LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 98
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>



nietzsche.pmd 799 22.12.2004, 0:07
Black
[800]

868. …где у нас варвары двадцатого столетия? — Т. е. варвары
как свежая, обновляющая сила, в ХХ столетии однако так и не
пришедшая — ср. у греческого поэта К. Кавафиса (1863–1933):
…Как жить теперь? Какой придумать выход?
На варваров — одна была надежда!
(Пер. И. Жданова)

871. Это ужасающее варварство нравов, которое… понужда
ло к настоящему «поясу добродетели»… — В средние века оде
вался мужьями женам ради сохранения их верности; суще
ствовало также «укрощение строптивых» (англ. Branks) —
такой же пояс, надевавшийся на рот сварливым женам. Ин
тересно, что Ницше использует выражение «Bund der Tu
gend», слишком напоминающее известный Tugendbund («Со
юз добродетели») — немецкую патриотическую организа
цию, существовавшую, однако, не в средние века, а в 1810
е гг. как союз тайной борьбы с Наполеоном. При его симпа
тиях к Наполеону аллюзия вполне очевидна, ср. «тугенд
бундовские» мечтания Пьера Безухова о покушении на Бо
напарта у Л. Толстого.
…что даже непревзойденных виртуозов жизни… заклейми
ли самыми бранными словами.— Ницше намеренно пишет: Vir
tuosen des Lebens, потому что уже в его время существова
ло похожее выражение Lebenskunstler — как сказали бы те
перь, «хитрованы».
…все почитают своим долгом охаивать Цезаря Борджиа…
— Борджиа, Цезарь (Чезаре, 1478–1507), незаконный сын
папы Александра VI Борджиа; в 1497 г. велел убить своего
старшего брата Джованни, чтобы завладеть его титулом гер
цога Гандиа. Мечтая стать повелителем всей Италии, хлад
нокровно прибегал к подкупу, обману и политическим убий
ствам. Пал в битве под Вьяной. Послужил образцом для напи
сания «Государя» Макиавелли (см. прим. 304). Ницше видел
в нем образец «человека высшего».
Церковь отлучала немецких кайзеров… — Генрих IV, импе
ратор (1056–1106), покорил Саксонию, за что был отлучен
папой Григорием VII, после чего «ходил на поклон в Канос
су», раскаиваясь и посыпая голову пеплом (1077). В борьбе
с папским ставленником Рудольфом Швабским был отлучен
снова, в гневе пошел войском на Рим и взял его (1084), но




nietzsche.pmd 800 22.12.2004, 0:07
Black
[801. Приложения]

был опять отлучен папой Пасхалием II, взят в плен собствен
ным сыном Генрихом и уступил ему престол.— Фридрих II,
с 1208 г. король обеих Сицилий, с 1213 г. король Германский,
император (1220–1250), отлучен папой Григорием IX.— Лю
довик IV Баварский, император (1314–1347), с 1314 г. так
же король австрийский вместе с Фридрихом Красивым,
ставленником папы; в 1322 г. разбил войска последнего, но
был отлучен и вынужден разделить с ним правление.

874. Когда на вершине власти восседали Нерон или Каракалла…
— Нерон, Луций Домиций, римский император 54–68 н.э.,
известный своей жестокостью и оргиями. Казнил свою мать,
жену, многих сенаторов, христиан, иудеев, египтян, своих
«соперников» по сцене (считал себя актером); был сверг
нут, бежал и покончил с собой.— Каракалла (галльск. «капю
шон»), прозвище Антонина, Марка Аврелия, римского им
ператор (211–217), также начавшего свое правление с убий
ства брата; далее он не затруднился выслать из Александ
рии (или казнить) сотни египтян, которые «своей много
численностью и бесполезностью будоражат город».

875. …человек в человеке уже не находит радости («и в женщине
тоже нет» — говоря словами Гамлета).— «Мужчины не зани
мают меня, и женщины тоже» (акт II, сцена 2, пер. Б. Пас
тернака).

876. Наилучший пример… дает Бокль.— Бокль, Генри Томас
(1821–1862), английский историк, автор знаменитой «Исто
рии цивилизации в Англии».

878. …человек сам по себе, непосредственно, несообщаемо — нем. un
mittelbar, unmitteilsam, т. е. по смыслу: без чьего либо посред
ничества и без возможности такого посредничества. Здесь
Ницше вновь обыгрывает однокоренные немецкие слова.

880. Замена морали волей к… цели… — Нем. Ziel, см. прим. 141.
886. Не следует судить о человеке по отдельным его делам.— Оче
редная полемика Ницше со Священным Писанием, требую
щим именно судить по делам — Иез. 24:14, 1 Пет. 1:17 и др.




nietzsche.pmd 801 22.12.2004, 0:07
Black
[802]

Эпидермальные поступки.— Эпидермис (греч.) — верхний
слой кожи; имеются в виду поступки случайного, «поверх
ностного» характера.
Это носители, инструменты трансмиссии.— Трансмис
сия (лат.) — передача; здесь в значении «передаточные, про
межуточные звенья».
Необходимые предпосылки для возникновения личности — это
некоторая временная изоляция… — Ср. у Гете: «Таланты обра
зуются в покое, характеры — среди житейских бурь» («Тор
квато Тассо», пер. С. Соловьева).
…человечность контагиозна.— Контагиозный (лат.) — за
разный.

888. Вот почему словесник по сию пору остается в наших шко
лах «воспитателем вообще»: — Ср. меткое замечание в книге
П. Кропоткина о различии роли словесника в Германии и в
России: «Западная Европа и, по всей вероятности, Амери
ка не знает этого типа учителя, хорошо известного в Рос
сии… Один только преподаватель литературы, руковод
ствующийся лишь в общих чертах программой и которому
предоставлена свобода выполнять ее по своему усмотре
нию, имеет возможность связать в одно все гуманитарные
науки, обобщить их широким философским мировоззрени
ем и пробудить таким образом в сердцах молодых слушате
лей стремление к возвышенному идеалу. В России эта зада
ча, естественно, выпадает на долю преподавателя русской
словесности»1.

900. …есть и другой род варваров, они… ищут материал, кото
рый они могли бы оформить. Прометей был таким варваром.—
Согласно позднему др. греч. мифу, Прометей не только дал
людям огонь, но и научил их различным искусствам, в т. ч.
чтению и письму — «образ титана, ненавидящего тиранию»
и «формирующего» людей на свой лад.

901. Основная мысль: не усматривать задачу высших видов в
руководстве низшими (как это, к примеру, делает Конт)… — См.
прим. 95.
…все эти мелкие лавочники a la Спенсер.— О Спенсере как
«лавочнике» см. у Ницше гл. 382 и примечание к ней.




nietzsche.pmd 802 22.12.2004, 0:07
Black
[803. Приложения]

902. «Пастырь» в противоположность «господину»… — Нем.
Hirt и Herr, последнее здесь скорее в значении «хозяин». Оче
редная этимологическая параллелизация Ницше (оба сло
ва восходят к единому древнему корню). Любопытна так
же аллюзия на раннехристианское нравоучительное про
изведение «Пастырь» Ерма (ок. 150 г.) и «Государь» Макиа
велли.

911. Счастье и самодовольство «ладзарони» или… чахоточная
любовь гернгутеровских пиетистов… — Ладзарони (итал.) — пре
зрительное название низших классов в Неаполе; гернгуте
ры — секта «богемских братьев», осн. в XV в. в Чехии, сто
ронники возврата к правилам первых христианских общин.
В XVII объединились с гуситами и получили приют в име
нии графа Цинцендорфа — Герренгут, отсюда название.

921. Возмездие, право на ответный удар… — Большинство по
стулатов этой главки практически совпадают с учением Дао;
лишь этот идет вразрез с его принципом недеяния (возмез
дие — тоже деяние). Впрочем, далее Ницше уточняет имен
но этот пункт (925).

925. Замечание по поводу одной niaiserie anglaise.— «Не делай
людям того, чего не желаешь себе».— Этот афоризм восходит не
к «англичанам», а (документированно) к рабби Гиллелю (I в.
до н. э.), хотя, скорее всего, и он цитировал своих предше
ственников.

928. …преступник, бандит и корсиканец… — О корсиканцах
см. прим. 204.
…Более высокая ступень: <…> совершить героическое деяние
не импульсивно, но хладнокровно… — Вот в чем видит Ницше
преимущества таких людей, как Цезарь Борджиа или На
полеон Бонапарт, который представляет для него высший
тип корсиканца.

929. Паскаль, например, ничем не хотел рисковать и остался
христианином… — Ср. § 240 и прим. к нему. Об отказе мыс
лителей от свободного духовного поиска ради христианства
(«Паскаль как тип») см. § 51 и прим. к нему.




nietzsche.pmd 803 22.12.2004, 0:07
Black
[804]

937. Огюстен Тьерри, прочтя в 1814 году суждение, высказанное
де Монтлозье… <…> немедленно взялся за свой труд.— В 1814 Г. Тьер
ри (см. прим. 340) опубликовал (в соавторстве с Сен Симо
ном) книгу «О преобразовании европейского общества».
Монтлозье, Франсуа Доминик, граф де (1755–1838) —
французский политический деятель и писатель.

940. Учение mhden agan обращено к людям с изобилующей силой…
«egkrateia и askhsis — только одна ступень высоты: выше сто
ит «золотая природа».— mhden agan — «ничего слишком», древ
негреческая поговорка; энкратия (воздержание) и аскеза
(понимаемая как набор физических и дыхательных упраж
нений для сосредоточения) — правила древних сект, глав
ным образом гностических, считавших их обязательной
ступенью воспитания духа. Христиане этих правил не при
няли (превратив аскезу в «умерщвление плоти»).
«Ты должен» — принцип безусловного послушания у стоиков,
в христианских и арабских орденах… — Du sollst — форма, кото
рой по немецки передается повелительное наклонение би
блейских десяти заповедей (например, «не убий», «не ук
ради»). Максимально категорическая форма повеления или
запрещения, принятая в сакральных и законодательных
текстах (иврит, арабский, греческий, латинский), а также
в немецком языке вплоть до 2 й половине ХХ в. в школе и в
армии, отсюда «категорический императив» Канта.

942. …я имею в виду не словечко «фон» и не Готский альманах.—
«Фон» (нем. von) — дворянская приставка к имени, «Готский
альманах» — справочник всех ныне живущих представителей
знатных родов, дипломатов высших рангов и различных ста
тистических данных, издаваемый ежегодно в г. Гота (Герма
ния) на французском и немецком языках, начиная с 1763 г.
…нечто вроде почетного титула среди честолюбивых евре
ев.— В 70–80 е гг. прошлого века во Франции (после падения
Наполеона III) и в Германии (после создания империи) мно
гие лица еврейского происхождения были удостоены раз
личных почетных званий, государственных наград или воз
ведены в дворянское достоинство, что еще в начале века счи
талось невозможным. К ним относились, правда, главным
образом финансисты, реже деятели искусства или науки.




nietzsche.pmd 804 22.12.2004, 0:07
Black
[805. Приложения]

943. Что такое благородство? — Тщательность во всем внешнем,
пусть даже с некоторым оттенком фривольности в слове, одеж
де, поведении… — Вполне «аристократическая» точка зрения,
сформулированная еще графом Э. Булвер Литтоном (1803–
1873), английским писателем, политиком и дипломатом:
«Самое главное для аристократа — изящная небрежность»
(«Пелэм, или приключения джентльмена»). Впрочем, сам
автор называл этот роман пародией на знать, к которой
принадлежал. Этот роман, в свое время нашумевший в Ев
ропе, очень любил А. С. Пушкин.
Взгляды сэра Булвера во многом схожи со взглядами
Ницше. Так, у него есть пьеса о Ришелье, к рым он восхища
ется так же, как Ницше Цезарем и Наполеоном, и философ
ские размышления на тему: «Грядущая раса» и «Будущая по
рода людей» (на русском языке не издавались).
…чем выше разбор, тем более нуждается человек в инкогни
то.— Постулат скорее восточный (даосизм, суфизм), чем за
падный, хотя и на Западе известно: «Пусть левая рука твоя
не знает, что делает правая» (Мф. 6:3), или у мистиков: ta
cere (лат.) как заповедь молчания о самом себе.
…Фауста мы находим столь же наивным, как и его Грет
хен.— Ср. прим. 573.

944. …английско ангельское довольство мелких лавочников a la Спен
сер.— Ницше иронически обыгрывает известные слова Бл.
Августина non angli, sed angeli (лат. «не англы, но ангелы»).

951. Я хочу дать простор более суровому идеалу.— Нем. robuster,
т. е. не более дикому как возврат к шаблонам древних гер
манцев, а более крепкому, выносливому.

952. «Под сенью мечей обретается рай»… — Высказывание од
ного из полководцев начала христианской эры, закономер
но сочетающееся с библейским представлением о рае, охра
няемом ангелами с мечами как символами силы.

953. …наука намерена извлечь эту силу из рабства природы.—
При всем презрении к науке Ницше тем не менее следует
взглядам своей эпохи, считая, что «правильно понятая» на
ука должна способствовать покорению природы человеком.




nietzsche.pmd 805 22.12.2004, 0:07
Black
[806]

…средство пособить человеку в неимоверном самопреодоле
нии… — Нем. Selbstbezwingung, т. е. не как «преодоление че
ловека ради сверхчеловека» в «Заратустре» (см. прим. 676).

957. …новооткрытие старого света, древнего мира… предпри
ятие нового Колумба, немецкого духа… — XIX в. дал в Германии
много ученых — историков античности, востоковедов, ар
хеологов — чьи труды и поныне считаются классическими
(Г. Шлиман, Т. Нёльдеке, П. Дессау, О. Цеклер и др.).
…ему одному выпало быть «полноценным человеком»… — Нем.
wohlgeraten, «удавшийся».

958. В «Феаге» Платона написано: <…> — «Феак» — один из
поздних диалогов Платона, счит. неподлинным.

960. …теперь стало возможным возникновение международных
племенных союзов… — Нем. Geschlechts Verbande, что может
означать и объединение брачных агентств по «половому
подбору», и просто множественную форму брака.

977. Истинно царское призвание философа (по выражению Ал
куина Англосакса): — Алкуин (735–804) — ученый, друг и со
ветник Карла Великого, основавший целый ряд школ на
территории современной Англии, Франции, Германии.

983. …великие доблести наставника («прощай врагам своим»
против них детский лепет)… — В Евангелии сказано: «любите
врагов ваших» (Лк. 6: 27).

986. Манцони… — Манцони, Алессандро (1785–1873), ита
льянский писатель, автор исторического романа «Жених»,
нескольких пьес и литературно критических работ.

987. …неудачники и полуудачники… — Нем. Halb Geratene und
Mi?ratene, новая вариация Ницше на тему «плохо сложен
ных» (§ 792), «уродов» (§ 734) и «полноценных людей» (§ 957):
по немецки все эти слова образованы от одного корня.

1003. Счастливо одаренному… — Нем. dem Wohlgeratenen,
см. прим. 957.




nietzsche.pmd 806 22.12.2004, 0:07
Black
[807. Приложения]

1018. Revue des deux mondes, 15 фев. 1887, Тэн: — «Журнал двух
миров» (т. е. Старого и Нового Света) — парижский журнал
по вопросам истории, политики, литературы и искусства.
Выходил 2 раза в месяц с 1831 по 1944 г.— Тэн, Ипполит: см.
прим. 422.

1019. …advocatus diaboli.— Лат. «адвокат дьявола» — перво
начальный термин процедуры канонизации святых в като
лической церкви («оппонент защиты»), позже (перен.) —
человек, выискивающий недостатки.
…завершается абсолютной теодицеей… — Теодицея (греч.
«оправдание Бога») — религиозно философское доказатель
ство того, что возможно совмещение мудрого и благого
Провидения и несчастия и зла.

1020. Куда отнести… <…> социальный пессимизм анархистов
(или Шелли)? Сострадательный пессимизм (как у Толстого, Аль
фреда де Виньи)? — Шелли, Перси Биши (1792–1822), англий
ский поэт, автор ряда философско аллегорических поэм и
лирических драм («Королева Мэб», «Восстание Ислама»,
«Освобожденный Прометей»).— Виньи, Альфред Виктор,
граф де (1797–1863), французский поэт и писатель, автор
поэм мистико аллегорического содержания, романов и драм.

1021. Моя борьба… — Нем. Mein Kampf — выражение, послу
жившее заглавием книги Гитлера.
…среди писателей, например, Штифтер и Готфрид Келлер…
— Штифтер, Адальберт (1805–1868), австрийский писатель,
автор нескольких романов и повестей, полных описаний
природы и прелестей сельской жизни.— Келлер, Готфрид
(1819–1890), швейцарский поэт и писатель, «певец родно
го края» и простых, ничем не замутненных житейских от
ношений, свободных от корысти и амбиций.

1052. …растерзанный на куски Дионис… — Дионис, древне
греческий бог плодородия, в архаичных мифах вступил в
битву с титанами и погиб, растерзанный ими на части. Од
нако там, где эти части упали на землю, взошли цветы и
плоды, а голова еще долго служила оракулом (ср. поздней
ший миф об Орфее).




nietzsche.pmd 807 22.12.2004, 0:07
Black
[808]

1054. Молот: призывать, торопить страшное решение: — Мо
лот как орудие кузнеца служил в древних культурах и в хри
стианстве символом разрушения — и созидания.

1060. …боль, понятая как инструмент, как родительница ра
дости и охоты… — Последним выражением переводчик пе
редает немецкое слово Lust,— горячее желание (ср. ницшев
ское «мало кто умеет хотеть» в «Заратустре»), но также и ра
дость (удовольствие), и похоть.

1065. …все, что было — вечно: море все выплеснет обратно.— Ал

<< Пред. стр.

страница 98
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign