LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 96
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

мы мыслим только в форме речи…— Нем. in sprachlicher Form, «в
языковой форме»: хотя Ницше и оперирует здесь понятия
ми т. н. гносеологической концепции языка (Э. Мах, Г. Гельм
гольц), считающей язык (речь) лишь орудием мышления,
однако по сути он прав, т. к. основа любого языка, сложивша
яся в дописьменный период, потом практически навязы
вает ему определенные философские концепции — так, экзис
тенциализм и иные теории бытия (от лат. esse, быть) немы
слимы в Китае, язык которого не знает глагола «быть». Ср.
также. прим. 409.

524. «Сообщение» понимается здесь… — нем. Verkehr, т. е. в т. ч.
и движение, обмен информацией, современные коммуни
кации.

532. Но что есть истина? Быть может, своего рода вера, кото
рая стала условием жизни? — Этот вопрос Пилата приводит
ся в Евангелии (Ин. 18: 38), ответ Иисуса — у Бернарда Шоу:
«Истина есть то, во что мы верим — то, что мы считаем ис
тиной».




nietzsche.pmd 783 22.12.2004, 0:07
Black
[784]

541. Надписи на одном современном доме умалишенных. «Необхо
димости мысли суть моральные необходимости» (Герберт Спенсер).—
О причинах нелюбви Ницше к г. Спенсеру см. прим. 382;
точно такого выражения у Спенсера нет, однако фактичес
ки вся часть V («Основания науки о нравственности») его
«Синтетической философии» проникнута идеей о том, что
интеллект у людей развился только когда они стали суще
ствами социальными: «Когда сознание принуждения, обще
ственного мнения и авторитета приводит к образованию
идеи и чувства обязательности, то эту идею и это чувство
можно рассматривать как этические», и что человечество
развивается в направлении все большей этизации своего
мышления 1.
«Последний пробный камень истинности какого нибудь по
ложения есть непостижимость его отрицания» — у Спенсера:
«Немыслимость отрицания какого нибудь познавания слу
жит гораздо более высоким доказательством его истинно
сти, чем какие бы то ни было перечисления опытов». Здесь
Спенсер полемизирует с Дж. Ст. Миллем (прим. 30), утвер
ждавшим, что таких «познаваний» (положений) быть не
может, ибо люди рано или поздно находят опровергающие
их доказательства2.

573. …Гете: переход Бога в нечто более утонченное и туманное, в
добродетель и дух,— ощущается у него как более грубая ступень… —
Ср., например, слова Фауста:
Наполни же все сердце этим чувством,
И, если в нем ты счастье ощутишь,
Зови его как хочешь:
Любовь, блаженство, сердце, Бог!
Нет имени ему! Все в чувстве!
А имя — только дым и звук,
Туман, который застилает небосвод… —
произносимые им в сцене обольщения Гретхен, спросив
шей, верит ли он в Бога (часть 1, сцена 16. Пер. Н. Холодков
ского).

1
Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, «Вист С», 1997.
Ч. V, гл. XXVII.
2
Там же. Ч. III, гл. XV.




nietzsche.pmd 784 22.12.2004, 0:07
Black
[785. Приложения]

579. …к чему страдание? <…> Мораль считается существенным
условием прекращения страданий.— Ср.: «Избавление от стра
даний, от страха смерти заключается не в отказе от радос
тей жизни… а в воспитании у человека добродетели, в са
мообладании, в освобождении от чувственных привязанно
стей и страстей».

589. «Деятельность и страдание» — нем. Tun und Leiden, здесь
в смысле различия действительного и страдательного за
лога (субъект и объект).

594. Я знаю, что я ничего о себе не знаю.— Парафраз известного
афоризма Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

598. Ибо истина безобразна.— Ср. кораническое: «Не спра
шивайте о таких вещах, которые, если открыты будут вам,
огорчат вас»1.

609. …ты должен иметь еще и волю к неведению… — Ср. поня
тие «авидья» (незнание) у индийцев, прим. 442.

616. Мир… <…> «течет», как нечто становящееся… — Пара
фраз высказывания Гераклита: panta rhei, «все течет», как
выражение изменчивости вещей.

618. …у избранных умов… можно заметить какое то предчув
ствие… — См. прим. 68.

625. …понимание возможно лишь постольку, поскольку оно яв
ляется простой семиотикой.— Семиотика — дисциплина, изу
чающая свойства знаковых систем (одной из которых явля
ется человеческий язык); здесь и ниже Ницше вновь обраща
ется к гносеологической концепции языка (см. прим. 522),
согласно которой ощущения — это символы, знаки.

627. Вера в causae падает с верой в telh (против Спинозы и его
каузализма).— Лат. causae «причины». О каузализме см. прим.
69a. Греч. telh, точнее, telos (у Ницше описка) — «конечные

1
Коран. Пер. Г. Саблукова. V: 101. Казань, 1907.




nietzsche.pmd 785 22.12.2004, 0:07
Black
[786]

причины». Спиноза, собственно, не был каузалистом; Ниц
ше «инкриминирует» ему здесь лишь его представление о
природе и о Боге как имеющих причину своего существо
вания в себе самих (лат. causa sui).

634. Здесь нет адиафории… — см. прим. 45.
639. Что мир не стремится к устойчивому состоянию, есть
единственное, что доказано.— У Ницше: Da? die Welt nicht auf
einen Dauerzustand hinaus will… т. е. не как оспаривание
второго закона термодинамики, а скорее как констатация,
что «мир не вечен».

643. Воля к власти интерпретирует (при образовании органа
дело идет об интерпретации): — Здесь и ниже (643–650) Ниц
ше фактически предвосхищает ряд положений современной
науки: усложнение структуры (рост упорядоченности) си
стемы означает увеличение количества информации («ин
терпретация» как переработка информации). В живых си
стемах это — результат осуществления генетической про
граммы по построению фенотипа1 (у Ницше — «другая па
мять, которую мы можем подметить в актах наследствен
ности» — § 646). Причем наследственная информация, хра
нимая в молкулах ДНК, изменяется не только случайным
образом, но и целенаправленно, когда тот или иной орган
оказывается плохо приспособленным к условиям существо
вания1 (ср. у Ницше о «новых формах», § 647).

659. …тело не совсем исчезло, чему можно найти курьезнейшие
свидетельства частью у Павла, частью из философии Веданты.—
Ап. Павел сетует: «Бедный я человек! кто избавит меня от
сего тела смерти? « (Рим. 7:24) и в том же Послании к Римля
нам бичует пороки, источником которых считает тело (Рим.
1:24 и дал., 6:6 и дал.). В ведантизме телесная сущность че
ловека осуждается как «ведущая к гибели» и «демоническая»2.

1
См., напр.: Добронравова И., Ситько С. Физика живого как
феномен постнеклассической науки. // Самоорганизация и
наука: опыт философского осмысления. М., 1994.
2
«Чхандогья Упанишада», VIII/8.




nietzsche.pmd 786 22.12.2004, 0:07
Black
[787. Приложения]

666. …с дисдемонистической перспективой, что это, может
быть, процесс, не ведущий никуда… — Дисдемонистический (от
др. греч. dysdaimon) — несчастный.

669. «Неудовольствие» и «удовольствие» суть наиглупейшие фор
мы выражения суждений… — Здесь и ниже (§§ 669–670) Ниц
ше полемизирует с Г. Спенсером, у которого эти понятия
составляют основу биологической, психической и социаль
ной эволюции человека.

676. …дело идет вовсе не о человеке — он должен быть преодолен.—
Ср. «человек есть нечто, что должно быть преодолено» в
«Заратустре», ибо он — ступень, стадия на пути развития от
животного к сверхчеловеку. Эта мысль не нова; в том или
ином виде мы находим ее и у конфуцианцев, и у каббалис
тов, и даже в православной философии, где она формули
руется как «обожение».

689. Не вправе ли мы в таком случае принять и в химии эту
волю в качестве движущей причины? И в космическом порядке? —
Ср. постулаты современной синергетики, выявляющей об
щие принципы эволюции и самоорганизации сложных си
стем как живого, так и неживого1.

698. Кант говорит: «Под следующими положениями графа Вер
ри… я подписываюсь с полным убеждением».— Верри, Пьетро
(1728–1799), итальянский экономист и философ. Сам арис
тократ по происхождению, он считал праздность «матерью
всех пороков». Цитируемое положение взято Кантом из
труда Верри «Идеи о сущности удовольствия».

708. …и всякая научная гипотеза (например, механизм)… — здесь
и далее механизм в значении «механицизм», см. прим. 69a.

716. «Во всех прилегающих к нам царствах, а также в их союз
никах, мы должны видеть наших врагов…» — В русском пере

1
См., напр.: Курдюмов С., Князева Е. У истоков синергетическо
го видения мира. // Самоорганизация и наука: Опыт философ
ского осмысления. М., 1994.




nietzsche.pmd 787 22.12.2004, 0:07
Black
[788]

воде «Законов Ману» (см. прим. 142): «Следует считать вра
гом соседа и сторонника врага, другом — соседа врага, ней
тральным — [всякого], кроме этих двух»1.
«Одной только собственной силой добродетели трудно было бы
утвердиться…» — В рус. пер.: «Весь мир подчиняется [только]
посредством Наказания, ибо трудно найти человека чистого;
ведь только из страха Наказания весь мир служит пользе»2.

717. Через разделение ответственности… — ср. слова Милована
Джиласа, черногорского коммуниста диссидента (1911–1995):
«Cоциализм — это организованная безответственность».

718. …Чему он учится в виду своей грядущей службы государству,
так же претит его природе.— Напоминание о нивелирующей
роли школы в обществе, не нуждающемся ни в недоучках,
ни в гениях (ср. известную римскую притчу о царе, выры
вавшем на поле чересчур высокие колосья в ответ на воп
рос соседа: что делать с умниками?) — подробнее см. у Ниц
ше далее.

719. …резиньяция… — фр. нем. Resignation, «упадничество»,
отказ от самого себя.

722. …корсиканцы наслаждаются счастьем больше, чем жите
ли материка.— См. прим. 204.

730. …polis — см. прим. 427.
731. Континуум — лат. continuum — нечто связное, систе
матическое, неизменное.

732. При заключении законных браков в гражданском, или ме
щанском смысле… — нем. burgerlich мещанский, в русском и
немецком языках исторически в смысле: «относящийся к
жителям города», позже уничижительное.


1
Законы Ману Пер. С. Эльмановича. СПб., 1913, переизд. М.,
1992. VII, 158.
2
Там же. VII, 22.




nietzsche.pmd 788 22.12.2004, 0:07
Black
[789. Приложения]

734. Парсифаль, этот образцовый идиот… — см. прим. 87.
…равные права и для неудавшихся… — нем. Mi?ratene, уро
ды (ныне вместо этого говорят и пишут: Behinderte, инвали
ды); в современной ФРГ официальное общественное мне
ние требует не замечать их отличий от остальных людей.

735. …идеалисты, способные в жизни своей возвыситься толь
ко до преступления… — ср. прим. 292, 351.

736. …опыт авгуров… — авгуры (лат.) — жрецы у древних
римлян, предсказывавшие будущее по полетам птиц. В ори
гинале Nierenprufer, гаруспики — жрецы, гадавшие на внут
ренностях животных.
«Вольность птицы»… — буквальный перевод немецкого
Vogelfreiheit, означающего объявление кого либо вне зако
на. Вплоть до начала XVIII в. такого человека имел право
убить каждый.

740. …его деяние — это просто симптом.— Ср. у ап. Павла: «за
кон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и пре
ступления» (Рим. 4:16).
…при условии, что он не принадлежит к расе преступников.—
Нем. Rasse des Verbrechertums, букв. расе преступности, т. е.
не к какой то человеческой расе, а к преступному миру.
…Достоевский… говорит об обитателях сибирских катор
жных тюрем, что они составляют наиболее сильную и ценную
часть русского народа.— См. прим. 233.

742. Ману — см. прим. 142.
747. …припомним вердикт Савонаролы о Флоренции, вердикт
Платона об Афинах Перикла <…> приговор всех немцев contra Ге
те.— Нем. слово Urteil собств. означает «суждение», но в по
добном перечне начинает преобладает его второе значе
ние — «осуждение» («приговор», в т. ч. судебный).
Савонарола, Джироламо (1452–1498) — итальянский мо
нах доминиканец, настоятель собора Св. Марка во Флорен
ции; предпринял попытку церковной реформы, требуя за
мены правления герцогов Медичи теократической респуб
ликой, но не получил поддержки папы и был сожжен.




nietzsche.pmd 789 22.12.2004, 0:07
Black
[790]

748. И пресловутый «новый рейх»… — Т. н. «второй рейх»
(1871–1919), новая Империя Германской нации, основан
ный Бисмарком и Вильгельмом I; «первым рейхом» счита
ется Священная Римская империя (962–1806), «третьим»
— режим Гитлера (1933–1945).

751. Вот и Гельвеций обстоятельно внушает нам мысль, что лю
ди, дескать, стремятся к власти, дабы иметь наслаждения, доступ
ные властителю… — Гельвеций, собств. Адриан Клод (1715–
1771) — французский философ материалист, блестящий кри
тик религии, автор трактата «О человеке», где пишет: «Все
желают быть счастливыми и думают, что они были бы со
вершенно счастливы, если бы обладали властью, необходи
мой, чтобы доставить им всякого рода удовольствия. Жела
ние власти имеет, стало быть, своим источником любовь к
удовольствиям» (глава VII). На самом деле Гельвеций не так
прост: далее (в главе Х) он дает гораздо более полное и пси
хологически верное разъяснение этого тезиса.

753. …стадное животное делает себя господином и чуть ли не
Господом.— В оригинале das Herdentier sich zum Herrn macht
— очередной пример любви Ницше к однокоренным словам
и созвучиям. Нем. Herr употребляет в значениях «госпо
дин» и «Господь».

757. …каждый есть абсолютный инструмент.— Т. е. «винтик»;
см. прим. 266.

765. …так и всяк бытия… — нем. So und so Sein, букв. «быть
таким то».
…в России нет недостатка в таких атеистах из мститель
ности.— Ср. образы столь ценимого Ницше Ф. Достоевско
го, т. е. те же «не преуспевшие» в жизни. Словом «месть»
здесь переведено фр. нем. Ressentiment, «злопамятство»,
«враждебность».
…душевной монады… — см. прим. 471.
…отношения для души суть лишь оказии, чтобы не сказать
заминки… — Нем. Gelegenheiten и Verlegenheiten.
…как не являемся мы и ошибкой Бога… (мысль, с которой,
как известно, начинается Ветхий Завет).— Имеется в виду




nietzsche.pmd 790 22.12.2004, 0:07
Black
[791. Приложения]

всемирный потоп, устроенный Богом для удаления «не
удавшегося» человечества и замены его новым (Быт., гл. 6).

772. Вот и Джон Стюарт Милль (который Шамфора называ
ет новым Ларошфуко…) — Шамфор, собств. Рош, Николя Се
бастьен (1741–1794), псевдоним де Ш.— французский писа
тель моралист, автор язвительных «Мыслей, Максим и Анек
дотов» в подражание Ларошфуко; в период якобинского
террора предпочел гильотине самоубийство.

773. Он должен говорить и действовать с уважением к себе, поку
да он в своем лице представляет общность… — Ср. с усердно на
саждавшимся «чувством советского человека», или с ощуще
нием американца в любой иной стране, знающего, что за
ним стоит сверхдержава, да даже с ощущением представи
теля малой нации, чувствующего за спиной клан.
…когда индивидуум ощущает себя орудием и рупором божест
ва.— То же, но за счет идентификации с трансцендентными
силами — поэты, шаманы, руководители сект; ср. мироощу
щение символистов в начале ХХ в., считавших свои стихи
символы знамениями, «означающими нечто, принадлежа
щее к божественной действительности»1.

777. …гиперфетация… — греч. лат. hyperfoetatio, перенаши
вание плода (мед., устар.).

778. …множественность «душ в одной груди» — см. прим. 490.
782. Фулье, Альфред (1838–1912) — французский философ,
признававший, подобно Шопенгауэру, волю движителем
Вселенной («хочу, следовательно существую»), однако счи
тавший возможным и необходимым объединить все фило

<< Пред. стр.

страница 96
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign