LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 93
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

вместо Judaismus, напоминая, что религиозные предписа
ния для правоверных иудеев слились с бытовыми: иудей
ский Закон с I в. до н. э. основывался не столько на Торе (Вет
хом Завете), сколько на решениях раввинов, а с Х в. н. э.—
на установлениях многотомного Талмуда, регламентировав
ших буквально каждый шаг.

161. О детях говорится, что «их есть Царство Небесное»… —
Ницше цитирует (неточно) слова Иисуса: «Пустите детей




nietzsche.pmd 758 22.12.2004, 0:07
Black
[759. Приложения]

приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть
Царствие Божие» (Мр. 10:14).

162. Разбойник на кресте… <…> принимает Евангелие и тем
самым уже обретает рай… — Неточный пересказ эпизода из
Евангелия от Луки, в котором один из двух распятых вмес
те с Иисусом разбойников уверовал в Него, и Он пообещал
ему: «Ныне же будешь со Мною в раю»; слова же: «истинно
Человек этот был праведник» произносит римский страж
ник (Лк. 23:40–47).

163. [Заповеди Иисуса:} — Ницше пересказывает здесь На
горную проповедь (Мф., гл. 5).

164. Позднейшие привнесения.— В древних логиях (записях
поучений Иисуса), послуживших источниками Евангелий,
нет не только цитируемых ниже, но и многих других эпи
зодов1. Корпус Четвероевангелия окончательно сложился
(был признан каноническим) только к V в.

165. …практика первой ecclesia militans апостола Павла и все
его поведение… изображены как предписанные, как предустанов
ленные заранее.— Лат. «церковь воинствующая», в богословии —
сообщество живущих христиан, цель которого — оборонять
ся от иноверцев и стремиться обратить их в христианство,
в отличие от «церкви торжествующей» (ecclesia triumphans),
которой она станет, выполнив эти задачи; пока же к после
дней принадлежат лишь обитатели Царства Небесного.—
Апостол Павел, сделавшись из знатного иудея и лояльного
римского гражданина тайным наставником гонимых хрис
тиан, в посланиях к ним призывает кары Божии на головы
иудеев (Рим. 11:25, 2 Кор. 3: 4 и далее) и римских властей
(Еф. 6:11 и далее), а в адрес собственных подопечных не ску
пится и на прямые угрозы, если они отойдут от его учения
(2 Кор. 10:3 и далее, Гал. 1:9 и др.). Впрочем, гражданские
власти для него по прежнему священны (Рим. 13:1–5). По
слания ап. Павла полны ссылок на книги Ветхого Завета.

1
См., напр.: Евангелие от Фомы, опубл. в сб.: Античность и со
временность. М., «Наука», 1972.




nietzsche.pmd 759 22.12.2004, 0:07
Black
[760]

166. …неуклюжая бессмыслица «увековеченного Петра»…— Апо
стол Петр считается «первым епископом Рима», через ко
торого пастырская благодать Иисуса передалась его преем
никам — почти трем сотням римских пап,— и далее карди
налам, епископам и т. п.

167. Он пытается привести продолжение существования… в
каузальную связь с жертвой… — Нем. Fortexistenz, «продолжаю
щееся бытие», как обозначение жизни после смерти; ап. Па
вел неоднократно напоминает своим адресатам о жертве
Иисуса Христа как залоге их «продолжающегося бытия», ес
ли они будут тверды в вере (Рим. 15:3, 1 Кор. 11:23, 2 Кор. 8:9,
Евр. 7:27 и др.).
…«спасение» через веру.— Нем. Erlosung, см. прим. 135; сло
ва ап. Павла: «Человек оправдывается не делами закона, а
только верою в Иисуса Христа» (Гал. 2:16) вызывали споры
уже у современников — ср. «Человек оправдывается дела
ми, а не верою только» у ап. Иакова (Иак. 2: 24).

170. Побратание по еврейско арабской традиции через благодать
совместной трапезы, еды и питья, стало «таинством причас
тия».— Подобные трапезы, восходящие к очень древней
традиции (ср. Быт. 18:1–8) у первых христиан назывались
«агапами» (от греч. agaphe, «любовь») или «сенаклями» от
лат. coenaculum «трапезная», в Евангелии помещение, где
Иисус принимал последнюю трапезу со Своими учениками
(тайная вечеря, Лк., гл. 22); позже традиция была переня
та мусульманами, у которых сохранилась до сих пор (ср. сред
неазиатское гап — «мужская вечеринка»).
…учение о сыне человеческом как «сыне божием» <…> отсю
да: «вторая ипостась Божия»… — Учение о триипостасности
божества (Бог Отец, Бог Сын, Бог — Дух Святой), от греч.
hypostasis «сущность», возобладало в христианстве отнюдь
не «с самого начала», а лишь после 3 го Вселенского собора
(431), да и позже подвергалось сомнению; то же относится и
к превращению «Сына Человеческого» (арам. Bar Adam оз
начало лишь «человек, такой же, как все») в «Сына Божия».

172. …неблагородство христианства… — Нем. das Unvorneh
me. Здесь и далее для обозначения понятия «благородный»




nietzsche.pmd 760 22.12.2004, 0:07
Black
[761. Приложения]

Ницше использует слово vornehm, т. е. порядочный, уважа
ющий себя, вместо edel — «благородный по праву рожде
ния», см. у Ницше далее (гл. 935–953).

173. …к самому понятию «обращение» относится как можно
легче.— Ср. его знаменитое «нет ни эллина, ни иудея» (Кол.
3:11), означавшее, что доступ в христианскую общину от
крыт для всех, а не только для евреев.

174. Аскетизм не есть специфическая черта христианства… —
Аскезу практиковали еще пифагорейцы, однако лишь как
набор гимнастических и медитативных упражнений напо
добие йогических, а не как «умерщвление плоти».

175. Песнь во славу любви, Павлом сочиненная <…> это иудей
ское раздувание вечного пламени, семитского по происхождению.—
У Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не
завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчин
ствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…»
(1 Кор., гл. 13).
…вернейший способ узнать, есть ли у человека хоть толика
классического вкуса — проверить, как он относится к Новому За
вету (сравни Тацита): — Тацит, Публий Корнелий (55?–117?)
— «последний классический» римский историк, автор зна
менитых «Анналов» и «Истории». Ницше, видимо, не пе
речитывал Тацита со школьных лет (в Университете его ув
лекли греки) и забыл о его склонности к «моральным суж
дениям», против которых выступал сам: Тацит осуждает
всех (т. е. не только христиан и иудеев, но и германцев, бри
танцев, даже греков), не принявших римского образа жиз
ни. Впрочем, Ницше прав в том, что римляне I–III вв.—
Тацит (Анналы, XV, 44), Светоний (Жизнь двенадцати це
зарей, VI, 16), Лактанций, Цельс,— считали христианство
«новым, зловредным суеверием» черни1.
«Крест» надо воспринимать, как Гете. — Ср. слова Фауста:
Но я к загробной жизни равнодушен.
В тот час, как будет этот свет разрушен,
С тем светом я не заведу родства.
Я сын земли…
(Пер. Б. Пастернака).




nietzsche.pmd 761 22.12.2004, 0:07
Black
[762]

176. …чувство расщепления личности… — Нем. Alteration, «из
менение», «поражение», ср. прим. 52.

186. Новый Завет — это евангелие людей абсолютно неблагород
ного сорта… — Здесь Евангелие в знач. греч. euaggelion — «бла
гая весть», священная книга.

191. Только прислушайтесь к речам первого государственного му
жа Германии… — и вы услышите голос придворного проповедника
Тартюфа.— «Первый государственный муж» — Бисмарк (см.
прим. 57), канцлер Германии 1871–90, проводил нарочито
«честную и открытую политику», что дало британскому
министру иностранных дел Дизраэли повод сказать: «Бере
гитесь этого человека, он и в самом деле говорит то, что
думает!» На деле же Бисмарк решающим аргументом в по
литической и дипломатической борьбе считал силу.

192. «Вера» или «дела»? <…> Христианский дилетантизм Лю
тера.— Цитируя известные слова ап. Павла: «Человек оправ
дывается верою…» (см. прим. 167), Лютер вкладывал в них
именно тот смысл, что истинная вера, если она есть, дела
ет ненужными любые «христианские» поступки, за что под
вергся жесточайшим нападкам со стороны католических бо
гословов (1521).

195. …прежде всего к Платону, этому инстинктивному семиту
и антиэллину… — Об «антиэллинизме» Платона см. у Ницше
далее (§ 427 и прим. к ней.).

197. …иудейский инстинкт «избранничества»… — Обозначе
ние «сынов Израиля» как избранного Богом народа, встре
чающееся уже в древних текстах (в знач. «избранные для
служения», 1 Пар. 16:13), в послепленную эпоху (VI–V вв.)
окончательно стало обозначением единственно праведно
го народа (Вт. 4:37, 7:6, 14:2–7, Второисайя — Ис. 45:4).
…совершенное отсутствие действительных целей… — Нем.
Ziel, см. прим. 141.
«Если не станете как дети» — слова Иисуса: «Говорю вам,
если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Цар
ство Небесное» (Мф. 18: 3).




nietzsche.pmd 762 22.12.2004, 0:07
Black
[763. Приложения]

202. Платон… в Египте? — См. прим. 143.
204. …народа, который в политическом отношении уже ни на
что не притязал и вел своего рода паразитарное существование
внутри римского общественного уклада.— Хотя народные вос
стания в Палестине продолжались после разгрома государ
ства Маккавеев римлянами (см. прим. 143) еще два века,
иудейская знать действительно избрала положение парази
тов (греч., у римлян — клиентов) — «приживалов в богатом
доме», считавшееся в античном мире почти почетным.
…«любите врагов ваших»… — Антитеза Иисуса к посту
лату Ветхого Завета: «Вы слышали, что сказано: «люби ближ
него твоего, и ненавидь врага твоего» (Левит 19:18). А Я
говорю вам: любите врагов ваших…» (Мф. 5:44).
…о жизни, какую еще в наши дни ведет корсиканец или араб
язычник… — Остров Корсика, с 1768 года — департамент Фран
ции, населен жителями итальянского происхождения, ко
торые долго сопротивлялись «цивилизаторской» миссии
французов и еще в конце XIX в. хранили традиции кровной
мести и круговой поруки. Ницше мечтал побывать на Кор
сике, но так и не осуществил своего намерения. Простота
и строгость нравов корсиканцев служат для него образцом
той «почвы», на которой взрастают великие люди (Напо
леон — уроженец Корсики). См. также. гл. 722, 928.

206. …так ли уж было нужно, чтобы Бог приходил, дабы ска
зать тому мытарю и т. д.— По новозаветному рассказу, Иисус
призвал мытаря (сборщика налогов) Матфея служить Себе,
и тот стал потом автором одного из Евангелий (Мф. 9:9).

207. Пример Христа: <…> Он специально подчеркивает, что мог
бы получить помощь, но не хочет.— Мф. 5:39, 26:51–53, 63–64.

208. Война против знатных… подобна той, какую ведет Рей
неке Лис… — Рейнеке — имя лиса в германских сказках и в
одноименной поэме Гете, где длинные речи лиса перед ца
рем зверей дают блестящий пример софистики, способной
доказать что угодно. Ради спасения своей жизни лис не гну
шается никакими подлостями, пользуясь прямым обманом
и клеветой.




nietzsche.pmd 763 22.12.2004, 0:07
Black
[764]

211. …а когда политикой занимаются реформаторы, как Лю
тер, то надо знать: они такие же приверженцы Макиавелли, как
любой тиран или аморальный человек.— Вождь нем. Реформа
ции Мартин Лютер (1483–1546) призывал броситься с ору
жием в руках «на кардиналов, пап и всю свору римского
содома» и «обагрить руки их кровью». Однако Томас Мюн
цер (1480–1525) недаром упрекал его в том, что, демагоги
чески угрожая сильным мира сего библейскими прокляти
ями, он неизменно ограждает их интересы.
Макиавелли, Николо (1469–1527) — итальянский исто
рик, философ и государственный деятель, автор знамени
того труда «Государь», посвященного герцогу Лоренцо Ме
дичи, считал единовластие наилучшей формой правления
и учил правителя руководствоваться исключительно сооб
ражениями своей выгоды, стараясь лишь не навлекать на
себя при этом ненависти подданных.

212. …а еще меньше христианское «естествознание».— Т. е. по
пытки примирить религию и науку, продолжающиеся и се
годня; ср. также «христианскую науку» американской цели
тельницы Мэри Эдди (1821–1910), предлагавшую заменить
медицину молитвами и покаянием.

216. Подчинение господствующих рас христианству… — Нем.
Herren Rassen, один из тех терминов Ницше, которые поз
же были переосмыслены (в данном случае как «раса гос
под») и взяты на вооружение идеологами нацизма, ср. да
лее § 898.
Достаточно вспомнить святую Терезу в обрамлении герои
ческого энтузиазма ее братьев… — Св. Тереза, точнее, Терезия
д’Авила (1515–1582) — испанская монахиня знатного рода,
аббатиса, писательница; ее усилия по реформе ордена кар
мелиток натолкнулись на значительные препятствия со сто
роны инквизиции, и лишь помощь братьев помогла ей до
вести дело до конца.

229. …«идея фикс» греха, гипнотизирование несушки очерчива
нием вокруг нее круга «греха».— Парафраз известного опыта с
курицей: если ее уложить на спину и провести перед клю
вом (перпендикулярно направлению тела) меловую линию,




nietzsche.pmd 764 22.12.2004, 0:07
Black
[765. Приложения]

то курица впадает в состояние оцепенения, не делая попы
ток освободиться.

233. Преступники, вместе с которыми Достоевский отбывал
каторгу… разве это не во сто крат более цельные и ценные люди,
нежели иной «сломленный» христианин? — Ср. «Ведь это, может
быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из
всего народа нашего» («Записки из мертвого дома»). См.
также. о том же у Ницше далее (гл. 740).
Я рекомендую врачевать угрызения совести по методе Мит
челла.— «Метода Митчелла» — популярная в конце XIX — на
чале XX в. терапия нервных болезней (молочная диета, по
стельный режим, массаж, электропроцедуры), предложен
ная американским врачом Митчеллом (1829–1914).

239. …христианство без абсурдных догм (омерзительнейших
выродков античного гибридизма).— Античные греки и в боль
шой мере римляне были «всеядны» (ср. их алтари «Неве
домому Богу»), отчего и в раннем христианстве слились на
чала платонизма, гностицизма, митраизма и многих других
учений, которые Ницше называет «абсурдными догмами».
Ср. также прим. 158.

240. …Паскаль, имея в виду ту устрашающую возможность,
что такое доказательство все же сыскалось бы и оказалось ис
тинным, тем не менее считал в высшем смысле разумным оста
ваться христианином.— Ницше имеет в виду знаменитое пас
калевское «пари на Бога»: лучше спорить, что Бог есть — так,
по крайней мере, мы ничем не рискуем в случае ошибки.
…люди теперь довольствуются опиумным христианством…
— Ср. у Маркса: «Религия — это вздох угнетенной твари, ду
ша бессердечного мира, дух бездушного безвременья. Она
— опиум народа».

247. …которая бы с научной основательностью преподавала и
практиковала добровольную смерть… — Ср. в «Заратустре»: «Мно
гие умирают слишком поздно, а иные слишком рано. Еще
странно звучит правило: “Умри вовремя!”» Эта тема, зани
мавшая человечество с древнейших времен (как быть со
стариками, больными, умалишенными), не утратила свое




nietzsche.pmd 765 22.12.2004, 0:07
Black
[766]

го значения и сегодня — ср. дискуссии о праве на «свобод
ную смерть»1, об этичности «хосписов», «освобождающих
уколов» и др. К сожалению, и эти взгляды Ницше нашли сво
их экстремистски настроенных продолжателей — ср. кни
гу: Биндинг К., Хоэ А. «Разрешение к прекращению мало
ценной жизни», вышедшую в Германии в начале 30 х гг.

252. Никогда не следует прощать христианству, что оно загу
било таких людей, как Паскаль.— См. прим. 51.
…рост тех сверх людей… — Нем. Mehr Menschen, «Более
чем люди».

257. «По ее плодам вы познаете ее» — парафраз евангельского
предостережения против лжепророков (Мф. 7:15–16).

260. Цель — Нем. Zweck, см. прим. 141.
…приятного и болезненного… — нем. schmerzhaft, т. е. «вы
зывающего боль», по аналогии с реакциями подопытного
животного.

266. Мораль как продукт ошибки.— Нем. Irrtum, т. е. «заблуж
дения».
…полезна для человека «орудия».— Нем. Werkzeug, т. е., как
сказали бы теперь, «винтика».

267. Не будем оценивать низко… — нем. denken wir nicht ge
ring, т. е. скорее «не будем недооценивать».

270. Амьель, Анри Фредерик (1821–1881) — швейцарский
писатель, автор повести «Интимный дневник», где, подоб
но Достоевскому, описывает душевные терзания молодого
человека, осуждающего себя за свои влечения.

271. …социального тела… — в ориг. Sozietat, см. прим. 51.
274. Сходное движение в Китае.— В течение веков в Китае
важнейшей добродетелью считалось неукоснительное со

1
Напр.: Frisch M. Tagebuch 1966–71. Suhrkamp, Fr. /M., 1972;
Ansohn A. Die Wahrheit am Krankenbett. Berlin, 1968.




nietzsche.pmd 766 22.12.2004, 0:07
Black
[767. Приложения]

<< Пред. стр.

страница 93
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign