LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 95
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Индийские философы предпочитают для малейших оттен
ков понятия находить новые термины.
…о Платоне — ибо он учил противоположному.— Согласно
диалектике Платона, важен не термин, а стоящая за ним
идея, принцип, проникнуть в который и должен философ.

410. …положение, занимаемое Спинозой, его отрицание… мораль
ных суждений о ценности.— Воздержание Спинозы от «мораль
ных» оценочных суждений объясняется его убеждением в не
достоверности и относительности таких суждений для чело
века; для Бога же он делает исключение, считая Его досто
верным (истинным), т. е. воплощением высшей ценности.

411. Или наш мир есть творение и выражение (modus) Бога…
(вывод Лейбница…) — Лейбниц, Готфрид Вильгельм, барон
фон (1646–1716), немецкий философ и естествоиспытатель;
считал, что Бог создал совершеннейший из всех возможных
миров, установив необходимое и всеобщее соответствие
между всеми его частями, например, допустил зло, чтобы
выразить добро, и т. п.
…у Спинозы радикальнее — понятия добра и зла… — Спино
за неоднократно повторяет, что в природе нет добра и зла,
что это «только модусы мышления, или понятия, образуе
мые нами путем сравнения вещей друг с другом», хотя и не
отказывается от употребления этих слов как символов ме
ры приближения человека к совершенству. Под совершен
ством он понимает: для человека — приближение к «образ
цу человеческой природы», т. е. к Богу; для всех вещей — их
«реальность», существование в том виде, каковы они суть.
…ложный выбор (например, у Симплиция в комментарии к
Эпиктету)… — Симплиций (ум. 549), греческий философ
неоплатоник, автор комментариев к сочинениям Платона,
Аристотеля, к «Энхиридию» Эпиктета.
Еще безнадежнее взгляд Паскаля… — «Смирись, немощный
ум, умолкни, несмысленная природа,— говорит Паскаль; —
познай, что человек — существо, бесконечно непонятное




nietzsche.pmd 775 22.12.2004, 0:07
Black
[776]

для человека, и вопроси у твоего Владыки о неведомом тебе
истинном твоем состоянии. Послушай Бога»1.

414. Кант… «долг».— О «долге», об обязанностях человека
перед самим собой и другими людьми Кант пишет много,
не только в «Критике практического разума», но и в «Мета
физике нравов» (ч. 2), сводя к понятию «долга» чуть ли не
все виды человеческой деятельности.

415. Гегель… учение о войне и великих людях.— Война была для
Гегеля средством самоутверждения (взаимного признания)
«свободных народных индивидов»; великих людей же он
считал не творцами истории, а лишь «орудиями» духа, дви
жущего историей.

422. …ненависть к видимости, телу и т. д.— Ср. классичес
кий постулат гностиков: «тело — это могила», легший в ос
нову христианской аскезы.
Французы, как Тэн… преклонение перед «фактами»… — Тэн,
Ипполит (1828–1893) — французский историк и эстетик по
зитивист, придававший большое значение влиянию расы,
среды и момента на все виды человеческой деятельности.
Ницше переписывался с ним, благодарил за лестные отзы
вы о своих работах, хотя и упрекал за недооценку роли вы
дающихся личностей в истории.
Лессинг, Готтхольд Эфраим (1729–1781): немецкий
драматург, философ, критик, оказавший большое влияние
на духовную жизнь Германии. «Ницше запомнил слова Гете
о Лессинге: Пожалейте этого необыкновенного человека,
пожалейте его за то, что он жил в такое жалкое время…»
Наполеон о Гете.— Аудиенция поэту была дана Наполео
ном 3 октября 1808 г. в Эрфурте. Император выказал пол
ное незнание немецкой культуры и пренебрежение ею, а
Гете выразил робкую надежду, что оккупация германских
государств французами «будет полезна Германии». Позже,
по словам Талейрана, Наполеон назвал Гете «хорошим по
этом и плохим политиком». Сам Гете описывает эту встре
чу довольно скупо.

1
Паскаль Б. Мысли. Разд. I, ст. VI. М., Refl book, 1994.




nietzsche.pmd 776 22.12.2004, 0:07
Black
[777. Приложения]

423. …пирронистические противники диалектики… — Пиррон
(ок. 365 — ок. 275 до н. э.) — древнегреческий философ, счи
тается основателем скептицизма, выросшего в целую шко
лу («буддист Греции», по словам Ницше). «Конечной целью
скептики считают воздержание от суждений (epoche), за ко
торым, как тень, следует бестревожность (ataraxia)», писал
о последователях Пиррона Диоген Лаэрций.

424. Бывают комические виды тщеславия, как, например, у Сент
Бева… — Сент Бев, Шарль Огюстен (1804–1869) — француз
ский поэт романтик и критик, в 30 х гг. не оставивший необ
руганным ни одного из своих великих современников (кро
ме Жорж Санд) и написавший «Жозефа Делорма» — цикл
стихов и размышлений «молодого человека, разочарованно
го во всем». 20 лет спустя он стал смотреть более объектив
но на современную ему литературу и даже выступил в за
щиту Эрнеста Ренана, подвергшегося нападкам церкви.

427. Антиэллинские инстинкты берут верх… — в эпоху элли
низма (начиная с IV в. до н. э.), т. е. распространения греч.
языка и культуры по средиземноморскому региону, греки,
ближе познакомившись с жизнью других народов, разоча
ровались в представлении о себе как об «избранных» (эл
лины), а обо всех остальных — как о «варварах», найдя мно
гие из своих обычаев устаревшими или смешными (стоики,
эпикурейцы). Отсюда упадок (декаданс) классической гре
ческой философии, подробнее см. у Ницше ниже.
Еще вполне эллином является «софист»… — софизм — на
правление в классической античной философии, утверж
давшее относительность всякого рода знания (т. к. «мера
всех вещей — человек»). Делая упор на «диалектику», т. е. ис
кусство рассуждать, софисты (Протагор, Горгий, Продик
и др.) за плату учили доказывать что угодно, «независимо
от вопроса об истинности доказываемых положений».
…великих ионийцев… — т. е. первых древнегреч. филосо
фов (VII–VI вв. до н. э.), живших в Ионии (Малая Азия): Фа
леса, Анаксимандра, Анаксимена.
…тяготеет к идеальному полису… — полис: город государ
ство в античной Греции, самоуправляемое и самодостаточное.
…тиранами… — здесь: неограниченными правителями.




nietzsche.pmd 777 22.12.2004, 0:07
Black
[778]

…Платон проявляет точно ту же неблагодарность к Перик
лу, Гомеру… как пророки к Давиду и Саулу.— Платон, так и не
отказавшийся от представления о преимуществах эллинов
над «варварами», тем не менее изгонял из своего идеально
го государства традиции афинской демократии и… Гомера,
считая «творчество жизни» важнее «творчества вымыслов».
Перикл — афинский законодатель V в. до н. э., утвер
дивший принцип выборности (по голосованию или по жре
бию) всех должностных лиц.
Давид — один из первых царей израильских, объеди
нитель юга и севера Палестины (Х в. до н. э.); Саул — пред
шественник Давида, начавший дело объединения племен.
Пророки позднейшего времени (VIII–VI вв.), также призы
вавшие к объединению еврейского народа, о них уже и не
вспоминают.
…а) роскошный, очаровательно злобный… декаданс и b) …сто
ическое самообуздание… подготовление почвы для христианст
ва.— Все приятие Эпикура и все отрицание Пиррона (в буд
дизме — две степени совершенствования духа, третья и чет
вертая из четырех).

428. Воля к мощи… — зд. переводчик (Т. Гейликман) пере
водит Machtwille более точно.
…в высокой культуре Фукидида.— Фукидид — афинский
историк V в. до н. э., считается основателем критического
и политико прагматического подхода к истории.
Платон — Калиостро в большом масштабе.— Калиостро,
собств. Джузеппе Бальзамо (1743–1795), итальянский ок
культист и мистик, самозванный масон, растративший свои
способности на международные авантюры. Примечатель
но, что мистические теории XVIII столетия (розенкрейце
ры, иллюминаты, масоны) с их представлениями о микро
косме и макрокосме, о треугольнике и пирамиде как пер
воначалах всего, о благе как уподоблении Богу и т. п. прямо
восходят к платонизму в целом и взглядам самого Платона
в частности.
…суждения Тимона, друга Пиррона.— Тимон Флиунтский,
ученик философа скептика Пиррона (см. прим. 423), автор
драм и стихотворений, а также «Силл» — книг, где он вы
смеивает «догматиков», к которым причисляет и Платона.




nietzsche.pmd 778 22.12.2004, 0:07
Black
[779. Приложения]

429. Грот (Гроут), Джордж (1794–1871) — английский исто
рик, автор популярной «Истории Греции».

431. Евреи поэтому и были диалектиками. Рейнеке Лис — тоже,
Сократ — тоже.— См. прим. 208.

437. Настоящие греческие философы — это досократики… — ран
ние греческие философы VI–IV вв. до н. э. (Фалес, Гераклит,
Эмпедокл, Пифагор и др.). Увлекшись ими, Ницше в 1872 г.
посвятил им целую тетрадь, заметки в которой послужили
основой для «Рождения трагедии».
Пиррон через Протагора восходит к Демокриту… — Демо
крит, «смеющийся философ» IV в. до н. э. из г. Абдеры (Ма
лая Азия), пользовавшийся почетом у марксистов ленинцев
за свое «материалистическое» учение об атомах, считал, что
«мы не воспринимаем, какова в действительности каждая
вещь и какие свойства в действительности ей не присущи»,
став тем самым одним из основателей представления об от
носительности истины. О Протагоре см. прим. 427.
…он видел индийских кающихся.— Гимнософистов, как гре
ки называли индийских йогов.

442. Аристипп, мегарийцы, циники, Эпикур, Пиррон, это — ге
неральный штурм познания во имя морали… — Аристипп — уче
ник Сократа, основатель т. н. гедонической школы в Кире
не; — мегарийцы — эклектические последователи Сократа,
критикуемые Платоном; — циники (киники) — сенсуалисти
ческие последователи Сократа, критиковавшие Платона.
Все они в той или иной форме отрицали не только возмож
ность, но и необходимость познания окружающего мира,
уделяя основное внимание вопросам этики.
Теория познания играет здесь такую же роль, как у Канта,
как у индийцев… — Теория познания у индийских философов
(Адвайта Веданта) упирается в понятие «авидья» (невоз
можность достоверного знания о чем бы то ни было), из чего
следует вывод, что единственная реальность — сознание
человека; трансцендентальная логика Канта считает воз
можным познание лишь априорных синтетических сужде
ний, т. е. объектов и связей, существующих в сознании са
мого познающего, что, в сущности, означает то же самое.




nietzsche.pmd 779 22.12.2004, 0:07
Black
[780]

444. …объективность как дисгрегация воли… — Дисгрегация
(среднев. лат.) — рассеяние, рассредоточение.

449. …сенсуалистическую гносеологию Аристотеля… — Аристо
тель (384–322 до н. э.) полагал, что познание должно опи
раться на опыт, приобретаемый через органы чувств, но
достоверным он может считаться лишь после поверки ло
гическими категориями.

452. «Истина», следовательно, пагубнее заблуждения и незнания,
потому что сковывает силы, направленные на просвещение и по
знание.— Ср. у Ефрема Сирина (IV в.): «В истинно верующих
истина покойна, чиста, мирна, нимало не поврежденна; а в
излишне мудрствующих она нечиста; в устах пытливых ис
следователей от их любопрений и истина приходит в борь
бу сама с собою». Характерный постулат христианской фи
лософии, априорно ставящий «границы разуму»: пытливо
исследовать что либо есть грех, достаточно принимать на
веру мнения авторитетов.

455. …потребность в вере смешивается с «волей к истине» (как,
например, у Карлейля).— Т. Карлейль (см. прим. 27) придер
живается во многом тех же позиций, что и Ницше («силь
ный человек всегда найдет себе дело» и т. п.), однако, по
добно «русским философам» конца XIX – начала ХХ в. (Бер
дяев, Розанов, Соловьев и др.), не осмеливается отбросить
«костыли веры», к чему призывает Ницше.
Гонкуры, братья Эдмон (1822–1896) и Жюль (1830–
1870) — французские писатели соавторы натуралистическо
го направления, авторы нескольких романов и «Истории
французского общества эпохи Революции»; натуралисты —
представители литературного направления, сложившего
ся в последней трети XIX в. в Европе, прежде всего во Фран
ции. Его философской основой был позитивизм, а методом
— описание жизни «как есть», со всеми физиологическими
подробностями и обязательной социальной подоплекой.

458. «Не надо действовать» — говорили… более последовательные
братья буддисты… — принцип недеяния («не делай лишне
го»), принятый в буддизме, даосизме и конфуцианстве.




nietzsche.pmd 780 22.12.2004, 0:07
Black
[781. Приложения]

461. …Цирцея философов — мораль… — Цирцея (Киркея, Кир
ка) — нимфа острова Эя, волшебством удержавшая у себя
влюбившегося в нее Одиссея целый год и превратившая
его спутников в свиней; иносказательно — символ обольсти
тельной красавицы.

464. …образ мысли, который ставит миру в качестве цели не
счастье покоя, не «субботу суббот»… — Ивр. «шаббат шаббатим»,
нем. Jahrwoche, в иудаизме — правило, по которому раз в
семь лет земля должна была «отдыхать» от посевов; раз в 49
лет отмечался «юбилейный год», когда уничтожались все
договоры продажи, и каждому возвращалось утраченное.


книга третья
принцип новой оценки
468. Великие методологи: Аристотель, Бэкон, Декарт, Огюст
Конт.— Аристотель (см. прим. 449) и лорд Фрэнсис Бэкон
(1561–1626) — авторы систем логики (известных как пер
вый и второй «Органон»); Декарт (см. прим. 95), друг и во
многом единомышленник Бэкона, оставил «Рассуждение о
методе для хорошего направления разума и отыскания исти
ны в науках» (1637), Конт (см. прим. 95) выдвинул рациональ
ный принцип математической абстракции как системати
зирующее начало всякой исследовательской деятельности.

470. …не допускать лишить себя привлекательности энигмати
ческого характера.— Энигматический (от греч. enigma «загад
ка») — загадочный, таинственный.

471. …следствие их веры в божественную нелживость… — ср.
онтологическое доказательство бытия Бога у Декарта и вы
вод из него: если Бог существует, то этим исключается воз
можность того, чтобы он нас обманывал.
Понятия как наследие какого либо потустороннего предсу
ществования.— Ср. платоновские «идеи» и «вещь в себе» Кан
та, к концу XIX в. обретшие новую жизнь в теософских пред
ставлениях о «предсуществовании» души и зависимости ее




nietzsche.pmd 781 22.12.2004, 0:07
Black
[782]

внешних проявлений от потребностей трансцендентной
монады.— Монада (греч. «единичная») — понятие античной
философии, озн. «единицу бытия» и развитое Лейбницем
(см. прим. 411) в целое учение («Монадология»), подхвачен
ное богословами и мистиками. Душа рассматривалась как
некая самостоятельная субстанция, неделимая и неразру
шимая, не связанная с телом; тело же (равно как и другие
части личности) считалось зависящим от своей монады1.

479. Наивный человек говорит: то то и то то производит… —
Это отражается и в языке, ср. безличные конструкции типа
«меня тошнит» или «мне везет».

480. Познание работает как орудие власти.— Здесь власть
(нем. Macht) опять таки означает «мощь», «могущество»,
силу человека.
…зависит от меры роста воли к власти в сказанной поро
де: — здесь и далее порода (нем. Art) скорее означает «вид»,
определенную категорию людей, обладающих определен
ными же способностями.

481. «Перспективизм».— ср. определение этого понятия в
§ 636.

488. «Душа», «я» — история показывает, что здесь мы имеем дело
с очень старым различением («дыхание», «жизнь»)… — Ср. «вся
кое дыхание да хвалит Господа» в библейских текстах V в. до
н. э. (Пс. 150:6), ивр. kol ha Neshama, т. е. всякая живая душа.
«Жизнь» же (ивр. Haya) счит. имеющейся и у простейших1.

500. Идиоплазма — (от греч. plasma, творение, и idios, по
добный) — практически то же, что мы сегодня обозначаем
понятием «биосфера».

503. …познавательный аппарат есть абстрагирующий и упро
щающий аппарат — направленный не на познавание, но на овла
девание вещами… — Ср. по Фромму, это только один из спосо

1
Ср., например: Гендель М. Космогоническая концепция розен
крейцеров. М., 1993.




nietzsche.pmd 782 22.12.2004, 0:07
Black
[783. Приложения]

бов взаимоотношений человека с миром («обладание»), пред
полагающий лишь накопление сведений об объекте; вто
рым, более продуктивным, Фромм считает «бытие» — «пе
реживание» объекта, отождествление себя с ним, измене
ние человеческого Я в результате этого.

507. Мы проецировали условия нашего сохранения как предика
ты сущего вообще.— В традиционной логике предикат — то,
что говорится о субъекте, представление о способе его су
ществования.

515. …эвклидово пространство, например, есть такая условная
«истина»… — Со времен Эвклида (III в. до н. э.) в западной
философии господствовало представление о пространстве
как не подверженном изменениям континууме, статичном
«вместилище», имеющем три и только три измерения; лишь
начиная со второй пол. XIX в. (В. Гаусс, Н. Лобачевский) ему
отводится роль частного случая.

522. Мы вкладываем дисгармонию и проблемы в вещи, так как

<< Пред. стр.

страница 95
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign