LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 76
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

против публикации «Антихриста». Поначалу Элизабет стре
милась смягчить их жесткий характер. (Помимо страха пе
ред цензурой, она еще боялась обвинений в том, что после
дние работы отмечены безумием автора). Тем не менее, ни
сестра, ни Гаст не только не внесли в текст «Воли к власти»
ничего, что изначально бы не содержалось у Ницше, но и
сохранили самые одиозные мысли экстремального ницше
анства, как и не убрали многие высказывания против нем
цев, Рейха, государства или антисемитизма, которые мог
ли бы не понравиться поднимающемуся нацизму. Если они
и вымарывали какие либо куски, то это были лишь повто
ры, которые просто обязан убрать любой редактор. Можно
спорить, насколько обоснованно, с редакторской точки зре




nietzsche.pmd 618 22.12.2004, 0:07
Black
[619. Николай Орбел «Ecce Liber»]

ния, они пошли на расчленение и перекомпоновку целого
ряда афоризмов. Да, редакторы включили в «Волю к влас
ти» многие фрагменты, которые Ницше не включил в ав
торскую версию. Но его версия была лишь самым первым
наброском, и, доведись ему закончить «Волю к власти», не
сомненно, он включил бы в нее огромное число новых афо
ризмов, благо Посмертные фрагменты в изобилии давали та
кой материал. Едва ли не единственной «отсебятиной» ре
дакторов явились названия ряда глав и афоризмов. Однако
в их оправдание скажу, что они брались из самого же тек
ста. В целом даже спустя 100 лет следует признать, что ра
бота издателей отвечала общепринятым филологическим
нормам того времени. К тому же, как указывает, пожалуй,
самый глубокий знаток Nachlass, Хайдеггер, составители
«Воли к власти» при структурировании материала опира
лись на многочисленные указания Ницше1.
Не выдерживают критики и обвинения «Воли к влас
ти» в том, что она явилась самой богоборческой и «фашист
ской» среди всех произведений Ницше. Опубликованные
им самим книги в избытке пронизаны такой жестокостью
и культом силы, что способны вызвать негодование совре
менных демократов и либералов. Далеко не факт и то, что
если бы эта книга не была издана, Ницше не стяжал бы
репутацию «предтечи фашизма». По сути, для такой репу
тации вполне хватало опубликованного наследия. «Воля к
власти» ничего нового в этом отношении не добавляла.
К тому же не очевидно, что «Воля к власти» более дру
гих книг работала на III Рейх. Например, «Заратустра» был
намного популярнее, поскольку его художественные обра
зы оказались доходчивее, чем рефлектирующие афоризмы
«Воли к власти». Задолго до Гитлера, еще в годы Первой
мировой войны, «Заратустра» стал поистине солдатской,
окопной книгой. Так, в 1914–1919 годы было продано 165 ты
сяч экземпляров «Заратустры» (а всего за четыре недели
Ноябрьской революции в Германии 1918 года — 25 тысяч
экземпляров). Поэтому ведомству доктора Геббельса не со
ставило особого труда вложить «Заратустру» в каждый по
ходный ранец солдат вермахта.

1
M. Heidegger. Nietzsche. P., 1998, t. I, p. 37.




nietzsche.pmd 619 22.12.2004, 0:07
Black
[620]

Конечно, Элизабет не безгрешна. Ей можно поставить
в вину отсутствие специальной подготовки, необходимой
для такой сложной работы, как публикация трудов Ницше.
Она, хотя и являлась сестрой великого философа, отнюдь
не была сильна в любомудрии (впрочем, кто может назвать
хотя бы одну женщину, достигшую вершин в философии?).
Ницше недаром называл жизнь женщиной, подспудно по
лагая, что философом может быть только мужчина, нечто
противоположное женщине жизни. Неслучайно сама фило
софия появляется, когда именно мужчина отпадает от жиз
ни, когда жизнь становится для него проблемой. Женщина
в силу же биологической специфики своего пола неизме
римо ближе к жизни, и поэтому, наверное, не дает фило
софской реакции на жизненный кризис.
Несомненно, Элизабет несет ответственность за впол
не пронацистскую направленность деятельности руководи
мого ею Архива уже после прихода Гитлера к власти. Не
отличалась она и финансовой щепетильностью, принимая
денежную помощь сначала от богатых евреев, а затем от
дуче и фюрера. Ее вполне можно было бы упрекнуть в стрем
лении как можно выгоднее коммерциализировать наследие
брата. За несколько лет на издании работ Ницше она сдела
ла себе целое состояние, которое, правда, улетучилось во
время инфляции 20 х годов.
Серьезного обвинения сестра заслуживает и как изда
тель. После ее смерти обнаружилось немало неопублико
ванных фрагментов. Но главное — определенная часть ма
териалов (прежде всего переписка) была искажена и даже
уничтожена ею. Она подвергла недобросовестной «доработ
ке» около трех десятков писем. Она брала черновики нео
тосланных писем другим адресатам, дописывала целые фра
зы и представляла эту продукцию как реально отправлен
ные ей письма...
Следует, однако, сказать, что по преимуществу эти ис
кажения — и это общепризнанный факт — носили не идей
ный, а личный характер и отражали скорее «бабские скло
ки» вокруг Ницше, которого сестра ревновала ко всем жен
щинам и друзьям, с коими ему довелось общаться в своей
жизни. По человечески ее можно понять. А интересно, что
бы вы, любезный читатель, сделали, если бы ваш любимый




nietzsche.pmd 620 22.12.2004, 0:07
Black
[621. Николай Орбел «Ecce Liber»]

брат, чьим литературным душеприказчиком вы являетесь,
пишет о вас примерно следующее: «Проблема, над которой
я часто задумывался, заключается в следующем: каким об
разом можем мы двое находиться в родственных связях!»
Или замечает, например, что считать «родственниками»
этих каналий (мать и сестру — Н. О.) значило бы надругать
ся над его божественностью. И что самым серьезным воз
ражением против его «бездонной» мысли вечного возвра
щения является возможность возвращения этой парочки1.
Сестре удалось вымарать этот (кстати, отсутствующий в
русских изданиях) кусок из «Ecce Homo», но Гаст успел его
перед этим скопировать и тем самым сохранить.
Ницше, как это часто бывает с одинокими, эмоциональ
но взвинченными людьми, крайне амбивалентно относил
ся к матери и сестре, метался от искренних признаний им
в любви до характеристик этих женщин как двух негодяек.
(Что отнюдь не дало им основания отказаться от него и ос
тавить в сумерках доживать свои дни в сумасшедшем доме).
Возможно, в силу своего одиночества он до последних лет
сознательной жизни продолжал надеяться на то, что Эли
забет духовно тесно связана с ним, но, конечно, понимал,
что она не могла проникнуть в его духовный космос, разди
раемый бурными страстями. Это подтверждает и написан
ная ею биография Ницше. Наш философ наверняка бы по
морщился, доведись ему прочитать ее, а также многочис
ленные статьи, в которых преданная сестра на разные лады
идеализировала брата: немецкий патриот, любящий сын и
брат, надежный друг, добросовестный ученый, добрейший
и деликатнейший человек. В этом почти «святом» образе с
трудом узнается философ Фридрих Ницше, который бук
вально носил в себе бездны и содрогался от беспримерной
внутренней борьбы. Но каким бы политически корректным
ни выходил Ницше из под ее пера, она не могла нанести
ущерба ницшеанству в силу того, что оно взрывало любые
навязываемые ему рамки.
Фашизм, конечно, стремился всеми способами аннек
сировать такой богатейший культурный феномен, как ниц
шеанство. Однако приходится признать, что Элизабет (и

1
См.: F. Nietzsche. Das Hauptwerk. Munchen 1990, IV, S. 471.




nietzsche.pmd 621 22.12.2004, 0:07
Black
[622]

Гаст) несут лишь весьма ограниченную ответственность за
фагоцитоз1 ницшеанства нацизмом. Нельзя не согласиться
с позицией Георга Лукача, выраженной в работе «Разруше
ние разума»: «Попытки переложить вину за фашистские
тенденции ницшеанства с самого Ницше на его сестру — бе
зосновательны. Ницшеанский культ жестокости и «варвар
ства», превозношение террора господ, тотальный ирраци
онализм — все это аутентичные конструкции самого Ниц
ше, а не его сестры. Поэтому любая попытка денацифика
ции в принципе невозможна, а кроме того «несправедли
ва» по отношению к самому Ницше, ибо, лишенный этой
брутальности и воинствующего аристократизма, его образ
просто смехотворен.»2
Действительно, сам Ницше дал основания для того,
чтобы нацизм объявил его своим идейным спонсором. Он
самым категорическим и тревожащим образом превозно
сил войну и насилие. Безоговорочно ненавидел демокра
тию, христианство, социализм, феминизм. С беспример
ной страстью и аргументацией развенчивал все «добрые чув
ства» — сострадание, смирение, жертвенность — и громо
гласно провозгласил себя глашатаем философии зла. И все
эти «чудовищные» высказывания принадлежат не Элиза
бет, а ее брату!
Следует признать, что денацификация Ницше истори
чески потерпела неудачу. Когда Шлехта утверждает, что
«Ницше — прекрасный диагност, но никакой не терапевт»,
а «его терапевтические уроки отныне дезавуированы ката
строфой, которая теперь позади нас…»3, он сам себе проти
воречит: силясь спасти Ницше от извращений фашизма,
Шлехта тем самым признает в нем его идейного суфлера.
По сути денацификаторы, проделывали с Ницше ту же ра
боту (только с противоположным знаком), что и нацисты.
И те, и другие препарировали наследие в нужном им на
правлении.
Итак, считать «Волю к власти» не существующей лишь
потому, что ее использовали нацисты, нет никаких основа

1
Поглощение здоровых клеток организма больными (прим. ред.).
2
см. G. Lukacz. The distruction of reason. London, 1980.
3
K. Schlechta. Le cas Nietzsche. P., 1997, p. 87,86.




nietzsche.pmd 622 22.12.2004, 0:07
Black
[623. Николай Орбел «Ecce Liber»]

ний. Отношения Ницше и фашизма неизмеримо более слож
ны, чем они представляются либеральным исследовате
лям, часто влекомым «добрым» намерением «спасти» Ниц
ше. Да и сам фашизм также представляет собой неизмери
мо более сложное явление, нежели то, как он подавался в
послевоенной литературе и воспринимался целым рядом
поколений, цепеневших от его ужасов.


2. Знамя восставших рабов

С момента краха III рейха прошло почти 60 лет. Однако
серьезная философская мысль до сих пор не может бес
страшно посмотреть в глаза этого чудовищного зверя. Ка
кая то неведомая цивилизация, ворота которой распахнул
было фашизм, открылась человечеству, и оттуда его удари
ло жаром огня доселе невиданного черного солнца. Жаку
Дерриде принадлежит тягостная констатация (тем более
значимая, что высказана она крупнейшим философом евре
ем): «Я не думаю, что мы можем… осмыслить, что такое на
цизм»1. Несмотря на потоки литературы, посвященной фа
шизму, остается ощущение, что в своей глубинной сути это
страшное явление ускользает от нашего понимания. До сих
пор ужас и отвращение перед массовыми убийствами, дик
татурой и тотальной войной, которые принесли с собой то
талитарные движения масс, являются идеальным контра
цептивом против творческого осмысления феномена наци
онал социализма и его двоюродного брата — сталинизма.
Этот страх перед фашизмом оказывает нам медвежью ус
лугу: вместо трезвого понимания он — в компенсаторном
порядке — оборачивается попыткой исказить фашистскую
идею, извратить ее, увидеть лишь ее ужасающие пороки,
жажду разрушений, представить вождей выродками сади
стами, а носителей — мелкими, жалкими людишками с мас
сой патологий. Но если мы не хотим, чтобы на нас снова
дохнула бездна, мы должны, преодолев отвращение и от
бросив моральные оценки, взглянуть на фашизм по ницше
ански: это значит — бесстрашно, честно и без всякой мораль

1
Ж. Деррида. Слухобиографии. СПб, 2002, с. 86.




nietzsche.pmd 623 22.12.2004, 0:07
Black
[624]

ной зашоренности. Ибо ограничиться лишь моральным
осуждением и отказаться от реальной попытки понять, что
же это было — явилось бы не только интеллектуальной тру
состью, но — хуже — сделало бы нас беспомощными перед
лицом социальных стихий и катастроф, зреющих в темном
чреве XXI века.
Невольно закрадывается ощущение того, что мораль
ный ужас блокирует понимание тоталитаризмов XX века, с
тем, чтобы нам не открылась какая то страшная тайна, оку
тывающая эти режимы. Действительно, почему для широ
ких народных масс России, Германии, Италии и других стран
тоталитарные режимы оказались столь привлекательны
ми, почему массы с неподдельным энтузиазмом шли за сво
ими вождями на смерть, совершали военные и трудовые
подвиги, проявляя настоящий героизм и самоотвержен
ность? Все это отнюдь не объяснишь одной лишь оболвани
вающей работой пропагандистских машин…
С вопросом о природе фашизма самым непосредствен
ным образом связан вопрос о Ницше как «крестном отце»
III Рейха. Утверждение о том, что ницшеанство не имеет
ничего общего с фашизмом, проистекает из эмоционально
го отвращения перед фашизмом и столь же эмоционально
го преклонения перед Ницше. «Чтобы мысль Ницше в виде
фальшивки «Воли к власти» могла быть связана каким бы то
ни было образом с III Рейхом! Не есть ли это надругатель
ство над самой мыслью?»1 — восклицал участник Сопротив
ления Монтинари. Но в обоих случаях имеет место глубо
кое непонимание и того, и другого. Лишь для наиболее про
ницательных умов была очевидна странная связь Ницше с
национал социалистом. Так, Деррида отмечает: «… Нет ни
чего совершенно случайного в том факте, что единствен
ной политикой, которая на деле размахивала им как глав
ным, официальным стягом, была политика нацистская. Тем
самым я не говорю, что эта «ницшеанская» политика оста
ется навсегда единственно возможной, ни что она соответ
ствует прочтению наследия, — ни даже, что те, на кого здесь
не было ссылок, прочли его лучше. Нет. Будущее Ницше
текста не закрыто. Но если в еще открытых контурах ка

1
M. Montinari. «La Volonte de puissance» n’existe pas. P. 1996, p. 8.




nietzsche.pmd 624 22.12.2004, 0:07
Black
[625. Николай Орбел «Ecce Liber»]

кой либо эпохи единственная так называемая, так себя на
зывающая ницшеанская политика оказывается нацистской,
это обязательно значимо и должно быть допрошено во всех
своих значениях»1.
Деррида идет еще дальше: имея в виду использование
ницшеанства нацизмом, он не без основания ставит непри
ятный для всех либеральных ницшеведов вопрос: «Почему
и как оказалось возможным то, что так наивно было назва
но фальсификацией (проделать каковую было возможно
далеко не со всем чем угодно)…»2. Действительно, нет ли в
самом ницшеанстве скрытых (или явных) потоков, которые
чутко уловил национал социализм и с той или иной пользой
для себя превратил их в свои питательные источники? В
конце концов, не несет ли сам автор ответственности за то,
что его фальсифицировали?
Идеологи фашизма в полной мере осознали огромное
значение Ницше для нужд своего движения. Радикальная
перестройка «старого мира людей и вещей», а также тоталь
ная война как инструмент этой перестройки требовали
мощной идеологии, способной быстро обеспечить макси
мальную мобилизацию народа. Больше других для аппроп
риации ницшеанства фашизмом сделал Муссолини. Пона
чалу убежденный социалист, Муссолини первым начинает
осуществлять странный синтез марксизма и ницшеанства3,
сплавляя эти во многом полярные, но в чем то удивитель
но схожие доктрины в прямое политическое действие. Со
единяя мифологемы воли к власти и сверхчеловека с мас
совым протестным движением, Муссолини поставил гран
диозный исторический эксперимент, в котором выпукло
проявились те ужасные последствия и для масс, и для тео
рии, когда они овладевают друг другом. Италофашизм как
исторически первый опыт «праксиса» ницшеанства, выя

1
Ж. Деррида. Слухобиографии. СПб, 2002, с. 86.
2
Там же, с. 75.
3
Характерно, что попытки осуществить похожий синтез с левых
позиций предпринимаются в то же время и в России (например,
А. Луначарский), и во Франции (Ж. Палант). Однако лишь в 60–70 е
годы XX века усилиями разных школ неомарксизма оформляется
левое ницшеанство.




nietzsche.pmd 625 22.12.2004, 0:07
Black
[626]

вил глубинные политические импликации ницшеанства, об
ладающего колоссальным потенциалом социального дей
ствия. В этом как философская доктрина оно сравнимо лишь
с марксизмом.
Гитлер также в полной мере использовал философа
маргинала в своих политических целях, выстроив продуман
ную государственную политику превращения его в «идейного
фюрера» национал социализма.
Официальная пропаганда объявила III Рейх «време
нем Ницше». В штабах СС Гиммлер приказал развесить выс
казывания Заратустры: «Благословенны твердые» (несом
ненно, в противовес христианскому «Блаженны нищие ду
хом»). Печатный орган нацистской молодежной организа
ции «Гитлер Югенд» назывался «Wille und Macht», слегка
измененный заголовок «главного труда» — «Воли к власти».
Наконец, Ницше был включен нацистами в школьную про
грамму. В это же время М. Хайдеггер, назначенный нацис
тами ректором Фрайбургского университета и до апреля
1945 года исправно плативший взносы члена нацистской
партии, читает знаменитые лекции о Ницше…
Даже в самое трудное для III Рейха время идеологи
ческий аппарат нацизма бесперебойно эксплуатировал имя
Ницше. Так, ведущий идеолог режима Розенберг в качестве
личного представителя фюрера возложил на столетие со дня
рождения философа венок с лентой, на которой было на
писано: «Великому борцу». А в самый последний период вой
ны, когда Красная Армия с беспримерной безжалостностью
к себе и врагу ломала отчаянную стойкость немецкой воен
ной машины, фигура Ницше приобрела вместо дионисийс
ких красок поистине апокалиптический масштаб. Ницше
анское сопротивление судьбе и страданию, его противосто
яние всей истории преподносились ведомством Геббельса
как прообраз героической борьбы Германии против всего

<< Пред. стр.

страница 76
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign