LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 75
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Ницше, устранить его экстремизм и радикализм, списать
на болезнь все жестокие крайности черного ницшеанства. По
являются многочисленные труды, в которых философ ди
намит упаковывался в глянцевую подарочную обертку...
Однако очень быстро обнаружилось, что Ницше край
не резистентен к либерально демократической денацифика
ции, которая по сути оборачивалась выхолащиванием самой
сути ницшеанства. Самые честные и крупные умы XX века
(Т. Манн, К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю) понимали, что
«политкоррекции» Ницше не подлежит, и вынуждены бы
ли признать, что в писаниях Ницше можно было почер
пнуть вдохновение для строительства концлагерей и газо
вых камер.
Но ницшеанство было настолько грандиозным явле
нием, что поздний капитализм не мог позволить себе ни

1
G. Bataille. Sur Nietzsche. Volonte de chance (1944). Oeuvres Comple
tes. Vol. VI. T. II. P., 1973. p. 188.




nietzsche.pmd 610 22.12.2004, 0:07
Black
[611. Николай Орбел «Ecce Liber»]

проигнорировать его, ни уступить национал социализму,
ни, тем более, отдать на откуп революционным силам. И
тогда западная идеологическая машина произвела на свет
нехитрую схему: не Ницше виноват в том, что им восполь
зовались идеологи III Рейха, а издатели его Архива, сфаб
риковавшие несуществующую, самозванную книгу «Воля к
власти», которая явилась теоретическим генокодом подни
мающегося фашизма. Из за этого «самиздата» Ницше де и
был провозглашен идейным фюрером III Рейха. Следова
тельно, нужно разоблачить фальшивку и ее авторов, чтобы
денацифицировать Ницше.
Фактически научное сообщество Запада решило ради
«спасения» Ницше принести в жертву его сестру и изданную
ею «Волю к власти». Именно сестра несет ответственность
за то, что эта книга была представлена как «главный труд»
Ницше, использована нацистами, чем ввела в заблуждение
целые поколения немцев, и к тому же сбила на ложный путь
философию XX века. Шлехта бескомпромиссно сформули
ровал тогдашнюю дилемму: «или Ницше — или сестра»1.
Именно Шлехта, бывший сотрудник Архива, разъяв
«Волю к власти» на расположенные в хронологическом по
рядке фрагменты и опубликовав их в 50 х годах, первым
провозгласил в своей нашумевшей работе «Случай Ницше»:
«”Воля к власти” не существует как произведение Ницше,
а то, что существует под этим заглавием, не представляет
никакого позитивного интереса»2. Проделав уже в 60 х го
дах аналогичную работу по деструктуризации этой «не кни
ги», Колли и Монтинари в докладе на знаменитом семина
ре в Руайомоне в 1964 году, заявляют: «В той мере, в какой
под вопрос ставится существование последнего фундамен
тального труда Ницше («Воля к власти»), наше новое кри
тическое издание решает эту проблему ясно и просто: это
го главного труда не существует»1. Что же есть? Есть лишь
«посмертные» записи. И каждый серьезный исследователь
должен изучать Ницше по изданиям, скрупулезно хроноло
гически воспроизводящим фрагменты, оставшиеся после

1
K. Slechta. Le cas Nietzsche. P. 1997, p.105.
2
Ibid. p. 111.
1
Cahiers de Royamont. Nietzsche. P. 1967, p.136.




nietzsche.pmd 611 22.12.2004, 0:07
Black
[612]

мыслителя. Те же издания «Воли к власти», которые увиде
ли свет, объявлены не более чем популярными публикаци
ями, годными лишь для «массового читателя».
Затем, уже после смерти Дж. Колли, Монтинари выно
сит окончательный приговор: «Что же касается «Воли к
власти», то филологический анализ посмертных фрагмен
тов с 1885 по 1888 годы лишает всякого содержания спор
по поводу «фундаментального труда». Этот вопрос не сто
ит более в повестке дня научных исследований по Ницше»1,
а «исследователи Ницше могут теперь обратиться к серьез
ным повседневным делам»2. По обе стороны Атлантическо
го океана в научном сообществе возник — за редкими исклю
чениями — консенсус относительно того, что «Воля к влас
ти» — химера. Однако, к сожалению или к счастью, но вопрос
отнюдь не закрыт. «Случай “Воли к власти”» продолжает
оставаться «серьезным делом».
Действительно, сотрудники Архива (Э. Хорнеффер,
П. Гаст) неоднократно писалио фальсификациях наследия
Ницше со стороны сестры. Да, она оказывала давление на
многих сотрудников Архива с тем, чтобы сделать «Волю к
власти» более «доступной», но она не могла извратить фи
лософскую концепцию Ницше. Поэтому безукоризненный
с филологической точки зрения аргумент — раз Ницше не
оставил своей версии «Воли к власти», значит, любая ком
пиляция есть произвол и не имеет права на жизнь — с фи
лософско исторической точки зрения не выдерживает кри
тики. Ведь странно же, не правда ли, что если до разгрома
нацизма «Воля к власти» воспринималась как вполне ниц
шевское произведение, то после 1945 года начинаются про
должающиеся и поныне похороны этой «не книги»? Имен
но то обстоятельство, что «Воля к власти» была аппропри
ирована нацистами, явилось главным аргументом против
ее существования.
Особое раздражение ницшеведов вызывало само на
звание этой «недокниги». Еще в разгар национал социалис
тической революции Анри Лефевр пытался списать на заго
ловок возникшие уже тогда в антифашистской среде недо

1
M. Montinari. La volonte de puissance n’existe pas. P., 1996, p. 70.
2
M. Montinari. Reading Nietzsche. Chicago. 2003, p. 101.




nietzsche.pmd 612 22.12.2004, 0:07
Black
[613. Николай Орбел «Ecce Liber»]

умения вокруг этой книги: «Заглавие этого труда обмануло
многих интерпретаторов»1. Однако в возражение ему при
ведем мысль Хайдеггера: «”воля к власти” как концепция и
«Воля к власти» как название книги тесно взаимоувязаны:
именно потому, что этот термин обозначает фундаменталь
ную характеристику всего сущего, он, следовательно, дол
жен фигурировать в качестве названия капитального тру
да»2. Заголовок этой книги оправдан не только текстологи
чески. Он выражает содержание эпохи, которую Ницше
схватывал в мысли. «…XIX столетие, главным образом в ли
це Ницше, снова предпочло более сильную формулу: volun
tas superior intellectu (воля выше разума), которая лежит у
всех нас в крови»3, — пишет его идейный наследник Освальд
Шпенглер. Но разве не стала эта «сильная формула» глав
ным лозунгом XX века? И не принялся ли ее воплощать в
жизнь с первых же своих дней и век XXI й? Как раз содер
жанием эпохи, открытой Ницше и все еще остающейся от
крытой, и является движение против нигилизма — этого
упадка воли к власти и триумфа ценностей ресентимента.
Сам автор обладал редким даром блестяще называть свои
книги, в полной мере отражая их глубинный смысл: «Ибо
пусть не ошибаются относительно смысла заглавия, придан
ного этому Евангелию будущего. “Воля к власти. Опыт пе
реоценки всех ценностей” — в этой формуле выражено не
кое противоборствующее движение по отношению к принци
пу и задаче,— движение, которое когда нибудь в будущем
сменит совершенный нигилизм»4.
Тезис о том, что сестра исказила философию Ницше в
угоду толпе, понадобился для того, чтобы под флагом борь
бы за очищение ницшеанства от нацизма списать все «пере
гибы» черного ницшеанства на сестру и Архив и тем самым
лишить этого мыслителя его разрушительной силы, инкор
порировать его в товарно либеральную культуру и универ
ситетско академический истеблишмент Запада. Признание
«Воли к власти» профашистской фальшивкой, сфабрикован
1
H. Lefebre. Nietzsche. P. 2003, p.64.
2
M. Heidegger. Nietzsche. P. 1998, t.I, p.14.
3
О. Шпенглер. Закат Европы. М. 1993, т. I, с. 488.
4
Наст. изд. Предисловие, § 4.




nietzsche.pmd 613 22.12.2004, 0:07
Black
[614]

ной сестрой,— вот плата за то, чтобы читать остального Ниц
ше спокойно!
Интересно отметить, что схожие обвинения против
сестры ради спасения Ницше от фашизма выдвигала и ле
ворадикальная интеллигенция (например, Ж. Батай, А. Ле
февр, В. Беньямин), правда, с диаметрально противополож
ной целью: для того, чтобы использовать его освободитель
ный, революционный пафос в борьбе против капитализма.
Но левые имели к ней претензии не из за «Воли к власти»,
а из за угодничества перед Гитлером. После краха фашиз
ма именно между либеральным и леворадикальным тече
ниями развертывается основная борьба за Ницше.
За редким исключением нет ни одного ницшеведа, ко
торый не бросил бы камня в сестру мыслителя. Она рису
ется в ницшеане эдаким «злым гением». Ей вменяются в
вину подлог, вымарывание и фальсификация целых кусков
в переписке Ницше, подтасовка цитат, но главное — произ
вольная и безответственная компиляция посмертных фраг
ментов в некое ассорти под названием «Воля к власти».
Еще в 1923 году в разгар очередного экономического
кризиса, обесценившего ее сбережения, Элизабет обра
щается с приветственным письмом к Муссолини, который
откликнулся телеграммой и денежным переводом в 20 ты
сяч лир.
В 1931 году Муссолини поздравляет сестру философа
с 80 летием, а в 1933 году она уже в свою очередь поздравля
ет дуче с 50 летием телеграммой: «Самому славному учени
ку Заратустры, о котором мечтал Ницше, творцу аристок
ратических ценностей в ницшеанском духе. Архив Ницше
с глубоким уважением и восхищением направляет вам са
мые теплые поздравления»1. Это его стараниями в 1944 го
ду (когда он уже чувствовал неотвратимое приближение
краха) на доме в Турине, где Ницше встретил безумие, уста
навливается мемориальная доска. Последним даром Муссо
лини Архиву была античная статуя Диониса (больше похо
жего, правда, не на бога вина и опьянения, а на библейско
го пророка), доставленная в Веймар под бомбардировками
авиации союзников.

1
K. Algermissen. Nietsche und das Dritte Peich. Celle. 1946. S. 9.




nietzsche.pmd 614 22.12.2004, 0:07
Black
[615. Николай Орбел «Ecce Liber»]

Еще более тесные отношения у Элизабет складывают
ся с фюрером. За год до его прихода к власти, в январе
1932 года, она знакомится с ним в Веймарском театре на
премьере пьесы Муссолини «Майская битва» (посвященной
Наполеону), когда фюрер неожиданно посетил ее ложу. По
началу она отнеслась к Гитлеру крайне настороженно, как
к сопернику Гинденбурга, который дал ей пенсию. Но как
только, став канцлером, Гитлер в 1934 году назначил ей еже
месячное пособие в 300 рейхсмарок из своего личного фон
да «за ее заслуги в сохранении и популяризации работ Ниц
ше», она превратилась в его горячую сторонницу. Фюрер не
однократно посещал Архив Ницше в сопровождении А. Ро
зенберга и А. Шпеера (который должен был заняться воз
ведением грандиозного ницшеанского храма). Во время од
ной из встреч она преподнесла в дар Гитлеру трость брата.
Широко освещавшиеся в печати визиты фюрера на виллу
«Зильберблик», несомненно, способствовали нацизации
образа мыслителя. А когда Элизабет скончалась 8 ноября
1935 года, фюрер удостоил ее национальными похоронами
и сам присутствовал на них.
Вожди фашизма прекрасно осознавали громадное зна
чение Ницше для своих политических целей, и их идеоло
гическая машина была на всю мощь нацелена на аннексию
ницшеанства. Со своей стороны, Элизабет сделала все, что
бы превратить Архив в один из идейных центров нацизма
в III Рейхе. Ее преклонение перед фюрером исторгло из нее
даже такое предположение: «Поверьте мне, Фриц [Ницше
— Н. О.] был бы очарован Гитлером, который с беспример
ным мужеством взял на себя всю ответственность за свой
народ»1, — писала она одному из друзей.
И все же я предложил бы направить дело Элизабет в
кассационный суд истории. Ей надо воздать должное. При
всем ее чисто немецком филистерстве ей в конце концов
достало ума понять, кто был ее брат. Ею, по видимому, дви
гала глубочайшая обида за то, что он не получил заслужен
ной славы при своей сознательной жизни. Несомненно, она
искренне любила его и глубоко страдала от распространен
ной в ту пору версии о сифилисе как причине его безумия.

1
Цит. по: H. Peters. Zaratoustra’s Sister. N. Y. 1985. p. 221.




nietzsche.pmd 615 22.12.2004, 0:07
Black
[616]

Пожалуй, она действительно больше, чем кто бы то ни
был, была близка к Ницше. И в детстве, и в зрелые годы они
проводили бок о бок много времени, а когда он преподавал
в Базеле, то вообще жили вместе. Ей часто доставалось от
него, особенно после ее брака с недостойным, по мнению
брата, человеком, антисемитом и националистом, и за ее
интриганство в деле с Лу Саломе. Но их душевная близость,
несмотря на приступы гнева Ницше, не прерывалась.
Со всеми присущими ее нации прилежанием и усер
дием, эта одинокая женщина последние 45 лет своей жиз
ни посвятила себя уходу за сумасшедшим братом и неуто
мимому собиранию, изданию и пропаганде его наследия.
Она была беззаветно предана Ницше, в силу возможностей
своего ума понимала его интересы, всеми средствами до
биваясь расширения его славы и влияния в Европе первой
половины XX века. Элизабет готова была броситься в объя
тия любого (в том числе и любой политической силы), кто
хорошо отзывался о ее брате, при этом не подвергая сомне
нию ее собственную роль литературной душеприказчицы.
Она обладала достаточно склочным характером и была ини
циатором череды судебных процессов, в том числе между
Веймарским Архивом, который она возглавляла, и Базель
ским кружком во главе с Овербеком. С не меньшим героиз
мом и филистерской ограниченностью она готова была так
же броситься — но уже с кулаками,— на любого, кто ставил
под сомнение величие ее брата как мыслителя. Но никто
не сделал столько, сколько Элизабет, для сохранения, пуб
ликации и распространения наследия брата. Стремление
собрать всего Ницше заставило ее объездить все ницшевские
места в поисках пропавших материалов и даже выкупать
письма у его корреспондентов. Можно с уверенностью ска
зать, что, не будь ее, значительная часть этого наследия
была бы утрачена. Именно ей мы обязаны тем, что удалось
собрать Архив Ницше. Благодаря своей кипучей энергии
и, говоря современным языком, недюжинным пиар способ
ностям, она сумела завоевать в чванливой академической
среде Германии видное место для Архива как серьезного
центра культуры. Вся деятельность этой организации про
текала настолько публично и была предметом такой широ
кой и открытой полемики, что миф о сфабрикованной втай




nietzsche.pmd 616 22.12.2004, 0:07
Black
[617. Николай Орбел «Ecce Liber»]

не фальшивке не выдерживает критики. С другой стороны,
если бы она не издала свой вариант «Воли к власти», то раз
розненные фрагменты и отрывки так и не были бы вклю
чены в широкий общественный оборот и остались достоя
нием узких специалистов.
В первой трети XX века Элизабет превратилась в одну
из самых известных фигур культурной Европы. На свои дни
рождения она получала сотни телеграмм. А совершить па
ломничество к ней в Архив было делом чести для многих
выдающихся людей того времени. И как бы к ней ни отно
ситься, именно благодаря ее неутомимым усилиям Ницше
стал, пожалуй, самым популярным философом эпохи.
Критика многих обвинителей в адрес сестры застав
ляет предположить, что именно ее «чрезмерная» актив
ность по популяризации наследия Ницше ставится ей в ви
ну. Но тогда следует признать, что сам факт популярности
Ницше уже плох и вреден и что этого мыслителя следова
ло бы держать в культурном подполье.
Отметим, однако, что Элизабет так и не стала в полной
мере нацисткой. Ee восторженное отношение к фюреру и
пангерманизм не были в полной мере подкреплены антисе
митизмом. Сегодня известны ее недоуменные и встревожен
ные высказывания в адрес набиравшей обороты машины
антиеврейских репрессий. (По видимому, она сохраняла
признательность некоторым друзьям евреям, помогавшим
ей в трудные времена). Конечно, она поддалась дьяволь
скому обаянию Гитлера. Но в обстановке подлинно народно
го подъема в Германии 30 х годов и несравненно более вели
кие умы (вроде Хайдеггера) не избежали чар национал со
циализма. Казалось, само бытие шагнуло навстречу фюреру.
Восторг Элизабет в отношении Муссолини и Гитлера
имеет дополнительные объяснения: оба уважали ее брата
и помогали Архиву материально. Думаю, если бы после Ок
тябрьской революции ей оказали помощь большевики (а не
которые из них, например, А. Луначарский, высоко отзы
вались о ее брате), то она была бы благодарна и им и, навер
ное, сказала бы: «Вот и Россия оценила Ницше, который
всегда отводил ей великую роль в грядущей истории»).
Но, главное, каковы бы ни были ее отношения с III Рей
хом и ее взгляды в 30 е годы, все это не могло оказать ника




nietzsche.pmd 617 22.12.2004, 0:07
Black
[618]

кого влияния на содержание изданной за тридцать лет до
этого «Воли к власти». Ведь когда Элизабет и Гаст компили
ровали «Волю к власти», перед ними вовсе не стояла задача
сделать книгу, которая могла бы быть использована Гитле
ром и нацистами: первому было тогда всего 17 лет, а вто
рые еще не существовали как политическое течение даже
в зародыше. Обвинение в том, что Элизабет первой препа
рировала Ницше в фашистском духе, по меньшей мере без
основательны: еще до ее возвращения из Парагвая Габрие
ле д’Аннунцио, предтеча итальянских фашистов, публику
ет «Избранного бестию», а в Германии, с опорой на идеи
Ницше, распространяется мода на германо эллинистичес
кую консервативную революцию. То, что сестра пропаган
дировала образ Ницше как консервативного пангерманис
та, было требованием времени, в которое она жила. Имен
но такого Ницше с энтузиазмом апроприировали нацисты,
избирательно радикализировав при этом некоторые его
идеи. Однако (о чем будет сказано ниже) особого насилия
над ницшеанством они при этом не совершили.
Что же касается главной «фальшивки», сфабрикован
ной Элизабет и Гастом, то они не проявили в этом никако
го самоуправства и исходили (возможно, наивно) из того,
что Ницше не смог реализовать свой замысел «по состоя
нию здоровья».
Сестра, друзья и сотрудники Архива были ошеломле
ны брутальностью «последних текстов» и не без основания
опасались осложнений с цензурой. Овербек даже возражал

<< Пред. стр.

страница 75
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign