставится под сомнение, оно связывается с субъективными страданиями пациента; кроме таких, как например, синдром Дауна,
понимание болезни и здоровья обществом ориентировано в первую очередь на трудоспособность и является скорее инструментом отторжения, чем интеграции.

?
?





?







?










?
стирается понятие болезни,
заболевание становится индивидуальной, генетически обусловленной судьбой человека, с которой он должен справляться в одиночку,
с распространением гендиагностики ориентация инвалидов на активное преодоление недуга и участие в жизни общества потеряет свой смысл и станет как жизненная позиция непонятной,
высокая ценность здоровья в сочетании с представлением о возможности его сделать приведёт к евгенике "качества жизни", что изменит определение социума - как формирующего образ и естественные целевые установки человека,
вероятно, будет определена стандартная "норма", которую все будут стремиться достигнуть; и тогда будет открыт путь к евгенике и селекции человека.

Следующие положения призваны противодействовать угрозе редукционистского сужения вышеописанных понятий:
-

-



-



-

болезнь и здоровье не могут устанавливаться по статистическим или якобы объективным медицинским критериям,
в понятие болезни может войти особая группа недостатков рождения - карликовость, низкий коэффициент интеллекта, склонность к депрессиям, а также "особенности индивидуума в рамках нормального человеческого развития", что сейчас заболеваниями не считается,
нельзя считать всего лишь отклонение от генетической нормы заболеванием или наследственной ущербностью в медицинском смысле: " Любое произвольно определяемое отклонение от нормы не может служить критерием наполнения понятия "болезнь",
жизнь человека неразрывно связана с многообразием проявлений, отклонениями от нормы и болезнями,





-
естествознание может всего лишь констатировать, а не безошибочно определять, где здоровье, а где болезнь.

Д. Изменение рамочных условий врачебных действий.

В рамках применения ПД со стороны врачей могут возникнуть опасения, что
Риск ПД существует также и там, где имеется угроза автономии пациента, это происходит, если
?






?

зависимость направленности врачебных действий от анализов при предполагаемом увеличении спроса на тесты может повлечь за собой возникновение сети лабораторий, а медицинским консультированием уже невозможно будет охватить всех,
цели врачебных действий сместятся от помощи и лечения к обеспечению всеобщего благоприятного социального и психического климата, от концепции лечащего врача к оказанию сервисного обслуживания для исполнения общего желания получить наиболее совершенное потомство.

?




?



?
зависимость от показателей теста может ограничить свободу принятия решения использовать диагностику, так как тем самым определённое решение уже как бы известно заранее,
ПД приведёт к вынужденному принятию решения и нарушению права на знание и незнание; принцип доброй воли будет вытеснен социальным давлением,
появится возможность злоупотребления полученными данными.


Е. Основное положение этики: принцип уважения достоинства человека.

Как и при обсуждении возможностей исследования эмбриона, автаназии и применения гумангенетики в связи с ПД возникают опасения, что
Относительно вышесказанного можно выдвинуть следующие возражения:
?





?



?



?



?

человек - это не существо, которым можно манипулировать в зависимости от его генетического устройства, а существо, генетическое устройство которого следует уважать в купе с правом на физическую уникальность,
достоинство человека - это кроме прочего его генетическая идентичность и интегрированность, случайность зачатия, индивидуальность, несовершенство,
достоинство человека - это его подобие образу божьему и прежде всего то, что бог принимает любую даже ещё неродившуюся и нездоровую жизнь,
достоинство человека в огромной мере основывается на его способности родиться, развиваться естественным путём среди других людей,
его независимость и самоценность в том, что он является случайным продуктом природы.

?


?

?
самоценность жизни больше не будет считаться абсолютом, а будет зависеть от размера "генетических дефектов",
сущность человека будет сведена к генетическому фонду,
разум человека как социального существа в силу возможности генетического диагностирования расстройств его повседневного функционирования будет рассматриваться как механическая работа совокупности молекул.







Отсюда - недопустимо любое вмешательство, которое нарушает принцип уважения достоинства человека и препятствует его человеческому развитию.





4) Выводы: плюсы и минусы пренатальной диагностики (ПД)

Обобщая всё выше сказанное, следует констатировать, что применение гумангенетики в рамках ПД оценивается общественностью в принципе положительно. Обоснованием этого служат следующие положения:


Основания для положительной оценки ПД:







1.


2.


3.


4.
снятие чувства страха и неуверенности в тех семьях, где имеется риск рождения больного ребёнка, и предотвращение избавления от здорового ребёнка;
увеличение возможности охраны жизни и здоровья с помощью целевой пренатальной и постнатальной терапии насколько это сегодня возможно;
возможность избежать больного потомства путём отказа от беременности и снижение частоты генетически обусловленных аномалий;
(поскольку прерывание беременности - вопрос этики) возможность избежать угрызений совести родителей из-за ПБ, причем "спокойная совесть" может означать отсутствие этих переживаний как для родителей, так и для детей.



Наряду с плюсами, которые открывает применение методик ПД, актуализируются, хотя и с различной интенсивностью, связанные с этим риск, опасности и этические проблемы. Относительно этики проблематичным видится:




Следующие проблемы ПД имеют под собой серьезные основания:

1.

2.

3.

4.

5.

6.
опасность генетического детерминизма или генетического редукционизма со стороны того, кто нуждается в консультации,
дискриминация и неприятие обществом личности с заболеваниями, обусловленными генетическими отклонениями,
тенденция рассматривать генетически обусловленность предрасположенностей к заболеванию как само заболевание,
вероятность возникновения тенденции распространения ПД на непатологические генетические признаки,
опасность, связанная с переложением ответственности за мать на ответственность за ребёнка при использовании ПД и ПБ, и
связанная с этим опасность сомнительного разделения жизни на имеющую и неимеющую ценность (селекция), а также опасность "неонатальной автоназии" и евгеники.







Следующая проблема состоит в том, что может быть подвергнута под сомнение зависимость применения гумангенетики и пренатальной диагностики (ПД) от нормативных понятий здоровье/болезнь и инвалидность.

Для этого имеются три следующих причины:

1.


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign