LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 94
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


блюдение правил и ритуалов поведения, изложенных в
древнем трактате «Ли Цзи». Это настолько поразило евро
пейских миссионеров, что просветители XVIII в. начали вы
ступать против сочинений, «идеализирующих порядки в
цинском Китае»1.
Сходное движение в Индии.— Помимо древних индийс
ких учений (ведантизм, брахманизм), призывавших каждо
го выполнять свою дхарму (жизненную задачу), трудясь «на
своем месте», дабы не отягчать карму, немаловажную роль
в становлении этого «движения» сыграл (первичный) буд
дизм, возведший страдание в ранг необходимого жизнен
ного испытания — и закрепивший тем самым систему каст2.

281. …это почти определение нравственности.— Ср. у Г. Спен
сера, последний раздел «Синтетической философии» кото
рого посвящен человеческому поведению «исключительно
с точки зрения его результатов для других».

283. «О грешнике» более радуется Бог, чем «о праведнике» — па
рафраз евангельского: «на небесах более радости будет об
одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти
праведных, не нуждающихся в покаянии» (Лк. 15:7) — один
из тезисов Нового Завета, обеспечивших ему преимущество
перед старым (Ветхим), в котором Бог «радовался» только
праведным.

289. …актерство… (нем. Schauspielerei, «лицедейство») —
здесь как умение восполнить недостаток способностей их
имитацией, в противоположность спенсеровскому «воздер
жанию от обнаружения своих способностей». Ср. ниже о
притворстве (§§ 304, 377).

291. …говорят утилитаристы… — см. прим. 30 о Дж. С. Милле.
…о великой экономии… (у Ницше Okonomie вм. Wirtschaft)
— богословский термин, «божественное мироустройство».

1
Васильев Л. С. Этика и ритуал в трактате «Ли Цзи». // Этика
и ритуал в традиционном Китае, Сб. статей. М., «Наука», 1988.
2
Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. М., «Про
гресс», 1966.




nietzsche.pmd 767 22.12.2004, 0:07
Black
[768]

292. То же самое «преступление» может быть в одном случае
верховным правом, в другом — позорным клеймом.— Ср. рассужде
ния Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании»
Ф. Достоевского — см. прим. 82.

296. Ср. священнослужители у евреев.— Имеются в виду хаза
ны (канторы) — служители, произносящие молитвы и зачи
тывающие отрывки из Торы в синагоге. Избирались общи
ной из числа наиболее уважаемых членов, т. е. таких, каким
должен был бы мечтать стать каждый.

298. …«идеализация в сторону безобразного».— Ср. у Карла Гро
са: «красота однообразна, а безобразное благодаря своему
строптивому и своенравному характеру выступает как но
ситель индивидуального и характерного». См. также. прим.
92 (о Вагнере) и далее у самого Ницше — §§ 416, 804–809.

303. И человек, несмотря на все это, говоря словами Канта… —
«В системе природы человек (homo phaenomenon, animal
rationale) — незначительное существо, имеющее ценность,
одинаковую с другими животными… Однако человек, рас
сматриваемый как лицо, т. е. как субъект морально практи
ческого разума, выше всякой цены»1.

304. Макиавеллизм: … (И Платон только коснулся его)… О
Макиавелли см. прим. 211.
Макиавеллизм — искусство управления государством
вне какой либо морали.— Платон (V в. до н. э.) еще очень
далек от такой «беспринципности», называя единовластие
(«тиранию») наихудшей формой правления, однако и он
считает первостепенной заботу о войске («не будет армии,
не будет и законов»,— твердят оба); и Платон, и Макиавел
ли сходятся также в необходимости государственного кон
троля над религией, искусством и развлечениями.

322. Тангейзер — немецкий поэт миннезингер XIII в. Про
жив, по легенде, 7 лет в гроте Венеры, вышел в мир, но

1
Кант И. Метафизика нравов. Ч. 2, I, III пар. 11. Соч., т. 4 (2),
М., «Мысль», 1965.




nietzsche.pmd 768 22.12.2004, 0:07
Black
[769. Приложения]

мир отверг его, и он снова вернулся к Венере. Ему посвя
щена одноименная опера Р. Вагнера (1845), в которой ком
позитор, переиначив старинную легенду, заставляет Т. ос
таться и умереть среди людей, убедившись, что страстная
любовь знакома и им, а не только богам.
…тюрингенская дева… — Елизавета, героиня оперы Р. Ваг
нера «Тангейзер», влюбленная в главного героя и в 3 м дей
ствии умирающая от страстной любви к нему.
Вольфрам фон Эшенбах — немецкий поэт миннезин
гер XIII в., в опере Р. Вагнера — друг и соперник Тангейзера,
во 2 м действии исполняющий романс о добродетельной
любви.

328. …иератической мускулатуры.— Иератический — см. прим.
120.

334. Общее положение, которое выставлено христианством —
«человек дурен»… — ср. у ап. Павла: «Бог верен, а всякий чело
век лжив» (Рим. 3:4 и дал.) и отношение к этому Гете: «С
одним из основных учений лютеранства… с учением о пре
обладании в человеке греховного начала, я попытался было
примириться, но без особого успеха»1.

340. …понятие природы у Руссо… — У Руссо, как и у других
просветителей XVIII в., природа — мать, заботящаяся о всех
своих детях, к которым относятся и люди, в отличие от
общества, порождающего в последних пороки.
Что Гете искал в природе — почему он почитал Спинозу.—
Подобно Спинозе, Гете считал, что в природе кроется «ве
ликое, творящее, все направляющее существо, дабы нам
легче было постичь его». После путешествия в Италию
(1786–87), он признавался, что некий «инстинкт» влечет его
к природе в надежде, что в ней он сумеет открыть тайны
мироздания 2.
…понятие «человек» a la Конт и Стюарт Милль.— Чело
век у О. Конта — существо социальное, а посему обязан пре
одолевать эгоистические инстинкты ради укрепления се

1
Гете И. В. Из моей жизни: поэзия и правда. Кн. XII.
2
Там же. Кн. IV.




nietzsche.pmd 769 22.12.2004, 0:07
Black
[770]

мьи и общества: «Жена должна быть подчинена мужу, и де
ти — родителям. Брак — нерасторжим. Равенство полов —
пустое разглагольствование…» О Конте см. прим. 95.
Дж. С. Милль, во многом разделявший взгляды Конта,
считал, что человек должен руководствоваться в первую
очередь соображениями той пользы, которую его действия
могут принести человечеству, и лишь потом — его стране,
семье и ему лично. О Милле см. прим. 30.
Гюйо, Жан Мари (1854–1888) — французский философ
позитивист, «антинародник», считавший «народ» объектом
воспитательного воздействия аристократов духа, а рели
гию — социологией, сводящей «все естественные и даже
сверхъестественные силы к человеческому типу, и их отно
шения — к отношениям социальным». Автор книги «Опыт
морали вне обязательства и санкции», очень понравившей
ся Ницше.
Тьерри, Жак Никола Огюстен (1795–1858) — француз
ский историк, объяснявший, по словам Г. Плеханова, «по
литический строй гражданским бытом» (т. е. «бытие опре
деляет сознание»), чем заслужил похвалу и последнего, и
Маркса1.

342B. …совершенный «носорог».— В ориг. Hornochs бык, в
значении «дурак, остолоп».

343. К психологии идеалиста: Карлейль, Шиллер, Мишле: — в
статье Шиллера «Об эстетическом воспитании человека»
(1795) проводится дифференциация человеческих типов
по способу познания объекта (принятие объекта в себя —
реалист, и вознесенность над объектом — идеалист). Миш
ле и Карлейль в основном цитируют Шиллера, признавая
моральный идеал недостижимым, но необходимым, «чтобы
человек мог переносить несовершенство жизни».— Мишле,
Жюль (1798–1874) — франц. историк либерального толка,
автор популярных книг «История Франции» и «История Ре
волюции».— О Карлейле см. прим. 27.

1
Бельтов Н. (Плеханов Г.) К вопр. о развитии монистического
взгляда на историю. СПб., 1905; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 е изд.
Т. 28 С. 341.




nietzsche.pmd 770 22.12.2004, 0:07
Black
[771. Приложения]

347. Сравните родственную логику Лютера.— См. прим. 211.
Сравните родственную логику Павла.— См. прим. 165.

349. …действительный героизм заключается не в том, чтобы
бороться, а в том, чтобы… вовсе не бороться… — ср. у Лаоцзы:
Образ действий неба таков:
Без борьбы оно побеждает,
Без речей оно убеждает,
Не зовет, а к нему идут,
И спешить не надо ему.

351. Гемиплегия (мед., устар.) — односторонний паралич.
Этот метод оценки считает себя «идеалистическим»… —
не в привычном нам (марксистском) понимании, а в терми
нологии западных социопсихологов, называющих «идеа
лизмом» преобладание духовных запросов над материаль
ными («материализм»).

355. Бакер, собств. Бейкер, Сэмюэл (1821–1893) — англий
ский путешественник, исследователь центральной Африки.
Латука, точнее, Лотуко: племя на юге Судана.
«Для слабых сердец нет несчастья», говорят русские.— Нем.
Fur schwache Herzen gibt es kein Ungluck — вероятно, име
ется в виду пословица «Кто живет тихо, тот не увидит лиха»
(В. Даль).

358. …владычному строю души… — нем. souveran, «суверен
ный».
…аристократическому для себя бытию.— Гегелевское fur
sich Sein как символ осознания духом своей свободы.
См. также. 366.

360. Франциск Ассизский (1181–1226), итальянский мо
нах, святой (канониз. 1228) — собств. Джованни Бернардо
не из г. Ассизи, прозванный «отцом Франческо» за знание
франц. языка. Был бродячим проповедником, писал хоро
шие стихи, создал орден нищенствующих монахов францис
канцев.
О, Марк Аврелий! — Марк Аврелий Антонин, римский
император (161–180), один из последних философов стои




nietzsche.pmd 771 22.12.2004, 0:07
Black
[772]

ков, фаталист и пессимист. Проповедовал сохранение спо
койствия души, ибо все в мире целесообразно.

366. …от Гердера до Гегеля.— Гердер, Иоганн Готфрид фон
(1744–1803): лютеранский священник, философ, просвети
тель и «народник», видевший в народе движущую силу исто
рии, субъект и объект искусства. Полемизировал с филосо
фией Канта, считая ее «созерцательной». Пользовался боль
шой популярностью у официальных идеологов ГДР.
Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831), рассма
тривал историч. процесс как движение духа от бытия в себе
к бытию для себя, т. е. как все большее осознание духом соб
ственной свободы.

367. Монтень, Мишель Эйкем де (1533–1592) — француз
ский философ скептик, гедонист (см. прим. 35) и ярый про
тивник христианской философии и морали, считавший ре
лигию пищей для необразованного ума.

378. «Не лги» — нем. du sollst nicht lugen, сокр. вариант де
вятой заповеди (Втор. 5: 20).

381. …будто испорченность церкви была причиной Реформации.—
Испорченность (у Ницше нем. Korruption) католицизма бы
ла лишь одной из причин; второй, а точнее, первой, был воз
росший уровень развития общественного сознания: Герма
ния XVI в. была страной университетов. Для их ученых нео
платонизм раннехристианских отцов церкви был устарев
шим позитивным средством познания, они искали новых,
и позитивизм не замедлил явиться на историческую арену.

382. …абсолютно противоисторический характер (место, отно
сящееся к Французской революции)… — Возможно, Ницше име
ет в виду рассуждения Канта об «убийстве монарха», завер
шающиеся выводом о «противозаконности» революции1.
…гетевское замечание о радикально злом… — ознакомив
шись с трудом Канта «Об изначально злом (das radikale Bose)

1
Кант И. Метафизика нравов. Ч. 2, пар. 49А. Соч. Т. 4 (2). М.,
«Мысль», 1965.




nietzsche.pmd 772 22.12.2004, 0:07
Black
[773. Приложения]

в человеческой природе», Гете по своей природе не мог
принять его, ср. гл. 334 и прим. к ней.
Мне нужна критика святого… — Святые как категория
исторических лиц и образец для подражания никем и ни
когда не подвергались критике в христианском мире1.
Философия г на Спенсера как философия лавочника… — Спен
сер, Герберт — см. прим. 53; в V части своей «Синтетичес
кой философии» излагает концепцию «идеального челове
ка», начиная с того, что «идеальный человек возможен лишь
в идеальном обществе», вследствие чего этика делится на
абсолютную (применимую к идеальному человеку) и отно
сительную (применимую к конкретному человеку и конк
ретному обществу), и заканчивая этическим кодексом, на
поминающим наставления школьного учителя — о правди
вости, повиновении, трудолюбии и т. п.2
…вопрос Руссо относительно цивилизации: «Становится
ли человек благодаря ей лучше»? — В 1750 г. Руссо написал кон
курсное сочинение: «Способствовало ли возрождение наук
и искусств очищению нравов?» (тема, заданная Дижонской
Академией), и получил за него премию. Вывод в сочинении
пессимистичен: «успехи наук и искусств… испортили наши
нравы и нанесли ущерб чистоте вкуса».

383. «Если член твой соблазняет тебя, вырви его» — контамина
ция, а по сути восстановление первоначального смысла ло
гии, положенной в основу Евангелия от Матфея (Мф. 5:28–
30), где слово в оригинале также означало membrum virile3.

388. Паскаль… его отношение к сестре.— Жаклина, младшая
сестра Б. Паскаля, после смерти отца ушла в монастырь Пор
Рояль (см. прим. 97). Ей было 27 лет, Б. Паскалю — 29.
Он очень любил сестру (и, по мнению некоторых ис
следователей, более чем братской любовью4) и был огорчен

1
Если не считать католика и крупнейшего писателя фантаста
Станислава Лема — см. его кн.: Звездные дневники Ийона Тихо
го, Путешествия XXI и XXII. М., 1998.
2
Спенсер г. Синтетическая философия. Киев, «Вист С», 1997.
3
мужской член (лат.).
4
Стрельцова Г. Блез Паскаль. М., «Мысль», 1979.




nietzsche.pmd 773 22.12.2004, 0:07
Black
[774]

ее решением, однако считал себя недостойным ни дальней
шего светского общения с сестрой, ни монастырской жиз
ни, к которой она его склоняла. О Паскале см. прим. 51.

389. Меланхолическая проницательность самоумаления в Евро
пе (Паскаль, Ларошфуко)… — У Паскаля — мысли о ничтожно
сти человека по сравнению с Бесконечным, у Ларошфуко
отказ на склоне лет от почестей и светской жизни, а в фило
софском плане — признание собственной и чужой невозмож
ности преодолеть «себялюбие».

393. …не следовало ли бы тогда примкнуть к «нищим духа»? —
«Нищие духом» — герои Нагорной проповеди (Мф. 5:3), ко
торым обещано царство небесное за простоту и смирение.

396. …какая борьба велась все время в Германии против Гете
(Клопшток и Гердер)… — Клопшток, Фридрих Готлиб (1724–
1803): поэт моралист, до Гете считавшийся крупнейшим по
этом, «немецкий Тредиаковский», автор огромной и нео
бычайно популярной в бюргерских кругах поэмы «Мессиа
да». В 70 е гг. XVIII в. стихотворения, драмы и романы Ге
те, в которых он обнажает столкновение «заявленной сво
боды воли с необходимым ходом вещей», подвергались же
стокой критике, цензуре и запретам.

401. Мораль как верховная ценность… (даже у скептиков).—
Античные скептики отрицали существование критерия ис
тины, но признавали критерий практического поведения:
руководствуясь разумом, человек должен соблюдать зако
ны и обычаи общества, в котором живет.
…философы всегда на службе у нигилистических религий.—
Нигилистическими Ницше здесь называет религии, отри
цавшие систему ценностей общества, в котором возникли,
в первую очередь раннее христианство.
Возражение против дарвинизма.— Согласно Дарвину, за
кону естественного отбора («выживает сильнейший») под
чиняется и homo sapiens.

409. …понятия и слова являются нашим наследием от тех вре
мен, когда в головах было еще темно… — Д. Чаттопадхьяя усмат




nietzsche.pmd 774 22.12.2004, 0:07
Black
[775. Приложения]

ривает в этом коренную проблему европейских филосо
фий: один и тот же термин используется в течение сотен и
даже тысяч лет, хотя в него вкладывается всякий раз иное
содержание, отчего возникают недоразумения и споры.

<< Пред. стр.

страница 94
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign