LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 97
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

софские системы («дать им договориться друг с другом») и
выводивший этические нормы из «научных» оснований.

783. …«быть полисом», как в Греции… — Античный город го
сударство предполагал полную идентификацию интересов
своих граждан со своими; см. прим. 427.

1
Иванов Вяч. Вс. Собр. соч. Т. 2. Брюссель, 1974. С. 646–647.




nietzsche.pmd 791 22.12.2004, 0:07
Black
[792]

…орден иезуитов… — католич. монашеский орден, осно
ванный Игнатием Лойолой в 1534 году в качестве «проти
вовеса» Реформации. Требовал от своих членов полного
слияния с «матерью церковью».
…прусский офицерский корпус… — со времен Фридриха II
— особая каста, со своими традициями и кодексом чести.
Принадлежность к нему (при условии ненарушения тради
ций и кодекса) обеспечивала доступ к высшим должностям
в государстве, ср. Бисмарк, Гинденбург, Штауфенберг.
…чиновничество… — гос. служащие в Германии со времен
Бисмарка и до наших дней делятся на две категории: собст
венно служащие (Angestellte), которых можно уволить без
каких либо обязательств по отношению к ним, и чиновни
ки (Beamten), опять таки составляющие особую касту: их
нельзя уволить, они имеют право на пожизненное социаль
ное и пенсионное обеспечение и т. п. Ср. с номенклатурой
в советское время.

785. Исправление понятия.— Ср. понятие чжэнмин в конфу
цианской этике, означающее «исправление имен»: имя дол
жно соответствовать сущности вещи («назовем кошку кош
кой»).

786. …«ego»… взятое атомистически, в ложной антитезе к «Не
Я»… — ср. «Органоны» Аристотеля (IV в. до н. э.) и Ф. Бэко
на (XVII в.): то, что было моим Я, будет им и останется, и
то, что было Не Я, никогда не будет принадлежать к моему
Я. Лишь «Третий Органон» П. Д. Успенского (XX в.) снима
ет эту так раздражающую Ницше преграду: то, что есть Я,
когда то не было им и когда то перестанет быть моим Я; то,
что не есть мое Я, когда то было им или может стать им1.
Первородный грех.— В христианской экзегетике — нару
шение Адамом и Евой запрета есть плоды с Древа познания
(Быт., гл. 3) как объяснение наличия «внутреннего источ
ника» греха в каждом человеке (тот самый «живущий во
мне грех», о котором говорит ап. Павел)2.

1
Успенский П. Д. Tertium Organum. Ключ к загадкам мiра. СПб.,
1911, репринт 1992.
2
Рим. 7:16–20 и дал.




nietzsche.pmd 792 22.12.2004, 0:07
Black
[793. Приложения]

…пестовать людей, в которых себялюбие убито: священников,
святых.— «Святой» здесь в значении идеала, к которому дол
жен стремиться каждый путем подавления в себе «грехов
ных» влечений.

789. …пессимизм … Гартмана… если, конечно, это не просто
издержки пресловутого берлинского юмора.— Гартман, Эдуард
фон (1842–1906) — немецкий философ, последователь Шо
пенгауэра и Шеллинга, автор концепции управляющей ми
ром бессознательной воли, из чего вытекает необходимость
избавления от трех извечных иллюзий: земного счастья, по
тустороннего счастья и счастья в результате социального
прогресса, а также неизбежность гибели мира после исчез
новения этих иллюзий. Но Гартман родился в Берлине, а
берлинцам приписывают язвительный и грубоватый юмор.

792. Германии, которая богата ловкими и хорошо начитанны
ми учеными… — нем. geschickt и wohlunterrichtet, т. е., скорее,
«грамотными» и «хорошо обученными»: по немецки так
обычно говорят о ремесленниках.
…плохо сложенные людишки… — нем. ubelgeratene, т. е.
«неладно скроенные» не столько в физическом, сколько в
духовном смысле.
Дюринг, Евгений Карл (1833–1921) — немецкий фило
соф, автор претенциозной «Естественной системы знания,
или философии действительности», разгромленной Ф. Эн
гельсом в известном труде «Анти Дюринг» (1876–1878).

793. …надо, чтобы в принципе каждый мужчина высших сосло
вий — кем бы он там ни был — был еще и офицером.— Т. е. должен
пройти выучку дисциплине, повиновению и умению при
нимать решения,— см. у Ницше далее (912).

805. …афродическое блаженство… — «Афродическими» (нем.
aphrodisische), по имени богини любви Афродиты, называ
ли во времена Ницше лекарственные средства, способству
ющие половому возбуждению.

809. …простые духовные проявления этого психомоторного рап
порта (induction psycho motrice, как называет ее Ш. Фере)… — рап




nietzsche.pmd 793 22.12.2004, 0:07
Black
[794]

порт (устар.): состояние «открытости», готовности воспри
нять информацию; употр. в оккультизме (состояние меди
ума) и в психологии XIX в. Ср. понятие индукции в физи
ке.— Фере, Шарль — французский психолог, философ, один
из основателей известной психопатологической школы.

811. всякое внутреннее движение… сопровождается васкулярны
ми изменениями… — vascularus (среднев.— лат.) — сосудистый. На
этом принципе основаны т. н. «детектор лжи» и совр. диаг
ностические приборы, замеряющие электрический потен
циал кожи (дерматроны).
Суггестивная сила музыки… — от лат. suggestio «внуше
ние»: термин, широко употребляемый в психологии и пси
хотерапии.

814. Гете учил иначе… ему неудобно было в таких вещах призна
ваться.— Гете упорно называл «Страдания юного Вертера»
(1774) своим предостережением для юношества.

815. …принципиальная и мудрая осмотрительность в отноше
нии к эротике… назову Стендаля, Т. Готье, также и Флобера.—
См. прим. 103–105.

816. …соседство Петрушки и Бога… — нем. Hanswurst, фоль
клорный образ шута, аналогичный русскому Петрушке, в
народных пьесах часто исполняющий роль deus ex machina,
т. е. вмешательства судьбы.

817. …vers la canaille plumiere ecrivassiere, говоря словами стари
ка Мирабо… — Мирабо, Виктор Рикети, маркиз де (1715–
1789) — известный фр. экономист, автор популярных в свое
время трудов «Друг народа» и «Трактат о податях»; отец
Оноре Габриэля Мирабо (1749–1791), знаменитого орато
ра, политика и посредственного писателя. Отец постоян
но унижал сына и несколько раз добивался его ареста.

825. Разделение на «публику» и «посвященных»: — нем. Zonakel,
сенакль, см. прим. 170; в христианских странах часто обо
значение кружка художников, поэтов, вообще единомыш
ленников.




nietzsche.pmd 794 22.12.2004, 0:07
Black
[795. Приложения]

…великое шарлатанство Виктора Гюго и Рихарда Вагне
ра… — Ницше имеет в виду то, что сегодня назвали бы хал
турой, кичем: социально утопические идеи Гюго и нацио
нально утопические идеи Вагнера, их неправдоподобно
благородные герои и беспросветные злодеи во многом спо
собствовали популярности произведений обоих авторов у
широкой публики. Ср. у Ницше далее (§§ 830, 849).

826. …соседствование божьего дара с яичницей в романах нату
рализма… — фр. нем. faits und traits, букв. «фактов и вымыс
ла», в знач. вещей совершенно разнородных.

830. Греки Винкельмана и Гете, ориентальные люди Виктора
Гюго, персонажи Эдды у Вагнера, англичане тринадцатого века у
Вальтера Скотта… — Авторы XVIII–XIX вв. часто идеализи
ровали жизнь предыдущих эпох, ища в них простоту и бла
городство нравов, глубину чувств и яркость ощущений, «ут
раченные» в Новое время.
Винкельман, Иоганн Иоахим (1717–1768) — авторитет
нейший немецкий историк XVIII в., считается основателем
научной археологии. Его «История искусства Древнего ми
ра» пользовалась необычайной популярностью.
«Эдда (Старшая)» — сборник песен VIII–IX вв. о богах
и героях скандинаво германского пантеона, ставших пер
сонажами вагнеровского «Кольца Нибелунгов».

835. К чести «Кармен».— К чести Генриха Шютца (и «Общества
Листа»)… К чести Мендельсона… — «Кармен» — опера Ш. Бизе
(1875).— Шютц, Генрих (1585–1632) — композитор, «созда
тель первой немецкой национальной оперы, немецкого
балета и основоположник немецкой оратории».
«Общество Листа» (нем. Liszt Verein) — группа музы
кантов, сторонников Ф. Листа, противников т. н. Лейпциг
ской школы, «застывшей на умеренно романтических по
зициях». В 1854 г. объединились в Нововеймарское обще
ство, в 1861 г. переименованное во Всеобщий немецкий му
зыкальный союз «имени Генриха Шютца».
…еще один элемент Гете воплотился в Рахели… — Рахель
Фарнгаген фон Энзе, урожд. Левин (1771–1833), супруга не
мецкого писателя Карла Августа Ф. фон Энзе (1785–1858);




nietzsche.pmd 795 22.12.2004, 0:07
Black
[796]

ее салон в Берлине в начале XIX в. был средоточием куль
турной и духовной жизни.

838. …как музыканты мы в этой области смеемся вычурностям
Гербарта… — Гербарт, Иоганн Фридрих (1776–1841), немец
кий философ и педагог, автор учебника психологии и «Эн
циклопедии философии». Ввел понятие «реала» как едини
цы бытия, доказывал существование Бога на основе этичес
кой и эстетической необходимости.

839. …разве состояние, в которое повергает слушателей и тем
паче слушательниц увертюра к «Лоэнгрину», существенно отлича
ется от сомнамбулического экстаза? Я слышал, как одна итальян
ка… — О «суггестивном» воздействии музыки Вагнера на
слушательниц ср. у современного писателя Г. Розендорфе
ра, прекрасного знатока музыки: «Юдит, жена Якоба Шваль
бе, которая вообще была очень музыкальна, сказала однаж
ды, когда они все вместе слушали этот дуэт [Тристана и Изоль
ды — Е.К.]: “Неприличная музыка”. При этом она немного
смутилась и даже покраснела. Кессель подумал было, что
она имеет в виду чисто музыкальную сторону, но — потом он
специально спросил Швальбе, потому что это его заинтере
совало — оказалось, что фрау Швальбе выразилась в самом
прямом, даже физическом смысле. “Это только при тебе
она постеснялась высказаться точнее. Но мне она однажды
призналась, что женщин эта музыка пробирает буквально
до самого нутра”.»1

841. …мужество перед листом бумаги… мужество Давида Штра
уса.— Штраус, Давид Фридрих (1808–1874), немецкий бого
слов, философ, автор труда «Жизнь Иисуса» (1836), в кото
ром уравнивал евангельское предание с другими мифоло
гиями, считая его выражением общественного сознания
эпохи, а Иисуса — всего лишь его носителем, хотя и лицом
историческим (т. е. обыкновенным человеком). Взгляды Ш.
вызвали резкую критику со стороны католической церкви
— и положили начало Тюбингенской школе протестантской

1
Розендорфер Г. Латунное сердечко/ Пер. с нем. Киев, «Лаби
ринт», 1996.




nietzsche.pmd 796 22.12.2004, 0:07
Black
[797. Приложения]

истории религии. Ему посвящено эссе Ницше «Давид Штра
ус. Критика исповедника и писателя».
…«то ль он привлек, то ль сам утоп», как сказал поэт… —
Нем. halb zog sie ihn, halb sank er hin — выражение из «Фау
ста» Гете, ставшее в нем. яз. крылатым.

842. …тот зодчий, что возвел Палаццо Питти… — Питти —
знаменитый флорентийский род, соперничавший с Меди
чи; дворец (Палаццо) Питти, законченный в 1440 г. зодчим
Филиппо Брунеллески (1377–1446), с великолепными фрес
ками и статуями, представляет собой ныне одну из достоп
римечательностей Флоренции.

846. …искусство этого происхождения всегда будет… блажен
ным в Хафизе… — Хафиз, собств. Шамседдин Мохаммед (ок.
1325–1390), персидский поэт, автор многочисленных сти
хотворений «газелей».

848. …это как раз случай Шекспира, с той предпосылкой, что
им и вправду был лорд Бэкон.— Теории, ставящие под сомне
ния авторство Шекспира, появились еще в середине XIX в.
в связи с отсутствием оригинальных рукописей и скудос
тью биографических данных. Особую популярность они
приобрели в наши дни благодаря появлению новых мето
дов исследования (компьютерный анализ). Произведения
Ш. приписывают, причем достаточно аргументированно,
и Фрэнсису Бэкону, и Рэтленду, и Оксфорду, и Дерби, и др.
Однако, как писал еще Виктор Гюго (1864), «Главное созда
ние Шекспира — сам Шекспир», т. е. тот комплекс произве
дений, который под этим именем давно стал достоянием
всего человечества.

849. …современники Гердера, Винкельмана, Гете и Гегеля… — Т. е.
авторов, наиболее часто обращавшихся к античной и гер
манской древности как к «утраченному идеалу».
…засилье массы (Вагнер, Виктор Гюго, Золя, Тэн): — см.
прим. 825.

851. …в ужасе и сострадании… то, что благодаря возбуждению
этих аффектов человек от них якобы «очищается», как полага




nietzsche.pmd 797 22.12.2004, 0:07
Black
[798]

ет Аристотель, есть попросту неправда.— Главная цель тра
гедии, по Аристотелю, есть «очищение» (греч. катарсис)
зрителя через сопереживание с тем, что могло бы произой
ти с ним самим1. Начиная с эпохи Возрождения, это поня
тие было переосмыслено на религиозный лад («очищение
от страстей»), что вызвало возражение Гете, указавшего,
что «художественное произведение не есть исправитель
ное заведение», и что речь здесь идет о «примирении стра
стей» как восстановлении душевного равновесия.

852. …они для него без образа, безобразные.— О безобразном см.
прим. 298.
…предпочтение к гадательным и страшным вещам есть сим
птом силы… — нем. fragwurdige «сомнительным», т. е. таким,
в которых нельзя быть уверенным.


книга четвертая
порода и взращивание
858. Твой ранг решает то количество могущества, которое есть
ты… — нем. Quantum Macht, т. е., как сказали бы сегодня,
«квант силы».

862. …уничтожение… христианства как истерического вида
честности: Августин, Беньян.— Беньян, Джон (1628–1688) —
пуританский богослов, страстный проповедник сравнитель
но нового тогда в Англии аскетического протестантизма.
Автор двухтомного труда «Путь паломника» (1678–1684),
представляющего религию как хорошо разработанную си
стему небесных наград и наказаний, которой и должен ру
ководствоваться «верный христианин», безжалостно коря
себя за малейшее от нее отступление.
Блаженный Августин (см. прим. 101), напротив, ко
рит себя за неумение жить без надежды на некоего Всемо
гущего учителя и защитника, наивно замечая, что «тупым
людям ведь это удается».

1
Аристотель. Поэтика. Гл. VI. Л., 1927.




nietzsche.pmd 798 22.12.2004, 0:07
Black
[799. Приложения]

…свободное подчинение господствующей мысли, для которой
пришло время, например, время как свойство пространства и т. д.—
Ницше и тут несколько обгоняет свое время, предвосхищая
положение, сформулированное общей теорией относитель
ности (А. Эйнштейн, 1905), хотя представление о времени
как четвертой координате пространства было довольно по
пулярно уже в 60 е гг. XIX в.— правда, скорее в кругах мис
тиков (естествоиспытатель барон Карл фон Рейхенбах, ас
трофизик Иоганн Цельнер и др.).

864. …евреи… то, что они сейчас рвутся к власти и располага
ют революционной партией… — В 1875 г. социал демократы
Германии объединились в Социалистическую Рабочую Пар
тию, принявшую т. н. «Готскую программу»1. Одной из целей
партии было получение мест в Рейхстаге «ради лучшей за
щиты интересов рабочих». Среди ее деятелей действитель
но было немало лиц еврейского происхождения, хотя мно
гие из них и воспитывались в христианской вере (К. Маркс,
В. Либкнехт, Э. Бернштейн, Г. Левенштейн и др.).
Улучшение типа губительно для сохранения вида? Почему?
— Потому что существо, наделенное большим количеством
более совершенных органов восприятия и жизнедеятель
ности, вынуждено уделять им и больше внимания, чем су
щество более примитивное, то есть не успевает реагиро
вать на агрессию среды и становится более уязвимым по
сравнению с последним,— отвечает Станислав Лем2.

865. Воззрение, именующее себя «идеализмом», не желает дозво
лить посредственности быть посредственной, а женщине — жен
щиной. Только не униформы! — Здесь «идеализм» не в значении
преобладания духовных запросов над материальными (см.
прим. 351), а скорее в том смысле, который четверть века
спустя придавали ему символисты, т. е. как индивидуализм,
субъективизм, отчуждение людей друг от друга «вследствие
отрицания общеобязательных реальных норм единомыс
лия и единочувствия»3.

1
Раскритикованную Марксом как «мелкобуржуазная».
2
Лем С. Мир на Земле. В сб.: Формула Лимфатера. М., 1997.
3
Иванов Вяч. Вс. Собр. соч. Т. 2. С. 553.


<< Пред. стр.

страница 97
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign