LINEBURG


страница 1
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Оглавление
Предисловие..3

1 Введение в этику (М. Клопфер)..5

1.1 Основные понятия..5
1.2 Золотое правило этики..8
1.3 Начала этики у Платона и Аристотеля..12
1.4 Уровни аргументации..24
1.5 Предмет этики: поступок человека...27
2 Этика долга Канта (Р. Геншель)..33
2.1 Введение в проблему..33
2.2 О жизни Канта...35
2.3 Новый подход Канта к этике...36
2.4. Категорический императив...39
3. Политическая этика общественного договора у Гоббса, Руссо, Канта и Равлса (А. Эссер, Р. Геншель, М. Клорфер, К. Шпелер)...44
3.1 Соотношение права, свободы и справедливости.
3.2 Понимание договора у Гоббса, Руссо и Канта в философии Нового времени...45
3.3 Возрождение идеи договора Джоном Ролсом: Справедливость как Fairness (общество справедливости)
Медицинская этика: этические проблемы начала жизни человека (Армин Г. Вильдфойер). 67
4.1. Новейшие условия ограничения врачебных действий.67
3.3. Возрождение идеи договора Джоном Ролсом:
Справедливость как Fairness (общество справедливости)63
4.2. Охрана человеческой жизни при её зарождении.70
4.3. Этические проблемы генетики человека73
4.4 Этические проблемы репродуктивной медицины:102




Предисловие
Данное учебное пособие было подготовлено для семинаров по этике при поддержке фонда Ганса Зайделя. Задача пособия состоит в том, чтобы очертить круг тем, которые в настоящее время составляют предмет дискуссий по этике. При всем многообразии публикаций в газетах и журналах, касающихся различных вопросов этики в научных, общественных и политических сферах, а также в сфере личной жизни, у многих людей растет потребность в получении дополнительных этических знаний.
Достаточно скоро становится очевидным, что этические проблемы указанных сфер имеют очень глубокие корни. Исходя из этого, семинары по этике, проводимые при поддержке фонда Ганса Зайделя, ставят различные вопросы и обеспечивают основательное введение в основы этики.
Основной задачей публикации является изложение знаний и формирование способностей к аргументированному рассмотрению вопросов этики. Именно компетентное участие в дискуссиях по этике требует овладения способами аргументации, которые разработаны в длительной традиции философской этики. Каждый, кто занимается, например, медицинской или экономической этикой, проблемами счастья, ответственности в государстве и обществе, увидит взаимосвязь этих вопросов с классическими основами этики.
Данное учебное пособие, опираясь на отобранный круг тем, дает всем заинтересованным лицам возможность быстро получить стартовые знания, а также подготовиться к более глубокому изучению предмета.


Мюнхен, август 1999 Альфред Байер.



"Политика не может быть верной если она аморальна"

Вильям Эварт Гладстоун (1809 - 1898)
Премьер-министр Великобритании





Оглавление
Предисловие..............................................................................
1 Введение в этику (М. Клопфер)....................................................
2.4 Основные понятия...................................................................................
2.5 Золотое правило этики............................................................................
2.6 Начала этики у Платона и Аристотеля......................................................
2.7 Уровни аргументации..............................................................................
2.8 Предмет этики: поступок человека............................................................
3 Этика долга Канта (Р. Геншель)................................................
3.1 Введение в проблему...............................................................................
3.2 О жизни Канта.......................................................................................
3.3 Новый подход Канта к этике....................................................................
2.4. Категорический императив......................................................................
3. Политическая этика общественного договора у Гоббса, Руссо, Канта и Ролса (А. Эссер, Р. Геншель, М. Клорфер, К. Шпелер)....
3.1 Соотношение права, свободы и справедливости...........................................
3.2 Понимание договора у Гоббса, Руссо и Канта в философии нового времени......
3.3 Возрождение идеи договора Джоном Ролсом: Справедливость как Fairness (общество справедливости)............................................................................
Медицинская этика: этические проблемы начала жизни человека (Армин Г. Вильдфойер)...............................................................
4.1. Новейшие условия ограничения врачебных действий...................................
4.2. Охрана человеческой жизни при её зарождении...........................................
4.3. Этические проблемы генетики человека.....................................................
4.4 Этические проблемы репродуктивной медицины..........................................

3
5
5
8
12
24
27
33
33
35
36
39

44
44
45

63
63
67
67
70
73
102







1 Введение в этику (М. Клопфер)

1.1 Основные понятия

Слово этика происходит из греческого языка и в смысловом отношении восходит к слову "этос".
Последнее имеет два значения :
- с одной стороны - привычка, нравы и обычаи (ethos)
- с другой - место обитания людей, у животных - их хлев; отсюда также характер и образ мыслей, который духовно объединён нравами и обычаями (ethos).
В греческом оба значения слова Ethos различаются тем, что в греческом языке имеются две буквы "e", а именно ? (Epsilon-E) (более светлая) и (более тёмная) ? (Eta - E). Ethos выражает то, что совершаемое действие считается правильным с точки зрения воспитания действующего, его происхождения и привычек . Если обдумать оба значения слова Ethos как единое целое, то тогда будет ясна внутренняя связь между действиями и ценностями, лежащими в их основе. В этом случае действия совершаются не слепо, а по глубокому убеждению. Такая этическая установка, ставшая привычной, отражает тогда характер или добродетель или мораль лица, совершающего действие.

АРИСТОТЕЛЬ пишет в начале второй книги Никомаховой Этики: "Отсюда ясно, что ни одна из нравственных добродетелей не врождена нам по природе, ибо все природное не может приучаться к чему бы то ни было. Так, например, камень, который по природе падает вниз, не приучишь подниматься вверх, приучай его, подбрасывая вверх хоть тысячу раз; а огонь не приучитсся двигаться вниз, и ничто другое, имея по природе некий образ существования, не приучится к другому.
Следовательно, добродетели существуют в нас не от природы и ен вопреки природе, но приобрести их для нас естественно, а благодаря приучению мы в них совершенствуемся." (Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4, С.78.).

В начале генезиса нравственных добродетелей за счёт привычки уже косвенно затрагивается свобода человека в морально значимых обстоятельствах, которые не присущи другим субъектам природы, т.к. они не могут привыкать ни к чему, что противоречит их природе. Характер человека, возникший в результате привычки, называют также его "второй натурой."


Два значения слова ethos по Аристотелю, Никомахова Этика II,1






ethos

привычка


ethos

характер





Оба значения слова Ethos не всегда можно чётко разграничивать. Если, например, кому-то говорят, что он морально прав, то тогда говорящий предполагает
-
С одной стороны соответствие с нормами, практикуемыми в обществе (= Ethos как привычку в смысле внешнего проявления - мораль/нравы),
-
с другой стороны, чтобы похвалить моральность или добродетель человека, который совершил поступок в соответствии с правильными убеждениями, даже если он, возможно, поступил вопреки нормам, существующим в обществе. (= Ethos как характер в смысле внутреннего проявления - мораль/нравственность).

Оба греческих слова для понятия Ethos были переведены Цицероном на латинский одним словом mos (множественное число: mores), от которого затем с16 века произошло слово мораль. В Германию оно, впрочем, было заимствовано через французское слово morale, которое было образовано от латинского слова moralis = "касающийся нравов". В 19 веке слово употреблено Ницше, как ироничное "Moralin" в его произведении "Казус Вагнер": "Судьбу Гёте знают в лицемерно кислой стародевственной Германии" и затем также в "Антихристе", где он вводит слово свободный от "moralin" (лицемерия).

Словом мораль, для которого в качестве синонима может также употребляется слово нравы, сегодня в большинстве случаев обозначаются действительно прижившиеся представления о ценностях, то, что люди (в разных случаях по-разному) реализуют в убеждениях в своей повседневной жизни.
Слово этика в отличие от этого означает отрефлексированную перепроверку применяемых норм и ценностей. Она является философской наукой, которая подвергает мораль проверке, т.е. исследует практикуемую мораль на предмет присущей ей моральности.

- Так как понятие мораль/нравы является описанием множества норм, используемых, как обществом, так и отдельным человеком, поэтому понятие мораль является объединяющим эмпирические данности, понятие мораль употребляется, как понятие упорядочивающее языковые абстракции.
- Понятие моральность/нравственность, напротив, обосновывает только смысловой аспект морали и употребляется как принципиальное понятие.


Отсюда можно констатировать:
объектом этики является мораль, которая исследуется совершающим действие на предмет её моральности.



Понятие этика введено Аристотелем (384-323 г.г. до Р.Х.) как обозначение человеческих поступков. Этику он относит вместе с экономическим учением (okonomik) и политикой к практической философии. Последняя исследует данности, подлежащие всесторонней оценке человека. Эта оценка, таким образом, может быть разной для каждого человека в зависимости от определённой ситуации. Этическое суждение должно по Началам Аристотеля учитывать разницу, определяемую личностью и ситуацией. Несмотря на это Аристотель был убеждён, что имеется единый масштаб для оценки разных точек зрения.







Этика является поиском такого масштаба и его формулировки. Этим масштабом является человеческий разум.


В качестве масштабов, выведенных из разума для оценки морали и содержащейся в ней моральности в истории этики рассматривались определённые добродетели, такие как справедливость, благоразумие и т.д. или такие как добрая воля, как её определил Кант в категорическом императиве. Таким понятиям, как свобода, равенство и человеческое достоинство, придавался так же статус масштаба.


Но в собственном смысле меры для проверки моральности (эмпирически) существующей морали является то, что (в более подробном определении, данном в истории этики) является нарушением практической разумности человека.


Сделанные до этого определения и их отличие могут быть обобщены и противопоставлены в маленькой схеме.




Два вида











Мораль/нравы

Упорядочивающие понятия

=объединяет эмпирически
повседневные представления
о боге, а также о зле в морали


Вопрос: какие компоненты
и какие поступки относятся
к определённой морали?

Моральность/нравственность

понятие принципов

=организует смысловое разнообразие в одно целое.

Вопрос: что является моральным или неморальным в определённой морали?





2 Золотое правило этики


Золотым правилом (лат. regula aurea) является названное так в 16-ом веке основное правило правильного поведения. Но его предметно-содержательное происхождение значительно старше. Оно встречается в этом смысле, например, в конфуцианстве, у Фалеса из Милета, в индуизме, в исламе у философа-стоика Сенеки и др.; оно всречается во всём мире, начиная с 16-го века до Рождества Христова.

Золотое правило передаётся в двух трактовках,
?

?
в так называемой "положительной" трактовке ("Всё, что ты хочешь, чтобы тебе сделали люди, ты должен также сделать им") и
в так называемой "негативной" трактовке ("Того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе, не делай никому другому").
Оба эти определения не дают ни положительной, ни отрицательной оценки, а выводятся из латинских слов ponere, positum для "устанавливать" и negare для "отрицать".




Золотое правило







"Положительная" трактовка

"всё, что ты хочешь, чтобы сделали тебе люди, ты должен также сделать им!"
"Отрицательная" трактовка

"того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе, не делай никому другому!"



В Ветхом Завете она встречается в книге, причисляемой к т. наз. арокрифам, которая в евангелическом переводе библии называется "Тобиас", в католическом переводе "Тобит".
В этой книге рассказывается история о том, что милосердный иудей Тобит или Тобиас после тяжёлой судьбы (изгнание в Ниниф и слепота) снова выздоравливает и даёт затем советы своему сыну (в гл. 4) для его будущего жизненного пути. Эти советы содержат справедливый образ действия, основанный на добром отношении к другому. При этом он даёт ему следующий совет: "От твоего хлеба дай голодающему и от твоей одежды нагому. Всё, что у тебя есть лишнего, отдай как милостыню и пусть твои глаза не завидуют, если ты даёшь милостыню" (Тобит, 4, 16).

Это же место из книги стоит в переводе Мотера в книге "Тобиас" в том варианте, в котором оно как пословица, дошло до наших дней: "То, что ты не хочешь, чтобы сделали тебе, не делай никому другому"




В "Книге изречений" золотое правило появляется в похожем значении: "Не откажи в добре тому, кто нём нуждается, если ты в состоянии, его сделать". (изречение 3,27)

Примерно во время жизни Иисуса председатель высшего иудейского суда и учитель Талмуда Рабби Гиллель ("учёный по писанию"), который был известен своим безграничным терпением и миролюбием, определил золотое правило, как весь закон Мозе. Он дошёл до нас в одной истории, согласно которой один язычник хотел принять иудаизм, но для этого ему необходимо было усвоить 613 заповедей и запретов, стоя всё это время на одной ноге. Первый знаток писания, к которому он идёт, выгоняет его, второй, Раби Галлель настаивляет его золотым правилом: "То, что ненавистно тебе, не делай никому другому. Это есть весь закон. Всё остальное комментарий к этому."

Две различные трактовки объясняются тем обстоятельством, что первоисточники на древнееврейском, греческом и латинском по содержанию существенно отличаются. Признанного всеми единого перевода на немецкий язык на сегодняшний день нет.

Золотое правило имеет много общего со стоическим учением о "неписаном законе" каким мы его находим в Послании к римлянам апостола Павла(2, 14-15) в его определении совести.

В Новом Завете золотое правило встречается в двух местах, а именно у Матфея и Луки. У Матфея оно стоит после Нагорной проповеди (5, 3-17), однако с некоторым отличием в так называемой "положительной формулировке": "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки. " (Матфей, 7.12).
У Луки оно появляется также после Нагорной проповеди (но у Луки она называется "Проповедь в Галилее", там как раз в так называемой "положительной формулировке": "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Лука. 6.31). Здесь показано определённое понимание этики Нагорной проповеди.

Греческий философ и естествоиспытатель Фалес из Милета (640-662 до Р.Х.), первый из семи мудрецов античности, как его называет Платон, в описании Диогена Лаерция отвечает на вопрос о том, как можно поступать лучше всего и справедливее всего, золотым правилом: "Если мы сами не делаем того, за что мы порицаем других".

У Сенеки (4 или 1 до Р. Х. - 65 после Р. Х) золотое правило появляется в положительной трактовке в 94 письме его Epistulae morales: "Кто станет отрицать,что некоторые наставления поражают даже самых неискушенных? Например,эти изреченья,такие короткие, но такие весомые: Ничего сверх меры! / Для тех, кто жаден, всякая корысть мала./ Что ты другим, того же от других ты жди. ".
Подобную положительную формулировку золотого правила использует Сенека в 47 письме своей Epistolae morales, в котором он призывает к мягкому и дружелюбному обращению с рабами. Он наставляет читателя, формулируя "кратко" своё учение: "Живи с подданными так, как ты желаешь, чтобы твой господин жил с тобой."

У Августина (384-430 после Р. Х.) оно встречается в его "Исповеди" (confessiones) в 1-ой книге (гл. 18) в негативной трактовке: "И, конечно, знание грамматики живет не глубже в сердце, чем запечатленное в нем сознание, что ты делаешь другому то, чего сам терпеть не пожелаешь.".




У Конфуция (551- 470 до Р..Х.) золотое правило встречается в негативной трактовке в его труде, названном ("Беседы") в 15-ой книге, как изречение 23, тоже под заголовком "практический императив", где Конфуций, названный мастером получает вопрос от одного ученика: "Есть ли одно слово, по которому можно действовать всю жизнь? Мастер произнёс: Любовь к ближнему. Чего ты не желаешь себе, не делай другому".

В индуистской Упанишаде, которая завершает время Вед, появляется новое признание того, что между конечным и вечным не существует никакой разницы. Это выражает так называемая упадишадская формула единства: tat tvan asi, т.е. "Это есть ты!" формула Tat-tvan-asi может быть истолкована так же в виде золотого правила как выражение желания увидеть себя в другом человеке.

Согласно исламской традиции, Мухаммед обязывал верующих мусульман "делать всем людям, как ты желаешь, чтобы делали тебе и пренебрегать таким действием для другого, которым ты пренебрёг сам для себя". Здесь, таким образом, изложены одновременно и положительная и негативная трактовка.

Золотое правило этики отвергает Ницше, согласно своей позиции отклонения любой этики сострадания, которое он считает слабостью.
В англосаксонской традиции идея золотого правила принадлежит Фарнессу и предполагает обе исходные интенции, а именно, соблюдение необходимости воздаяния должного и справедливости по отношению к другому.

Золотое правило, разумеется, является не общим, но высшим принципом для обоснования морали или этики, и предполагает признание универсального масштаба. Золотое правило не даёт решения о том, что в отдельном случае добро и зло, а выводит это из непосредственной интуиции отдельного индивида, исходя из того, на что он способен.

С методической точки зрения, золотое правило требует в каждом отдельном случае, подлежащем оценке, по меньшей мере, двухэтапного применения, а именно: оценку перспектив в мыслях и применение эмпатии. Поступок, который нужно совершить, следует перепроверить с позиции говорящего относительно того, могут ли последствия, связанные с этим действием быть благоприятны для того, на кого направлено действие. Совершающий поступок должен, таким образом, в мысленном эксперименте
1.
2.
встать на сторону того, на кого направлено действие, и при этом
эмпатически представить себе обстоятельства, связанные с этим поступком, в которые попадет тот, на кого он направлен.

Если он одобряет запланированное действие с точки зрения совершающего действие, но подобное действие, наоборот, с точки зрения того, на кого направлено действие, должно быть отклонено (из-за смены перспектив он становится сам объектом действия), то тогда действие не следует совершать.


Основной методический вопрос формулируется следующим образом:
"Хотел бы я быть объектом своего собственного действия?"
Если на вопрос нельзя ответить дважды "да" (субъект/объект действия), то тогда оно не совершается.





Золотое правило достаточно часто сравнивается с категорическим императивом Канта в основной формуле, но сравнивать его с ним можно только в самом общем виде. Прежде всего, золотое правило не знает никаких обязанностей человека по отношению к самому себе. Такие обязанности не указываются и для других лиц. Обязанности по отношения к самому себе обосновываются аргументом принуждения, требуя от человека, действовать разумно.

С методической точки зрения важна так же правомерная и конкретная постановка вопроса о применении золотого правила. Например, ученик, который наказан учителем за неправильное поведение, мог бы с помощью привлечения золотого правила возразить ему, что ведь сам учитель не хотел бы быть наказанным и поэтому наказание не может состояться. Но учитель мог бы возразить ученику, что вопрос о том "Чего ты не хочешь" относительно ученика мог бы быть поставлен таким образом: хочет ли он иметь учителя, который не заботится о своих учениках? С этой позиции, вопрос следовало бы поставить таким образом: подвергается ли разумная интенция совершающего наказание проверке золотым правилом. Критической точкой является, таким образом, словечко "ты". К кому обращаются с этим "ты"? К человеку, находящемуся действительно в конкретном настроении или к варианту идеального образа человека: Во втором случае этот человек был бы вариантом нормы, которого в действительной жизни нужно было бы сделать образцом.



Заключение:
Золотое правило не претендует таким образом быть определенным масштабом для оценки запланированного действия на предмет его моральности, а только требует выбрать для себя подобный масштаб, который подходит другому.




Золотое правило











"положительная" трактовка

"негативная" трактовка

?
?
?
?

Матфей 7, 12
Лука 6, 31
Упанишада: Tat-tvan-asi
Сенека, Epistulae morales 47 и 94

?
?
?
?

Книга Тобиаса
Раввин Гиллель
Фалес из Милета
Конфуций, Lun Yu 15, 23



Сенека
Конфуций

страница 1
(всего 13)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign