LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 8
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

воения пищи.
Чувствительность несказанно обострена (под морали
стическими прикрасами: увеличение сострадания); количе
ство разрозненных впечатлений больше чем когда либо:
космополитизм языков, литератур, газет, форм, вкусов, даже
пейзажа. Темп этого потока — prestissimo1; впечатления смыва
ют одно другое; инстинктивно остерегаешься воспринимать
что либо, воспринимать глубоко, «переваривать» — отсюда
как результат ослабление пищеварительной силы. Проис
ходит известного рода приспособление к этому перегружению
впечатлениями — человек отучается от активности,— все сво
дится к реагированию на внешние раздражения. Он расходует
свою силу частью на усвоение, частью на самооборону, частью на
борьбу. Глубокое ослабление самопроизвольности: историк, критик,
аналитик, толкователь, наблюдатель, коллекционер, чита
тель — все «реактивные» таланты; все — наука!
Искусственное уподобление своей природы «зеркалу»:
есть интересы, но только не проникающие далее эпидер
мы; принципиальная холодность, уравновешенность, стро

1
самый быстрый (итал.).




nietzsche.pmd 65 22.12.2004, 0:06
Black
го поддерживаемая низкая температура непосредственно 66
под тонким верхним слоем, на котором есть тепло, движе
ние, «буря», игра волн.
Противоположность между внешней подвижностью и
некоторым отяжелением и утомлением в глубине.

72. Куда можно отнести наш современный мир: к эпохам
истощения или эпохам восхождения?
Его многообразие и беспокойность обусловлены выс
шей формой сознательности.

73. Переутомление, любопытство и сочувствие — наши со
временные пороки.

74. К характеристике «современности».— Пышный расцвет про
межуточных форм; убыль типов; разрыв с традицией, с школа
ми; господство инстинктов (подготовленное высокой фило
софской оценкой бессознательного), последовавшее за ослабле
нием силы воли,— воления целей и средств…

75. Дельному ремесленнику и ученому приличествует гор
диться своим искусством и со скромным довольством взи
рать на жизнь. С другой стороны, нет зрелища печальнее,
чем то, когда какой нибудь сапожник или школьный учитель
со страдальческим видом дает понять, что он собственно
рожден для чего то высшего. Нет вообще чего либо лучше
го, чем хорошее! А это последнее в том и заключается, что
бы быть в чем нибудь дельным и соответственно тому тво
рить,— virtu1 в смысле итальянского Ренессанса.
В настоящее время, когда государство отрастило себе
бессмысленно «толстый живот», появились во всех полях
деятельности и во всех специальностях, кроме деятелей
еще и «представители», как то: помимо ученых еще лите
раторы: помимо страждущих слоев народа еще и болтающие
и хвастливые бездельники, считающие себя «представите
лями» этого страдания,— не говоря уже о профессиональ
ных политиках, которые благодушествуют и при помощи
крепких легких «представительствуют» общественные ну
жды перед каким либо парламентом. Наша современная

1
добродетель (итал.).




nietzsche.pmd 66 22.12.2004, 0:06
Black
жизнь стала страшно дорога ввиду массы посредников: меж
67
ду тем в античном городе, а как отголосок древности — и во
многих городах Испании и Италии, каждый выступал за
европейский нигилизм




себя и не дал бы даже ломаного гроша за такого современ
ного представителя и посредника.

76. Преобладание мелочного торговца и посредника — даже в
сфере наиболее духовного: литератор, историк (спаиваю
щий прошлое с настоящим), экзотик и космополит; посред
ники между естественными науками и философией, полу
теологи.

77. Наибольшее отвращение возбуждали во мне до сих пор
лизоблюды духа — их можно уже теперь найти в нашей не
здоровой Европе повсюду, и, что их особенно отличает — это
полнейшая чистота совести. Они, пожалуй, немного мрач
ны, немного air pessimiste1, но главным образом прожорли
вы, грязны, марки, вкрадчивы, пролазы, вороваты, парши
вы — и невинны, как все маленькие грешники и микробы.
Они живут за счет умных и остроумных людей, полной при
горшнью бросающих людям свой ум и свое остроумие; они
знают, что богатым духом свойственно беззаботно и даже
расточительно, пренебрегая мелочной осторожностью, день
за днем раздавать себя и свое. Ибо дух плохой домохозяин,
и сам не замечает, как все живет и питается за его счет.

78. Комедиантство
Пестрота красок в современном человечестве и ее при
влекательность. По существу игра в прятки и пресыщение.
Литератор.
Политик (в «национальном шарлатанстве»).
Комедиантство в искусствах:
— недостаток основательной научной подготовки и дис
циплины (Фромантен);
— романтики (недостаток философии и науки и избы
ток литературы);
— романисты (Вальтер Скотт, но также и чудовища —
Нибелунги с наинервнейшей музыкой);
— лирики.

1
с пессимистическим видом (фр.).




nietzsche.pmd 67 22.12.2004, 0:06
Black
«Научность». 68
Виртуозы (евреи).
Народные идеалы, как превзойденные и замененные,
но еще не в глазах народа:
— святой, мудрец, пророк.

79. Недисциплинированность современного духа под всевозмож
ными моральными уборами. Пышные наименования: тер
пимость (а в сущности неспособность сказать «да» или «нет»):
la largeur de sympathie1 (на треть — равнодушие, на треть — лю
бопытство, на треть — болезненная возбудимость): «объек
тивность» (недостаток личности, недостаток воли, неспо
собность к любви); «свобода» по отношению к правилам (ро
мантика); «истина» в противовес лжи и подделке (натура
лизм); «научность» («Le document humain2»: в переводе —
лубочный роман и суммирование, сводка вместо компонов
ки); «страсть», где в действительности беспорядочность и
безмерность: «глубина», где в действительности путаница
и сумятица символов.

80. К критике великих слов.— Я исполнен подозрения и зло
бы к тому, что называют «идеалом»; здесь заключен мой песси
мизм, поскольку я постиг, насколько «высшие чувства» суть ис
точники бедствия, т. е. умаления и обесценения человека.
Ожидая от идеала какого нибудь «прогресса», неизмен
но впадают в заблуждение — до сих пор победа идеала вся
кий раз была движением вспять.
Христианство, революция, отмена рабства, равенство
прав, филантропия, миролюбие, справедливость, истина —
все эти великие слова имеют цену лишь в борьбе как знаме
на,— не как реальности, а как пышные наименования для чего
то совсем иного (даже противоположного!).

81. Известен тот сорт людей, который влюблен в изрече
ние tout comprendre c’est tout pardonner3. Это — слабые, это
прежде всего — разочарованные: если во всем можно най
ти что либо подлежащее прощению, то, следовательно, и

1
широта симпатии (фр.).
2
человеческий документ (фр.).
3
все понимать, значит все прощать (фр.).




nietzsche.pmd 68 22.12.2004, 0:06
Black
во всем есть нечто, достойное презрения! Здесь философия
69
разочарования кутается столь гуманно в сострадание и так
умильно взирает на нас.
европейский нигилизм




Это — романтики, вера которых улетучилась, и вот им
хочется теперь по крайней мере полюбоваться со стороны
на то, как все бежит и исчезает. Они называют это l’art pour
l’art1, «объективностью» и т. д.

82. Главные симптомы пессимизма: les diners chez Magny2; рус
ский пессимизм (Толстой, Достоевский); эстетический пес
симизм, l’art pour l’art, «description3 (романтический и ан
тиромантический пессимизм); гносеологический песси
мизм (Шопенгауэр, феноменализм); анархический песси
мизм; «религия сострадания», предварение буддизма; куль
турный пессимизм (экзотизм, космополитизм); этический
пессимизм: я сам.

83. «Без христианской веры,— думал Паскаль,— вы сами в сво
их глазах, так же как и природа и история, будете — un mon
stre et un chaos4». Это пророчество претворилось примени
тельно к нам после того, как малодушно оптимистическое
восемнадцатое столетие прикрасило и рационализировало че
ловека.
Шопенгауэр и Паскаль.— В одном важном смысле Шопен
гауэр первый продолжил дело Паскаля: un monstre et un chaos,
следовательно нечто подлежащее отрицанию… История,
природа и сам человек!
«Наша неспособность познать истину есть следствие на
шей испорченности, нашего нравственного падения» — так го
ворит Паскаль. И то же, в сущности, говорил Шопенгауэр.
«Чем глубже извращение разума, тем необходимее учение
об искуплении» — или, выражаясь по шопенгауэровски,— от
рицание бытия.

84. Шопенгауэр как подделка (дореволюционное состояние): — ка
толицизм, сострадание, чувственность, искусство, слабость

1
искусство ради искусства (фр.).
2
обеды у вельмож (фр.).
3
описание (фр.).
4
чудовище и хаос (фр.).




nietzsche.pmd 69 22.12.2004, 0:06
Black
воли, даже наиболее духовных порывов — это au fond1 под 70
линный восемнадцатый век.
Коренное непонимание Шопенгауэром воли (как будто
вожделение, влечение, инстинкт — самое существенное в во
ле) — типично: умаление ценности воли вплоть до полного
непонимания ее. Вместе с тем ненависть к воле; попытка в
«не волении», в «пребывании бесцельным субъектом» (в
«чистом, безвольном субъекте») усмотреть нечто более высо
кое,— даже самое высшее, самое ценное по существу. Великий
симптом усталости или ослабления воли, которая и есть то, что
господствует над вожделением, указуя ему меру и путь его.

85. Была сделана недостойная попытка — рассматривать
Вагнера и Шопенгауэра как типы умственно ненормальных
людей; в интересах уяснения вопроса было бы несравнен
но важнее, если б с научной точностью определили тот тип
декаданса, к которому принадлежат они оба.

86. Генрик Ибсен стал мне отчетливо понятен. При всем
своем здоровом идеализме и «воле к истине» он не осмелил
ся сбросить с себя оковы того морального иллюзионизма,
который говорит «свобода» и не хочет признаться себе в
том, что такое свобода. Ступени в метаморфозе «воли к
власти» со стороны тех, кто лишен ее:
— на первой требуют справедливости от тех, в чьих
руках власть;
— на второй говорят «свобода», т. е. хотят «отделаться»
от тех, в чьих руках власть;
— на третьей говорят «равные права», т. е. хотят, пока
сами еще не получили перевеса, воспрепятствовать и дру
гим соискателям расти в могуществе.

87. Упадок протестантизма: теоретически и исторически
он оценен как нечто половинчатое. Фактический перевес
католицизма; чувство протестантизма настолько угасло, что
сильнейшие антипротестантские движения не ощущаются
более как таковые (пример: вагнеровский Парсифаль). Вся
высшая духовность во Франции католична по инстинкту;
Бисмарк понял, что протестантизма вообще уже более нет.

1
в сущности (фр.).




nietzsche.pmd 70 22.12.2004, 0:06
Black
88. Протестантизм — это умственно нечистоплотная и скуч
71
ная форма декаданса, в которой христианство сумело сбе
речь себя до наших дней на жалком Севере. Для познания
европейский нигилизм




представляет интерес как нечто половинчатое и разносос
тавное, поскольку объединяет в одних и тех же головах вос
приятия различного порядка и происхождения.

89. Во что обратил немецкий дух христианство! И, возвра
щаясь к протестантизму: сколько пива в протестантском хри
стианстве! Мыслима ли более духовно затхлая, более лени
вая, развалистая форма христианской веры, чем верования
среднего немецкого протестанта? Это назову я воистину
скромным христианством! Гомеопатией христианства назо
ву я это! — Мне напоминают о том, что в наше время сущест
вует и нескромный протестантизм,— протестантизм придвор
ного проповедника и антисемитских спекулянтов,— но ник
то еще не утверждал реальность того, чтобы какой нибудь
«дух» «носился» над этими водами… Это просто более непри
стойная форма христианства — а вовсе не более разумная…

90. Прогресс.— Не надо впадать в ошибку! Время бежит впе
ред,— а нам бы хотелось верить, что и все, что в нем, бежит
также вперед, что развитие есть развитие поступатель
ное… Такова видимость, соблазняющая даже самых рассу
дительных. Но девятнадцатое столетие не есть движение
вперед по сравнению с шестнадцатым; и немецкий дух в
1888 году есть шаг назад по сравнению с немецким духом в
1788 м. «Человечество» не движется вперед, его и самого
то не существует. В общем аспекте оно напоминает огром
ную экспериментальную лабораторию, где кое что, рассы
панное на протяжении всех времен и эпох, удается, и неска
занно многое не удается, где нет никакого порядка, логики,
связи и обязательности. Как можно не усмотреть, что воз
никновение христианства есть декадентское движение?..
Что немецкая Реформация есть вторичное появление в уси
ленной форме христианского варварства?.. Что революция
разрушила инстинкт, влекший к великой организации об
щества?.. Человек не есть шаг вперед по отношению к жи
вотному; культурная неженка — выродок по сравнению с
арабом или корсиканцем; китаец — тип удачный, а именно
более устойчивый, чем европеец.




nietzsche.pmd 71 22.12.2004, 0:06
Black
[b) Последние века] 72

91. Омрачение, пессимистическая окраска — неизбежные
спутники просвещения. Около 1770 года уже стали замечать
отлив веселости. Женщины полагали, со свойственным им
инстинктом, всегда становящимся на сторону добродете
ли, что виною тому безнравственность. Гальяни, тот попал
прямо в цель — он цитирует стихи Вольтера:
Un monstre gai vaut mieux
Qu’un sentimental ennuyeux.
Если я теперь полагаю, что ушел в просвещении столе
тия на два вперед от Вольтера и даже Гальяни,— который
был нечто значительно более глубокое,— то насколько же я
при этом должен был подвинуться и в омрачении. Оно так
и есть: и я своевременно с некоторого рода сожалением стал
ограждать себя от немецкой и христианской узости и не
последовательности шопенгауэровского или даже леопар
диевского пессимизма и пустился в поиски наиболее корен
ных, принципиальных форм восприятия сущего (Азия). Но
чтобы вынести этот крайний пессимизм (отзвуки которо
го тут и там слышатся в моем «Рождении Трагедии»), что
бы прожить, одиноким, «без Бога и морали», мне пришлось
изобрести себе нечто противоположное. Быть может, я луч
ше всех знаю, почему только человек смеется — он один стра
дает так глубоко, что принужден был изобрести смех. Самое
несчастное и самое меланхолическое животное — по спра
ведливости и самое веселое.

92. По отношению к немецкой культуре у меня всегда бы
ло чувство, что она идет на убыль. То, что я познакомился имен
но с падающим видом культуры, делало меня часто неспра
ведливым по отношению ко всему явлению европейской куль
туры во всей ее совокупности. Немцы всегда идут позади,
с опозданием; они несут что нибудь в глубине, например:
Зависимость от чужих стран, например: Кант — Руссо,
сенсуалисты, Юм, Сведенборг.
Шопенгауэр — индийцы и романтика, Вольтер.
Вагнер — французский культ ужасного и большой оперы,
Париж и бегство в первобытное состояние (брак брата с сестрой).
Закон идущих в хвосте (провинция за Парижем, Герма
ния за Францией).




nietzsche.pmd 72 22.12.2004, 0:06
Black
Как же это именно немцы открыли греков; чем сильнее
73
мы развиваем в себе какое либо стремление, тем привлека
тельнее становится броситься при случае в его противополож
европейский нигилизм




ность. Музыка есть постепенное стихание звука.

93. Возрождение и Реформация.— Что доказывает Возрожде
ние? То, что царство «индивида» может быть лишь краткос
рочным. Расточительность слишком велика: отсутствует
даже самая возможность собирать, капитализировать, и ис

<< Пред. стр.

страница 8
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign