LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 91
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

книги.
Черная музыка — куда девалась настоящая музыка? — сло
вом «настоящая» переводчик передает нем. erquickende,
букв. «освежающая, подкрепляющая» («ясная и глубокая» —
Ницше о музыке Вагнера), какой немецкие композиторы,
современники Ницше, писать не умели. В 60–80 е гг. в му
зыке немецкоязычных государств преобладали малые фор
мы и традиции давно почившего в бозе романтизма (ср.
далее 69, е). «Немцы не способны к пониманию величия:
доказательство — Шуман», писал Ницше.
Анархист… анархизм — теория, предлагавшая заменить
государство конгломератом (как сказали бы сейчас, кон
федерацией) мелких социальных и хозяйственных объеди
нений, которые бы обеспечивали индивиду неограничен
ную самостоятельность, потому что «все, что полезно наро
ду (государству, обществу), вредно для индивида (и наобо
рот)». Возник в бурные 40 е гг. как одно из течений проте
ста против традиционных институтов государства и цер
кви (М. Штирнер, «Единственный и его собственность»,
П. Прудон, «Философия нищеты»), наряду с коммунизмом
(К. Маркс, «Манифест», «Немецкая идеология») и «ново
библейской» социальной критикой или, по выражению Мар
кса, утопическим социализмом (А. Эскирос, «Евангелие на
рода», В. Вейтлинг, «Евангелие бедного грешника», А. Кон
стан, «Библия свободы» и др.).




nietzsche.pmd 742 22.12.2004, 0:07
Black
[743. Приложения]

60. …действительное сострадание и сорадование в больших раз
мерах (радость близкого общения с большим числом себе подобных,
свойственное всем стадным животным).— Ср. у Шопенгауэра:
«Пустота внутреннего мира, пошлость сознания, бедность
ума побуждают людей искать общества, которое опять таки
состоит из совершенно таких же лиц»; впрочем, речь здесь
идет лишь о тех, кого сам Ницше называет «низшими», «ста
дом», но не о нем самом и не о других «высших» индивидах:
«страдать от одиночества есть также возражение,— я все
гда страдал только от множества»1.

64. Второй буддизм. Нигилистическая катастрофа, которая
положит конец буддийской культуре.— Первоначальный буд
дизм представлял собой общину нищенствующих монахов,
проповедовавших освобождение духа от бремени всего ма
териального; вторичный же, т. е. воспринятый европейца
ми в XVIII и XIX веке, проповедовал освобождение духа от
бремени самого себя.
Ницше с детства был дружен с крупнейшим немецким
индологом Паулем Дейссеном (1845–1919), благодаря кото
рому приобрел довольно обширные познания в области
индийской философии.

66. «Будьте просты»… — здесь Ницше полемизирует с еван
гельским «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»
(Мф. 10:16).

67. Теперь раздробление земельной собственности объясняется про
тивоположной тенденцией.— В оригинале gehort in, «состав
ляет часть», т. е. является не результатом, как в русском
переводе, а одной из причин.

68. Что наука возможна в том смысле, как она процветает ны
не… — кризис объективистской науки, убедившейся, что чис
то математических выкладок недостаточно для познания ми
ра, имел место не только в конце XIX века, когда его еще за
стал Ницше (махизм, эмпириокритицизм), но и в 70–80 е гг.
XX века (теория самоорганизации, синергетика).

1
Ницше Ф. Ecce homo. // Соч. Т. 2. М., «Сирин», 1990.




nietzsche.pmd 743 22.12.2004, 0:07
Black
[744]

69а. …каузализм, механизм.— Каузализм — попытка объяс
нить все взаимосвязи, существующие в природе, обществе
и человеческой психике, действием одного лишь закона
причины и следствия; механизм (механицизм) — сведение
всех мировых законов к законам механики.

78. Литератор.— Зд. в значении «писака».
Фромантен, Эжен (1820–1876) — французский худож
ник пейзажист и писатель, автор «психологического» рома
на «Доминик», где доказывается, что мужчина не может по
любить женщину безоговорочно, ибо она «порочна изна
чально».
…чудовища—Нибелунги с наинервнейшей музыкой.— Речь об
оперной тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга».

82. …русский пессимизм (Толстой, Достоевский).— Ницше вы
соко ценил Ф. Достоевского: «Вот психолог, с которым у ме
ня очень много общего»,— писал он Петеру Гасту.

83. Это пророчество претворилось применительно к нам… — вы
смеяв христианство, просветители XVIII в. очень скоро убе
дились, что тем самым лишили толпу мощного дисциплини
рующего начала, не дав ничего взамен, отсюда вольтеров
ское: «если бы Бога не было, его следовало бы выдумать».

84. Шопенгауэр как подделка (дореволюционное состояние)… —
речь о возврате к шаблонам общественного сознания, бы
товавшим до Французской революции.
Коренное непонимание Шопенгауэром воли… — следуя Кан
ту, Шопенгауэр различал волю как «вещь в себе», т. е. как
некий космический принцип, и ее отдельные проявления,
каковыми он считал все многообразие вещей в мире. Выхо
дило, что «волей» обладают и человек, и животные, и крис
таллы, и небесные тела — все, что движется (растет или умень
шается), а движется в конечном итоге все1.
Для Ницше воля без человека бессмысленна, у челове
ка же она может и должна стать источником всех действий.

1
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1, с. 23. //
Избранные Произведения. М., «Просвещение», 1992.




nietzsche.pmd 744 22.12.2004, 0:07
Black
[745. Приложения]

85. …рассматривать Вагнера и Шопенгауэра как типы умствен
но ненормальных людей… — в конце 1872 г. некий психиатр
опубликовал статью, доказывавшую, что Р. Вагнер сумасшед
ший. Ницше написал гневный ответ, который зачитывал
на своих лекциях3.

86. Ибсен, Генрик (1828–1906) — норв. драматург и писа
тель, герои которого обычно — сильные, чистые натуры,
вступающие в конфликт с обществом лицемеров и собст
венников. Сам став жертвой такого конфликта, Ибсен боль
ше четверти века провел в эмиграции.

87. …Вагнеровский Парсифаль… — Парсифаль — легендарный
рыцарь Круглого Стола, благодаря своему простодушию
обретший чашу Грааля; герой поздней (последней) оперы
Р. Вагнера, искавшего спасение нации в неиспорченном
«цивилизацией» народе. Образ Парсифаля в Легендах Круг
лого Стола — позднейший, искусственный, в отличие от дру
гих лишенный исторического прототипа: это — недостижи
мый идеал рыцаря, тот самый «хороший мальчик», кото
рый любит овсяную кашу и всегда вежлив с родителями.

89. Гомеопатией христианства назову я это! — Гомеопатия
здесь в смысле отмеривания микроскопических долей исход
ного вещества.
…чтобы какой нибудь «дух» «носился» над этими водами…
— парафраз библейского «… и Дух Божий носился над во
дою» (Быт. 1:2).

90. …и немецкий дух в 1888 году есть шаг назад по сравнению с
немецким духом в 1788. — В 1786 г. умер Фридрих Великий,
выдвинувший Пруссию в мировые державы, Кант успел
стать известным философом, а Гете — поэтом, Гегель в 1788
г. поступил в университет, Шиллер опубликовал программ
ное стихотворение «Боги Греции». В феврале 1788 г. родил
ся Артур Шопенгауэр. 1888 год, последний год творческой
работы Ницше, немцы называли «годом трех императо
ров», потому что 9 марта в возрасте 91 года умер Вильгельм
I, соратник Бисмарка по созданию нового рейха (см. прим.
748), ровно 99 дней спустя умер его сын и преемник Фрид




nietzsche.pmd 745 22.12.2004, 0:07
Black
[746]

рих III, а после него воцарился последний германский им
ператор Вильгельм II, положивший конец надеждам на со
циальные реформы.

91. Гальяни, Фердинандо, аббат (1728–1787) — итал. писа
тель, экономист и дипломат, друг Дидро и сотрудник «Эн
циклопедии»; предшественник «духовного» направления в
историографии XIX в., отрицавшего всякое влияние мате
риальных и геополитических факторов на ход мировой
истории; «самый глубокий, проницательный и, может быть,
самый грязный человек своего столетия»1.
…леопардиевского пессимизма… — Леопарди, Джакомо,
граф (1798–1837): итальянский поэт романтик, чьи стихи,
отточенные по форме, проникнуты глубочайшей меланхо
лией.
Быть может, я лучше всех знаю, почему только человек смеет
ся… — См. у Ницше далее, § 693 и 1040.

92. Кант — Руссо, сенсуалисты, Юм, Сведенборг.— О влиянии
Ж. Ж. Руссо на Канта писали много2; сенсуализм — направ
ление в теории познания, восходящее к античности (Эпи
кур), предполагающее, что познавать возможно лишь инту
итивно, а всякие рационалистические построения лишь за
темняют дело; — Юм, Дэвид (1711–1776): английский фило
соф, скептик и агностик; считал причинно следственную
связь бесспорной лишь психологически, а (социальную) пси
хологию поэтому единственной надежной базой любой на
уки; — Сведенборг, Иммануил (1688–1772) шведский инже
нер ясновидец, почетный член СПб. Академии наук, основа
тель религии Нового откровения («Церковь Нового Иеру
салима», существующая и поныне в США и др. странах).
Шопенгауэр — индийцы и романтика, Вольтер.— Шопенга
уэр много почерпнул из индийских и особенно буддийских
учений (растворение индивидуальной воли в мировой —
аналогия с нирваной и т. п.); романтизм с его мрачным ми

1
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. // Соч. Т. 2. М.— Л.,
«Сирин», 1990.
2
См. статью В. Асмуса: Кант // Философская энциклопедия.
М., «Советская Энциклопедия», 1962. Т. 2.




nietzsche.pmd 746 22.12.2004, 0:07
Black
[747. Приложения]

роощущением героя одиночки послужил естественным пер
воисточником шопенгауэровского пессимизма, а с Вольте
ром находили у него даже внешнее сходство1.
Вагнер — французский культ ужасного и большой оперы, Па
риж и бегство в первобытное состояние (брак брата с сестрой).—
Парижский период жизни Вагнера, который он сам назы
вал «адом», подвигнул его на «создание большой немецкой
оперы». «Культ ужасного» стал проявляться в уставшей от
войн и революций Франции в 70 е–80 е гг.: художники, пи
сатели изображали калек, воров и проституток, в кабаре вы
ступали карлики и уроды и т. п. Характерный пример — ге
ниальный художник А. Тулуз Лотрек (1864–1901), поражен
ный наследственным заболеванием, сам дитя от брака бра
та и сестры (двоюродных).
Как же это именно немцы открыли греков… — Ницше не
дает на этот вопрос прямого ответа, однако в его рассужде
ниях о греческих философах подчеркивается близость взгля
дов софистов к его собственным (см. 427 и дал.). Галеви
пишет: «Ницше анализирует происхождение и сущность эл
линского лиризма, противопоставляет между собою две
Греции: одну, опьяненную мифологией, дионисовыми пес
нями и полную иллюзий, т. е. Грецию Эсхила — трагическую,
завоевательницу, и другую, нечестивую, рассудочную, бес
кровную, Грецию александрийскую, Грецию Сократа, кото
рая, умирая, развращает оставшиеся вокруг нее нетрону
тые народы… Далее Ницше показывает нам, как точно так
же сталкиваются между собою две Германии: Германия де
мократов и ученых с Германией солдат и поэтов; нужно сде
лать между ними свой выбор»2.
Музыка есть постепенное стихание звука.— Нем. Musik ist
Ausklingen, т. е. по смыслу: музыка есть путь к молчанию.

93. Возрождение и Реформация… Расточительность… — После
суровых Средних веков люди новой эпохи настолько стре
мились «взять от жизни все», испытать все переживания,
что очень многие, особенно талантливые ученые, художни
ки, поэты, «растрачивая» себя, умирали молодыми, на дуэ

1
Павленков В. Ф. Шопенгауэр. // ЖЗЛ. СПб., «Глория Крис
талл», 1998.




nietzsche.pmd 747 22.12.2004, 0:07
Black
[748]

ли или от болезней; долгожители, как Микеланджело (89)
или Челлини (71), были редки.
Начался неприличный век Германии.— XVI в., в литерату
ре: Ганс Сакс, Иоганн Фишарт, «народные книжки», песни,
полные самых непечатных выражений в адрес святых и
церковных иерархов как следствие отказа от поклонения
прежним (католическим) идеалам и авторитетам.

94. Рыцарство как добытое с бою положение власти… — нем.
Ritterlichkeit, т. е. как качество, а не как сословие (Rittertum).
Бичер Стоу, Гарриет (1811–1896) — американская писа
тельница, автор знаменитого романа «Хижина дяди Тома».
…небесное царство нищих духом началось.— Ср. евангель
ское: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небес
ное» (Нагорная проповедь, Мф. 5: 3).

95. Аристократизм: Декарт, господство разума… — Декарт,
Рене (1596–1650) — французский философ и естествоиспы
татель, автор рационалистической теории познания, пред
полагавшей возможность достоверного знания, если оно
подкреплено стройными логическими рассуждениями (вы
водимыми на основе математических доказательств).
Анимализм: Шопенгауэр, господство похоти… — Нем. Be
gierde имеет более широкое значение, чем русское «похоть»
— это страстное желание, вообще стремление к чему то,
сходное с шопенгауэровской волей (см. ниже).— Анимализм
здесь — преобладание животного начала в человеке.
Конт, Огюст (1798–1857) — французский математик и
философ, основатель и «первосвященник» позитивизма
(сам себя на склоне лет объявил таковым); верил в возмож
ность и необходимость исправления устройства общества
под руководством духовной элиты.
Успех детерминизма… — Детерминизм — учение о всеоб
щей причинной обусловленности явлений в природе, об
ществе, психике человека. Использовался просветителями
(Руссо, Гердер и др.) в качестве антитезы правящему миром
промыслу Божию.
Вслушайтесь в слова Гете о Спинозе.— «Этика» Спинозы
произвела на Гете большое впечатление своей искренно
стью. «Он успокоил мои разбушевавшиеся страсти»,— писал




nietzsche.pmd 748 22.12.2004, 0:07
Black
[749. Приложения]

Гете.— «Но прежде всего меня захватило в этом мыслителе
полнейшее бескорыстие, светившееся в каждом из его по
ложений… Быть бескорыстным во всем, и всего бескорыс
тнее в любви и дружбе, стало заветным моим желанием,
моим девизом, моим житейским правилом»1.
Не отождествляя свое мировоззрение со спинозовс
ким, Гете тем не менее подчеркивает, что тот «благодаря
математической и древней раввинской культуре поднялся
на вершину мышления»2.

97. …ученых Пор Рояля.— Пор Рояль — женский монастырь в
Шеврезе, с 1625 в Париже; первоначально иезуитский кол
ледж, во 2 й половине XVII в. ставший оплотом янсенизма
и важнейшим центром французской культуры. Его настоя
тельница, мать Анжелика, была сестрой Антуана Арно («Ве
ликого Арно», 1612–1694, философа картезианца); вокруг
них собралась группа известнейших ученых — Паскаль, Ни
коль, де Саси, Лансло, поэт Расин. Их этика «умеренного
протестантизма» «дала тип интеллектуально развитого че
ловека с высоким чувством моральной ответственности, но
в то же время с фанатической сектантской узостью»3.
Альфиери, Витторио, граф (1749–1803) — итальянский
поэт и драматург, автор двух десятков трагедий на антич
ные и современные сюжеты, посвященных глубоким нрав
ственным коллизиям и борьбе страстей.

101. Блаженный Августин (Августин, Аврелий, 353–430)
— раннехристианский богослов, епископ Гиппонский (Сев.
Африка). Философ неоплатоник. Автор ряда трудов, счи
тавшихся апологетикой (защитой от ересей) основ христи
анства, на деле же практически впервые формулирующих
эти основы.

103. Шатобриан в письме от 1803 г. к де Фонтану… — Шато
бриан, Франсуа Рене де, виконт (1768–1848): французский

1
Гете И. В. Из моей жизни: поэзия и правда. Книга XIV.
2
Там же. Книга XVI.
3
См. статью Аверинцева С.: Янсенизм // Философская энцикло
педия. М., «Советская Энциклопедия», 1962. Т. 5.




nietzsche.pmd 749 22.12.2004, 0:07
Black
[750]

аристократ, писатель, во времена Реставрации дипломат или
посол в Берлине, Риме, Лондоне. Автор ряда романтичес
ких повестей, путевых заметок и эстетико филос. тракта
тов: «Гений христианства», «Опыт революций», «Опыт… о
переворотах» и др.1 — Фонтан, Луи, маркиз де (1757–1821):
ректор Парижского Университета 1808–1815, близкий друг
Шатобриана.
Президент де Бросс… — Бросс, Шарль, граф де (1709–1777),
президент Бургундского парламента, французский исто
рик, автор весьма язвительных «Писем об Италии».
Готье, Теофиль (1811–1872) — французский поэт, писа
тель и критик, начавший как романтик, но позже перешед
ший на позиции «искусства для искусства» («Эмали», «Ка
меи»).
Делакруа также не любил Рима… — Делакруа, Эжен (1798–
1863) — французский художник, «глава» романтической шко
лы живописи. В Рим ездили учиться скульпторы, живописцы
же предпочитали оливковые рощи итальянской деревни.
Ламартин восхваляет Сорренто и Позилиппу.— Ламартин,
Альфонс де (1790–1869): французский историк и поэт, счи
таюшийся «первым из романтиков»: его меланхолические
«Поэтические раздумья» (1820) принесли ему необычайную
популярность.— Позилиппо: потухший вулкан на побережье

<< Пред. стр.

страница 91
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign