LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 92
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Неаполитанского залива.
Виктор Гюго восторгается Испанией… — Гюго, Виктор
Мари (1802–1885) — известный французский писатель, по
святивший Испании целый ряд стихотворений и два поли
тических воззвания.

105. Энгр, страстный музыкант… — Энгр, Жан Огюст Доми
ник (1780–1867): французский художник классицист, живо
писец и рисовальщик, природный музыкант, игравший на
всех музыкальных инструментах.
Вернэ, Горас (Орас, 1789–1863) — французский худож
ник, сын и внук художника, писавший главным образом ба
тальные картины.
То типичное превращение, наиболее ярким примером которого
между французами может служить Г. Флобер… с 1830 по 1850 год

1
Шатобриан Р. Замогильные записки. М., 1995.




nietzsche.pmd 750 22.12.2004, 0:07
Black
[751. Приложения]

— Точнее, по 1851 год, когда во Франции к власти оконча
тельно пришел Наполеон III, и всякое «умственное броже
ние» было подавлено полицейским режимом.— Флобер, Гюс
тав (1821–1880) — французский писатель, начавший в 40 е гг.
как поздний романтик («Мемуары безумца», «Пляска мерт
вецов»), при Наполеоне же III м ставший пессимистом впол
не в духе Ницше. Отсюда «чувство глубокой бесперспектив
ности, которое, как лейтмотив, звучит повсюду у Флобера…»1.

106. …сколько «Теклы» в Бетховене! — Текла: раннехристиан
ская святая, оставившая родителей и жениха ради пропо
веди христианства; есть греческий роман II в. о деяниях ее
вместе с ап. Павлом, изданный по немецки в 1851 г., в 1858 г.
переложенный в пространную поэму тогда модным, а ныне
забытым поэтом Паулем Гейзе (1830–1914).
Фрейшютц («Волшебный стрелок», нем. Freischutz) —
опера К. М. фон Вебера; «Летучий голландец» — опера Р. Ваг
нера.

107. Credo quia absurdum est — «Верую, потому что бесмыс
ленно», слова, лишь приписываемые Квинту Септимию
Флоренту Тертуллиану, раннехристианскому писателю на
чала II в., но вполне выражающие его важнейшие положе
ния — о примате веры перед знанием и об авторитете как
критерии истины2.

110. Признаки силы… моглут быть ошибочно приняты за сла
бость… — в переводе на современный язык смысл этого пас
сажа таков: с точки зрения традиционного, т. е. давно изжив
шего себя, но все еще возводимого в эталон всеобщего по
давления чувств, эти проявления силы и независимости
многими будут восприняты как порок.

113b. Страх перед всеобщим «Напрасно».— Нем. umsonst, здесь
— калька с латинского frustra в значении «что ни делай, все
равно ничего не изменишь».

1
Елизарова М. Гюстав Флобер. // История зарубежной литера
туры XIX в. М., 1972.
2
Тертуллиан. Избранные. соч. М., «Прогресс», 1994.




nietzsche.pmd 751 22.12.2004, 0:07
Black
[752]

114. …потенцирование ценности человека… — в данном случае
— попытка решить психологические и социальные пробле
мы путем все большего увеличения относительной ценности
человеческой личности, что (до определенных пределов)
составляет основу современного западного «умозрения».

116. …артисты, евреи, музыканты… — Ницше имеет в виду
маргиналов, по тем или иным причинам вытесненных об
ществом на периферию общественной жизни и вынужден
ных добиваться «места под солнцем» исключительно за счет
личных качеств.

117. …постановка на первое место вопроса о здоровье тела, а не
о здоровье «души»…— здесь и далее Ницше почти цитирует
Фридриха Людвига Яна (1778–1852), активного пропаган
диста «всенародной» физической культуры и спорта как
средства возрождения немецкого духа после поражения в
войнах с Наполеоном.

118. …более… гетевское отношение к чувственности. — Гете счи
тал чувственность движителем душевного развития чело
века вообще и его творчества в частности: «видно, приро
де угодно, чтобы один пол воспринимал другой как чувст
венное воплощение всего доброго и прекрасного», и далее:
«все, что радовало, мучило или хотя бы занимало меня, я
тотчас же спешил превратить в образ, в стихотворение»1.

120. …гиератические манеры: — иератический (греч.) — свя
щенный.
…мы считаем страсть за преимущество… — нем. wir rech
nen die Leidenschaft als ein Vorrecht, т. е. признаем преиму
щество страсти.
Данкур, Лесаж, Реньяр… — Данкур, Флоран (1661–1725):
французский драматург, автор нескольких «комедий нра
вов» наподобие мольеровских («Модный кавалер», «Добро
порядочные мещане» и др.); — Лесаж, Ален Рене (1668–1747):
французский писатель, драматург, автор многочисленных
романов, сатирических повестей и комедий1; — Реньяр, Жан

2
Гете И. В. Из моей жизни: поэзия и правда. Книга V и книга VII.




nietzsche.pmd 752 22.12.2004, 0:07
Black
[753. Приложения]

Франсуа (1655–1709): французский драматург, автор несколь
ких комедий в стихах и прозе («Игрок», «Единственный на
следник» и пр.).

121. Высшие точки подъема культуры и цивилизации не совпа
дают.— Ср. более подробную разработку этой темы у Шпен
глера: «Культура и цивилизация — это рожденный почвой
организм и образовавшийся из первого при его застывании
механизм… Одновременно с этим мораль превращается в
проблему. Мораль культуры — это та, которой обладают, мо
раль цивилизации — та, которую ищут»2.

123. …борьба между Руссо и Вольтером около 1760.— Об этой
«борьбе» см. 98–100.

128. Ранке, Леопольд фон (1795–1886) — немецкий исто
рик, за заслуги возведенный во дворянство; считается од
ним из основателей «объективно критического метода» исто
риографии и «художественной» формы изложения, автор
многочисленных трудов по истории европейских стран.
Ренан, Эрнест (1823–1892) — французский востоковед
и историк религий, автор многочисленных и чрезвычай
но популярных в свое время книг по истории иудаизма и
раннего христианства3.

130. Уоллес, Роберт (1697–1771) — английский пресвите
рианский священник, автор оригинальной «теории наро
донаселения», согласно которой человечеству угрожает ги
бель от перенаселения, отсрочить которую помогают нис
посылаемые Провидением войны, эпидемии и нищета.

132. Что отличает нас, действительно хороших европейцев…
— в оригинале Die guten Europaer, die wir sind, т. е. по смыслу:
нас, «добрых европейцев», каковы мы в собственных глазах.

1
См., напр.: Лесаж А. Похождения Жиль Блаза из Сантильяны.
Т. 1–2. Л., 1958; Хромой бес. М., 1969.
2
Шпенглер О. Закат Европы. Глава V.
3
См. в т. ч.: Ренан Э. Апостолы. СПб., 1911, репринт М., 1990;
Святой Павел. Антихрист. СПб., 1912, репринт М., 1990.




nietzsche.pmd 753 22.12.2004, 0:07
Black
[754]

134. Настало время великого полдня, ужасающего просветле
ния… — ср. «Полдень и вечность», один из вариантов назва
ния 1 й главы «Заратустры», где говорится, как тот, прожив
10 лет (с 30 до 40) отшельником в горах, ощутил полноту
своей мудрости и вышел к людям.
Коренное противоречие в цивилизации и в возвышении челове
ка.— Ср. у О. Шпенглера: «Цивилизация — это те самые край
ние и искусственные состояния, осуществить которые спо
собен высший вид людей. Они — завершение… они — неиз
бежный конец».


книга вторая
критика прежних высших ценностей
135. Состояния, которые казались ему чуждыми… он истолко
вывал как одержимость колдовскими чарами… — Ср. архаичные
культы, сохранившиеся на периферии технологических
цивилизаций до наших дней (вуду, винти, аку аку).
…чувство «спасения»… — В немецком языке богослов
ский термин «спасение» передается двумя словами: Heil как
окончательное «Спасение» души (с дальнейшим переходом
в рай) и Erlosung как «спасение» от очередного греха еще в
земной жизни. В русском переводе они различаются напи
санием с прописной и строчной буквы.
…это своеобразный случай alteration de la personalite… — Фр.
нем. «альтерация» как изменение сознания, см. прим. 52; о
«множественности личности» см. у Ницше далее (394, 490).

139. Священник…хочет быть неуязвимым и вне нападок… — Ср.
догмат о непогрешимости папы, утвержденный Ватикан
ским собором в 1870 г. (!) и отмененный лишь в наше время.

140. …понятие «гетеродоксии»… — Heterodoxia, греч. «ино
славие»: богословский термин, означающий принадлежность
«не к нашей» христианской церкви (конфессии, секте).

141. …двойная ложь, разработанная типично арийскими фило
софами Веданты: две системы, противоречащие друг другу во всех




nietzsche.pmd 754 22.12.2004, 0:07
Black
[755. Приложения]

главных постулатах… — Из шести «ортодоксальных» фило
софских учений, сложившихся в Индии к концу I тыс. до н. э.,
Ницше выделяет (и противопоставляет) два: Веданту — уче
ние о мировой душе Брахмане как единственном обладате
ле истинного бытия, и остальном мире как иллюзии (майя),
непознаваемой и не подлежащей познанию, и Мимансу, в
которой истинным бытием обладает только реальный мир,
никакой мировой души нет, мир же управляется кармой и
познаваем разумом.— Арии (санскр. arya — «благородный») —
в Индии обозначение представителей высших каст, в этно
графии — племена, вторгшиеся на рубеже III и II тыс. до н. э.
в Индию и Персию и положившие начало будущим «белым»
индийцам и европейцам. Ницше интересует здесь лишь
янский («мужской») аспект мировоззрения этих племен, вы
двигавших на первое место доблесть воина, в отличие от
племен с преобладающе иньским мировоззрением («семи
тические»), у которых на первое место выдвигается Закон
и повиновение ему. Хотя эти слова Ницше позже и были
истолкованы как обоснование завоевательных притязаний
«арийской» германской расы, для Ницше эта архаичная фи
лософия представлялась скорее тупиком (см. ниже, § 142:
«арийское влияние испортило весь мир»), т. к. основанием
для превосходства одних людей над другими служит в ней
лишь принадлежность к определенной группе (касте).
Святая ложь, таким образом, принципиально направлена:
на цель действия… — в этой главке Ницше использует два сло
ва, соответствующих рус. «цель»: Zweck и Ziel. Первое, обо
значающее нечто конкретное, а тем самым (для Ницше) и
низменное, используется в начале; второе, обозначающее
цель высшую,— в конце.

142. К критике законов Ману.— Законы Ману — памятник
древнеиндийской литературы, свод законов и правил мо
рали, составленный в III в. до н. э., по преданию, самим Ману
— внуком Брахмы, прародителем теперешнего рода чело
веческого1. Ницше прочел их в 1887 г., и они стимулирова
ли его работу над «Волей к власти». См. далее (§ 716).

1
На рус. яз.: Законы Ману Пер. С. Эльмановича. СПб., 1913, пе
реизд. М., 1992.




nietzsche.pmd 755 22.12.2004, 0:07
Black
[756]

…у небезызвестного Платона, когда тот выдумывал свое «го
сударство».— Об отношении Ницше к платоновскому трак
тату о государстве см. § 304 и прим.

143. Сегодня много рассуждают о семитическом духе Нового
Завета… — Семитическими в этнографии называются наро
ды, говорящие на родственных языках одноименной груп
пы (евреи, арамеяне, эфиопы геэз, арабы, вавилоняне, ас
сирийцы и др.), однако в конце XIX в. европейцы подразу
мевали под этим главным образом евреев.
Развитие иудейского священнического государства не ориги
нально: они эту схему освоили в Вавилоне; схема эта арийская.—
Попытка образования централизованной царской власти
в Палестине (XI–X в. до н. э.) провалилась из за междоусо
биц; в VIII в. часть ее жителей была уведена в плен в Вави
лон, потом эти эвакуации повторялись; в Вавилоне при асси
рийских и халдейских государях продолжал действовать
принцип, восходящий к аккадским династиям III тыс. до н. э.:
царь — наместник Бога на земле, законодатель и первый
жрец культа. Схема это, правда, не арийская, а более древ
няя (ср. прим. 141), однако сохранившая свое значение и при
персидском царе Кире, в 536 г. до н. э. позволившем евреям
вернуться в Палестину. По возвращении ряд иудейских свя
щенников во главе с Ездрой приняли меры ко введению куль
та верховного жреца на исторической родине, и им это уда
лось, хотя и не без труда. Однако политического значения
это не имело, потому что последовавшие греческие и рим
ские завоевания, несмотря даже на войны Маккавеев (142–
76 до н. э.), не позволили возникнуть теократическому ев
рейскому государству, какие позже удалось создать арабам.
…это отвечало духу господствующей расы: величайший ата
визм.— В Средние века (VI–XVI вв.) католические иерархи,
обладавшие единой организацией с центром в Риме, часто
были могущественнее светских князей, назначая и смещая
их по своему усмотрению. Многие даже объединяли ту и
другую власть в одном лице (ср. князь епископ1 или Папское

1
Титул правителей округов Бреслау, Бриксен, Герц, Клагенфурт,
Краков, Марбург, Прага, Вена, Зальцбург и др., где княжеский
титул принадлежал католическим иерархам.




nietzsche.pmd 756 22.12.2004, 0:07
Black
[757. Приложения]

государство — 755–1870, с перерывами). Ср. у Ницше ниже:
«церковь отлучала германских императоров…» (§ 871 и прим.).
Под «германской кровью» Ницше понимает здесь регионы
Северной и Центральной Европы, населенные наиболее
отсталыми в культурном отношении племенами, для кото
рых модель теократического государства долгое время бы
ла проще и предпочтительнее светского.
Магометанство, опять таки, у христиан училось: исполь
зование «потусторонней жизни» как карающего органа.— Иуде
охристианское представление о геенне огненной, куда Бог
«соберет лицемеров и неверных», перешло и в Коран (IV:
140, VIII: 38 и др.)1.
Неизменяемая схема человеческого сообщества со священни
чеством во главе… <…> Еще Платон; но прежде всех египтяне.—
В своей теории трех сословий — философов правителей,
воинов защитников и работников, Платон, в сущности, вос
производит кастовое деление Древнего Востока, в частно
сти, Египта, где ему, как считается, довелось побывать. В
Египте фараон считался также олицетворением Бога на
земле, т. е. главой жречества и культа. Любопытно, что по
добная схема существовала и в России с 1701 по 1917 год,
когда император («помазанник Божий») был главой Свя
щенного синода и предстоятелем церкви (вместо патриар
ха), а общество делилось на духовенство, дворянство (вклю
чая военных) и «податные сословия» (мещане, крестьяне).

145. Как выглядит «да» сказующая арийская религия… Как
выглядит «нет» сказующая… — Сегодня мы назвали бы эти ти
пы религий «позитивистскими» и «негативистскими».

146. …оба отводка иудейской религии… — Т.е. христианство
и ислам.

147. «Невинен», к примеру, Петроний: — Гай Петроний, про
званный Арбитром (умер в 67 г.), римский писатель, при
дворный императора Нерона; считается автором романа
«Сатирикон».

1
Здесь и далее Коран цитируется по переводу Г. Саблукова (Ка
зань, 1907, репринт 1990).




nietzsche.pmd 757 22.12.2004, 0:07
Black
[758]

152. В христианском культе в центре — круговорот паралити
ческих феноменов… — Ницше имеет в виду ряд новозаветных
«исцелений расслабленных» (паралитиков) и воскрешений
мертвых, завершаемый воскресением самого Иисуса (Мф.
4:23–24, 9:18–19, Ин. 20:1–13 и др.).

156. Для тех, кто грезили о Вальхалле, кто высшим счастьем
почитали войну! — Валгалла — пиршественный зал бога Оди
на, «рай» германо скандинавской мифологии, куда попада
ли лишь воины, павшие на поле брани.

158. Христианство … не следует путать с тем единым корнем,
о котором оно напоминает своим наименованием: другие корни,
из которых оно выросло, были куда мощнее… — Неоиудейская
секта, основанная учениками Иисуса Христа, не имеет ни
чего общего ни со средневековым христианством (V–XI вв.),
складывавшихся под влиянием неоплатонизма и гности
цизма, ни с одноименными религиями XI–XVIII в., вырабо
тавшими собственную догматику и философию, ни с католи
ческим и протестантским мистицизмом XIX в., а тем более
с его бюрократическими и финансовыми институтами. В Рос
сии этот процесс делится на иные периоды (XI–XVII вв.—
заимствование и переработка догм, 1700–1917 — развитие
философии и институтов).

160. …в установлениях иудейской церкви — он даже и с самим
существованием иудейства… не желает считаться… — Выраже
ние «иудейская церковь» употребляется Ницше не в бого
словском, а лишь в историческом смысле, т. е. как бюрокра
тическая надстройка над общиной верующих. Точно так же
он, хотя и пишет о религии, говорит здесь и далее Judentum

<< Пред. стр.

страница 92
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign