LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 70
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

возможно, что были налицо и еще другие распределения,
но рукописи моего брата, после того как он заболел, года
ми лежали в Сильс Мария без всякого призора. Тогда мно
гое могло пропасть.
В основание настоящего издания легли главным обра
зом два оглавления, набросанные автором осенью 1886 и
зимою 1887/88 годов в N.XLII и W.VIII. Сообразно им исполь
зованы следующие рукописные тетради: W от I до XVII, и
кроме того тетради с заметками 1885—1888 годов и папки
XXXI, XXXIII и XXXIX. Первое издание «Воли к власти» со
держало 483 афоризма, настоящее заключает на 570 афориз
мов более. И эти добавочные афоризмы главным образом за
имствованы из собрания W.XIII, составленного моим бра
том в августе 1888 года специально для его большой капи
тальной работы и оставленного, к сожалению, при первом

1
человек совестливый, (благочестливый)




nietzsche.pmd 567 22.12.2004, 0:07
Black
издании «Воли к власти», почти без внимания. Петер Гаст
пишет по этому поводу во введении к XIV тому большого
издания собрания сочинений: «Сборник XIII содержит 96
тесно исписанных листов, относящихся по большей части
к 1887 году, частью же и к более ранним годам до 1883 года;
эти листы разложены Ницше сообразно содержанию в пап
ки, по 5–10 листов в каждой, затем сложены поперек и снаб
жены заголовками глав из «Воли к власти». Не подлежит ни
какому сомнению, что эти отрывки включены нами в про
изведение во всем согласно воле Ницше, тем более, что от
пропуска их пострадала бы основная внутренняя связь мыс
лей. И только в том случае мы считали допустимым уклоне
ние от его указаний, когда подлежавшая включению мысль
уже оказывалась налицо в другом месте». Также дали бога
тый запас афоризмов для предлагаемого издания и запис
ные книжки 1885—1888 годов.
К сожалению, как мы уже сказали во введении, нам
было невозможно уместить все произведение целиком в IX
томе; мы были принуждены отнести обе главы третьей
книги — «Воля к власти как общество и индивид» и «Воля к
власти как искусство» — в десятый том; равным образом и
всю четвертую книгу — «Воспитание и дисциплина». Таким
образом, настоящие замечания относятся не только к девя
тому, но и к десятому тому. В заключительных замечаниях
к десятому тому будет речь лишь о дальнейшем развитии
некоторых частей «Воли к власти» в менее объемистое со
чинение, носящее, в виде особого названия, только подза
головок «Переоценка всех ценностей».
Первое издание «Воли к власти» появилось в 1901 году;
настоящее новое издание совершенно заново переработано
и составлено: первая и третья книги Петером Гастом, вто
рая и четвертая нижеподписавшейся. Все корректуры ста
рательно сверены Петером Гастом с текстом оригиналов.
Елизавета Ферстер Ницше Веймар, сентябрь 1906




nietzsche.pmd 568 22.12.2004, 0:07
Black
ecce liber
опыт ницшеанской апологии*

Николай Орбел




*
В сносках к статье приняты следующие условные обозначения:
1. Ф. Ницше: Т. I (II) — Ф. Ницше. Сочинения в 2 х т.т. Москва,
«Мысль», 1990;
2. KSA — F. Nietzsche. Kritische Gesamtausgabe hrsg. von G. Colli und
M. Montinari. Berlin—New York: De Gruyter 1967 ff.;
3. KGB — F. Nietzsche. Briefwechsel: Kritische Gesamtausgabe. Ber
lin—New York: De Gruyter 1978 ff.




nietzsche.pmd 569 22.12.2004, 0:07
Black
Знаете ли вы, что значит для меня «мир»?
Вам бы хотелось увидеть его отражение в
моем зеркале? Этот мир есть мир силы, не име
ющий ни начала, ни конца... Этот мир есть
воля к власти и ничто иное! И вы также яв
ляете собой эту волю к власти — и ничто
иное!
Фридрих Ницше
(«Воля к власти», § 1067)



введение
Свою внешне обывательскую, банальную жизнь Ницше про
жил с такой ураганной страстью и неистовой энергией, в
такой смертельной схватке с самим собой и всей мировой
культурой, что и спустя сто лет пафос и мощь его натуры
обжигают нас нестерпимым жаром. Он сумел так пламен
но выразить беспримерную борьбу своего духа, что всякий,
кто берется писать о нем, впадает в соблазн этого пафоса.
Я отдаю себе отчет, что мне также не удалось избежать та
кого соблазна. Но каждый, кто идет отвесными траверса
ми Ницше, кто решается выйти в штормовой океан его твор
чества, знает: писать об этом мыслителе без страсти и эн
тузиазма невозможно.
Из всех произведений Ницше «Воля к власти» оказала
на меня самое мощное воздействие. С веселой мудростью эта
книга показывала, что жизни противоположна не смерть,
а неудавшаяся, жалкая жизнь. Она учила искусству жить круп
но и радостно перед лицом бедствий, казалось бы, несов
местимых с самой этой жизнью. «Воля к власти» вошла в
меня, как стальная свая. Она заставила полюбить то, что я
ненавидел, принять то, что я отрицал, и отбросить то, чему
я поклонялся. Словно мощный порыв свежего весеннего
ветра, она захватила меня, постоянно толкая за пределы
самого себя. Эта книга делает свободней. Ей обязан я мно
гим. Теперь возвращаю должное.




nietzsche.pmd 571 22.12.2004, 0:07
Black
[572]

***
За 45 дней до своего со шествия с ума в письме Георгу
Брандесу от 20 ноября 1888 г. Ницше заявляет: «Сейчас с
цинизмом, который станет всемирно историческим, я рас
сказал самого себя. Книга озаглавлена «Ecce homo» и являет
ся бесцеремоннейшим покушением на Распятого... Это пре
людия к «Переоценке всех ценностей», готовому произве
дению, лежащему передо мной: я клянусь Вам, что через два
года весь мир содрогнется. Я — настоящее бедствие»1.
Однако «Ecce homo» стала последней работой Ницше,
после которой он шагнул в безумие. И «готовое произведе
ние» — «главный философский труд» — так и не появилось
при его жизни. Но Ницше сдержал свое слово: этот не закон
ченный самим автором «opus magnum» действительно заста
вил мир содрогнуться. В истории человечества найдется
немного текстов, которые сыграли такую историотворную
роль, как «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей».
Это беспримерно мужественная книга. В ней были
взяты штурмом самые неприступные высоты, взорваны
тысячелетние запреты, прорваны недозволенные рубежи.
Ни одна книга не шла в такой степени вразрез, наперекор
тысячелетним привычкам, верованиям, вкусам и предрас
судкам людей. Ни одна книга столь беспощадно не развен
чивала и не ниспровергала все, чем только жило человече
ство предыдущие 25 веков: религию, мораль, философию,
науку, политику, самого человека и самого Бога. Ни одна
книга так опасно и бесповоротно не взламывала сами устои
жизни людей и порядка вещей. С беспримерной дерзостью
эта подрывная книга динамит подняла на воздух, казалось
бы, вечные основы человеческой цивилизации. Сегодня мы
живем в ситуации взрыва. Мы еще не в силах осознать до кон
ца, катастрофа какого масштаба развертывается внутри и
вокруг нас.
«Воля к власти» — это поле жестокой битвы . Ее страни
цы пылают нестерпимым огнем, в котором до основания
сгорают, словно старые поленья, все прежние ценности и
боги. Эта книга — спрессованная в жестких формулах исто
рия человеческого духа, донесения с фронта всемирной ис

1
KGB, Abt. III, Bd. 5, S. 482.




nietzsche.pmd 572 22.12.2004, 0:07
Black
[573. Николай Орбел «Ecce Liber»]

тории, своего рода теоретическая закваска социальных ура
ганов грядущих эпох. Но это также и мобилизационный
план для человечества на ближайшие 200 лет. В «Воле к
власти» сконцентрирована вся ницшеанская эсхатология,
предвосхищение катастрофы и правозвестие посткатаст
рофного мира. Поразительно, насколько пророчески ярко
в «Воле к власти» была угадана и описана судьба XX века и,
я думаю, века нынешнего.
В то же время эту книгу окутывает какая то страшная
тайна. Более того, словно какое то проклятие вот уже бо
лее века тяготеет над ней. По масштабам лжи и небылиц,
нагроможденных вокруг «Воли к власти», эта книга удержи
вает пальму первенства, по крайней мере, в XX веке. Сама
история ее возникновения и существования представляет
собой полную загадок детективную историю, которую вот
уже более ста лет пытается разгадать не одно поколение
исследователей. Дело в том, что аутентичной «Воли к влас
ти» не существует: своей версии этой книги Ницше не ос
тавил. В течение последних четырех пяти лет своей жиз
ни он действительно работал над проектом с названием
«Воля к власти». Но проект этот так и остался незавершен
ным, растворившись в безумии автора. Тем не менее, уси
лиями литературных наследников философа эта книга бы
ла смонтирована и с тех пор неразрывно связана с именем
Ницше. Более того, «Воля к власти» стала восприниматься
как его главный и самый известный труд, а сам он — преиму
щественно как автор именно этой книги, иногда даже в
ущерб остальным произведениям.
Однако мистификация на этом не закончилась. Сегод
ня существует порядка десятка различных вариантов «Воли
к власти». В итоге мы имеем своего рода книгу пульсар с
вечно меняющимися текстовыми конфигурациями. Все это,
несомненно, также способствовало тому, что «Воля к влас
ти» стала самым будоражащим текстом, вокруг которого
уже целое столетие нескончаемо кипят идейные страсти.
Крупнейшие умы XX века бились над ее тайными письме
нами с такой страстью и надеждой, словно она скрывает ве
ликое знание, от которого зависят судьбы мира — более то
го, само наше пребывание на этой планете как биологиче
ского вида!..




nietzsche.pmd 573 22.12.2004, 0:07
Black
[574]

Конференции по ницшеанству проводятся от Чикаго
до Пекина, от Палермо до Кембриджа. Философия XX века
становится чуть ли не комментарием к Ницше, а «Воля к
власти» — его самым цитируемым и интерпретируемым
произведением. Ему обязаны своим появлением почти все
главные течения современной мысли: философия жизни и
экзистенциализм, герменевтика и структурализм, совре
менная эпистемология и лингвистика... Он становится ро
доначальником целого спектра современных философских
методов: генеалогии, коллажа, деконструкции, перспекти
визма, структурализма... Его мысль дает мощный импульс
авангардным формам мирового искусства: сюрреализму, да
даизму, футуризму, абстракционизму... Ницше дарит целый
набор художественных приемов: от сюрреалистической ги
пертрофии и деформации реальности как вскрытия новых
связей между вещами, до потока сознания и мифологиче
ского символизма. Более того, он предвосхищает новые
виды искусства — прежде всего кинематограф с его спрес
сованным временем и техникой монтажа. Наконец, разве
не являются его книги, представляющие собой конгломе
рат фрагментов и смысловых кусков, прообразом компью
терного способа хранения и передачи информации, рассе
ченной на самодостаточные единицы?
Не только высоколобые мыслители оказались подвер
жены магии этой книги. Для самых широких слоев читаю
щей публики «Воля к власти» стала, возможно, первым в ис
тории массовым философским бестселлером. В ней речь впер
вые напрямую зашла о сути жизни каждого человека, в ней
философия становилась личным делом каждого. До этого
философия никогда еще не выходила из кабинетов прямо
на улицы европейских городов и в окопы мировых войн.
Действительно, эта судьбоборческая книга — не забава
для пообедавших. В ней заключен неимоверный объем стр
адания. И обычно Ницше начинают читать тогда, когда в
жизнь входит трагедия, когда человек ввергнут в неимо
верные испытания, когда, как воздух, нужны мужество,
бесстрашие и воля... Или когда над вами нависло пыльное
небо, когда безнадежная, беспробудная скука накрыла все
ваше существование, когда дни слиплись в бесцветную мас
су, а на вкус жизнь утратила всякую соль,— вот тогда читай




nietzsche.pmd 574 22.12.2004, 0:07
Black
[575. Николай Орбел «Ecce Liber»]

те Ницше, чтобы изобрести свое солнце. Если же у вас до
этого не дошло и все в порядке — отложите в сторону эту
книгу. Она вам — не нужна, более того — противопоказана.
«Воля к власти» — бортовой журнал потерпевших ко
раблекрушение. Это крайне жестокая книга, обращенная к
тем, кому уже нечего терять, к тем, кто висит над бездной.
Она посвящена особым людям. «Людям, до которых мне
хоть сколько нибудь есть дело, я желаю пройти через стра
дания, покинутость, болезнь, насилие, унижения — я желаю,
чтобы им не остались неизвестны глубокое презрение к се
бе, муки неверия в себя, горечь и пустота преодоленного;
я им нисколько не сочувствую, потому что желаю им един
ственного, что на сегодня способно доказать, имеет чело
век цену или не имеет: в силах ли он выстоять...»1.
Секрет очарования этой книги прост: попадая в ее си
ловое поле, мы словно оказываемся объяты могуществен
ными энергиями какого то духовного ускорителя — коллай
дера: он сталкивает нас на бешеной скорости с мироздани
ем, с нами самими. «Воля к власти» — сверхплотный сгусток
колоссальной воленосной энергии. Но неосторожное обра
щение с ним может оказаться смертельно опасным. Эта кни
га — словно вулкан, из жерла которого вырываются смерто
носные языки пламени. Она может расжечь в вашей душе
неистовый огонь, как сделала это с миллионами европей
цев в первой половине XX века. Чтение Ницше — настоя
щая ордалия, прохождение сквозь ад. Оно лишает невинно
сти. После «Воли к власти» всякий человек почувствует в се
бе перемену: уже нельзя смотреть на мир, как смотрел на него
до прикосновения к этой книге. Человек становится «су
ше», более зрелым, более матерым, более ответственным.


***
Свое исследование, посвященное произведению, от
которого «содрогнется мир», я назвал «Ессе liber» — «Се кни
га». Это выражение перекликается со знаменитыми слова
ми Пилата, сказанными о Христе: «Ecce homo» — «Се чело
век», ставшими заглавием автобиографии Ницше. Однако

1
«Воля к власти», § 910.




nietzsche.pmd 575 22.12.2004, 0:07
Black
[576]

«Liber» означает по латыни, кроме того, и «свободный». Дей
ствительно, свобода Ницше, по выражению Жоржа Батая,
сбивает с ног. Но тот, кто устоит, благодаря этой книге до
самых последних пределов раздвинет свою независимость
в этом мире. К тому же в доримские времена на Юге Ита
лии «Liber» называли Диониса — верховное божество ниц
шеанской мифологии.
В предлагаемой статье я хочу ответить на вопросы:
1. Каким образом Ницше стал автором книги, которой
не написал?
2. Как он, глашатай рабства, стал знаменем восставших
рабов?
3. Почему ницшеанство оказалось востребованным ди
аметрально противоположными политическими силами?




nietzsche.pmd 576 22.12.2004, 0:07
Black
[577. Николай Орбел «Ecce Liber»]

i. книга призрак

1.«Никто не знает сегодня, на что похожа хорошая книга»

Замысел «Воли к власти» стал выкристаллизовываться в
духовном мире Ницше уже с 1883 года. Хотя концепт «воли
к власти», по видимому, восходит к Дионису — главному ге
рою «Рождения трагедии», впервые сам термин появляет
ся в главе «О тысяче и одной цели» Первой части «Зарату
стры»: «Скрижаль добра висит над каждым народом… взгля
ни, это голос воли его к власти». Затем в главе «О самопре
одолении» дается уже развернутая характеристика воли к
власти как сущности жизни: «Везде, где находил я живое,
находил я и волю к власти»1.
Вообще, «Заратустра» сыграл решающую роль в рожде
нии «Воли к власти». В самый разгар работы над этой фило
софской поэмой в письме от 3 сентября 1883 года из Сильс
Марии в Энгадине (юго восточная Швейцария) Ницше со
общает своему ближайшему другу Петеру Гасту (Генриху Ке
зелицу): «...возможно, в ближайшее время я напишу что
нибудь теоретическое; мои записи в этом духе теперь назы
ваются “Невинность становления. Руководство по освобож
дению от морали”»2. И хотя Ницше планировал написать
еще две части этой «книги для всех и ни для кого», им все
больше овладевает потребность в «венчающем» произведе
нии, сводящем воедино все масштабные сюжетные стержни
его творчества. К тому же, опасаясь, что сложнейшие обра
зы идеи Заратустры будут восприняты превратно, он испы
тывает усиливающееся желание перевести на философ
ский язык символический мир своей поэмы: «каждый вели
кий учитель человечества знает, что при неблагоприятном
стечении обстоятельств может стать для человечества злым
гением — так же, как мог бы стать благословением.
Что ж, я сам хочу сделать все возможное, чтобы по
крайней мере не дать повода для грубого злоупотребления;
и сейчас, после того, как я выстроил вестибюль своей фи

1
Ф. Ницше. Т. II. с. 42, 82.
2
KGB, III, 1, S. 445.




nietzsche.pmd 577 22.12.2004, 0:07
Black
[578]

лософии, я должен снова неутомимо трудиться, пока и глав
ное здание не будет построено. Люди, которые понимают
только язык амбиций, могли бы сказать, что я чересчур вы
соко замахнулся. Пусть так!».1

<< Пред. стр.

страница 70
(всего 110)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign