LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 71
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Я хочу обратить внимание на то, что между «Заратуст
рой» и замыслом «Воли к власти» существует — несмотря на
их внешнюю непохожесть — глубокая, неразрывная связь.
Первым это заметил М. Хайдеггер: «На самом деле плани
руемый капитальный труд «Воля к власти» настолько же по
этичен, насколько «Заратустра» концептуален». И он вслед
за Ницше подчеркивает: «Отношение между этими произ
ведениями такое же, как между вестибюлем и главным зда
нием»2. Приемственность между «Заратустрой» и будущим
теоретическим трудом как раз обеспечивает концепция
воли к власти, которая — ключ к образу Заратустры. Совер
шенно естественно поэтому, что в духовном подъеме, по
рожденном работой над поэмой, воля к власти выдвигает
ся на центральное место, обрастает концептуальным бо
гатством, вступает в полемические отношения со всей пре
дыдущей мировой философией.
Открытие воли к власти явилось крупнейшим дости
жением Ницше, которое было им сразу осознано в полной
мере. Он резко разрывает с метафизикой воли Шопенгау
эра, радикализирует сам концепт воли, увязывает его с вла
стью, господством и очищает от пессимизма.
Дальнейшая разработка понятия воли к власти как все
общего принципа мироустройства и миропонимания зако
номерно порождает в Ницше — и об этом свидетельствуют
Nachlass, Посмертные (правильнее было бы назвать — «добе
зумные») фрагменты 1884 года — замысел книги, которую он
сам назовет «своим главным философским трудом», «Haupt
werk»3.
Для историка философии процесс вызревания этого
крупномасштабного произведения из концепции воли к влас
ти представляет собой поистине захватывающее зрелище.
Так, в V книге «Веселой науки» (октябрь 1886 года) форму

1
KGB III, 1, S. 499
2
M. Heidegger. Nietzsche. Paris, 1998, t. I, p. 20.
3
KGB III, 5, S. 411.




nietzsche.pmd 578 22.12.2004, 0:07
Black
[579. Николай Орбел «Ecce Liber»]

лируется по сути программа будущего труда: «Борьба за су
ществование есть лишь исключение, временное ограниче
ние воли к жизни; великая и малая борьба идет всегда за пе
ревес, за рост и распределение, за власть, сообразно воле к
власти, которая и есть как раз воля к жизни»1. Соединение в
единый каркас категорий воли к власти давало Ницше мощ
ный инструмент как для полемики со всей предыдущей со
кратовско христианской эпохой, так и для выстраивания,
как он сам говорил, «истории ближайших двух столетий»2.
Концепция воли к власти становится стержнем всей мысли
тельной работы Ницше в последние пять лет перед душев
ным кризисом и стягивает воедино проблематику всего его
творчества. Наконец, эта концепция вступает в динамичес
кие комбинации с другими главными образами концептами
ницшеанства — вечным возвращением и сверхчеловеком,
формируя то, что я бы назвал большой триадой, являющей
разные модусы ницшевского проекта освобождения.
Показательно, что в это же время (март 1884 года) раз
работка концепции воли к власти приводит Ницше к форму
лированию «мысли, которая расколет историю человечест
ва надвое… Будь она истинной или, вернее, будь она воспри
нята как истинная, все изменится, ничто не останется на ме
сте, и все прежние ценности обесценятся»3. Отныне появ
ляется второй заголовок, содержательно выражающий гран
диозную сверхзадачу пересмотра всей человеческой культу
ры с позиции воли к власти. Ницше не сразу стыкует оба
заголовка. Поначалу замысел главного труда появляется под
названием «Воля к власти (Опыт нового истолкования все
го совершающегося), написанная Фридрихом Ницше» в ав
густе сентябре 1885 года. Надо признать, что окончательно
му выбору названия предшествовала длительная внутренняя
борьба, в которой с данным заголовком соперничали множе
ство других вариантов: «Невинность становления», «Руко
водство по освобождению от морали», «Об иерархии» и т. д.
(Всего около десятка названий). Эта борьба не утихнет еще
целый год — Посмертные фрагменты изобилуют вариантами,

1
Ф. Ницше. Т. I, с. 671.
2
«Воля к власти», Предисловие, § 2.
3
KGB, III, 1, S. 485




nietzsche.pmd 579 22.12.2004, 0:07
Black
[580]

среди которых фигурирует, например, и «Воля к власти.
Предвестие философии будущего». Проект, наконец, полу
чает свое полное название, когда 21 июля 1886 года появ
ляется «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии
будущего», на обороте обложки которой автор официально
извещает читающую публику о скором выходе в свет книги
в четырех частях под заголовком «Воля к власти. Переоцен
ка всех ценностей». Отныне книга перестает быть лишь про
стым авторским намерением или неким химерическим про
ектом, каковыми изобилуют Посмертные фрагменты, а стано
вится обязательством Ницше, который крайне ответствен
но относился к собственным публикациям. Этот авторский
жест отметает всякие сомнения относительно твердого же
лания создать книгу, содержание которой соответствовало
бы объявленному заголовку, что вынуждены признать даже
противники «Воли к власти». Во всем наследии Ницше,
вплоть до его душевного «раптуса» в январе 1889 года, не
найдено ни одного подтверждения, что он отказался от это
го проекта. В октябре 1886 года в письме сестре и зятю он
подтверждает свой выбор: «В ближайшие четыре года я на
мерен заняться своим капитальным трудом в четырех то
мах; уже само название заставляет содрогаться: «Воля к вла
сти. Опыт переоценки всех ценностей». Для того, чтобы
исполнить задуманное, мне понадобятся здоровье, одино
чество, хорошее настроение, возможно, даже жена»1.
Хочу обратить внимание читателя на подзаголовок
книги «По ту сторону добра и зла» — «Прелюдия к филосо
фии будущего». Сама же философия и должна была соста
вить содержание «Воли к власти», то есть «По ту сторону...»
мыслилось Ницше как прелюдия к главному труду. Кроме
того, сравнительный анализ опубликованной работы и кор
пуса Посмертных фрагментов показывает, что Ницше отре
зал и напечатал часть своего главного труда в виде «По ту
сторону добра и зла». Сделал он это по финансовым и ре
кламным соображениям, надеясь, во первых, поправить
свое тяжелое материальное положение, а во вторых, под
готовить читателей к своему opus vitae. Так он сам положил
начало тяжкой для любого автора практике нарезки и ком

1
KGB III, 3, S. 240–241.




nietzsche.pmd 580 22.12.2004, 0:07
Black
[581. Николай Орбел «Ecce Liber»]

пиляции из огромного корпуса «Воли к власти» отдельных
менее крупных работ — практике, к которой отныне он,
связанный соглашением со своим издателем Константином
Науманном, будет вынужден неоднократно прибегать. Эта
картина мыслителя, отсекающего куски от «тела» своего
главного произведения, по своему трагизму не имеет рав
ных в мировой истории философии.
Следующим таким куском стала «Генеалогия морали»
(ноябрь 1887 года), на мой взгляд, наиболее значительное
по своим открытиям произведение Ницше. Быстрота, с
которой создается эта работа, заставляет предположить,
что автор просто «собрал» ее из готового материала. В ней
воля к власти теоретически обосновывается и используется
как методологический принцип объяснения религиозных,
психических и моральных явлений. И здесь он упорно про
должает держаться за свой замысел. В параграфе 27 Третье
го рассмотрения «Генеалогии» Ницше подтверждает неиз
менность своих намерений: «Эти темы [духовная ситуация
современной ему Европы — Н. О.] с большой основательно
стью и строгостью будут рассмотрены мною в другой связи
(под заглавием: «К истории европейского нигилизма»; я от
сылаю с этой целью к подготовляемому мною труду: Воля к
власти. Опыт переоценки всех ценностей)»1.
Конечно, Ницше мог утешать себя тем, что главный кор
пус «Воли к власти» не сильно пострадал от этих усекнове
ний, что по прежнему ураганно идет прирост материала и
что «По ту сторону...» вместе с «Генеалогией...» формируют
своего рода расширенное вступление к его «capo lavoro».
17 марта 1887 года появляется именно тот план, кото
рый Гаст сначала с сотрудниками Архива Ницше Эрнстом
и Августом Хорнефферами, а затем с сестрой философа Эли
забет Ферстер Ницше используют как руководство для ком
поновки «Воли к власти». Всего таких планов в Посмертных
фрагментах насчитывается более 25...
С осени того же года Ницше начинает систематизацию
материалов «Воли...» и в течение зимы 1887 — 1888 годов
создает первый авторский протовариант, своего рода ядро
книги: он пронумеровывает и выстраивает 374 фрагмен

1
Ф. Ницше. Т. II. С. 522.




nietzsche.pmd 581 22.12.2004, 0:07
Black
[582]

та1, из которых первые 300 снабжены к тому же римскими
цифрами от I до IV, что соответствует планировавшимся
четырем книгам. Он также составляет — на основе ключе
вых слов — индекс, объясняющий организацию фрагмен
тов. Для рубрикации используется специальная тетрадь.
13 февраля 1888 года он пишет Гасту: «Я закончил пер
вую редакцию моего «опыта переоценки»... Это была настоя
щая пытка, и у меня не хватает мужества идти дальше, че
рез десять лет я сделаю лучше»2. Эта «первая редакция опы
та переоценки» так и осталась единственной подборкой
«Воли к власти», составленной самим автором. Через две
недели он вновь пишет Гасту: «Не подумай, что я снова за
нялся «литературой»,— эта редакция предназначалась мне
самому, начиная с этого момента каждую зиму я буду делать
подобную редактуру, предназначенную мне; идея публика
ции исключается»3. Я еще вернусь к этой странной манере
писать для «внутреннего пользования», писать «в стол».
Однако работа над «Волей...» продолжается всю весну
(кстати, параллельно с «доводкой» «Казуса Вагнер», целиком
пронизанного проблематикой «Hauptwerk»): уточняется ко
личество страниц для всех четырех книг и для каждой из от
дельных глав (150 страниц в каждой книге, 50 страниц в каж
дой главе). Ницше напряженно трудится в Сильс Марии все
лето, вплоть до 26 августа, когда появляется план, в послед
ний раз предваренный заголовком — «Воля к власти»:
«Набросок плана. Воля к власти.
Опыт переоценки всех ценностей.
Сильс Мария, последнее воскресенье августа 1888 года
Мы — гиперборейцы
Постановка основ проблемы
Первая книга: «Что есть истина?»
Первая глава. Психология заблуждения.
Вторая глава. Ценность истины и лжи.
Третья глава. Воля к истине, оправданная исключи
тельно как ценность, утверждающая жизнь.

1
На самом деле 372 фрагмента — Ницше ошибочно дважды повто
рил один и тот же афоризм под разными номерами.
2
KGB III, 5, S. 252.
3
KGB III, 5, S. 264.




nietzsche.pmd 582 22.12.2004, 0:07
Black
[583. Николай Орбел «Ecce Liber»]

Вторая книга: Происхождение ценностей.
Первая глава. Метафизики.
Вторая глава. «Человек религиозный».
Третья глава. «Добрые люди» и те, кто хочет улучшить
человечество.
Третья книга: Конфликт ценностей.
Первая глава. Размышления о христианстве.
Вторая глава. О физиологии искусства.
Третья глава. Об истории европейского нигилизма.
Четвертая книга: Великий Полдень.
Первая глава. Принцип «иерархической» жизни.
Вторая глава. Два пути.
Третья глава. Вечное возвращение.
Ровно через семь дней, 3 сентября 1888 года появля
ется новый план, в котором подзаголовок «Переоценка всех
ценностей» становится заглавием, а название «Воля к влас
ти» исчезает навсегда.
Переоценка всех ценностей
Первая книга.
Антихрист. Опыт критики христианства.
Вторая книга.
Свободный дух. Критика философии как нигилистичес
кого движения.
Третья книга.
Имморалист. Критика морали, разнообразие пагубно
го невежества.
Четвертая книга.
Дионис. Философия вечного возвращения.
Между этими датами — еще один показательный жест:
в записях этой недели прямо упоминается «Воля к власти»,
но затем Ницше сам вычеркивает это название, заменяя на
слово «творение».
То, что произошло между 26 августа и 3 сентября 1888 го
да,— крупнейшая катастрофа в его творчестве. Он пишет:
«...хорошо и долго приуготовляемое произведение, которое
должно было появиться этим летом, буквально “в воду ка
нуло”»1. Этот провал «Воли к власти» является величайшей

1
KGB III, 5, S. 406.




nietzsche.pmd 583 22.12.2004, 0:07
Black
[584]

загадкой в его жизни. Нам неизвестно, что он пережил в эту
роковую неделю. По видимому, со всей неотвратимостью
ему явился призрак безумия. Все существо Ницше раздира
ло противоречие: с одной стороны, он все последние годы
был одержим навязчивой страстью завершить «Волю к вла
сти», с другой — все больше понимал, что в том виде, в ка
ком он задумал ее, она в принципе незавершаема. Это про
тиворечие в буквальном смысле раскалывало его сознание.
В «Ecce Homo» он делает признание: «для задачи пере
оценки ценностей потребовалось бы, пожалуй, больше способ
ностей, чем когда либо соединялось в одном лице»1. Одна
ко, несомненно, что эти дни стали кульминацией его жиз
ни. Я ощущаю, как напряжение этой поистине страстной
недели достигает пика: кажется, что вся боль и надежда,
весь пафос мировой истории спрессовываются в его душе.
Он как бы производит необычное взвешивание: на одной
чаше весов — весь мир, а на другой... — он, бесстрашный че
ловек, мыслитель динамит Фридрих Вильгельм Ницше...
И вот 7 сентября 1888 года в письме к Мете фон Са
лис Ницше пишет: «Третье сентября стало очень необыч
ным днем. Утром я написал предисловие к моей “Переоцен
ке всех ценностей”». Он тут же назовет переоценку «самой
независимой книгой, из когда либо существовавших», и,
словно заклиная, сообщит, что планирует «напечатать ее в
ближайшие годы»2.
20 сентября 1888 года он покидает, словно Заратустра
свою горную пещеру, Верхний Энгадин, свои горы, и уст
ремляется вниз, в Турин, навстречу судьбе. Слова Заратус
тры призывно манят его вперед: «Пора, давно пора!». Он
прибывает в Турин, как воин, знающий, что идет на свой
главный бой, из которого ему не выйти живым. С собой он
везет 140 кг «динамита» своих рукописей (столько, соглас
но багажной квитанции, весил его багаж).
Начинаются последние 100 огненных дней Ницше.
Хайдеггер тонко замечает: «Особая тревога овладевает Ниц
ше. Он больше не может ждать, пока медленно созреет ши
рокомасштабное произведение, которое не имеет никакого

1
Ф. Ницше, Т. II, с. 719.
2
KGB III, 5, S. 410–411.




nietzsche.pmd 584 22.12.2004, 0:07
Black
[585. Николай Орбел «Ecce Liber»]

преимущества, кроме как значимость собственно произве
дения»1. Дальше он действует по военному четко и быстро.
Понимая, что находится в чудовищном цейтноте и что ему
уже не дано закончить свой opus magnum, он принимает
решение рассечь весь комплекс «Воли...» на четыре удар
ных, молниеносных произведения и издать их под общим
заглавием (которое до этого было подзаголовком) «Пере
оценка всех ценностей». Старый замысел радикально транс
формируется: из достаточно научного по тематике и изло
жению он пронзительно персонализируется. По сути сво
ей перед нами трагический автопортрет, в котором Ниц
ше предстает в разных ипостасях: Антихриста, имморали
ста, контрфилософа — сокрушителя старых идолов ценно
стей. Прежнее название уже не может покрыть весь фронт
проблем, которые Ницше разворачивает в «последнем па
раде». Самостоятельное значение приобретают такие боль
шие темы, как вечное возвращение и сверхчеловек, нераз
рывно связанные с концепцией воли к власти, но сопоста
вимые с ней по масштабам и значению. Новый заголовок
методологически давал Ницше больший простор для увя
зывания воедино всего идейного богатства его позднего
творчества, для объединения «большой триады» в единый
комплекс нескольких произведений. В одном из последних
писем он скажет: «Работы, которые я опубликую в ближай
шее время, не являются книгами; это — удары судьбы»2.
Возможно, ему становилось все очевиднее, что мето
дологически неверно выставлять на передний план лишь
одну из трех великих идей образов, будь то Воля к власти,
Вечное возвращение или же Сверхчеловек, которые статус
но равноценны, неразрывно связаны между собой и обозна
чают лишь различные грани единого целого. Вместе с тем
с философской точки зрения воля к власти и переоценка
всех ценностей образуют некое теоретико методологичес
кое единство, где первый концепт содержательно выража
ет сущность мира, тогда как второе понятие — методологи
ческий принцип очищения мира от ложных толкований.
Воля к власти как раз является инструментом, позволяющим

1
M. Heidegger. Nietzsche. P., 1998, t. I, p. 17.
2
KGB, III, 5, S. 569.




nietzsche.pmd 585 22.12.2004, 0:07
Black
[586]

осуществлять переоценку всех ценностей. Именно эта кон
цептуальная приемственность обоих замыслов дает осно
вания сделать вывод, что, невзирая на перемену названия,
речь идет об одном и том же большом проекте, который вы
нужденно меняет форму. Это признает и такой неприми

<< Пред. стр.

страница 71
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign